Порядок заполнения расчета по страховым взносам. Контрольные соотношения расчета по страховым взносам

Настоящее Указание на основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721; 2003, № 50, ст. 4855, ст. 4858; 2004, № 30, ст. 3085; 2005, № 10, ст. 760; № 30, ст. 3101, ст. 3115; 2007, № 22, ст. 2563; № 46, ст. 5552; № 49, ст. 6048; 2009, № 44, ст. 5172; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4195; № 49, ст. 6409; 2011, № 30, ст. 4584; № 49, ст. 7040; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4067; 2014, № 23, ст. 2934; № 30, ст. 4224; № 45, ст. 6154) (далее - Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации») устанавливает требования к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию, методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования, к порядку использования статистических данных по видам страхования.

Раздел I. Требования к методике расчета страховых тарифов, в том числе к ее структуре и содержанию

1. При определении страховой премии по договору добровольного страхования страховщик обязан применять актуарно (экономически) обоснованные страховые тарифы (базовые тарифные ставки и коэффициенты к ним), которые рассчитываются в соответствии с утвержденной им методикой расчета страховых тарифов.

Методика расчета страховых тарифов разрабатывается страховщиком в соответствии с требованиями статьи 11 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», положениями настоящего Указания и утверждается страховщиком и предоставляется в орган страхового надзора в составе методики актуарных расчетов.

2. Методика расчета страховых тарифов должна содержать перечень рисков по каждому виду страхования с указанием названия и даты утверждения и направления в орган страхового надзора правил страхования, предусматривающих данный риск.

3. При расчете страховых тарифов по страхованию жизни обязательным приложением к методике расчета страховых тарифов являются таблицы смертности (инвалидности, заболеваемости), используемые при расчете тарифов, с указанием информации об источниках и способах получения указанных таблиц.

4. Для каждого вида страхования, по каждому риску (совокупности рисков), для которого рассчитывается страховой тариф, в методике расчета страховых тарифов необходимо указать следующую информацию.

4.1. Структуру страхового тарифа, с указанием доли страхового тарифа, предназначенной для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования, расходов на выплату вознаграждения, выплачиваемого страховщиком страховому агенту, страховому брокеру, иных расходов на заключение договора страхования, расходов страховщика по обслуживанию договоров страхования, расходов на осуществление страховых выплат.

4.2. Наименование, источники и объем используемых статистических данных. Временной период, за который используются статистические данные при расчете страхового тарифа.

4.3. Методы определения корректировок и расчета прогнозных значений статистических данных в случае их использования.

4.4. Наличие франшизы, ее вид (условная, безусловная) и размер.

4.5. Методы расчета страхового тарифа, с указанием перечня применяемых терминов и обозначений, обоснование и методику расчета поправочных коэффициентов к базовым тарифным ставкам.

4.6. В описании методов расчета страховых тарифов по страхованию жизни необходимо также указать величину нормы доходности, порядок уплаты страховой премии (единовременно, путем внесения страховых взносов периодически, в установленные договором страхования сроки); порядок выплаты страховой суммы (единовременно, регулярно, в течение определенного договором страхования срока, в форме страховой ренты, аннуитетов, страховых пенсий); характеристику страховой суммы (постоянная, возрастающая или убывающая).

5. Методика расчета страховых тарифов должна содержать перечень случаев, когда страховые тарифы подлежат обязательному пересмотру.

Раздел II. Требования к методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования

1. При определении метода расчета базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или определении предельных значений указанных коэффициентов страховщики должны руководствоваться принципами, изложенными в федеральных стандартах актуарной деятельности, стандартах и правилах саморегулируемых организаций актуариев.

2. При расчете базовой тарифной ставки по договору страхования жизни страховая организация должна исходить из уравнения эквивалентности: равенства актуарной стоимости страховых выплат по предстоящим страховым случаям и актуарной стоимости страховых премий на начало срока действия договора страхования.

3. Доля расходов на выплату вознаграждения, выплачиваемого страховщиком страховому агенту, страховому брокеру не может превышать двадцати процентов от страховой премии.

4. Методы расчета страховых тарифов должны быть основаны на одном из следующих принципов.

4.1. Расчет страховых тарифов производится на основе статистических данных по одному или нескольким основным страховым рискам, имеющим наибольшее влияние на величину страхового тарифа по виду страхования.

4.2. Расчет страховых тарифов производится на основе статистических данных в совокупности по всем рискам, покрываемым страхованием.

Раздел III. Требования к порядку использования статистических данных по видам страхования

1. Статистические данные используются после проведения проверки, включающей в себя: сверку статистических данных страховщика с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иными документами страховщика, сопоставление данных с данными предыдущих периодов (периода), с информацией профессиональных объединений и ведомств.

Для целей расчета страховых тарифов могут быть произведены корректировки статистических данных или получены прогнозные значения по имеющимся статистическим данным.

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

3. Страховым организациям необходимо привести методику расчета страховых тарифов в соответствие с настоящим Указанием в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Указания.

Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России «О требованиях к методике расчета страховых тарифов»

Банк России разработал указания «О требованиях к методике расчета страховых тарифов» (далее - проект указания) в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Указания устанавливает требования к методике расчета страховых тарифов по добровольным видам страхования, в том числе к ее структуре и содержанию, методам и принципам расчета страховых тарифов (базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним или предельных значений указанных коэффициентов) по видам страхования, к порядку использования статистических данных по видам страхования.

Вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Предложения и замечания к указания, направляемые в рамках публичного обсуждения, принимаются с 26.12.2015 по 08.01.2016.

Обзор документа

Приведен проект Указания ЦБ РФ о требованиях к методике расчета страховых тарифов.

Проектом устанавливаются требования к структуре и содержанию методики, методам и принципам расчета страховых тарифов по видам страхования, а также к порядку использования статистических данных по видам страхования.

В частности, при определении страховой премии по договору добровольного страхования страховщик обязан применять актуарно (экономически) обоснованные страховые тарифы. Они рассчитываются в соответствии с утвержденной им методикой расчета страховых тарифов. Она разрабатывается, утверждается и предоставляется страховщиком в орган страхового надзора в составе методики актуарных расчетов.

Согласно проекту при определении метода расчета базовых тарифных ставок и коэффициентов к ним страховщики должны будут руководствоваться федеральными стандартами актуарной деятельности, а также стандартами и правилами саморегулируемых организаций актуариев.

Статистические данные используются после проведения проверки. Для целей расчета страховых тарифов могут быть произведены корректировки статистических данных или получены прогнозные значения по имеющимся статистическим данным.

С этого года работодатели сдают в налоговые органы единый расчет по страховым взносам, который заменил собой формы РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РФ-3 ПФР и 4-ФСС. Форма расчета (КНД 1151111) утверждена Приказом ФНС России от 10.10.16 № ММВ-7-11/551@.

Отчитываться по взносам нужно один раз в квартал, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом. В 2017 году срок сдачи отчетности по взносам приходится:

  • за I квартал – на 2 мая;
  • за полугодие – на 31 июля;
  • за девять месяцев – на 30 октября;
  • за год – на 30 января 2018 года.

Контрольные соотношения – это метод математической проверки данных, отражающий корректность введенных в декларацию данных путем сопоставления определенных показателей. приведена таблица, в которой содержатся:

  • формулы контрольных соотношений с указанием строк и листов расчета;
  • описание возможного нарушения налогового законодательства;
  • действия проверяющего при выявлении этого нарушения.

Приведенные алгоритмы будут использовать проверяющие при камеральных проверках. Эти соотношения полезны также страхователям, чтобы протестировать свои отчеты за I квартал 2017 года, которые им предстоит сдать впервые.

Как пользоваться таблицей

Разберемся, как пользоваться на примере проверки показателя «ст. 030 р. 1 СВ оп» – графа 3 таблицы:

«ст. 030 р. 1 СВ оп = ст. 030 р. 1 СВ поп + ст. 031 р. 1 СВ оп + ст. 032 р. 1 СВ оп + ст. 033 р. 1 СВ оп.».

В данном алгоритме использованы следующие сокращения:

  • СВ – Расчет по страховым взносам (КНД 1151111);
  • ОПС – обязательное пенсионное страхование;
  • р. – раздел;
  • поп – предыдущий отчетный период;
  • оп – отчетный период.

Применяем сокращения и получаем результат: «Строка 030 раздела 1 расчета за отчетный период определяется как сумма строк 030 раздела 1 расчета за предыдущий отчетный период и строк 031, 032, 033 раздела 1 расчета за отчетный период».

В графе 5 таблицы дана информация: «сумма СВ на ОПС за отчетный период (не равно) сумме СВ на ОПС за предыдущий отчетный период и за последние три месяца отчетного периода».

Это значит, что согласно данным таблицы контрольных соотношений, показатель строки 030 раздела 1 расчета за отчетный период не может равняться сумме взносов на обязательное пенсионное страхование за предыдущий отчетный период и за последние три месяца отчетного периода.

В графе 6 таблицы прописано, какие действия при обнаружении нарушения данного соотношения предпримет инспектор. В частности, запросит пояснения, представить которые нужно в течение пяти дней.

О новой форме Расчета по страховым взносам, представляемого в 2017 года в налоговую инспекцию, мы рассказывали в и приводили пример заполнения страховой отчетности. А какие существуют контрольные соотношения по страховым взносам?

Как проверить правильность заполнения Расчета

Порядок заполнения Расчета по страховым взносам приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Однако о том, как проверить правильность заполнения формы, в Порядке не говорится.

Для того, чтобы налоговая инспекция могла проконтролировать корректность заполнения Расчета, были разработаны Контрольные соотношения. Первые Контрольные соотношения к новой форме Расчета вышли еще в марте 2017 года (Письмо ФНС от 13.03.2017 № БС-4-11/4371@). В июне 2017 года налоговое ведомство свои Контрольные соотношения обновило, выпустив . Конечно, ими может воспользоваться и плательщик страховых взносов для самопроверки.

Контрольные соотношения в отчете для Расчета по страховым взносам представлены в виде таблицы, состоящей из следующих основных граф:

  • содержание контрольного соотношения;
  • ссылка на статью НК РФ, с нормами которой связано возможное нарушение законодательства при невыполнении контрольного соотношения;
  • формулировка нарушения;
  • действия, которые должны предпринять налоговая инспекция и плательщик при обнаружении такой ошибки.

Представим примеры внутридокументных контрольных соотношений по страховым взносам:

Содержание контрольного соотношения При невыполнении контрольного соотношения
Возможное нарушение законодательства РФ Формулировка нарушения Предпринимаемые действия
Гр. 3 ст. 061 подразд. 1.1 прил. 1 = Σ
стр. 240 (1 месяц) подразд. 3.2.1
ст. 431 НК РФ Общая сумма исчисленных страховых взносов на ОПС за первый месяц последнего квартала с базы, не превышающей предельной величины, в целом по плательщику сумме взносов за этот же месяц с базы, не превышающей предельной величины, по каждому физическому лицу Плательщику страховых взносов не позднее дня, следующего за днем получения Расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление
Ст. 050 р. 1 = Σ всех гр. 1 ст. 060 подр. 1.2 прил. 1 р. 1 Сумма страховых взносов на ОМС к уплате за отчетный период сумме взносов за отчетный период по каждому виду тарифа Проверить, изменялась ли сумма исчисленных страховых взносов при камеральной налоговой проверке Расчета за предыдущий отчетный период. Если с учетом результатов камеральной налоговой проверки контрольное соотношение не выполняется, то в соответствии со ст. 88 НК РФ направить плательщику требование о представлении в течение 5 рабочих дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК РФ

Контрольными соотношениями (Письмо ФНС от 30.06.2017 № БС-4-11/12678@) предусмотрены также междокументарные сверки, т. е. проверка Расчета с формой 6-НДФЛ, а также со сведениями из ФСС.

Так, к примеру, контрольные соотношения 6-НДФЛ и страховых взносов такие:

Кстати, ФСС выпустил свои контрольные соотношения к расчету по страховым взносам (Письмо ФСС РФ от 15.06.2017 N 02-09-11/04-03-13313).

Контрольные соотношения: новшества-2018

С 01.01.2018 расчет считается непредставленным, если (п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • раздел 3 содержит недостоверные персональные данные физлица;
  • есть ошибки в числовых показателях раздела 3 (в сумме выплат, базы, взносов);
  • сумма числовых показателей разделов 3 по всем физлицам не совпадет с данными по организации в целом, отраженными в подразделах 1.1 и 1.3 приложения № 1 к разделу 1 расчета;
  • сумма взносов на ОПС (исходя из базы, не превышающей предельную величину) в разделах 3 по всем работникам не равна сумме взносов на ОПС по организации в целом в подразделе 1.1 приложения № 1 к разделу 1 расчета.

Эти поправки нужно иметь в виду уже при подготовке и сдаче расчета по итогам 2017 года.
С учетом новшеств ФНС доработала функционал программы подготовки документов налоговой и бухгалтерской отчетности и расчетов по страховым взносам «Налогоплательщик ЮЛ», а также разработала дополнительные контрольные соотношения для проверки РСВ (

Который с начала 2017 г. подается в налоговые органы, а не в фонды. Если в ходе проверки инспекторы выявят несоответствия между полученными сведениями и информацией, которой они располагают, а также в других случаях, они потребуют предоставить пояснения по Расчету страховых взносов в налоговую. О том, что может послужить причиной для затребования пояснений, как их составить и предоставить в ИФНС, расскажем далее.

Как предоставить пояснение в налоговую по страховым взносам

Предоставить пояснения в ИФНС нужно в течение 5 рабочих дней после получения требования. Отвечать на требование налоговиков о пояснении нужно обязательно, ведь за свое «молчание» налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5000 руб., а при повторном игнорировании в течение того же года, уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Какой-либо официальный образец пояснения в налоговую по страховым взносам отсутствует, ответ на требование ИФНС составляется в произвольной форме. Далее мы рассмотрим, как можно оформить пояснения для налоговой в некоторых ситуациях.

Пояснение в налоговую: пониженный тариф страховых взносов

О том, что фирма или ИП рассчитывают страхвзносы по пониженным тарифам, инспекторы узнают из Расчета по страховым взносам, поэтому в требовании они запросят документы, подтверждающие право страхователя на применение льготных ставок. Перечень документов зависит от применяемой системы налогообложения и вида деятельности. Это может быть копия КУДиР , расчетно-платежные документы, копия свидетельства о резидентстве в особой экономической зоне, документы, подтверждающие право на ведение определенной деятельности и т.п.

Документы могут запросить как в «бумажной» (в виде заверенных копий), так и в электронной форме. Пояснения должны содержать ссылку на статью НК РФ, на основании которой применяются пониженные тарифы, вид деятельности фирмы или ИП и другие сведения, которые интересуют налоговиков. Подтверждающие документы нужно оформить как приложение к пояснениям.

Образец пояснения в налоговую по страховым взносам.

Руководителю ИФНС № 43 по г. Москве

от ООО «Астра»

ИНН7701234561, КПП 7700001001

ОГРН 1234567891234

Адрес: 125111г. Москва, ул. Парковая, 43, оф. 67

Исх. № 123 от 02.11.2017 г.

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на ваше требование № 111/222-33 от 25.10.2017 г. о праве применения пониженных тарифов страховых взносов, сообщаем:

ООО «Астра» занимается техобслуживанием и ремонтом автотранспортных средств и применяет упрощенную систему налогообложения. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 427 и пп. 3 п. 2 НК РФ, к данной деятельности допускается применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20%. Доход ООО «Астра» за отчетный период 9 месяцев 2017 г. составил 54,5 млн руб., что не превышает допустимый лимит для применения пониженных тарифов по страховым взносам.

Указанную информацию подтверждаем копиями документов, прилагаемыми к настоящим пояснениям.

Приложение:

  1. Копия КУДиР за 9 месяцев 2017 г.
  2. Копия выписки Росстата с кодами ОКВЭД.

Генеральный директор ООО «Астра» Семенов Семенов А.П.

Пояснение о необлагаемых суммах

В своем требовании инспекция может запросить детализацию сумм, не облагаемых страхвзносами: больничных, детских пособий, суточных и т.п.

В пояснении достаточно разбить общую необлагаемую сумму на категории, то есть указать общую сумму, и сколько из нее составляют больничные пособия, суточные, матпомощь, пособие по уходу за ребенком и т.д. Указывать необлагаемые суммы в привязке к конкретным физлицам в данном случае не требуется.

Пояснения в налоговую по неуплате страховых взносов

Отсутствие в расчете начислений и уплаты страховых взносов – тоже повод для запроса пояснений.

Расчет по страховым взносам сдается всеми страхователями, независимо от того, велась ими деятельность в отчетном периоде или нет. Если данные о начислении и уплате взносов отсутствуют, то причину этого нужно пояснить. Например, указать, что в отчетном периоде ООО или ИП деятельность не вели, в связи с чем не осуществляли и выплату зарплаты сотрудникам, либо, что в компании работников нет, а числится только руководитель, являющийся также ее единственным учредителем.

Чтобы предупредить вопросы, такие пояснения в налоговую по уплате страховых взносов лучше подать сразу, приложив их к «нулевому» Расчету.

Если в расчете по взносам отражены необлагаемые суммы либо пониженные тарифы, то при камеральной проверке расчета ИФНС направит вам требование. В нем она запросит документы, подтверждающие обоснованность отражения таких сумм и тарифов. Ваша задача - правильно ответить на это требование.

- Наталья Владимировна, поясните, пожалуйста, такую ситуацию. При сдаче расчета за I квартал 2017 г. компания получила уведомление об ошибке 0400500003, что свидетельствует о несовпадении персональных данных работников с данными базы ФНС. Она направила в ИФНС письмо о том, что данные по двум сотрудникам достоверны, и приложила к письму ксерокопии паспортов, ИНН и СНИЛС. Но при сдаче расчета за полугодие компания вновь получила уведомление об ошибке 0400500003. Что теперь нужно сделать? Как ответить на требование?

Учитывая, что компания ранее представляла документы на сотрудников, по которым были выявлены расхождения по СНИЛС и ИНН, при сдаче расчета за полугодие повторно представлять копии документов не требуется. Ранее направленные документы служат основанием для проведения уточняющих мероприятий.

В ответ на требование можно написать, что ксерокопии паспортов, ИНН и СНИЛС по работникам организация направляла в ИФНС по итогам I квартала 2017 г.

- Из инспекции пришло требование представить сведения, детализирующие не облагаемые взносами суммы, отраженные в расчете за полугодие. У организации это больничные, пособие по уходу за ребенком, суточные и др. Каким образом нужно оформить ответ на это требование? Необходимо ли указывать, по каким физлицам (их ф. и. о.) были необлагаемые выплаты?

В НК прямо прописано, что инспекция при проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам может требовать сведения и документы, подтверждающие, в частности, обоснованность отражения сумм, не облагаемых взносами на основании ст. 422 НК РФ.

При получении такого требования организация представляет информацию в произвольной форме, с разбивкой общей необлагаемой суммы на категории. Например, общая сумма необлагаемых выплат - такая-то, из них: пособия по болезни - такая-то сумма, материальная помощь - такая-то сумма, суточные - такая-то сумма и так далее. Представлять детализацию по каждой категории (по каждому физическому лицу) не требуется.

- В организации генеральный директор - гражданин Украины, который работает по патенту (временно пребывающий в РФ безвизовый иностранец). Взносы на ОМС с его доходов не начисляются. Взносы на ВНиМ рассчитываются по тарифу 1,8%. В расчете за полугодие так все и отразили. Сейчас пришло требование из инспекции о том, что нужно представить пояснения и документы, подтверждающие право на применение льготных тарифов. Как ответить на этот запрос и какие документы надо направить в ИФНС?

При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция вправе истребовать у плательщика взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения пониженных тарифов.

Учитывая, что организация производит выплаты иностранным гражданам, в качестве документов, подтверждающих применение пониженных тарифов, могут быть документы, дающие право вести трудовую деятельность на территории России. Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными работниками установлены Законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Поскольку в организации работает временно пребывающий в РФ безвизовый иностранец, которого можно нанимать на работу только при наличии у него патента, то в инспекцию по директору - гражданину Украины нужно направить ксерокопии патента, миграционной карты, а также его паспорта.

- При проверке расчета по взносам ИФНС потребовала представить по иностранным работникам (гражданам Узбекистана, Таджикистана, работающим по патенту) копии иностранных паспортов, патентов, миграционных карт. Но некоторые работники уже уволились, и представить по ним ксерокопии документов невозможно, поскольку их не делали. На фирме имеются экземпляры трудовых договоров, подписанные такими работниками. В них указаны их паспортные данные и реквизиты патента. Также есть личные карточки этих работников (форма Т-2). Можно ли направить копии этих документов для подтверждения ставки 1,8%?

Наличие патента (естественно, действующего) у иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, является для работодателя (заказчика) одним из определяющих факторов для привлечения такого гражданина к трудовой деятельности. В качестве документов, подтверждающих применение ставки взносов в размере 1,8%, являются документы, дающие право вести трудовую деятельность на территории РФ, в частности это патент.

Так как этих документов у фирмы нет, то она может представить те документы, которые у нее имеются. Инспекция сможет проверить указанные в трудовом договоре данные о выданном патенте по своей базе, если фирма как налоговый агент получала из ИФНС уведомление, подтверждающее ее право уменьшать исчисленную сумму НДФЛ по доходам иностранца на уплаченные иностранцем фиксированные авансовые платежи. Ведь для выдачи такого уведомления ИФНС должна была владеть информацией от МВД (ФМС) о факте заключения налоговым агентом трудового или гражданско-правового договора и выдачи иностранному гражданину патента.

И если данные о выданном иностранцу патенте подтвердятся, тогда и право на тариф 1,8% будет подтверждено.

- Фирма применяет УСН и платит взносы по льготному тарифу (20% взносов на ОПС). Получили требование представить документы, подтверждающие пониженный тариф: выписку из ЕГРЮЛ с кодом по ОКВЭД2, книгу учета доходов и расходов, договоры на реализацию товаров (работ, услуг), документы, подтверждающие получение льготной выручки (платежные поручения). Действительно ли нужно направлять все эти документы? Надо ли представлять выписку из ЕГРЮЛ, если эти данные ИФНС может проверить сама? И к тому же код по ОКВЭД2 указан на титульном листе расчета.

Предметом камеральной проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. В ходе проверки инспектор проводит проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Вместе с тем ИФНС в рамках камеральной проверки вправе истребовать необходимые документы в случае применения плательщиком пониженных тарифов страховых взносов.

Для организаций, применяющих УСН, главный критерий, позволяющий уплачивать взносы по пониженным тарифам, - доля выручки от основного вида деятельности, который поименован в подп.5 п.1 ст.427 НК РФ, составляет не менее 70% доходов на УСН. Документы, подтверждающие это, в частности, могут быть такие:

  • копия книги учета доходов и расходов, в которой отражаются все полученные при УСН доходы;
  • расчетно-платежные документы, подтверждающие получение льготной выручки по упрощенке.

Представлять выписку из ЕГРЮЛ не требуется.

- Главный бухгалтер уехала в отпуск после сдачи расчета. А из ИФНС пришло требование в течение 5 дней представить пояснения к расчету из-за несовпадения контрольных соотношений, а также документы по необлагаемым суммам или же внести в расчет исправления. Вернуться к сроку представления пояснений главбух не успеет. А никто, кроме нее, дать их не может, так как этот расчет делала она. Можно ли как-то перенести срок направления пояснений и документов, чтобы избежать штрафов за их непредставление? Например, направить в ИФНС письмо, что главбух в отпуске и, как только вернется, все представит?

Если плательщик взносов не может представить истребуемые документы и пояснения в отведенный срок, он в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет ИФНС:

  • о невозможности представить в указанный срок документы;
  • о причине, по которой это невозможно сделать (главный бухгалтер в отпуске и, кроме нее, никто не может дать пояснения и представить документы);
  • о сроке, в течение которого появится возможность представить эти документы и пояснения.

Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов подается в ИФНС по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@.

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить срок представления, о чем выносится отдельное решение.