Государственный Университет Управления
Заочное отделение
Учебная дисциплина – Финансы, денежное обращение и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньев
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев …………………………………………………5
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы …………………………………………………...10
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы …………-
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ ………………...12
2.1.2. Государственный кредит ………………………………………14
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ………………………………………………………………15
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы ……….…..20
3. Финансы предприятий различных форм
собственности …………………………………………………….….25
Заключение ………………………………………………………………30
Список использованных источников ……………….………….. 32
Введение
Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.
Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.
Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансово-кредитную систему страны.
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
– внебюджетные целевые государственные и муниципальные
(местные) фонды;
– финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
– имущественное и личное страхование;
– кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.
1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев
Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
Государственную бюджетную систему;
Внебюджетные специальные фонды;
Государственный кредит;
Фонды страхования;
Финансы предприятий различных форм собственности.
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 – 1990 гг. концентрировались 52 – 50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48 – 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:
Республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральный бюджет;
Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;
Местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюджет и 30% – в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996 г. утверждены в сумме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся на страховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб., или 88% от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Финансы – это система экономических отношений, имеющих денежную форму, носящих распределительный характер и материализуемых в форме финансовых ресурсов, образуемых в распоряжении
субъектов хозяйствования и государства и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, социального обеспечения и материального стимулирования работающих, а также на другие цели общественного характера.
Функционирование экономической системы осуществляется с помощью многих экономических инструментов. Финансы в этой деятельности взаимосвязаны с другими экономическими категориями, такими как цена, заработная плата, кредит.
Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Кредит – это специфические экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу сделки ссуды.
Финансово-кредитная система включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных элементов финансовой и кредитной системы. Как финансовая, так и кредитная система имеют свои механизмы образования и особенности функционирования. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.
Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средств.
.Предприятия имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты,приобретать или продавать ценные бумаги и т. д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.При выборе вариантов операций на финансовом рынке его субъектами учитываются различия между ценами продаж и покупок, ставками привлечения и предоставления кредитов, которые определяются как законами рынка, так и мерами государственного регулирования в лице органов законодательной и исполнительной власти РФ, Центрального банка России, а также органов экономического управления в регионах.
По своей структуре финансовый рынок делится на несколько сегментов:
1) рынок кредитов. Общие принципы современной кредитной политики устанавливаются законодательством о банках и банковской системе, указами Президента РФ. Непосредственно рынок кредитов регулируется Центральным банком РФ;
2) фондовый рынок. Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области РЦБ до недавнего времени являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
3) валютный рынок.
Рассмотрение экономической политики указывает на необходимость контроля за финансовой и банковской системой страны, так как все экономические процессы, с одной стороны, влияют на состояние этой системы, а с другой стороны – сами находятся под ее влиянием благодаря значительной экономической мощи, как правило, сосредоточенной в финансовых и банковских кругах.
В этих условиях обычно создается государственное учреждение – центральный банк – с уставом, предоставляющим ему значительную независимость от правительства. Этот факт призван оградить центральный банк от попыток использовать денежную эмиссию для финансирования бюджетного дефицита. Изучение взаимоотношений правительства и центрального банка основано на сопоставлении прав и функций последнего с учетом того, что статус центрального банка значительно варьируется в зависимости от рассматриваемой страны.
Общие принципы современной кредитной политики устанавливаются законодательством о банках и банковской системе, указами Президента РФ. Непосредственно рынок кредитов регулируется Центральным банком РФ (ЦБ РФ), который определяет денежно-кредитную политику, тогда как коммерческие банки призваны воплощать ее в жизнь.
Коммерческие банки независимы, но действуют в единой денежно-финансовой системе и поэтому вынуждены подчиняться правилам регулирования и надзора, установленным законодательством и ЦБ РФ.
К нормам регулирования, затрагивающим интересы клиентов коммерческих банков, относятся:
1) обязательное отчисление средств в резервный фонд ЦБ;
2) получение кредитов под проценты из резервного фонда.
Рынок ценных бумаг (РЦБ). Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области РЦБ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Ее полномочия не распространяются на эмиссию долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ.
Основные функции Федеральной комиссии:
1) разработка направлений развития рынка ценных бумаг;
2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии;
3) установление обязательных требований к ведению реестра;
4) лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Подавляющую часть ценных бумаг составляют государственные долговые обязательства, удостоверяющие отношения займа, должником которого выступает государство. Вексель сочетает свойства ценной бумаги, долгового обязательства и расчетного средства.
Вексель предполагает обоюдное согласие покупателя и продавца на отсрочку платежа – продавец получает не деньги, а гарантию уплаты в будущем. Это ценная бумага, удостоверяющая не обусловленное обязательство векселедателя (плательщика) выплатить владельцу векселя (векселедержателю) определенную сумму денег, а является средством оформления товарного кредита в виде отсрочки уплаты денег. Векселедержатель (владелец) простым векселем кредитует векселедателя (плательщика), который выплачивает в определенный срок долг векселедержателю.
Валютный рынок. В настоящее время валютный рынок функционирует на основе сложившихся принципов внутренней конвертируемости рубля. Юридические и физические лица имеют право собственности на валютные ценности и могут распоряжаться ими без ограничения сумм и форм расчетов. Свободный обмен рублей на иностранную валюту распространяется только на российских лиц (не допускается для иностранцев) и ограничивается текущими внешнеэкономическими операциями (торговлей, краткосрочными кредитами, переводом прибылей по инвестициям, денежными некоммерческими переводами).
Обмен рублей на иностранную валюту в безналичной и наличной формах осуществляется по негосударственным каналам (через уполномоченные банки, обменные пункты, валютные биржи) по рыночным курсам. В качестве официального курса ЦБ, который в обязательном порядке должен использоваться участниками рыночного оборота в учетно-расчетных операциях, в том числе для налоговых целей, применяются котировки ММВБ.
Выявление сущности финансов и кредита позволяет сделать вывод о том, что эти экономические категории, базирующиеся на деньгах, тесно взаимодействуют друг с другом и участвуют в одних и тех же экономических процессах. Однако финансы, будучи более сложной категорией, позволяют качественно определить принадлежность денежных средств к финансовым либо кредитным ресурсам. В процессе расширенного воспроизводства кредит как источник финансирования участвует в денежном обороте предприятия, государства, домашнего хозяйства наряду с собственными финансовыми ресурсами. При этом он обеспечивает перераспределение капитала и взаимодействие различных секторов экономики на возвратной, срочной и платной основе.
Финансы также обусловлены перераспределением капитала, но принципы его иные. Здесь отсутствует возвратность, платность и срочность, а присутствуют принципы принудительного исполнения обязательств, безвозмездности, окупаемости произведенных затрат.
Объектом перераспределения применительно к кредиту являются временно свободные денежные средства. При этом механизм банковского кредитования обеспечивает перераспределение кредитных ресурсов между различными секторами экономики и субъектами экономической деятельности, что создаст предпосылки для дополнительного привлечения средств в оборот предприятия в целях удовлетворения временной потребности в денежных средствах.
Объектом перераспределения применительно к финансам являются доходы, поступления, ценные бумаги. Сфера перераспределения финансовых ресурсов включает налоги, а также целевые денежные фонды, образуемые в рамках отдельных подразделений субъекта экономической деятельности. Использование финансовых ресурсов на инвестиционные цели приводит к экономическому росту. Использование в качестве дополнительного источника финансирования размещение ценных бумаг среди инвесторов значительно расширяет сферу перераспределительных процессов в экономике. Безвозмездное перераспределение финансовых ресурсов в рамках бюджетной системы на основе трансфертов позволяет выравнивать экономические условия развития территорий.
Использование кредитных ресурсов происходит под конкретные объекты: основные и оборотные средства, ценные бумаги, другие актины и факторы производства. При этом возвратность кредита должна быть обеспечена через механизмы гарантирования, залога, ипотеки и др. Финансовые ресурсы используются путем их авансирования и инвестирования в тс же самые объекты, что и кредитные ресурсы. Однако их возвратность трансформирована в окупаемость произведенных вложений и затрат, что не требует какого-либо обеспечения.
Принимая во внимание выявленную взаимосвязь между финансами и кредитом, можно сделать вывод о функционировании финансово-кредитной системы как симбиоза двух взаимно дополняющих друг друга систем в процессе обслуживания субъектов экономической деятельности.
Финансы и кредит отдельных секторов экономики образуют финансово-кредитную систему государства. Ес центральное звено составляют государственные и муниципальные финансы и кредит, а основу - финансы предприятий, банковский и коммерческий кредит. Финансы домашних хозяйств и личный кредит отражают общий уровень социально-экономического развития общества Составной частью финансовой системы является страхование. Иностранный сектор экономики, а также реальный денежный оборот, номинированный в иностранной валюте, обслуживают международные финансы и кредит. На рис. 2.1 приведена схема финансовокредитной системы государства.
Рис. 2.I. Звенья финансово-кредитной системы государства |
Каждый из указанных на рис. 2.1 блоков финансово-кредитной системы состоит из следующих звеньев:
1) финансы предприятий различных форм собственности, в свою очередь, можно подразделить на финансы коммерческих организаций (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.д.) и некоммерческих организаций (учреждений, общественных объединений, потребительских кооперативов, общественных фондов и др.);
2) страхование также может рассматриваться как сложная система, образующаяся из обязательного страхования, добровольного страхования, имущественного страхования, личного страхования, страхования ответственности, перестрахования и др.;
3) государственные и муниципальные финансы включают в себя государственный и муниципальный бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды, налоги, сборы, государственный и муниципальный финансовый контроль, бюджетные учреждения социальной сферы и др.;
4) финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета (доходы и расходы населения), сбережений домашних хозяйств, ценных бумаг, находящихся на руках у населения, и т.д.;
5) международные финансы объединяют различные финансы, в том числе международных финансово-кредитных организаций, международных неформальных финансово-кредитных клубов, ассоциаций, международных корпораций и др.;
6) банковский кредит состоит из кредитов Центрального банка РФ, кредитов коммерческих банков, межбанковских кредитов и др.
7) коммерческий кредит включает отгрузку товаров с рассрочкой в оплате, вексельный кредит, товарный кредит и т.д.;
8) государственный и муниципальный кредит состоит из межбюд- жстных ссуд, целевых бюджетных кредитов, государственных и муниципальных займов и др.;
9) личный кредит - это кредит, предоставляемый на основе долговых расписок, дружеский кредит и др.;
10) международный кредит состоит из межгосударственного кредита, кредита международных финансово-кредитных организаций, экспортного кредита, международных займов и др.
На практике финансовая и кредитная системы тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Поэтому их комплексный анализ позволяет максимально эффективно привлекать и использовать как доходы и накопления, так и временно свободные денежные средства.
Важно подчеркнуть, что наиболее эффективное функционирование финансово-кредитной системы обеспечивается через рыноч-
ныс механизмы, в частности финансовые и кредитные рынки. Именно они обеспечивают формирование спроса и предложения на финансовые и кредитные ресурсы, создают условия и предпосылки для их эффективного размещения и использования, позволяют наиболее динамично реагировать на изменение конъюнктуры в различных секторах экономики.
Финансовый и кредитный рынки характеризуются определенными количественными и качественными параметрами. Количественные параметры - это установление объема финансовых и кредитных ресурсов, предоставляемых всем субъектам экономических отношений, и определение фактической потребности в них в зависимости от экономической ситуации.
Спрос и предложение на финансовом и кредитном рынке отражает состояние макро- и микроэкономики. Изменение спроса на финансовые и кредитные ресурсы обусловлено прежде всего ростом ВВП, эффективностью реального сектора экономики, уровнем безработицы, инфляцией и др.
Кредитный рынок самым тесным образом связан с денежным рынком и рынком ценных бумаг. При росте процентных ставок по ссудам происходит снижение спроса на кредит. Одновременно растет спрос на деньги и снижается доходность ценных бумаг. Снижение процентных ставок по ссудам приводит к росту спроса на кредит. При этом спрос на деньги сокращается, а доходность ценных бумаг увеличивается.
Предметом изучения в курсе «Государственные и муниципальные финансы» является только часть финансово-кредитной системы государства. Однако мы рассмотрим также государственный и муниципальный кредит, поскольку он являет собой неразрывное целое, что очень важно для понимания роли и функций государства в экономике. Кроме того, частично мы затронем финансы предприятий, потому что государство и муниципальные образования участвуют в капитале акционерных обществ, формируют уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий, создают бюджетные учреждения. Вопросы страхования будут рассмотрены в части государственного страхования в социальной сфере. Также будут раскрыты отдельные аспекты международных финансов и кредита, так как государство активно размещает внешние займы, привлекает кредиты международных организаций, участвует в гарантировании внешнеторговых контрактов, заключаемых предприятиями и организациями.
Финансы и кредит как экономические категории зависят от взаимоотношений между звеньями финансово-кредитной системы. Финансы и кредит макроуровня, прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, кредиты Центрального банка, базируют-
ся на финансовом потенциале предприятий и кредитном потенциале банков. Поэтому очень важны финансовые и кредитные отношения, складывающиеся между макро- и микроуровнями, их регулирование со стороны государственных финансовых и кредитных институтов. Поэтому финансово-кредитная система может рассматриваться как совокупность финансовых и кредитных институтов, к
числу которых относятся Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство. Министерство РФ по налогам и сборам. Центральный банк РФ, коммерческие банки и другие организации.
Распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми и кредитными потоками.
Финансы и кредит опираются на информационные потоки. Принятие финансовых и кредитных решений основывается на совокупности информации, содержащейся в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и тд. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля хода его выполнения.
Финансы и кредит имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социальные и политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение конкретных задач в области государственного и муниципального управления, предпринимательской и некоммерческой деятельности, ведения домашнего хозяйства.
Систему кредитования можно сравнить с кровообращением - денежные потоки аккумулируются и перераспределяются. Типы и элементы кредитно-денежной системы. История и особенности российской трехуровневой системы.
Денежно кредитная система прочно обосновалась в современных моделях развитой рыночной экономики, и занимает важную позицию в функционировании экономического механизма.
По сути, это целая система экономического кровообращения, регулирующая, аккумулирующая и перераспределяющая финансовые потоки, проводящая взаиморасчеты между субъектами экономики, а также кредитующая население и отдельные экономические отрасли.
Кредитно-денежная система подразделяется на два типа:
В первом случае говорится об отношениях, связанных с банковским, потребительским, государственным, коммерческим и международным кредитах. Второй случай основан на следующих параметрах. Под современной денежно кредитной системой следует понимать сложный механизм, состоящий из нескольких уровней. Его основной задачей является аккумулирование и перераспределение финансовых активов.
Основными элементами системы являются:
Такой трехуровневой схемой придерживаются многочисленные развитые страны, среди которых Япония, США и западноевропейские страны. Различие отдельных стран друг от друга заключается в степени развитости отдельных элементов рассматриваемой системы. Американская денежно кредитная система является самой развитой в мире. В связи с этим, другие менее развитые страны в процессе формирования собственных кредитных систем ориентируются именно на нее.
Государство проводит регулирование кредитно-денежной системы при помощи двух основных способов:
Таким образом, очевидно, что функцией денежно кредитной системы является удовлетворение потребностей экономики в плане распределения свободных финансов и их направление в более перспективные и развитые отрасли. Одни субъекты хозяйствования периодически имеют излишки денежных средств, а другие – их недостаток. Это противоречие может успешно разрешиться, благодаря денежно кредитной системы страны.
В России денежно-кредитная система имеет три уровня:
В такой структуре ярко отражены потребности народного хозяйства. Она очень близка к модели кредитных систем, существующих в развитых странах, и начинает приспосабливаться к современным процессам экономических реалий.
В данный момент такая система имеет ряд недостатков, присутствующих чуть ли не в каждом элементе (увеличивается количество мелких банков, инвестиционных фондов, компаний по страховым операциям, в то время как коммерческие банки все также специализируются на краткосрочных кредитных операциях, из-за чего возникает недостаточное перенаправление денежных средств в развитие различных отраслей народного хозяйства).
Поэтому в настоящее время еще множество аспектов кредитной системы в России нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В задачу рационального функционирования денежно кредитной системы входит обеспечение стабильности в состоянии национальной экономики.
В банковской системе России существуют только два уровня:
В послевоенные годы современной денежной кредитной системе капиталистических стран пришлось перетерпеть серьезные изменения в структуре. Произошло снижение роли банков и рост влияния иных кредитно-финансовых институтов (пенсионных фондов, инвестиционных и страховых компаний и пр.). В связи с этим, увеличилось количество новых кредитно-финансовых институтов, а также и удельный вес в их совокупных активах. В последующем такие эволюционные процессы стали происходить и во многих развивающихся странах.
В современной кредитной системе капиталистических стран важными процессами стали:
Работа денежно кредитной системы выполняется при помощи кредитного механизма, который с одной стороны является системой связей по мобилизации и аккумуляции денежных средств между кредитными институтами и различными экономическими секторами, с другой – отношениями, которые связаны с перераспределением денежных средств непосредственно между самими кредитными институтами в окружении действующего рынка капитала, а с третьей – отношениями, сложившимися между иностранными клиентами и кредитными институтами.
К кредитному механизму относятся также все аспекты инвестиционной, посреднической, ссудной, учредительской, перераспределительной, консультативной и аккумуляционной деятельности кредитной системы в лице собственных институтов.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Само понятие "финансовая система" является образованием более общего понятия "финансы". Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации).
Среди них так же можно выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым режимом - бюджеты закрытых административно-территориальных образований.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства . Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.
Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. финансовый бюджет кредитный страховой
Использование государственного кредита обусловлено невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
В банковской системе Российской Федерации, условно можно выделить несколько уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, то есть имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единые предмет и метод правового регулирования.
Существование в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские и небанковские кредитные организации. Банковские кредитные организации представляют собой организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, причем допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностранным банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Каждая кредитная организация (банк) имеет устав, который содержит фирменное (полное официальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, перечень осуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахождения органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.
Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.
Право осуществления банковских операций кредитная организация получает после государственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.
Кредитным организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования.
Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга.
Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с кредитными организациями банковских операций выполняет ряд не свойственных им функций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организации функционирования системы в целом.
Структурные элементы системы кредитных организаций могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по признаку наличия гос у дарственно-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк Российской Федерации как единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
Образующие систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России, кредитные организации, иностранные банки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России; представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).
По месту регистрации в банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации, зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные за пределами Российской Федерации, и их представительства и филиалы, находящиеся в Российской Федерации.
В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями , включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели получения прибыли. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом, руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства и филиалы иностранных банков коммерческими организациями по законодательству России признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те иностранные банки, которые они представляют. Коммерческие банки бывают универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.
Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.
В целях обеспечения экономической реформы в России могут создаваться муниципальные банки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. К частным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которых находятся в собственности физических или юридических лиц, основанных на частной собственности. Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки, как Сбербанк России и Внешторгбанк России. В зависимости от принадлежности юридических и физических лиц, внесших свои средства в уставный капитал кредитных организаций, тому или иному государству эти организации могут быть российскими или иностранными инвестициями (совместные, иностранные).
Сегодня много спорят о месте и роли иностранных банков в России. В действующем законе о Центральном банке России предусмотрено равенство прав банков резидентов и нерезидентов в России. Однако под мощным давлением коммерческих банков и их ассоциаций (Ассоциация Российских банков - АРБ) эта норма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1993 года "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации". Этот Указ предусматривал введение моратория на операции иностранных и совместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня 1994 года "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" изложенные ограничения были сняты в отношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрении и защите капиталовложений.
Нестабильность законодательства в рассматриваемой области является отражением острой дискуссии по поводу правового положения иностранных и совместных банков на российском рынке. Совершенно четко прослеживаются две противоположные позиции. Сторонники первой считают необходимым существенно снизить деятельность иностранных банков, поставить заслон, который дал бы возможность их менее мощным и не очень опытным российским коллегам прочно встать на ноги. Поэтому такие условия, как не превышение капиталом иностранных банков 12 процентов совокупного российского банковского капитала, ограничение на три года их работы с ценными бумагами и требование минимального остатка на счете банка не 50 тыс. этот или иной достаточно мягкий набор ограничений, представляются обоснованными, поскольку российским банкам действительно трудно конкурировать с зарубежными банками. При равных или более привлекательных условиях в российских банках клиент в силу особенностей российского менталитета все равно пойдет в иностранный банк, считая, что последний обеспечит ему большую надежность вкладов.
Сторонники противоположной позиции считают, что протекционистская позиция по отношению к российским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, в конечном счете, приведет к полной неконкурентоспособности российских банков, в то время как конкуренция заставит их "действовать". Важно учитывать и благоприятное влияние функционирования иностранных банков на уровень банковской технологии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы. Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежность банковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процесса иностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемо приведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результате интеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой.
Вопрос стоит вне в том, пускать или не пускать иностранные банки в российскую экономику, а о мере их допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи капиталы и инвестиции нам нужны, в какие отрасли и в каком именно виде они нам желательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы их принимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.
Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.
Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй - поощряется.
В русском языке понятие «страхование» всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного. В современном русском языке основной смысл понятия «страхование» сохранился. Страховать - означает «предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях».
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.
1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.
2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти - десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретному страхователю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероятностный характер отношений при страховании, но не свидетельствует об отсутствии этой характерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им в совокупности.
3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования - юридические и физические лица - аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.
Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страховщиков будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.
Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее - его Департамент страхового надзора. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.
Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.
1) отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами, исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом Минфина России) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
2) отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ «Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г.);
3) отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
4) отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверждены Правила размещения страховых резервов. Страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро ощущается необходимость использования страхования. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем создания страховых фондов.
Размещено на Allbest.ru
Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.
курсовая работа , добавлен 05.12.2003
Понятие финансово-бюджетного федерализма, его принципы и модели. Развитие и основные задачи бюджетного федерализма в России. Проблема финансовой самодостаточности. Разграничение расходных полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников.
курсовая работа , добавлен 24.12.2011
Черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетная классификация, статистические данные доходов и расходов, сбалансированность бюджетов. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы. Бюджетный процесс и его стадии.
курсовая работа , добавлен 18.09.2014
Понятие и структура финансовой системы РФ. Структура государственных и муниципальных финансов. Характеристика звеньев финансовой системы. Государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит. Фонд страхования. Фондовый рынок. Финансово-кредитная система.
реферат , добавлен 26.12.2008
Понятие финансово-бюджетного федерализма, его базовые принципы и основные модели. Особенности формирования и исполнения доходной и расходной частей консолидированного бюджета Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма.
курсовая работа , добавлен 21.10.2015
Сущность денежно-кредитной системы. Формирование денежно-кредитной системы и ее звеньев. Основы регулирования современного состояния денежно-кредитной политики Республики Казахстан. Направления развития и проблемы развития денежно-кредитной системы.
курсовая работа , добавлен 22.06.2015
Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура и принципы бюджетной системы Российской Федерации, характеристика ее отдельных звеньев и субъектов. Система межбюджетных отношений, основные направления ее реформирования и совершенствования.
курсовая работа , добавлен 10.05.2015
Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и органы. Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, ее деятельность, роль, взаимодействие с другими контрольными органами, а также характеристика контрольной деятельности.
курсовая работа , добавлен 12.12.2009
Модели бюджетного устройства. Основные проблемы в функционировании бюджетного механизма и возможные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах.
курсовая работа , добавлен 20.05.2013
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции. Принципы бюджетного устройства. Распределение расходов и доходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов. Совершенствование межбюджетных отношений в РФ, развитие бюджетного федерализма.