Количество негосударственных пенсионных фондов на сегодняшний день огромно. И даже если гражданин выбрал для пенсионных отчислений именно негосударственную форму пенсионного фонда, ему придется столкнуться с необходимостью выбора одной из многочисленных организаций.
Помочь определиться с выбором могут разнообразные рейтинги и отзывы в интернете. Также необходимо проанализировать работу управляющей организации за весь период ее существования, а именно, показатель доходности.
Какие плюсы и минусы при переходе из ПФР в НПФ (негосударственный пенсионный фонд)? Переход государства на пенсионную систему, основанную на распределительно-накопительном принципе, активизировал развитие системы так называемых негосударственных пенсионных фондов.
Сегодня уже более пятнадцати миллионов граждан Российской Федерации перенесли свои накопления в негосударственные пенсионные фонды.
В чем же состоят основные преимущества и недочеты негосударственных пенсионных фондов, почему стоит переходить в НПФ и в чем состоят риски этого перехода?
Закон «О НПФ» 1998 года оговаривает возможность добровольного перевода своих накопительных пенсионных средств из ПФРФ. Подобный переход осуществляется без каких-либо значительных, кроме комиссии за перевод, потерь и рисков для самих граждан. Также данным законом прописывается возможность переводить средства обратно из НПФ в ПФРФ, в другой негосударственный ПФ либо на банковский счет.
Однако стоит разобраться в причине популярности коммерческих структур по предоставлению пенсионного страхования и уходе граждан из ранее предложенных государственных программ.
Какие плюсы НПФ?
Какие минусы НПФ?
Плюсы и минусы и переход из НПФ или ПФР
Современные сознательные граждане в определенный момент задаются вопросом: какой пенсионный фонд выбрать?
Существует два вида пенсионного фонда в России: государственный и негосударственный.
И тот, и другой имеет одинаковую популярность среди россиян, о них одинаково часто говорится по телевидению и на радио. Чтобы самостоятельно принять решение, какой вид пенсионного фонда выбрать, необходимо все продумать и взвесить. Для этого нужно ознакомиться с основными принципами государственного и негосударственного пенсионного фонда.
Все накопления государственного пенсионного фонда хранятся в банке «Внешэкономбанк», который не несет полную ответственность за пенсионные отчисления граждан.
Например, в случае банкротства, все граждане, которые доверились государственному пенсионному фонду, потеряют свои накопленные средства.
По этой причине многие перешли в негосударственный ПФ, где организация гарантирует выплату пенсионных накоплений вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Однако даже такие заявления не гарантируют абсолютную сохранность средств, ведь в любой момент может все измениться.
Некоторые граждане нашли, как им кажется, выход в периодической смене пенсионного фонда.
Раз в год такие предусмотрительные клиенты меняют организацию, считая, что таким образом риск потери средств будет сведен к нулю. Но ведь далеко не всегда можно догадаться о банкротстве организации в ближайшем году, поэтому такой метод тоже можно назвать сомнительным. Создание негосударственных пенсионных фондов изначально было направлено на то, чтобы облегчить работу государственных, то есть уменьшить затраты и минимизировать перечень проблем, которые решались до этого государственными фондами, а именно: ведение учета страховых взносов, определение пенсионных выплат гражданам, назначение и выплата социальных пособий, формирование материнского капитала и т. д.
Количество негосударственных пенсионных фондов на сегодняшний день огромно. И даже если гражданин выбрал для пенсионных отчислений именно негосударственную форму пенсионного фонда, ему придется столкнуться с необходимостью выбора одной из многочисленных организаций. Помочь определиться с выбором могут разнообразные рейтинги и отзывы в интернете. Также необходимо проанализировать работу управляющей организации за весь период ее существования, а именно, показатель доходности.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации".
Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.
Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 - 1,2 млрд рублей.
С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация - это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.
Еще одно важное нововведение 2010 года - единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.
В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.
Одно из дальнейших направлений работы ПФР — повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это юридическое лицо, которое имеет статус неприбыльной организации (^ предпринимательского общества), функционирует и осуществляет свою деятельность исключительно с целью накопления пенс нальных взносов в пользу участников пенсионного фонда с последующим управлением пенсионными активами, а также осуществляет пенсионные выплаты участникам указанного фонд.
состоянию на 31 декабря 2009 г. в Украине насчитывалось 108 негосударственных пенсионных фондов. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов представлено в табл 81
Таблица 81. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов
В. Киеве в начале 2009 г было сосредоточено почти 78% всех фондов, тогда как в. Винницкой,. Волынской,. Закарпатской,. Кировоградской,. Луганской,. Ровенской,. Тернопольской,. Хмельницкой,. Черновицкой и и. Черниговской областях не создано ни одного фонду.
Следует обратить внимание на стремительные темпы развития этого сегмента рынка финансовых услуг. Так, за 2009 г объемы уплаченных пенсионных взносов выросли на 29,5%, а пенсионные выплаты увеличились на 230%
соответствии с законодательством Украины. НПФ разделяют на открытые, профессиональные и корпоративные зависимости от состава учредителей и участников (табл.
Таблица 82. Виды негосударственных пенсионных фондов
Есть определенные ограничения относительно учреждения определенного вида. НПФ. Так, юридические лица, деятельность которых финансируется за счет. Государственного бюджета Украины или местных бюджетов, не имеют права быть учредителями откр ритого пенсионного фонда. Таким физическим лицам разрешено учредителем корпоративного пенсионного фонда или осуществлять пенсионные взносы в уже созданные пенсионные фонды только в случаях, предусмотренных законодательством Украины или решением соответствующих местных раад.
Юридическое лицо может быть одновременно учредителем не более одного корпоративного или одного профессионального пенсионного фонда. Такое юридическое лицо может быть учредителем одного или более открытых пенсионных х фондев.
Учредители открытого пенсионного фонда не могут быть хранителем этого фонда и его аудитором
Зарубежная практика функционирования. НПФ свидетельствует о возможности их классификации по определенным признакам (рис 82)
Рис 82. Классификации. НПФ по зарубежной практикой
Так, в мире. НПФ делятся на автономные и неавтономные
Автономные. НПФ определяются как независимые юридические лица или как обособленная совокупность активов без статуса юридического лица, которые используются для пенсионного обеспечения и осуществления соответствующих вып плат. Автономные. НПФ действуют во всех странах. Организации экономического сотрудничества и развития, за исключением. Словакии и. Турции, где законодательство не предусматривает функционирование таких образованийь.
Неавтономные. НПФ состоят из резервов или других активов, которые юридически не отделены от вкладчика или администратора
Согласно зарубежной практикой различают два типа автономных пенсионных фондов:
1) институциональные, в которых фонд является независимым юридическим лицом с правоспособностью и дееспособностью;
2) контрактные, в которых пенсионный фонд состоит из юридически обособленной совокупности активов без право-и дееспособности
По правовым титулом, на котором пенсионные активы принадлежат или не принадлежат участникам пенсионного фонда, институциональные фонды делятся на созданные в
— корпоративной форме, в которых пенсионные активы принадлежат участникам на определенном титуле. Орган управления является внутренним, как правило, — это совет директоров. Таковы. НПФ в. Венгрии,. Бельгии,. Италии,. Швейцарии. Мексике,. Австрии и. Чехииі;
— учредительной форме, в которых участники не имеют правового титула относительно активов пенсионного фонда, за исключением случаев банкротства вкладчика. Участники получают прибыль от инвестирования таких активе ей, и могут обладать правами по прибыли, который получает пенсионный фонд. Орган управления также внутренним. Отдельные пенсионные фонды таких видов действуют в. Бельгии,. Италии,. Швейцарии, а также. Дании,. Финлян действия,. Нидерландах и. Швецииії;
— трастовый форме, в которых права на пенсионные активы передаются на праве доверительной собственности доверенным, которые управляют фондом. Доверенные должны управлять трастовыми активами только в интересах участников фонд ду, получающих доходы от инвестирования активов. Главным принципом при организации фондов таких видов является то, что активы, переданные вверенном на праве доверительной собственности одними доверителями, должны быть отделены от активов, переданных другими доверителями, и от активов самого доверенного. Такие страны, как. Австралия,. Канада,. Ирландия,. Новая. Зеландия,. США,. Бритавия, предусматривают трасты как есть единственно возможную правовую форму существования пенсионных фондедів.
Пенсионные фонды контрактного типа могут создаваться в двух правовых формах:
1) индивидуальной, согласно которой участники обладают определенным правовым титулом по пенсионных активов. Закрытые и открытые пенсионные фонды. Польши,. Португалии,. Испании и открытые пенсионные фонды. Ита алии учреждаются в такой форме. В. Польше и. Португалии пенсионными фондами управляющие компании по управлению пенсионными фондами, исключительным видом деятельности которых является управление пенсионными фондами. В. Италии и. Испании управляющей компанией может быть уже существующая финансовая компания, например, банк или страховая компанияія;
2) коллективной, согласно которой участники являются получателями прибыли от инвестирования пенсионных активов. Отдельные пенсионные фонды такого вида функционируют в. Корее и. Японии
Учитывая указанную выше классификацию. НПФ Украине являются автономными, институциональными, так являются юридическими лицами, и созданными в корпоративной форме, ведь пенсионные активы принадлежат участникам на праве собственности.
Добрый день, уважаемые читатели finstok.ru. В предыдущих статьях, когда мы рассказывали про систему пенсионных отчислений и проводимую в настоящее время пенсионную реформу, мы говорили о том, что управление накопительной частью пенсии можно доверить негосударственным пенсионным фондам (НПФ) либо управляющей компании (УК). При грамотном подходе к управлению Вашими пенсионными накоплениями эти структуры могут не только защитить Вашу накопительную часть от инфляции, но дополнительно приумножить ее.
Однако в предыдущих статьях мы обошли стороной достаточно важный вопрос – в чем отличие Управляющей компании и Негосударственного пенсионного фонда . Что ж, исправим!
Управляющая компания – это коммерческая организация в форме юридического лица, которая осуществляет деятельность по доверительному управлению переданному ей имуществу физических или юридических лиц . Доверительное управление осуществляется на основании договора.
Если из определения не совсем понятно, что означает этот термин, проведем следующий мысленный эксперимент, Вы – миллиардер, заработали ну нереально много денег, и решили в дальнейшем просто наслаждаться жизнью, путешествую по миру. Заработанный капитал можно разместить на банковские депозиты – но опять встает вопрос, какой банк выбрать, чтобы он был достаточно надежным, и в, то же время, приносил необходимую доходность. Можно, конечно же, выбрать несколько банков – диверсифицировать активы. С другой стороны, часть капитала можно вложить в недвижимость – и получать доход в виде ренты. Тоже неплохо. А можно купить драгоценных металлов, или предметы искусства – аж голова кружится от предоставленного выбора.
Но мы помним, что денег у нас ну очень много, и постоянные мысли о том, куда вложить деньги, чтобы их не потерять могут отнять у нас все наше время. И в итоге помешают наслаждаться жизнью в полной мере.
Чтобы самому не думать о том, куда вложить капитал, с целью его приумножения, можно доверить этот процесс управляющей компании. Как правило, сотрудники УК являются профессионалами в области инвестиций, и основная цель работы компании – приумножение средств, переданной ей в управлении. Конечно же, за управление средствами компания получает определенную плату — комиссия, то есть деятельность компании является вовсе не альтруистической. Комиссия может быть как в виде фиксированного процента от активов, находящихся под управлением, так и в виде процента от прибыли. У разных управляющих компаний по-разному, чаще всего – комбинация: определенный процент от активов и часть заработанной прибыли.
Деятельность Управляющих компаний на территории Российской Федерации регламентируется законом N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах". На основании этого закона УК может быть создана в виде общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. При этом УК может осуществлять свою деятельность только на основании специальной лицензии .
Сейчас очень часто можно услышать термин управляющая компания в отношении управляющих организаций , которые осуществляют управления многоквартирными домами и соответствующей инфраструктурой. Так вот, с точки зрения закона называть их управляющими компаниями не совсем верно – об это необходимо помнить, чтобы не было путаницы. Кроме того, управляющими компаниями называют головные организации в крупных холдингах. Они тоже не являются УК с точки зрения закона «Об инвестиционных фондах».
Именно организации, созданные в соответствие с ФЗ «Об инвестиционных фондах» имеют право управлять нашими пенсионными накоплениями .
С целью управления средствами УК формируют так называемые инвестиционные портфели, при этом одна управляющая компания может формировать несколько портфелей. Основной характеристикой, по которой обычно сравнивают между собой инвестиционные портфели, являются доходность . Очевидно, что чем больше потенциальная доходность, тем больше риск принимает на себя УК. Но при этом не стоит забывать об одном очень важном правиле: предыдущая доходность, то есть доходность за предыдущие годы, не гарантирует аналогичную доходность в будущем.
У «молчунов» — лиц не подавших заявление на перевод накопительной части трудовой пенсии в УК и НПФ, управление накопительной частью осуществляет Государственная управляющая компания – Внешэкономбанк. Наряду с этим, Пенсионный фонд России предлагает возможность выбрать Управляющую компанию из числа тех, с которыми у ПФР заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Соответствующий перечень УК, а также информация о структуре и составе акционеров УК, размещена на сайте ПФР.
Необходимо понимать, что управляющие компании не знают, чьими деньгами они управляют – персональная информация им не передается. То есть УК работают не с людьми, а с деньгами. После выхода на пенсию пенсионные накопления гражданина с полученным доходом обратно передаются в ПФР, и уже ПФР осуществляет выплату накопительной части пенсии.
Процесс выбора УК, а вместе с этим и соответствующий риск, полностью ложится на гражданина. То есть, если Вы выбрали УК, а по итогам она сработала неэффективно – то на дополнительный доход рассчитывать не придется.
Результаты управления пенсионными накоплениями ПФР рассылает один раз в год, и часто с задержкой. Получается, что инструмента для оперативного контроля процессом управления накопительной частью пенсии у нас фактически нет. Поменять управляющую компанию для управления пенсионными накоплениями можно один раз в год . УК, как мы уже упоминали, за процесс управления получают определенную плату.
Наряду с выбором УК для управления накопительной частью пенсии граждане имеют право перевести накопительную часть пенсии в Негосударственные пенсионные фонды.
НПФ – это особая форма некоммерческих организаций , которые имеют право только на деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников, деятельность в качестве страховщика в обязательном пенсионном обеспечении и деятельность в качестве страховщика в профессиональном пенсионном обеспечении (в настоящее время не осуществляется – нет законодательства). Работа НПФ аналогична деятельности Пенсионного фонда.
Важный момент: НПФ не сам занимается управлением пенсионными накоплениями, а передает средства в УК . При этом НПФ сами выбирают УК которые будут заниматься управлением, при этом они могут выбрать не один УК.
НПФ оперативно отслеживают эффективность управления денежными средствами УК, и имеют право оперативно отзывать из управления деньги из компаний с неэффективным управлением. При этом выбрав нескольких УК, НПФ диверсифицирует риски управления, но и итоговая доходность может быть ниже.
После выбора Вами НПФ, Пенсионный фонд передает ему всю персональную информацию. НПФ открывает и ведет персональный счет, при этом ежегодно уведомляет гражданина о результатах управления. Если у НПФ есть личный кабинет на сайте , то информацию о результатах управления можно получать более оперативно. После выхода гражданина на пенсию НПФ сам может выплачивать ему накопительную часть пенсии.
Следует отметить, что НПФ также получает определенную плату за управление накопительной частью пенсии, помимо УК, которые будут непосредственно управлять вашими денежными средствами. То есть в этом случае получается двойная оплата – управляющей компании, которая выбрала НПФ, и самой НПФ. В итоге полученная доходность может быть чуть ниже – это следует учитывать.
По закону, один раз в год каждый гражданин имеет право выбрать другой НПФ для управления накопительной частью пенсии. Кроме того, при желании, управление пенсионными накоплениями можно обратно перевести в ПРФ.
По итогам нашей статьи сделаем для себя небольшую шпаргалку, чтобы всегда иметь под рукой и в случае необходимости оперативно вспомнить все, о чем мы сегодня говорили.
Конечно же, рассказ о пенсионной системе на этом не заканчивается. Кроме того, в настоящий момент идет процесс активного реформирования системы, и потому вполне возможно появление достаточно существенных изменений. О них мы обязательно расскажем. Чтобы ничего не пропустить, подпишитесь на наши новости. А также не забывает делиться с друзьями с помощью специальных кнопок социальных сетей. Всего хорошего!
Подписка на наши новости очень важна – она позволит не пропустить ни одной темы нашего сайта. Возможно, Вам также будут интересны услуги в сфере финансов , которые мы готовы предложить Вам. Для более подробной информации перейдите, пожалуйста, по ссылке.
Также не забываем делиться с друзьями с помощью кнопок социальных сетей
30 октября 2016Приветствую! На мой взгляд, НПФ – не самый лучший, но один из самых простых и удобных способов сформировать будущую пенсию. «Не самый лучший», потому что надежность российских фондов пока невысока, а вот вмешательство государства в «пенсионные дела» – наоборот, слишком бесцеремонно. Смущает и большой срок действия программы, и российский рубль в качестве валюты для накоплений.
Но в любом случае добровольно-принудительно формировать пенсию придется. И если о возможностях инвестировать в будущее с помощью более серьезных инструментов (например, фондового рынка или ) и стратегий мои читатели узнают одними из первых, то о российских управляющих компаниях я еще ничего не писал.
Итак, какой Негосударственный пенсионный фонд самый выгодный и надежный?
Выбирать компанию в России ни в коем случае нельзя просто по ее доходности! Критериев отбора должно быть несколько. Но проще всего ориентироваться на степень надежности фонда. Тем более что оценке двух рейтинговых агентств: «Эксперт РА» и Национальное рейтинговое агентство вполне можно доверять (хотя бы потому, что других у нас просто нет).
На российском рынке «Благосостояние» работает больше 20 лет. Лицензию на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению компания получила в марте 2005 года. Среди учредителей фонда – ОАО «Российские железные дороги».
Высокий рейтинг присвоен и агентством «Эксперт РА» (А++ «исключительно высокий уровень надежности»), и НРА (ААА «максимальная надежность»). Фонд «Благосостояние» — член НАПФ. Фонд занимает первое место в России по количеству участников программ НПО и по числу лиц, получающих дополнительную пенсию.
К середине 2016-го число участников «Благосостояния» по программам НПО превысило 1,2 млн. человек. Более 338 тыс. пенсионеров уже получают негосударственную пенсию от фонда. Размер пенсионных резервов на ту же дату оценивается в 312,6 млрд. рублей.
Фонд был учрежден «НК Роснефть» в мае 2000-го. Изначально он создавался с целью социальной защиты работников компании, выходящих на пенсию. Сегодня фонд НЕФТЕГАРАНТ входит в ТОП-15 крупнейших пенсионных фондов страны.
Число клиентов превысило 113 тыс. человек. Пенсионные резервы, сформированные на 30.06.2016-го составили почти 41,4 млрд. рублей. НФП может «похвастаться» максимальными рейтингами надежности от «Эксперт РА» и НРА.
Компания предлагает физическим лицам две схемы, среди них есть: с пожизненными выплатами и «срочную» (Вы сами выбираете срок выплаты пенсии).
Вкладчик может заранее «заказать»:
Самый старый пенсионный фонд России. Он был создан еще в 1995 году по решению Совета Директоров Сберегательного банка РФ.
Филиалы НПФ Сбера охватывают всю территорию России: от Камчатки до Кольского полуострова. Фонд входит в Национальную Ассоциацию Негосударственных Пенсионных Фондов. Накопления в находятся под управлением УК «Капиталъ», «Пенсионные накопления», «Регион ЭсМ» и ТКБ Инвестмент Партнерс.
К середине 2016 года объем пенсионных резервов в Сбере превысил 14,7 трлн. рублей, а количество участников приблизилось к отметке в 318 тыс. человек. На 30.06.2016-го фонд показал доходность в 11,64% годовых.
Компания предлагает физическим лицам продукт под названием «Индивидуальные пенсионные планы». Будущий пенсионер может сам выбрать периодичность взносов и их размер. Перечислять деньги на счет можно в любом отделении Сбербанка либо в дистанционном режиме (через систему Сбербанк Онлайн или на сайте НПФ Сбербанка).
Минимальный размер первого взноса составляет 1500 рублей, каждого последующего – 500 рублей.
Условия программы дают возможность расторгнуть договор досрочно. Если вступить в программу, в течение первых двух лет Вы можете вернуть 80% уже уплаченных взносов. Через два года: 100% взносов и половину инвестиционного дохода. Через пять лет: полную сумму взносов и весь инвестдоход.
Продолжительность пенсионных выплат после выхода на пенсию можно выбрать любую (но не меньше пяти лет).
Лицензию на негосударственное пенсионное обеспечение НПФ РГС получил в конце 2007 года.
Сегодня сумма накоплений в фонде составляет почти 150 млрд. рублей, пенсионных резервов – 445,7 млн. рублей, а число участников превысило 2,8 млн. человек. По последнему показателю фонд входит в тройку лидеров рынка. Региональная сеть Росгосстраха включает 66 филиалов по всей территории России. По данным ЦБ на 30.06.2016-го доходность фонда составила 11,82%.
РГС предлагает физическим лицам несколько пенсионных схем. Например: пожизненная выплата негосударственной пенсии, с установленным размером пенсионных выплат (от двух до десяти лет), с выплатой пенсии до полного исчерпания средств на счете и другие.
Пенсионные взносы могут перечисляться единовременно, каждый месяц, раз в квартал, раз в полугодие и раз в год.
«Телеком Союз» входит в десятку лидеров рынка по объему пенсионных резервов и в «тройку» — по количеству участников НПО. Был официально зарегистрирован в феврале 1996 года. В 2013 году контроль над фондом перешел к группе O1 Group. Накоплениями управляет УК «ИДжи Кэпитал Партнерс»
На 30 июня 2016 года пенсионные резервы составили 23,86 млрд. рублей, а количество участников приблизилось к отметке в 435 тыс. человек. По данным ЦБ доходность фонда на ту же дату составила 14,66% годовых.
Еще раз. Однозначно не стоит ориентироваться на уровень доходности! Во-первых, хорошая доходность в прошлые периоды не гарантирует ее получение в будущем. Во-вторых, в случае проблем в компании, вернуть свои деньги или перейти в другой НПФ будет крайне сложно. Вот основные критерии отбора, который помогут понять какой лучше выбрать:
Мои постоянные читатели уже знают мое мнение по поводу всей этой идеи с пенсией в РФ: не вкладывать туда ничего сверх того, что отчисляется работодателем!
Вот лишь несколько причин не инвестировать туда личные деньги:
Формировать будущую пенсию я настоятельно рекомендую только через ! На эту тему я уже не раз писал статьи на сайте.
Сейчас все больше людей задумываются о том, чтобы вкладывать деньги в НПФ. Рейтинг 5 лучших фондов в 2017 году поможет понять, в какое учреждение выгоднее и надежнее вкладывать деньги.
НПФ - это особая организационно-правовая форма для некоммерческих организаций, отвечающих за социальное обеспечение (помимо ). Есть несколько законов, регулирующих деятельность таких фондов.
Такая организация практически ничем не отличается от структур государственных. То есть, может заниматься:
Коммерческие фонды для пенсионных вкладов могут относиться к одной из следующих групп.
Компания, основанная в 1994 году. Занимает первое место в рейтинге по ряду причин.
На сайте работает калькулятор, позволяющий оценить будущие накопления.
Один из самых стабильных и надёжных НПФ на территории России. Что подтверждается высоким рейтингом А++. Занимает одну из лидирующих позиций по среднегодовой доходности, которая равна 11,5-12 процентам.
Ещё одно преимущество фонда – возможность для клиентов получить доступ к выкладке не только со структурой размещения пенсионных накоплений, но и инвестиционных инструментов, позволяющих увеличить уровень доходности.
Пенсионные резервы сейчас превышают размер пенсионных накоплений, более чем в три раза. И доходность самих накоплений стабильно превышает уровень инфляции.
Лидер списка со среднегодовой доходностью до 14 процентов.
Клиенты получают следующие преимущества:
Центробанк России полностью контролирует деятельность этого НПФ, что и позволяет ему получить высокий рейтинг А++.
НПФ с высоким уровнем надёжности в А++. Более миллиона клиентов остались довольны услугами этого фонда. Что характеризует его деятельность лучшим образом.
По вопросам размещения пенсионных накоплений организация ведёт строгую отчётность перед своими клиентами. Действует ряд программ не только для индивидуальных пенсионных накоплений, но и для тех, кому интересно повышение эффективности бизнеса.
Сохраняет за собой третью позицию по надёжности среди организаций, получивших лицензию. Обслуживает более двух миллионов клиентов. Совокупный объём накоплений доходит до 72 281 723 рублей. Активно работает на всей территории страны.
Не нужно создавать отдельную классификацию для таких параметров, как количество клиентов или доходность. Но есть ещё абстрактное понятие «надёжности».
Для этого с НПФ заключается договор. Но перед его заключением посетитель должен будет выбрать схему не только выплат, но и внесения денежных средств на счёт. В обязательном порядке надо определиться с:
На вкладчика открывают именной счёт, когда договор становится действительным. Счёт солидарного назначения открывается, если договор заключил работодатель. Для заключения договора нужен совсем небольшой пакет документов:
Фонд самостоятельно распоряжается деньгами, которые вносятся на счёт. Большинство договоров предусматривают минимальный уровень дохода, гарантированный каждому гражданину.
Фонд обязательно компенсирует потери за счёт собственных средств, даже если их вложения не окупают себя. Это значит, что свои деньги клиенты получают назад, в любом случае.
Вкладчик может выбрать два варианта выплат по достижении пенсионного возраста:
При этом подобные выплаты предполагают наличие 13-процентного налога. Им облагаются доходы, заработанные фондом за всё время, пока действовал договор.
Любой клиент имеет право расторгнуть договор ранее указанного в нём срока, если НПФ по каким-то причинам не устраивает. Но у каждого НПФ свои требования в таких ситуациях.
Менять управляющую компанию в виде НПФ можно один раз ежегодно, это право закреплено за всеми гражданами РФ. Но такое решение можно принимать не более раза в год.
Если с момента договора прошло меньше времени – придётся подождать. Или надо написать заявление, в котором клиент указывает, почему он решил обратиться в другой фонд.
Чтобы узнать размер своих накоплений, клиент должен обратиться к представителям самого НПФ, указав свои индивидуальные данные.
Информацию можно получить и через интернет, если нет времени или желания лично навещать офис НПФ.
Достаточно зарегистрироваться на официальном сайте, получив в распоряжение личный кабинет.
Письмо с индивидуальными данными и выкладками приходит на электронную почту. При личном визите в негосударственный пенсионный фонд информацию выдают тем, кто предоставляет паспорт и договор.
В России есть два типа пенсионных фондов - государственный (ПФР) и негосударственные, представленные на рынке в большом многообразии. В чем специфика работы каждого типа учреждений?
В России на данный момент работает только один государственный пенсионный фонд - ПФР. Он представляет собой полностью подчиненную органам власти финансовую организацию, которая входит в бюджетную систему страны и выполняет широкий круг социально-экономических задач, связанных с денежным обеспечением пожилых граждан РФ.
Пенсионный фонд России снабжает пожилых россиян соответствующим денежным обеспечением как за счет накоплений, которые граждане собирают на личных счетах данной организации в течение рабочего стажа, так и посредством инвестирования располагаемых денежных средств в различные прибыльные активы. ПФР при этом взаимодействует с Государственной управляющей компанией и не выстраивает отношений с частными УК.
Для гражданина главное преимущество размещения пенсии в ПФР - надежность. Данный фонд практически не может прекратить свою деятельность, поскольку государство так или иначе будет поддерживать его работу. Функционирование ПФР в достаточной мере прозрачно, принципы начисления пенсии специалисты этого учреждения всегда готовы разъяснить обратившемуся гражданину.
Одним из недостатков размещения пенсии в ПФР можно назвать наличие существенных препятствий для формирования накопительной части пенсии - как раз таки той, что пополняется за счет инвестирования, а также за счет личных взносов гражданина. Вместе с тем страховая часть пенсии при достаточном объеме стажа и зарплаты человека вполне может быть весьма приличной и не уступать соответствующей сумме, сконцентрированной на накопительном аккаунте.
Данного типа организации решают, в принципе, те же социальные задачи, что и ПФР, но при этом их собственность принадлежит частным лицам или корпорациям. Главное направление деятельности НПФ - реализация программ накопительного пенсионного страхования. То есть работа НПФ в преобладающей степени связана с увеличением объема пенсий граждан, которые находятся в юрисдикции соответствующих фондов.
Негосударственные фонды могут взаимодействовать, таким образом, с несколькими управляющими компаниями и выбирать из них ту, которая оказывается способной обеспечить наибольшую прибыльность пенсионных инвестиций.
НПФ юридически независимы от ПФР и органов власти, но контрольный пакет акций в них зачастую принадлежит и госпредприятиям. В этом случае взаимосвязь НПФ и государства все-таки присутствует, и она способна влиять на расстановку приоритетов в деятельности соответствующих фондов.
Главное отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного в том, что ПФР включен в бюджетную систему и полностью подотчетен государству, а НПФ - это частная компания (хотя контрольный пакет ее акций может принадлежать госкорпорации). Данный нюанс предопределяет иные различия между ПФР и НПФ - в частности, в политике инвестирования пенсионных накоплений.
Определив то, в чем разница между государственным и негосударственным пенсионным фондом прослеживается принципиально, зафиксируем основные выводы в таблице.
Гражданам, имеющим российское гражданство, и рожденным после 1967 года, предоставлена возможность обеспечить свою пенсию с максимально выгодными условиями. В результате принятия ряда положений пенсионной реформы с 2002 года все будущим пенсионерам стал доступен выбор пенсионного фонда по своему усмотрению.
Более того, все работоспособные лица имеют право определять величину накопительной и страховой части своей будущей пенсии, влияя таким образом на размер пенсионных выплат в будущем.
Вопросы формирования пенсионных выплат наряду с центральным органом этой системы — ПФР — были доверены и учреждениям негосударственного формата — . Значительно расширившиеся возможности многих плательщиков пенсионных страховых взносов поставили перед выбором — что для них лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный?
Принципы работы обеих категорий пенсионных фондов в основном идентичны. В обоих случаях страхователь переводит установленную сумму взносов для пополнения лицевого счета, который имеется у каждого гражданина.
Однако имеются для обоих видов фондов отличия законодательного и правового характера. Государственная структура полностью зависит от принятых на правительственном уровне решений и также полноценно контролируется федеральными органами. В то же время контроль за работой фондов негосударственного формата осуществляется лишь частично.
При этом в некоторых вопросах НПФ имеют большую свободу в отношении принятия решений.
Для застрахованных лиц значение имеют несколько критериев, составляющих список, определяющий, что лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный. Вот в чем выражаются отличия, играющие ключевую роль в выборе пенсионного фонда:
В то же время и страхователей могут интересовать некоторые вопросы, касающиеся того, что лучше предпочесть — государственный ПФ или фонд негосударственный пенсионного страхования. Интерес страхователей лежит, прежде всего, в области полномочий, предоставленных разным категориями фондов. Это вызвано тем, что фонды пенсионного страхования, выступающие в роли страховщиков, имеют определенные права и даже обязанности в отношении проведения проверок страхователей, регулярности и прозрачности поступления страховых взносов, состояния финансовой документации по выплате взносов. Такие процедуры не доставляют огромного восторга работодателям, и потому им удобнее было бы сотрудничать с максимально лояльными структурами.
Многие десятилетия эта структура развивалась так, чтобы все люди пенсионного возраста могли бы иметь гарантированный пенсионный доход. Причем зачастую самих будущих пенсионеров никто и никогда не спрашивал относительно их приоритетов в вопросах пенсионного обеспечения.
С начала третьего тысячелетия реформирование этой устаревшей системы привело к тому, что уже с 2012 года был изменен алгоритм перераспределения страховых взносов на лицевом номере СНИЛС. Если ранее страхователь уплачивал за каждого своего сотрудника 22% от размера его заработной платы, то теперь это может делать и само застрахованное лицо, что дает возможность обеспечить себе пенсию даже неработающим гражданам.
Пенсионный фонд государственной структуры определенно выигрывает в отношении стабильности своей работы. Все его действия регламентируются на правительственном уровне, что и служит гарантией стабильного и надежного обслуживания граждан.
Однако за такую стабильность застрахованным лицам приходится в некотором смысле платить. Точнее — им приходится жертвовать частью доходности своих пенсионных накоплений. При всей стабильности и гарантиях надежности главный фонд пенсионного обеспечения не может продемонстрировать высокую степень рентабельности. Это вызвано ограничениями в выборе инвестиционных инструментов. ПФР имеет право лишь на небольшую часть из них:
Все эти инструмент могут контролироваться на государственном уровне, что исключает риски рыночного характера. А значит — вкладчик может быть уверен, что его деньги не исчезнут бесследно из государственного фонда, и пенсионные выплаты будут производиться гарантированно. К тому же управлением инвестиционных средств государственного фонда занимается ограниченное число управляющих компаний, и основная доля капитала приходится на государственный субъект «Внешэкономбанк», что в большой степени обеспечивает безопасность средств.
Кроме того, эта структура солидарна с государственной экономической политикой, а само государство несет субсидиарную ответственность перед застрахованными лицами за все действия центрального пенсионного фонда РФ.
Но как бы ни были привлекательны достоинства пенсионной государственной структуры, ее доходность оставляет желать лучшего. На нынешний момент рентабельность пенсионных накоплений в государственном ПФ составляет всего 7,0% годовых. А это никак не может покрывать убытки по инфляции в долгосрочной перспективе.
Но этот, один из немногих недостатков, успешно компенсируется тем, что эти 7% будут гарантированно начислены, а вся сумма — стабильно находиться на лицевом счете. При этом застрахованное лицо может не волновать риск банкротства данного субъекта пенсионной системы страхования или лишение его лицензии.
В прежние времена, когда распоряжение пенсионными накоплениями происходило монопольно посредством государственного фонда, доля страховых выплат составляла 22 процента от полученного застрахованным лицом дохода.
При этом распределение включало перевод накопительной части на счет в размере 16%, и лишь 6% поступало на страховой счет.
Отныне страховая часть пенсии может составлять все 22%, что открывает больше перспектив в плане роста размера пенсионных выплат. Такая возможность предоставляется негосударственными фондами. И это одно из главных их достоинств.
Что касается рентабельности, то она тоже намного выше показателей государственной структуры, и минимальный порог доходности обычно составляет 10% и выше.
Высокая степень инвестиционной рентабельности во многом обусловлена тем, что НПФ не имеют ограничений в выборе инвестиционных фондовых инструментов. Аналогично они обладают большей свободой выбора управляющих компаний, при этом число таких компаний тоже не ограничено. Так соблюдаются принципы диверсификации рисков, что способствует надежности и сохранности пенсионных страховых накоплений граждан.
Неоспоримым преимуществом вкладов в негосударственные ПФ есть наличие договора. В его условиях застрахованное лицо может указать имена правонаследников, которым будет выплачена полностью вся сумма накопительной и страховой частей пенсии в случае его смерти.
К списку рисков при сотрудничестве с этими структурами можно отнести вероятность отзыва лицензии, банкротство вследствие некорректного управления капиталом и прочие риски нерыночного характера.
Однако максимум, что может потерять вкладчик — это некоторую часть процентов. При наступлении подобных рисков государственными структурами создается временное правление, а все клиенты прекратившего деятельность фонда в течение трех месяцев получают свои деньги и могут перевести их в другое учреждение.
Выбирая государственный или негосударственный фонд пенсионного страхования, стоит принимать во внимание собственные приоритеты. Стремление к большей доходности мотивирует обращаться к услугам НПФ, но соображения практичности и надежности диктуют необходимость сотрудничества с государственным фондом.
Только учитывая собственные приоритеты, можно определить, что лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный.