Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить

Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить

Любое общество независимо оттого, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).



Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь- ш ое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на- чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?
Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хо- чяйства, модернизация производства.
Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.
Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.
Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.
«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.
«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.
«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.
Краткие выводы
  1. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-командная и традиционная экономики. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономика.
  2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
  3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики. *
  4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Еще по теме Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?:

  1. Глава 111. ПОСРЕДСТВОМ НАЛОГА ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ГРАЖДАН
  2. Диагностику остановки роста нужно производить на основе всестороннего анализа, а не только финансовых результатов

4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ø что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ø как эти товары и услуги надо произвести?

Ø кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего – вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие – государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет–интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Заключение

Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Множество обстоятельств побуждает людей к действию. И в этом взаимодействующем водовороте обстоятельств экономические законы лишь в конечном итоге определяют действия людей, общества.


Список используемой литературы

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Изд.: Омега – Л., 2005

2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория. Изд.: Форум Инфра-М, 2009

3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. ЭКСМО, 2007;

4. Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: Гелиос АРВ, 2005.

5. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М: Высшая школа., 1994;

6. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Прогресс, 1992;

7. Макроэкономика.\ Под. Ред. Т.Ю. Останиной. Хабаровск: ХГАЭП, 1994;

8. Микроэкономика. Экономическая роль государства. Экономический рост и международная торговля. \ Под ред. к.э.н., доц. Т.Ю. Останиной. Хабаровск: ХГАЭП, 1995;

9. Основы экономической теории. \ Под. ред. Камаева В.Д., М.; 1996;

10. Рыночная экономика. Часть 1. Макроэкономика.\ В.Ф. Максимова. М.: Соминтек, 1992;

11. Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь-гипертекст. М.; 1994.

12. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 1997;

13. Сакс Д.Д., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.

14. Современная экономика. Экзаменационные ответы. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

15. Степанов В., Ковалев Н. Основы экономики для студентов вузов. М.: Феникс, 2007.


Отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются. Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности). Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его...

Прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзистенциализме. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса их концепции обществ человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, подвергаются критике, но в то же время развиваются и используются в науках об обществе. 2. Рутинные и творческие потребности Помимо деления на биологические и социальные, материальные духовные, индивидуальные и...

Соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства. Значение экономики для общества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может...




Становления информационного общества сама ин­формация является неограниченным экономическим ресурсом; кроме того, неограниченность свойственна и такому ресурсу, как познавательный, творческий труд. Социально-экономические потребности как движущий мотив экономической деятельности Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого...

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:

1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).

Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;


2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.

Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги.

В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.»

Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе.

Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.

Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства

Экономические системы общества

Основные экономические проблемы

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях максимального удовлетворения потребностей населения.

Для того чтобы осуществить выбор, хозяйствующие субъ­екты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить . Эти три задачи являются основ­ными проблемами, стоящими перед любым обществом.

Что производить - это принятие решений о том, какие продукты, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помо­щью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с по­мощью каких технологий производить продукты.

Для кого производить - это проблема того, кому доста­нутся произведенные продукты, в каком количестве ими бу­дет располагать потребитель.

Экономические системы

Общество в своем развитии использовало и использует раз­личные экономические системы.

Экономическая система - это совокупность экономиче­ских институтов, которые общество выбирает для решения основных экономических проблем.

Обычно выделяют традиционную, централизованно плани­руемую, рыночную и смешанную системы.

В некоторых странах до сих пор действуют традицион­ные , основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие продукты, как и для кого производить. Экономические роли лю­дей здесь определяются наследственностью и кастовой принад­лежностью. Технический прогресс в эти системы проникает с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

В странах с централизованно планируемой(директив­ной) экономикой все решения по основным экономическим про­блемам принимает государство (правительство). Ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное пла­нирование охватывает все уровни экономической активности. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговремен­ных приоритетов. В силу этого производство продуктов посто­янно отрывается от общественных потребностей.

В рыночной экономике все ответы на основные экономи­ческие вопросы определяют рынок, цены, прибыль. Проблема что производить решается платежеспособным спросом, голосо­ванием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов пла­тить деньги. Производитель стремится удовлетворить потребно­сти потребителя, получая деньги за продукт, пользующийся спросом. Вопрос как производить решается производителем, стремящимся максимизировать прибыль. Поскольку установле­ние цены зависит не только от него, то для получения большей прибыли надо снижать издержки производства, улучшать каче­ство продукции. Проблема для кого решается в пользу потреби­телей с наибольшим доходом.

В современных условиях большинство экономических си­стем располагаются между крайностями «чистого» рынка и ди­рективной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой. Возникает необходимость государственного регулиро­вания этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хо­зяйственной деятельности, расширение государственной соб­ственности в ущерб частной. Большинство экономически разви­тых стран принадлежат к смешанным хозяйственным систе­мам . Достоинством смешанной экономики является эффектив­ность использования ресурсов и экономическая свобода произво­дителей.

МОДУЛЬ 2

Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК


Похожая информация:

  1. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


- недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш