Налог на добычу полезных ископаемых пример. Налог на добычу полезных ископаемых: льготы. Налоговая база по ндпи

Налог на добычу полезных ископаемых пример. Налог на добычу полезных ископаемых: льготы. Налоговая база по ндпи

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – платеж в казну страны, перечисляемый за эксплуатацию ископаемых и недр для извлечения коммерческой выгоды. НДПИ является косвенным налогом, поскольку сумма в счет его уплаты перечисляется в бюджет того региона, на территории которого находятся разрабатываемые земли.

Объектами обложения данным видом налогового сбора являются полезные ископаемые, которые:

  1. Были добыты вне территории РФ из земли, признанной международными соглашениями в качестве недр. Такая земля обязана быть владением плательщика НДПИ, или ИП/ООО должны пользоваться ей на основании договора аренды.
  2. Добывались из отходов промышленности по добыче ископаемых. Подобные работы облагаются НДПИ в случае, если для их осуществления требуется оформление лицензии.
  3. Были добыты из недр находящихся в РФ участков и из земель, признанных недрами.

НДПИ не будут облагаться полезные ископаемые:

  1. добытые с целью коллекционирования;
  2. повсеместно распространенные и не значащиеся на гос. балансе, которые были добыты и использованы в личных целях ИП;
  3. полученные при ремонте и других работах по особо охраняемым геологическим объектам;
  4. добытые из потерь горнодобывающей или перерабатывающей промышленности, если основной процесс пр-ва облагался НДПИ;
  5. дренажные воды, попутно извлеченные при добыче других ископаемых или возведении подземных построек и не учтенные на гос. балансе;
  6. метан, выделяющийся при обработке угольного пласта.

Как рассчитать НДПИ

Размер НДПИ может быть вычислен по спец. ставкам, льготным, или адвалорным. Формулы расчета НДПИ зависят от метода исчисления суммы налога.

  1. Формула расчета налога по количеству полезных ископаемых, которые удалось добыть за месяц работы:

НДПИ = КТ х С , где:

КТ – количество, исчисляемое в тоннах,

С – ставка по налогу.

Размер ставки колеблется от 11 до 553 рублей , смотря о каком ископаемом идет речь, и выражается в руб/т. Может применяться льготная ставка 0%.

  1. Формула расчета НДПИ по цене на полезные ископаемые:

НДПИ = СИ х С , где

СИ – стоимость полученного ископаемого,

С – ставка.

Диапазон ставок – от 0 до 8% , в зависимости от типа ископаемых.

Как рассчитать НДПИ для нефти

Для уплаты НДПИ по добыче нефти, она обязана быть:

  • стабилизированной,
  • обособленной,
  • обезвоженной.

В целях расчета налога для нефти утверждена особая ставка НДПИ (руб/т.), но ее величина обязательно корректируется на несколько видов коэффициентов, определяемых самим плательщиком НДПИ:

  1. Кц (зависит от изменений стоимости нефти в мире);
  2. Кв (означает степень выработки участков, на которых ведется добыча);
  3. Кз (показатель объема запасов определенного участка, где идет добыча);
  4. Кд (характеризует степень сложности работ по добыче на определенной территории);
  5. Кдв (означает степень выработанности углеродного сырья).

Формула для вычисления Кц:

Кц = (Ц – 15) х Р: 261 , где:

Ц ($/барр.) – усредненный показатель мировой цены на нефть за месяц (для расчета берется нефть “Юралс”);

Р – усредненное отношение $/руб.

Как рассчитать НДПИ для песка

Налогооблагаемая база НДПИ по песку исчисляется на общих основаниях, а стоимость его рассчитывается следующим образом:

  1. по расчетной стоимости (для случаев, когда песок не предполагалось реализовывать);
  2. расчетом доходов при реализации по цене, утвержденной добытчиком на весь налоговый период, без принятия во внимание субсидий, НДС, акцизов и затрат на поставки песка закупщику (для случаев, когда были получены госсубсидии);
  3. вычислением доходов от реализации песка по цене компании без НДС, акцизов, затрат по поставке закупщику (если госсубсидирования не было).

Налоговая ставка в данном случае равна 5,5% .

А если ИП добывает общераспространенный песок в своих личных целях, налог не платится вовсе.

Как рассчитать НДПИ для угля

Получение угля также облагается НДПИ по фикс-ной ставке (руб/т.).

Ее величина может изменяться, смотря какой уголь добывается:

  • бурый,
  • коксующийся,
  • антрацит,
  • уголь.

Также возможна корректировка ставки на один из коэффициентов-дефляторов (по желанию плательщика НДПИ):

  • зависящий от вида добываемого угля и утверждаемый ежеквартально федеральным правительством;
  • применяемый раньше.

Можно организовать учет затрат, связанных с охраной труда, при расчете налога на прибыль или НДПИ.

Величина коэффициента может быть установлена на усмотрение плательщика, однако не должен превышать 0,3.

Как рассчитать НДПИ для газа

Ставка 0% применяется в отношении:

  1. Попутного газа;
  2. Газа, закачиваемого в пласт с целью поддержания уровня нужного давления (метод используется при добыче конденсата газа);
  3. Газа и горючего конденсата, применяемых для пр-ва сжиженного природного газа, при условии, что ископаемые добываются в ЯНАО или на полуострове Ямал.

Как рассчитать НДПИ для золота

Налогооблагаемая база по драг. металлам, добытым из коренных руд, а также россыпных и техногенных месторождений, вычисляется на основании цены на их химически чистые элементы:

Налоговая ставка, установленная по НДПИ для золота, равняется 6%.

НБ = КЗ * Цед. , где:

НБ – налогооблагаемая база (стоимость добытого золота),

КЗ – кол-во найденного в недрах золота,

Цед. – цена за единицу золота (формула приведена ниже).

Цед = ДЧ * СП – ЗА – ЗП: КП , где:

Цед – цена за единицу золота, которое удалось добыть;

ДЧ – доля в обнаруженном в недрах полезном ископаемом химически чистого золота;

СП – стоимость проданного хим. чистого золота (не учитывая НДС);

ЗА – затраты по аффинажу (очистке от примесей);

ЗП – затраты на поставку закупщику;

КП – кол-во проданного за месяц золота.

Нюансы расчета количества добытого золота прописаны в пп. 4, 5 ст. 339 НК РФ.

Как рассчитать НДПИ для минеральной воды

Налогооблагаемая база будет также вычисляться на основании стоимости полезного ископаемого, в данном случае – минеральных вод. Если предполагается использовать метод расчета базы по НДПИ на основании сложившихся цен продажи, не беря во внимание субсидии, цену для продаж необходимо сначала уменьшить на размер субсидий. Если в нынешнем периоде продажи минеральной воды отсутствовали, можно применять цены продаж прошлого месяца.

Налоговая ставка по НДПИ на минеральную воду утверждена на уровне 7,5%.

Понадобится обозначить количество добытой воды, вычислить которое можно также, как при расчете налога по нефти и газу.

НБ = КВ * Цед. , где:

НБ – налогооблагаемая база НДПИ и стоимость добытой воды;

КВ – количество добытой минеральной воды;

Цед. – цена за единицу измерения минеральных вод (формула представлена ниже).

Цед. = ЦП – ЗП: КП , где:

ЦП – цена проданной воды (без учета НДС и акцизов),

ЗП – затраты на поставку закупщику,

КП – количество проданной за период воды.

Как определить налоговую базу НДПИ

Представление налогооблагаемой базы по НДПИ зависит от видов добываемых ископаемых и может иметь:

  1. количественное выражение (для газа, конденсата газа, нефти, угля),
  2. вид ценовой характеристики (не годится для сфер добычи нефти, угля, газа и его конденсата).

Чтобы перечислять суммы НДПИ, вычисленные на основании стоимости предмета добычи, нужно обозначить цену и провести ее оценку. Существуют следующие методы оценки стоимости полезных ископаемых в целях определения размера НДПИ:

  1. по ценам на их продажу, действующим на текущий налоговый период (субсидии в расчет не берутся);
  2. по ценам на продажу в конкретном налоговом периоде;
  3. по расчетной стоимости.

Когда стоимость выяснена, нужно рассчитать цену единицы полезного ископаемого как доход от продаж поделенный на количество реализованных ископаемых. Наконец, для обозначения налогооблагаемой базы НДПИ, нужно количество полезного ископаемого, которое удалось добыть, умножить на цену единицы товара.

КБК НДПИ

Коды бюджетной классификации на добычу полезных ископаемых следующие:

Полезное ископаемое КБК по налогу (по пеням, по штрафам)
Природные алмазы 18210701050011(2,3) 000110
Нефть 18210701011011(2,3) 000110
Газ 18210701012011(2,3) 000110
Газовый конденсат 18210701013011(2,3) 000110
Уголь 18210701060011(2,3) 000110
Общераспространенные ископаемые 18210701020011(2,3) 000110
Добытые в континентальном шельфе 18210701040011(2,3) 000110
Прочие

18210701030011(2,3) 000110

Адвалорные ставки по НДПИ

Адвалорные ставки исчисляются в % и характеризуются стоимостью полезных ископаемых, добытых за месяц (налоговый период). Такие ставки находятся в диапазоне от 0 до 8%.

Полезное ископаемое Ставка (%)
Минеральная и подземная вода, попутный газ и прочие ископаемые, находящиеся в перечне п. 1 ст. 342 НК РФ 0
Калийные соли 3,8
Руды (апатит-нефелиновые, апатитовые, фосфоритовые), горючий сланец, торф 4
Кондиционные руды черных металлов 4,8
Бокситы, нефелины, неметаллическое сырье (для строительства), радиоактивные металлы 5,5
Концентраты и золотосодержащие полупродукты, горнорудное неметаллическое сырье 6
Концентраты и полупродукты, содержащие др. драгметаллы 6,5
Лечебная грязь, минеральная вода 7,5
Редкие металлы, природные алмазы, кондиционные руды цвет. металлов 8

Пример расчета НДПИ

Затраты на поставки составили 688 515 рублей.

Ставка НДПИ по песку – 5,5%.

Стоимость полного объема песка, который удалось добыть:

(17 500 х (371 – 51) + 14 000 х (392 – 55)) – 688 515 = 9 629 485 рублей

Цена за 1 тонну:

9 629 485: (17 500 + 14 000) = 306 рублей

Налогооблагаемая база НДПИ:

306 х 33 455 = 10 237 230 рубля

НДПИ к перечислению за месяц:

10 237 230 х 5,5% = 563 047, 65 рублей.

Законодательные акты по теме

Законодательные акты представлены следующими документами:

гл. 26 НК РФ,

Постановление Правительства от 29.04.2003 года № 249

Порядок и уплата налога на добычу полезных ископаемых
Приказ МНС России от 31.12.2003 года № БГ-3-09/731 Об уплате НДПИ в бюджет региона нахождения земельного участка, используемого для добычи полезных ископаемых
ст. 337 НК РФ О признании в целях налогообложения полезными ископаемыми только тех ископаемых, которые можно добыть
ст. 341 НК РФ О налоговом периоде (месяц) НДПИ
ст. 342.2 НК РФ Особенности налогообложения нефти
ст. 342.4 НК РФ Порядок расчета специфических коэффициентов для вычисления НДПИ по особым категориям полезных ископаемых

Типичные ошибки

Ошибка № 1: Компания, занимающаяся добычей полезных ископаемых, работает на разных участках земли, расположенных в разных регионах РФ. Фирма уплачивает НДПИ в полном объеме за работу на обоих участках по месту регистрации предприятия.

Нефтедобывающая отрасль занимает одно из важнейших мест в экономике нашей страны. Поэтому всё, что касается добычи нефти, разработки нефтяных скважин, налога на нефть, ставок по строго регулируется государством. Законодательная база постоянно обновляется, вносятся необходимые корректировки, изменяются значения коэффициентов в зависимости от колебаний на мировом рынке и курса доллара. О том, какие особенности имеет налогообложение на добычу нефти, пойдёт речь в этой статье.

Нормативное регулирование НДПИ на нефть

Поскольку в Налоговом Кодексе нет отдельной главы, посвящённой НДПИ на нефть, основные моменты по налогообложению углеводородного сырья можно найти в 26 главе этого основного свода. Там можно найти сведения о лицах, которые признаются налогоплательщиками, об объекте налогообложения, и порядке применения соответствующих ставок и коэффициентов.

Кроме налогового законодательства сферу добычи углеводородов регулирует ещё нормативный акт, который посвящён порядку деятельности недропользователей. Он звучит как Закон РФ № 2395-I от 21.02.1992 г. «О недрах». Поэтому кроме ФНС деятельность нефтедобывающих компаний контролирует ещё Роснедр.

Об НДПИ на нефть расскажет этот видеосюжет:

Субъекты налогообложения

Одними из самых важных аспектов любого налогообложения являются его субъекты и объекты. Субъектами НДПИ являются те, кто его платит, а объектами признаются те ископаемые, за которые налог уплачивается. В число субъектов могут входить как юридические лица, так и отдельные бизнесмены, чьи компании заняты добычей нефти. Этот вид сырья часто называют «чёрным золотом».

Субъекты НДПИ на нефть должны отвечать следующим основным критериям:

  • они должны заниматься ;
  • им необходимо пройти государственную регистрацию, в качестве плательщика НДПИ;
  • они должны пользоваться участками недр, признанными объектом налогообложения.

Предприятие или бизнесмен, решившие заниматься нефтедобычей, обязательно должны получить все необходимые разрешения в виде лицензии на разработку нефтяных скважин. После этого они получают свидетельство в налоговом органе по месту учёта. Обязанность сдавать , и платить налог возникает у них уже в следующем месяце после начала добычи нефти.

Объекты

Объект налогообложения НДПИ, когда речь заходит о нефтедобыче, тоже имеет свои особенности. Во-первых, он имеет натуральное выражение, то есть расчёт ведётся исходя из количества добытого сырья, измеряемого тоннами. Не учитываются также примеси, которые часто присутствуют в сырце в виде соли, воды и лёгких фракций.

Из ряда объектов НДПИ на нефть исключаются такие продукты:

  • добыча которых произошла обогатительным способом;
  • полученные из отходов других технологических процессов;
  • признанные геологическими образцами;
  • извлечённые из недр в результате эксплуатации культурного геологического объекта;
  • добытые при разработке участков, не стоящих на учёте государства.

Однако для признания объекта НДПИ не играет роли нефть, добытая на территории Российской Федерации или за её пределами. И тот и другой вид сырья будет облагаться НДПИ по законам РФ.

Расчёт и ставка

Расчёт НДПИ на нефть происходит по такой формуле: НДПИ (нефть)=НБ х (С х Кц – Дм) , где:

  • НБ – налоговая база;
  • С – ставка;
  • Кц – коэффициент для учёта мировых цен за баррель;
  • Дм – показатель, корректирующий формулу в зависимости от особенности технологии добычи сырья.
  • налоговую базу;
  • ставку;
  • специфические коэффициенты.

Ставку налога обычно не составляет труда узнать на официальном сайте ФНС. В 2017 году базовое значение ставки НДПИ на нефть составило 919 руб./т.

Сложнее обстоит дело с расчётом налоговой базы и коэффициентов. База начисления НДПИ на нефть отличается тем, что измеряется в единицах массы и учитывает только чистый продукт без содержания примесей, соли и воды.

Количество извлечённой нефти предпочтительнее измерять прямым способом с использованием измерительных приборов. Косвенный метод подсчёта добычи заключается в расчёте усреднённых данных по содержанию полезного компонента в сырце. Использование той или иной методики измерений должно быть закреплено в политике учёта каждого предприятия.

База для начисления НДПИ также учитывает несколько статей прямых и косвенных расходов. Среди них:

  • фонд заработной платы сотрудников;
  • амортизация;
  • фонд на текущий ремонт и обслуживание оборудования.

Специфические коэффициенты применяются в формуле только для расчёта НДПИ на нефть, поскольку они зависят от мировых цен на нефть, условий разработки месторождений, уровня запасов конкретной залежи, региональному расположению недр и сложности нефтедобычи.

В формуле расчёта главного корректирующего коэффициента Кц присутствуют не только данные по мировым ценам на чёрное золото, но и отношение мировой валюты к рублю. Часто его значения публикуются по итогам каждого налогового периода для облегчения расчёта налогоплательщикам НДПИ. Его значение определяется с точностью до десятитысячных долей.

Особенность условий добычи нефти присутствует в формуле в качестве показателя Дм. Его рассчитывают как произведение отдельных коэффициентов: Кндпи × Кц × (1 – Кв × Кз × Кд × Кдв × Ккан) .

Каждый из них нужно определять отдельно. Некоторые можно найти в официальных публикациях налоговой службы, а другие можно получить по запросу из Роснедра. Большинство бухгалтеров так и поступают, поскольку значения коэффициентов часто меняются.

Срок уплаты НДПИ при добыче нефти указан ниже.

Интересная информация об НДПИ на нефть содержится в этом видео:

Срок уплаты

Налог на добычу нефти относится к разряду главных федеральных налогов. Бюджет страны постоянно нуждается в отчислениях, которые совершают компании нефтедобывающей отрасли. Поэтому налоговый период для них установлен максимально короткий, равный одному месяцу.

Каждый месяц в течение года компании и ИП, извлекающие из нефтяных скважин сырьё для последующей реализации, обязуются сдавать декларацию и уплачивать рассчитанные в ней суммы. Срок уплаты НДПИ на нефть устанавливается как 25 число месяца, если нефтедобыча началась в предыдущем налоговом периоде. При этом в отличие от других систем налогообложения уже уплаченные суммы НДПИ не идут нарастающим итогом, а считаются отдельно по каждому периоду.

Льготы

Льготные условия для компаний нефтедобытчиков могут выражаться:

  • в применении нулевой ставки НДПИ;
  • в использовании при расчёте понижающего коэффициента.

Применение ставки в 0% оговорено в налоговом законодательстве для целого ряда продуктов, получаемых тем или иным способом. Среди них для нефтедобычи по льготным условиям можно выделить:

  • нормативные потери сырья;
  • нефть с высокой вязкостью, извлечённую из пластов;
  • нефть, добыча которой произошла из залежей морских и шельфовых месторождений;
  • углеводороды, извлечённые из некоторых особых видов залежей (баженовских, абалакских, доманиковых).

Понижающий коэффициент Кдв могут применять те компании, которые ведут разработку старых месторождений. Статус старого месторождения получают те участки недр, полезный запас которых окажется выработанным более чем на 80%.

Важная информация

Несмотря на то, что все коэффициенты для расчёта налоговой ставки НДПИ налогоплательщики должны определять самостоятельно, готовые значения некоторых из них можно найти в официальных источниках ФНС, а также в «Российской Газете».

Борьба нефтяников (и поддержавшего их Минэнерго) за получение налоговых льгот на добычу на обводненных месторождениях закончилась неожиданно, хотя и предсказуемо: льготы на 10 лет в общем размере в 350 млрд. рублей получила «Роснефть», и на этом вопрос был закрыт.

Почему именно «Роснефть»? У других нефтяных компаний тоже есть много обводненных месторождений. Это вызвало у них негодование, и, по сообщению СМИ, конкуренты «Роснефти» написали письмо премьеру Медведеву с запросом на предоставление им таких же льгот.

В связи с этой ситуацией у непосвященного человека встает вопрос, почему то тем, то другим компаниям постоянно выдаются какие-то льготы? Почему нельзя придумать стройную систему, которая однообразно и беспристрастно применялась бы к российским компаниям безо всяких исключений и уловок? Каким образом вообще работает налогообложение нефтяной отрасли в России?

НДПИ, пошлины и «маневры»

В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую - обычно не очень большую - сумму.

После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» - оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.

Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» - экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.

Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании - налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.

Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.

Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.

В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты - размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.

Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин - за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.

Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.

Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.

Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.

Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки - если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.

Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута - примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.

Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен - что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.

Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?

Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».

Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.

Как считаются НДПИ и экспортные пошлины

Для расчета ставки НДПИ применяется формула, которая в свой состав включает текущую рыночную цену на нефть на мировых рынках и курс рубля к доллару. Ставка налога умножается на тонну добытой нефти. По состоянию на 2017 году формула была такой:

919 x Кц – Дм

Где 919 рублей - это базовая ставка, Кц - коэффициент, отражающий мировую рыночную стоимость нефти, а Дм - это разные льготы, о которых поговорим ниже. Коэффициент Кц пересчитывается каждый месяц следующим образом:

где Ц – эта средняя за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» за баррель. Эта ставка публикуется раз в месяц правительством России на основании данных ценового агентства Argus. Таким образом, если цена за баррель «Юралс» составит 15 долларов или ниже, ставка НДПИ составит ноль рублей;

Р – это среднее значение курса рубля к доллару за налоговый период.

Что означает коэффициент 261 в формуле? Это произведение минимальной цены на нефть в 9 долларов и курс рубля в 29 рублей, установленные в формуле, рассчитанной более десятилетия назад для фискального 2005 года. С тех пор эти показатели изменились, а коэффициент остался тем же. Формула НДПИ, таким образом, отвязалась от реального мира и превратилась просто в некий фискальный коэффициент.

Арифметически можно подсчитать, что в связи с девальвацией рубля в два раза фиксация этого коэффициента привела к росту ставки налога тоже в два раза. Получился своего рода налог на девальвацию. Логика, возможно, была такая - раз для сохранения благополучия нефтяников обронили курс рубля, обобрав все остальное население, будьте добры, поделитесь с государством соответствующими дополнительными доходами.

Для примера рассчитаем базовую ставку НДПИ по состоянию на август 2017 года. Согласно письму ФНС РФ от 18 сентября 2017 года «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года» (пунктуация названия письма в оригинале соблюдена):

Федеральная налоговая служба доводит для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2017 года: средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 51,15 долл. США за баррель (Российская газета от 15.09.2017 N 208 (7374)); среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода - 59,6497; значение коэффициента Кц - 8,2618.

Таким образом, в августе 2017 года базовая ставка НДПИ составила 919 х 8,2618 = 7592,59 рублей за тонну нефти, или примерно 17 долларов за баррель.

Экспортные пошлины на сырую нефть рассчитываются в зависимости от среднего за месяц уровня цен на нефть «Юралс», публикуемой правительством.

Так, при превышении цены уровня 25 долларов за баррель, пошлина составит: 4 доллара + 30 процентов от суммы, превышающей порог в 25 долларов.

Например, в августе 2017 года, согласно письму Минфина, средняя цена «Юралз» составила 45,65955 долларов за баррель, следовательно, ставка пошлина была установлена в размере 4 + (45,65955 – 25) х,30 = 10,2 долларов за баррель.

Заметьте, что в этих примерах ставка НДПИ за август 2017 года рассчитывалась на основе базовой цены нефти «Юралз» в 51,15 долларов, а ставка экспортных пошлин – на основе цены 45,65955 долларов. Это происходит потому, что экспортные пошлины устанавливаются за один месяц до налогового периода - в нашем случае информация о пошлине была опубликована Минфином 17 июля на основании рыночных данных за период с 15 июня до 15 июля.

Этот эффект называется в народе «ножницами Кудрина» - в условиях падения цен на нефть нефтяные компании вынуждены еще довольно длительное время оплачивать пошлины на основе предыдущего, высокого уровня цен. Впрочем, в условиях роста цен компании, наоборот, обогащаются за счет этих «ножниц».

В прошлом 2016 году (до завершения последнего «налогового» маневра) ставки были другим. НДПИ был ниже - базовая сумма составляла 857 вместо 919 рублей, а экспортные пошлины выше - вместо 30% использовалась ставка 42%.

Рассчитаем, сколько в сегодняшних рыночных условиях компании платили бы налогов, если бы оставались в силе ставки прошлого года:

НДПИ и экспортная пошлина с 1 барреля нефти в условиях августа 2017 года

Таким образом, в 2017 году компании сэкономили 1,4 доллара на одном барреле экспортируемой нефти. На нефти, используемой на внутреннем рынке, компании потеряли 1,1 доллара на баррель. Впрочем, те, кто успел модернизировать свои НПЗ, могли переработать эту внутреннюю нефть в бензин и отправить за границу - экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, как мы уже указали, были снижены.

Льготы

У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины - для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.

Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.

Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ ?

  • НДПИ совсем не платится в отношении сверхвязкой нефти (вязкостью 10 000 мПа·с и более) и нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских или доманиковых продуктивных отложений.
  • В некоторых случаях НДПИ рассчитывается особым образом - в виде процента от продажной (или рыночной цены) добытой нефти.

Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи - от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».

  • НДПИ платится с определенной скидкой в случае добычи на некоторых трудных, малых и истощенных месторождениях, а также в определенных регионах страны. Это и есть коэффициент Дм в упомянутой формуле расчета НДПИ.

Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:

Д м = 559 x К ц x (1 — К в x К з x К д x К дв x К кан) — 306

где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. К в, К з, К д, К дв, К кан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.

Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются - то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.

Конкретные льготы таковы:

  • Льгота в отношении трудноизвлекаемой нефти в пластах с низкой проницаемостью и пластах тюменской свиты. Реальная скидка с базового размера НДПИ августе 2017 года составляла от 8% до 45% (от 1,4 до 7,6 долл. за баррель).
  • Льгота для сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа·с и менее 10 000 мПа·с). Применяется максимальная скидка, то есть 57% от НДПИ в августе 2017 года.
  • Льгота для истощенных месторождений, то есть участков недр (или в некоторых случаях конкретных залежей) со степенью выработанности запасов свыше 80%. Реальная скидка в августе составила от 0% до 39% от базовой ставки НДПИ пропорционально выработанности месторождения на этом отрезке (от 0 до 6,6 долл./барр.)
  • Льгота для малых месторождений (менее 5 миллионов тонн) на начальном этапе эксплуатации (где степень выработки не превышает 5%). Размер льготы пропорционален размеру месторождения по следующей теоретической шкале - если начальные запасы близки к 5 млн. тонн, льгота составит 0%, если запасы близки к нулю, льгота по состоянию на август 2017 годы составит 34% от НДПИ (5,8 долл./баррель).
  • Льготы для добычи в конкретных «трудных» районах. Применяется максимальная скидка, что в августе составило 57% от НДПИ, или 9,7 долл./баррель. Эти льготы ограничены определенными сроками и объемами добычи. Конкретные регионы добычи: Якутия, Иркутская область, Красноярский край; морская добыча за пределами Северного полярного круга; Азовское море; Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; Черное море; Охотское море, Каспийское море.

Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.

От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.

Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:

  • сверхвязкая нефть (вязкостью 10 000 мПа·с и более);
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях тюменской свиты;
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации.

Существует постановление правительства, в котором перечисляются конкретные месторождения, к которым применяются эти льготы. На настоящее время в списке находятся 30 месторождений, в том числе газоконденсатных. Установлены ограничения по количеству нефти, которое можно вывезти с применением льгот, однако по некоторым месторождениям из этого списка количество нефти определено как «ноль».

Ст = (Ц – 182,5) х 0.3 – 56,57 – Ц x 0,14 ,

где Ц – мировая рыночная цена одной тонны нефти «Юралз».

По состоянию на август 2017 года результат такой формулы составлял отрицательное значение, а значит, фактический размер такой льготной пошлины составит ноль. Положительный результат формулы появится только при ценах на нефть выше 95 долларов за баррель.

У кого больше всего льгот

Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.

Очевидно, что неоспоримым чемпионом по льготам является «Газпром нефть». За это компания должна быть благодарна прежде всего своим арктическим проектам - «Новопортовское» и «Приразломное», которые во втором квартале 2017 года были источником 45% экспортных поступлений. Льготы внесли немалый вклад в финансовые результаты этой весьма прибыльной компании.

«Роснефть» и «Лукойл» делят второе место, но льготы по обводненным месторождениям помогут государственной компании выбиться вперед - по нашим расчетам, после применения этой льготы фактическая средняя ставка НДПИ «Роснефти» составит 845 рублей, то есть ниже, чем у всех других компаний.

«Сургутнефтегаз», к сожалению, не раскрыл информации по объему экспорту нефти во втором квартале, поэтому мы не смогли полностью подсчитать его нагрузку. А жаль - компания добывает довольно много нефти в Восточной Сибири, не облагаемой экспортными пошлинами - на Талаканском и Алинском месторождениях.

Что дальше

Как видно, действующая система налогообложения нефтяных компаний в России в высшей степени непрозрачна, запутана, непредсказуема, а также во многих случаях несправедлива. А ведь налоги являются важнейшим фактором, влияющим на прибыльность нефтяных компаний.

Существующие законы не дают возможности применять единообразный беспристрастный подход ко всем компаниям. Нефтяники постоянно выбивают себе разного рода льготы и послабления, выигрывает тот, кто обладает более солидным «административным ресурсом».

Нельзя сказать, что они все эти льготы не заслужили - в некоторых случаях без особого налогового режима конкретные проекты не были бы запущены вообще, так как они в ином случае были бы малоприбыльны или совсем убыточны. Однако иногда - как в последнем случае с «Роснефтью» - мотивация принятия решений вызывает недоумение.

Кроме того, текущая налоговая система весьма негибка. Например, почти каждую фактически индивидуальную льготу для отдельной компании по НДПИ вносят в виде изменения в Налоговый кодекс. Только дисциплинированность Государственной Думы, всегда быстро и послушно голосующей за предложения правительства, помогает компаниям оперативно добиться необходимого им регулирования.

Неплохо было бы определиться и со стратегией и целью налоговой политики. В каких случаях имеет смысл давать возможность компаниям выкачивать из недр нефть принадлежащую всем гражданам России совсем бесплатно? Ни государство, ни граждане не получают от этого ничего - с таким же успехом эту нефть могли бы качать и забирать себе какие-нибудь американцы или китайцы.

Надо сказать, что в правительстве понимают недостатки существующей системы налогообложения. Поэтому уже на протяжении длительного времени идут дискуссии о коренном изменении фискальной системы. Так, разрабатывается система, при которой облагаться налогом будет уже конкретный финансовый результат нефтяной компании.

Новый налог, под названием «налог на добавленный доход», возможно, будет запущен уже в 2018 году в пилотном режиме в отношении отдельных месторождений. Остается только вопрос, кто и как будет считать финансовый результат, и не будут ли компании заинтересованы в том, чтобы этот результат занизить. Способов «творчески» отнестись к учету затрат множество, а аудиторы не всегда решаются выступать против интересов своих клиентов.

Руслан Халиуллин

НДПИ в 2017 году - сроки сдачи декларации по данному налогу мы рассмотрим далее в статье - уплачивается в бюджет владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых. Изучим подробнее особенности предоставления отчетности в ФНС.

Кто сдает декларацию по НДПИ

Декларацию сдают ИП и организации, у которых имеется лицензия на пользование недрами. Как только данная лицензия оформляется при обращении в Роснедра, ее обладатель ставится на налоговый учет в ФНС по месту расположения участка недр, где будет работать предприятие. Постановка фирмы на учет осуществляется без ее непосредственного участия. Оформив лицензию на заявителя, Роснедра сами передают в ФНС данные о нем (п. 7 ст. 85 НК РФ).

Налоговая служба, получив данные из Роснедр, ставит обладателя лицензии на учет в качестве плательщика НДПИ и уведомляет его об этом, используя формы, утвержденные приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Приказ МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731, приложение 2 , приложение 3

Получив уведомление из ФНС, обладатель лицензии на пользование недрами становится обязанным платить НДПИ и отчитываться по нему.

Форма декларации и место ее предоставления

Отчет по НДПИ сдается держателем лицензии по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197:

1. В электронном варианте, если (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • средняя величина штата фирмы за предыдущий год превысила 100 человек;
  • держатель лицензии — вновь созданная организация со штатом более 100 человек.

2. В бумажном варианте — по желанию хозяйствующего субъекта, если указанные показатели по величине штата не достигнуты.

Не знаете свои права?

Декларация направляется в представительство ФНС по месту расположения (жительства) налогоплательщика (п. 1 ст. 345 НК РФ). При этом необязательно, что оно же будет отвечать за сбор НДПИ. Дело в том, что соответствующий налог уплачивается:

  • на счета ФНС по месту добычи полезных ископаемых, если она ведется в России (п. 3 ст. 343 НК РФ);
  • на счета ФНС по месту расположения (жительства) налогоплательщика, если добыча ведется за рубежом (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Ознакомиться с формой декларации можно .

Каковы сроки сдачи декларации НДПИ

Декларация должна быть направлена держателем лицензии в ФНС до конца месяца, следующего за отчетным (ст. 345 НК РФ). Если крайний срок сдачи приходится на выходной, то отчетность сдается не позднее ближайшего рабочего дня.

Это означает, что в 2017 году плательщик НДПИ должен отчитаться в ФНС:

  • за январь — до 28.02;
  • за февраль — до 31.03;
  • за март — до 02.05 (поскольку 30 апреля — воскресенье, а 1 мая — выходной);
  • за апрель — до 31.05;
  • за май — до 30.06;
  • за июнь — до 31.07;
  • за июль — до 31.08;
  • за август — до 02.10 (поскольку 30 сентября — суббота);
  • за сентябрь — до 31.10;
  • за октябрь — до 30.11;
  • за ноябрь — до 09.01.2018 года (31 декабря — воскресенье, а далее — несколько дней выходных);
  • за декабрь — до 31.01.2018.

Если отчетность не будет предоставлена, то фирму оштрафуют на 5% от исчисленной величины НДПИ за каждый месяц допущения просрочки (в т. ч. неполный). Минимальная сумма такого штрафа — 1 000 рублей, максимальная — 30% от начисленного НДПИ (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Кроме того, штраф может быть выписан и директору фирмы — на 300-500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Срок перечисления налога — 25-е число месяца, идущего за отчетным (ст. 344 НК РФ). Крайний срок уплаты НДПИ, выпадающий на выходной или праздник, переносится на ближайший рабочий день.

В 2017 году плательщики НДПИ должны перечислять налог:

  • за март, апрель, июнь, июль, август, сентябрь и ноябрь — до 25-го числа следующего месяца;
  • за январь, февраль и октябрь — до 27-го числа;
  • за май — до 26-го числа;
  • за декабрь 2017 года — до 25.01.2018.

Владельцем лицензии на пользование недрами декларация по НДПИ сдается до конца месяца, идущего за отчетным. Сдается документ в подразделение ФНС по месту расположения организации или месту жительства ИП, которые используют ресурсы недр. Ранее крайнего срока сдачи декларации держатели лицензии должны уплатить соответствующий налог в бюджет.

Транскрипт

1 НОВОЕ В НДПИ ПРИ ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА С 2017 года Юмаев М.М. доктор экономических наук государственный советник Российской Федерации 2 класса доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ведущий эксперт по налогообложению недропользования Ассоциации «ПравоТЭК» С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от ФЗ, которым вносятся изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Существенные изменения указанный закон вносит и в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». Поправки касаются: определения базового понятия НДПИ «участок недр»; необходимого в текущих экономических условиях увеличения НДПИ при добыче нефти и газа; ряда иных положений НДПИ для нефти. Определение термина «участок недр» Изначально с введением НДПИ ни у фискальных органов, ни у налогоплательщиков не вызывало сомнения, что под участком недр следует понимать именно участок недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами. Актуальность корректного толкования данного понятия возросла с введением в 2007 году первых нефтяных налоговых льгот. Неоднократно Минфин России и ФНС России указывали, что расчет степени выработанности, начальных извлекаемых запасов производится в целом по участку недр, который включает несколько месторождений, залежей и т.п. И только в 2015 году революцию в данном вопросе попытался сделать налогоплательщик. В судебном споре ООО «Компания «Полярное сияние» доказала правомерность применения нулевой ставки (налоговых каникул) по отдельно взятому горному отводу (части участка недр) - Верховный Суд отказал Межрегиональной инспекции 1 в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда. Но неоднозначность данного решения подтверждена последующей судебной практикой. После судов не было единой точки зрения и у фискальных органов. В результате новым пунктом статьи 336 Налогового кодекса участок недр определен

2 как «блок недр (с ограничением по глубине или без такого увеличения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы». Актуально это, прежде всего, для нефти, газового конденсата и газа. На период до 1 января 2017 года данный закон, конечно, не распространяется, но суды, рассматривая подобные дела по старым периодам, скорее всего, решения будут принимать с оглядкой на этот закон. Увеличение НДПИ с нефти и газа В целях мобилизации дополнительных бюджетных доходов предусматривается увеличение НДПИ при добыче нефти и газа. По-прежнему это осуществляется за счет «утяжеления» формул расчета окончательных ставок налога. Для нефти в формулу определения показателя Дм вводится дополнительное не имеющее названия вычитаемое Кк: для 2017 года этот показатель равен 306 (рублей), для, для С 2020 года этот показатель будет равен нулю. Учитывая, что и сам показатель Дм является вычитаемым, указанные значения в годах увеличивают окончательную ставку НДПИ при добыче нефти. По НДПИ на газ вместо понижающих коэффициентов Кгп для независимых производителей газа в формуле показателя Еут (базовое значение единицы условного топлива) с 2017 года вводятся повышающие коэффициенты Кгп для следующих категорий: собственники объектов Единой системы газоснабжения; организации, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов, за исключением: организаций, в которых одним из участников с долей не менее 50 процентов является российская организация, в которой непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ и суммарная доля такого участия составляет менее 15 процентов (до 2017 года 10 процентов)* 1 ; налогоплательщиков с Кгпн < 0,35. 1 С 10 до 15 процентов увеличивается критерий и при расчете коэффициента Ов (доля реализации газа потребителям Российской Федерации в общем объеме реализованного газа) и коэффициента Ог (доля газа, добытого ПАО «Газпром» и аффилированными лицами, в общем количестве добытого газа). Это приводит к увеличению числа независимых производителей газа, не применяющих повышающие коэффициенты Кгп. 2

3 Одновременно константа в формуле Еут меняется с 0,2051 на 0,15, а коэффициент Ккм, повышающий базовую ставку НДПИ с газового конденсата, будет определяться как частное от деления 6,5 на коэффициент Кгп. Формула Еут до 1 января 2017 года 0,2051 х Кгп х (Ц г х Д г + Ц к х (1 Д г)) (1 Д г) х 42 + Д г х 35 в 2016 г.: Кгп = 1 для собственников ЕСГ, аффилированных лиц, Кгпн<35 (1 группа) Кгп= 0,7317 для остальных (2 группа) с 2017 г. для всех 0,7317 Формула Еут с 1 января 2017 года 0,15 х Кгп х (Ц г х Д г + Ц к х (1 Д г)) (1 Д г) х 42 + Д г х 35 Кгп для первой группы равен (новая редакция п. 1 ст): 1,7969 в 2017 г. 1,4022 в 2018 г. 1,4441 в 2019 г. 1,0 с 2020 г. для второй группы Кгп равен 1 (новая редакция пунктов 17 и 18 ст) Такие манипуляции приведут к увеличению (примерно на 80 процентов) окончательной ставки НДПИ в 2017 году для ПАО «Газпром» и аффилированных с ним компаний (Уточняющие поправки по НДПИ на нефть Либерализирован порядок применения коэффициента Кд менее 1 для трудноизвлекаемых нефтей. Если добыча нефти осуществляется через скважину, которая работает одновременно на нескольких залежах с разными Кд 0,2; 0,4 или 0,8, можно применять максимальное значение Кд ко всей нефти, добытой этой скважиной 2. По-прежнему, коэффициент Кд менее 1 нельзя применять, если скважина работает на залежах, в отношении которых можно применять Кд, и на залежах, не подпадающих под соответствующие требования. При добыче одной скважиной нефти из баженовских продуктивных отложений (и ряда иных с нулевой ставкой НДПИ) и любых иных залежей (как с Кд менее 1, так и не льготных), невозможно будет применить ни нулевую ставку НДПИ, ни Кд менее 1. 2 Определение количества добытой нефти осуществляется в соответствии с Правилами учета нефти. Этот документ предусматривает, по сути, обратный пересчет количества подготовленной нефти в добытую и фактически дезавуирует определение количества нефти на скважине. Более подробно эта тема будет изложена в отдельной статье. 3

4 Текущее состояние налогообложения нефтегазового сектора (тезисы) НДПИ и таможенные пошлины В последние годы НДПИ используется как, прежде всего, фискальный инструмент посредством увеличения налоговых ставок. Этот процесс сопровождается постепенным снижением ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Снижение и отмена нефтяных пошлин на разных этапах презюмировались условиями вхождения России в ВТО, повышением эффективности нефтеперерабатывающей отрасли, даже локальными проблемами - разногласиями с Республикой Беларусь по вопросу возврата России части пошлины в товаров, произведенных из российской нефти и проданных в третьи страны. Федеральные органы исполнительной власти еще не договорились о периоде отмены пошлин (назывались и 2020 и 2025 годы), подготовка к этому идет в рамках так называемых налоговых манёвров. Но тактика отраслевого подхода к налогообложению нефтяной отрасли, направленного на сохранение нейтральности последствий налоговых корректировок для государства и нефтяного сектора, показывает несостоятельность такого подхода. В 2015 году рост поступлений НДПИ составил 10 процентов к 2014 году, а падение поступления пошлин 50 процентов! И НДПИ и пошлина определяются мировой ценой нефти и курсом доллара США, поэтому такое непропорциональное изменение нельзя объяснить только падением цены нефти в конце 2014 года. Унификация НДПИ с нефти и газа При определенной схожести физико-химических параметров нефти и газа, схожести дифференцирующих элементов (степень выработанности, регион добычи) в механизме НДПИ сохраняются самостоятельные сложные алгоритмы расчета налога по этим двум основным видам полезных ископаемых, которые в определенной степени могут быть унифицированы. НДПИ - индивидуален Одним из основных принципов налоговой системы Российской Федерации является независимость правил налогообложения от условий осуществления деятельности конкретных налогоплательщиков. В то же время в НДПИ, как ни в каком другом налоге, наблюдается изобилие корректирующих механизмов, которые нивелируют налоговые изъятия не только для отрасли, но и для групп компаний, для отдельных 4

5 компаний и даже для отдельных геологических объектов. Таким образом устанавливаются индивидуальные режимы налогообложения. Причем это справедливо не только для НДПИ, но и для таможенной пошлины, где предоставление целевых льгот в ручном режиме вполне можно заменить налоговым кредитованием. Неужели выход действительно только в разработке еще одного режима НДД?! Вопросы, изложенные тезисно в настоящем разделе, находятся в разработке. Результаты исследования найдут отражение в материалах, которых будут опубликованы автором на настоящем сайте


НОВОЕ В НДПИ ПРИ ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА С 2017 года С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 30.11.2016 401-ФЗ, которым вносятся изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ: увеличение ставок в 2017 году и другие актуальные вопросы ЮМАЕВ Михаил Мияссярович, д-р экон. наук Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Ведущий эксперт

Налогообложение добычи нефти и газа: проблемы и новации Консультант Минфина России Иванов А.И. Действующие режимы налогообложения добычи УВС Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) + экспортная пошлина

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Институт финансово-экономических исследований Центр финансовой политики Налогообложение добычи углеводородов в России в ожидании

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ПРИЛОЖЕНИЯ СРЕДНИЕ СТАВКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ДЕЙСТВОВАВШИЕ В ОТЧЕТНЫХ ПЕРИОДАХ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ Показатели 2015 2016 Изменение,

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Баландина А.С. Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск Предоставление налоговых льгот является

Актуальные проблемы исчисления налога на добычу полезных ископаемых Горохов Сергей Михайлович Ведущий юрисконсульт 7 октября 2015 г. Изменения в законодательстве по НДПИ С 1 июля 2014 г. полностью вступил

79017_886013 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 304-КГ16-13667 г. Москва 13.12.2016 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 сентября 2013 г. 846 МОСКВА О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть

237/2016-20519(2) АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛ Е Н И Е г. Тюмень Дело Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня

Налоговая политика Российской Федерации в минерально-сырьевом комплексе М.М.Юмаев, доктор экономических наук, государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент Финансового университета при

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. 4 (24) УДК 336.201 ФИНАНСЫ А.С. Баландина РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РОССИИ Налогообложение нефтегазового

Нефтегазовая отрасль промышленности России: тенденции развития, ресурсная база и значение для формирования доходов бюджета директор Центра финансовой политики Департамента общественных финансов к-т эконом.

Www.pwc.com/ru Стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и другие изменения в налогообложении нефтедобычи Налоговый обзор Россия, Выпуск 30 (348), Август 2013 г. Стимулирование разработки

Экономика и управление нефтегазовым производством К.эк. наук, доцент кафедры ЭПР И.В. Шарф Тема 5. Экспортная пошлина как механизм регулирования российской нефтепереработки 5.1 Понятие и цели назначения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части введения системы налогообложения в виде налога на прибыль

АНАЛИЗ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ) С 2002 ПО 2016 ГГ. Монина Анастасия Валерьевна В статье рассматривается теория и история вопроса, особенности изменения в налоговом законодательстве и

Влияние государственной налоговой политики на газовую отрасль Докладчик: Начальник Департамента налоговой политики ОАО «Газпром» К.И. Оганян 30.05.2012 Влияние Основных направлений налоговой политики РФ

Нефть и газ, энергетика и добывающая промышленность Обзор изменений, произошедших в 2016 году Ключевые события в отрасли 03 Изменения в законодательстве 04 Правовое регулирование участников региональных

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫ1ВА ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ II /4 2014* т Уважаемый Сергей Евгеньевич! Председателю Г осударственной Думы Федерального Собрания

Www.pwc.com/ru Налогообложение в нефтегазовой отрасли в ожидании больших перемен Налоговый обзор Россия, Выпуск 22 (340), Налогообложение в нефтегазовой отрасли в ожидании больших перемен Что нового? На

Сводная таблица 1 замечаний и предложений к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения системы налогообложения в

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа 145 УДК 33.3:622.279 П.Б. Никитин, П.П. Никитин, И.А. Зюзина, Е.В. Стречень О новых экономических

3.3. ГОРНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ДОБЫЧУ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Любой вид экономической деятельности предполагает первоначальное вложение средств в проект и определенный

Правовое регулирование налогообложения имущества и объектов природопользования Общая характеристика НДПИ применительно к добыче нефти Объект НДПИ добытые (извлеченные) полезные ископаемые, одним из видов

РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Ю.Бобылев В 2014 г. добыча нефти в России достигла максимального уровня за период с 1990 г. Вместе с тем происходит очевидное замедление темпов роста добычи нефти и

Анализ тенденций налогового регулирования системы недропользования РФ Н.В. Слепцова, Н.Т. Тимофеева, С.А. Филатов ГП «НАЦ РН им. В.И.Шпильмана», г. Тюмень Развитие топливноэнергетического комплекса является

УДК 336.2 Слизкая Юлия Анатольевна магистрант группы ЭО-1-М-09 Научный руководитель: Уткина Светлана Ивановна проф., к.э.н. Московский государственный горный университет ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ

Переход к налогообложению нефтегазовой отрасли на основе финансового результата: российские реалии и международный опыт Алексей Рябов, Менеджер Группа налогообложения компаний энергетического сектора 27

1 Алгоритм заполнения декларации по налогу на добычу полезных ископаемых Теоретические положения Не позднее 2 августа 2010 года все плательщики НДПИ обязаны отчитаться и представить в налоговые органы

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. Цели и задачи дисциплины, её общая характеристика: В соответствии с назначением основной целью дисциплины является получение студентами систематизированных знаний

Круглый стол: «Реформа налогообложения добычи углеводородов» «Независимая нефтегазодобыча России в условиях налоговых реформ» Выступление советника по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих

79060_804129 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 305-КГ16-2122 г. Москва 11 мая 2016 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационные

Майбуров Игорь Анатольевич Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральский государственный технический университет УПИ им. первого Президента России

Налоговый маневр и новые макроэкономические ориентиры 15 января 2015 г. Роль экспортной пошлины (2005 2014 гг.) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 (9 мес.) Вывозные таможенные пошлины на

À.Â. Ïàíôèëîâ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР 1 Становление и развитие системы налогообложения нефтегазового сектора России. Развитие налоговой системы России в части налогообложения

Всегда в движении! Методические подходы к оценке эффективности разработки месторождений в условиях экономической нестабильности Экономист 2 категории О.В. Еговцева Начальник отдела О.В. Маслак Филиал ООО

В учебнике определены понятие, предмет, источники горного права, рассмотрена история развития отечественного горного законодательства; дана характеристика горного и нефтегазового законодательства зарубежных

НОВОВВЕДЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫЧИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ипполитова И. Н. Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права Тюмень,

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 2016 года 437 г. Луганск Об утверждении Порядка определения платы (сбора) за выдачу лицензии (специального разрешения) на пользование

Новые налогово-правовые условия развития нефтегазовой отрасли России Налоги и ТЭК 1. Изменения в исчислении НДПИ на газ и газовый конденсат Во второй половине 2013 г. и первой половине 2014 г. были приняты

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ НГТУ. - 2005. - 3. - 1-6 УДК 336.22:622.7 ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Е.В. МАЛЫШЕВА В статье рассмотрены особенности формирования систем налогообложения

Освоение Арктического шельфа: основные правовые проблемы и необходимые законодательные изменения Павел Кондуков Руководитель группы «Шельфовые проекты» [email protected] 14 ноября 2014 г. Основные законодательные

79021_765245 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 304-КГ15-18260 г. Москва 26 января 2016 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу акционерного

1 Информация для клиентов Топ-10 событий 2017 г. в сфере регулирования российского недропользования В настоящем обзоре представлены наиболее значимые недавние изменения и тенденции регулирования российского

Налоги - важнейший элемент стимулирования развития нефтяной отрасли: некоторые аспекты расчета налоговой нагрузки Алексей Кондрашов, Партнер, руководитель международной практики налоговых услуг для предприятий

79017_907523 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 307-КГ16-18094 г. Москва 09.02.2017 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную

Оглавление Введение... 11 1. Теоретические аспекты налогообложения нефтегазовой отрасли... 13 1.1 Характеристика механизма расчета ставки НДПИ... 13 1.2 Налоговый маневр в отношении экспортной пошлины...

НЕПРОИЗНЕСЕННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Тезисы выступления заместителя директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации Т.А. Егоровой Формирование доходов федерального бюджета на

79042_874021 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело 305-КГ16-2120 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 14.11.2016 Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации председатель Судебной коллегии по экономическим

Основные направления налоговой политики Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Основные направления налоговой политики Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018

АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА Рогачева А.М., Батарон В.А. В статье рассмотрены возможные варианты дальнейшего реформирования системы налогообложения нефтегазового

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Р^/ 201 г. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Проект Статья 1 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НЕДРАХ» Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. 2395-I «О недрах» (Ведомости

НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ Юрий БОБЫЛЕВ, канд. экон. наук В 2015 г. в российском нефтяном секторе начата реализация так называемого «налогового маневра» системы мер, предусматривающей значительное

«NAUKA- RASTUDENT.RU» Электронный научно-практический журнал График выхода: ежемесячно Языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814 ЭЛ ФС 77-57839 от 25 апреля 2014 года Территория

Введение налога на финансовый результат в нефтяной отрасли МОСКВА 2015 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (НФР) Проблемы действующей системы

АНТОН РУБЦОВ Директор по консалтингу компании VYGON Consulting СЕРГЕЙ ЕЖОВ Главный экономист компании VYGON Consulting НФР ОСНОВА СЛЕДУЮЩЕГО МАНЕВРА Представляется, что наступает благоприятный момент для

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Центр магистратуры

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2008 г. N 12914 МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 сентября 2008 г. N 232 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРТОВОГО

Автоматизированная копия 586_403112 ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 6909/12 Москва 30 октября 2012 г. Президиум Высшего

602_690440 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело 305-КГ15-1414 г. Москва 02.07.2015 резолютивная часть определения объявлена 30 июня 2015 года полный текст определения изготовлен 02 июля

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РУКОВОДСТВОМ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящий анализ финансового положения и финансовых результатов деятельности должен рассматриваться в контексте

Приложение 1 План мероприятий (Дорожная карта) «Меры налогового стимулирования развития экономики РФ» I. Налог на прибыль 1 Возврат 50% инвестиционной льготы по налогу на прибыль, позволяющей уменьшить

Автоматизированная копия 586_209023 ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 6029/10 Москва 23 ноября 2010 г. Президиум Высшего

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

79020_756822 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 309-КГ15-13843 г. Москва 28.12.2015 Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив кассационную жалобу открытого акционерного

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования добычи и производства редких металлов», подготовленный

Последствия реализации налогового маневра: добыча нефти и производство нефтепродуктов 1 А.Каукин, А.Кнобель, А.Фиранчук Налоговый маневр в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли способствовал некоторому

79021_767223 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 305-КГ15-14263 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 февраля 2016 г Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучила по материалам истребованного дела

Налоговый маневр: ускорение экономического роста 1 в ущерб бюджетной консолидации Г.Идрисов, А.Каукин Реформа налогообложения нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей 2014 г. «налоговый маневр» была направлена

79014_769431 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 308-КГ15-16935 г. Москва 02.02.2016 Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу (с учетом дополнений)