Закон "О Едином государственном реестре недвижимости" (ЕГРН) заработал с 1 января 2017 года. Главная его задача – объединение систем учета объектов недвижимости и регистрации прав. Узнайте, как изменилась процедура подачи документов и оформления права собственности на объект недвижимости в 2017 году.
✔ Как изменилась процедура подачи документов на регистрацию
Сама процедура государственной регистрации права и кадастрового учета для заявителей и правообладателей не усложнилась. Регистрация прав и кадастровый учет недвижимости осуществляется в том же порядке, что и до 1 января 2017 года.Новый закон предусматривает несколько способов получения услуг: в электронном виде , а также при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра и многофункциональный центр "Мои документы" . Кроме того, получить документы по новому закону можно дистанционно путем курьерской доставки . Чтобы воспользоваться таким способом, нужно в момент подачи документов сделать в заявлении специальную отметку. В этом случае готовые документы доставят владельцу недвижимости в любое удобное для него место и время.
Изменения коснулись порядка подачи документов на кадастровый учет объектов недвижимости. Если ранее заявление о постановке на учет объекта недвижимости могло подать любое лицо, то сейчас новым законом установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Так, согласно положениям закона заявление в отношении созданного (то есть построенного) объекта недвижимости может представить собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости.
Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и ранее, можно будет представить:
В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);
- в форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Согласно новому закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее будет исключительно Росреестр и его территориальные органы. До этого госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществл Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.
✔ Какие документы нужно собрать для подачи на регистрацию права собственности
Для проведения регистрации прав и кадастрового учета необходимо подать заявление и пакет документов. С перечнем и формой необходимых документов можно ознакомиться на сайте Росреестра .Примерный перечень документов:
Заявление на регистрацию права собственности (заполняется сотрудником Росреестра или МФЦ);
- Документ основание для перехода права собственности (Договор купли-продажи, дарения, мены, Решение суда и прочие);
- Доверенность на представителей (при подаче документов через представителей);
- Квитанция на оплату государственной пошлины (2 тысячи рублей для физических лиц, 22 тысячи рублей для юридических лиц);
- Согласно новому закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
Точный перечень документов зависит от вида и субъектов сделки.
✔ Нововведения в процедурах регистрации прав и учета
Нововведением законодательства является то, что у граждан появилась возможность подать одно заявление на проведение регистрации прав и кадастрового учета в отношении одного и того же объекта. В этом случае оба действия будут выполнены одновременно.Это очень удобно, особенно в случае земельных участков. К примеру, если собственник земельного участка продает его не целиком, а определенную часть. Раньше для продажи ему надо было либо продавать долю в праве на земельный участок, либо выделять сначала часть из своего участка (проводить межевание, ставить на кадастровый учет), и уже после постановки части земельного участка на кадастровый учет и внесения изменений в ЕГРП продавать образовавшуюся часть земельного участка. Сейчас достаточно выделить путем проведения межевания земельного участка определенную его часть, и вместе с подготовленным межевым планом и договором купли-продажи подавать документы на регистрацию перехода права и постановки на кадастровый учет.
✔ Можно ли подать документы на регистрацию без постановки объекта на кадастровый учет?
В соответствии с законодательством постановка объекта на кадастровый учет является обязательным условием для регистрации прав собственности на него. Исключительные случаи, когда допускается проведение регистрации прав без постановки объекта на кадастровый учет, определены законом "О государственной регистрации недвижимости". Это происходит в тех случаях, когда объект недвижимости, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН, продается, покупается, дарится или на него накладывается (или снимается) обременение.Постановка на кадастровый учет без регистрации прав также возможна в исключительных случаях, определенных законом. Например, в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
✔ Сколько ждать с момента подачи документов – изменились ли сроки регистрации права собственности?
Сроки оказания услуг сокращены. В случае подачи одного заявления на регистрацию прав и кадастровый учет оба действия выполняются одновременно в течение 10 дней. Если заявитель обращается за одной из этих услуг, то регистрация прав будет проведена в срок не более 7 дней, а постановка на кадастровый учет - не более 5 дней. В случае обращения в многофункциональный центр "Мои документы" срок оказания услуги увеличивается на 2 дня.Новый закон предусматривает также сокращение времени получения выписки об объекте недвижимости. Сведений из ЕГРН можно получить в течение 3 дней. Порядок получения сведений из ЕГРН не отличается от существующей процедуры, то есть запросить из него общедоступные сведения об объекте недвижимости может любое заинтересованное лицо удобным для него способом.
Вступившие в силу новые правила регистрации недвижимости с 2017 года меняют подход к сделкам и уточняют само понятие некоторых объектов.
С 1 января вступил в силу ФЗ-218 «О госрегистрации недвижимости» , который регламентирует новые правила регистрации недвижимости 2017. Отныне поставить квартиру или загородный дом на учет и зарегистрировать право собственности на имущество при сделках купли-продажи или дарения можно в одном учреждении. Еще совсем недавно приходилось посещать Росреестр, а затем Кадастровую палату.
Отмечается, что слияние двух структур уже вызвало проблемы. В некоторых регионах в декабре Росреестр перестал принимать документы. Причина – переход на новую электронную систему регистрации, которая стала еще одним нововведением наступившего года.
Новые правила регистрации недвижимости с 2017 года закрепляют норму, по которой все сделки фиксируются в ЕГРН – Едином государственном реестре недвижимости. Бумажные копии документов составляться не будут.
Цели ЕГРН:
архивирование всей информации по сделкам с недвижимостью;
закрепление прав собственников и контроль за соблюдением их прав;
снижение бюрократической волокиты;
отсутствие проблем, вызванных потерей документов в бумажном виде.
Но главное – документы теперь должны выдавать быстрее:
оформление сделки – вместо 10 рабочих дней 5;
регистрация прав собственности – вместо 10 – 7;
выписка из ЕГРН – вместо 5 за 3.
На заметку! При заказе сразу двух услуг (регистрация сделки и прав собственности) срок оформления составит 10 дней (через МФЦ – 12 суток).
Вступившие в силу правила регистрации недвижимости в 2017 году позволяют воспользоваться нововведением – курьерской доставкой бумаг на указанный адрес. Ранее за ними нужно было приезжать лично или оформлять у нотариуса доверенность. В бланки Росреестра добавили отдельную строку «доставка курьером», которая за дополнительную плату избавляет от траты времени.
Заработала и экстерриториальная система документооборота. Для оформления имущества в собственность не придется выезжать по фактическому адресу нахождения объекта. Сделать это можно из любой точки страны. То же касается ситуаций, при которых имущество продается, покупается или дарится.
Изменено понимание термина «машиноместо». Если до 2017 г. они считались составляющей общедомового имущества и не могли быть оформлены в частную собственность, то с 1 января:
в Гражданском кодексе появилось само понятие «машиноместо» (изменения внесены в ФЗ-315);
места на парковках и в подземных гаражах можно оформлять в собственность, продавать, обменивать и дарить без получения согласия остальных владельцев машиномест.
На заметку! Нововведение не распространяется на места во дворах, наземных стоянках и обочинах – стать их владельцем по-прежнему нельзя.
Интересно, что с момента вступления закона в силу стать владельцем машиноместа в московских паркингах новостроек не захотел пока ни один автовладелец. Ранее девелоперы отмечали, что спрос на места для автостоянки в новостройках Москвы крайне низок.
Последняя дата завершения бесплатной приватизации, запланированная на 1 марта 2017 г., вновь оказалась неактуальной. Продлить ее до 2020 г. изначально хотели только для жителей Крыма, но в конце февраля Владимир Путин подписал закон о бессрочной приватизации на территории всей страны.
Двойные расходы ожидают тех, кто до сих пор не оформил загородные дома, возведенные на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Если граждане не заявят о своих правах в 2017 году, то получат квитанцию на оплату земельного налога , рассчитанного по двойному тарифу.
Важно, что теперь вместо декларации основанием для регистрации домов, бань и гаражей в садовых товариществах стал технический план. Если раньше было достаточно заполнить декларацию, заплатить госпошлину в 350 рублей и отдать вместе с заявлением в Росреестр, то теперь для оформления технического плана необходимо вызвать БТИ и кадастровых инженеров, которые зафиксируют точные координаты дома, обмерят строение и изготовят в течение недели техплан. В Росреестре обещают, что новшество не должно осложнить жизнь россиянам.
Напомним, что «дачная амнистия » (ФЗ № 93), предполагающая упрощенную процедуру оформления недвижимости, продлена до 1 марта 2018 г., но только в отношении домов, выстроенных на участках для ИЖС.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - новый Закон о госрегистрации), который пришел на смену двум другим: Федеральному закону от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - старый Закон о госрегистрации) и Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - старый Закон о кадастре).
Зачем нужен новый Закон о госрегистрации недвижимости? Какие изменения ждут оборот в связи с его принятием? Об этом - в материале «ЭЖ».
С 1 января 2017 г. старый Закон о госрегистрации утратил силу, за исключением одной статьи - 31.1, которая прекращает действие с 1 января 2020 г. Старый Закон о кадастре продолжает действовать в существенно обновленной редакции - из него исключены все нормы о кадастровом учете, и теперь этот закон, как сказано в его ч. 1 ст. 1, «регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров».
Причины появления нового Закона о госрегистрации заключаются прежде всего в необходимости устранить недостатки ранее действовавшей регистрационно-учетной системы: неудобство и дороговизну двух реестров, дублирование и противоречивость их сведений. Результатом реформы должно стать устранение разрыва между кадастровым учетом как учетом объекта и регистрационным учетом как учетом прав на объекты, упрощение и ускорение регистрационных и учетных процедур, снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.
Что нового, важного и полезного появилось в новом Законе по сравнению с предыдущими?
Этот реестр объединяет ранее существовавшие Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости.
ЕГРН состоит из:
реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
реестра прав, ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
реестра границ (сведения о них ранее содержались в кадастре недвижимости). Прежние реестры велись на электронных и бумажных носителях. ЕГРН ведется в электронном виде. В бумажном виде будут храниться только реестровые дела.
К таким объектам относятся: машино-места, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс.
Машино-места учитываются в ЕГРН и регистрируются как самостоятельные объекты недвижимости. Учет единого недвижимого комплекса и регистрация права на него проводятся в двух случаях: (1) завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса, (2) объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке. Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав (ст. 46 нового Закона о госрегистрации).
В ЕГРН, в отличие от прежних реестров, включается информация о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в РФ, об игорных зонах, лесничествах, лесопарках, охотничьих угодьях. Кроме того, в ЕГРН будет содержаться история операций с объектами. Все внесенные в реестр изменения будут сохраняться, эти данные будут отражаться в выписке из ЕГРН. Это будет полезно для проверки юридической чистоты объекта при совершении сделки с ним.
Кадастровых палат, которые ранее занимались кадастровым учетом, больше нет (ст. 3 нового Закона о госрегистрации).
Старые законы одновременное осуществление учета и регистрации не предусматривали. Согласно новому Закону о госрегистрации, если сведений об объекте нет в ЕГРН, его учет в кадастре и регистрация прав осуществляются одновременно в случае создания объекта недвижимости, прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации. Без проведения одновременного кадастрового учета происходят регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав.
Новый Закон о госрегистрации также содержит ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав. К ним относятся, в частности, создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию, прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, изменение основных характеристик объекта недвижимости (ч. 5 ст. 14 нового Закона о госрегистрации).
Ранее заявление о постановке на учет могло подать любое лицо. В новом Законе о госрегистрации перечень заявителей зависит от того, как проводятся учет и регистрация - одновременно или раздельно. Например, при одновременном осуществлении учета и регистрации заявление в отношении построенного объекта может подать собственник или законный владелец земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, а при учете в кадастре без одновременной госрегистрации - орган государственной власти, местного самоуправления, выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 15 нового Закона о госрегистрации). Ранее заявления о кадастровом учете и регистрации подавались по месту расположения объекта в пределах кадастрового и регистрационного округа. По новому закону при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости (ч. 2 ст. 18 нового Закона о госрегистрации).
По старому Закону о госрегистрации основанием для отказа в приеме являлось наличие в поданных на регистрацию документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений, подача документов, исполненных карандашом, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. В новом Законе о госрегистрации эти обстоятельства являются основанием для возврата документов без рассмотрения. Помимо этого, оставить заявление без рассмотрения регистратор может в случае неправильного формата электронных документов, отсутствия подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или регистрации прав.
Отказ в приеме документов в старом Законе о кадастре не был предусмотрен, а в старом Законе о госрегистрации был запрещен. По новому Закону о госрегистрации в приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
Ранее при отправке документов на регистрацию почтой заверить у нотариуса было необходимо только подпись гражданина на заявлении. Новый Закон о госрегистрации обязывает заверять у нотариуса весь пакет посылаемых документов.
Ранее старые законы предусматривали каждый свой перечень оснований для приостановки и отказа в регистрации. Одним из оснований для отказа каждый закон называл неустранение причин приостановки. В новом Законе о госрегистрации все ранее существовавшие причины для приостановки и отказа объединены в один перечень оснований для приостановки (по сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен - в нем указано 55 оснований). Данный перечень объединил перечни, содержащиеся в старых законах, уточнил эти основания, а кроме того, добавил новые (ст. 26 нового Закона о госрегистрации).
Основание для отказа в регистрации или учете по новому Закону о госрегистрации только одно - если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 27 нового Закона о госрегистрации). Среди новых оснований для приостановки стоит отметить следующие:
ничтожность сделки, на основании которой возникает регистрируемое право;
созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту;
земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта;
помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).
Следует также обратить внимание на увеличение сроков приостановления. Ранее регистрация прав по решению регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца. Новый Закон о госрегистрации эти сроки увеличил. Они составят: три месяца - по решению регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления) и шесть месяцев - по инициативе заявителя.
Новый Закон о госрегистрации предусматривает новое основание для прекращения кадастрового учета и регистрации прав: прекращение регистрации возможно по заявлению нотариуса, если документы на регистрацию подавал он сам. Если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, то прекращение государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).
Ранее общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав на него составлял десять рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчислялся со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, то есть максимальный срок составлял 20 рабочих дней. Согласно новому Закону о госрегистрации (ч. 1 ст. 16) общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:
пять рабочих дней - для кадастрового учета;
десять рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
семь рабочих дней - для госрегистрации прав.
Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
Здесь есть два новшества. Первое: если по старым законам о госрегистрации и кадастре сведения из реестров предоставлялись в срок пять рабочих дней, то по новому Закону о госрегистрации - в три рабочих дня со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений. Второе: увеличился объем информации, который предоставляется арбитражным управляющим в делах о банкротстве. Если раньше им предоставлялись сведения только о содержании правоустанавливающих документов и обобщенные сведения о правах должника на объекты недвижимого имущества, то новый Закон о госрегистрации дополнил этот список сведениями в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, причем теперь такие сведения предоставляются не только в отношении должника, но также в отношении лиц, входящих в состав органов управления должника, и лиц, контролирующих должника. Это поможет арбитражным управляющим бороться с выводом активов должников.
Указанные в старом Законе о кадастре «ошибки в сведениях» теперь называются «реестровыми ошибками». Стоит отметить новые правила: исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Это означает запрет снятия земельного участка с кадастрового учета, что всегда признавалось недопустимым в практике арбитражных судов, однако было широко распространено в практике судов общей юрисдикции. Отдельно, ввиду ее особой значимости, закон выделил порядок исправления самой распространенной и конфликтной реестровой ошибки - ошибки в описании местоположения границ земельного участка, что на практике чаще всего имеет место в виде пересечения и наложения границ. Теперь суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 нового Закона о госрегистрации).
Таких нововведений два. Первое: по старому Закону при госрегистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки. По новому Закону о госрегистрации орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате госрегистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.
Второе: ограничен размер ответственности за неисполнение решения суда (эта норма будет действовать с 1 января 2020 г.). По старому Закону о госрегистрации собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации в случае, если по не зависящим от них причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. По новому Закону о госрегистрации это право принадлежит не всем субъектам права, а только гражданам, утратившим не любое жилое помещение, а только единственное, при условии, что взыскание не производилось не по любой причине, а только в случае прекращения существования должника (смерть гражданина или исключение юридического лица из ЕГРЮЛ). Как следствие, отпала необходимость ждать год, как было положено по старому Закону о госрегистрации.
В новом Законе о госрегистрации:
ощутимо снизилось количество препятствий для регистрации и кадастрового учета: уменьшилось число представляемых документов, ускорены регистрационно-учетные процедуры, они более подробно регламентированы для того, чтобы меньше вопросов оставалось на усмотрение чиновникам. Новый Закон о госрегистрации ввел более подробные и систематизированные правила, которые раньше были разбросаны по различным нормативным актам или отражались только в судебной практике: о кадастровом учете при уточнении границ земельного участка, учете части объекта. Все больше документов Росреестр обязан запрашивать самостоятельно;
увеличена ценность обращения к нотариусу: быстрее регистрация, нет проверки Росреестром юридической чистоты документов, что снижает риск приостановки и отказа в регистрации;
усилен контроль Росреестра за строительством: подробно прописаны основания для приостановки при нарушении порядка возведения объектов, предусмотрена обязанность информировать компетентные органы о выявленных нарушениях при строительстве;
выражена ориентация на электронный документооборот. Это позволит ускорить регистрационно-учетные процедуры и разгрузить бумажные архивы.
Регистрация собственности по новому законодательству от 2017 года стала быстрее. Но помимо сокращения сроков произошли и другие изменения. Какие именно — читайте в статье.
Главное нововведение — создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в котором содержатся как кадастровые данные на недвижимость, так и сведения о правах, обременениях и запретах. Создан он был путем объединения Госкадастра и Единого реестра прав на недвижимость.
Это означает, что:
Ведут ЕГРН исключительно Росреестр и его подразделения. Учет осуществляется в электронном виде (ранее реестр и кадастр велись и на бумаге, которая имела приоритет).
И регистрация, и учет недвижимого имущества теперь регулируются единым законом — 218-ФЗ от 13.07.2015 о регистрации недвижимости. В 221-ФЗ от 24.07.2007 — ФЗ о кадастре недвижимости - 2017 год привнес изменения в виде утраты силы в части ведения кадастрового учета. Но деятельность кадастровых инженеров этот закон по-прежнему регулирует.
С введениемнового закона о регистрации недвижимости в 2017 году стала возможна самостоятельная регистрация и учет таких объектов, как:
Еще одно новшество — возможность обратиться за регистрацией и/или учетом в любое территориальное отделение Росреестра (либо в любой МФЦ). Теперь регистрация и учет не привязаны к расположению объекта недвижимости. Место жительства заявителя по-прежнему не имеет значения.
До 2017 года кадастровый учет проводился только в случае обращения в кадастровую палату на территории кадастрового округа, в котором располагалось имущество. Регистрация же осуществлялась исключительно по месту нахождения недвижимости в регистрационном округе.
Заявление можно подать несколькими способами:
После введениянового закона о регистрации недвижимости 2017года:
Регистрация права собственности на недвижимость с 2017 годастала быстрее, как и кадастровый учет. Установлены следующие сроки (в рабочих днях):
Есть и сокращенный срок — 3 дня при регистрации права на основании нотариальной сделки или свидетельства о праве на наследство.
Ипотеку жилья по-прежнему регистрируют в 5-дневный срок. Ипотеку на другие объекты недвижимости (землю, здания, сооружения и т. д.) зарегистрируют в течение общего срока в 7 дней.
При подаче документов через МФЦ все сроки удлиняются на 2 дня. Кроме того, в случае выбора МФЦ в качестве места получения документов после регистрации придется также подождать 2 дня.
Максимальные сроки приостановления регистрации, напротив, были увеличены:
Ранее эти сроки составляли 1 и 3 месяца соответственно. Сроки приостановления учета не изменились и составляют 3 и 6 месяцев.
Как видно, нововведения имеют положительный характер и направлены в том числе на экономию времени и средств заявителей.
Новые правила регистрации недвижимости с 01.01.2017 установлены законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - закон № 218-ФЗ), призванным заменить закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - закон № 122-ФЗ). Рассмотрим нововведения более подробно.
В 2016 год мы вступили с изменениями в госрегистрации недвижимости, установленными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 29.12.2015 № 391-ФЗ. Данный закон дополнил действовавший тогда закон № 122-ФЗ следующими случаями обязательной нотариальной заверки сделок:
В середине 2016 года произошел еще ряд изменений:
Таким образом, в 2017 год мы вошли с обязательным участием нотариуса:
Еще одним новшеством 2016 года стало упразднение свидетельств о госрегистрации права (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 360-ФЗ, вступивший в силу с 15.07.2016). Теперь государственная регистрация права подтверждается выпиской из реестра прав. Такое же положение содержит и ст. 28 закона № 218-ФЗ.
Закон № 218-ФЗ внес немало изменений в существующий порядок госрегистрации. Систематизируем и рассмотрим новшества подробнее. Итак, новый порядок регистрации недвижимости предусматривает такие нововведения, как:
Рассмотрим каждое из нововведений детально.
ЕГРН — свод достоверной и систематизированной информации:
Такое определение ЕГРН приводится в ч. 2 ст. 1 закона № 218-ФЗ.
Кроме того что данный реестр объединил в себе ЕГРП и ГКН, введено еще несколько новшеств:
Законом № 218-ФЗ внесены значимые изменения в процедуру представления документов:
Закон от 01.07.2018 № 175-ФЗ ввел изменения в закон № 218-ФЗ. Они упрощают регистрацию вновь созданных по договорам долевого строительства объектов: теперь можно не приобщать к заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации проектную декларацию, а также разрешение на строительство. Оба документа для целей Росреестра берутся в единой информационной системе жилищного строительства.
Напомним, что закон № 122-ФЗ содержал одинаковый срок для постановки объектов на кадастровый учет и госрегистрации права собственности — 10 рабочих дней (далее — р. д.).
С 01.01.2017 закон № 218-ФЗ предусматривает следующие сроки для производства регистрационных действий:
Сроки госрегистрации прав на основе нотариально удостоверенных сделок останутся прежними — 3 р. д. или 1 р. д. при условии отправки документов нотариусом в электронном виде. Подача таких документов через МФЦ увеличит срок до 5 р. д.
Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ в ГК РФ введено понятие «машино-место». Машино-место теперь включено в перечень недвижимого имущества. Чтобы приобрести статус недвижимости, подлежащей госрегистрации, оно должно соответствовать следующим критериям:
Ранее узаконить машино-место можно было только в виде доли в праве общей долевой собственности, что вызывало такие затруднения при продаже, как:
П. 3 ст. 6 закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ устанавливает, что для выдела в натуре и госрегистрации права собственности на машино-место требуется представить документ, составленный сособственниками, устанавливающий порядок пользования недвижимостью, которая находится в общей долевой собственности.
В правилах, регулирующих отказ в госрегистрации и ее приостановку, выделим следующие изменения:
Госпошлина за совершение регистрационных действий изменений не претерпела. О ее размерах можно узнать из нашей статьи Госпошлина при продаже квартиры . За выдачу выписок из реестра и копий документов существенно увеличилась:
Вот такие основные изменения в регистрации недвижимости произошли в последнее время. Думается, что они были не последними. Стоит отметить, что процесс госрегистрации недвижимости становится проще и быстрее.