Понятие и сущность налогов

Понятие и сущность налогов

Предисловие

В России правовая сфера налоговой деятельности претерпевает постоянные изменения, обусловленные развитием рыночных отношений и становлением федеративной природы государства. Целесообразность и эффективность осуществляемых в России налоговых реформ будет намного выше, если в их основу положить имеющейся теоретический и практический опыт правового регулирования.

Современное налоговое законодательство России не содержит основных экономических и юридических параметров, обеспечивающих комплексную правовую регламентацию налоговых отношений. Поэтому системное изложение курса налогового права особенно важно для понимания содержания налоговой деятельности государства.

Изучение налогового права в высших учебных заведениях предполагает необходимость знания не только основных актов налогового законодательства, но и теоретических основ налогового права как самостоятельной дисциплины в российском юридическом образовании. При этом следует иметь в виду, что к теоретическому обоснованию налого- во-правовых принципов и институтов предъявляются повышенные требования в связи с развитием финансовой деятельности как одного из признаков государства.

Новые реалии российского государственного строительства требуют серьезного осмысления сущности современного налогового права. Существующее налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Без правового оформления процессов установления, введения и взимания налогов фискальная функция государства не может счи- таться легитимной. Налоговое право - сфера публичного правового регулирования, оно представляет собой подотрасль финансового права и направлено на установление прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и иных субъектов налоговых отношений, на регулирование порядка проведения налогового контроля, пресечение налоговых правонарушений, привлечение к ответственности за нарушения налогового законодательства.

Глубокое изучение норм налогового права и выявление механизма правового регулирования налоговых отношений необходимы сегодня юристам всех сфер деятельности, а также депутатам представительных (законодательных) органов власти и самоуправления, сотрудникам ис-

полнительных органов государственной власти, всем гражданам-нало- гоплательщикам.

Некоторые аспекты налогового права ранее не находили достаточного освещения в отечественных учебных изданиях, например на- логово-правовая ответственность, специальные налоговые режимы, стадии налоговой ответственности и др. Предлагаемая книга комплексно раскрывает все институты налогового права. При этом были использованы последние нормативные правовые акты не только федерального законодательства, но и субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Содержание учебника соответствует сегодняшним требованиям и в должной мере отражает современное состояние российской науки налогового права, а также реалии отечественного правопорядка. Его нормативной базой являются Конституция Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его решениях и постановлениях, Налоговый кодекс РФ, иные федеральные нормативные правовые акты, финансово-правовые нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эмпирической базой послужило обобщение практики налоговой деятельности Российского государства. Теоретическую основу учебника составили труды отечественных и зарубежных ученых, затрагивающие различные аспекты финансового права.

Использование широкого круга научных источников позволило отразить альтернативные подходы к пониманию налогового права в целом, его институтов, отдельных норм, а также определить место налогового права в системе российского права.

В предлагаемом учебнике дан анализ действующего налогового законодательства, рассмотрены теоретические аспекты налогового права, а его целью является стремление обобщить знания по наиболее фундаментальным вопросам налоговой деятельности государства и помочь студентам при изучении курса «Налоговое право».

Настоящее издание учебника обусловлено серьезными изменениями законодательства о налогах и сборах. В частности, претерпели изменения процедуры налогового контроля, порядка обжалования решений налоговых органов, производства по делу о налоговом правонарушении, существенно поменялось правовое регулирование отдельных видов налогов.

Общая часть

Глава 1. Понятие и сущность налоговГлава 2. Общие положения налогового права РоссииГлава 3. Источники налогового праваГлава 4. Налоговые правоотношенияГлава 5. Субъекты налогового права

Глава 6. Правовой статус органов налогового контроляГлава 7. Сущность налоговой обязанностиГлава 8. Налоговый контроль

Глава 9. Характеристика налоговых правонарушенийГлава 10. Налоговая ответственностьГлава 11. Защита прав налогоплательщиков

1.1. Налог как правовая категория : понятие, признаки, сущность

Налоги - одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной. В концентрированном виде исключительную значимость налогов для функционирования государства можно выразить словами К. Маркса: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией... В налогах воплощено экономи- чески выраженное существование государства»1 .

Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги - это один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономиче- ские и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и нача- лась экономическая наука. С другой - установление, распреде-

1 Ìàркс К., Энгельс Ф . Ñî÷. Ò. 7. Ñ. 83.

ление, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства»1 .

Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации. Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.

Дефиниция налога претерпела длительную и сложную эволюцию, характер которой еще раз доказывает правильность вывода о неотделимости процессов развития государства и налогообложения. В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э. Селигмана и Р. Стурма «Этюды по теории обложения», в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. «Вначале господствующей является идея дара. В средние века индивидуум делает подарок правительству... На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке... На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству... На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от ÷åãî-ëèáî в интересах общественного блага... На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности... Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства... На седьмой и последней стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика»2 .

1 Алексеенко М. М. Взгляд на развитие учения о налоге. Харьков, 1870. С. 25.

2 Селигман Э . èСтурм Р. Этюды по теории обложения. СПб., 1908. С. 67.

Общая часть

На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой являлся тот или иной автор; разработанных на данный период времени теорий происхождения и сущности государства и т.д. Русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как «принудительные денежные взносы частных хозяйств»1 , «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных»2 , «принудительные сборы постоянного характера»3 .

 настоящее время понимание налога основывается на наиболее апробированных экономических и правовых теориях. В экономически развитых странах налог рассматривается как плата частного субъекта за услуги, оказываемые ему государством. Например, одним из принципов налоговой системы Германии явля-

ется соответствие величины налогов размеру государственных услуг, получаемых частным субъектом, включая его защиту4 .

 новейшем российском налоговом законодательстве налог всегда имел определение, однако содержание, научная обоснованность и практическая применимость его были различными. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не отграничивал налог от иных платежей доходной части бюджета, устанавливая, что «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2). Данное определение больше вносило путаницу, чем показывало реальную сущность налога. Более того, нормативная дефиниция содержала только один из признаков налога - обязательность, что не позволяло нормально функционировать правоприменительной деятельности.

Следует отметить, что после принятия Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. деятельность органов государства и местного самоуправления по

1 Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1904. С. 148.

2 Янжул И.И . Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. СПб., 1904. С. 197.

3 Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства: Курс финансовой науки. СПб., 1913. С. 121.

4 Ñì.: Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. М., 1998. С. 122.

применению налогового законодательства характеризовалась бессистемностью. Практика разрешения налоговых споров арбитражными судами и налоговыми инспекциями долгое время не систематизировалась, поскольку была противоречивой, а в сфере административного порядка рассмотрения дел зачастую шла вразрез с нормами федерального законодательства. В такой ситуации нельзя не отметить важную роль Конституционного Суда РФ, который первым среди правоприменительных органов предпринял попытку выработать понятие категории «налог».

Впервые налог стал объектом рассмотрения со стороны Конституционного Суда РФ в связи с запросом о конституционности Постановления Правительства РФ «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» от 28 февраля 1995 г.1 В Решении по данному делу Конституционный Суд РФ, исследовав порядок установления налогов, отметил, что «федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством». Решение по данному делу не содержало развернутой характеристики налогов, однако факт попытки ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции РФ (в частности, п. «з» ст. 71) оказался существенным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога.

Впоследствии Конституционным Судом РФ были установлены и исследованы основные характеристики налоговых платежей. В Постановлении по делу в связи с проверкой конституционности Постановления Правительства РФ «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» от 1 апреля 1996 г.2 Конституционный Суд РФ осуществил анализ следующих основных элементов налогового платежа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее дифференциации, включение в доход бюджета.

Большое значение для выявления юридической сущности налогов имеет Решение Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 11 Закона РФ «О Государствен-

1 ÑÇ ÐÔ. 1997. ¹ 46. Ñò. 5339.

2 ÑÇ ÐÔ. 1997. ¹ 14. Ñò. 1729.

Общая часть

ной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. В этом решении Конституционный Суд РФ выявил целевое назначение налоговых платежей и их имущественный характер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее он указал, что сущностью налогового платежа является основанная на законе денежная форма отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публич- ной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

 особом мнении судьи Конституционного Суда РФ А.Л. Кононова, высказанном по названному делу, налог определен как форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязательности, обеспеченной государственным принуждением.

Относительно выработки понятия налога как правовой категории правоприменительная практика Конституционного Суда РФ имела важное значение для защиты прав налогоплательщиков не только в порядке конституционного судопроизводства, но и в других государственных органах. Эволюция подходов Конституционного Суда РФ к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение «центра тяжести» от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.

Примечательно, что в период действия Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и в условиях законодательного хаоса в налоговой терминологии доктриной налогового права было предложено определение налога, почти полностью отражающее его экономико-правовую природу. Так, С.Г. Пепеляев, исследовав и суммировав необходимые признаки налогов, вывел следующее определение: налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспе- ченности государственным принуждением, не носящая характер

наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти1 .

 настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на имеющихся достижениях право-

1 Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред.С. Г. Пепеляева. Ì., 1995. Ñ. 24.

вой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимаетсяобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога.

1. Обязательность . Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юриди- ческую обязанность перед государством. Налог устанавливается государствомв одностороннем порядке , без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплатыв принудительном порядке . Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установилаобязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).

Наиболее сложным и противоречивым элементом признака обязательности является форма уплаты налога. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог - добровольного платежа или принудительного взыскания. Критерий обязательности не озна- чает государственного принуждения к уплате налога. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. ¹ 20-Ï подчеркивается, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Принудительное взыскание каких-либо платежей характерно для административных отношений, а для имущественных (к числу которых относятся и налоговые) более приемлема уплата, т.е. первоначальное предложение со стороны публичного субъекта частному о добровольном исполнении обязанности. В налоговом праве взыскание применяется относительно недоимок и пе-

Общая часть

ней в качестве меры ответственности за совершенное налоговое правонарушение1 .

Следует согласиться, что в определении налога, зафиксированном в Налоговом кодексе РФ, присутствует концептуальное противоречие2 . Согласно ст. 8 НК РФ налог - это платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Однако этимология термина «платеж» подразумевает активные волевые действия ча- стного субъекта - плательщика, а «взимание» означает активные сознательные действия публичного субъекта по отношению к частному. Следовательно, определять налог, используя одновременно термин «платеж» и критерий «взимаемый», не имеет смысла, поскольку нельзя осуществить платеж и взимание одних и тех же денежных средств. Если частный субъект - налогоплательщик произвел платеж, то публичный субъект - государство не имеет права взыскивать этот же налог, и наоборот, принудительное взыскание недоимки освобождает налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, характерным элементом признака обязательности выступает добровольная уплата налога . Дальнейший анализ норм Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что законодатель понимает налог как добровольное активное действие налогоплательщика - частного субъекта, который изна- чально считается добросовестным и невиновным.

2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность, и юридически оно ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встреч- ной обязанности по предоставлению конкретно-определенному ëèöó каких-либо материальных благ или совершению в его пользу

1 В административном праве «взыскание» применяется в нескольких значениях: во-первых, в качестве принудительного изъятия не уплаченных в установленный срок денежных сумм; во-вторых, как определенная денежная сумма, подлежащая изъятию в целях возмещения ущерба; в-третьих, в качестве штрафных санкций, применяемых за виновные противоправные деяния.

2 Подробнее об этом см.: Соловьев В.А. О правовой природе налога // Журнал российского права. 2002. ¹ 3. С. 22-29.

действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав . Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

Вместе с тем налогоплательщик получает от государства публичную пользу, «общее благо», отвечающее его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т.д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

Во многих экономически развитых странах преобладает взгляд на налог как на социальный кредит, выдаваемый налогоплательщиком государству в форме предварительной оплаты общественных услуг, оказание которых должен обеспечить публичный субъект. В условиях правового государства публичная власть вправе рассчитывать на перераспределение в ее пользу части общественного продукта посредством налогообложения лишь в той мере, в какой эта власть в лице государства содействовала созданию (приросту) общественного продукта. Концепция правового государства исходит не из естественного права государства взимать налоги, а из обусловленности налогообложения потребностями общества в финансировании публичных расходов. При таком подходе финансовые отношения становятся возмездными, а обе стороны - частный и публичный субъекты - несут друг перед другом имущественную (правовосстановительную) ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но возмездный характер налога может проявиться только в процессе распределения публичных денежных средств, т.е. в рамках бюджетных отношений. Налоговое право регулирует отношения по взиманию обязательных платежей, поэтому в рамках налоговых отношений всегда будет преобладать одностороннее имущественное обязательство частного субъекта перед публичным.

Общая часть

Следовательно, рассмотрение налога только в рамках налогового права не обеспечивает его полной юридической характеристики. Целостное представление о сущности налога возможно только при изучении его в аспекте категории финансового права, что дает возможность проследить процесс распределения налоговых поступлений и тем самым наиболее полно и точно охарактеризует признак безвозмездности. Познание налога не только на стадии образования государственных (муниципальных) денежных фондов, но и на стадии распределения позволяет сделать следующие выводы:

налог обладает признаком индивидуальной безвозмездности , но носит общественно значимый (полезный, возмездный) характер;

общественная возмездность наделяет налог качествами «социального кредита» , выдаваемого государству (муниципальному образованию) для финансового обеспечения его дея-

тельности.

Безвозвратность как юридический признак налога следует отличать от возврата из бюджета излишне взысканных или уплаченных налогов, зачета или установления льгот.

Налог характеризуется индивидуальностью, что означает возникновение налогового обязательства у конкретно-определенного физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности перевода долга по налоговым платежам, уплату налогов третьими лицами и т.д. Налогоплательщик обязан только сам лично уплатить причитающиеся с него налоги и, как следствие, только лично может быть привлечен к налоговой ответственности.

Таким образом, для налогоплательщика уплата налога является индивидуальной юридической обязанностью , а для государства взимание налогов порождает не правовые, а политико-социальные обязательства в целом перед обществом .

3. Денежный характер . Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваютсятолько в денежной форме . Отчу- ждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Следовательно, уплата налога или обращение взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежащих третьим лицам, не будут законным способом исполнения налоговой обязанности. Вместе с тем из принадлежащих налогоплательщику денежных средств может быть осуществлено принудительное взыскание налоговой недоимки, причем независимо от того, где находятся эти средства - на банковском счете собственника или перечислены им в порядке предоплаты, переданы по кредитному договору и т.д.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте Российской Федерации. В исключительных слу- чаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. Публичное предназначение . С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Взимание налогов - один из важнейших признаков государства и одновременно необходимое условие его существования. В условиях капиталистического способа производства и рыночных отношений ни одно мероприятие в государстве невозможно реализовать без материальной поддержки. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

На публичное предназначение налоговых платежей неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении от 11 ноября 1997 г. ¹ 16-Ï по делу о проверке конституционности ст. 111 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. отмечено, что налоговые платежи предназначены для обеспечения расходов публичной власти; в Постановлении от 17 декабря 1996 г. ¹ 20-Ï по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. подчеркнуто, что в обязанности уплачивать налоги воплощен публичный интерес всех членов общества; в Постановлении

Общая часть

от 24 февраля 1994 г. ¹ 7-Ï по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» от 5 февраля 1997 г. подчеркнуто, что «уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы».

Особенностью налога следует считать его движение только в одном направлении - от налогоплательщика в бюджет государства (конечно, за исключением частных случаев его переплаты или решения суда о возврате незаконно взысканных налогов). После отчуждения налогоплательщиком причитающихся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетные фонды. Поскольку бюджеты являются общими фондами денежных средств, то зачисленные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают обезличенно-безвозмездный характер. Посредством распределения бюджетных или внебюджетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых мероприятий. Таким образом, государство становится своеобразным каналом перераспределения денежных средств между всеми членами общества, независимо от суммы индивидуально уплачиваемых налогов.

Публичный характер налогов обусловливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в первую очередь в нарушении финансовых интересов государства.

Итак, налогом может признаваться только тот платеж, который полностью соответствует юридическим признакам, перечисленным в Налоговом кодексе РФ. Взнос, не отвечающий хотя бы одной из законодательно установленных характеристик, налогом не является и, следовательно, налоговым правом не регулируется.

Анализ определения налога, закрепленного Налоговом кодексе РФ, свидетельствует о наличии всех необходимых юриди- ческих признаков, совпадающих с понятиями «налоги» и «сборы», установленными ст. 57 и п. «з» ст. 75 Конституции РФ.

4 -е изд. - М.: 2011. - 720 с. 3-е изд. - М.: 2008 . - 720 с.

Содержание учебника соответствует обязательным нормам третьего поколения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям. Учебник поможет усвоить теоретические основы финансово-правового регулирования и научиться использовать эти знания в правотворческой и правоприменительной деятельности. В четвертом издании отражены изменения в российском законодательстве. Для студентов высших учебных заведений юридического профиля, аспирантов, преподавателей, работников финансовых органов, судов, прокуратуры.

Формат: pdf (2011, 4 -е изд., перераб. и доп., 720с.)

Размер: 18,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf / zip (2008, 3-е изд., перераб. и доп., 720с.)

Размер: 3 ,3 Мб

/ Download файл

Содержание
Сведения об авторе 5
Список сокращений 12
Предисловие 13
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Финансы и финансовая система государства 17
§ 1. Понятие, функции и роль финансов. 17
§ 2. Финансовая система Российской Федерации 25
Глава 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований 33
§ 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 33
§ 2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства 40
§ 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления 50
Глава 3. Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права 58
§ 1. Понятие, предмет и методы финансового права 58
§ 2. Принципы финансового права 68
§ 3. Система финансового права 85
§ 4. Источники финансового права 88
§ 5. Финансовое право и финансовая политика государства...98
Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 102
§ 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм 102
§ 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация 107
§ 3. Субъекты финансового права 112
§ 4. Защита прав субъектов финансового права 124
§ 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права 129
Глава 5. Финансовый контроль 133
§ 1. Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина 133
§ 2. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль 141
§ 3. Методы финансового контроля 156
Глава 6. Финансово-правовая ответственность 160
§ 1. Финансово-правовой конфликт: понятие и процедуры преодоления 160
§ 2. Понятие, функции и признаки финансово-правовой ответственности 170
§ 3. Понятие и юридические признаки финансового правонарушения 184
§ 4. Финансово-правовые санкции 190
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 7. Теоретические основы бюджетного права Российской Федерации 198
§ 1. Понятие, роль и виды бюджетов. 198
§ 2. Бюджетное устройство Российской Федерации 205
Глава 8. Механизм бюджетно-правового регулирования 213
§ 1. Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования 213
§ 2. Принципы бюджетного права 219
§ 3. Бюджетные правоотношения: понятие и виды 222
§ 4. Источники бюджетного права 225
§ 5. Закон о государственном бюджете: понятие и особенности 233
Глава 9. Правовые основы доходов бюджетов и бюджетного регулирования 239
§ 1. Доходы бюджетов: понятие и классификация 239
§ 2. Дефицит бюджета 243
Глава 10. Межбюджетные правоотношения 246
§ 1. Понятие и принципы межбюджетных правоотношений 246
§ 2. Правовой режим межбюджетных трансфертов 250
§ 3. Условия предоставления межбюджетных трансфертов 268
Глава 11. Правовые основы расходов бюджетов 275
§ 1. Понятие и формы расходов бюджета. Бюджетное финансирование 275
§ 2. Расходные обязательства: понятие и разграничение в бюджетной системе 282
§ 3. Правовые основы бюджетных инвестиций 287
Глава 12. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 296
§ 1. Понятие и сущность бюджетной компетенции (прав) ...296
§ 2. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации 301
§ 3. Бюджетная компетенция (права) субъектов Российской Федерации 305
§ 4. Бюджетная компетенция (права) муниципальных образований 308
§ 5. Реализация бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при введении на их территории временной финансовой администрации 309
Глава 13. Правовые основы бюджетного процесса 315
§ 1. Понятие, стадии и принципы бюджетного процесса 315
§ 2. Полномочия участников бюджетного процесса 325
§ 3. Бюджетный процесс федерального уровня 332
§ 4. Бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации 337
§ 5. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях 342
§ 6. Бюджетный процесс в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях при введении на их территории временной финансовой администрации 343
§ 7. Бюджетная классификация Российской Федерации 346
Глава 14. Бюджетно-правовая ответственность 351
§ 1. Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности 351
§ 2. Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности 354
§ 3. Санкции в бюджетном праве 360
Глава 15. Правовой режим государственных и муниципальных целевых денежных фондов 362
§ 1. Понятие, виды и правовые основы целевых денежных фондов 362
§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов. Резервные фонды 372
§ 3. Правовой режим внебюджетных фондов. 377
Глава 16. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 387
§ 1. Понятие и правовые основы государственных и муниципальных доходов 387
§ 2. Система государственных и муниципальных доходов 390
§ 3. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований 391
Глава 17. Теоретические основы налогового права Российской Федерации 397
§ 1. Понятие и роль налогов 397
§ 2. Понятие, предмет и методы налогового права. Налоговое право в системе финансового права 403
§ 3. Источники налогового права 407
Глава 18. Налоговые правоотношения 416
§ 1. Понятие и виды налоговых правоотношений 416
§ 2. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов 418
§ 3. Правовой статус налоговых агентов 424
§ 4. Правовой статус налоговых представителей 427
§ 5. Правовой статус органов налогового контроля 430
Глава 19. Система налогов и сборов Российской Федерации 447
§ 1. Правовые основы системы налогов и сборов 447
§ 2. Федеральные налоги и сборы 450
§ 3. Специальные налоговые режимы 498
§ 4. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 505
§ 5. Местные налоги и сборы 511
Глава 20. Правовая охрана налоговых отношений 519
§ 1. Налоговый контроль 519
§ 2. Налоговые правонарушения 527
§ 3. Налоговая ответственность 535
§ 4. Санкции в налоговом праве. 542
Глава 21. Общая характеристика и правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий 548
§ 1. Общая характеристика финансов предприятий 548
§ 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования 552
Глава 22. Правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий 556
§ 1. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий 556
§ 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии 561
§ 3. Правовые основы основных фондов и оборотных средств 565
§ 4. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях 571
Глава 23. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности 575
§ 1. Правовые основы банковской системы Российской Федерации 575
§ 2. Особенности финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации 580
§ 3. Правовые основы государственного регулирования банковской деятельности 591
Глава 24. Государственный и муниципальный кредит 605
§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита 605
§ 2. Принципы государственного кредита 611
§ 3. Государственный долг. Управление государственным долгом 617
§ 4. Правовое регулирование муниципального кредита 625
§ 5. Муниципальный долг. Управление муниципальным долгом 632
Глава 25. Правовое регулирование страхования 635
§ 1. Страхование как объект правового регулирования. Финансовые правоотношения в сфере страхования 635
§ 2. Государственное регулирование страховой деятельности 642
§ 3. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования 650
§ 4. Особенности страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации 661
Глава 26. Правовые основы денежного обращения и расчетов 667
§ 1. Денежно-кредитная политика государства и ее правовое регулирование. 667
§ 2. Правовые основы денежного обращения. Денежная система Российской Федерации 670
§ 3. Правовые основы денежной системы Российской Федерации 674
§ 4. Правовые основы организации наличного денежного обращения 679
§ 5. Правовые основы безналичных расчетов. 683
§ 6. Правила ведения кассовых операций 686
Глава 27. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля 693
§ 1. Правовые основы валютного регулирования 693
§ 2. Валютные правоотношения 697
§ 3. Правовой режим валютных операций 700
§ 4. Валютный контроль 712

Учебник комплексно раскрывает все вопросы налогового права, даже те, которые не нашли достаточного освещения в отечественных учебных изданиях. Седьмое издание обусловлено серьезными изменениями законодательства о налогах и сборах. Теоретические вопросы рассмотрены не только в аспекте регулирования федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Использование широкого круга научных источников позволило отразить альтернативные подходы к пониманию налогового права в целом, его институтов, отдельных норм, а также определить место налогового права в системе российского права. После каждой главы даны вопросы и задания для самоконтроля, которые помогут проверить качество усвоения изучаемого материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.