Неналоговые доходы бюджета. Неналоговые доходы бюджета и их структура

Неналоговые доходы бюджета. Неналоговые доходы бюджета и их структура

Под неналоговыми бюджетными доходами подразумеваются различные платежи, пополняющие бюджет. Поскольку поступления носят очень разноплановый характер, достаточно сложно дать им общее определение. Единственным обстоятельством, которое объединяет все платежи, выступает тот факт, что их нельзя причислить к налогам.

Структура неналоговых бюджетных поступлений

Неналоговые поступления бывают следующих видов:

  • любые платежи от реализации или передачи в аренду принадлежащего государству имущества;
  • , полученные за оказание платных услуг органами власти и бюджетными учреждениями;
  • денежные средства, оплаченные как штраф или пеня в результате привлечения лица к административной, уголовной или гражданской ответственности;
  • безвозмездная помощь, предоставленная, организациями, гражданами или другими государственными органами.

Источники неналоговых доходов

Как показывает практика, основным источником неналоговых поступлений выступает арендная плата, полученная в результате использования имущества, которое находится на балансе определенной территориальной единицы. Причем в качестве имущества рассматриваются не только объекты недвижимости, но и проценты, начисленные на неиспользованные бюджетные средства, дивиденды от деятельности различных организаций, в которых государству принадлежит определенный и т. д.

Особенности неналоговых доходов

Главной особенностью неналоговых поступлений считается их добровольный характер. Ведь даже если платеж необходимо внести, то взамен лицо получает определенную пользу – необходимую ему услугу или работу. Единственным исключением выступают средства, которые уплачиваются в качестве штрафных санкций. Их лицо вносит на основании решения компетентного органа, как правило, суда.

Также неналоговые доходы обладают такими свойствами, как стабильность и регулярность. Именно поэтому размер и структура бюджетных поступлений всегда тщательно планируются. Еще одной характерной особенностью платежей неналогового характера является их мобильность. Благодаря такому качеству они даже на протяжении одного отчетного периода могут пополнять казну сначала одного, а потом совершенно другого региона.

Платежи регионального и местного значения

В зависимости от порядка использования поступления подразделяются на доходы регионального и местного значения. Первые пополняют областную казну и формируются за счет следующих источников:

  • арендная плата;
  • взыскания в виде штрафов, назначенных в пределах административного или уголовного производства;
  • плата, взимаемая за определенные услуги, оказанные местными органами власти;
  • поступления от предприятий, полученные за загрязнение атмосферы в результате их деятельности;
  • плата за использования лесов сверх установленного лимита.

За счет платежей неналогового характера наполняется приблизительно десятая часть региональной казны.

Источники пополнения местных бюджетов мало чем отличаются от тех, что указаны выше. Исключение составляют платежи за загрязнения воздуха и сверхлимитного использования леса. Они имеют целевой характер и направляются только в казну областного значения. Некоторые платежи предназначены для формирования местного бюджета:

  • субвенции, представляющие собой финансовую помощь, которая выделяется на возвратной основе;
  • разнообразные поступления во внебюджетные фонды;
  • любые инвестиции, поступающие от предприятий и физических лиц.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Введение

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоя­нию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побу­ждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государствен­ного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение неналоговых доходов федерального бюджета. При постановке такой цели необходимо выделить задачи для ее достижения:

Рассмотрение понятия, сущности и задач неналоговых доходов;

Рассмотрение структуры неналоговых доходов;

Определение роли неналоговых доходов в формировании доходной части бюджета;

Проведение анализа неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 годы;

Выявление проблем неналоговых доходов и путей их решения.

Неналоговые доходы – часть доходов федерального бюджета. Конечно, они занимают не столь большую долю, нежели налоговые, но они также имеют значимость при учете доходов государства. Выявление роли этих доходов в бюджете РФ, их проблем на современном этапе развития и составляют актуальность данной темы, ведь именно в сегодняшних экономически сложных условиях так важно поддерживать доходность бюджета.

I.Методологические основы неналоговых доходов в РФ

1.1. Понятие, сущность, цели и задачи неналоговых доходов

Неналоговый доход государства - денежные средства, поступающие в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг).

Определенная часть денежных средств поступает в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги, уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те и другие платежи, поступающие в распоряжение государства, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Все это позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории государственных доходов.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций – Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

Вместе с тем для неналоговых доходов государства характерны некоторые особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей,- например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью и т. п. В свою очередь, плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинству неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.

Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности. Целевое направление использования неналоговых доходов устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

1.2. Структура неналоговых доходов

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно многочисленную группу доходов бюджетов, которую именует неналоговыми доходами.

В эту группу включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

По территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

По методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

По источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

По конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Неналоговые доходы имеют довольно много разновидностей. Выделим основные из них :

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственность субъектов Российской Федерации представляет собой самостоятельную разновидность государственной собственности. В отличие от частной собственности, собственность субъектов Российской Федерации призвана обеспечивать реализацию задач и функций данного субъекта как публично-территориального образования. Иначе говоря, собственность субъекта Российской Федерации носит публичный характер.

Будучи собственниками принадлежащего им имущества, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять полномочия владения, пользования и распоряжения в отношении этого имущества, приобретать и прекращать право собственности на него, в том числе использовать находящееся в их собственности имущество для извлечения дохода.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике, они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Так, в соответствии со ст. 22 Закона РФ «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. № 4807-1, представительные органы власти субъектов Федерации вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. Однако следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 г. № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.03.98 г. № 31-ФЗ), состав неналоговых доходов несколько отличается от классификации Министерства финансов Российской Федерации. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации к неналоговым поступлениям Причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов. В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят и доходы целевых бюджетных фондов.

Неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и Муниципальной собственности,


· дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

· доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

· проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета.

· возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

· доходы от оказания услуг или компенсация затрат государства.

· перечисление прибыли Центрального Банка Российской Федерации.

· платежи от государственных организаций.

· плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиям и иностранным лицами.

· прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:

· поступления от приватизации организаций, находящих ся в государственной собственности.

· поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций.

· доходы от продажи квартир.

· доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

· доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную собственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы, в том числе:

· сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов).

· прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба, в том числе:

· поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов в технических условий.

· санкции за нарушение порядка применения цен.

· суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе:

· проценты по государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствами иностранных государств.

· доходы от реализации государственных запасов.

· поступления сумм от централизованного экспорта.

· прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

9. Прочие неналоговые доходы.

Бюджетная система Российской Федерации Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 5 Неналоговые доходы бюджетов

Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями , после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

Следует отметить, что включаемые ранее в состав неналоговых доходов безвозмездные и безвозвратные перечисления с 1 января 2005 г. были выделены в самостоятельную группу доходов бюджета (п. 4 ст. 41 БК РФ).

Полный состав неналоговых доходов бюджетов определен бюджетной классификацией РФ. С 1 января 2008 г. единые для бюджетов бюджетной системы РФ группы и подгруппы доходов определены Бюджетным кодексом РФ. Согласно бюджетной классификации (ст. 21 БК РФ), к неналоговым доходам отнесены:

Доходы от внешнеэкономической деятельности;

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Платежи при пользовании природными ресурсами;

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

Административные платежи и штрафы;

Штрафы, санкции, возмещение ущерба;

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

Прочие неналоговые доходы.

В отличие от налоговых доходов бюджета, имеющих установленные налоговым законодательством ставки, большинство неналоговых доходов, отдельные виды которых имеют форму добровольных платежей, не имеют постоянного фискального характера. В этой связи планирование неналоговых доходов осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом изменений в законодательстве, темпов инфляции и других фактов, влияющих на их динамику.

С 2005 г. происходит резкое увеличение удельного веса неналоговых доходов федерального бюджета (до 37 %) за счет включения в их состав таможенных пошлин и сборов (для сравнения: в 2002 г. этот показатель составил 5 %, в 2003 г. – 6, в 2004 г. – 8 %). Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ в 2005–2007 гг. приведены в табл. 4.3.

В структуре доходов федерального бюджета в 2008 г. предусмотрены неналоговые доходы в размере 2471,2 млрд руб. (7,09 % к ВВП), что составляет 37 % общей суммы доходов, в том числе:

Таблица 4.3

Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ в 2005–2007 гг.

Доходы от уплаты таможенных пошлин в размере 2124,6 млрд руб.;

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 89,8 млрд руб.;

Платежи при пользовании природными ресурсами – 42,0 млрд руб.;

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 130,9 млрд руб.;

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 2,0 млрд руб.;

Поступление административных платежей и сборов – 4,2 млрд руб.;

Поступление штрафов, санкций, возмещение ущерба – 2,7 млрд руб.;

Прочие неналоговые доходы – 1,9 млрд руб.

Таким образом, большая часть неналоговых доходов федерального бюджета формируется за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (39,1 % в 2007 г.). Второе и третье место по значимости принадлежит доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (1,7 % в 2006 г.; 1,4 % в 2007 г.), и доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (1,8 % в 2006 г.; 1,7 % в 2007 г.).

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

автора Автор неизвестен

Статья 55. Доходы местных бюджетов 1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Раздел II. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Глава 8. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 55. Доходы бюджетов субъектов Российской ФедерацииУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации(в ред. Федерального закона от 20.08.2004

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60. Формирование доходов местных бюджетовУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые

Из книги автора

50. Доходы местных бюджетов Доходная часть местных бюджетов состоит:а) из собственных доходов и поступлений;б) финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований) и др.К собственным доходам местных

Из книги автора

Глава 4 Доходы бюджетов

Из книги автора

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти

Из книги автора

Раздел II. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Из книги автора

Статья 47. Собственные доходы бюджетов К собственным доходам бюджетов относятся:налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в

Из книги автора

Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета 1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности

Из книги автора

Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в

Из книги автора

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60 Утратила

Из книги автора

Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений 1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:земельного

Из книги автора

Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений целевых бюджетных фондов и других поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фис­кально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В от­личие от других доходов неналоговые доходы бюджета жестко не планируются, однако на практике, как правило, планируются на уровне поступлений предыдущего года.

Неналоговые доходы устанавливаются орга­нами представительной власти РФ и ее субъ­ектов для юридических и физических лиц. Они могут иметь форму обязательных и добровольных плате­жей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах предусматривается и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна более высокая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисле­ния и взимания каждого конкретного платежа. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов.

Так, в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» № 115-ФЗ от 15.08.96 г. (с изменениями и дополнениями) состав неналоговых доходов отличается от классификации Минфина РФ. В Бюджетном кодексе РФ к неналоговым по­ступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, по­лучаемой от иных бюджетов.

Применительно к бюджету 1998 г. в соответствии с классифи­кацией доходов бюджетов РФ, разработан­ной бюджетным департаментом Министерства финансов РФ, неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муни­ципальной собственности, или от хозяйственной деятельности:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности, включая аренд­ную плату за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйст­венного назначения, городов и поселков и прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государст­венной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредит­ных организациях временно свободных средств бюджета.

1.5. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат госу­дарства.

1.7. Перечисление прибыли Центрального Банка РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организа­ций.


Плата за выделение квот вылова водных биологических ре­сурсов совместными предприятиями и иностранными юридиче­скими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйствен­ной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государствен­ной

и муниципальной собственности:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности.

2.2. Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций (предприятий).

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного обо­рудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного иму­щества, перешедшего в государственную и муниципальную соб­ственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы:

6.1. Сборы, взимаемые службой ГИБДД (кроме штрафов).

6.2. Прочие платежи, взимаемые государственными организа­циями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции и возмещение ущерба:

7.1. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, из­готовленной с отступлением от стандартов и технических усло­вий.

7.2. Санкции за нарушение порядка применения цен.

7.3. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении пре­ступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности:

8.1. Проценты по государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствами иностранных госу­дарств.

8.2. Доходы от реализации государственных запасов.

8.3. Поступления сумм от централизованного экспорта.

8.4. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельно­сти.

9. Прочие неналоговые доходы (характеризуются по признакам):

9.1. по территориальному признаку – зачисление в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

9.2. по методам формирования и привлечения (обязательные и доб­ровольные);

9.3. по конкретным основаниям для взимания платежей, форми­рующих неналоговые поступления (доходы от продажи государст­венного имущества, от реализации государственных запасов, по­ступления по взысканным скрытым доходам и пр.).

Таким образом, неналоговые поступления – это составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, региональных, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако на уровне органов ме­стного самоуправления неналоговые доходы, согласно ст. 132 Конституции РФ, не являются государственными.