Налоговое планирование и оптимизация налоговых платежей. Методика расчета плановых налоговых обязательств

Налоговое планирование - деятельность налогоплательщика по оптимизации (законному снижению) налоговых платежей.

Термин "Налоговое планирование" на английском языке - tax planning.

Близкие по значению термины - Минимизация налогообложения, Оптимизация налогообложения.

Комментарий

Законодательство предоставляет возможности законного снижения налоговых платежей в виде льгот, отсрочки платежей, различные формы освобождения от налоговых обязательств. Ведение налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций:

Оптимизация налогообложения.

В рамках этой функции налогоплательщик постоянно изыскивает возможности по уменьшению налогового бремени. Новая сделка, новый вид деятельности подвергаются анализу на предмет налоговой оптимизации.

Планирование сумм и видов налогов, подлежащих уплате.

В рамках этой функции налогоплательщик путем составления бюджетов или иным образом, планирует сроки и суммы уплачиваемых налогов.

Отслеживание сроков уплаты налогов.

Эта функция непосредственно связана с предыдущей. Налоги должны быть уплачены в срок, не позднее и не раньше срока.

Минимизация штрафных санкций и пени.

Еще одним направлением работы по налоговому планированию является работа по минимизации штрафных санкций и пени со стороны налоговых органов. Не секрет, что многие налогоплательщики регулярно уплачивают штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, пени, за просрочки уплаты налога. Как правило, решение проблемы лежит в грамотной постановке учета на предприятии, организации эффективной системы внутреннего контроля, разработке внутрифирменных стандартов, отслеживанием сроков уплаты налогов, привлечении грамотного аудитора или консультанта.

Выявление и анализ налоговых рисков (" ").

Выявление налоговых рисков позволяет налогоплательщику устранить их или максимально подготовиться к возможным спорам с налоговыми органами.

Прогнозирование изменений налогового законодательства.

Прогнозирование изменений налогового законодательства позволяет своевременно учесть и использовать в своих интересах эти изменения.

Сущность налогового планирования заключается в использовании налогоплательщиком допустимых законом способов для максимального уменьшения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование следует отличать от уклонения от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов производится способами, нарушающими законодательство. Так, применение относится к незаконным способам налогового планирования.

Основные способы налогового планирования:

Применение налоговых льгот.

Этот простой способ не всегда применяется налогоплательщиками в полном объеме. Законодательством устанавливается большое количество льгот по налогам, но далеко не все субъекты предпринимательской деятельности применяют все эти льготы. Рассматриваемый способ как раз и заключается в том, чтобы правильно применить все льготы;

Выбор формы деятельности.

Существуют различные формы деятельности. Так, физическое лицо может осуществлять свою деятельность как индивидуальный предприниматель или зарегистрироваться как юридическое лицо. Организация в случае необходимости ведения деятельности за пределами места регистрации может открыть филиал или учредить дочернюю фирму. Налогоплательщики могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН), Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), Патентную систему налогообложения (ПС) и т.д. Каждый из альтернативных вариантов имеет свои особенности налогообложения, налоговый анализ которых и является предметом налоговой оптимизации.

Применять этот способ наиболее целесообразно до начала той или иной деятельности, но он может быть использован и при изменении формы уже осуществляемой деятельности;

Правильное формирование учетной политики.

Законодательством во многих случаях налогоплательщику предоставляется право выбирать способы бухгалтерского учета и налогообложения, от которых зависит порядок и сумма уплачиваемых налогов. Поэтому правильная учетная политика в отношении налогообложения играет большую роль.

Учетная политика определяется каждый раз перед началом года;

Применение офшоров.

Этот способ, наверное, наиболее широко известен. Суть его в том, что прибыль выводится в фирмы, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением. В настоящее время законодательство устанавливает существенные ограничения в отношения этого способа налогового планирования: Трансфертное ценообразование, Контролируемые иностранные компании;

Применение льготных предприятий.

Для некоторых категорий налогоплательщиков законодательством предоставляются льготные условия налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД). Суть метода применения льготных предприятий в том, что основная налоговая база выводится в эти предприятия;

Изменение срока уплаты налогов.

Законодательством предусматривается возможность отсрочить уплату налогов, и данный метод позволяет наиболее полно использовать такие возможности;

Правильная организация сделок.

В некоторых случаях правильная организация сделок позволяет уменьшить налоговое бремя организации. К этому способу можно отнести и избежание налоговых ловушек - ситуаций, когда налогоплательщик теряет налог там, где это можно избежать.

Дочерней компании не хватает средств для оплаты консультационных услуг, которые ей необходимы. Если договор с консультантом заключит головная компания, то она не сможет признать такие расходы для налогообложения, так как эти расходы не имеют отношения к ее деятельности (имеют отношение к деятельности другого лица - дочернего общества, ст. 252 НК РФ). Это пример налоговой ловушки.

Решить задачу без налоговых потерь можно, если головная организация выдаст займ дочернему обществу и оно само закажет консультационную услугу.

Использование пробелов законодательства.

Этот способ наиболее рискован и краткосрочен. Пробелы в законодательстве неизбежны, особенно в условиях постоянных изменений законодательства, хотя государство стремится ликвидировать их. Поэтому на долгосрочной основе не имеет смысла осуществлять налоговое планирование этим способом.

Целесообразно применять его только после консультаций с профессиональными юристами, потому что определить, пробел это или не пробел, может только юрист.

Нередко это приводит к конфликтным ситуациям.

У налогового планирования существуют ограничения , которые нужно знать. К таким ограничениям относятся правовые доктрины, связанные со злоупотреблением права в налоговой сфере:

Предусмотренное законодательством единовременное списание на расходы (по ) части стоимости осуществленных капитальных вложений (в или в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств).

Действия налогоплательщика, осуществляемые с намерениями получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности

Иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Любое уменьшение размера налоговой обязанности (вычет, льгота, пониженная ставка налог и т.д.)

Величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика

Налогоплательщик может нести налоговую ответственность за своих контрагентов. Это происходит в случае, если налогоплательщик заключил договор с и не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента.

Определение налоговых последствий исходя из экономической сути сделки или серии сделок.

Предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме

Преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Налоговые преступления предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации

Проверки, проводимые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

Особый вид налоговых проверок, которыми налоговый орган проверяет уплату налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Регулируются ст. 105.17 Налогового кодекса России

Сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка

Разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов

Риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий в виде - доначислений сумм налогов, штрафов и пени; возникновения спора с налоговым органом; проведения проверки.

Один из методов амортизации амортизируемого имущества. При нелинейном методе (способе) норма амортизации применяется к остаточной, а не первоначальной (восстановительной) стоимости. За счет этого, стоимость имущества списывается неравномерно - с уменьшением суммы амортизации с каждым последующим месяцем. Нелинейный метод определен в ст. 259.2. налогового кодекса России.

Необоснованное уменьшение размера налоговой обязанности (злоупотребление правом в налоговой сфере)

Часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Принцип, согласно которому операции подлежат учету (налоговому, бухгалтерскому) исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы. Принцип "приоритета содержания перед формой" применяется в том случае, если юридическая форма сделки и ее экономическая суть различаются.

Свободная экономическая зона, созданная Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Способы списания активов, которые применяются в бухгалтерском и налоговом учете для оценки стоимости списанных на расходы активов при их выбытии. Применяются способы списания: по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО.

Схема оптимизации налогообложения с помощью специальных налоговых режимов, прежде всего, .Суть этой схемы в том, что бизнес дробится на относительно небольшие организации, которые подпадают под условия, для применения УСН. Как известно, предусматривает более льготный налоговый режим, для предприятий относительно небольшого бизнеса. Схемой дробления бизнеса обычно именуют такое дробление, которое не имеет деловой цели и приводит к необоснованной налоговой выгоде.

Схема деятельности налогоплательщика, позволяющая уменьшить налоги. Белая схема - законная, Черная схема - незаконная, Серая схема - на грани.

Часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Документ, в котором организация определяет способы учета (бухгалтерского, налогового)

Организация, которая сама не платит положенные налоги и при этом предоставляет возможность получения вычетов, расходов своим клиентам. Фирма-однодневка используется для применения незаконных схем минимизации.

Реальная налоговая ставка конкретного налогоплательщика, которая определяется как отношение налога, фактически начисленого за период к налоговой базе (экономическая базе) за этот же период.

В процессе планирования деятельности организации на очередной год при разработке финансового плана (финансового бюджетирования) налоги и платежи по ним следует выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета. Сущность данного подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на минимизации налогов, а на реализации финансовой стратегии компании. К примеру, в стратегии может быть записано, что в ближайшей перспективе компания будет интенсивно развиваться за счет собственных средств, следовательно, ее задача - генерирование прибыли, а это означает увеличение налогов. Но согласно этой же стратегии подавляющая часть прибыли будет направлена на приобретение основных фондов, поэтому за счет большей суммы амортизации в будущем организация сократит величину налога на прибыль. Чтобы делать такого рода прогнозы, необходимо составлять бюджет по налогам. В организации может быть выработана своя последовательность расчета налогового бюджета. На первом этапе осуществляется систематизация информации о налогах и налоговых платежах за предыдущий год, оценка налоговых платежей в отчетном году в сопоставимых (по отчетному году) условиях налогообложения. Эти данные используются для расчета налоговой нагрузки организации - отношение сумм начисленных и уплаченных (если не полностью уплачены по причине недостаточности денежных средств, то к уплаченным добавляется сумма недоимки отчетного года) налогов и сборов в течение года к выручке организации. Другими словами, определяется какая часть выручки потрачена на уплату налогов. Кроме того, необходимо рассчитать показатели налогового бремени для отдельных налогов по объекту обложения (НДС, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество). На втором этапе определяется коэффициент эластичности налогов - он показывает, как изменится величина того или иного налога при изменении налоговой базы или ставки налога. На третьем этапе осуществляется оптимизация налоговых платежей. При этом кроме нормативов и льгот, следует обратить внимание на минимизацию налога на имущество организаций, а также на использование установленных законодательством отсрочек и рассрочек налоговых платежей в бюджет. Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п.3 ст.61 НК РФ). Кроме этого, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из НК РФ следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов). Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока (п.1 ст.64 НК РФ). Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (п.1 ст.64 НК РФ). Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года с единовременным или поэтапным погашением задолженности (п.1 ст.65 НК РФ).

Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК РФ).

Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

Для текущего исполнения налоговых обязательств важное значение имеют:

  • такое состояние бухгалтерского учета и отчетности , которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация надежна;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;
  • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.

Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование включает:

  • стратегию оптимального управления предприятием и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективный способ увеличения прибыли — не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решении, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. В этой связи важное значение имеет выбор вида деятельности, поскольку ряд видов деятельности имеет существенные льготы по ряду налогов, и выбор организационно-правовой формы организации бизнеса. Например, функционирование бизнеса в форме ПБЮЛ позволяет более легко использовать упрошенную систему налогообложения с существенной экономией по ряду налогов, а в форме ООО предоставляет определенные преимущества в части выплаты долей участникам;
  • учетную политику — выбранную предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных.

В рамках учетной политики предприятия возможности получения налоговой экономии достигаются за счет:

  • применения ускоренной амортизации и повышающих амортизационных коэффициентов;
  • сокращения срока полезного использования нематериальных активов;
  • оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции;
  • создания резервов, что минимизирует текущие обязательства по налогу на прибыль;
  • списания на финансовый результат положительных курсовых разниц единомоментно в конце года;
  • определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары и позволяет иметь реальный источник уплаты НДС.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

  1. организацию надежного налогового учета;
  2. контроль за правильностью расчетов налогов;
  3. минимизацию налогообложения в рамках действующего законодательства.

Работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как оптимизация налогообложения может потребовать привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Под налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Оптимизировать налогообложение можно путем:

  • воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;
  • получения дохода в тех формах, по которым установлены льготы. Например, получение доходов в виде дивидендов не подлежит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;
  • выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;
  • выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС, так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.

Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

  1. «Простые» схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателей решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.
  2. «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование оффшорных зон.

Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

Отмена ряда налоговых льгот привела к сужению рамок налогового планирования в российской организации. В связи с этим многие крупные предприятия с большим оборотом прибегают к международному налоговому планированию. На возможности поиска налоговых привилегий обращал внимание еще А. Смит, который писал: «Владелец капитала есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство, в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, и переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснения».

В настоящее время для международного налогового планирования используют оффшорные зоны. Почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых благодаря особенности национального налогового законодательства более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц. Некоторые страны свою государственную политику строят на предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себя выгоду в форме притока иностранных капиталов.

Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

Основной принцип схем вывода деятельности предприятий из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании и предприятия формально оформляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

Пример 1. Российская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 2 200 000 долл. Прибыль российской фирмы составляет 100 000 долл. С этой суммы российская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 24 000 долл. Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей российской фирме. Поставка товара в этом случае прошла через оффшорную компанию, которой российская фирма поставила тог же товар в том же количестве, но по цене 2 180 000 долл.

Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю (иностранной компании) по цене 2 100 000 долл. Прибыль 80 000 долл. остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами.

Пример 2. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1 000 000 долл. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200 000 долл. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижении таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму — 200 000 долл. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40 000 долл. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1 500 000 долл.

В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобилей), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для того, чтобы основная прибыль оказалась на счете оффшорной компании.

Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие:

  • оффшорная компания — посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем создается компания для того, чтобы локализовать максимум прибыли на облагаемом наименьшим налогом субъекте;
  • оффшорная компания — подрядчик. В этом случае компанию используют для увеличения расходов, включаемых в себестоимость, и уменьшения налогооблагаемой базы;
  • оффшорная компания — владелец дорогостоящего имущества. Эта схема применяется в том случае, если собственник старается сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;
  • оффшорная компания — владелец и лицензиар товарного знака. При ведении бизнеса в нестабильной стране товарный знак можно зарегистрировать на эту компанию или продать ей уже зарегистрированный. Это позволяет даже при ликвидации бизнес-единицы оставлять товарный знак, а затем на основании лицензионных договоров предоставлять право пользования им кому-либо;
  • оффшорная компания — владелец авторских прав. Если бизнес состоит в приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то эта схема — удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;
  • оффшорная компания — держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а уже компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту;
  • оффшорная компания — залогодержатель. Схема реализуется в рамках тонкого налогового планирования в том случае, если владелец имущества опасается за его сохранность;
  • оффшорная компания — инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компания, может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать в такой компании очень оперативно и без налогов;
  • оффшорная компания — судовладелец. Например, если лицо приобрело яхту, то помимо соображений безопасности есть и налоговый плюс: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные условия налогообложения;
  • оффшорная компания — исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом не подпадает под определение постоянного представительства, то данная компания не будет облагаться российским налогом на прибыль.

Специализация оффшорных зон не имеет жесткого характера. В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наиболее известными «налоговыми убежищами». На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций.

В прошлом году налоговики опубликовали 11 критериев, по которым инспекторы отбирают кандидатов на выездную проверку (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).
Среди критериев, например, налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, постоянные убытки и т. д. Недавно инспекторы дополнили перечень еще одним - 12-м критерием, который был назван «ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» (приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@). Кроме того, инспекторы предлагают компаниям добровольно уточнить свои налоговые обязательства и при необходимости доплатить налоги. При этом обещают обойтись без санкций. Обсуждают новшества гости редакции.

Сергей ТАРАКАНОВ , заместитель начальника отдела методологии, автоматизации налогового контроля и организации межведомственного взаимодействия Контрольного управления ФНС России
Юрий МАРЧЕНКОВ , ведущий аудитор КГ «МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ»
Максим ГРИШЕНКОВ , финансовый директор торговой сети «КАК РАЗ» (г. Иваново)

Сергей ТАРАКАНОВ:

Давайте я начну и расскажу о том, что же представляет из себя 12-й критерий. Иными словами, что же такое ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском? Вообще, об этом достаточно полно сказано в самом приказе. Например, признаком рискованной деятельности инспекторы считают отсутствие личных контактов между представителем поставщика и представителем покупателя при обсуждении условий поставок и подписании договоров. Или отсутствие информации о партнере в ЕГРЮЛ. Грубо говоря, весь 12-й критерий основан на постановлении ВАС РФ от 12 ноября 2006 г. № 53, в котором говорится о необоснованной налоговой выгоде. Само постановление, равно как признаки необоснованной налоговой выгоды, хорошо известно, и говорить о них подробно смысла нет. Интересно другое. Теперь компании, обнаружив у себя несколько признаков «рискованной деятельности», могут подать «уточненку» и доплатить налоги, избавив себя от ответственности...

Юрий МАРЧЕНКОВ:

Помимо «уточненки» компания должна сдать пояснительную записку, форма которой прилагается к приказу. В пояснительной компания должна сознаться, что не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента. Стало быть, у инспекторов на руках будет признание компании «во всех тяжких», причем в письменном виде. Правда, инспекторы обещают при камеральной проверке «уточненок» не требовать дополнительных документов. А выездную по факту таких пояснительных будут проводить только по согласованию с ФНС России.

Максим ГРИШЕНКОВ:

Категорически не рекомендую писать такие пояснительные записки. Приказ ФНС России в определенном смысле предлагает амнистию тем компаниям, которые явятся с повинной. При этом сама процедура амнистии не обеспечена законом. Инспекторы обещают не проводить выездной проверки. Но кто запретит им нарушить обещание? Согласовать же с ФНС России выездную проверку не составит труда. Соглашусь с Юрием: написав пояснительную записку, компания сдается без боя. Более того, наличие признаков, которые перечислили инспекторы, возможно и при нормальном ведении бизнеса. Сами по себе они ничего не значат. Если, конечно, действиям компании будут даны разумные объяснения.

Юрий МАРЧЕНКОВ:

Да, в этом нет необходимости. Уверен, что на практике 12-й критерий не заработает и в инспекцию вряд ли потянутся толпы раскаявшихся. Однако приказ не такой уж бесполезный, поскольку дает налогоплательщикам понимание того, на что будут обращать внимание налоговики при проверках. А возможно, кто-то откажется от сомнительных способов экономии на налогах.

Максим ГРИШЕНКОВ:

Кстати, помимо самих признаков ведения рискованной деятельности в приказе даны примеры схем, где эти признаки присутствуют по умолчанию. При этом налоговики проявили творческий подход к делу, сделав схемы наглядными и цветными. Правда, самих схем всего четыре и они достаточно простые.

Сергей ТАРАКАНОВ:

Примеров пока четыре. Со временем, я думаю, их количество увеличится, появятся более серьезные примеры. И я бы рекомендовал присмотреться к ним повнимательнее. Для чего это нужно? Предположим, компания продолжает использовать какую-то из этих схем после публикации на сайте. Это обнаруживается при проверке. Так вот у инспекторов появляется возможность доказать умысел в неуплате налогов. Ведь информация на сайте общедоступна, а значит, компании было известно, что схема рискованна.

Юрий МАРЧЕНКОВ:

Да, но не стоит забывать, что для начала инспекторам надо будет доказать отсутствие деловой цели в применении той или иной схемы. А для этого придется пройти через суд. Поэтому я бы не стал рекомендовать отказываться от тех или иных способов оптимизации лишь по той причине, что инспекторы считают их рискованными и публикуют на сайте. Ведь не исключено, что фирма использует схему абсолютно законно. Например, тот же аутстаффинг, который налоговики раскритиковали в четвертой схеме.

ИТОГИ

Сразу скажем, спешить с пояснительной запиской не стоит. В противном случае у инспекторов на руках будет чистосердечное признание компании в получении необоснованной налоговой выгоды. Да, при этом фирма доплатит недостающие налоги, а инспекторы обещают не проводить выездной проверки. Но обещание это не подкреплено законом. Сам приказ дает фирмам возможность спрогнозировать, в каком случае есть риск выездной проверки, а также понимание того, что именно инспекторы считают сомнительными способами налоговой экономии.

Изучив материалы темы, вы сможете:

  • · Алгоритм расчета плановых налоговых обязательств на год.
  • · Налоговое поле организации; характеристика, параметры, использование в налоговом планировании.
  • · Расчет налоговых баз по всем видам налогов, исчисление плановых налоговых обязательств. Оперативное налоговое планирование.
  • · Налоговый мониторинг.
  • · Порядок внесения изменений в годовой налоговый план по результатам налогового мониторинга и итогам налоговых проверок.

В процессе планирования деятельности организации на очередной год при разработке финансового плана (финансового бюджетирования) налоги и платежи по ним следует выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета.

Сущность данного подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на минимизации налогов, а на реализации финансовой стратегии компании. К примеру, в стратегии может быть записано, что в ближайшей перспективе компания будет интенсивно развиваться за счет собственных средств, следовательно, ее задача - генерирование прибыли, а это означает увеличение налогов. Но согласно этой же стратегии подавляющая часть прибыли будет направлена на приобретение основных фондов, поэтому за счет большей суммы амортизации в будущем организация сократит величину налога на прибыль. Чтобы делать такого рода прогнозы, необходимо составлять бюджет по налогам.

В организации может быть выработана своя последовательность расчета налогового бюджета. Один из возможных вариантов представлен на рис. 5.

На первом этапе осуществляется систематизация информации о налогах и налоговых платежах за предыдущий год, оценка налоговых платежей в отчетном году в сопоставимых (по отчетному году) условиях налогообложения.

Эти данные используются для расчета налоговой нагрузки организации - отношение сумм начисленных и уплаченных (если не полностью уплачены по причине недостаточности денежных средств, то к уплаченным добавляется сумма недоимки отчетного года) налогов и сборов в течение года к выручке организации.

Рис. 5.

Другими словами, определяется какая часть выручки потрачена на уплату налогов. Кроме того, необходимо рассчитать показатели налогового бремени для отдельных налогов по объекту обложения (НДС, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество).

Так же, как и в предыдущем году, рассчитана налоговая нагрузка. При этом главная цель заключалась в определении не только суммы, но и динамики налоговых платежей, максимально реальном отражении предполагаемых налоговых обязательств. Следует отметить что, несмотря на рост выручки и соответственно увеличение суммы НДС, прогнозируемая налоговая нагрузка практически осталась на том же уровне. Это достигнуто за счет планируемого снижения затрат на 1 ед. продукции и соответственно изменения структуры налоговых платежей.

На втором этапе определяется коэффициент эластичности налогов - он показывает, как изменится величина того или иного налога при изменении налоговой базы или ставки налога.

Рассмотрим возможный вариант расчета.

В 2005 году законодательными органами государственной власти была изменена ставка ЕСН. Размер налоговой базы налогоплательщика изменился ввиду увеличения ФОТ или иных причин, вызывающих ее рост по данному налогу.

На основании исходных данных, нужно выявить, какое количественное влияние на изменение суммы налога оказал каждый из факторов: изменение ставки и изменение налоговой базы.

Исходные данные:

Этапы расчета:

1) Рассчитаем общее изменение суммы налога:

Н = Н.отч. - Н.баз. = 5200 - 6408 = -1208 руб.

2) Выявим влияние изменения ставки на снижение суммы налога:

Нст = Б.баз.*Ст.отч. - Б.баз.*Ст.баз. =

18 000 * 0,26 -18 000 * 0,35,6 = = 4680-6408 = -1728 руб.

3) Выявим влияние на изменение суммы налога изменения налоговой базы:

Нбаз. = Б.отч.*Ст.отч. - Б.баз.*Ст. отч.=

20 000 * 0,26 - 18 000* 0,26 == 5200 - 4680 =520 руб.

4) Проверка:

ЛН = Нст.+ ДНбаз. = -1208 = -1728 +520 = 1208 руб.

Таким образом, общее изменение суммы ЕСН в текущем году по сравнению с базисным, составило -1208 рублей. Причем рост налоговой базы при неизменной ставке налога привел бы к снижению налога на 1728 рублей. А снижение ставки налога без изменения размера налоговой базы повлекло бы за собой увеличение суммы налога на 520 руб.

На третьем этапе осуществляется оптимизация налоговых платежей. При этом кроме нормативов и льгот, следует обратить внимание на минимизацию налога на имущество организаций, а также на использование установленных законодательством отсрочек и рассрочек налоговых платежей в бюджет. Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы , в которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п.3 ст.61 НК РФ). Кроме этого, изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из НК РФ следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов).

Рассмотрим условия и порядок предоставления заинтересованному лицу отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п.1 ст.61 НК РФ). При этом, как следует из п.2 ст.61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы.

Кроме этого, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

Теперь подробно остановимся на каждой из форм, в которых может осуществляться изменение срока уплаты налога (сбора).