На территории России действует широкая и развитая система налогообложения, именно поэтому количество налогов достаточно велика. Для разных видов налогов есть разные системы их вычисления и взыскания. Физические и юридически лица выплачивают государству прямые налоги. Это вид выплаты взымается с любого имущества, которое принадлежит плательщику налогов. В чем суть прямых налогов, и как они высчитываются, разберемся в статье.
В налоговом кодексе можно найти большое количество налогов, которые должны выплачивать государству граждане. Одним из самых распространенных налогов являются прямые налоги.
Прямыми налогами называются отчисления, которые удерживает государство с налогоплательщиков. Он начисляется на их имущество, доходы или другие личные вещи. Выплачивать этот вид налога должны как физические лица, так и юридические.
Сам налог условно разделяется на два подвида: личный и реальный.
Кроме того, есть несколько видов прямых налогов. К ним относится:
Требования, которые выдвигаются к налогам достаточно простые:
Регулировка, которая осуществляется с помощью прямых налогов осуществляется в дифференциации налоговых ставок и льгот. Именно благодаря налоговому регулирования государство обеспечивает равновесие между корпоративными и государственными интересами.
С их помощью создается благоприятная среда для развития одних отраслей производства, и притупления других, стимулирует увеличение количества рабочих мест, появляются новые предприятия для инвестирования.
НДФЛ – это налог, которым облагаются все физические лица, поэтому он так интересен не только представителям организаций и предприятий, но и простым работникам. НДФЛ часто называют подоходным налогом, поскольку он начисляется именно на прибыль. Это может быть зарплата, доход от премии, продажи, и других.
К основным операциям, которые формируют объект относятся:
Но, в некоторых случаях НДФЛ не нужно оплачивать. Происходит это по решению суда или в таких ситуациях:
Вся информация, которая касается объекта, и налога, который учитывается или не учитывается, можно найти в регистрах налоговой службы.
Налог на прибыль представляет собой прямой налог, величина которого прямо пропорционально высчитывается от конечных финансовых итогов работы предприятия или организации. По сути налог насчитывается на ту реальную прибыль, которую получила организацию. Чтоб понять, сколько заработала компания за один отчетный период нужно от конечной суммы отнять начальную. Именно на эту разницу и начисляется прямой налог.
Этот налог обязаны платить такие лица:
Но, есть группа людей, которая платить этот вид налога не обязана. К ним относятся:
Налог следует платить, только если есть объект налогообложения. Если его нет, то и налог платить не нужно.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам,при этом каждый регион имеет право определить для себя сумму налога, исходя из диапазона, предусмотренного законодательством. При этом регионально могут устанавливаться особенности выплаты налога, льготы, и другие особенности. Главное чтоб принятые законы не противоречили законодательству РФ.
Платить этот налог обязаны все организации, которые признаны нагоплатильщиками, имеющие собственное имущество, которое признано налогооблагаемым.
Но, есть ряд лиц, которые не должны уплачивать данный вид налога. К ним относятся:
Объектами налогообложения организаций, зарегистрированный в РФ признаются компании, и их имущество, движимое и недвижимое, которое находится на балансе организации.
Земельный налог относится к местным налогам. Сам налог и проценты по нему уплачиваются в бюджет того места, де и находится земля. Плательщиками налога на землю признаются:
Налогоплательщиками е признаются организации, земельные участки у которых находятся на праве безвозмездного использования, в том числе переданных по договору аренды.
Транспортный налог относится к региональным, и вводится к оплате при соответствующего налога. Все денежные средства, полученные от этого налога вносятся строго в бюджет региона, и предназначены для его развития.
Этот вид прямого налога обязаны уплачивать все, кто является владельцем транспортного средства. Организации, в собственности которых находятся транспортные средства, высчитывают и уплачивают налог самостоятельно.
Сумма налога, которую нужно уплатить физ. лицам исчисляется из тех сведений, которые поступают в налоговую службу, которая осуществляет гос регистрацию автомобилей на территории РФ. Сумма, которую следует уплатить за текущий налоговый период, рассчитывается в соответствии с каждым транспортным средством, которое находится в распоряжении, в виде проведения каждой налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма, которую нужно уплатить рассчитывается в виде разницы между исчисляемой суммой, и числом налоговых платежей, которые подлежат к оплате в течении одного определенного периода времени.
Компании, организации, и юр лица, которые используют воду, принадлежащую РФ для осуществления бизнеса обязаны оплачивать налог на использование водных ресурсов страны. Сюда же относятся пользователи, которые используют подземный воды.
К объектам налогообложения относятся такие ситуации:
Особами, которым не нужно уплачивать налог относятся организации, компании, или физические лица, которые осуществляют использование водных ресурсов на основе договоров или решений о предоставлении водоемов в пользование.
Налог на игровой бизнес – это еще один представитель региональных налогов. Деньги, полученные от перечисления этого налога, относятся к источникам дохода субъекта РФ. Сфера плательщиков такого налога ограничивается деньгами, полученными от организаций, которые проводят азартные игры.
По сути, игральный бизнес это вид предпринимательской деятельности, который направлен на излечение доходов в виде:
Сюда же относится игра в карты, игровые столы, игровые автоматы, а так же прием ставок в букмекерских конторах.
Этот вид налога обязаны уплачивать все, кто добывает полезные ископаемые на территории РФ на основании лицензии о праве на использование недр. В этом случае организация становится на учет в совершенно другом статусе, и платит налог, который называется НДПИ. Что касается бумаг, то постановка на учет должна быть осуществлена в течении 30 календарных дней со дня регистрации государственной лицензии на использование участка недр.
Если участок находится не в пределах России, то оформление производится по местонахождению организации.
В связи с местом, в котором формируются налоги, они бывают прямые и косвенные. Налог относится к прямым, если он формируется у самого налогоплательщика. Косвенным же налог считается, если его источник находится в составе других платежей организации или предприятия. В таком случае, номинальный налогоплательщик, по сути, никакого убытка не несет.
Прямые налоги взимаются с налогоплательщика только в случае получения ним прямой прибыли, или покупки собственности, а так же в случае накопления материальных благ. Процент налогов в таком случае четко установлен и известен.
Косвенные же налоги исчисляются путем включения в из стоимость цены товара, и своеобразных надбавок, к примеру, акциза или налога с продаж. Сюда же относятся таможенные пошлины. Главной особенностью этого налога является то, что окончательная его сумма выплачивается конечным покупателем. Осуществляется она за счет надбавки на окончательную стоимость продукции.
Вконтакте
В зависимости метода взимания налогов их делят на прямые и косвенные. Такое разделение некоторые считают условным, поскольку, в конечном итоге, и косвенные налоги оплачиваются конечными потребителями продукции.
Косвенными называются налоги, сумма которых закладывается непосредственно в себестоимость продукции. Иногда их еще называют налогами на потребление. К косвенным относится налог на добавленную стоимость, таможенные сборы, акцизы, государственные пошлины и сборы, которые взимаются с налогоплательщика за осуществление ряда юридически значимых действий.
К индивидуальным косвенным налогам относятся акцизы, которыми облагается, например, спиртное, табачные изделия, бензин и другое топливо, их оплачивают потребители этой продукции. Другим косвенным таможенная пошлина, которую, в конечном итоге, оплачивают все потребители импортных товаров.
Для отдельных видов товаров и услуг предусмотрены льготы по налогообложению. Например, для детских товаров и продуктов питания ставка НДС составляет 10%, а для остальных товаров – 18%. Некоторые товары, например, медицинские, не облагаются НДС.
Привлекательность косвенных налогов для государства обусловлена тем, что их собираемость напрямую не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. Даже если фирма убыточна, эти налоги должны быть начислены и уплачены. Фискальный эффект косвенных налогов сохраняется в условиях падения производства и снижения объемов продаж товаров.
В то же время, администрирование косвенных налогов неоправданно усложнено. И бухгалтеры предприятий, и специалисты налоговых органов сходятся в том, что методика начисления НДС изобилует неоднозначно трактуемыми положениями, а порядок возмещения этого налога запутан. Поэтому большинство налоговых проверок выявляют массу нарушений, касающихся начисления НДС, и сопровождаются доначислением сумм налога, а также наложением пеней и штрафов на налогоплательщиков.
Косвенные налоги - это налоговое обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Примеры рассмотрим в нашей статье.
Налоговые обязательства — это платежи в бюджетную систему, которые взимаются с доходов, имущества и иных объектов, признанных налогооблагаемыми. Все обязательства перед бюджетом можно разделить на прямые и косвенные налоги.
Ключевая группировка налоговых обязательств подразумевает разделение всех бюджетных платежей на две большие группы: прямые и косвенные налоги, перечень которых приведем ниже. Разберемся, с ключевыми понятиями.
Так, к прямым обязательствам следует относить все платежи, которые взимаются напрямую с имущественных активов налогоплательщика либо с полученных им доходов. Иными словами, налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает транши в бюджет. Причем перечисления осуществляются за счет собственных средств собственника имущества или доходов. Примерами таких НО могут выступать: НДФЛ , ННО, обязательства по имуществу, транспорту, земельным участкам и прочим активам.
К косвенным налогам относится обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Простыми словами, продавец при определении конечной цены реализации товара закладывает определенный тариф налогового обязательства. Следовательно, косвенные налоги взимаются с покупателя при осуществлении расчетов за приобретенный товар. Именно покупатель оплачивает учтенный в цене дополнительный тариф. После чего этот тариф, оплаченный покупателем, продавец товаров перечисляет в бюджет.
Иными словами, ключевое отличие заключается в характере изъятия. То есть прямые сборы применяются именно к имущественным или доходным активам налогоплательщика. А непрямые исчисляются как определенная надбавка. В большинстве случаев надбавка устанавливается к стоимости реализуемых активов или услуг. Однако к КН можно отнести и фиксированные платежи, которые определяются независимо от налогооблагаемой базы.
Фактически, косвенным налогом является дополнительный тариф, который продавец включил в стоимость реализуемых ценностей или услуг. Однако оплачивать эту наценку приходится покупателю. Продавец — всего лишь посредник, который устанавливает наценку и уплачивает ее в бюджет по окончании расчетов.
Также можно сказать, что к косвенным налогам относят обязател2ьства на потребление. То есть такие платежи в бюджет уплачиваются с объектов, приобретаемых для собственных нужд, то есть для нужд потребления. Такие обязательства еще называют сборы за потребление.
Теперь определим, какой налог является косвенным?
Согласно действующему фискальному законодательству, чиновники определили, какие налоги относятся к косвенным. Так, главы 21 и 22 НК РФ устанавливают ключевые нормы применения и акцизов. Именно эти платежи считаются косвенными налогами, обязательными для уплаты в бюджет.
Отметим, что все КН зачисляются в федеральный бюджет. То есть ставки и порядок налогообложения устанавливаются Правительством РФ.
Помимо НДС и акцизных платежей, в пользу государства уплачиваются другие КН: это таможенные сборы и косвенные налоги на бизнес. Рассмотрим особенности каждого НО подробнее.
Самое распространенное налоговое обязательство, которое устанавливается практически на все виды товаров, работ или услуг, реализуемых на территории нашей страты. Также НДС применяют при определении стоимости товаров при ввозе их на территорию России из других государств.
Ставка НДС имеет три ключевых значения: 0 % — льготная, 10 % — для определенного рода продукции, 20 % — распространяется на все остальные товары.
Как мы отметили выше, обязательства оплачивают покупатели реализуемых товаров, работ, услуг. Однако у данного НО имеется обязательное условие — наличие посредника между покупателем и государственным бюджетом. В роли этого посредника выступает продавец.
Обязательство, которое распространяется только на определенные виды товаров и произведенной продукции. Например, включаются в стоимость:
Единой ставки по акцизам не существует, так как значение устанавливается в индивидуальном порядке. То есть отдельно для каждой группы подакцизной продукции. Причем значения утверждаются на календарный год и на 2 последующих.
Платежи, которые уплачивают компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ. Для косвенного налога не характерно наличие фиксированной тарифной ставки. Объем платежей по таможенным пошлинам определяется исключительно из действующих условий соглашений, заключенных между РФ и странами-импортерами.
Расчеты осуществляются на основании деклараций, которые заполняют импортеры. Напомним, что при ввозе продукции в нашу страну необходимо подать декларацию в установленной форме не позднее 15 дней с момента ввоза.
Косвенные налоги, наряду с прочими, включают в себя лицензирование бизнеса. Что это такое? Определенный вид обязательств, который нельзя отнести к прямым. Так, например, для осуществления определенного рода деятельности компания обязана получить соответствующее разрешение. Простыми словами, пройти лицензирование.
Данный вид сборов также можно отнести к непрямым платежам в бюджет. Почему? взимается за определенную юридическую услугу, которая оказывается госорганом. Платеж не является обязательным, то есть он оплачивается только тогда, когда налогоплательщику требуется оформить определенное юридическое действие. Значит, к прямым бюджетным траншам отнести госпошлину никак нельзя.
Также размер госпошлины имеет фиксированные значения, которые устанавливаются вне зависимости от имущественных и материальных характеристик экономического субъекта.
Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?
Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:
Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.
Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.
Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.
Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.
В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.
Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.
Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.
Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.
Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).
Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.
Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).
К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.
Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.
Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.
Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.
Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.
Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.
Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.
Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.
Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.
Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:
Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.
Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.
Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.
Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.
В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.
Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.
Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.
Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:
Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.
Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.
Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:
Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.
Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.
Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.
Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.
Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.
Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.
В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.
Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.
Налог представляет собой финансовое обязательство юридического или физического лица перед государством, подлежащее исполнению в установленные сроки. Фискальная система подразделяется на два вида налогообложения – прямое и косвенное. В статье будут рассмотрены виды этих сборов, отличительные особенности, а также модели налогообложения, показывающие соотношение двух типов.
К прямым налогам относятся сборы, которыми государство облагает доходы граждан (зарплату, прибыль, проценты) или их имущество (землю, недвижимость, транспортные средства). Этот предлагаемый вид сборов уплачивается гражданином самостоятельно в государственную казну.
Система прямых налогов РФ включает следующие виды:
с юридических лиц:
с физических лиц:
Величина прямых налогов полностью определена уровнем и размером дохода гражданина. Так, например, с ростом заработной платы размер отчислений увеличивается.
Основными объектами налогообложения при начислении данного вида сборов выступают:
Формальными плательщиками таких сборов являются индивидуальные предприниматели, а фактическими – третьи лица (потребители произведенных товаров, оказанных услуг или выполненных работ).
Размер сбора уже включен в стоимость произведенной продукции, оказанной услуги или выполненной работы. Отчисление налога продавцом происходит после получения им транзакции, когда покупатель оплатит продукцию.
Отличительными чертами косвенных сборов выступают:
К косвенным налогам относятся:
НДС (налог на добавленную стоимость). Добавленная стоимость – сумма, играющая главную роль в формировании прибыли продавца. Именно она подлежит обложению налогами со стороны государства и имеет большое значение для экономики любой развитой страны. Так, например, в РФ на долю НДС приходится около 40% от всех налоговых сборов, что существенно превышает суммы, поступающие от прямых сборов. Дополнительное преимущество заключается в том, что уплата НДС происходит при каждой сделке. При этом количество посредников, через которых прошел товар прежде, чем перейти к конечному потребителю, не имеет значения.
На ставку НДС влияет вид товара. Большая часть продукции облагается налогом по ставке 18%, отдельные категории (печатные издания, лекарственные средства и товары, предназначенные для детей) – 10%. Есть и исключительные случаи, когда НДС не оплачивается:
При этом перечень случаев, освобождающих налогоплательщика от данного вида сборов, строго контролируется и устанавливается государством. Региональные органы власти этот порядок изменить не могут.
Акциз . Также включен в конечную стоимость, однако применим только к производственной сфере.
Таможенная пошлина , взимание которой осуществляется на границе страны. Ее основанием является перемещение товара за пределами государства.
Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.
Критерий | Налог | |
Прямой | Косвенный | |
Кто выступает налогоплательщиком? | ФЛ, ЮЛ | Потребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ. |
Как происходят взаимоотношения с государством? | Выплата производятся непосредственно государству. | Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители. |
Что является объектом налогообложения? | Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых. | Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы. |
Что влияет на величину налога? | Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр. | Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр. |
Как зависят от финансовой деятельности? | Прямая зависимость | Отсутствие зависимости |
Как осуществляется расчет? | Сложный, предполагает разделение на несколько категорий. | Простой, осуществляется с помощью специальных формул. |
Как происходит участие в формировании цены? | Цена зависит от конкретного производства. | Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ. |
Какова степень открытости? | Открытые платежи | Закрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну. |
Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений. Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.
Современная система налогообложения в РФ предполагает смешение прямых и косвенных налогов. Таким образом, путем их уравнивания происходит стабилизация и достигается равновесие разных рыночных сегментов.
Следует отметить, что налоговые сборы, которые подлежали уплате физическими лицами за 2016-2017 гг. меньше, чем для предприятий. Косвенные налоги почти в два раза превышают прямые. Такой отличительный признак характерен только для экономически развитых стран.
Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.
Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.
В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:
Что касается РФ, то ее фискальная система больше соответствует латиноамериканской модели с незначительными элементами евроконтинентальной. При этом на долю сборов от предпринимательской деятельности приходится около 70%. Вполне закономерно, что это обременительно для частных предпринимателей. Однако произвести смещение и переложить часть налоговой нагрузки на физических лиц невозможно. Это связано с низкой покупательной способностью населения. Главной причиной сложившейся обстановки выступает низкая степень эффективности общественного производства.
Выбирая модель соотношения двух типов налогообложения, нельзя руководствоваться только опытом зарубежных государств. Обязательно во внимание должна быть принята экономическая и политическая ситуация в стране, а также особенности законодательства РФ в фискальной сфере.