Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья”.
Н.Г.Чернышевский (1828-1889) российский мыслитель, литератор

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора.

Задачи урока: продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

УМК: Учебник Обществознание 8 класс, .Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, 2012 г.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.

План урока:

1. Потребности и ресурсы.

2. Свободные и экономические блага.

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Задача для учащихся: выяснить, какие потребности существуют у людей, основную проблему экономики и пути ее решения.

Ход урока

1. Вспомните мультфильм об антилопе и богатом радже. Сколько б золота не принесла ему антилопа, все равно было мало. Кому же из нас не хочется получить всё, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далёком детстве золотая антилопа... и осталась одна реальность, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, надо усердно трудиться.

Тема нашего урока: “Роль экономики в жизни общества”. Слайд 1 (Презентация)

Жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле.

Всё то, что мы с вами назвали, называется потребностями.

Что же такое потребность? Слайд 2

Потребность - это необходимость в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Существует три типа потребностей они составляют основу нашей жизни. Слайд 3

Материальные.

Духовные.

Социальные.

Запишите их в тетрадь и приведите свои примеры на каждый вид потребностей.

Потребности меняются. Слайд 4. Это их общая характеристика. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Давай те возьмём стандартный пример: допустим вы хотели мобильный телефон. Но приобретя его, вам хочется дополнение к нему, либо нечто новое, например, компьютер. Наши потребности не остановить.

2. Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.

Свободные блага (преимущественно природные)- доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры.

Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры. Слайд 5

А экономические блага тоже делятся на предметы потребления (для удовлетворения личных потребностей) и средства производства (блага, используемые для производства других благ). Приведите примеры.

Мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчило нашу жизнь. И это процесс создания человеческих благ не остановим, он будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике. Слайд 6

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?

Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

Проблема ограниченности ресурсов решается таким методом как их экономия. Все мы оплачиваем жилищно-коммунальные услуги. Каким ресурсами мы пользуемся? (Вода, электроэнергия, тепло, газ).

Возьмем потребление воды. По мнению некоторых авторов, установка водных счетчиков экономит семейный бюджет по этой статье расходов в 4 раза. Итак у вас практические задания на партах. Приложение 1 .

Вопросы к практическому заданию. Посчитайте сколько семья будет платить ежемесячно в среднем за воду и какова будет экономия семейного бюджета?

3. На что же истратить имеющиеся ресурсы?

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива. Слайд 7

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы:

Какие возможные варианты выбора у Димы? Что в каждом конкретном выборе будет являться альтернативной стоимостью? Как в данной ситуации поступили бы вы?

– Привет, Дима. Ты пойдешь на новый фильм “Аватар”?

– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще поучить. Иначе получу пару.

– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь.

– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция хоккея.

Если не учить, то уж лучше сходить на хоккей.

– А мы пойдем на трехчасовой сеанс и ты успеешь к 6 часам.

– Хорошо. Только я посчитаю, сколько у меня денег до конца недели: 500 рублей до пятницы. Это и для талонов на питание!

Рефлексия. Индивидуальная работа с тестами. Слайды 8-10. Самопроверка.

Домашнее задание Слайд 11. Прочитайте § 11 Задание на выбор:

1) разработать в виде листовки предложения экономии бюджета вашей семьи за счет рационального потребления услуг ЖКХ (использовать дополнительный материал, счета на оплату услуг ЖКХ и др.);

2) написать эссе по теме эпиграфа урока.

Понятие экономики . Экономика – это сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах. Без жизненных благ – пищи, одежды, крова – человек существовать не может. Для того чтобы иметь эти блага, люди должны работать, производить все нужное для жизни. Лишь в некоторых районах планеты человек может обходиться практически без одежды и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пищу. В большинстве регионов мира для того, чтобы выжить, человек должен решать серьезные и разнообразные хозяйственные задачи. Производя жизненные блага, человек преодолевает дискомфорт своей естественной среды обитания, изменяет окружающую природу. Производственная деятельность является предпосылкой и основой всех других видов человеческой деятельности, общественной жизни в целом.

Понятие «экономика» имеет два разных, хотя и взаимосвязанных значения. Первое, о котором мы уже говорили, относится к производственной и хозяйственной деятельности людей, к экономическим отношениям, складывающимся в обществе. Второе значение – это наука об экономической жизни общества. С некоторыми основными понятиями и выводами данной науки вы здесь познакомитесь.

Экономический цикл и его фазы . Воздействие человека на предметы и процессы природы, в результате которого создаются жизненные блага, нужные людям, называется производством . Процесс производства жизненных благ включает в себя следующие элементы: труд человека, предмет труда, средства труда.

Труд – это осознанная целенаправленная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей. Эта деятельность направлена на преобразование предметов природы, среды человеческого обитания, на подчинение условий жизни человека его потребностям. Благодаря труду, изменяются не только эти условия, но и сам человек, а в конечном итоге и общество, в котором он живет.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Предметы труда могут быть даны самой природой, например, деревья, из которых впоследствии изготовят мебель, или золото, извлеченное из недр земли и используемое для производства ювелирных изделий. Предметы труда, которые ранее подверглись воздействию труда, например, древесина на мебельной фабрике, носят название сырых материалов или сырья.

Средства труда – это все вещи, при помощи которых человек воздействует на предметы своего труда и видоизменяет их. В составе средств труда выделяются орудия труда (оборудование, станки приборы, машины и т.д.), а также производственные здания и сооружения, дороги, трубопроводы, средства перемещения грузов, средства связи, энергоснабжения и др.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства . Сами по себе средства производства, если их никто не использует, представляют собой набор бесполезных вещей. Для того чтобы процесс производства мог осуществляться, со средствами производства должна соединиться рабочая сила, т.е. работники должны обеспечить их целесообразное использование.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил человека, благодаря которым он может производить жизненные блага. Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества .

Схема: производительные силы общества.

Производство – это первая фаза экономического цикла. Завершается эта фаза созданием предметов, предназначенных для использования, или потребления.

Вторая фаза экономического цикла – распределение производственных благ. Распределение устанавливает долю каждого человека, причастного к производству, в созданном богатстве. Эта доля зависит от того, кто является собственником основных элементов процесса производства – средств производства и рабочей силы.

Распределяемые блага часто непригодны для личного потребления (таковы, например, вновь созданные орудия труда) или сами по себе не очень нужны человеку, которому они достались в результате распределения. Поэтому экономический цикл включает еще одну, третью фазу – обмен . Отношения обмена устанавливаются не только между отдельными людьми, но и между предприятиями. Важную роль в этих отношениях играют деньги.

Наконец, четвертая , завершающая фаза экономического цикла – это потребление , или использование производственных благ. Потребление бывает производительным или личным. Производительное потребление – это использование ранее созданных ценностей в новом процессе производства. При этом станки и оборудование изнашиваются, сырье расходуется, и все это нужно вновь производить. Личное потребление – это употребление человеком благ, полученных через распределение или обмен, для своих нужд, в результате чего они тоже изнашиваются (одежда, обувь, бытовые приборы и т.д.) или расходуются (еда, питье и пр.).

Поэтому завершение одного экономического цикла требует начала нового такого цикла. Постоянное возобновление процесса производства и следующих за ним фаз распределения, обмена и потребления называют процессом общественного воспроизводства .

Производство и его типы . Производство всегда происходит в рамках общественной связи людей, так как изолированно от других людей, от общества отдельный человек производить различные блага и вообще жить не может. Для работы ему бывают нужны орудия труда, материалы, сырьё, изготовленные или добытые другими людьми. Вместе с тем в наши дни продукт труда человека обычно бывает предназначен не только для себя, а и для других людей, для общества.

Производство может существовать в двух основных формах – натуральной и товарной.

Натуральное производство (хозяйство) предполагает, что продукты труда изготавливаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для потребления внутри его хозяйства. Примерами натурального хозяйства могут служить первобытная община, патриархальное крестьянское хозяйство, а также феодальное поместье. Натуральное хозяйство преобладает при низком уровне развития техники и технологии. В таком хозяйстве количество и набор производимых продуктов долгое время не меняются. В современном мире натуральное хозяйство характерно для некоторых развивающихся стран.

В условиях товарного производства , которое более характерно для современного общества, продукты производятся отдельными, относительно обособленными производителями. Каждый из них обычно специализируется на выработке какого–то одного или немногих продуктов, так что для удовлетворения всего разнообразия потребностей людей необходима купля – продажа произведенных продуктов на рынке. Это означает, что продукты производства становятся товарами.

Товар – это продукт труда, предназначенный для купли-продажи.

Два основных условия возникновения и развития товарного производства – это общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей товара.

Общественное разделение труда означает, что люди специализируются на производстве каких-то определенных продуктов, а потом обмениваются результатами своего труда. Как говорится, «сапоги должен шить сапожник, а пироги печь – пирожник». В результате разделения труда растет искусность, мастерство производителя товара. Благодаря этому в единицу времени он создает все большее количество продукта. Иными словами, увеличивается производительность труда.

Экономическая обособленность товаропроизводителя означает, что ему принадлежат средства производства, с помощью которых он изготавливает товар, а также производимый с их помощью продукт.

Экономические потребности и ресурсы . Цель производства – удовлетворение общественных и личных потребностей.

Потребность – это состояние нужды, недостатка в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

Наши потребности многообразны и потенциально безграничны. Одни из них врожденные, другие – приобретенные. Потребности бывают также материальные и духовные, постоянные (устойчивые) и ситуативные (изменчивые). По мере развития человеческого общества состав потребностей расширяется. Для удовлетворения этих потребностей необходимы разнообразные ресурсы.

Ресурсы – это средства, запасы, источники чего-либо (например, водные ресурсы). Экономические ресурсы, используемые обществом в процессе производства, ограничены. К ним относятся рабочая сила, земля или, более широко, природные ресурсы, а также средства производства и финансовые ресурсы.

Рабочая сила, рассматриваемая в масштабах общества, называется трудовыми ресурсами . Их составляют все люди, способные трудиться.

Земля , как экономический ресурс, включает все то, что дано человеку природой на нашей планете и используется им для производства необходимых жизненных благ. Например, человек добывает нефть и производит из нее бензин, мазут; используя пашню, он производит растительные продукты; мировой океан дает людям рыбопродукты.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, которыми располагает общество, государство, отдельные люди.

Под капиталом (от лат. capitalis – главный) понимают созданные человеком ресурсы, которые используются в производстве. Капитал включает средства производства, а также финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства.

Вопросы и задания

1. Что такое экономика?

2. Почему экономический процесс имеет циклический характер? Назовите основные фазы экономического цикла.

3. Какие вы знаете орудия и предметы труда, используемые в сельскохозяйственном производстве?

4. Чем, на ваш взгляд, отличается рабочая сила начала XXI века от рабочей силы ХIХ века?

5. Можно ли деятельность пчелы по сбору меда и созданию сот считать трудом? Почему?

6. Что включает в свой состав экономические ресурсы?

Деньги

Сущность денег и их виды . Деньги – одно из величайших изобретений человечества. Порой деньги как бы заколдовывают людей. Из–за них они страдают и радуются, ради них они трудятся. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободившись от него. Деньги не накормят и не оденут человека до тех пор, пока он их не истратит.

Деньги нечто большее, чем обычный компонент экономики. Правильно функционирующая денежная система вливает жизненную силу в экономику. И наоборот, расстройство денежного обращения наносит тяжелейшие удары экономике.

В далеком прошлом, когда человек начал приручать животных и обрабатывать землю, собирательство и охота уступили место скотоводству и земледелию. Одни племена начинают преимущественно заниматься скотоводством, другие – земледелием. В дальнейшем о качестве особой области трудовой деятельности людей выделилось ремесло. Обмен производимыми благами становится необходимым элементом жизни людей. Продукты начинают производиться специально для обмена, как товары. Обмен становится регулярным. Каждый товар теперь нужно соотносить по стоимости со множеством других товаров и тем самым упорядочивать обмен товарами.

Скажем, гончар вынес на рынок свои горшки в расчете обменять их на зерно. Однако продавцу зерна нужны не горшки, а ткань. Кроме того, на рынке имеется шерсть, птица, молочные продукты и другие товары. Гончару придется совершить несколько актов обмена, прежде чем он выменяет товар, который подходит хлеборобу, и получит, наконец, желаемое зерно.

Отсутствие всеобщего эквивалента – товара, выражающего стоимость всех остальных товаров и способного на них обмениваться, существенно затрудняет товарный обмен. В процессе общественного развития рано или поздно находится такой товар – избранник, в котором все остальные товары выражают свою стоимость. Таким товаром являются деньги.

Деньги – это всеобщий эквивалент, который выражает и измеряет стоимость всех товаров. Иными словами, это – особый товар, который обладает способностью обмениваться на любой другой товар. Чтобы служить деньгами, какой-то определенный товар должен получить общественное признание у покупателей и продавцов в качестве универсального средства обмена.

Первоначально роль денег закреплялась за товаром, который являлся наиболее важным и ходовым в данной местности. Например, у многих народов деньгами были скот, зерно. Постепенно роль денег закрепилась за так называемыми благородными металлами – золотом и серебром. Именно они обладали свойствами, которые облегчали товарный обмен и содействовали общественному развитию. Так, золото и серебро обладают химической устойчивостью, т.е. хорошо сохраняются. Они имеют высокую стоимость в единице веса. Их стоимость относительно постоянна. Кроме того, они обладают замечательными физическими характеристиками – мягкостью, ковкостью, способностью принимать любую форму.

Благородные металлы опосредуют отношения обмена в виде готовых, удостоверенных и гарантированных государством весовых количеств – монет . Чеканка монет становится привилегией государства и даже получает особое название – монетная регалия. Начало чеканки монет относят к VII веку до н.э. В Беларуси первые сведения о собственной чеканке монет относят к концу XV века. Наиболее известные монеты в Беларуси выпускали монетные дворы Российского государства, Речи Посполитой.

Впоследствии было замечено, что в обращении наряду с полновесными монетами довольно успешно обращаются монеты стершиеся, потерявшие часть своего первоначального веса. Это обстоятельство, а также нехватка благородных металлов привели к тому, что возникла идея замены золотых и серебряных монет бумажными деньгами. Бумажные деньги представляют собой выпускаемые государством и обязательные к приему денежные знаки, заменяющие золото или серебро.

Итак, различают следующие виды денег: натуральные (полноценные) и символические.

Натуральные деньги – это какие-то вещи, которые имеют ценность сами по себе. Таковы все виды первобытных денег, а также золотые и серебряные деньги, поскольку содержащийся в них металл может быть использован, например, для изготовления ювелирных изделий.

Символические деньги – это знаки стоимости, заменители натуральных денег. Символическими деньгами являются, например, бумажные деньги. В современных условиях бумажные деньги на золотые монеты не размениваются, хотя за них можно купить золотые изделия или слитки.

В наши дни эффективными заменителями как натуральных, так и символических денег становятся так называемые электронные деньги . Их невозможно увидеть или пощупать, ибо они существуют в виде записей на электронных носителях. Все вы знаете о такой их форме, как пластиковые карты. С их помощью можно безналичным путем расплатиться за товар, осуществить платежи за коммунальные услуги, пополнить телефонный счет при пользовании мобильной связью, получить кредит, вести счета в различных валютах. Можно также осуществлять безналичные платежи, получать денежные переводы, осуществлять конвертирование валют, находясь за границей. Электронные деньги играют огромную роль в осуществлении современных экономических взаимосвязей, в которых использование наличных денег становится все более редким.

Основные функции денег . В экономике деньги выполняют следующие функции: они выступают мерой стоимости, средством обращения, средством платежа, средством накопления; существуют также мировые деньги.

Функция меры стоимости означает, что стоимость всех товаров выражается в деньгах. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой . С древности и до начала ХХ в. владелец товара назначал его цену в определенном количестве золота или серебра. На производство различных товаров затрачивалось различное количество труда, поэтому их стоимость выражалась в различных количествах металлических денег.

Весовое количество благородного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, называлось масштабом цен . Например, английский фунт стерлингов сначала содержал фунт серебра, но затем, когда золото стало вытеснять серебро, это название стало применяться к равному по стоимости количеству золота, составлявшему по весу лишь небольшую часть фунта.

В настоящее время цена товара обозначается не в граммах золота, а в национальных денежных единицах.

Функция средства обращения означает, что деньги используются в качестве посредника для осуществления оплаты за товары и услуги. Обмен товарами, совершаемый при помощи денег, называется обращением товаров. Обращение товаров неразрывно связано с обращением самих денег: когда товар переходит из рук продавца в руки покупателя, деньги переходят из рук покупателя в руки продавца.

В качестве средства платежа деньги выступают в тех случаях, когда покупка – продажа товара осуществляется в кредит, то есть с отсрочкой платежа. Товар переходит из рук продавца в руки покупателя без немедленной оплаты купленного товара. Когда наступает срок уплаты за купленный товар, деньги уплачиваются покупателем продавцу без передачи товара, которая совершилась ранее.

Деньги выполняют и функцию средства накопления , так как они являются воплощением богатства. Их можно хранить в любом количестве. Данную функцию часто выполняют полноценные деньги (золотые или серебряные монеты), слитки, а также изделия из золота и серебра, поскольку бумажные деньги могут обесцениваться.

С развитием товарного обращения между различными странами и народами возникает потребность в мировых деньгах . На протяжении веков функцию мировых денег выполняло золото. В настоящее время мировыми деньгами являются валюты наиболее развитых стран с мощной и сравнительно стабильной экономикой, например, доллары США, евро, английские фунты, японские йены. Впрочем, финансово-экономические кризисы заставляют усомниться в их стабильности.

Ценные бумаги . Впервые в Европе ценные бумаги – в виде свидетельств об участи деньгами в предприятии, дающих право на получение части прибыли этого предприятия – были использованы лондонскими предпринимателями при создании в конце XVI в. Ост-Индской компании.

Ценные бумаги – это имеющие юридическую силу документы установленной формы, которые дают их владельцу право на получение определенных денежных сумм при предъявлении данных документов. Наличные деньги, лотерейные билеты, завещания и т.д. к ценным бумагам не относятся. Ценными бумагами являются банковские чеки , векселя , акции , облигации и некоторые другие документы.

Предъявитель банковского чека имеет право получить в банке сумму денег, указанную в чеке, а банк обязан выплатить эту сумму, если чек оформлен правильно.

Вексель – это денежное долговое обязательство, составленное по определенной форме. Вексель выдается заемщиком, который одалживает деньги, кредитору – тому, кто берет деньги в долг. В векселе указывается срок возвращения и сумма денег, подлежащая возврату кредитором.

Акция – документ, закрепляющий права его владельца на получение части прибыли акционерного общества. Акционерным называют общество, учрежденное рядом лиц и имеющее определенный его уставом капитал (уставной капитал), который используется для производственной или какой-то другой деятельности. Этот уставной капитал разделен на определенное количество акций. Доход акционера, или владельца акции, называется дивидендом.

Облигация – ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный в ней срок установленной суммы денег. Покупая облигации, люди как бы дают деньги в долг тому, кто эти облигации выпустил. В определенный срок долг возвращается. Наиболее надежны государственные облигации.

Инфляция . С движением денег в экономике тесно связана возможность инфляции – серьезной экономической болезни. Инфляция – это обесценивание бумажных (а значит, и электронных) денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием. В результате этого покупательная способность денег снижается, т.е. растут цены на товары и услуги.

Различают два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек . В первом случае денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем производимых товаров и услуг. Спрос на товары и услуги превышает их предложение (поступление на рынок), поэтому цены на них растут. Так растут цены на продукты питания в неурожайный год.

Во втором случае, при инфляции издержек, увеличиваются издержки на используемое в производстве сырья другие производственные затраты. Например, дорожают металлы, энергоресурсы, стройматериалы. В итоге опять-таки повышаются цены на товары и услуги.

Обычно же характеристики инфляции используют такой показатель, как уровень инфляции , который измеряется увеличением цен в процентах за определенный период времени (месяц, квартал, год и т.д.). В международной практике принято считать, что безопасный уровень инфляции составляет примерно 3–5% в год.

Когда экономика поражена инфляцией, неизбежны потери большинства участников экономического процесса. Первыми жертвами инфляции становятся потребители, у которых обесцениваются личные сбережения, а также уменьшается текущее потребление, поскольку потребители за одну и ту же сумму денег в условиях роста цен могут приобрести меньше товаров и услуг. От инфляции страдают и производители товаров, потому что они не знают, какую назначать цену за производимые товары и услуги. Производителям становится крайне трудно планировать свою деятельность на перспективу. В условиях сильной инфляции все стараются поскорее избавиться от денег и перевести их в надежные ценности; денежное обращение разрушается.

Поскольку в условиях инфляции деньги перестают выполнять свои функции, нарастает кризис взаимных неплатежей, т.к. все ждут дальнейшего обесценивания денег и стараются отсрочить выполнение финансовых обязательств. Государство не получает нужного объема налоговых поступлений и для оплаты своих расходов выпускает в обращение все новые и новые деньги.

Главный способ погасить инфляцию – это регулирование цен и сокращение расходов, в том числе и государственных.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте трудности товарного обмена, возникающие из–за отсутствия всеобщего эквивалента.

2. Назовите общие черты и различия натуральных (полноценных) и символических денег.

3. Какие функции выполняют деньги при: установлении цены товара; покупке товара за наличные деньги; оплате товара, проданного в кредит; уплате долга; выплате заработной платы; помещении в банк; оплате внешнеторговых сделок?

4. Что такое инфляция? Почему она возникает?

5. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
- общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

ЗАДАНИЯ

1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Мы покупаем продукты, выбираем в бутике платье или костюм, запасаемся канцелярскими товарами. Все эти действия - часть глобальной хозяйственной системы, которая называется экономикой. Именно она, основанная на товарно-денежных отношениях, удовлетворяет основные потребности общества и каждого её члена, даёт нам возможность использовать в своих интересах, и на пользу окружающих, жизненные блага цивилизации.

Потребности

Человеческая жизнь - одни сплошные проблемы. То нам хочется сделать несколько глотков холодного кваса, то попробовать ароматный пончик, через секунду мы уже мечтаем о новом автомобиле или о поездке на море. Ни на один миг не можем успокоиться и постоянно чего-то жаждем. Всё это потребности - нужда человека в определённых вещах, ресурсах, нематериальных ценностях. Роль экономики в жизни общества - удовлетворить их, обеспечить нас всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и развития.

У всех людей разные потребности. Они постоянно трансформируются - так мы взрослеем, умнеем, меняются наши жизненные ценности, статусы, а иногда даже вероисповедание и национальность. Но самое интересное то, что человеческие потребности постоянно увеличиваются, и предложение никогда не сможет удовлетворить спрос. Поэтому человек устанавливает для себя некие ограничения: по причине моральных принципов или из-за отсутствия финансов. Это также должна учитывать экономика. И её роль в обществе - потребности и ограниченность сбалансировать, удовлетворяя "золотую" середину между ними.

Ресурсы

Ещё одна составляющая нормальной жизни каждого из нас. Представьте, что не будет газа. Мы не сможем приготовить себе еду, обогреть дома зимой. Вы скажете, что когда-то наши далёкие предки обходились без голубого топлива: разводили костры или строили печки. Можно и сейчас так поступать, но зачем? Если есть ресурс, нужно его продать людям для их максимального комфорта и удобства. Это и есть экономика. Её роль в жизни общества - найти места концентрации ресурсов, создать условия для их добычи, выгодной продажи и получения хорошей прибыли от сделки, чтоб в дальнейшем эти же деньги опять вложить в деятельность.

Ресурсы бывают:

  • Ограниченные. Они делятся на возобновляемые (животные и растения) и убывающие (земельные и минеральные ресурсы).
  • Бесконечные. Сюда относятся ветер, солнечная энергия и так далее.

В отличие от потребностей, необходимость в ресурсах не растёт как грибы после дождя. Кроме того, потребность в них часто удовлетворена.

Блага

Экономика и её роль в жизни общества - неизменная составляющая нормального существования людей. Она призвана обеспечить наличие не только ресурсов, но и благ. Их может создавать человек для себя лично или для других людей. В последнем случае работают товарно-денежные отношения: я предоставляю услугу - ты мне её оплачиваешь. Например, вы летом едете на курорт. Отель, бассейн, боулинг, дискотека и другие объекты инфраструктуры построены одной личностью для другой. Каждый получает выгоду от этой условной сделки: первый - доход, второй - качественный отдых. Это общедоступные блага. К личным можно отнести создание уюта в доме, увлечение каким-либо занятием или хобби, посещение интересных мест.

Роль экономики в жизни общества неоспорима. И это чётко можно проследить на основе только одних благ. Подумайте, смогли ли бы мы жить в мире, где полностью отсутствует культура, нет элементарного жилья, предметов быта. Конечно же нет. Даже первобытные, ограниченные в умственных способностях люди пытались облегчить себе жизнь: они придумали топор, стрелы и лук, копьё. Сегодня мы активно пользуемся не только этими древними, но и современными благами - интернетом, компьютером, смартфоном. Они постоянно совершенствуются в зависимости от наших потребностей и существующих в мире ресурсов.

Уровень жизни

Каково место и роль экономики в жизни общества? Большое, можно сказать, даже самое основное. Без её нормального функционирования люди не могут развиваться, работать на благо окружающего мира, не говоря уже о том, что умирают от голода и нужды. Насколько эффективно работает экономика, демонстрирует уровень жизни всех членов общества. Он включает обеспечение народа всеми необходимыми продуктами, товарами и услугами для его безопасного, комфортного и максимально удобного существования.

Мы часто спрашиваем себя о том, почему одним странам удаётся добиться процветания, а в других многие люди живут за гранью бедности. Всё очень просто. Раньше правители держав считали, что высокого уровня жизни нужно достигать исключительно за счёт завоевания богатых земель, дальнейшего использования их ресурсов. Но со временем люди поняли, что, даже пребывая на своей маленькой территории, можно достичь небывалых высот развития. Возьмём, к примеру, Японию: страна считается богатой, хотя обладает небольшими запасами ресурсов. Благодаря их эффективному и умеренному использованию государство может похвастаться хорошим обеспечением и высоким доходом большинства граждан. Поэтому роль экономики в жизни общества, безусловно, очень велика.

Критерии уровня жизни

Безусловно, главный показатель - это эффективное использование ресурсов: газа, воды, электричества, леса, металла и так далее. Основными критериями также считаются:

  1. ВВП - валовый внутренний продукт на душу населения. Это сумма всех товаров и услуг, произведённых державой за год, поделённая на количество жителей.
  2. Прожиточный минимум, соотношение цен к показателю зарплат, пенсий и стипендий.
  3. Доступность образования.
  4. Уровень здоровья.
  5. Состояние окружающей среды.
  6. Культурное развитие.

Обеспечение слаженной и бесперебойной работы всех этих систем - главная роль экономики в жизни общества. Проблемы и суждения, связанные с этим понятием, всегда видоизменяются в зависимости от того временного отрезка, в котором живёт народ. Например, эксперты ООН считают, что уровень жизни в каждой стране в современном мире определяет так называемый индекс развития личности. Его высчитывают с помощью величин: ВВП страны, средняя продолжительность жизни жителей, уровень их образования и общего развития.

Причины низкой эффективности экономики

Их множество. Во-первых, это плохая работа показателей, описанных выше. Во-вторых, использование старых технологий на производстве, низкая квалификация кадров, расточительное использование благ и богатств окружающей среды и так далее. Поэтому так важно ещё с детства изучать роль экономики в жизни общества. 10 класс (учащиеся) средней школы уже должен быть тесно знаком с курсом, направленным на раскрытие основных понятий, чтоб в будущем не совершать главных ошибок и не привести страну к бедности. А наоборот, суметь максимально усовершенствовать работу той сферы, в которой будет работать будущий специалист.

Низкая эффективность экономики обрекает народ на бедность. Уровень бедности определяют, оценивая доход человека и возможность с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Логично, что чем богаче государство, тем выше его порог. Сегодня Всемирный банк установил такие черты бедности: ежедневный доход менее 1,25 доллара США. Роль экономики в жизни общества - преодолеть нужду и повысить уровень жизни каждого его члена.

Социальная роль экономики в жизни общества

Народ, его общее благосостояние, образ жизни напрямую зависят от уровня жизни, наличия благ и ресурсов. Например, экономика сильно влияет на способность человека купить жильё, найти работу, количество женщин, задействованных в производственной деятельности. Согласитесь, если в развитой стране мужчина достаточно зарабатывает и способен обеспечить семью, его жене незачем отрабатывать 40 часов в неделю, жертвуя вниманием к детям. Она лучше останется дома, будет оберегать домашний очаг, заботится о членах семьи. Что касается работы, то на неё можно выйти только ради удовольствия и саморазвития, а не ради зарабатывания денег.

Экономика и её роль в жизни общества прослеживается даже на примере деторождения. Обычно оно резко падает, когда ухудшается благосостояние граждан. Средняя продолжительность жизни - ещё один критерий, по которому можно оценить уровень развития государства. Также сюда следует отнести общее недовольство рабочих людей, количество организуемых ими митингов и забастовок, суммарное производство их труда.

Экономика и политика

В идеальном варианте государство не должно напрямую вмешиваться в товарно-денежные отношения. Оно только обязано создавать оптимальные условия для развития экономики: принимать законы, которые давали бы предприятиям больше свободы, снижали налоги, гарантировали компенсации. Правительство также призвано направлять средства, полученные в результате деятельности, на те сферы жизни, которые влияют на общее благосостояние каждой семьи: здравоохранение, образование, национальную безопасность.

Только от грамотных действий государства зависят состояние дорог, уровень озеленения улиц, степень загрязнения экологии и так далее. Благодаря правильному, целесообразному распределению финансов эти сферы будут максимально развиты. В итоге уровень жизни человека повысится, улучшится настроение каждого члена общества, вырастет его энергичность и трудоспособность - экономика будет работать более слаженно и принесёт ещё больший доход. Все взаимосвязано. Поэтому если вас спросят о том, каково место и роль экономики в жизни общества, ответ один: самое что ни на есть передовое. Она стержень жизни не только всей страны в целом, но и каждого индивида в отдельности.


Экономика - это настолько общее, емкое и многопризнач- ное понятие, что определить ее одной фразой или единым признаком практически невозможно. Это равнозначно тому, чтобы попытаться дать определение таким общеупотребительным понятиям как человек, общество, жизнь, счастье и т.д. По утверждению П.Самуэльсона, никакое определение предмета экономики не может быть точным. К тому же, по его мнению, в этом нет и необходимости.
Название “экономика” произошло от греческих слов oikos (дом, хозяйство) и nomos (закон), что в буквальном переводе означает искусство управления домашним хозяйством.
В наше время содержание понятия “экономика” претерпело существенные изменения. Хозяйство теперь ведется не столько в рамках семьи, сколько в масштабе города, страны, всего мира. Оно организовано как по территориальному, так и производственному принципу, т.е. в рамках предприятий, фирм, отраслей и т.д.
Под экономикой ныне понимается: а) совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства или экономический базис общества (экономика капитализма, экономика социализма и т.д.); б) народное хозяйство страны в целом, включающее соответствующие отрасли и виды производства (экономика России, экономика Республики Беларусь и т.д.); в) отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т.д.).

Экономика - это прежде всего люди с их умениями и навыками. Вне человека, семьи, общества в целом нет и не может быть никакой экономики. В свою очередь, созданная человеком экономика сама оказывает активное влияние на формирование и развитие человеческой личности.
Экономика есть порождение и результат сознательного воздействия человека на окружающую его природу с целью получения необходимых для жизнедеятельности средств существования. Поэтому экономику можно определить как взаимодействие человека с природой в процессе извлечения им необходимых природных благ.
Воздействуя на окружающую среду, человек не может не вступать в контакт с другими людьми. В результате возникают определенные отношения между людьми в процессе их общего освоения и использования природных богатств и создания необходимых условий для жизни. Такие отношения называются экономическими или производственными.
В каждом обществе производственные отношения образуют единую целостную систему. Эта система отношений вместе с обусловленными ею целью развития производства, формами его организации и методами хозяйствования образует экономику данного, исторически определенного способа производства. Основу любой экономики образуют отношения собственности на средства производства. Они характеризуют способ соединения непосредственных производителей со средствами производства, а также социальный тип и форму присвоения результатов общественного производства.
Экономика - это особая сфера общественной жизни людей. Она функционирует и развивается по своим собственным законам. Экономический закон - это внутренняя, устойчивая, существенная, причинно-следственная зависимость и взаимосвязь в явлениях и процессах экономической жизни общества.
Поскольку производственные отношения носят объективный характер, то и экономические законы объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей. В этом отношении экономические законы аналогичны законам природы. Однако экономические законы не реализуются сами по себе, независимо от хозяйственной деятельности людей. Они независимы от сознания, но зависимы от практической деятельности лю
дей. Поэтому между законами природы и экономическими законами нет полной тождественности, а имеются определенные различия (рис. 1.1).
Во-первых, законы природы являются вечными, а экономические законы носят исторический, т.е. преходящий характер. Некоторые из них являются общими для всех ступеней развития человеческого общества. В них проявляются взаимосвязи тех общих явлений, которые присущи всем способам производства. Например, закон соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил, закон неуклонного роста производительности общественного труда, закон экономии времени и др.
В то же время каждый общественный строй имеет свои специфические законы, которые выражают качественную определенность данной системы производственных отношений. При этом старые экономические законы не уничтожаются по воле людей, а теряют свою силу в связи с возникновением новых экономических условий. Государство не в силах ликвидировать экономические законы и создавать новые. В противном случае следовало бы признать, что все общественное развитие находится в зависимости от сознания и воли людей. Утверждать так - значит придерживаться субъективно-идеалистических взглядов на экономические законы.
Во-вторых, законы природы осуществляются вне человеческой деятельности, а экономические законы реализуются только через хозяйственную деятельность людей. Хотя люди непосредственно преследуют свои субъективно поставленные дели, однако их деятельность выражает собой объективную необходимость, не зависящую от их воли и сознания. Наоборот, воля, сознание, намерения людей определяются объективными экономическими законами. Негативные, кризисные явления в экономике в конечном счете всегда обусловлены недооценкой экономических законов, субъективизмом в экономической политике.
В-третьих, законы природы осуществляются точно, безусловно, а экономические законы реализуются менее точно и не так безусловно. Это обусловлено тем, что в развитии общества много случайностей, вероятностных факторов, и поэтому экономические законы проявляются как тенденции общественного развития.

Совокупность экономических законов - это не механическая их сумма, а органическая целостная система. Все законы в этом противоречивом единстве находятся во взаимосвязи, взаимодействии и в определенной субординации (подчинении). Так, системообразующие законы определяют направленность, меру и характер поступательного развития экономики. Направленность развития экономики определяется действием основного экономического закона данного способа производства. Меру поступательного развития общества обусловливает закон экономии времени. Характер развития экономики и действие экономических законов зависят от типа производственных отношений, в основе которых лежит собственность на средства производства.
Объективный характер экономических законов не означает, что их действие всегда носит стихийный и неотвратимый характер, а люди совершенно бессильны перед ними. Эти законы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно и разрушительно, пока они не познаны и с ними не считаются. Люди, однако, могут познавать законы и изменять условия, на основе которых они возникают. Этим самым они могут изменять характер действия данных законов.
Познание и использование экономических законов составляют две взаимообусловленные стороны процесса овладения обществом законами функционирования и развития экономи
ки. Овладеть экономическими законами - значит познать их и определенным образом использовать, направляя действие данных законов на удовлетворение экономических интересов людей.
То обстоятельство, что объективные законы, их действие не зависят от воли и сознания людей, и создает основу для науки. Задача науки заключатся в том, чтобы раскрыть действие экономических законов, отразить действительную их суть в сознании людей. Если бы объективных законов не существовало, то отпала бы необходимость в экономической науке. В таком случае практика была бы в полной зависимости от людского произвола. Отрицание объективности экономических законов создает почву для субъективизма и даже авантюризма в экономической политике.
Из-за отличия экономических законов от законов природы путь их познания труден и сложен. Экономические законы трудно поддаются математической формализации, поскольку любое экономическое явление, а тем более экономика страны в целом представляют собой сложнейший механизм, функционирование звеньев которого следует рассматривать как вероятностный процесс.
Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов. В повседневной жизни в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Это обусловлено необходимостью в любом деле учитывать соотношение затрат и выгод, что придает экономический аспект любой форме деятельности людей.