Объекты социальной инфраструктуры города. «Регулирование электроэнергетики как общественной инфраструктуры. Сферы возникновения нефинансовых рисков и рисковые ситуации

Объекты социальной инфраструктуры города. «Регулирование электроэнергетики как общественной инфраструктуры. Сферы возникновения нефинансовых рисков и рисковые ситуации

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). В условиях социалистического общества И. с. направлена на обеспечение условий и возможностей для проявления способностей, дарований и устремлений каждого человека. И. с. тесно связана с производственной, так как в процессе научно-технического и социального прогресса дороги, линии связи, складское хозяйство и т. д. стали играть все возрастающую роль в эффективном функционировании не только экономических, но и социальных процессов. По своему общественному предназначению И. с. олицетворяет одну из сторон планомерного и пропорционального развития при социализме, ибо без создания соответствующих благоприятных условий жизнедеятельности людей невозможно представить само существование общества. По форме существования И. с. представляет собой систему учреждений и организаций, обеспечивающих условия для рациональной организации деятельности людей в сфере труда, общественнополитической жизни, сфере культуры, семьи и быта. Она также имеет качественные характеристики, связанные как с технической обеспеченностью учреждений и организаций, с технологическими принципами их функционирования,так и с удовлетворенностью населения формами и методами их работы. И. с. затрагивает интересы всего населения, так как многие ее элементы необходимы для воспроизводства не только работника, но и его семьи. Это особенно важно учитывать при строительстве новых предприятий, городов, промышленных узлов и территориально-производственных комплексов. И. с. играет большую роль в решении задач социального развития, которые в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Для этого наряду с общей характеристикой объектов, учреждений и организаций, призванных удовлетворять интересы и потребности производства и человека, широко используется количественное выражение приходящихся ня 10 тыс. населения материальных носителей: мест в учебных заведениях, клубах, столовых и т. д., их оснащенность и насыщенность соответствующим оборудованием. По ряду инфраструктурных элементов (вузы, музеи, филармонии, театры), создаваемых для удовлетворения «высших» потребностей, применяются другие методы расчета обеспеченности различных населенных пунктов. И. с. необходимо рассматривать в тесной связи с теми установками и ценностными орнентациями, которые имеются как у всего населения, так и у отдельных его социальных групп. Поэтому нормативный подход (обеспеченность населения элементами И. с.) должен быть дополнен социологическим анализом вкусов, желаний, потребностей и устремлений людей. С точки зрения социологической, наиболее приемлемо рассматривать И. с. в связи с основными сферами деятельности человека: трудовой, общественно-политической, социальнокультурной, бытовой, охраны природной среды и здоровья человека. И. с. прежде всего обеспечивает условия эффективной трудовой деятельности. Инфраструктура общественно-политической жизни создает условия для развития социальной активности и характеризует базу и возможности для участия трудящихся в управлении делами общества и производства (наличие зданий и их оснащенность для политических мероприятий, помещения для средств массовой информации, для партийных, советских и общественных организаций, для системы марксистско-ленинского образования и т. д.). Социально-культурная инфраструктура воплощает в себе комплекс условий для развития образования (детские дошкольные учреждения, учебные заведения всех типов), повышения культурного уровня и кругозора (культпросветучреждения, киносеть, музеи, библиотеки) и культурного отдыха (парки, стадионы, зоны отдыха и т. д.). Социально-бытовой блок инфраструктуры характеризует обеспеченность жильем, коммунальным, торговым и бытовым обслуживанием. Социологические данные свидетельствуют о том, что жилье и быт в настоящее время являются важнейшими в комплексе мотивов поведения человека при выборе места жительства, работы, при определении жизненных планов. Возросла роль инфраструктуры охраны природной среды и здоровья человека, которая оказывает большое влияние на рациональную организацию жизни как всего населения, так и отдельных социальных групп. Необходимо отметить и такой элемент инфраструктуры, как условия межличностного общения. Развитие различных «хобби», увлечений, совместного отдыха, объединений по интересам представляет интереснейший социальный феномен, который оказывает все большее воздействие на повседневную жизнь человека. Вместе с тем необходимо отметить, что И. с. обслуживает не отдельные стороны деятельности человека, а всю их совокупность. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное (или оптимальное) развитие всего общественного организма и отдельных его составных частей. Таким образом, И. с.это часть материальной базы социального развития, выделение которой в структуре народного хозяйства позволяет более квалифицированно, научно судить как о самой материальной базе, так и о ее структурных элементах. Кроме того, это не просто часть материально-вещественных элементов общественного развития, но и характеристика последнего в социальном аспекте. Такой подход позволяет видеть уровень обеспеченности и удовлетворенности населения созданными социальными условиями, степень их развитости, а также сравнивать эти показатели применительно к различным городам, районам, областям, республикам. И. с.это и характеристика материально-вещественных элементов в территориальном разрезе. Такой пространственный аспект в жизни общества отражает необходимость определения рационального размещения элементов инфраструктуры по территории, путей уменьшения социально-территориальных различий. Развитие И. с. предполагает постоянное использование нормативного подхода. Он требует систематического сравнения фактической обеспеченности материально-вещественными элементами в территориальном или отраслевом разрезе с научно обоснованными нормативами и ориентирами. И. с. является объектом социального планирования, показателем зрелости социальной организации общества. В настоящее время все большее количество инфраструктурных элементов входит в показатели планов экономического и социального развития. Отражением возросшей роли И. с. является мнение ряда ученых и практиков, считающих, что объем и масштабы ее развития позволяют говорить о ней как о третьем подразделении общественного производства, которое непосредственно определяет удобства жизни людей

Инфраструктура - слово, которое у всех на слуху. Мы привыкли слышать его с экранов телевизора, по радио, находить понятие "инфраструктура" в газетах, и не случайно этот термин сегодня столь популярен. Понятие это относится практически ко всем видам жизнедеятельности и бизнеса. Чем бы мы ни занимались и где бы ни находились, так или иначе именно она обеспечивает нашу жизнь. Что такое инфраструктура, определение этого термина, а также какие бывают виды ее, вы узнаете, прочитав эту статью. В ней также представлены примеры, которые позволят вам лучше разобраться в данной теме. Вы узнаете, что такое объект инфраструктуры, каковы его особенности. Обо всем этом читайте ниже.

На земле еще остались такие места, где группа людей или конкретный человек лишены инфраструктуры. Другими словами, они находятся наедине с природой. Однако и в этом случае окружающий нас мир можно также обозначать интересующим нас понятием. Так что такое инфраструктура?

Определение ее весьма многозначно. При различном толковании она представляется по-разному. Конечно, такое расширенное определение слишком далеко нас заведет, потребует различных философских построений, поэтому постараемся ограничиться более узким понятием.

Понятие "инфраструктура"

Прежде всего определим сам термин, обозначим, что такое инфраструктура. Под ней на интуитивном уровне мы понимаем различные объекты, созданные человеком, техногенного происхождения, использующиеся для ведения бизнеса, а также обеспечивающие жизнь общества и/или человека.

Таким образом, можно сказать, что инфраструктура (от латинского infra - "под", "ниже" и structura - "расположение", "строение") - целый комплекс связанных между собой обслуживающих объектов или структур, обеспечивающих и/или составляющих основу функционирования определенной системы. Этот термин был позаимствован из военной лексики. Вот что такое инфраструктура, говоря кратко.

Виды инфраструктур

Существует множество видов инфраструктур. В этой статье мы перечислим лишь основные, к которым наиболее часто обращаются. Список этот можно продолжить, включив и другие виды.

Социальная инфраструктура

Что такое социальная инфраструктура? Ответим на этот вопрос. Она представляет собой совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих функционально нормальную жизнедеятельность общества. Другими словами, это жилье, строительство его, объекты культурного назначения, сфера ЖКХ, организации и предприятия систем здравоохранения, дошкольного воспитания, образования, организации и предприятия, связанные с досугом и отдыхом, общественное питание, розничная торговля, спортивно-оздоровительные учреждения, сфера услуг, пассажирский транспорт, система учреждений, которые оказывают услуги финансово-кредитного и правового характера (нотариальные конторы, юридические консультации, банки, сберегательные кассы) и др. Вот что такое социальная инфраструктура. Список объектов ее можно продолжить, так как мы перечислили только основные.

Транспортная инфраструктура

Переходим к следующему виду и ответим на вопрос о том, что такое транспортная инфраструктура. Это совокупность предприятий и отраслей транспорта. Производственно-технологические комплексы, сооружения, предназначенные для обслуживания фрахтователей, пассажиров, грузополучателей, грузоотправителей, фрахтовщиков и перевозчиков, а также для того, чтобы обеспечить работу различных транспортных средств - вот что такое объект транспортной инфраструктуры.

Этот список был составлен нами, опираясь на Федеральный закон, в котором все это прописано - N 259-ФЗ от 08.11.2007.

Что такое информационная инфраструктура?

Информационная инфраструктура - система организационных информационных подсистем, структур, обеспечивающих функционирование тех или иных объектов. Другими словами, данный вид представляет собой совокупность определенных базовых информационных служб, систем передачи и хранения данных, а также вычислительных, которые являются основой для обеспечения любых сервисов, передающих данные.

Существует ряд требований, предъявляемый к информационной инфраструктуре сегодня. Главные из них: высокая катастрофоустойчивость и доступность, сохранность и безопасность данных, возможность эффективного управления, адаптации решений и масштабируемость.

Является сегодня актуальной следующая модель, по которой организуются информационные инфраструктуры - это консолидация соответствующих вычислительных систем, а также ресурсов хранения информации. Активно применяются средства организации облачных платформ и виртуализации.

Данный вид включает в себя совокупность различных информационных центров, банков знаний и данных, подсистем, систем связи, аппаратно-программных технологий и средств обеспечения обработки, хранения, сбора и передачи информации, центров управления. Вот что такое информационная инфраструктура.

Другие виды инфраструктур

Инженерная - различные системы, служащие для инженерно-технического обеспечения сооружений и зданий.

Инфраструктурой экономики называется совокупность видов и отраслей деятельности, обслуживающих хозяйство и производство в целом. По аналогии можно ответить и на вопрос о том, что такое инфраструктура рынка.

Военная инфраструктура представляет собой системы отдельных сооружений и стационарных объектов, являющихся основой для ведения военных действий, развертывания вооруженных сил и обеспечения оперативной и боевой армейской подготовки.

Многообразие определений

Из данного многообразия определений, множества ответов на вопрос о том, что такое инфраструктура (виды которой, кстати, перечислены нами не все) можно сделать вывод, что у понятия этого множество толкований, поэтому при использовании его необходимо уточнять, ограничиваясь удобными для нас рамками.

Чтобы упростить задачу, мы будем понимать под данным термином объекты обеспечения и/или средства производства жизнедеятельности (жизненно важных потребностей) человека, обеспечивающие тот или иной процесс/дело/бизнес.

Очень важно не отождествлять и не смешивать инфраструктуру с бизнесом, структурами и процессами, поскольку сама она ничего не производит и не делает. Это всего лишь материальная основа. Без того, что обеспечивает инфраструктура, она рассыпается на различные отдельные объекты техногенного происхождения.

Свойства инфраструктуры

Она рукотворна, то есть представляет собой результат труда.

Она обеспечивает наши материальные потребности; созданные руками человека объекты или структуры, обеспечивающие духовность, культуру и т. п. мы в этой статье не рассматриваем.

Инфраструктура требует определенных мер для того, чтобы поддерживать свое работоспособное состояние.

Она может быть посчитана и измерена, то есть поддается количественной оценке.

Инфраструктура имеет описывающие ее эффективность и мощность характеристики как со стороны обеспечения полезных функций, так и с точки зрения рисков, возникающих при эксплуатации, и надежности.

Она имеет доступные и известные для конкретного вида способы замены и ремонта, поддержания работоспособности, оцениваемые в натуральном и денежном выражении. Вот что такое инфраструктура в более узком понимании.

Примеры инфраструктуры с данными свойствами

Для нефтяной компании она представляет собой трубопроводную систему. Инфраструктура состоит из различного назначения нефтепромысловых трубопроводов, а также внешнего транспорта газа и нефти и внутриплощадочных трубопроводов на установках перекачки и подготовки воды, газа и нефти. Количественные характеристики ее:

  • диаметр (мм), длина (км), толщина стенки (мм), а также назначение трубопроводов (смесь/вода/газ/нефть и т. п.);
  • пропускная способность (выражающаяся в м 3 /тонн в сутки);
  • сроки службы каждого из трубопроводов (количество лет);
  • число инцидентов и аварий на них (шт.), экологический ущерб (руб.), производственные потери (руб.), штрафные санкции (руб.);
  • техническое диагностирование и обслуживание (руб./км), защита от коррозии (руб./км), ремонт дефектов (руб./км/шт.), а также замена (руб./км).

К инфраструктуре нефтяной компании относятся:

Объекты подготовки газа и нефти;

Линии электропередач;

Добывающие скважины, включая погружное оборудование;

Для страны/города:

Сооружения и здания, в том числе социальные объекты, жилой фонд и т. п.;

Транспортные коммуникации, включая линии электропередач, железнодорожную и дорожную сети;

Трубопроводная инфраструктура - канализация, сети холодного и горячего водоснабжения;

очистные сооружения, свалки;

Государство и бизнес направляет на инфраструктуру большие средства, а на ее строительство, поддержание в нормальном состоянии и эксплуатацию работает значительная часть населения. Так как в большинстве своем финансируется она из федерального бюджета, то проблемы и вопросы, связанные с ее функционированием, многим интересны.

Термин инфраструктура появился в конце 1940-х гг. и был заимствован из военного лексикона, в котором он означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих взаимодействие различных родов войск.

В 1^50-х гг. ученые обратились к этому понятию для объяснения процессов экономической жизни Одно из первых определений инфраструктуры принадлежит американскому экономисту П. Розенштейн-Родану: «совокупность условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения». Особенно популярным он стал среди эконом географов.

Постепенно данный термин стал употреблятся при изучении социальной жизни. Важным моментом в социологической трактовке является не просто материально-техническое содержание, но и оценка людьми, населением его качества, степени удовлетворения их потребностей.

В аспекте исторического развития инфраструктура общества формировалась постепенно. Первоначально функционирование производства и сельского хозяйства не включали в себя эти элементы. Затем объективное развитие общества заставило создавать и поддерживать элементы инфраструктуры, такие как дороги, транспорт, складное хозяйство и т.д. По сути, это были материальные условия для функционирования производства, которые «не входят в него, но без них он или совсем не возможен, или будет происходить лишь в несовершенном виде. Примером этого рода средств труда... могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д.» (К. Маркс). Такой анализ предполагает разделение материальных условий на внешние (созданные самой природой, климатом, географической средой) и общие, которые созданы человеком и входят в качестве важнейшего компонента в так называемую вторую природу. Материально-вещественные элементы второй природы создают общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всех видов общественной и прежде всего трудовой деятельности людей. Они органически связывают воедино различные сферы общественного производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно эти элементы образуют то, что называют инфраструктурой.

Постепенно в XX в. наука и практика стали обращать внимание на материальные условия, обеспечивающие процесс труда, т.е. выполняющие социальные функции (жилье, питание, медицинское обслуживание). Затем было признано насущной потребностью создание необходимых условий для жизнедеятельности не только самого работника, но и его семьи. При проектировании производства начали делать расчет соотношения между занятыми на производстве и жителями. В соответствии с этим формировалась социальная инфраструктура района или города.

Следующий шаг в развитии инфраструктуры общество пережило в период распространения массового образований, прежде всего среднего и профессиол- нального. С постепенным сокращением рабочего дня возникла возможность более рациональной организации свободного времени, более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей. Было признано, что создание этих условий прямо влияет на эффективность производства, на рациональную организацию повседневной жизни людей.

Социальная инфраструктура изучается специалистами разных научных направлений - демографами, экономистами, социологами и архитекторами. Поиск разных направлений призван ответить на насущные вопросы общественного развития.

В 1950-1970-е гг. использовались понятия производственной и бытовой инфраструктуры, употребление которых было связано с необходимостью создания условий для функционирования производственной и непроизводственной сфер. Такое разделение имело как положительные, так и отрицательные последствия. На практике производственная сфера часто выдвигалась на первое, ведущее место, а быту придавалось второстепенное значение. Про изошло механическое соединение понятий «социальные факторы» и «бытовая инфраструктура», при этом последняя стала восприниматься как часть непроизводственной сферы.

Сегодня это деление признается не вполне корректным. Понятие «бытовая инфраструктура» стало замещаться социальной инфраструктурой. Условия социальной деятельности связывают воедино как производственные, так и непроизводственные проблемы, не противопоставляя их, а, наоборот, органически соединяя в единое целое. Поэтому сегодня устоялось деление инфраструктуры на производственную и социальную (Б.С. Хорев, Д.В. Белоусов, И. И. Панфилов, В.А. Сенников, Ж.Т. Тощенко и др.). Иногда выделяют институциональную инфраструктуру.

Основные элементы социальной инфраструктуры:

учреждения и организации;

техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования;

социальная оценка этих материальновещественных условий.

Социальная инфраструктура состоит

из социально-экономической, социально- политической, социально-культурной, со- циально-бытовой.

Эти виды можно подразделить на отдельные подвиды. Так, в социально-культурной есть инфраструктура дошкольного, среднего и высшего образования, учреждений культуры, СМИ. Она может рассматриваться также по уровням социальной организации - на уровне общества, региона, отрасли экономики, предприятия (объединения). Возможен анализ социальной инфраструктуры экономических зон, промышленных узлов, малых поселений, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Важным аспектом рассмотрения социальной инфраструктуры является ее анализ в рамках макросреды (всего общества), мезосреды (города или другого населенного пункта) и микросреды (непосредственных условий жизни людей).

Социальная инфраструктура может быть представлена как линейная или как точечная. Под линейной понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. Точечная инфраструктура включает непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.).

Также может быть предложена типология инфраструктуры в зависимости от субъекта социальной сферы, т.е. той социально-демографической группы, на реализацию потребностей которой она направлена. В такой типологии могут быть выделены детская, молодежная, семейная инфраструктура, инфраструктура инвалидов, пожилых людей и т.п.

Так как социальная инфраструктура решает задачи социального развития, то в количественном выражении она определяется как разность между величинами нормы и достигнутым уровнем. Чем ближе эта разность к нулевому значению, тем больше возможностей для развития общества дает инфраструктура. Для определения нормы применяют особый расчет: сколько благ приходится на одного человека, на 10 тыс. или 100 тыс. населения. Применяемые нормативы потребностей населения в коммунальных и бытовых услугах, а также физиологические нормы питания, рациональные нормы потребления обуви, тканей, важнейших товаров длительного пользования не всегда согласуются с требованиями, предъявляемыми реальной жизнью.

Показатели инфраструктуры одной организации, населенного пункта, регионов возможно сравнивать с показателями развития аналогичных образований и на этой основе получить более полную информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер.

Совершенствование социальной инфраструктуры происходит на основе анализа, желаний, потребностей и ценностных ориентаций людей. Поскольку она рассматривается с позиций удовлетворения всех потребностей людей, т.е. совершенно исключается, что одни элементы могут «заменить» другие. Хотя сегодня существует практика закрытия в сельских регионах здравпунктов, школ, маршрутов транспорта как экономически невыгодных.

С точки зрения социологии социальная инфраструктура обслуживает не отдельные стороны, а всю совокупность деятельности людей. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное или оптимальное развитие всего социального организма и отдельных его составных частей.

В современных условиях социальная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. Основная роль ее в современном обществе в том, что социальная инфраструктура может повышать или уменьшать эффективность действующей хозяйственной структуры.

Таким образом, социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов его деятельности - трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Условия обеспечивают эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. Все элементы инфраструктуры функционируют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Основная литература

Сыдорына Т.К). Социальная политика. М., 2004.

Социальная инфраструктура // Социологичео кая энциклопедия. Т. 2. М., 2003.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Гл. «Социальная инфраструктура». М., 1998-2003.

Дополнительная литература

Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М., 2001.

Денисов H.A. Социальная инфраструктура России: состояние, проблемы, пути развития. М., 1988.

Кураков B.J1. Ресурсное обеспечение социальной сферы. М., 1999.

Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры. М., 1989.

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980.

Юферов О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990.

С.Н. Майорова-Щеглова

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Однако подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение. Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как «линейная», и как «точечная». Под «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое деление инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону. Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов). В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин). Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека. В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества. Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества. Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от природно-климатических и национальных особенностей региона. Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения. Социальная инфраструктура особо может быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д. В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не могут быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определенными видами спорта, художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается нецелесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством жителей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединений. И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры. Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения. Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и лежат в основе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.

Еще по теме § 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ:

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЕСТЕСТВЕННОЙ НАУКИ О ВЗВАМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ.