Налоги, их функции, виды, принципы налогообложения. Налоги, их функции, принципы налогообложения

Налоги, их функции, виды, принципы налогообложения. Налоги, их функции, принципы налогообложения

Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ их не выделяет как самостоятельное. Факт наличия в названии налога или обязательного платежа слов "налог", "сбор", "пошлина" еще не определяет существо данного платежа.

Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений?

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства.

1.2 Функции налогов и принципы налогообложения

Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих же позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному дому.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства.

Социальная функция реализует через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Распределительная функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

· стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

· дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;

· воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Функции налога тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована.

Таким образом, относительное равновесие функций позволяет формировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно.

На современном этапе принципы налогообложения - это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российская налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения.

В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяется два уровня (вида) принципов налогообложения:

· экономические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются (пробируются) при построении конкретных налоговых систем различных государств, в результате их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права). Экономисты к экономическим принципам налогообложения относят, как правило, принципы: справедливости, соразмерности налогообложения, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий;

· юридические принципы налогообложения (формулируются в процессе развития юридической науки, и в первую очередь налогового права, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права).

Однако при таком подходе не учитываются следующие обстоятельства. Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок. Принципы налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, которые представляют собой экономические гипотезы, закрепленные законодательстве как юридические принципы налогообложения. Заметим, что законодательством различных стран воспринимаются разные, признаваемые необходимыми для налоговой системы конкретной страны экономические идеи. Универсального набора принципов налогообложения не существует. Каждое государство выбирает и закрепляет в законодательстве те принципы, необходимость применения которых обусловлена его историческими, социально-экономическими, политическими особенностями, а в отдельных случаях - определенными задачами, стоящими перед налоговой политикой на конкретном историческом отрезке. Например, не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (их содержание упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается, сегодня этому критерию не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

  • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
  • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
  • Экономика и государство
    • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
    Модели государственного регулирования рыночной экономики
    • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
    • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
    • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
    Формирование экономической политики
    • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
    Государственное регулирование переходной экономики
    • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
    Природа кризиса переходной Российской экономики
    • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
    • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
    • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
    • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
    • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
    Антициклическое регулирование экономики
    • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
    • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
    Финансовая система Фискальная политика
    • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
    • Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
    • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
    Денежная система
    • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
    • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
    Денежно-кредитная политика
    • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
    • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
    • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
    • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
    Инфляция
    • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
    • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
    Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
    • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
    Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
    • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
    Доходы населения и уровень жизни
    • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
    • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
    Социальная политика
    • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
    • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
    • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
    Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
    • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
    • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
    • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

    Функции и принципы налогообложения

    Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Термин "налог" весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в нашей стране налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи пассивно-послушных юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. При таком рассмотрении коренной признак налогов - их принудительный характер. А вот типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики.

    В широком смысле слова налогами признаются не только те платежи, в названии которых присутствует слово "налог", но также таможенные пошлины, отчисления в пенсионные фонды и т.п.

    Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных ресурсов и последующем финансировании правительственных расходов. В их формировании и состоит первая функция налогов - фискальная (от слова fisk - государственная казна). Налоги выполняются также перераспределительную функцию, Являясь средством перекачивания национального дохода между богатыми и бедными, они призваны гасить "сбои" в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Причем перераспределение доходов осуществляется не только между отдельными лицами и группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями). В этом смысле налоги выступают нашей платой за цивилизованность общества. Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства. В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая. К настоящему времени стимулирующее значение налогов настолько расширилось, что трудно назвать народнохозяйственную проблему, для решения которой не используется тот или иной налоговый регулятор. В частности:

    1. манипулирование налогами может стать средством воздействия на научно-технический прогресс и процесс накопления капитала - например, в связи с проведением политики ускоренной амортизации. В результате ускоряется обновление физически и морально устаревшего основного капитала. Такое изменение налоговой политики, сокращая базу налогообложения, способствует техническому прогрессу, прежде всего в традиционных капиталоемких отраслях (и с этой точки зрения ведет к консервации сложившейся отраслевой структуры народного хозяйства). С другой стороны, вычет из облагаемого дохода затрат на НИОКР способствует развитию новых, наиболее прогрессивных, наукоемких отраслей. Кроме того, формы налогообложения призваны стимулировать научный поиск, деятельность рисковых (венчурных) фирм. Облагая высоким налогом фонд заработной платы фирм, правительство ФРГ в послевоенный период тем самым побуждало их всемерно экономить на живом труде и заменять его трудом овеществленным в новом оборудовании, созданном на базе научно-технического прогресса.
    2. налоги обеспечивают одновременное решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды (налоговые льготы малому бизнесу, в сфере которого обычно создается до 60% новых рабочих мест), что означает, в частности, ограничение монопольного положения крупных фирм. Такую же цель преследует введение государством запретительно высоких налогов на сверхприбыль, препятствующее необоснованному взвинчиванию монополистами цен на предлагаемые ими товары.
    3. налоги одновременно ограничивают производство вредных товаров (например, через высокие акцизы на винно-водочные и табачные изделия) и поощряют социально полезную деятельность (производство лекарств, товаров для детей, услуг социально-культурного комплекса и т.п.). Правда, в условиях значительного бюджетного дефицита такое поощрение не может не быть ограниченным. Однако японский опыт послевоенного восстановления экономики (и в условиях несбалансированности доходов и расходов бюджета) включал предоставление налоговых послаблений в обмен на проведение модернизации производства, сокращение энергоемкости, освоение лучших зарубежных образцов продукции.
    4. продуманные налоги обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций. Так, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности средствами политики ускоренной амортизации является в то же время и инструментом осуществления структурной политики государства. Регулярно пересматриваемая министерством финансов дифференциация норм амортизационного списания в зависимости от вида вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, здания, очистные сооружения, транспортные средства и т.п.) четко ориентируют фирмы в направлении приоритетного вложения инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для государства в данный момент отрасли. Одновременно со структурно-инвестиционными целями государство тем самым обеспечивает и расширение занятости в стране и реализацию ряда значимых природоохранных мероприятий.

    Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять друг друга, в другой - исключать своих "партнеров". Так, реализация налогами своей фискальной функции обеспечивает создание материальных условий для существования и функционирования государства - а значит, для обеспечения его регулирующего воздействия на народное хозяйство. При этом фискальная функция налогов в долгосрочном периоде может быть осуществлена путем не завышения, а, напротив, сокращения их величины - в случае, если подобное налоговое регулирование экономики оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, производство, занятость и доходы населения. Гипертрофия перераспределительной функции налогов неминуемо влечет за собой подавление экономической активности, нерациональное использование бюджетных средств, рост теневой экономики и, следовательно, ослабление финансовых основ эффективного налогового регулирования национальной экономики.

    Налоги - ровесники государства. Уже несколько веков экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал принципы налогообложения - справедливости, определенности, удобства, экономичности, - которые в дальнейшем были дополнены и развиты экономической наукой. И эти принципы сегодня звучат следующим образом:

    1. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Для реализации данного принципа налогообложение должно быть максимально простым и понятным для налогоплательщиков - в интересах сокращения издержек на исчисление и сбор налогов и исключения возможностей их уклонения (по причине незнания неких тонкостей) от выполнения своих обязательств перед государством. В то же время нередко встречающиеся в нашей литературе предложения максимально упростить систему налогообложения путем резкого сокращения числа налогов не находит поддержки у правительств большинства стран, которые предпочитают вводить не один и не два, а во всяком случае несколько небольших и менее обременительных для населения налоговых изъятий. Далее, общество должно быть информированным и знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога, кто и в какой форме должен его платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.
    2. Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. Поддержание стабильности налогообложения не может быть самоцелью, во имя которой стоило бы жертвовать какой-либо их функций налогов. Так, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику. В фазе же экономического подъема, напротив, оправданно некоторое усиление налогового гнета. В то же время если налоги слишком часто изменяются, то такая нестабильность способна подорвать реализацию их стимулирующей функции. В связи с этим мировой практикой налогообложения доказана целесообразность осуществления раз в 5-7 лет кардинальных налоговых преобразований, а раз в 2-3 года - проведения критического анализа рациональности действующих налоговых норм.
    3. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения в демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии. Общеприняты следующие два аспекта этого принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении - вертикальный и горизонтальный.

      Вертикальный аспект справедливости означает, что субъекты, получающие больше благ от государства, должны больше платить и налогов на его содержание. Отсюда вытекает первая концепция дифференциации налогов - концепция получаемых выгод. Согласно ей физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

      Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

      В современных налоговых системах доминируют немаркированные налоги. Это объясняется рациональным неведением потребителей общественных благ, их стремлением приобретать эти блага "в пакетах", предоставляя государственным органам право заниматься размещением государственных ресурсов без детальных консультаций с избирателями. Однако типичный налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, склонен держать под контролем связь между своими пенсионными взносами и пенсией, которую предстоит получать ему лично. Маркированными бывают и иные налоги. Так, в некоторых странах средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Средства, собранные в виде маркированных налогов, являются ведущим финансовым источников внебюджетных специальных фондов - как экономических, так и социальных -, создание которых обусловлено необходимостью гарантированного обеспечения (в той или иной степени) ряда чрезвычайно значимых для общества потребностей людей. Этих фондов в нашей стране более двадцати.

      При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

      • часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.
      • следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства (пожилых людей, безработных, многодетных семей и т.п.). Например, очевидно, что в предпенсионном возрасте у работников обычно одновременно уменьшается доход и возрастает спрос на услуги государственной системы здравоохранения. И это делает во многих случаях малоприменимой вертикальную справедливость с соответствующей ей концепцией получаемых выгод.

      Альтернативный ей горизонтальный аспект справедливости предполагает, что субъекты, имеющие одинаковые доходы, должны иметь - независимо от того или иного источника их получения - и равные налоговые обязательства. Дифференциация налогообложения имеется и здесь, но осуществляется она в соответствии с другой концепцией - платежеспособности. В ней отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена, прежде всего, в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, "бесплатных" обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

      Реализация концепции платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля подлежащих перечислению в бюджет средств в расчете на единицу обложения (на рубль дохода, имущества, на автомобиль и т.п.). Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

      Ставки бывают:

      • твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),
      • пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,
      • прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,
      • регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

      Исторически раньше других появились пропорциональные ставки налога. Однако еще во времена А. Смита было доказано, что действительно пропорциональное налогообложение невозможно, т.к. налог в размере, например, 10% оказывается значительно более тяжелым для бедняка, чем для миллионера: 50 из 500 руб. и 1 млн. из 10 млн. долларов - весьма различные вещи. В реальности налоги бывают либо прогрессивными (дискриминируют лиц с большими доходами), либо регрессивными (ложатся своей основной тяжестью на малоимущие слои населения). Одной из целей регрессивного налогообложения является стимулирование роста дохода или имущества его субъектов. Однако, будучи крайне несправедливыми, регрессивные налоговые ставки подрывают социальную стабильность в обществе. С другой стороны, чрезмерно прогрессивные налоги сковывают инвестиционную активность, подрывают стимулы к нововведениям, а в условиях открытой экономики вызывают утечку капиталов за границу. Поэтому не случайно многие экономисты (особенно неоклассического направления) выступают против правительственных мер по перераспределению доходов через прогрессивное налогообложение. Как отмечает М. Фридмен, прогрессивные налоги отталкивают людей от занятий, сопряженных с крупным риском, заставляют их искать различные лазейки в законодательстве для снижения налоговых платежей. "Будучи либералом, - пишет он, - я не нахожу никаких оправданий для системы прогрессивного налогообложения, вводимой исключительно с целью перераспределения дохода". В современных условиях ставки налогов в развитых странах являются "плавающими" (могут ежегодно корректироваться в ту или иную сторону), а вот правила, принципы налогообложения являются стабильными в течение многих лет.

      Как видим, принцип равенства в налогообложении никогда не реализуется в полной мере. На практике налоговая политика правительства как некая комбинация обеих концепций налогообложения строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства (если правит антинародное правительство, то государственный аппарат содержится в основном небогатыми слоями общества; в социальном же государстве до определенного уровня благосостояния налоги не взимаются вовсе), взглядами правящей политической партии, требованиями момента, уровнем потребности правительства в доходах и т.п.

      Принцип эффективности (экономичности) налоговой системы, в соответствии с которым сумма поступления от каждого из действующих налогов должна существенно превышать затраты на их аккумуляцию в бюджетной системе. Не может быть введен никакой новый вид налоговых изъятий, если властями не приведено убедительных доказательств в пользу того, что он принесет в бюджет средств минимум в 10 раз больше чем административные затраты на обслуживание налогоплательщиков.

      В мировой практике сложились два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы. Первый, поддерживаемый неоклассиками нейтралистский подход, предусматривает относительно невысокие налоговые ставки и широкую налоговую базу без использования налоговых льгот - для того, чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам. Определенные льготы, безусловно, сохраняются и здесь, но лишь в интересах социальной защиты малоимущих, в том числе в виде "отрицательного подоходного налога". Второй, выдвигаемый кейнсианцами интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных льгот и даже полного освобождения от налогов при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование отдельных групп производителей или потребителей. Однако на деле предоставление налоговых послаблений нередко происходит под влиянием лоббистских групп.

    4. Принцип соразмерности налогообложения, предусматривающий нахождение наилучшего для каждого данного этапа развития экономики сочетания интересов налогоплательщиков с интересами государственной казны, при котором достигается минимизация негативных последствий для каждой из противоборствующих сторон того или иного уровня налогообложения. Реализация данного принципа требует установления всякий раз оптимального налогового бремени экономических агентов. При этом необходимо учитывать, что высокие налоги - понятие весьма относительное: в аграрных обществах они одни, в высокоиндустриальных - другие, более высокие. Но то, что некие пределы роста налогового бремени всегда существуют, это было очевидно всегда (так, до ХХ века предельно допустимой признавалась величина суммарных налоговых сборов свыше 10% ВВП или 15% национального дохода). При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданном завышении нормы налогообложения:

      • начинается, как отмечали ученые еще древнего Китая и Римской империи, бегство с земли, растут бродяжничество, бандитизм, иногда противоречия в общество обостряются вплоть до серьезных беспорядков и крестьянских восстаний;
      • могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета;
      • появляются так называемые "налоговые клинья" - между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители. Так, если хлеб продается населению по цене 10 руб., а его производителю достается всего 3 руб., то производственные ресурсы уходят из убыточного в таком случае сельского хозяйства, хотя они объективно нужны здесь для удовлетворения общественных потребностей. В результате ресурсы в народном хозяйстве распределяются неэффективно;
      • при увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.;
      • происходит неуклонный рост "теневой экономики" за счет сужения экономики легальной. Тот факт, что до 40% всей хозяйственной деятельности в России находится в теневом секторе, означает, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, почти вполовину более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. Можно ли в этих условиях удивляться неуклонному расширению подпольной экономики в нашей стране?
      • повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены;
      • мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия). И, наоборот, в странах, где налоги невысоки, нет серьезных проблем в инвестиционной сфере (США, Великобритания, Швейцария);
      • растут административные издержки на содержание аппарата налоговой полиции.

    Принципы и функции налогообложения отражают его социальное назначение. Оно выступает в качестве инструмента стоимостного перераспределения доходов. Вместе с тем на практическом уровне формируют совокупность средств, используя которые власть поддерживает баланс между бюджетными поступлениями и затратами. Все эти свойства являются предметом исследования многих финансистов. Рассмотрим далее, какие задачи выполняет налогообложение. Функции, виды налогов также будут описаны в статье .

    Общая характеристика

    Налогообложение представляет собой изъятие материальных ценностей, которое основывается на властном подчинении. Оно может выражаться в разных формах. В некоторых случаях налогообложение сопровождается применением силы. Однако, как правило, изъятие является результатом консенсуса между подчиненными и властными субъектами взамен на некоторые преференции, получаемые первыми от вторых. Если говорить о государственной структуре, то налогообложение выступает как ее деятельности. Оно осуществляется за счет средств субъектов, которые признают власть и принимают ее защиту.

    Возмездность и добровольность

    По сути, налогообложение - часть взаимоотношений властных и подчиненных субъектов. Вместе с тем некорректно говорить о его безвозмездности и принудительности. Последняя выступает в качестве понуждения исполнения определенной обязанности. Принудительность зависит от природы отношений. Однако в любом случае выполнение обязанности не бывает безвозмездным. Например, вассал выплачивает своему патрону дань. Отчасти это вынужденное действие. Однако оно всегда возмездное. Взамен дани патрон обязан не нарушать и даже защищать интересы вассала. При этом последний зачастую выбирает властного субъекта вполне осознанно, то есть добровольно соглашается платить. Если говорить о современной государственной структуре, налогообложение выступает как совокупность аналогичных взаимоотношений. В них субъект, уплачивая установленную сумму, обеспечивает выполнение обязательств, принятых властью. Другими словами, налогообложение - это предмет определенного договора между государством и населением. Подчиненность имеет второстепенное значение. Обусловливается это тем, что субъект может самостоятельно выбирать власть и вручать ему соответствующие полномочия.

    Фискальная функция налогообложения

    Fiscus в переводе с латинского буквально значит "корзина". В Древнем Риме фиском именовалась военная касса. В ней хранили деньги для выдачи. В конце 1 в. до н. э. этот термин использовался для обозначения частной казны императора. Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с провинций. В IV в. н. э. фиском стали называть единый общегосударственный центр империи. Сюда стекались поступления разного вида, здесь распределялись средства. Основная функция налогообложения заключается в мобилизации и формировании финансов властных структур. Она обеспечивает аккумулирование средств в бюджете на реализацию различных программ. Все прочие функции системы налогообложения можно называть производными от нее.

    Социальная задача

    Эта заключается в перераспределении общественных поступлений между разными категориями субъектов. Посредством реализации этой задачи обеспечивается поддержание социального баланса. За счет распределительной изменяется соотношение между поступлениями отдельных групп населения для сглаживания между ними неравенства. Такое мнение поддерживается разными экспертами, в числе которых, например, профессор Ходов.

    Реализация

    Выполнение социальной функции налогообложения обеспечивается посредством передачи средств в пользу незащищенных, более слабых граждан. Это достигается за счет возложения бремени на сильные категории лиц. Как отмечает шведский финансист Эклунд, большая часть производства и услуг осуществляется на средства, полученные от налогов, и распределяется практически всегда бесплатно среди населения. Это, в частности, касается образования, медицины, воспитания детей и некоторых других сфер. Целью в данном случае выступает обеспечение более-менее равномерного распределения активов. Соответственно, осуществляется изъятие средств у одних субъектов и передача их в пользу других. В качестве примера реализации этой можно привести акцизы. Они устанавливаются на некоторые типы товаров, предметы роскоши. В ряде социально ориентированных государств (например, в Швейцарии, Норвегии, Швеции) практически на официальном уровне признано, что налоги выступают как плата высокодоходных субъектов менее платежеспособным за стабильность в общественном положении.

    Регулирующая задача

    Об этой высказался в свое время Он считал, что устанавливаемые властью обязательные платежи существуют исключительно для регулирования отношений в народнохозяйственном комплексе. В этом плане проявляется экономическая функция налогообложения . При этом она может быть стимулирующей, воспроизводственной или дестимулирующей. Рассмотрим их отдельно.

    Стимулирование

    Оно направлено на поддержание определенных экономических процессов. Стимулирование осуществляется посредством льгот и послаблений. В настоящее времяпроявляются таким образом, чтобы обеспечить надлежащие условия работы предприятиям, на которых заняты инвалиды, организациям, осуществляющим капвложения в производство, благотворительную деятельность, сельское хозяйство и пр. Для этих и некоторых других объединений устанавливаются специальные льготы, "каникулы" и прочие преимущества.

    Дестимулирование

    Оно, наоборот, направлено на формирование препятствий для развития тех или иных процессов. Например, государство применяет и устанавливает высокие ввозные пошлины. Препятствия могут создаваться и для внутренних субъектов. Например, для владельцев казино предусмотрена повышенная ставка налога с прибыли.

    Противоречия

    Как отмечает Горский, регулирующая и фискальная функции противопоставляются друг другу. При этом они сами по себе являются весьма противоречивыми. Например, фискальный элемент имеет стабилизирующее значение, когда влечет снижение Это может осуществляться только посредством перераспределения бремени между плательщиками. Это, в свою очередь, требует учета регулирующих инструментов изъятия. Вместе с тем налог не направлен на разрушение своей основы. Он существует для получения активов и не может уничтожать источник их поступления. Налог не предназначен для конфискации, запрещения, ограничения или наказания. В частности, введение пошлин на ввоз обуславливается протекционистской политикой, а высокие ставки для игорного бизнеса связаны с платежеспособностью субъектов, а не стремлением ликвидировать эту сферу деятельности.

    Особенности регулирования

    По мнению ряда экспертов, роль налоговых механизмов в сфере управления экономикой несколько преувеличено. Некоторые авторы считают, что установленные властью обязательные бюджетные отчисления являются практически единственным регулятором всех финансово-хозяйственных процессов в стране. Но развитие тех или иных экономических сфер подчинено собственным закономерностям. При этом отчислениям в бюджет там отводится достаточно скромная роль. В том смысле можно вполне согласиться с Пепеляевым, который считает, что в современных условиях налог устанавливают для получения дохода в казну. Соответственно, воздействие, которое оказывается на плательщика для получения того или иного результата, не может выступать как основная его цель. Если же какие-то отчисления выполняют только регулирующую функцию, без фискальной составляющей, то они, строго говоря, перестают являться налогами.

    Практические сложности

    Стимулирующая функция налогообложения, как считают некоторые эксперты, воздействует на экономическое поведение косвенно, опосредованно, через отдельные мотивационные аспекты. Установленная обязанность отчислять определенную сумму в бюджет не активизирует желание зарабатывать. Налог - только часть полученной прибыли. Если бизнес изначально неэффективен, то ему не помогут никакие послабления. К примеру, отечественному сельскому хозяйству всегда предоставлялись самые разные льготы почти по всем платежам. Однако это не способствовало прогрессу и процветанию аграрного сектора. Не принесет результата стимулирование инвестиций в отрыве от прочих экономических факторов. Это связано с тем, что вкладывание средств обусловливается не налоговыми льготами, а нуждами производства, потребностями в расширении бизнеса. В этом плане можно считать справедливым утверждение Потапова о том, что налоговый стимулятор является вторичным механизмом.

    Негативные последствия

    Регулирующая функция обложения действует непосредственно и сразу при дестимулирующем подходе. Не подлежит сомнению правдивость утверждения о том, что все, на что накладывается бремя, убывает. Высокие всегда влекут производственный спад в связи с потерей эффективности. В частности, непосильное бремя в 30-е годы прошлого века привело к ликвидации крестьянства всего за несколько лет. Сравнительно недавно после введения 70-процентной ставки отчисления с прибыли от деятельности, связанной с видеопоказами, видеосалоны исчезли. Дестимулирование импорта посредством установления высоких ввозных пошлин также приводит к резкому сокращению поступления товаров.

    Контроль

    Используя налогообложение, государство обеспечивает надзор за финансово-хозяйственными операциями, осуществляемыми гражданами и предприятиями, следит за источниками доходов и расходами субъектов. Денежная оценка обязательных отчислений в бюджет позволяет количественно сопоставить показатели прибыли с потребностями страны в ресурсах. За счет (налогообложения) власть получает информацию о перемещении денежных потоков. При анализе данных определяется необходимость корректировки бюджетной политики.

    Принципы налогообложения

    Впервые они были сформулированы А. Смитом. Он вывел 4 ключевых :

    1. Равенство и справедливость. Этот принцип предполагает, что всем гражданам предписано участвовать в формировании финансовых активов страны в соответствии с их доходами и возможностями.
    2. Определенность. Налог, подлежащий выплате, должен быть четко установлен. Населению должно быть понятно, в какое время следует осуществлять отчисление, в каком размере, каким способом.
    3. Экономность. Каждый конкретный платеж должен быть максимально эффективным. Экономность выражается в минимальных затратах власти на сбор налогов и обеспечение деятельности контрольных органов.
    4. Удобство. Налоги должны взиматься такими способами и в такое время, чтобы не нарушать привычной деятельности плательщиков. Это правило предполагает упрощение процесса отчисление, устранение формальностей.

    Адам Смит не просто сформулировал, но и научно обосновал указанные положения. Он заложил фундамент теоретической разработки основ налогообложения.

    Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

    1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

    2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

    3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

    4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

    5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

    Функции налогов:

    1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

    2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

    3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

    4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

    Виды налогов:

    1) По принадлежности к уровню управления:

    а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

    б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

    в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

    Лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

    2) По налогоплательщикам:

    а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

    б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

    в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

    3) По степени переложения:

    а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

    б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

    4) По объекту налогообложения:

    а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

    б) налоги с доходов (НДФЛ),

    в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

    г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

    Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

    1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

    2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

    3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

    4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

    5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

    1.Понятие финансовой системы. Государственный бюджет.

    2.Государственные расходы.

    3.Функции и принципы налогообложения.

    4.Виды налогов. Переложение налогового бремени.

    5.Бюджетный дефицит и способы его покрытия.

    6.Государственный долг.

    7.Сущность, цели и инструменты фискальной политики.

    8.Налоговая политика и налоговый мультипликатор.

    ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

    В экономической теории под финансовой системой понимается совокупность финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов) в ходе распределения и перераспределения национального дохода. Объектом исследования в макроэкономике являются, однако, не все финансовые отношения, а лишь те из них, которые возникают между государством, с одной стороны, фирмами и домохозяйствами - с другой. При таком подходе финансовая система включает:

    1) государственный бюджет.

    2) внебюджетные специальные фонды. Наиболее крупными среди них являются пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, образуемые обычно за счет обязательных или добровольных страховых взносов работников, предпринимателей, а также за счет дотаций из государственного бюджета и ресурсов, получаемых за счет собственных инвестиций этих фондов. Средства данных фондов используются для материального обеспечения граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, работы и т.п.

    3) фонды имущественного и личного страхования, используемые для защиты имущества юридических и физических лиц от стихийных бедствий, для дополнительного материального обеспечения граждан при достижении ими совершеннолетия, при заключении брака, страхования грузов, рисков в банковской деятельности и т.п. Данные государственные и негосударственные фонды обычно образуются за счет добровольных страховых взносов, а также путем выпуска и размещения ими ценных бумаг.

    Государственный бюджет как ведущий элемент государственных финансов представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство страны для осуществления своих социально-экономических и политических функций: производства общественных благ, развития фундаментальной науки, антициклического, антиинфляционного и другого стабилизационного регулирования национальной экономики. Бюджет дает государству возможность решения тех социально-экономических задач, перед которыми отступает механизм рынка.

    Через государственный бюджет - значит, через налоги и государственные расходы - происходит перераспределение ресурсов и доходов с тем, чтобы сделать это распределение более справедливым. Через госбюджет разрешаются также региональные, структурные и другие общенациональные проблемы.

    Расширение (сужение) функций государства происходит в зависимости от политического устройства общества, правящих партий, фаз длинноволнового цикла и др. Комбинация этих факторов определяет тенденцию к увеличению (уменьшению) размера государственного бюджета, его доходов и расходов.

    В западной экономической литературе обычно анализ бюджета начинается не с доходной его части (как это было типично для советских авторов), а с части расходной, то есть с изучения цели, а не средств ее достижения.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

    Государственные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов государства для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости. Английский экономист А. Пигу предложил классификацию государственных расходов с точки зрения их влияния на национальный доход, согласно которой они подразделяются на так называемые трансформационные и трансфертные расходы. В первом случае расходы правительства влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов. Это - расходы на государственные закупки, государственное предпринимательство, через которые финансовые средства государства как бы трансформируются в другие блага. Во втором случае произведенные затраты не предполагают встречную услугу и выступают лишь как передача средств от налогоплательщиков к получателям трансфертов.

    Исходя из данной классификации к трансформационным расходам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату заработной платы и жалования, осуществляемую из бюджета.

    Как видим, это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

    Среди трансфертных расходов государства - пособия (денежные выплаты и натуральные выдачи) домохозяйствам, социальное обеспечение, финансирование эксплуатационных расходов государственных предприятий и учреждений, их субсидирование.

    В ХХ веке отчетливо проявилась тенденция ускоренного роста государственных расходов по сравнению с расходами частными.

    Столь стремительный рост государственных расходов, в частности, обусловлен:

    Повышением общественного благосостояния и направлением все большей доли доходов домохозяйств на удовлетворение потребностей в образовании, культурном развитии и т.п. Установлено, что эластичность спроса от дохода на данные общественные блага выше, чем на частные.

    Отставанием производительности труда работников сферы социально-культурных услуг от материального производства, что порождает относительно более высокую трудоемкость и зарплатоемкость в создающем данные услуги государственном секторе.

    Ростом бюрократического аппарата и др.

    Однако следует учитывать и то обстоятельство, что цены на товары и услуги, приобретаемые государством, обычно растут быстрее цен для частного сектора.

    Распространен и другой, функциональный принцип классификации государственных расходов, при котором они сразу же группируются по целевому назначению. При таком подходе можно выделить две основные статьи расходов. Большая часть бюджетных средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр.

    При этом правительственные средства тратятся на выдачу заработной платы государственным служащим, на оплату закупаемых государством товаров и услуг (от вооружений до медикаментов), на выдачу денежных пособий и дотаций различным слоям населения и субсидий предприятиям, на инвестиционные расходы под государственные проекты. Основными статьями заметно возросших в мире за последние десятилетия бюджетных расходов являются социальные статьи: социальные пособия, финансирование образования, здравоохранения и др. На них приходится примерно 40-50% бюджетных расходов развитых рыночных стран. Вторую по значимости статью (примерно 12-15% государственных расходов) составляют затраты на хозяйственные нужды: бюджетные субсидии сельскому хозяйству, инвестиции в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, финансирование государственных программ. Примерно такая же доля госбюджета направляется на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

    Административно-управленческие расходы по содержанию правительственных органов, полиции, органов юстиции и т.д. включаются в четвертую статью, на которую приходится 5-10%. И, наконец, последнюю статью расходной части государственного бюджета составляют выплаты по государственному долгу -7-8 %.

    Функциональный подход к бюджетным расходам дает четкое представление о приоритетах экономической политики государства как сумме индивидуальных предпочтений людей, тех или иных политических партий, находящихся у власти. Так, в период войн и гонки вооружений обычно происходит увеличение доли расходов на оборону. Именно это происходило, например, в СССР и США в период «холодной войны». В странах же Юго-Восточной Азии политики традиционно считают, что система трансфертных платежей - это «наркотик», который подтачивает жизненные силы стран Запада.

    Вторая статья правительственных расходов - выплата процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.

    Обозначим сумму расходов на правительственные программы G, сумму государственной задолженности - D, среднюю процентную ставку по этой задолженности - i. Таким образом, общие правительственные расходы будут равны:

    Государственные средства должны использоваться в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков-избирателей. При этом важно достигать намеченных результатов при возможно более низком уровне затрат, избегая расточительности. Последнее означает, что в ходе изучения различных вариантов использования государственных средств и выявления оптимального объема правительственных расходов предпочтение должно быть отдано тому, который приносит наибольшую народнохозяйственную пользу. При этом в расчет должны приниматься не только внутренние, но и внешние издержки и выгоды.

    ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

    Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. Коренной признак налогов – их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог». В широком смысле слова налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд.

    Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

    В связи с этим первой функцией налогов является функция фискальная. Налоги - это наша плата за цивилизованность общества. Являясь средством перераспределения национального дохода, налоги призваны гасить «сбои» в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Тем самым они выполняют свою перераспределительную функцию. Причем перераспределение доходов осуществляется не только между группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями).

    Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства.

    В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая.

    Четвертой функцией налогов является функция социально-воспитательная: например, высокие акцизные налоги на вино-водочные изделия и табак активно воздействуют на формирование здорового образа жизни; а освобождение от налогов и предоставление налоговых льгот учреждениям социально-культурной сферы призвано способствовать наращиванию культурно-образовательного потенциала общества.

    Пятая функция налогов - контрольно-учетная - связана с учетом соответствующими ведомствами доходов фирм и домохозяйств, объема и структуры производства, движения финансовых потоков.

    Принципы налогообложения, которые в современной интерпретации звучат следующим образом:

    1. Простота налоговой системы. Система исчисления и сбора налогов должна быть технически более простой, т.е. понятной для налогоплательщиков, чтобы сделать минимальными административные и другие расходы, связанные с обслуживанием налогоплательщиков, и с тем, чтобы уменьшить возможности уклонения от налогов.

    2. Гласность и открытость налоговой системы означают, что общество должно знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога и кто его должен платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.

    3. Принцип гибкости предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. В частности, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику.

    4. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии.

    В связи с этим общеприняты следующие два этических принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении.

    Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в равном положении, должны иметь равные налоговые обязательства.

    Принцип вертикальной справедливости предполагает, что лица, находящиеся в неравном положении, должны иметь неравные налоговые обязательства. Так, если в государстве принят пропорциональный рост налоговых обязательств по мере роста доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

    Равенство граждан, уровней управления, поколений в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Оно предполагает, однако, что, во-первых, дифференциация проводится по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости, и, во-вторых, эти критерии связаны с результатами действий налогоплательщиков, а не с их врожденными неизменными качествами.

    Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

    1. Согласно принципу получаемых выгод физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога.

    Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога.

    Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными.

    Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

    Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

    При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

    а) часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.

    б) следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами преимущественно малоимущих, безработных - то есть именно тех, кто нуждается в формировании государственной благотворительной системы.

    2. Принцип платежеспособности. В нем отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена прежде всего в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, «бесплатных» обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

    Реализация принципа платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет. Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

    Ставки бывают:

    а) твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),

    б) пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,

    в) прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,

    г) регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

    5. Принцип эффективности налоговой системы выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданно высоких налогах могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета.

    Кроме того при высоких налогах:

    Появляются так называемые «налоговые клинья»- между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители.

    При увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.

    Происходит неуклонный рост «теневой экономики» за счет сужения экономики легальной. Реализуется стремление всех находить и использовать налоговые лазейки.

    Повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены.

    Мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия) и наоборот (США, Великобритания, Швейцария).

    Растут расходы на содержание аппарата налоговой полиции.

    Существуют два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы.

    Первый, нейтралистский подход предусматривает уменьшение налоговых ставок и расширение налоговой базы без использования налоговых льгот, с тем чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам.

    Второй, интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налоговых льгот при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование соответствующих видов экономической деятельности.


    Похожая информация.