Краткая история небоскребов «С чего все начиналось. История зарождения небоскребов

Краткая история небоскребов «С чего все начиналось. История зарождения небоскребов

1) В этом репортаже мы прогуляемся по самому первому небоскрёбу в столице, возведённом в 1912-1913 гг. в стиле модерн и первоначально называемым "тучерезом", который предназначался для "мужчин-холостяков" из-за небольших по размеру квартир в этом доходном доме.

2) Архитектор здания- Эрнст-Рихард Нирнзее, предположительно, уроженец Варшавы, так как подробности его биографии так и остались неизвестными. Невероятно, но факт. По приезду в Москву в 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал работы как техник архитектуры. Не имея собственного стиля, приспосабливался к требованиям времени - сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы - районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу; практически все постройки - доходные дома.
Также он участвовал в одном из первых автопробегов Москва-Ярославль-Москва (1913); стал одним из лидеров гонки. Карьера Нирнзее оборвалась с революцией 1917 года. Причины и обстоятельства его смерти неизвестны. Имеют хождение 2 версии его судьбы - по первой, он покончил с собой в 1918 году, бросившись в пролёт лестницы собственного дома в Большом Гнездниковском переулке; по второй - эмигрировал.

3) На 9 этаже здания находится отделение журнала "Вопросы литературы" и офис с архитекторами, где мне позволили даже поснимать виды Москвы с крыши. Адрес самого 1 небоскрёба столицы- Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

4) На купленном участке на месте обветшавшей бывшей усадьбы Э. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза». Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры предполагались для проживания холостяков (за это дом и назывался в шутку "дом холостяков"). 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений,выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28 июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

5) «Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке - наиболее известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к модерну.

6) Большинство окон до наших дней сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего, «сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л. Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).

7) Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой более 40 метров был самым высоким жилым зданием Москвы и одним из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям писателя и журналиста В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы".

8) В подвале дома работали театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин»

9) В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название - 4 дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л. Б. Каменев. В начале 1920-х годов в доме отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы.

10) Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского.Здесь жили композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский,а во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).

Но прежде чем продолжить, объясню, зачем я эту историю рассказываю. Мне кажется, что стартовой площадкой для любой ретрофутуристической фантазии должны быть реалии соответствующего периода. И трудно найти нечто более реальное, чем небоскреб. Буду очень рад, если кто нибудь нарисует альтернативный Нью-Йорк, в котором построена 139-метровая башня Aetna (эскизы, насколько мне известно, не сохранились). Или напишет роман, в котором самые драматические сцены развернутся на 30-м этаже этой башни...
Bona fide: я никогда не был в Нью-Йорке. Информация, которой снабжены снимки, собрана в результате рейда по американским историко-архитектурным сайтам.
А теперь - делу! Вернемся на 105 лет назад, в 1902 год. Самое высокое здание "Большого Яблока" - по-прежнему Park Row Building. Но в этом году закончили строительство другого небоскреба - пусть не самого высокого в городе, но очень и очень примечательного. Этот небоскреб стал одним из символов и Нью-Йорка, и нового века.

Его официальное название - Fuller Building , но куда больше он известен под фамильярной кличкой "Утюг" (Flatiron ). Построенный по проекту чикагского архитектора Дэвида Бернема на пересечении 5-й авеню и 23-й улицы, небоскреб занял целый квартал. Вот он - совсем новый. Снимок сделан в 1903 году:

Красавец, правда? Можете ознакомиться с целой галереей фотографий "Утюга" . Только имейте в виду, что при столь впечатляющей внешности он имеет всего 87 м в высоту.
Понятно, что мимо Flatiron"a было просто невозможно пройти. Но ничуть не менее интересен другой небоскреб, который недолго удерживал титул самого высокого в Нью-Йорке. Это Singer Building, построенный по проекту Эрнеста Флагга для Компании швейных машин Зингера.

Так его строили (фото 1907 г.). И построили всего за 20 месяцев.
Интересно, что Флагг небоскребы не любил. Зато любил Ренессанс и французское барокко. И оформил свое творение в стиле европейской дворцовой архитектуры, что хорошо видно на следующем снимке:

У нас этот стиль называют эклектическим, а американцы обычно именуют его Beaux-Arts ("изящные искусства" - фр. ). Впрочем, есть и более научный термин - "барокко Второй Империи".

Singer Building оставил далеко позади (точнее, внизу) не только все небоскребы, но и вообще все постройки за исключением Эйфелевой башни. Он обогнал по высоте и Ульмский собор, и пирамиды Гизы. 187 метров, 47 этажей - такого еще никто не строил! Взгляните на гравюру, где зингеровский небоскреб сопоставляется с новыми и древними зданиями:

Ни венецианская кампанилла (мы еще ее вспомним!) никакого сравнения не выдерживает, ни башня Филадельфийского муниципалитета, ни Айя-София... И прежний рекордсмен Park Row смотрится рядом с новым гигантом как-то бледно.

Здание на первом плане - City Investing Corporation, выстроенное в таком же стиле и почти вплотную примыкавшее к зингеровскому комплексу. Кстати, посмотрим на него внимательней:

Странная конфигурация объясняется тем, что владелец небольшого кирпичного дома (см. внизу слева) наотрез отказался продавать свой участок. Пришлось "вписывать" огромное здание в довольно сложную форму.

Вычурная башня Singer Building осталась только на рисунках и фотографиях - в конце 1960-х годов великолепное здание снесли, чтобы освободить место для строительства небоскреба US Steel (ныне One Liberty Place). Та же участь постигла и City Investing Corporation. Барокко Второй Империи сменил совершенно безликий стиль. А новое здание по габаритам оказалось ненамного больше старого:

Больше, конечно, но не во много раз:)
Да, чуть не забыл: зингеровская башня считается наиболее высоким зданием в истории, разрушенным легально и мирно (в отличие, скажем, от башен-близнецов WTC или от белградской телебашни).
Напоследок - самое интересное: Singer Building был самым высоким зданием Нью-Йорка и мира всего лишь один год. О его преемнике мы поговорим завтра. И не забудем о венецианской кампанилле!

На первом снимке - башня Singer Building, снимок 1940-х годов.
Все картинки (кроме первой) кликабельны!

Но не сильно углубились в их историю. Поэтому в этот раз предлагаю заглянуть на сотни лет назад – в тот период, когда небоскрёбов со стальными каркасами не было, но люди пытались строить здания, которые даже сейчас поражают своими масштабами, и в ближайшее прошлое - во времена первых небоскрёбов.

Самые высокие здания и сооружения древности

Первыми на ум при разговоре о самых высоких сооружениях древности приходят египетские пирамиды. Великая пирамида Гизы возрастом в 4 500 лет было самой высокой постройкой на Земле до 1300 года, то есть 3 900 лет.

140-метровую пирамиду построили по указанию фараона Хеопса. Если бы она была больше похожа на жилое здание, она и сейчас подпадала бы под определение небоскрёба с точки зрения высоты. Для сравнения: высотное здание на площади Красных ворот, одна из «Сталинских сестёр», достигает 138 метров.

На острове Сардиния к XV века до н. э. воздвигли целый комплекс оборонительных башен-нураг , имевших, возможно, и религиозное предназначение. Высота самой высокой из башен изначально составляла около 19 метров, сейчас разрушенные сооружения стали гораздо ниже. 19 метров – это больше пятиэтажной хрущёвки.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал, великолепное здание в Агре, Индия, был построен в 1653 году. Сейчас Тадж-Махал – музей, привлекающий огромное количество туристов. К сожалению, как и в случае с Пирамидой Хеопса, огромную часть изначальной красоты это здание потеряло из-за разграбления. Например, мы не увидим 10-метровый золотой шпиль, спиленный британскими колонизаторами. Гиды также рассказывают о жемчужных нитях, соединявшие четыре башни с центральным куполом.

Высота мавзолея - 73 метра. Для сравнения: первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. К этому размеру ближе другой мавзолей - 46-метровый Галикарнасский мавзолей.

Стоит сказать, что в 1870 году, до строительства вышеупомянутых небоскрёбов, в Нью-Йорке построили 40-метровое офисное здание Equitable Life Building . Иногда именно его называют первым небоскрёбом – только из-за каркаса оно не попадает в общую классификацию. Это было первое офисное здание с пассажирским лифтами - гидравлическими моделями от компании Отиса.


Equitable Life Building

Критерий по наличию стального каркаса на данный момент уже не является абсолютно необходимым. В 1998 году в столице Малайзии Куала-Лумпуре возвели два 88-этажных , соединённые между собой мостом на шаровых опорах. Для строительства использовали эластичный бетон, усиленный кварцем и сравнимый по прочности со сталью. Но масса небоскрёба - вдвое больше, чем у зданий аналогичного размера. Высота строений - 451 метр, включая шпиль.

Более того, самое высокое здание в мире построено не на стальном каркасе. Для возведения Бурдж-Халифа в Дубае, ОАЭ, также использовали специально разработанный бетон, способный выдерживать температуру до 48 градусов Цельсия. Бетон укладывали ночью, добавляя в раствор лёд.

Строила башню Бурдж-Халифа та же компания, что возвела одну из Башен Петронас – Samsung.


Башни Петронас, Малайзия


Том Круз на небоскрёбе Бурдж-Халифа, Дубай, ОАЭ


Бурдж-Халифа

Преодоление преград

В 1912 году в Москве построили «тучерез» – Дом дешёвых квартир Нирнзее высотой более 40 метров. В 1908 году самым высоким гражданским сооружением в городе была 78-метровая Телефонная станция в Милютинском переулке. Но полёт инженерной мысли в России искусственно сдерживался эстетическими и религиозными соображениями – эти высокие здания были ниже колокольни Ивана Великого. Всё изменили «Сталинские сёстры».

Если говорить о США, то у строителей были и некоторые другие проблемы, такие как несовершенные лифты и насосы, не позволявшие поднимать воду на самые высокие этажи. С этими задачами вскоре справились, но с ростом зданий возникали новые вызовы.

В США в 1913-1915 годах построили 40-этажный Equitable Building . 164-метровый небоскрёб отбрасывал на город такую тень, что в полдень лишал солнечного света дома на площади в 30 тысяч квадратных метров. Чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем, в Нью-Йорке приняли закон, по которому здание должно было подниматься уступами. Так появились небоскрёбы с уступчатыми очертаниями.


Манхэттен, 1932 год. Результаты Закона о зонировании

Чем выше здание – тем больше оно подвержено влиянию природных условий. Высота Тайбэй 101 в столице Тайваня – более полукилометра. Для Юго-Восточной Азии характерны тайфуны и землетрясения. Башня уже выдержала несколько землетрясений и спокойно стоит при любых порывах ветра. Более того, люди в этой башне не страдают от «воздушной болезни», они не чувствуют качки на большой высоте.

Опасность обрушения снижает шар-маятник, установленный между 87 и 91 этажами 101-этажного здания. Шар весит 660 тонн и позволяет компенсировать порывы ветра. А каркас здания - очень прочный, но не жёсткий, поэтому оно не может просто «сломаться».


Тайбэй 101, Тайвань

Каждое высотное здание - это новые сложности. Шанхайская башня имеет закрученную конструкцию для борьбы с ветром и двойную оболочку для сохранения температуры. Площадку для башен Петронас пришлось передвинуть на 60 метров, чтобы близнецы стояли на одном виде грунта, а материал для них нужно было производить исключительно на территории Малайзии – потому для них создали специальный сорт бетона.

Из сложных российских проектов нужно отметить небоскрёб на площади Красных ворот. Под одним из корпусов 138-метровой высотки расположен вестибюль метро, который строили одновременно с домом. Какое-то время «тучерез» должен был стоять под наклоном на краю котлована, а после осадки грунта он бы обязательно накренился. Чтобы избежать этого, здание строили с наклоном, а грунт заморозили по технологии, используемой при строительстве метро. Грунт растаял, здание просело и встало строго (почти) вертикально. Задача была настолько сложной для просчёта, что подобный метод более нигде не применяли.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите , пожалуйста.

Высотные здания, также называемые высотками или небоскрёбами, — это современные жилые или офисные дома в несколько десятков этажей, со стальным каркасом, построенные на небольшом по площади фундаменте. Уже некоторые древние здания достигали внушительных размеров, однако первые по-настоящему высокие дома появились всего около 120 лет тому назад. Термин «небоскрёб» был придуман в Соединённых Штатах для офисных зданий, построенных в Нью-Йорке в 80-х гг. XIX в. Уильямом Ле Бароном Дженни. Дома в 10-12 этажей достигали высоты 76 м. По современным стандартам они не были слишком внушительными (позднее, кстати, они были демонтированы), однако благодаря стальной конструкции стали образцом для других объектов подобного типа, которые строятся в наши дни.

Самые высокие небоскрёбы и самые первые небоскрёбы.
На протяжении многих лет самым высоким небоскрёбом был нью-йоркский Woolreorth Building, построенный в 1913 г. (264 м). В начале 30-х гг. XX века построили знаменитый Empire State Building (381 м), который более 3 лет удерживал первенство среди небоскрёбов. Очередная знаменитая конструкция, построенная в Нью-Йорке в 70-х годах — это башни-близнецы Всемирного торгового центра (417 м), разрушенные в 2001 году при нападении террористов. На сегодняшний день самое высокое здание в Соединённых Штатах — это Sears Tower в Чикаго (443 м). Ещё выше гигантский комплекс башен Petronas Towers в Куала-Лумпуре, в Малайзии (452 м). В процессе строительства находятся еще более высокие здания — например, здания Мирового финансового центра в Шанхае, высотой 492 м, который был построен в 2007 году.

Технологии строительства небоскрёбов — впечатляющие и безопасные.
При строительстве небоскрёбов используется множество изобретений и современных технических решений. Само строительство было бы невозможным без специальных подъёмных кранов, а также без электрического лифта с соответствующими системами безопасности, изобретёнными Элайшей Грейвсом Отисом в 1853 году. Архитектурные методы и материалы, применяемые в высотках, должны удерживать здание весом несколько сотен тысяч тонн и одновременно обеспечивать его устойчивость при сильных порывах ветра и землетрясениях.

Необычные фундаменты небоскрёбов.
В строительстве небоскрёбов особенную роль играют фундаменты. Часто они уходят очень глубоко под землю (до 20 м), чтобы обеспечить стабильность конструкции. Иногда также используют специальные системы, предохраняющие небоскрёбы от падения — например, в Японии, где часто бывают землетрясения, или в Сан-Франциско, американском городе, который стоит на краю тектонической плиты. Кроме расположенных в фундаментах систем, защищающих от землетрясений, иногда используют оборудование, которое предотвращает раскачивание зданий — его помещают на крыше.

Знаете ли вы,что:

  • Башни Всемирного торгового центра стали мишенью атаки террористов и были разрушены 11 сентября 2001 года.
  • Здание Petronas Towers имеет 88 этажей и стальной купол высотой около 73 м.

Специалисты так и не пришли к единому мнению, какую именно постройку считать первым небоскребом. Важной вехой признается 10-этажнос здание страховой компании «Хоум-Иншуранс-Билдинг в Чикаго, для которого архитектор Ульям Дженней применил в 1885 г. металлический каркас. «Монаднок-Билдинг», построенный там же в 1891 г., предвосхищает своими формами пластический язык позднейших небоскребов.

Не случайно первые небоскребы появились именно в Чикаго. Пожар 1871 г.. опустошивший значительную часть города, позволил архитекторам начать с чистого листа. Бурный рост метрополии, ставшей центром переработки пшеницы и мяса, потребовал огромного количества офисных помещений. Максимальному использованию земельных участков путем нагромождения этажей предшествовали, во-первых, изобретение лифта Элишей Грейвсом Отисом, во-вторых, приход в архитектуру легких стальных конструкций, позволяющих большую высоту.

Конкуренция гигантов

Ранние небоскребы Чикаго -подчеркнуто прагматичные, функциональные постройки. Стиль, сложившийся в Нью-Йорке, был куда более декоративным. Вершина эстетики небоскреба — «Крайстер-Билдинг. роскошный символ «ар-деко. После Второй мировой войны небоскребы стали проще, но и выше. За зданием «Эмпайр-Стейт-Билдинг» высотой 381 м, на протяжении сорока лет державшим в мире пальму первенства, в 1970-е гг. последовали один за другим другие рекордсмены. При этом азиатские дстовые центры стали теперь обгонять по высоте аналогичные постройки в США.

  • 1974 г.: «Сирс-Тауэр» в Чикаго высотой 443 м. Этот небоскреб на протяжении 22 лет оставался самым высоким в мире зданием.
  • 1997 г.: Петронас-Тауэр» — башни-близнецы в столице Малайзии Кухта-Лумпур имеют 452 м в высоту.
  • 2001 г.: 11 сентября в результате самолетной атаки террористов разрушены здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. На этом месте сооружается теперь Башня Свободы высотой 541 м.