Кредит для лпх на покупку коров. Кредит сбербанка на развитие лпх. Какие приоритеты в государственной помощи

Кредит для лпх на покупку коров. Кредит сбербанка на развитие лпх. Какие приоритеты в государственной помощи

Перспектива развития личных подсобных хозяйств - кооперация

Комплексный подход . Сегодня в экономических кругах всё больше внимания уделяют личным подсобным хозяйствам (ЛПХ), что обусловлено их большим количеством и высокой долей в производстве сельскохозяйственной продукции . В связи с этим возникают дискуссии о дальнейших перспективах ЛПХ, их роли и месте в сельском хозяйстве страны, государственной стратегии по их регулированию, стимулированию и реформированию.

Стратегия по развитию ЛПХ должна быть увязана с общей стратегией развития сельского хозяйства, со стратегией развития сельских территорий, которые, в свою очередь, должны соответствовать стратегии развития народного хозяйства. При отдельном рассмотрении ЛПХ вероятен исход, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак».

Каким мы в будущем видим сельское хозяйство, какое место будем ему отводить в многоотраслевой экономике? К какой структуре сельского хозяйства мы стремимся? Какие решения будем принимать по заселению территорий страны? Ответы на эти и многие другие вопросы должны напрямую влиять на выработку стратегии развития ЛПХ. В большинстве современных исследований по ЛПХ не рассматривают эти аспекты, что делает полученные в них выводы трудно применимыми на практике.

Основа или пережиток . При принятии стратегического решения по развитию ЛПХ необходимо отталкиваться от объективных недостатков и преимуществ этой формы хозяйствования.

Основными недостатками ЛПХ являются низкая производительность факторов производства; недостаточная обеспеченность материально-техническими ресурсами; низкая окупаемость затрат; невысокая информированность (по законодательству, государственным программам, технологиям и др.). Все перечисленные минусы подсобного хозяйствования обусловлены главным образом ограниченностью индивидуального, мелкомасштабного, использования ресурсов (по производству, сбыту, снабжению и др.).

Собственно сам термин «подсобное хозяйство» свидетельствует о второстепенном, вспомогательном характере ЛПХ. Исторически подсобные хозяйства и появились как дополнение по отношению к более крупным формам хозяйства (колхозам и совхозам). Зачастую, по мнению многих руководителей колхозов, ЛПХ мешали коллективному труду, что снижало его производительность.

Несмотря на объективные недостатки, ЛПХ обладают и рядом преимуществ. Во-первых, в ЛПХ заключён большой потенциал расширения сельскохозяйственных товаров внутреннего производства (продовольственная безопасность, доступные и качественные продукты питания). Во-вторых, ЛПХ – основа исчезающего сельского населения, по сути, главный источник его выживания. Не содействовать развитию ЛПХ сегодня – значит бросить на произвол большое количество сельских жителей. В-третьих, ЛПХ имеет большое социальное значение в качестве дополнительного источника благ (продукты питания, оздоровление, отдых и туризм, воспитание детей, культурное преображение и др.) для малообеспеченных слоёв населения, которых в либерально управляемой России – большинство. В-четвёртых, развивающееся ЛПХ имеет огромный потенциал как составная единица для развития крупных форм хозяйствования на основе кооперирования или интегрирования.

Кажущееся преобладание преимуществ ЛПХ над недостатками не должно вводить в заблуждение относительно перспективности подсобной формы как самостоятельной хозяйствующей единицы. Большинство общественных выгод от ЛПХ при условии справедливого распределения дохода могут с лихвой быть обеспечены в рамках крупных хозяйственных форм, способных использовать все преимущества экономии от масштаба.

Однако при решении вопроса о будущем ЛПХ нельзя руководствоваться лишь критериями экономической эффективности. Бросить на произвол судьбы тружеников ЛПХ и заняться поддержкой исключительно «крупных игроков» - означает повторить ошибку 90-х годов, когда многие решения принимались без учёта переходного периода, с его трудностями, жертвами, диспропорциями и др.

ЛПХ, безусловно, не может быть базой, основой для сельского хозяйства, но оно в то же время сегодня – его неотъемлемая часть. Поэтому необходимо обеспечить условия для вовлечения ЛПХ в более крупные организационно-экономические комплексы. Перспективным представляется расширение за счёт ЛПХ пока слабого кооперативного сектора сельского хозяйства.

Перспектива развития – кооперация . Более чем вековой мировой опыт свидетельствует о том, что развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым относится и ЛПХ, сопряжено с развитием обслуживающих их кооперативов. Так было и в дореволюционной России, так есть и сейчас в западных странах. Во Франции и США, например, почти 80% фермеров охвачено кооперацией. В Швеции кредитование фермеров практически полностью осуществляется за счёт кредитной кооперации.

Кооперативные формирования позволяют разрозненным малым хозяйствам объединить свои ресурсы (трудовые, технические, земельные, денежные, транспортные, сбытовые и др.) для более эффективного использования. В на сегодня сложившихся условиях мелкие сельскохозяйственные производители практически на всех стадиях ведения хозяйственной деятельности сталкиваются с монополистами или олигополистами (банки, лизинговые компании, поставщики электроэнергии и техники, перекупщики, транспортные компании, торговые сети и др.). Вести рентабельное хозяйство в такой ситуации возможно только при объединении усилий, расширении, укрупнении, диверсификации и др. Осуществить это позволяет производственная и потребительская (снабженческая, сбытовая, кредитная, перерабатывающая и др.) кооперация.

Кооперативная организационно-правовая форма является более предпочтительной среди прочих крупных хозяйственных форм, так как она лишена многих отрицательных особенностей им присущих. К примеру, альтернативный вариант сочетания мелких форм и сверхкрупных, корпоративных, который реализуется сегодня в России, менее продуктивен по ряду причин: увеличение диспаритета цен, повышение доли наёмного труда, ухудшение социально-экономического состояния сельских территорий, концентрация земельных ресурсов у крупных компаний и др.

Кооперативная форма хозяйствования уже давно по всему миру зарекомендовала себя как эффективный инструмент решения социально-экономических задач. Во многих странах с так называемой рыночной экономикой фермерские кооперативы играют существенную, а где-то и главенствующую роль во взаимодействии сельского хозяйства с другими секторами экономики и развитии аграрной промышленности в целом.

В Северной Европе, Нидерландах, Ирландии и Японии практически все первичные сельскохозяйственные производители охвачены кооперативным движением. Чуть меньшее участие фермеров в сельскохозяйственной кооперации наблюдается в континентальной Европе (80%) и США, Канаде, Австралии (от 60 до 80%).

В странах Европейского союза сельскохозяйственные кооперативы производят до 60% продовольственных товаров, в США на долю кооперативов приходится 30% от всей реализуемой товарной сельскохозяйственной продукции. Кооперативы Японии осуществляют сбыт порядка 90% всей сельскохозяйственной продукции и поставляют фермерам примерно 80% необходимых средств производства. Скандинавские кооперативы поставляют до 85% всей продукции сельского хозяйства, а кооперативные предприятия производят до половины продукции пищевой промышленности.

Меры поддержки . Государственная поддержка ЛПХ должна быть связана с государственной поддержкой всего сельского хозяйства и должна соответствовать стратегии развития сельского хозяйства. Сейчас существует много частных стратегий, программ, концепций по развитию сельского хозяйства (например, отраслевые целевые программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы», концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов). Все они индивидуальные, мало связанные между собой. Отсутствует комплексная, общая, связующая концепция.

Эффективность современной государственной поддержки сельского хозяйства и ЛПХ в частности очень низкая. Среди прочего это объясняется как раз частным, не комплексным подходом к сельскому хозяйству. Народное хозяйство – система отраслей, которые влияют друг на друга. Регулирование и поддержка одной отрасли сказывается и на других отраслях (через доходность, относительные цены, спрос и др.). Поэтому невозможно управлять отраслью при несогласованных макроэкономической (народнохозяйственной) и отраслевой (в нашем случае сельскохозяйственной) политики.

Тарифы естественных монополий, процентные ставки банков, сектор торговли и др. непосредственно влияют на сельское хозяйство, сейчас чаще отрицательно. Поэтому можно бесконечно помогать сельскому хозяйству, но рост тарифов, высокая ставка ЦБ, монополизм торгового капитала сведут на нет всю эту помощь.

Например, В государственной программе развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2011 гг. примерно 38% (38 млрд. руб. в 2009 г.) ежегодного общего объёма заложенного финансирования составляют расходы на субсидирование выплат по процентам. То есть 38% средств государственной поддержки сельского хозяйства ежегодно идут в банковский сектор (по оценкам экспертов фактически ещё больше).

Необходимая поддержка ЛПХ, как и всего с/х, - обеспечение условий для реализации продукции по приемлемым ценам (соответствующим ценам на продукцию I, III секторов АПК), чего можно достигнуть предоставлением торговых мест на льготных условиях, государственными закупками, стимулированием развития потребительской кооперации, развёртыванием сети информационно-консультационных центров и др.

Основной результат такой поддержки ЛПХ для всего сельского хозяйства больше даже косвенный, стратегический, нежели прямой, так как будет создаваться благоприятная среда для жизни на земле, ведения сельского хозяйства, труда в деревне и др. По мере вовлечения в хозяйственные процессы ЛПХ начнут расширяться, создавать артели, союзы, кооперативы, будут объединяться с другими предприятиями.

С точки зрения государственного управления намного эффективнее поддерживать и развивать не множество разрозненных подсобных хозяйств, а их организованные кооперативы. Государство заинтересовано в устойчивом функционировании многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. С помощью такой структуры можно реализовывать сельскохозяйственные государственные программы и решать стратегические задачи, в частности продовольственной безопасности, финансирования сельскохозяйственного производителя, государственных закупок, образования, информационного обеспечения и др. Система региональных представительств Минсельхоза, как показывает опыт, не способна решать подобного рода задачи. Во многом это объясняется тем, что министерская иерархия построена по принципу «сверху вниз», а кооперативная, наоборот, «снизу вверх».

Современный мировой и отечественный опыт начала 20-го века свидетельствуют о том, что задача по кооперированию мелких и средних хозяйств может быть успешна решена. Например, дореволюционная маслосыродельная кооперация в России явилась блестящей страницей всего кооперативного движения. В 1895 г. в Тобольской губернии открылась первая кооперативная маслодельня, а через несколько лет молочные артели охватили почти всю Сибирь. Молочные артели создали в 1907 году «Союз сибирских маслодельных артелей», который открыл свои конторы в Москве, Петербурге, Омске, Барнауле, Владивостоке и других городах России. В 1912 г. он наладил контакты с английскими торговыми организациями и учредил акционерную русско-английскую компанию по экспорту масла. К этому году союз объединял уже 382 артели, а к 1918 году - почти 2000. Помимо этого функционировало 628 артельных потребительских обществ. Союз организовал десятки своих контор, увеличил парк вагонов-холодильников, оборудовал причалы в балтийских портах и создал в Лондоне товарищество «Юнион». Члены маслодельных артелей снабжались в кредит товарами. Доходы маслодельных артелей распределялись пропорционально поставляемому молоку. В период своего расцвета через Союз артелей проходило до 30% всего сибирского масла.

Данный материал был подготовлен в 2012 году. С тех пор эта статья по-прежнему актуальна. Все идеи в отношении личных подсобных хозяйств применимы и для экопоселений, малых фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей. Баланс между эффективностью и инициативой малых систем и ресурсностью и масштабом крупных систем может быть найден в кооперативных объединениях малых форм хозяйствования.

Фермеры и собственники личных подсобных хозяйств повсеместно сталкиваются с проблемой нехватки собственных средств, необходимых для закупки посевного материала, удобрений, техники.

А без таких вложений получить хороший результат становится крайне сложно. Вот поэтому государством предусмотрен ряд мер в виде грантов и субсидий, направленных на развитие сельскохозяйственного производства.

Приоритеты и принципы государственной поддержки села

Существующая государственная программа рассчитана на период с 2013 по 2020 годы. Главными приоритетными направлениями поддержки села в ней названы:

  • способствование повышению доходности сельского производства;
  • развитие новых промышленных продуктопроизводящих комплексов.

Для реализации программы государством проводятся различные мероприятия, в результате которых фермерам предоставляется финансовая помощь в виде грантов или субсидий.

По каким критериям выбираются фермерские и подсобные угодья для оказания помощи?

Основные требования и критерии

Прежде чем обратиться в государственные органы с просьбой о предоставлении материальной помощи необходимо удостовериться, что собственное малое предприятие соответствует всем требованиям, предъявляемым к соискателям субсидии или гранта.

  • достиг 18 лет;
  • имеет среднее специальное или высшее образование с сельскохозяйственной специализацией;
  • при отсутствии специального образования может иметь свидетельство об окончании специализированных курсов, либо наличие документов, подтверждающих работу не менее 3-х лет в качестве главы КФК;
  • зарегистрирован в налоговом органе в качестве предпринимателя.
    Фермерское хозяйство считается начинающим и может быть выдвинуто на конкурс для соискания грантов при его полном соответствии положениям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.

Государственная поддержка собственникам ЛПХ

Под понятие личного подсобного хозяйства (ЛПХ) подходят только те категории, когда на участке земли, приобретенном или взятым в аренду, производится непредпринимательская деятельность гражданина и членов его семьи, направленная на производство и переработку сельхозпродуктов.

Требования к способам ведения личного подсобного хозяйства изложены в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Все процессы выдачи и распределения субсидий регулирует Минсельхоз России.

На основании этого закона финансовая помощь гражданам предоставляется в виде безвозмездных финансовых сумм, в качестве компенсации затрат на производство продукции.

Дополнительно некоторые регионы страны, к примеру, Рязанская область, Краснодарский край, Томская область и многие другие имеют ряд программ, направленных на поддержку местного крестьянского хозяйства. Для получения информации на местах следует обращаться в органы местного самоуправления.

Выплаты из местного бюджета могут отличаться от соседней области. Вот некоторые из видов форм поддержки на уровне сельской районной администрации, выделяемые домашним фермам:

  • на закупку скота (поросят, мелкий рогатый скот, крупный рогатый скот);
  • приобретение техники;
  • приобретение посевного материала.

Для того, чтоб получить материальную помощь необходимо обратиться в администрацию сельского поселения со следующими документами:

  • заявление о предоставлении выплаты;
  • справку — расчет;
  • справку о наличии скота в личном хозяйстве (прошедшего учет).

Следует помнить: некоторые документы имеют срок годности и поэтому важно первыми брать те, которые не имеют таких ограничений.

Все справки подаются в утвержденной местной администрацией форме.

Кому положены субсидии и выплаты

Областными администрациями определены следующие категории граждан, имеющих право получать социальные и страховые выплаты, а также помощь на ведение ЛПХ:

  • лица, имеющие более двух голов крупного рогатого скота;
  • малоимущие семьи;
  • многодетные семьи;
  • инвалиды и их семьи.

Все эти граждане, кроме обычного перечня документов, предоставляют в местный орган самоуправления:

  • справку о составе семьи, выданную в том же месяце, когда подается заявление;
  • справки о доходах всех членов семьи за прошедшие три месяца;
  • выписку из книги о похозяйственной выдаче материальной помощи (обычно ведется администрацией сельского поседения);
  • документы, подтверждающие, что семья имеет в своем составе инвалида или относится к категории многодетной.

Примите к сведению: бланки документов обычно имеют утвержденную форму в каждой области, поэтому стоит, перед тем как начинать собирать документы, приобрести в сельской администрации или скачать на сайте местного самоуправления файлы, содержащие необходимую информацию.

Смотрите актуальное видео на тему «Субсидии на сельское хозяйство»:

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

Законодательная база

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям :

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий :

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления :

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников с\х сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2019 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона , собрать документы и защитить свой .

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее , создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2019 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет 300 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2019 году в субъект переводится полная сумма на развитие с\х. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии» .

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования : теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз . Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

Практически у каждого жителя пригорода и сел есть личное подсобное хозяйство, которое позволяет ему выращивать продукцию для собственных нужд. Но довольно часто этой продукции получается в избытке, и жители реализовывают ее на рынках и через магазины. Закон не запрещает такую деятельность, поэтому есть смысл рассматривать личное подсобное хозяйство, как отдельный бизнес.

Что такое личное подсобное хозяйство

Законодатель определяет личное подсобное хозяйство (ЛПХ) как форму деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая не относится к предпринимательской деятельности. Земельный участок под личное подсобное хозяйство не может превышать 2,5 гектаров. Все что выше, считается уже коммерческой деятельностью, которая должна облагаться налогом.

Земля под личное подсобное хозяйство выдается каждому владельцу дома в сельской местности в пожизненное пользование с правом наследования и продажи. Эту землю можно использовать только под сельскохозяйственные нужды, но разрешается возводить определенного типа постройки: для проживания и различные вспомогательные постройки для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Земля для бизнеса

Использование земли под личное подсобное хозяйство регулируется специальными законами. Их положения устанавливают, что под такие цели участки могут продаваться или сдаваться в аренду государством площадью не более 0,5 гектаров. Но при этом местным властям разрешено увеличивать этот размер максимум в пять раз. То есть для личного подсобного хозяйства можно найти землю максимум в 2,5 гектаров, если местные власти посчитают это возможным.

Для этих целей выделяют два вида земель: полевые и приусадебные. Последние обычно выделяются в границах населенного пункта и на них можно возводить постройки, в том числе и жилые. Под полевые могут выделяться земли сельскохозяйственного значения, но на них ничего нельзя строить. Открыть собственный бизнес можно с использованием как одних, так и других земель.

Как получить землю

Получить землю под ЛПХ в собственность можно несколькими способами:

  • купить;
  • получить в наследство;
  • получить посредством выделения земли государством.

Для этого надо подать соответствующее заявление в местную администрацию, которая рассматривает заявление в течение месяца. При положительном решении вместе с постановлением выдается схема участка или ордер на землю. На каждом документе должна стоять печать и подпись главы администрации.

На основании этих документов надо пройти регистрацию права на недвижимое имущество. В каждом регионе этим занимается отдельное государственное учреждение. Не позднее месяца вам должны выдать соответствующее свидетельство. Если до этого момента не были установлены границы участка, их очерчивают, составляют схему. За все эти манипуляции взимается плата. За установление границ – на договорной основе, а за регистрацию права собственности установлена государственная пошлина в размере полутора минимальных зарплат граждан.

Преимущества бизнеса

Главное преимущество такого бизнеса в том, что не нужно регистрировать ни юридическое лицо, ни индивидуального предпринимателя. Но если вы все-таки решите зарегистрировать последнего для ведения коммерческой деятельности, можно пользоваться самым низким процентом налогообложения – 6%.

Открыть такой бизнес – значит, трудоустроить всю свою семью, которая будет работать на общее благо. Если бизнес организовать правильно, он будет рентабельным на 100%. Тем более что такая продукция пользуется спросом у населения. Кроме этого, на такой бизнес выделяют целевые кредиты, выдают государственные субсидии.

Но чтобы личное подсобное хозяйство приносило стабильный доход, надо хорошо продумать бизнес-план и найти четкие ответы на основные вопросы:

  • На чем строить бизнес?
  • Куда сбывать продукцию?
  • Как конкурировать с уже работающими производителями?
  • Есть ли возможность открыть собственную торговую точку и как это сделать?

Нюансы изготовления сельхозпродукции

Ограничений по ведению личного подсобного хозяйства нет. Вы можете заниматься как животноводством, птицеводством, так и выращивать овощи, фрукты. Соответственно при избытке закон разрешает их реализовывать, как уже говорилось, без регистрации предприятия и уплаты налогов.

Правда, чтобы официально не платить налоги, надо соблюсти два важных условия:

  • Участок земли, предназначенный для развития вашего хозяйства, должен быть не более установленной законом площади.
  • Обслуживаться бизнес должен только членами вашей семьи, без привлечения труда наемных рабочих.

Мало того, можно получить в органах местного самоуправления документ, на основе которой свободно оформлять ветеринарное заключение продуктов личного хозяйства. Местные органы самоуправления обязаны вести учет всех личных подсобных хозяйств, расположенных на вверенной им территории. То есть, чтобы открыть бизнес, желательно стать на учет в местных органах самоуправления, где указать ваш вид деятельности. На основе этих данных и выдается справка с соответствующими сведениями.

Кредитование и субсидии

Сегодня этот бизнес и его развитие поддерживается различными структурами. Проще всего получить целевые кредиты от банков. Каждое банковское учреждение разрабатывает собственные программы поддержки сельскохозяйственной деятельности. Они имеют различные сроки действия и цели. Например, можно встретить предложение кредитования на двухлетний срок на такие нужды:

  • приобретение строительных материалов для ограждений и заборов;
  • приобретение посадочного материала, семян;
  • приобретение горюче-смазочных материалов;
  • оплату аренды помещений и земли;
  • оплату требуемой для орошения электроэнергии;
  • приобретение молодняка животных для разведения;
  • приобретение средств защиты растений, минеральных удобрений;
  • различные сезонные затраты.

Также часто встречаются предложения кредитов на капитальные расходы, связанные с подсобным бизнесом, на срок до пяти лет. Например:

  • закупку поголовья животных;
  • приобретение оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции или для животноводства;
  • возведение или ремонт помещений для животноводства;
  • покупку сельскохозяйственной земли и прочее.

Если для личного хозяйства нужна специальная техника, в бизнес-план тоже можно включить пункт о получении на нее кредита на специальных условиях. Деньги выдаются на:

  • приобретение различных автомобилей для использования в хозяйстве массой не более 3,5 тонн;
  • закупку тракторов мощностью до 100 л.с.;
  • закупку тракторных прицепов и полуприцепов;
  • закупку различного оборудования, с помощью которого будет осуществляться переработка сельскохозяйственной продукции или которое будет использовано в животноводстве;
  • оросительного оборудования и прочее.

Государственная поддержка

Государством разработаны специальные программы финансовой поддержки становления и развития, в том числе, личного подсобного хозяйства. Получить их непросто, надо соблюсти ряд условий и выиграть тендер, но возможность такая есть и ее стоит включить в бизнес-план.

Такая поддержка распределяется по регионам и выдается в органах местной власти. Чтобы получить шанс на нее, необходимо подать в него все необходимые документы вместе со справкой-расчетом на получение субсидий. Полный перечень документов и сроки их подачи устанавливаются местными органами власти. На основании поданных документов эта государственная структура формирует реестр претендентов на субсидии и проводит конкурс.

Условия получения субсидии

Если бизнес-план составляется с расчетом на получение государственных субсидий, надо учитываться, что чаще всего они выделяются на такие направления:

  • Частичное возмещение расходов по содержанию коров. При этом в личном хозяйстве их должно быть на момент подачи заявления не меньше трех. Средства выдаются из расчета 3 тыс. руб. на одну голову в год.
  • Частичное возмещение расходов на покупку оборудования и техники сельскохозяйственного значения, которая включена в список специального Приложения правил выдачи субсидий. Учтите, что план расходов на одно подсобное хозяйство составляет не более 150 тыс. руб. в год. Опять же, в нем должно насчитываться не менее трех коров к моменту подачи заявления о получении субсидии.

Документы для получения субсидии

Если в ваш план входит оформление такого рода государственной помощи, приготовьте такие документы:

  • соответствующее заявление по установленной форме;
  • выписку из похозяйственной книги, предусмотренной для ведения такого хозяйства (выписка должна быть оформлена тем же месяцем, которым подписано вышеуказанное заявление);
  • копии платежных документов или чеков, подписанные получателем средств, которые подтверждают оплату услуги искусственного осеменения за текущий год;
  • копии таких документов (заверенные владельцем хозяйства):
  • паспорта транспорта, которые поставлены на учет в хозяйстве;
  • платежных документов по договорам;
  • договоров на оказание услуг или выполнение работ, а также документы, которые подтверждают их выполнение;
  • договоров и других материалов, которые подтверждают закупку материалов, оборудования или техники.

Размеры субсидий зависят только лишь от выделенных бюджетных средств на эти цели в рамках данного региона.

Составление бизнес-плана

Даже если вы планируете вести личное подсобное хозяйство, вам, так или иначе, надо составить бизнес-план. Прежде всего, он поможет лично вам очертить стратегию развития предприятия, оценить возможные риски и найти пути их решения. Кроме этого, если вы рассчитываете на получение кредитов или субсидий, государственных или частных учреждений, бизнес-план вам тоже может понадобиться. Часто решения принимаются на основе предоставленных владельцем расчетов.

Поэтому бизнес-план должен быть составлен детально и грамотно. Для этого надо в обязательном порядке учесть и расписать такие моменты:

  • Какое планируется основное направление деятельности вашего хозяйства.
  • Какие дополнительные виды вы включаете в свой план деятельности.
  • Откуда будет идти основной, а откуда дополнительный доход.
  • Какие вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели.
  • В чем будут преимущества вашей продукции, благодаря чему вы собираетесь завоевать свою нишу на рынке.
  • Основная характеристика рынка: динамика, привлекательность, тенденции.
  • С какими рисками связана эта деятельность.
  • Как вы планируете бороться с рисками, как их можно нивелировать.
  • Планируется ли страхование имущества, по какой схеме.

На основе этих пунктов можно выделить три основные составляющие бизнес-плана, по которым он должен формироваться.

Организационный план

В этом разделе надо указать имя, фамилию и отчество владельца хозяйства, выбранное направление деятельности, опыт работы в ней, образование. Также надо указать других участников проекта, дать их характеристику. Здесь же надо описать условия выращивания продукции, собственность и прочее.

Производственный план

Эта часть посвящена характеристике земельного участка, технической базы, других собственных ресурсов владельца. Желательно дать точное их описание, преимущества, которые дает месторасположение, технические характеристики, состояние и прочее.

Финансовый план

Завершающей частью документа станет финансовый план. Он должен отражать такие показатели, как:

  • Предполагаемые доходы, которые рассчитываются исходя из предполагаемого объема производства и цены. По которой планируется реализовывать продукцию.
  • Предполагаемые расходы, которые рассчитываются из предполагаемых объемов закупок инвентаря, удобрений, медикаментов, кормов, расходов на электроэнергию и прочее.
  • Если будут расходы на налоги, их тоже надо учитывать.
  • Оплата труда участникам проекта, даже если к нему планируется привлекать только родственников.
  • Капитальные затраты – приобретение семян, скота, стройматериалов, оборудования и прочее.
  • Источники финансирования, их условия и формы.

Действительность современного рынка сельской продукции не может пока обойтись без государственной поддержки. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства в РФ, когда происходит «извне» давление на аграрную безопасность России, этим вопросом задаются многие начинающие бизнесмены.

Финансовая поддержка аграрного бизнеса всегда является приоритетным направлением в решении государственных задач. Существует много целевых региональных программ субсидирования фермерского бизнеса, а также происходит субсидирование на федеральном уровне сельских хозяйств с целью развития деятельности. Рассмотрим, как это происходит доступным языком для начинающих бизнесменов.

Правительством России в реалиях современной обстановки проработаны инструменты помощи сельскому хозяйству. Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, начинающим бизнесменам? Сейчас создалась уникальная возможность в развитии собственного хозяйства с поддержкой государством, только в этом году выделено больше 3 миллиардов рублей на поддержание фермерских хозяйств.

Распределяется государственная помощь по следующим параметрам, это :

    На фермы семейного вида с направлением деятельности животноводство, могут получить до 1,5 миллиарда рублей.

    Сельские хозяйства, которые оформляют в собственность землю, могут рассчитывать на 50-60 миллионов рублей.

    Начинающим фермерам для обустройства вида деятельности государство готово помочь на 2 миллиарда рублей.

В 2018 году помощь оказывается более чем в 80 регионах страны, а также в Крыму. Фермер может потратить государственную помощь для решения задач, а именно :

    развитие фермы, увеличение поголовья;

    для приобретения нужного оборудования, которое необходимо в развитии хозяйства;

    покупка посадочного материала, кормов для скотины, удобрений;

    для приобретения земельных наделов с целью видения на них сельскохозяйственной деятельности.

Государственная помощь на территории РФ распространяется по мере необходимости, иными словами регионам которые больше ощутили воздействие от внешнего давления, выделяются большие суммы субсидий. В 2018 году Ставропольский край и Дагестан получат наибольшую помощь.

Начинающий предприниматель в организации фермерского хозяйства получает помощь по федеральной программе, когда он соблюдает требуемые условия, это :

    деятельность должна быть зарегистрирована как ИП или «ООО»;

    наличие собственного финансирования не меньше 100 000 рублей;

    иметь оправданный бизнес план, который четко показывает рентабельность фермы и может комиссию убедить о выдаче субсидии.

Полученные деньги можно тратить только по целевому предназначению. Расход средств сельскохозяйственным предприятием осуществляется на всех этапах, по бизнес плану. В установленный интервал времени комиссия по выдаче субсидий проверят правильное расходование денег. Обнаружение фактов не целевого применения средств, означает возврат предпринимателем субсидий государству.

В период использования субсидий, фермеру надо всегда сохранять документы, подтверждающие правильно потраченные деньги, это могут быть: чеки, накладные о покупке материалов, договора поставок кормов, квитанции на покупку оборудования, другие подтверждающие документы.

Кроме правильности потраченных средств, комиссией рассматривается вопрос эффективности их использования, это: решены с помощью гос. помощи нужные задачи, достигнуты ли цели по бизнес плану фермера, насколько поднялась рентабельность хозяйства.

Как влияют региональные власти на выделение субсидий

Получение субсидий для фермерских хозяйств в регионах происходит по-разному, так как учитываются приоритеты направления деятельности региона. Начинающий фермер может претендовать в своем регионе на получение субсидий при предъявлении полного набора нужных документов: заявление, бизнес-план, который показывает рентабельность деятельности. Субсидии распределяются через ЦЗН, где указываются приоритетные направления, а также подтверждающие на момент получения помощи статус безработного.

Консультантами маркетологами был прозондирован вопрос оказания помощи фермерскому хозяйству по государственной программе в разных регионах. Влияние чиновников на решение о выделении субсидий большое, по мнению специалистов, главное это войти к ним в доверие, так как они считают почти каждого начинающего фермера «проходимцем», который желает взять деньги у государства и затем «раствориться».

По мнению специалистов больше шансов на получение субсидий у тех, кто уже занимается сельскохозяйственной деятельностью. Комиссия может выехать на указанный адрес и рассмотреть фермерское хозяйство с последующей проверкой на правильное использование денег.

Каждый регион России оказывает помощь тем хозяйствам, которые ведут деятельность по безопасности продовольственной программы региона. Для примера можно остановиться на молочной продукции, когда региону надо 2 тысячи тонн молока для обеспечения потребностей, а фермер желает заниматься не молочной породой поголовья, а мясной, увеличивать количество поставок мяса. Естественно, чиновники в регионе не дадут разрешения на получение субсидии, так как собственная продовольственная безопасность важнее.

Сегодня как никогда сельское хозяйство нуждается в государственной помощи. Не секрет что многие территории для ведения сельских работ приходит в негодность, уменьшается престиж работы на земле, получение ожидаемой прибыли становится сложным вопросом из-за сложности реализации урожая.

Государством в лице назначенных чиновников понимается важность решения сельскохозяйственных вопросов, для этого созданы программы, которые должны исправить создавшуюся ситуацию. Сейчас выделяются гранты и помощь для работы на земле.

Какие приоритеты в государственной помощи

Субсидии фермерским хозяйствам в этом и последующих годах выдаются на основании программы государственной помощи, в которой запланировано развитие сельского хозяйства, спланирован рынок сбыта продукции.

Каждая программа правительства имеет приоритеты, которые решают собственные задачи, это :

    Экономическая область деятельности ─ должна решить вопрос рентабельности фермерских хозяйств.

    Институциональная область ─ увеличение кооперации среди сельских хозяйств, развитие комплексов продовольствия, создание сельскохозяйственного кластера.

Для этих целей есть разные инструменты оказания помощи, это :

    выдача региональными властями субсидий фермерским хозяйствам;

    целевые гранты по регионам;

    конкурсные программы;

    консультационная помощь.

Ежегодные программы могут дополняться, видоизменяться по мере необходимости потребностей региональных властей. В начале года она появляется в разработке, затем учитываются местные нужды, и только к весне она может быть доступна для ознакомления.

Каким критериям должно соответствовать сельское предпринимательство

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда не знаешь, подходит ли твое хозяйство под критерии? Важно, по мнению специалистов, понимать, ваше хозяйство считается начинающим мероприятием по работе на земле, оно соответствует условиям микропредприятия?

Рассмотрим правовой аспект этого вопроса :

    фермером в России может быть любой гражданин страны не пенсионного возраста;

    у него должно быть среднее специальное или высшее образования сельскохозяйственного направления;

    человек может пройти специальные курсы обучения работе на ферме;

    иметь собственный длительный опыт работы в сельском хозяйстве;

    иметь статус ИП или «ООО».

НКХ (начинающее крестьянское хозяйство) должно быть в соответствии с требованиями к малым предприятиям, которые отражаются в статье №4 ФЗ, где говорится о развитии этого вида бизнеса и предпринимательской деятельности в РФ.

Основные параметры соответствия НКХ требованиям, это :

    доля участия сторонних лиц в предпринимательской деятельности малых сельских предприятий не должна быть больше 25%;

    численность наемных работников не должна превышать за год 100 человек, для малых фермерских хозяйств и не больше 15 человек для НКХ, как микропредприятия, когда получаемая прибыль не больше предельных значений установленных правительством.

В программах государственной помощи могут принимать хозяйство соответствующее условию :

    регистрация деятельности до подачи заявления на помощь от государства не меньше трех лет;

    реализация готовой продукции не меньше 30 тысяч рублей каждый год.

К таким хозяйствам относятся: подсобное крестьянское хозяйство, которое может перерегистрироваться в КФХ. Его руководитель должен иметь гражданство России, жить в селе того региона где ожидает получить субсидии. Каждый регион РФ имеет собственные комиссии, которые рассматривают право на получение государственной помощи начинающему фермеру. Комиссия обычно состоит из следующих представителей:

    органы управления АПК (агропромышленный комплекс) региона;

    члены АККОР (ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов России) в регионе.

Представленная комиссия в целях поддержки работающих хозяйств ежегодно проводят конкурсы на получение государственной помощи.

Получение субсидий на развитие сельского хозяйства включают: гранты, конкурсы, специальные программы. Для начинающих предпринимателей, работающих на земле, есть интересная подпрограмма, это «Оказание помощи малым формам хозяйствования». Другими словами МФХ ─ крестьянские хозяйства, ИП ведущие деятельность на земле, подсобные сельские хозяйства, кооперативы ведущие деятельность в сельском хозяйстве, микропредприятия работающие с производством сельской продукции.

Программой проводится поддержка предпринимателей производящих сельскую продукцию, для этой цели выделяются :

    гранты на организацию крестьянского или фермерского хозяйства;

    оплата с помощью государства банковских инвестиций;

    безвозмездная помощь начинающим фермерам в обустройстве хозяйства;

    частичная оплата лизинговых соглашений на приобретение техники для работы на земле, для развития хозяйства оборудование и покупка новых пород скота;

    проведение конкурсов в нише фермерских хозяйств с денежным вознаграждением;

    помощь в развитии семейных ферм по разведению поголовья скотины.

Получение грантов

Оказание безвозмездной денежной помощи в организации крестьянского хозяйства ─ организация фермы:

    проведение комплекса мероприятий по модернизации;

    улучшение качества жизни за счет подключения к центральным инженерным сетям;

    разработка перспективных проектов развития, и смет для реализации;

    строительство объектов сельскохозяйственного значения.

Начинающий предприниматель сельскохозяйственной деятельности (фермер) может получить безвозмездную помощь (грант) от государства только единожды для: организации своего хозяйства, расширение имеющегося фермерского предприятия. После проведения всех действий бизнесмен представляет отчет о трате денег полученных по гранту.

Каждый год региональные власти устраивают конкурс на получение безвозмездной помощи. До конца января должны быть опубликованы в местной печати условия этого конкурса. Хозяйства, имеющие желание принять участие в конкурсе подают заявление в соответствующую государственную комиссию. Количество участников определяет лимит региональной помощи сельскому хозяйству.

Как происходит погашение процентных ставок с помощью государства

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда банковский кредит оплачивается по процентам государственной помощью ─ покупка новых пород скотины, приобретение новых машин для работы на земле (трактора, комбайны, другая техника), увеличение оборотных средств фермерского хозяйства.

Начинающий фермер по законам РФ может взять кредит на сумму около 5 миллионов рублей, сроком возврата через 15 лет, а льготный временной интервал составляет 5 лет с момента получения финансирования. Крестьянские хозяйства могут получить субсидии для погашения процентов банковских инвестиций, для этого надо подать заявление в комиссию и принять участие в отборе. Победители конкурсных отборов, их количество зависит от регионального финансирования программы помощи.

Улучшение быта на ферме

Целью этой субсидии является выдача разовой денежной помощи начинающим фермерам для строительства бытовых условий жизни на сельскохозяйственном предприятии (ферма). Предприниматель может направить полученное денежное пособие на покупку мебели в дом, на строительство подсобных помещений, на нужды обустройства фермы.

За счет этих средств нельзя :

    покупать недвижимость;

    приобретать квартиры на рынке недвижимости б/у.

Этот вид помощи предполагает строительство фермерского дома в сельской местности. В каждом регионе России есть свои условия на получение этой помощи от государства, о них надо узнавать в соответствующих комиссиях.

Компенсации государством по лизингу для фермеров

Этот вид помощи сельскому хозяйству рассчитан на открытие возможности приобретения оборудования и техники для сельскохозяйственного предприятия по лизингу. Если предприниматель, только открывший собственную ферму, берет в лизинг технику или скотину, то первый взнос может оплатить государство на сумму пятнадцатой части от всех затрат.

Этот вид помощи фермер может получить по заявлению, поданному в комиссию в регионе деятельности, вид заявления имеет установленный формат. С учетом количества поданных заявлений выявляются победители, которые могут получить денежную помощь, которую затем передают в компании по лизингу оборудования и технике.

Лучший фермер

На конкурсной основе проводится отбор победителей в конкурсе «Лучший фермер региона». Кроме предоставления денежного вознаграждения в задачу этого мероприятия входит передача сельскохозяйственного опыта начинающим фермерам. Этот вид помощи проводится каждый год, начало этого мероприятия с 2012 года.

Семейные фермы

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства, когда есть желание организовать семейную ферму? Программой помощи от государства преследуется задача ─ оказать нужное воздействие в развитии животноводства, его стимуляции за счет семейных ферм. Этот вид помощи может компенсировать начальные траты на предпринимательскую деятельность по производству молочных или мясных ферм в размере 60 процентов.

Обычно специалисты советуют остальные 40 процентов покрыть следующим образом :

    десять процентов из своих средств;

    тридцать процентов банковскими инвестициями.

Заявление на получение этого вида помощи рассматривается региональной комиссией. Когда определено право хозяйству на получение помощи, фермер должен делать постоянные, систематические отчеты о затраченных целевых средствах и требуемых субсидий. В этой программе четко прописано, что фермерское хозяйство подключается к инженерным сетям за счет средств региона, а также должен быть организован властями сбыт производимой продукции.

Помощь в расширении фермерской деятельности

─ а именно работающей фермы? Поддержка работающих производителей сельской продукции государством производится на условии, когда стаж фермерской деятельности от трех лет. Предусматривается помощь в погашении процентной ставки по банковскому кредиту.

Для получения субсидии на развитие и погашения процентной ставки на 100 процентов, могут претендовать :

    кооперативы сельскохозяйственной продукции (вид заготовительной деятельности, снабженческие функции, реализация продукции, обработка сырья и его переработка);

    крестьянские хозяйства;

    индивидуальные предприниматели, работающие на производстве сельскохозяйственной продукции;

    граждане РФ, имеющие подсобное хозяйство.

Этот вид субсидии может быть выдан для разных целей и на разные сроки, сумма наибольшего кредитования ─ сорок миллионов руб. выделяемых на 8 лет. Решение принимается в зависимости от поставленных целей и от юридической формы заявителя.

Государственная помощь работает в каждом регионе страны, она обуславливается лимитами развития региона. Министерство С/Х и развития помощи предпринимателям, большую часть функций переложило на региональные бюджеты. Постоянно работает консультативная помощь предпринимателям.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети: