Основные особенности налогообложения малых предприятий в рф. Налоги на малый бизнес: особенности и нововведения

Основные особенности налогообложения малых предприятий в рф. Налоги на малый бизнес: особенности и нововведения

Статья посвящена вопросу выбора системы налогообложения, оптимального для малого бизнеса. Приведен обзор действующих режимов налогообложения - УСН, ЕНВД, патентной системы налогообложения. Какие налоги будет платить ИП или ООО при этом.

Законодательного определения категории «малый бизнес» на сегодняшний день не существует. Однако все мы, так или иначе, понимаем, что, говоря о малом бизнесе, речь идет о многочисленных предпринимателях и небольших компаниях, работающих в сфере торговли, услуг, бытового обслуживания, развлечений, туризма и т.д. То есть фактически сфера малого бизнеса получила огромное распространение.

Тем не менее, начать свой, пусть даже и «малый» бизнес не так просто, как может показаться. Существуют многочисленные аспекты, требующие первостепенного внимания на начальных этапах создания бизнеса. В данной статье, хотелось бы остановиться на одном из них – выборе системы налогообложения, оптимально подходящей именно для Вашего бизнеса.

Итак, действующее налоговое законодательство предлагает нам сегодня несколько вариантов. Во-первых, это общая система налогообложения, или как ее еще называют традиционная. Эта система предполагает уплату налога на прибыль организаций в размере 20%, если вы организация, либо уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем. Помимо этого, вы также будете являться плательщиками остальных налогов – налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество и других, при наличии соответствующих объектов налогообложения. В довершении, Вам придется сдавать полный комплекс бухгалтерской и налоговой отчетности – это ежеквартальные декларации, бухгалтерские балансы и т.д. То есть общая система налогообложения не предоставляет каких-либо льгот и преимуществ малому бизнесу. Применяя ее, все налогоплательщики находятся в равных условиях, не зависимо от размера бизнеса, его годовых оборотов, численности сотрудников и т.д.

Альтернативой общей системе налогообложения, являются специальные налоговые режимы, рассчитанные как раз на рассматриваемую категорию бизнеса. Специальные налоговые режимы являются как бы упрощенными, льготными по сравнению с общим режимом. Они либо заменяют уплату совокупности налогов единым налогом - как при упрощенной системе налогообложения (УСН), либо рассчитываются исходя из определенных четко фиксированных физических показателей, без непосредственной привязки к реальным денежным потокам фирмы или предпринимателя – как при едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) или патентной системе налогообложения.

Остановимся коротко на каждом.

УСН (упрощенка)

УСН представляет собой систему, при которой налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль организаций или НДФЛ, НДС и налога на имущество, а вместо них платит единый налог по упрощенной системе налогообложения.

Расчет налога при выборе УСН производится в зависимости от выбранного объекта налогообложения, либо 6% с полученного дохода, либо 15% с разницы между доходами и расходами. Естественно, что все операции по получению доходов и расходов должны иметь документальное подтверждение. Выбор объекта налогообложения зависит от специфики Вашей будущей деятельности. Как показывает практика, второй вариант предпочтительней, если доля ваших расходов будет составлять порядка 70% от доходов.

Расчет и уплата налога производятся ежеквартально, однако налоговая декларация предоставляется всего 1 раз в год.

Обратите внимание, применение данной системы налогообложения доступно налогоплательщикам, соответствующим определенным критериям, установленным в Налоговом Кодексе РФ (глава 26.2 НК РФ). Это - годовой лимит по уровню доходов – 60 млн. руб. с учетом ежегодной индексации, средняя численность сотрудников – не более 100 человек, стоимость основных средств – не более 100 млн. руб. и т.д.

Однако все же для большинства предпринимателей и небольших фирм данная система вполне приемлема и удобна.

ЕНВД или «вмененка»

Это режим, под который подпадают лишь строго определенные виды деятельности – оказание бытовых услуг, услуг по перевозке пассажиров и грузов, розничная торговля с площади не более 150 кв. м, общепит с площади не более 150 кв. м, оказание услуг по временному размещению и проживанию и т.д. Полный перечень видов деятельности можно найти в Налоговом Кодексе РФ (глава 26.3 НК РФ).

Итак, если Вы занимаетесь одним из вышеперечисленных видов деятельности, то система ЕНВД будет наиболее простой и понятной. Расчет налога производится исходя и физических показателей бизнеса – например, площадь помещения, количество посадочных мест, численность работников и т.д. Для каждого вида деятельности физических показатель установлен Налоговым Кодексом РФ, а также установлена фиксированная базовая доходность на единицу физического показателя. Например, если у вас магазин, то вы умножаете его площадь на фиксированное значение базовой доходности за 1 кв. м. и получаете свою налоговую базу, которую далее умножаете на ставку 15%. Расчет налога очень прост, предоставление декларации и уплата налога производятся ежеквартально. Преимущество заключается в том, что размер налога никак не зависит от реальной величины Ваших доходов, и при этом Вы четко знаете, какую сумму вы должны уплатить государству один раз в квартал.

Кроме того, аналогично, как и при УСН, при выборе ЕНВД вы не являетесь плательщиком налога на прибыль организаций или НДФЛ, НДС и налога на имущество.

Патентная система налогообложения

Наиболее молодой и узкоспециализированный режим налогообложения. Он предназначен исключительно для индивидуальных предпринимателей с численностью наемных работников не более 15 человек. Принцип данного налогового режима схож с ЕНВД - применение возможно при осуществлении одного из 46 видов предпринимательской деятельности, обозначенных в Налоговом Кодексе РФ. В их числе также бытовые услуги, общепит, торговля. Расчет налога не зависит от реальных оборотов, а производится исходя из размера потенциально возможного годового дохода, установленного законом субъекта РФ для каждого вида деятельности. Расчитать стоимость патента можно на сайте налоговой - https://patent.nalog.ru/ .

Огромным плюсом является то, что даже сам расчет налога Вам произведут в инспекции при выдаче патента – документа, подтверждающего переход на данный режим налогообложения. На этом общение с налоговиками закончится, налоговых деклараций при патентной системе подавать не нужно. Патент Вы можете приобрести как на целый год, так и на несколько месяцев по своему усмотрению. Отличный вариант для сезонной работы

Таким образом, начиная свое дело, необходимо тщательно подойти к выбору налогового режима, взвесить все «за» и «против» и только после выбора оптимального для Вас варианта – действовать!

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики России, поэтому для привлечения предпринимателей в малый бизнес государство разрабатывает более удобные и привлекательные системы налогообложения, чем для других форм хозяйствования. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства – одна из волнующих тем для начинающих бизнесменов.

Основные моменты и отличительные черты данного вида налогообложения раскроем далее.

Выбор формы налогового режима

Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования.

Малый бизнес, как и другой любой другой легальный бизнес, характеризует его универсальность. В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями. Поэтому если Вы только начинаете работать или желаете обратитесь к хорошему бухгалтеру,а лучше станьте им сами.

Конечно, можно признать, что система налогов в РФ несовершенна, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.

На сегодняшний день, при создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент налоговых систем, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.

Общий режим

Налогообложение предприятий всех форм собственности и видов по умолчанию устанавливается в виде общего режима – ОСНО. При данном режиме в обязанность предприятия входит . Если организация работает на ОСНО, оно платит государству следующие налоги:

  • на добавленную стоимость,
  • на организации,
  • на прибыль (юридические лица),
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели).

Преимущества ОСНО

К преимуществам данной системы можно отнести:

  • возможность заниматься различными видами деятельности, при этом, не имея лимита на размер выручки;
  • возмещение из бюджета НДС по разным основаниям;
  • большая привлекательность для контрагентов за счет возмещения их НДС;
  • обладание любым количеством наемных работников и другие.

Недостатки ОСНО

К недостаткам общего режима можно отнести:

  • обязанность уплаты большого количества налогов,
  • обязанность предоставления в налоговые органы и прочие государственные организации большого количества отчетности,
  • сложная форма ведения доходов и расходов,
  • сбор и обязательное хранение всей документации, связанной с деятельностью предприятия и другие.

Малый бизнес в сельском хозяйстве

Предприниматели, в деятельность которых входит только производство сельскохозяйственной продукции, и которые не перерабатывают ее, имеют возможность работать по системе ЕСХН.

В этом случае сбор налогов с малого бизнеса намного упрощается, так как организация вправе не уплачивать в казну следующие виды налогов:

  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

В том случае, если фирма хочет работать на данном режиме, ей необходимо показать удельный вес всего дохода от продажи произведенной продукции в общей выручке от реализации, причем его доля должна превышать 70% .

Отчетность сдается каждое полугодие, налоговым периодом является один год. Поэтому следует помнить, что перейдя на ЕСХН невозможно поменять режим налогообложения до окончания налогового года. Впрочем, при иных системах смена режима также затруднена и производится лишь с начала года. Причем, заявление на смену формы налоговых сборов необходимо подать заблаговременно в строго определенный период.

Патентная система налогообложения

Ранее малый бизнес имел право применять упрощенную систему налогов, платежи которого рассчитывались на основе патента. Сегодня положения законодательства существенно поменялись – с 2013 года введен новый самостоятельный режим – патентная система налогообложения. Поэтому сейчас особенности налогообложения малого бизнеса в части оплаты стоимости патента дифференцированы от налогообложения субъектов предпринимательства, работающих на других режимах, так как по новой системе необходимо уплатить только лишь стоимость патента.

Общая сумма патента рассчитывается по ставке 6% от предполагаемого годового дохода компании. Однако следует знать, что его теперь нельзя уменьшить как ранее, на сумму страховых взносов, выплаченных по обязательному страхованию.

Применение данного режима возможно только для индивидуальных предпринимателей. Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности – в законе их указано 69 и этот список окончательный. Следует помнить, что при покупке патента на срок меньше чем 6 месяцев , полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия – но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Налоги для субъектов малого предпринимательства значительно изменилось в 2013 году. С этого года, а также и теперь, переход на единый налог на вмененный доход стал добровольным. Также подвергся изменению и расчет – теперь он рассчитывается, начиная со дня постановки на учет, исходя из количества дней, которые были отработаны фактически в данном месяце.

Рассчитывается он по формуле, куда входит величина базовой доходности, установленная субъектом федерации, коэффициенты, которые зависят от специфики работы предприятия и ставка налога. Быстро посчитать и оплатить налог помогут .

Предельный расчет количества наемного персонала рассчитывается не как ранее, а от средней численности рабочей силы. Число работников, как и ранее должно быть не более 100.

Преимущества ЕНВД

Налогообложение деятельности предприятия по ЕНВД имеет следующие преимущества:

  • освобождению от уплаты следующих налогов:
  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Как уже было отмечено ранее, по вышеуказанным налогам требуется ведение достаточно сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена указанного ряда налоговых выплат намного упрощает ведение учета и сокращает документооборот.

  • несложность расчета налога;
  • фиксированная сумма налога;
  • налог, который не зависит от реальной выручки предприятия, позволяет легально вести бизнес с различными оборотами без страха перед налоговыми органами;
  • легкость ведения простота учета доходов и расходов.

Недостатки ЕВНД

Налоговую нагрузку вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.

В том случае, если предприятие уже работает, выходом из запутанной ситуации станет налоговое планирование, при котором обязательно своевременное отслеживание всех изменений в законодательстве.

Проблемы налогообложения предприятий заключены, прежде всего, в отсутствии высококлассных специалистов, стоимость работы которых достаточно высока. На подобные издержки предприниматели часто не желают тратить свои доходы. В результате складывается противоположная ситуация – высокие налоговые платежи и штрафы снижают эффективность ведения бизнеса. Поэтому, чтобы получать высокую прибыль, следует уделять внимание оптимизации налогообложения предприятия и привлекать для этого профессионалов: или в штат, или работать со специалистами на аутсортинге (договор со сторонней компанией).

Только в этом случае оптимизация налогообложения малого бизнеса максимально приблизит предприятие к успеху.

Для любой страны с рыночной экономикой роль малого бизнеса неоценима - формирование антимонопольной хозяйственной среды, здоровой конкуренции, развитие национального производства, общий экономический рост.

Важные нюансы :

  • наиболее гибкий и одновременной прочный сектор рынка, переносящий кризисные периоды легче, чем средний и крупный;
  • объект налоговых платежей и налоговый агент;
  • стимулятор технологического развития и инноваций;
  • субъекты малого бизнеса вкладывают инвестиции в высокотехнологичные и научные проекты;
  • социально-экономический носитель, так как создает занятость, новые рабочие места.

В связи с такими важными позициями в национальном хозяйстве страны мира уделяют большое внимание поддержке, поощрению и вовлечению малого предпринимательства. Европейские страны, например, перевели решение многих экономических вопросов на предпринимателей и на государственном уровне обеспечивают их необходимыми условиями.

Важным рычагом влияния на бизнес - как малый, так средний и крупный - является налогообложение. Однако, в отличие от остальных классов предпринимательства, малое ввиду мобильности более чувствительно к изменениям,.

Субъекты малого бизнеса

Регламентация этой категории хозяйствующих лиц есть в Федеральном законе №209 . Субъектами малого и среднего предпринимательства признаются:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные партнерства и общества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Определение охватывает и средних предпринимателей. Поэтому предусмотрены лимиты, разделяющие субъекты хозяйствования по размерам.

В законе градация приводится по среднему числу трудящихся в год, лимиты делят малый бизнес на 2 категории:

  • менее 15 человек - микропредприятия;
  • менее 100 человек - малые предприятия.

Еще одним критерием является выручка за год , показатели прописаны в Постановлении Правительства РФ №265 . Данные о выручке индексируются ежегодно - предыдущее постановление аннулируется новым. Итак, лимиты:

  • 120 миллионов рублей - микропредприятия;
  • 800 миллионов рублей - малые предприятия.

Специальные режимы

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы:

  • ЕСХН;
  • ЕНВД;

Патентная система доступна только индивидуальным предпринимателям, юридические лица не могут применять ее.

Если выручка и доходы субъекта не вмещаются в лимиты этих систем, они используют общий режим налогообложения. Иногда предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.

ЕСХН

В порядке очередности глав Налогового кодекса РФ среди спецрежимов представлена система для сельхозпроизводителей . Этот единый налог ориентирован на учет специфической деятельности фирм сельскохозяйственного сектора. Данная сфера за последние годы не реформировалась законодательством, ее регламентирует глава 26.1 НК РФ .

Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле выручки от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей 70% .

Несмотря на определенные проблемы правового обоснования системы для сельхозпроизводителей, на более слабое развитие во всех аспектах законодательства, режим ЕСХН создает комфортные условия и здоровый рост сельскохозяйственного производства, заинтересованность представителей малого и среднего хозяйствования выбирать этот сектор рынка и пользоваться благоприятными положениями его налогообложения, среди которых главные - простота и ясность.

УСН

Для субъектом малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, упрощенная система - оптимальна . Особенно привлекательна система для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей или другими видами непосредственного взаимодействия с потребителями, так как становится очевидной экономия без учета НДС.

УСН применяется на добровольном основании - уведомлении, подаваемом в ИФНС. Многие налогоплательщики не обращают внимания на такие мелочи, но в случае УСН подается именно уведомление - т. е. сообщение об использовании спецрежима, тогда как в других режимах предусмотрена подача заявления, которое будет рассматриваться инспекторами.

Единицы малого бизнеса четко попадают в границы пользования системой:

  • число трудящихся - не больше 100 человек (этот предел совпадает с пределом для малых предприятий);
  • оценка основных средств в остатке по итогам года - 150 миллионов рублей;
  • доходы за отчетные периоды - не больше 150 миллионов рублей;
  • доходы за 9 месяцев - не больше 112,5 миллионов рублей.

Даже увеличенные лимиты позволяют малым предпринимателям применять УСН, если они:

  • не имеют представительства/филиалы;
  • не работают на рынке ценных бумаг;
  • не реализовываются через банки, страховые фирмы и ломбардные учреждения;
  • не производят подакцизную продукцию;
  • и т. д. по статье 346.12 Налогового кодекса РФ .

Важным условием является доля участия в деятельности других представителей рынка - не больше 1/4. Предприниматель также самостоятельно избирает объект налогообложения - доходы либо прибыль (доходы, из которых вычтены расходы).

Аналитика демонстрирует следующие закономерности :

  • если траты бизнесмена сложно собрать в бухгалтерской документации в виде доказательств, а доходы больше их на 60%, то предпринимателю выгоднее работать с объектов «доходы»;
  • когда расходы больше доходов на 60%, а их документальное доказательство непроблематично, то для предпринимателей более оптимален второй объект.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел соответствующие ставки - 6 и 15%. В пределах этих размеров представительные органы власти регионов вправе устанавливать собственные ставки . Также налогоплательщики ведут книгу учета и подают декларацию в установленный срок.

УСН - это действительно удобная и легкая система налогообложения. В частности эта система весьма привлекательна в плане объекта доходов, уменьшенных на расходы, и напоминает форму налога на прибыль - фундаментального платежа для юридических лиц.

Проблемой в УСН является поведение субъектов бизнеса, которые хотят оставаться на системе, даже когда в силу растущих оборотов не могут соответствовать установленным ограничениям. В такой ситуации предприниматели начинают дробить свой бизнес на несколько юридических лиц и ИП, что ведет к сложностям управления, администрирования, заключения сделок, снижению трудовой эффективности персонала, риску оказаться в числе обвиняемых органами ФНС в уклонении от уплаты налогов.

Другими проблемами для налогоплательщиков является доказательство целесообразности и обоснованности нормы расходов. Также неудобны правила регистрации и прекращения учета в качестве плательщика УСН - предприниматель узнает об изменившемся статусе и переходе на ОСНО поздно. Существуют и другие трудности использования режима.

ЕНВД

Применение единого налога на вмененный доход до введения патентной системы носило принудительный характер , если осуществляемая деятельность попадала в виды хозяйствования по данному платежу.

После появления патента налогоплательщиков наделили правом выбирать между двумя спецрежимами. При этом еще в 2012 году предпринимателей предупредили, что ЕВНД будет упразднен. Однако он действует до сих пор и будет функционировать как минимум до 2021 года.

Отличием системы ЕНВД является объект обложения - вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Для предпринимателей, получающих доходы, превышающие законодательные значения, применение системы определенно выгодно . Но лица, не имеющие стабильно высоких или средних доходов, могут потерпеть убытки, так как отнесение какие-то операций к расходам или отражение реального дохода в режиме не предусмотрены.

Элементы режима крайне просты. Отчитываться необходимо каждый квартал - сдавая декларацию и уплачивая сумму налога. Размер ставки составляет 15% .

Внедряя ЕНВД в налоговую систему России, законодатели хотели включить в общую всероссийскую налоговую базу предпринимателей, которые ввиду специфики работы способны уклоняться от уплаты налогов и занижать базу, а мониторинг за такими налогоплательщиками требует затрат и времени, не оправдывающих взимаемые при этом суммы.

Среди проблем режима стоит отметить противоречие концепции ЕНВД как простейшей и удобной системы для небольших предпринимателей с одновременной обязанностью вести раздельный учет - трудоемкую и сложную работу, зачастую упирающуюся в тупик из-за недоработанности норм по нему.

ПСН

Самым молодым спецрежимом является система патента. К особенностям патентной системы относится очень узкий круг субъектов - работать на спецрежиме могут только единичные индивидуальные предприниматели. Юридические лица не входят в число субъектов ПСН.

Но даже индивидуальным предпринимателям необходимо соответствовать узким требованиям главы 26.5 НК РФ :

  • число сотрудников - не больше 15;
  • отсутствие в бизнесе соглашений о совместительстве;
  • доход за налоговый период не переходит за границу 1 миллиона рублей (субъекты России вправе увеличивать лимит в 3, 5 или 10 раз).

Для функционирования на ПСН предприниматели подают в ИФНС заявление о переходе на новый режим и получают в ответ патент - основание применения .

Как с ЕВНД, в патенте выбран специфический объект - потенциальный годовой доход, т. е. потенциальная базовая доходность лица от осуществляемой им деятельности. Но, в отличие от того же ЕНВД, при формировании налоговой базы не учитывается физический показатель - площадь, мощность, вес и т. д. База тождественна годовому доходу в рублях.

Также на патентной системе установлена более сложная система периодов. Максимальный период - календарный год. Минимальный период - один месяц. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление. Разумеется, при досрочном прекращении работы с патентом это учитывает налоговыми органами.

Общий тариф для всех видов хозяйствования - 6%. Существует также ставка 0% для ИП, занятых в развивающих экономику и социальную среду видах хозяйствования.

Перечисление патентного налога в казну осуществляется:

  1. Если патент получен на полгода и меньше - в полном размере суммы уплачивается не позднее истечения срока действия патента.
  2. Если патент получен на полгода и больше:
  • 1/3 суммы налога перечисляется не позднее 90 календарных дней со дня применения патента;
  • 2/3 суммы налога перечисляются не позднее истечения срока действия патента.

Единичные предприниматели освобождены от обязанности подавать декларационное заявление в налоговую инспекцию, но отчитываются по книге учета.

Проблема данного спецрежима в первую очередь связана с порядком расчета. Учитывая непредсказуемость бизнеса и различные экономические риски, предпринимателям не нравится уплата налога авансом, так как невозможно предугадать будущие доходы и расходы, внеплановые события и т. п.

Также строгие и узкие границы по числу работников и оборотам делают систему недоступной для многих ИП, а для тех, кто включается в субъекты ПСН, не всегда легко соответствовать внутренним лимитам по каждому виду деятельности - например, площадь зала не больше 50 метров в квадрате. Также число видов деятельности не вбирает в себя все существующие формы хозяйствования ИП, и им приходится рассматривать другие режимы налогообложения.

Необходимость ежегодно получать новый патент и отдельный документ на каждый вид деятельности увеличивает административную нагрузку на бизнесменов, как и на самих налоговых инспекциях.

Однако все перечисленные проблемы касаются правовых норм и с помощью соответствующих поправок постепенно должны решиться.

Общая система

Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением - например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности - по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы .

В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

Друзья, в данной статье мы поговорим о налогах на бизнес . Так как зачастую именно налоговый аспект является определяющим фактором при выборе той или иной организационно-хозяйственной формы.

Общая система налогообложения (ОСНО).

По стандарту и и должны вести налоговый учет, по соответствующим требованиям этой системы. Но так же для малого бизнеса есть альтернатива — упрощенная система.

Основные налогообложения для ИП при ОСНО:

— налог на доходы физического лица (НДФЛ) — 13%

— единый социальный налог (ЕСН) — будет зависеть от вида деятельности и заработной платы сотрудников, средний налог 26% от годовой з/п

Налоги ООО при ОСНО:

— налог на имущество (НИ) — зависит от региона, средний 2%

— налог на добавленную стоимость (НДС) — 18%

— налог на прибыль (НП) — 24%

— единый социальный налог (ЕСН) — зависит от видов деятельности и заработной платы сотрудников, средний — 26% от годовой з/п

Сюда не входят налоги, которые будет необходимо платить дополнительно, в зависимости от вида деятельности которой Вы занимаетесь (таможенные сборы, акцизы и т.д.).

Что из себя представляет упрощенная система налогообложения (УСН):

Кроме всего этого, ИП и ООО могут применить упрощенную систему налогообложения.

В таком случае они будут освобождены от уплаты таких налогов как НДС, ЕСН, НИ, НДФЛ и НП, но будут производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом ИП сразу начинают уплату с момента регистрации, и не будет зависеть, ведется деятельность или нет.

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, нужно будет подать заявление с 1 октября по 30 ноября в налоговый орган или в течении 5 дней после момента регистрации.

Вполне возможно перейти на эту форму (УСН), если по итогам 9 месяцев прошлого года, доходы не превысили 45 млн. рублей.

Вот некоторые моменты, которые не позволят перейти на упрощенную форму налогообложения:

— имеющие представительство и (или) филиалы;

— средняя численность работников превышает 100 человек;

— организация, в которой доля участия других организаций составляет более 25%;

— организация, у которой остаточная стоимость средств и нематериальных активов превышает 100 миллионов рублей.

Существует так же и другие ограничения, но они не популярны и редко кто под них попадает. О них можно будет прочитать в налоговом кодексе.

При упрощенной системе налогообложения объектом налогообложения признаются:

— доходы (налоговая ставка 6 процентов);

— или так же доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15 процентов).

Объект налогообложения можно изменять ежегодно. Выбирает объект налогообложения сам налогоплательщик. Если объектом налогообложения (НО) являются сами доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов ИП. Если объектом НО являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то НБ (налоговой базой) признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Именно в определении расходов, чаще всего возникают трудности у налогоплательщиков, так как очень часто налоговая не соглашается с трактовкой расходов компании.

Так что прежде чем начинать свой бизнес, нужно ознакомится с налогами на бизнес.

Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели и малые предприятия не имеют таких объемов производства и продаж, какие имеются у среднего и крупного бизнеса, они также вносят значительный вклад в доходную часть бюджета. Происходит это за счет множественности субъектов малого бизнеса – в России сейчас насчитывается 5 млн. предпринимателей без образования юридического лица и 282 тыс. малых предприятий с численностью работающих от 15 до 100 сотрудников. Всего на малых предприятиях нашей страны занято 6,2 млн. человек.

Много это или мало? С одной стороны – цифры кажутся достаточно большими; с другой – они явно ниже, чем во многих европейских странах. Если в России вклад малого бизнеса в ВВП составляет 15%, то во многих западноевропейских странах он достигает 60%. Примерно такое же соотношение и по численности занятых – в России доля занятых трудовых ресурсов в малом бизнесе составляет 15-16%, в странах ЕС – до 70%.

Такие существенные различия обусловлены целым рядом факторов, главные из которых – структура экономики, инвестиционный климат и уровень налогов.

Мы не будем углубляться в анализ всех вышеперечисленных факторов, а сосредоточим свое внимание на налогах. Отметим лишь в порядке общего замечания, что пока структура российской экономики существенно деформирована в сторону добывающей промышленности в ущерб перерабатывающей и инновационной сфере. Акцент на добычу сырья обусловливает невысокий спрос на малый бизнес, который в России сосредоточен, в основном, в торговле и сервисе.

Что же касается налогов, то здесь следует иметь в виду специфику малого предпринимательства. Начиная с нуля, старт-аперы вкладывают в бизнес личные средства, рискуют собственным имуществом и денежными средствами. На первых порах им очень затруднительно платить налоги, так как требуется время, чтобы окупить сделанные инвестиции. Поэтому для малых предприятий нередко предусматриваются льготные периоды, в течение которых налоги либо не выплачиваются совсем, либо взимаются по льготным ставкам.

Вообще же в мировой практике малый бизнес действует в самых различных налоговых средах. Многовековой практикой были апробированы диаметрально противоположные налоговые системы, которые являются эффективными или неэффективными в зависимости от социальных, культурных и экономических условий. Перечисли эти системы:

1. Уплата налога в соответствии с размером капитала . Данная система предполагает выплату налогов в большем объеме теми предпринимателями, которые имеют значительные личные состояния. Такой способ налогообложения оценивается общественным мнением как справедливый и экономически обоснованный. Размеры выплат для предпринимателей могли назначаться как государством, так и выбираться самими налогоплательщиками. Например, в России, купцы, в зависимости от размеров личного капитала, относились к определенным гильдиям . Принадлежность к 1-ой гильдии была более почетна, чем ко второй или третьей, но требовала уплаты более высоких налогов. Купец сам объявлял о размерах своего капитала, тем самым приобретая определенные привилегии, общественное влияние и уважение.

2. Коллективное налогообложение . Начиная со времен раннего средневековья, государство стало использовать форму взимания налогов не с отдельных предпринимателей, а с их объединений по отраслевому или территориальному признаку. Особые предпринимательские корпорации, называвшиеся цехами или гильдиями, стали появляться еще в Византийской империи. Позднее они стали распространяться в Англии, а с XIII в. – в Германии, Франции и других странах Европы. С помощью предпринимательских объединений правителям было легче взимать налоги. В обмен на «упрощенную» систему налогообложения предприниматели получали какую-либо привилегию (монополию) в части ценообразования, ученичества, местной торговли и проч. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, организовывались таможенные заставы.

3. Уплата налога по виду деятельности . Одним из главных препятствий для установления точной величины налогов, взимаемых с предпринимателей, всегда был адекватный учет доходов, подлежащих налогообложению. Предприниматели, стремясь минимизировать налоговые выплаты, всеми способами пытались занизить величину собственных доходов. Государство стало противопоставлять этому такой специфический инструмент, как взимание фиксированных сумм платежей на определенный вид деятельности. В России, например, стали использоваться так называемые промысловые свидетельства , дающие право на тот или иной вид предпринимательской деятельности (промысла). Такие документы применялись для решения двух основных задач: во-первых, сбора фиксированного для данной деятельности налога, и, во-вторых, для лицензирования предпринимателей.

Следует отметить также то обстоятельство, что сбор налогов в прошлом являлся весьма обширным полем для предпринимательской деятельности. Монархи и правительства разных стран, пытаясь получить в свое распоряжение необходимые суммы быстро и без особых хлопот, продавали право на сбор налогов отдельным предпринимателям или предпринимательским объединениям. Предприниматели, купившие за установленную сумму право на сбор налогов (таких лиц называли откупщиками ), своими силами собирали налоги. Причем делали это таким образом, чтобы собранные с налогоплательщиков суммы в значительной мере превышали выплаты, сделанные представителям государства.

Многие из опробованных в разные времена виды налогов на предпринимателей оказались неэффективными, в связи с чем от них пришлось постепенно отказываться. Так, например, коллективное налогообложение предпринимательских объединений в виде гильдий и цехов в обмен на предоставляемые привилегии утратило свою значимость из-за развития конкуренции. Помимо этого, властям во всем мире пришлось отказываться от каких бы то ни было форм добровольной уплаты налогов . В то же время отдельные налоговые инструменты оказались весьма удачными и перспективными находками, которые со временем стали использоваться в массовом порядке.

С введением в предпринимательское дело обязательного бухгалтерского учета государственным органам стало легче контролировать индивидуальных предпринимателей и малые предприятия в части движения финансовых и товарно-материальных потоков, а также сделок купли-продажи. Имея в своем распоряжении более или менее точные данные о прибылях и финансовом состоянии предприятий, государство могло более целенаправленно задействовать адвалорные налоги , взимаемые в процентном отношении к чему-либо. Так, стало возможным использовать в массовом и унифицированном порядке налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог.

Вместе с модернизацией налоговых систем совершенствовались и налоговые службы разных стран. Все они претерпевали с течением времени значительные количественные и качественные изменения, которые затрагивали структуру и функции налоговых органов, способы финансового и налогового контроля, формы налоговой отчетности. Простые мытари и сборщики налогов превратились ныне в квалифицированных налоговых специалистов, действующих на основе развитого налогового законодательства, обладающих широкими возможностями и полномочиями для исполнения своих обязанностей. Совместно с другими государственными службами налоговые органы следят за доходами и расходами предпринимателей, правильностью исчисления и уплаты налогов, выявляют теневые и преступные доходы, способы легализации таких доходов («отмывания» денег) и схемы ухода от налогов.

Неуплата налогов в большинстве стран мира расценивается властями как очень серьезное уголовное преступление. В Китае, например, за неуплату налогов в крупных размерах предпринимателей подвергают очень суровым наказаниям (вплоть до публичного расстрела). В других странах (в том числе и в России) за неуплату налогов также предусматриваются весьма серьезные наказания в виде значительных штрафов и длительного лишения свободы. Так, например, Уголовный кодекс РФ в ст.199 устанавливает, что уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Жесткая позиция государства в части уплаты налогов заставляет предпринимателей очень серьезно относиться к вопросам уклонения от уплаты налогов, так как любой конфликт с фискальными органами чреват финансовыми потерями и порчей деловой репутации. Предпринимателю следует знать основные типы налоговых платежей и действующие налоговые ставки для адекватного исчисления и уплаты налогов. Наиболее важные из налогов, используемых в российской и зарубежной практике для обложения предпринимательской деятельности, рассмотрим ниже.

Для налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, современным налоговым законодательством предусматриваются различные виды налогов. Их количество на одного субъекта налогообложения может сильно варьироваться и составлять от одного-двух до десяти и выше. Такой большой разброс по численности налогов связан с различными объективными и субъективными обстоятельствами, а также особенностями налоговой системы, применяемой в той или иной стране. Отметим коротко эти обстоятельства и особенности.

Одно из главных требований к налогу состоит в его адекватности и справедливости . Однако одним универсальным налогом практически невозможно удовлетворить требования этих критериев в силу различий предпринимательской деятельности по доходности, срокам окупаемости, капиталоемкости и т.д. Один вид предпринимательской деятельности требует в основном профессиональных знаний и умений (например, финансовый консалтинг, ремонт и наладка компьютеров и проч.), другой – привлечения значительных трудовых ресурсов (промышленность, строительство, аграрный бизнес), третий – имущества и капитала. Все перечисленные виды бизнеса настолько разные, что справедливое и адекватное налогообложение на основании одного-двух налогов – дело малореальное. Для более или менее справедливого налогообложения государство вынуждено пользоваться некими усредненными значениями, которые для одних предпринимателей оборачиваются облегченными платежами, для других – тяжелым бременем. Иными словами, налог в данном случае становится произвольным и несправедливым.

Для более полного учета всех ресурсов и возможностей предпринимателя или предприятия государством вводятся дифференцированные налоги, которые взимаются в зависимости от определенных параметров – величины прибыли, оборота, имущества, количества работающих. Увеличение числа налогов, таким образом, дает возможность взимать налоги на основании более объективных показателей, но в то же время усложняет налоговую систему.

Еще более сложной налоговую систему делает набор льгот и преференций, предоставляемых предпринимателям и их сотрудникам. Льготы чаще всего предоставляются государством в виде снижения ставок налогов или налоговых вычетах. Если, к примеру, какой-либо предприниматель строит за свой счет жилье для персонала или осуществляет инвестиции в социально значимые проекты, государство поддерживает такого рода действия путем налоговых послаблений, льгот или рассрочки платежей.

Таким образом, можно констатировать, что усложнение налоговой системы чаще всего носит объективный характер, так как делает налогообложение более гибким и справедливым. Однако платой за гибкость является громоздкость и трудность пользования налоговым законодательством для неспециалиста.

Теперь рассмотрим через призму вышесказанного основные виды налогов на предпринимателей.

1. Вмененный налог . Для налогообложения предпринимателей, доходы которых сложно контролировать, государство использует самый простой вид налога – вмененный налог. Сущность данного налога состоит в том, что он взимается с предпринимателя в виде фиксированного платежа за определенный период времени – например, за год. Государственные или муниципальные власти, исходя из среднего прогнозируемого для конкретного вида деятельности значения, предлагают предпринимателям заплатить исчисленный налог авансом. После оплаты предприниматель считается исправным налогоплательщиком вплоть до наступления следующего налогового периода.

Нередко вмененный налог взимается с использованием корректирующих коэффициентов, с помощью которых власти пытаются сделать налоговые платежи более справедливыми и адекватными. Базовая ставка вмененного налога умножается на понижающие или повышающие коэффициенты, которые учитывают месторасположение и вид предпринимательской деятельности, наличие клиентопотока, инфраструктуры и прочих факторов.

2. Налог на доходы (прибыль) . Налог на прибыль предполагает справедливый раздел доходов предпринимателя между ним и государством по заранее установленной ставке. Чем больший доход получает предприниматель, тем большую сумму в виде налогов он выплачивает в государственный бюджет.

В российской хозяйственной практике индивидуальные предприниматели уплачивают налог на доходы в размере 13%, что соответствует применяемой ставке подоходного налога для физических лиц.

Ввиду того, что индивидуальные предприниматели как владельцы бизнеса могут привлекать сотрудников для работы по найму (трудовому договору), они должны самостоятельно исчислять и уплачивать за этих лиц налоги.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после государственной регистрации предпринимателя.

3. Налог на имущество физических лиц . Налог данного вида уплачивают собственники производственных помещений, офисов, жилых домов, гаражей и сооружений. Налог на имущество выплачивается индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в зависимости от их рыночной стоимости, типа использования или по иным критериям. При упрощенной системе налогообложения и при уплате единого налога на вмененный доход предприниматели освобождаются от уплаты налога на имущество, если соответствующее имущество непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности

4. Налог на добавленную стоимость (НДС) . В процессе изготовления и продажи какого-либо продукта его стоимость на разных стадиях производственного процесса постепенно увеличивается. Смысл НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии увеличения стоимости продукта взимать с производителя соответствующие платежи. В России с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели (до этого времени НДС облагались только коллективные предприниматели – т.е. предприятия). Сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям. Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению является счет-фактура. Налогоплательщики обязаны составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счет-фактур, книги покупок и книги продаж.

Субъекты, уплачивающие единый налог или единый налог на вмененный доход, уплачивают НДС только при ввозе товара на таможенную территорию России.

5. Налог с продаж . Этот вид косвенного налога является, по существу, налогом на потребление. При каждой сделке купли-продажи государством взимается определенный процент налога. Чем больше то или иное лицо покупает товаров (услуг, работ), тем больше налогов уплачивает. Фактически проявляет себя как надбавка к цене товара.

6. Единый социальный налог (ЕСН) . Для того чтобы пользоваться системой государственного пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, предпринимателю и его наемным работникам необходимо выплачивать установленные взносы в соответствующие фонды. Платежи в указанные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) носят в России обязательный характер и устанавливаются законом. ЕСН уплачивается индивидуальными предпринимателями с выплат и иных вознаграждений, начисляемым в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Данный налог зачисляется во внебюджетные фонды и в федеральный бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, данные субъекты налог не уплачивают.

7. Транспортный налог . В преобладающем большинстве стран мира строительство и ремонт дорог находится в компетенции государства. Дороги, дорожная разметка, мосты и сооружения относятся к так называемым общественным товарам (public goods ), которые потребляются коллективно. Все расходы по их производству и эксплуатации несет государство.

Государство, в свою очередь, перекладывает бремя соответствующих расходов на лиц, пользующихся транспортными средствами, устанавливая для них налог, который получил название транспортного налога. Предприниматели, имеющие в своем распоряжении и пользовании транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и проч.), которые эксплуатируются на территории России, уплачивают транспортный налог в бюджет соответствующего субъекта федерации. На региональном уровне определяется ставка налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

8. Земельный налог . В предпринимательской деятельности одним из факторов производства является земля. Государство устанавливает для предпринимателей соответствующий налог по принципу «чем больше земельных ресурсов используется, тем выше плата». В России налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Ставки по земельному налогу устанавливаются местными властями.

В России привилегированное гильдейское купечество делилось с 1775 г. по размерам капитала на три гильдии. До издания Положения о государственном промысловом налоге (8 июня 1898 г.) гильдейские свидетельства давали лицам обоего пола, их выбиравшим, права на торговлю и одновременно купеческие права. Впоследствии закон разделил эти преференции.