Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.
Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:
В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.
Автономные (АУ) |
Бюджетные (БУ) |
Казенные (КУ) |
|
Основной регулирующий НПА |
Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ |
Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ |
Бюджетный кодекс РФ |
Вид деятельности |
Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) |
Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ). |
|
Использование доходов от коммерческой деятельности |
На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ). |
Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ) |
|
Расчетные счета |
В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ) |
Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ) |
|
Владение имуществом |
На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
||
Распоряжение имуществом |
|
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества |
|||
Ответственность |
Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ) |
Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ) |
|
Источник финансирования |
Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ) |
Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ) |
Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:
На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:
Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.
Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.
План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:
Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.
Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .
Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:
Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».
В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.
Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.
Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.
Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:
Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .
С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.
Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.
Номер разряда КБК (кода расходов) |
|||||||
Код главного распорядителя бюджетных средств |
Код раздела |
Код подраздела |
Код целевой статьи |
Код вида расходов |
|||
Программная (непрограммная) статья |
Направление расходов |
подгруппа |
|||||
Прил. 9 к указаниям № 65н |
Прил. 2 к указаниям № 65н |
Прил. 10.1 к указаниям № 65н |
Прил. 3 к указаниям № 65н |
Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:
Номер разряда счета АУ или БУ |
|||||
Соответствующий номер разряда КБК |
|||||
На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.
Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.
Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.
Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.
Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.
Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .
Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.
Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .
Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.
Такая система учета и называется бюджетным учетом .
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.
Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.
Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.
Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.
Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .
Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.
Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .
По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.
А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.
Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .
Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.
Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н
Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).
Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.
К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.
Порядок ведения бюджетного учета основан на единых стандартах. То есть, существует определенная методология, на основании которой производится порядок ведения бюджетного учета. Сам по себе учет представляет собой упорядоченную систему регистрации, обобщения, сбора информации по поводу финансовых и нефинансовых активов. Осуществляется учет посредством планов счетов, которые дополнительно включают в себя бюджетную классификацию. Отчетность обязательно включает в себя документы по исполнению бюджета и баланса исполнений, отчет о финансовых результатах, отчет о движении средств.
Также документация может содержать в себе данные о возможных поступлениях, при этом, учитываются доходы не только по бюджетному финансированию, но еще и доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности организации.
Что же касается баланса исполнения бюджета, то он должен включать в себя все данные о финансовых, а также нефинансовых активах.
Порядок ведения бюджетного учета четко нормируется установленными законами. В первую очередь производится учет операций, по начислению администрируемых доходов. Начисление данных доходов осуществляется ежемесячно. Также производится учет поступлений доходов в бюджеты (отчисления организации). Обязательно производится своеобразная инвентаризация активов и обязательств. Причем в данном случае речь идет исключительно об администрируемых доходах. Процесс инвентаризации активов производится в порядке, который устанавливается Министерством финансов (методологические указания).
Основная цель проведения инвентаризации является проверка четкого соответствия данным, которые отражаются по различным финансовым отделам. Также, посредством наличия таких данных государственные инстанции могут контролировать расход бюджетных средств, выделенных на деятельность той или же иной организации.
Инвентаризация обязательно производится по каждому бюджету в отдельности, в данном случае процесс протекает в разрезе кодов бюджетной классификации.
По результатам произведенной инвентаризации составляется специализированная опись расчетов, которая должна быть подписана всеми членами комиссии.
Если в процессе проведения данных мероприятий обнаруживаются определенные расхождения по бюджету, то обязательно составляется специализированный Акт, который в дальнейшем позволяет выявить причину возникновения расхождений.
Перед тем, как организация переходит на работу по новой инструкции, обязательно производится детальный бюджетный учет по поводу дебиторских задолженностей прошлых лет.
Источник: www.biznet.ru
Деятельность бюджетных организаций государства, в последние несколько лет стала, приобретать огромное значение в экономике. Бюджетная организация занимается учетом,...
В отличие от простой двузначной нумерации бухгалтерских счетов в хозрасчетных организациях бюджетники в своем учете применяют счета с громоздкой структурой. Однако в каждом...
Отдел бюджетного учёта – это структурное подразделение, которым управляет Федеральное казначейство. Действует данная организация по конституционным, Федеральным законам, а также...
Бюджетный учет представляет собой определенный свод правил по ведению бухгалтерского налогового учета в определенных организациях. Такой учет ведут все организации, которые в...
Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.
Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.
В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.
Основные регламентирующие бухучет документы
Вид организации |
Базовый нормативный правовой акт |
План счетов |
Состав отчетности |
---|---|---|---|
Коммерческие организации |
Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете» |
Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению» |
Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» |
Государственные (муниципальные) учреждения |
Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» |
Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» |
Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:
Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.
В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.
Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.
Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:
Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.
Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:
Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).
Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:
Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.
На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.
У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.
Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.
Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.
Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.
Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:
Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.
Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.
Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.
В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
2.206.34.560 | 2.201. .610 | Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» | 12 800 руб. | Платежное поручение |
2.303.04.830 | 2.210.01.660 | Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса | 1 952 руб. | Счет-фактура |
2.105.36.340 | 2.302.34.730 | Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) | 54 238 руб. | Товарная накладная |
2.210.01.560 | 2.302.34.730 | Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов | 9 762 руб. | Товарная накладная |
2.210.01.560 | 2.303.04.730 | Восстановлен | 1 952 руб. | Счет-фактура |
2.303.04.830 | 2.210.01.660 | Принят к вычету входящий НДС | 9 762 руб. | Счет-фактура |
2.302.34.830 | 2.206.34.660 | Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» | 12 800 руб. | Платежное поручение |
2.302.34.830 | 2.201. .610 | Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) | 200 руб. | Платежное поручение |
2.302.34.830 | 18 (код КОСГУ 340) | Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения | 200 руб. | Платежное поручение |
Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.
В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
2.205. .560 | 2.401.10.120 | Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата | 74 000 руб. | |
2.401.10.120 | 2.303.04.730 | Начислен НДС от суммы арендной платы | 288 руб. | Счет-фактура |
4.401.20.223 | 4.302. .730 | Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания | 115 000 руб. | Счет-фактура |
2.205.31.560 | 2.401.10.130 | Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению | 000 руб. | Счет-фактура, акт выполненных работ |
4.210.01.560 | 4.302. .730 | Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг | 17 542 руб. | Счет-фактура |
2.303.04.830 | 4.210.01.660 | Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) | 1 754 руб. | Расчет |
4.401.20.223 | 4.210.01.660 | НДС учтен в составе расходов по основной деятельности | 15 788 руб. | Счет-фактура, расчет |
2.303.04.830 | 2.201. .660 | Сумма НДС перечислена в бюджет | 15 788 руб. | Платежное поручение |
2.201. .550 | 2.205. .660 | От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду | 74 000 руб. | Банковская выписка |
2.201. .550 | 2.205. .660 | От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги | 000 руб. | Банковская выписка |
Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.
В учете операции были отражены так:
Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.
В учете «Академии» были сделаны такие проводки.