В.В. Шинкарев,
советник государственной гражданской службы РФ II ранга
В.В. Шинкарев
Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ в Налоговый кодекс РФ добавлена ст. 176.1 "Заявительный порядок возмещения налога", которая действует уже год. Согласно ее положениям у налогоплательщиков появилось право получить заявленную к возмещению сумму НДС, не дожидаясь окончания камеральной проверки. С какими проблемами им пришлось столкнуться, читайте в данной статье.
Крупные налогоплательщики в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 176.1 НК РФ могут получить возмещение НДС из бюджета на основании только заявления. В нем налогоплательщик должен отразить обязательство вернуть в бюджет излишне полученные (зачтенные) в заявительном порядке суммы налога (включая проценты), если решение о возмещении в заявительном порядке будет отменено полностью или частично. Однако получить возмещение на основании заявления могут только налогоплательщики, за три предыдущих года заплатившие в бюджет более 10 млрд. руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ в совокупности (письма Минфина России от 29.04.2010 N 03-07-08/142, ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@).
Другим налогоплательщикам для получения возмещения из бюджета до окончания камеральной проверки помимо заявления необходимо представить в налоговый орган банковскую гарантию, призванную обеспечить возврат в бюджет полученных налогоплательщиком в заявительном порядке денежных средств, если решение об "ускоренном" возмещении будет отменено. Согласно п. 8 ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога должна проверить соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пп. 2, 4, 6 и 7 данной статьи. Кроме того, сотрудники налоговых органов должны убедиться в наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принять решение о возмещении либо отказать в возмещении налога в заявительном порядке, приняв соответствующее решение.
Документы для заявительного порядка возмещения НДС
По результатам проверок документов, в т.ч. банковских гарантий, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы, можно сделать выводы об основных проблемных моментах и типовых ошибках для применения заявительного порядка возмещения НДС.
Согласно ст. 368 Гражданского кодекса РФ в силу банковской гарантии банк (гарант) дает по просьбе другого лица - принципала (в рассматриваемом случае - налогоплательщика) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму после представления бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Банковская гарантия должна быть представлена одновременно с налоговой декларацией, где заявлено право на возмещение налога (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Согласно ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не предусмотрено иное. Следовательно, при проверке гарантии необходимо обратить внимание, не содержит ли она дополнительные условия, касающиеся срока ее действия.
Банк, представивший гарантию, должен соответствовать пяти критериям, установленным п. 4 ст. 176.1 НК РФ:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн. руб.;
3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. руб.;
4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
5) отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Информация о том, какие банки соответствуют требованиям НК РФ, размещается на сайте Минфина России в разделе "Налоговая и таможенно-тарифная политика"*1.
_____
*1 http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.
Соответствие банка приведенным в НК РФ требованиям проверяет ЦБ РФ. Если банк не соответствует установленным критериям, Центробанк в течение пяти дней со дня выявления этого направляет информацию об этом в Минфин России.
Следовательно, к проверке самих банков налоговые органы отношения не имеют. Для проверки используются только сведения, размещенные на сайте главного финансового ведомства.
Необходимо отметить: сведения о соответствии банка требованиям НК РФ проверяются на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке. Если после вынесения решения банк перестанет соответствовать установленным требованиям, это не является основанием для аннулирования выданной им банковской гарантии и для отмены вынесенного решения о возмещении НДС в заявительном порядке.
Таким образом, при изучении документов, представленных налогоплательщиком налоговому органу, требуется проверить, включен ли банк в перечень, размещенный на сайте Минфина России, на дату вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке.
Кроме того, п. 3 ст. 176.1 НК РФ обязывает банк не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, направить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика уведомление о факте выдачи банковской гарантии. Порядок такого уведомления определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России.
Проверка банковской гарантии на соответствие нормам законодательства
Налоговые органы проверяют банковскую гарантию на соответствие нормам законодательства.
Текст банковской гарантии должен прямо предусматривать обязательство банка уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении НДС будет отменено полностью или частично (в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ).
Согласно подп. 1 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна быть безотзывной. Это означает, что в гарантии не должны содержаться условия, предусматривающие право банка отозвать выданную гарантию. И это должно быть непосредственно указано в тексте самой гарантии.
В соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна быть непередаваемой.
Статья 372 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Банк вряд ли по своей инициативе предоставит бенефециару право передавать иным лицам права требования по гарантии. Банк также вряд ли сможет без согласия бенефициара передать кому-либо свои обязательства по гарантии.
Однако несмотря на это все установленные НК РФ требования должны быть соблюдены, поэтому условие о непередаваемости банковской гарантии целесообразно прямо указать в ее тексте.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ лицом, которое будет предъявлять требование банку (гаранту), признается налоговый орган, и в случае возникновения судебного спора налоговая инспекция будет выступать в суде как сторона по делу. Поэтому в качестве бенефициара в банковской гарантии должен быть указан налоговый орган, выносящий решение о возмещении НДС. Указание в качестве бенефициара отделения Федерального казначейства РФ, Минфина России или Российской Федерации в лице указанных органов представляется ошибочным.
В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, не предусмотренных указанной статьей. Кроме того, согласно подп. 5 п. 6 ст. 176.1 банковская гарантия должна без каких-либо дополнительных условий допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.
Пункт 21 ст. 176.1 предусматривает: налоговый орган направляет в банк только требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом. Направление в банк каких-либо иных документов НК РФ не предусмотрено, как и передача или представление в банк оригинала самой банковской гарантии.
Банковские гарантии, в которых в качестве условия для исполнения банком требования о выплате денежных средств предусмотрена обязанность налоговых органов представить в банк какие-либо дополнительные документы помимо требования по форме, утв. приказом ФНС России от 07.06.2010 N ММВ-7-8/268@, не соответствуют положениям ст. 176.1 НК РФ.
В форме требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, утв. приказом ФНС России N ММВ-7-8/268@, предусмотрены следующие реквизиты:
Фамилия, имя и отчество, должность и классный чин руководителя налогового органа, наименование налогового органа (либо Ф. И. О.);
ИНН/КПП и адрес налогоплательщика, не исполнившего требование налогового органа;
Дата и номер не исполненного налогоплательщиком требования;
Сумма, подлежащая уплате;
Дата и номер банковской гарантии;
Полное наименование и БИК банка;
Реквизиты счетов (КБК и ОКАТО) для зачисления денежных средств;
Дата, после наступления которой в случае неисполнения данного требования налоговым органом будет реализовано право на бесспорное взыскание сумм. Представление банку в тексте требования иных сведений ст. 176.1 НК РФ и приведенным выше приказом ФНС России не предусмотрено.
Указание в банковской гарантии на необходимость представления банку (гаранту) дополнительной информации, в т.ч. связанной с обстоятельствами нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах или описанием причин направления требования в банк (кроме информации, указанной в утвержденной ФНС России форме требования), расчета истребуемой суммы, а также ссылок на заявление налогоплательщика или его налоговую декларацию не соответствует закону.
Следовательно, наличие в банковских гарантиях, не предусмотренных налоговым законодательством, условий их исполнения или дополнительных обязанностей бенефициара может являться основанием для признания их не соответствующим требованиям НК РФ и вынесения решения об отказе в возмещении НДС в заявительном порядке.
Согласно подп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.
Указание на действие банковской гарантии в течение большего периода времени, чем установлено законодательством, нарушением не является.
В банковской гарантии необходимо установить точные даты начала и окончания ее действия, а не указывать неопределенное событие или период.
Согласно подп. 4 п. 6 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.
Банк обязан выдать гарантию на сумму, заявленную налогоплательщиком к возмещению из бюджета в налоговой декларации, даже если налогоплательщик не вправе применить заявительный порядок на всю сумму НДС, указанную им в декларации. Кроме того, законодательством не предусмотрено предоставление банковской гарантии на часть заявленной к возмещению суммы одним банком и на другую часть - другим банком.
Согласно подп. 5 п. 6 ст. 176.1 НК РФ банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (банка) в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока ее действия.
Поскольку гарантия выдается от имени банка как юридического лица (включая случаи, когда гарантия выдана филиалом банка), по мнению автора, в случае недостаточности средств на корреспондентском счете филиала налоговые органы вправе реализовать право на бесспорное взыскание денежных средств в отношении любого из счетов, принадлежащих банку.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает требования к указанию в банковской гарантии подсудности (наименования суда, в котором будет рассматриваться дело в случае возникновения спора, связанного с исполнением гарантии).
В то же время согласно ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Кроме того, п. 5 ст. 36 АПК РФ предусматривает право на предъявление иска, вытекающего из деятельности филиала или представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, либо в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения его филиала, представительства.
Подсудность, установленная ст. 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Представление налогоплательщиком в налоговый орган составленной банком гарантии, где указан конкретный арбитражный суд, не означает, что налоговый орган выразил согласие на изменение подсудности, установленной ст. 35 и 36 АПК РФ. По рекомендации автора, можно не оговаривать в банковских гарантиях особую подсудность спора, связанного с представлением банковской гарантии.
Проверка полномочий лиц, подписавших банковскую гарантию
Помимо проверки соответствия текста гарантии положениям налогового и гражданского законодательства целесообразна проверка полномочий подписавших ее лиц.
Право подписи договоров и иных документов, предусматривающих финансовые обязательства хозяйственного общества, принадлежит единоличному исполнительному органу юридического лица, т.е. руководителю.
Сведения о лице, являвшемся руководителем банка, на дату подписания гарантии налоговые органы могут получить из ЕГРЮЛ. Факт назначения на должность руководителя подтверждается протоколами собраний учредителей (акционеров, участников), приказом о назначении.
Кроме того, ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено обязательное наличие подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах.
Поскольку банковская гарантия предусматривает финансовые обязательства банка, во избежание возможных судебных разбирательств ее должен подписывать главный бухгалтер банка.
Банковские гарантии, выданные представительствам и филиалам
В письме от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, которое ФНС России довело до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@, Центральный банк РФ сообщил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как выданные самими банками.
Вместе с тем ЦБ РФ обратил внимание на необходимость учитывать круг полномочий лица, подписывающего от имени банка банковскую гарантию.
Поскольку согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, и руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, при проверке гарантии необходимо учитывать, что в учредительных документах должен быть указан филиала банка, выдавший гарантию.
Не следует путать филиал с обособленным подразделением, поскольку термин "обособленное подразделение" используется только для целей постановки на налоговый учет.
Филиал обычно действует на основании положения, где указываются виды сделки, которые он вправе заключать.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Доверенность должна содержать:
Место и дату ее совершения (без этих сведений доверенность признается ничтожной);
Срок, на который выдана доверенность. Если этот срок не будет указан (ст. 186 ГК РФ), она сохраняет силу только в течение года со дня ее совершения. Общий срок доверенности не может превышать трех лет;
Наименование юридического лица, от имени которого выдана доверенность, его ИНН, место нахождения, фамилия, имя, отчество руководителя банка или другого лица, уполномоченного подписывать доверенность и (в указанном случае) основания полномочий и реквизиты документов, подтверждающих такие полномочия;
Сведения о представителе - физическом лице (должность, место жительства, паспортные данные);
Перечень действий, на совершение которых уполномочен руководитель филиала (в их числе должно быть указано право на выдачу банковских гарантий на указанную в гарантии сумму). Одновременно с проверкой документов банковской гарантии налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 176.1 НК РФ должен установить, имелась ли у налогоплательщика недоимка по налогам или задолженность по пеням и (или) штрафам.
Если в результате проверки будет установлено соблюдение всех требований законодательства, через пять рабочих дней налоговым органом будет вынесено решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.
В случае отказа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, учитывая, что п. 2 ст. 176 НК РФ предусматривает одновременное представление декларации по НДС и банковской гарантии, право на получение из бюджета возмещения НДС в заявительном порядке может быть реализовано после устранения выявленных недостатков и представления новой (уточненной) налоговой декларации, одновременно с которой и будет представлена гарантия банка.
Комментарий к Письму Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-08/168 «Об отсутствии оснований для уведомления налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения НДС»
Банки выдают налогоплательщикам гарантии для применения заявительного . Обязанность уведомлять банки об освобождении от обязательств по этой гарантии возложена на налоговые инспекции. В обнародованном Минфином России Письме от 04.07.2012 N 03-07-08/168 указано, что единственным поводом для направления такого уведомления является отсутствие у налогоплательщика выявленных нарушений по результатам камеральной проверки его декларации.
Заявительный порядок (ст. 176.1 НК РФ) в отличие от обычного порядка (ст. 176 НК РФ) предусматривает возмещение НДС налоговой инспекцией налогоплательщику до окончания камеральной проверки соответствующей налоговой декларации при соблюдении определенных условий. Напомним, что камеральная проверка проводится инспекцией в течение трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Одним из условий досрочного возмещения НДС является предоставление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, в которой НДС предъявлен к возмещению, действующей безотзывной банковской гарантии. В этом случае банк гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученного им (зачтенного ему) в заявительном порядке, если по результатам у налогоплательщика выявят нарушения и досрочное возмещение НДС будет полностью или частично отменено (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Такая банковская гарантия предоставляет возможность применить заявительный порядок возмещения НДС налогоплательщикам, не относящимся к категории крупнейших, которым банковская гарантия не нужна при соблюдении других условий, установленных пп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ для досрочного возмещения НДС.
Инспекция примет гарантию только от банка, включенного в особый перечень, который ведет Минфин. Этот перечень подлежит размещению на сайте этого министерства в сети Интернет (п. 4 ст. 176.1 НК РФ).
Банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков принимаются налоговыми инспекциями как банковские гарантии, выданные самими банками (Письмо Банка России от 01.06.2010 N 04-15-7/2630, доведено до инспекций Письмом ФНС России от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@).
С 1 января 2012 г. налогоплательщик представляет в инспекцию банковскую гарантию (если таковая необходима) в те же сроки, что и заявление об "ускоренном" возмещении НДС (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).
Если НДС налогоплательщику уже возмещен в заявительном порядке и камеральная проверка завершилась без замечаний, то налоговая инспекция должна в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки сообщить налогоплательщику в письменной форме о ее окончании и об отсутствии выявленных нарушений. А банку-гаранту не позднее следующего дня после отправки указанного сообщения налогоплательщику инспекция направляет письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
В комментируемом Письме подчеркнуто, что подобная ситуация - единственный повод для направления налоговой инспекцией такого письменного заявления в банк-гарант. В иных случаях уведомление инспекциями банков, выдавших банковские гарантии налогоплательщикам в рассматриваемых целях, нормами НК РФ не предусмотрено.
Налоговые органы могут отказывать налогоплательщикам в возмещении НДС в заявительном порядке из-за несоблюдения его условий по формальным признакам. Это не мешает в случае успешного окончания камеральной проверки возместить налогоплательщику НДС в обычном порядке, установленном ст. 176 НК РФ (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).
Отказать в досрочном возмещении НДС налоговая инспекция может, например, если:
В случае такого отказа банковская гарантия становится бесполезной. Но Налоговым кодексом (ст. 176.1 НК РФ) не предусмотрена обязанность налоговой инспекции уведомлять банк-гарант об освобождении от обязательств по такой гарантии.
Досрочное возмещение налогоплательщику НДС не влияет на ход камеральной проверки его декларации, которая идет своим чередом.
Сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, может превысить сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки. В этом случае налоговая инспекция принимает решение об отмене предыдущего решения о возмещении суммы налога (или о зачете ее в счет задолженностей налогоплательщика), а также решение о возврате (полностью или частично) этой суммы налога как неправомерно предъявленной к возмещению (к зачету) (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).
Кроме того, принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в таком привлечении (п. 14 ст. 176.1 НК РФ).
Одновременно с сообщением о принятии указанных решений инспекция направляет налогоплательщику требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм.
В данном случае банковская гарантия - это способ обеспечения уплаты налогоплательщиком (принципалом) налоговому органу (бенефициару) указанной денежной суммы. Банк-гарант обязуется заплатить налог вместо принципала по представлении ему бенефициаром письменного требования об уплате (ст. ст. 368, 369 ГК РФ).
Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения (п. 20 ст. 176.1 НК РФ). Если он выполнит это условие, то "страховка" банка может не пригодиться.
Если налогоплательщик не расплатился, то налоговики на следующий день по окончании срока удовлетворения требования, направленного налогоплательщику, направляют банку-гаранту требование расплатиться за налогоплательщика.
Банк-гарант вправе в порядке регресса потребовать от налогоплательщика возместить деньги, уплаченные налоговому органу по банковской гарантии (но не санкций за нарушение самим банком требований ст. 176.1 НК РФ). Это право, а также сумма, подлежащая возмещению гаранту, определяются его соглашением с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (ст. 379 ГК РФ).
Как уже отмечалось, предоставивший банковскую гарантию налогоплательщик может уплатить излишне полученные в заявительном порядке суммы НДС, а также пени и штрафы. Они указываются в требовании налоговой инспекции, составленном по результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения. В такой ситуации, как разъяснено в комментируемом Письме, у налоговой инспекции отсутствует обязанность уведомлять банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.
Срок действия банковской гарантии, выданной для целей применения заявительного порядка возмещения НДС, должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (пп. 3 п. 6 ст. 176.1 НК РФ).
Выдача банковской гарантии является банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). За эту операцию банку-гаранту уплачивается вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Стоимость этой услуги зависит от ряда обстоятельств, включая срок предоставления гарантии, и составляет в среднем от 1 до 10% суммы гарантии.
Перечень условий прекращения банковской гарантии установлен ст. 378 ГК РФ. К ним относятся:
Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378 ГК РФ, не зависит от того, возвращена ли ему гарантия.
Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала (п. 2 ст. 378 ГК РФ).
Как мы выяснили, налогоплательщик, чтобы не платить лишнего, может быть заинтересован в сокращении срока действия банковской гарантии, ставшей бесполезной, в разных ситуациях. Однако в силу положений ст. 176.1 НК РФ налоговая инспекция (бенефициар) обязана обеспечить прекращение действия банковской гарантии (направить банку-гаранту письменное заявление об освобождении его от обязательств) только в одном из рассмотренных выше случаев, а именно если камеральная проверка декларации по НДС завершена успешно.
Причем эта обязанность появилась у налоговиков только начиная с 1 января 2012 г. благодаря поправкам, внесенным в ст. 176.1 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Данное обстоятельство подчеркнуто в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2011 N А32-34406/2010. В ситуации, рассмотренной судом, налогоплательщику было накладно платить за банковскую гарантию 2% от ее суммы в месяц до февраля 2011 г., поскольку уже в августе 2010 г. общество получило сообщение инспекции об успешном завершении камеральной налоговой проверки декларации без замечаний. Договором банковской гарантии было установлено, что период для расчета процентов (банковской комиссии) может прерываться в случае возврата гарантии до истечения срока ее действия. Поэтому налогоплательщик просил налоговиков вернуть гарантию банку. Но ему было отказано в просьбе. Суд поддержал налоговиков, сославшись на действующее в спорном периоде законодательство.
Арбитражная практика свидетельствует о том, что возможность прекращения обязательства по банковской гарантии имеется и в случае, если гарантия не пригодилась из-за отказа налогоплательщику в применении заявительного порядка.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N А52-3118/2010 рассмотрен следующий спор налогоплательщика и банка с налоговой инспекцией.
В целях выполнения условий применения заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщик в июле 2010 г. представил в инспекцию банковскую гарантию сроком действия по 31 марта 2011 г. В обеспечение гарантии налогоплательщик заложил банку свое имущество по договору об ипотеке.
Инспекция приняла решение об отказе налогоплательщику в возмещении суммы НДС, предъявленной к возмещению в заявительном порядке. Оспорить это решение в судебном порядке ему не удалось. Тогда налогоплательщик в августе 2010 г. обратился в инспекцию с просьбой отказаться от своих прав по банковской гарантии путем направления в адрес банка заявления об освобождении его от обязательств по выданной банковской гарантии, а также возвратить оригинал банковской гарантии гаранту. Инспекция отказала в этой просьбе.
Налогоплательщик обратился к банку с заявлением о возврате уплаченной ему комиссии за предоставление банковской гарантии и о снятии обременения с заложенного имущества. Банк тоже отказал налогоплательщику.
Тогда налогоплательщик обратился в суд с иском к инспекции об обязании ее направить в адрес банка письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии.
Судьи заявили, что перечень условий для прекращения банковской гарантии не исключает возможность ее прекращения по общим правилам прекращения обязательств, установленным гл. 26 ГК РФ.
Согласно ст. 417 ГК РФ если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Бенефициар (инспекция) не может отказаться от своих прав по банковской гарантии по просьбе принципала (налогоплательщика). Вместе с тем в связи с принятием инспекцией решения об отказе в применении заявительного порядка обеспечительное правоотношение не возникло. Это решение является актом государственного органа, на основании которого обязательство по банковской гарантии прекращено в силу п. 1 ст. 417 ГК РФ.
Таким образом, окружной суд отказался обязывать инспекцию направить банку письменное заявление об освобождении его от обязательств по банковской гарантии. Тем не менее, по мнению суда, эти обязательства прекращены на основании решения налогового органа об отказе налогоплательщику в применении заявительного порядка.
Тогда банк обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора этого дела. В Определении от 24.08.2011 N ВАС-11102/11 высшие арбитры подтвердили, что обязательство по банковской гарантии прекращено ввиду невозможности исполнения обязательства. Отказав обществу в возмещении сумм НДС, инспекция не воспользовалась банковской гарантией, следовательно, требование об обязании инспекции отказаться от не возникшего у нее права не основано на законе. В передаче дела в Президиум ВАС РФ банку было отказано.
Порядок налогового учета расходов клиента банка и зеркального учета доходов банка при предоставлении банковской гарантии в случае, если размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы гарантии, относится к разряду спорных вопросов.
Судебная практика по этому вопросу пока не сформировалась. А письменные разъяснения чиновников бывают противоречивыми.
Так, в Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7 отмечено, что расходы на оплату услуг банков, связанных с производством и (или) реализацией, относятся на прочие расходы (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а в остальных случаях - на внереализационные расходы (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Если по условиям договора о предоставлении банковской гарантии размер комиссионного вознаграждения банку установлен в процентах от суммы поставляемой продукции, то для целей налогообложения прибыли такие расходы приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам. Особенности налогообложения указанных расходов установлены ст. 269 НК РФ. Напомним, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам являются нормируемыми.
Аналогичное (в зеркальном порядке) определение доходов банка в виде вознаграждения за выдачу гарантии в процентах годовых с учетом срока действия гарантии и гарантируемой суммы дано в Письме Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/92. Такие доходы учитываются как доходы в виде процентов по долговому обязательству.
Позже вышли письма с иной трактовкой доходов и расходов по договору банковской гарантии.
В Письме Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/1/4 сказано, что если банковская гарантия оплачивается за первый год единовременно, а за второй год поквартально, то расходы клиента банка учитываются равномерно в течение срока, на который приобретается гарантия .
Вывод о равномерном распределении расходов клиента банка в виде платы за предоставление банковской гарантии, приобретаемой в целях обеспечения выполнения обязательств по договору в течение срока, на который приобретается гарантия, содержится и в недавнем Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-03-06/4/75.
В Письме финансистов от 17.07.2012 N 03-03-06/1/338 даны аналогичные (в зеркальном порядке) разъяснения о налоговом учете банком его доходов от операций по предоставлению банковской гарантии. Такие доходы необходимо учитывать равномерно в течение срока действия банковской гарантии (оказания услуги) независимо от фактического поступления денежных средств
.
Сентябрь 2012 г.
В последнее десятилетие не раз поднимался вопрос о том, что так называемые «оборотные» налоги оказывают серьезное негативное воздействие на развитие бизнеса. Основной проблемой для многих предпринимателей стала очень сложная и длительная процедура возврата налога на добавленную стоимость. В какой-то момент властями было принято решение сократить срок проверки налоговых деклараций, но это не решило проблемы. Денежные ресурсы, затраченные на НДС, большинство фирм были вынуждены возмещать за счет кредитов.
В результате длительных обсуждений, властями было принято решение предельно упростить возврат налога на добавленную стоимость. Теперь возврат НДС может произойти за 14 дней. Для того, чтобы воспользоваться этим правом, налогоплательщику нужно предоставить банковскую гарантию на полную сумму налога.
Но возвращает банковская гарантия НДС не всегда. К банковской гарантии для заявительного возврата НДС предъявляются особые требования. Такая банковская гарантия должна быть непередаваемой и безотзывной, срок её действия должен быть не менее 8 месяцев со дня подачи декларации. К тому же в договоре должно быть прописано, что, в случае неисполнения требований, вся сумма списывается со счета гаранта. К тому же гарантом могут являться только банки, входящие в список Минфина Российской Федерации.
Гарантию на возврат НДС получить совсем несложно. Процесс получения гарантии схож с процессом получения кредита. Заявление на получение гарантии пишется на имя руководителя банка. К заявлению прилагается пакет документов, необходимых для получения гарантии, а также налоговая декларация.
После получения банковской гарантии, она предоставляется в налоговый орган вместе с налоговой декларацией и заявлением на возврат налогов. Правильно оформленная банковская гарантия НДС возвращает за 14 дней с момента подачи заявления. После получения налоговой декларации налоговый орган проводит проверку. Проводится она в течение 3-х месяцев. Если выясняется, что возмещенная сумма НДС выше той, которая должна быть возвращена, то решение о возврате отменяется. В таком случае налогоплательщик обязан вернуть денежные средства в бюджет. Если он этого не делает, то деньги взыскиваются с банка-гаранта.
Банковская гарантия на сегодняшний день очень востребована при оформлении коммерческих и государственных контрактов. Делает ли банковская гарантия обеспечение контракта более надежным? Судя по всему, делает, так как сложно придумать иную причину, по которой большинство предприятий предпочитает в качестве обеспечения договоров применять именно банковскую гарантию.
Возврат НДС (зачет НДС) может осуществляться в заявительном порядке до завершения проверки налоговой декларации , в которой заявлено право на возмещение НДС, в случае предоставления вместе с налоговой декларацией по НДС действующей банковской гарантии.
Банковская гарантия должна предусматривать обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы НДС, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения НДС в заявительном порядке, если решение о возврате НДС (зачете НДС) в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения , который ведется Минфином РФ на основании сведений, полученных от ЦБ РФ.
Б анк должен удовлетворять следующим требованиям :
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций в течение не менее 5 лет;
2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн. руб;
3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. руб;
4) соблюдение обязательных нормативов на все отчетные даты в течение последних 6 месяцев;
5) отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.
Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям :
1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;
2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены НК РФ;
3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 8 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению;
4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы НДС, заявляемой к возмещению;
5) банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.
www.nds-nalog.ru
свернуть ▲
В течение 5 дней со дня получения данного поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством РФ и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Условия банковского гарантирования предусматривают уплату за клиента налога, который зачитывается ему сверх требуемого возврата НДС. Возмещение производится по такому принципу:
Порядок возмещения имеет подготовительный этап и процесс рассмотрения дела. На первом этапе ведется проверка документации, которая подтверждает право клиента на возмещение, подготавливается документация для разбирательств в суде, оформляется налоговая декларация.
В обязательном порядке проверяется подлинность и правильность всех печатей, что позволяет сэкономить время в дальнейшем.
НДС и банковские гарантии
Банковская гарантия в обязательном порядке предвидит возврат по выплатам НДС. Однако клиенту стоит предварительно узнать, входит ли банк в список Минфин по выдаче гарантий. Для ведения дела необходимо обратиться к профессиональному юристу, который сопровождает клиента на всех этапах ведения процедуры.
Список лиц, которые имеют право на возмещения по НДС:
Денежные ресурсы, которые заторачиваются на НДС, клиенты возмещают за счет кредитных средств. Поэтому возврат налога на добавленную стоимость был упрощен. Но банковская гарантия не всегда предполагает такое возмещение. Она должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок действия гарантирования должен быть не менее 8 месяцев. К тому же договор должен подтверждать, что в случае невыполнения обязательств вся сумма списывается со счета банка-гаранта.
Если банковская гарантия оформляется правильно, то сумма дополнительной стоимости возвращается за 14 дней с того момента, когда была подана заявка.
Заявитель как владелец банковской гарантии после подачи декларации в течение пяти дней отправляет прошение о возврате НДС. Если нет четко установленной формы бланка такого прошения, то бумага оформляется в свободной форме. Обязательно необходимо указывать реквизиты по банковскому счету. Именно на него будут переведены средства по возмещению. После этого за пять рабочих дней инспекторы принимают решение о возврате по выплатам на дополнительную стоимость. Об официальном решении заявителя уведомляют в письменной форме.
Если же на момент оформления заявления компания имела недоимки по налоговым выплатам или штрафам, то возмещение НДС может пойти в счет этих долгов. Такие решения имеют форму ускоренных и принимаются одновременно с положительным ответом по возмещению. Тогда возврату подлежит только остаток средств после перекрывания недоимок.
Поручения по возврату налогов отправляются инспектором на следующий же рабочий день после вынесения позитивного вердикта для владельца гарантии. Для перечисления необходимой суммы казначейство имеет пять дней. В том случае, если эти сроки нарушаются, то с 12 дня начисляются проценты на возвращенную сумму налогов на стоимость будет влиять ставка рефинансирования. При этом закон не определяет максимальную сумму одной и всех гарантий, выданных банком.
Решение о возврате может быть отменено, если сумма НДС превышает возмещенную. Это решение касается камеральной проверки. Тогда компания обязуется вернуть денежные средства в бюджет, на что ей также предоставляется пять дней. Также фирма вносит проценты за пользование бюджетными активами. Для этого назначается двукратная ставка рефинансирования на действующий период.
Ниже приведено видео по теме статьи об НДС :
Сумму НДС, которая надлежит возврату, умножают на удвоенную ставку рефинансирования. Потом полученную стоимость разделяют на 365 дней и умножают на то количество дней, сколько использовались бюджетные средства. Если в этот период действовали разные ставки рефинансирования, то проценты начисляются отдельно по каждой ставке. Полученные величины суммируются и дают полную сумму возврата средств в бюджет. Такие затраты фирма или компания не может учитывать, как расход при расчетах налога на прибыль, а идут отдельной статьей затрат.
Дополнительной проблемой по возмещению НДС может стать уточнение декларации или продление сроков действия гарантирования. Тогда фирма может получить отказ от инспектора. Решение мотивируется в этом случае тем, что банковская гарантия не должна подвергаться внесению изменений и корректив.
garantiibanka.ru
В современной бизнес-сфере проблема необоснованных отказов в возмещении НДС тревожит владельцев многих российских фирм и компаний. В большей части проваленных дел виновата презумпция виновности. Что же представляет собой банковская гарантия на возмещение НДС и каковы этапы ее оформления.
Прежде чем обращаться за помощью к банку, стоит подробнее узнать про него:
Консультация юриста, а лучше постоянное его присутствие рядом будет очень кстати. Вопрос достаточно сложный и требует специфических знаний.
Лица, имеющие право на возмещение НДС:
В гарантии должны быть предусмотрены обязанности финансово-кредитного учреждения об уплате за клиента налога, зачтенного ему сверх требуемого вследствие возврата НДС в заявительном режиме, и в случае решения о возврате НДС, заявленного к возврату, в заявительном режиме будет частично или в полной мере отменено.
Банковская гарантия возврата НДС предусматривает два варианта возмещения:
Порядок возмещения налога:
Этап очень важный. Нужно перепроверить наличие всех бумаг, печатей, правил оформления несколько раз. Это сэкономит время в дальнейшем.
Результата возможно два: дело закончилось положительным результатом; получен отказ.
Если вы не сильны в юридических и банковских вопросах, то ответ однозначный – обязательно нужно. Тот же ответ будет для лиц сильно занятых, которые не могут лично присутствовать на деле. В подобной бумажной волоките можно попросту запутаться. Нужен практический опыт в таких вопросах.
Какие плюсы в том, что будут использоваться услуги юристов:
Со стороны будет казаться, что дело идет само собой, без личного участия заявителя. С него потребуются лишь оплата услуг.
Примерный диапазон оплаты услуг, в зависимости от суммы НДС (сумма НДС в рублях – стоимость услуг в рублях):
Стоит отметить, что с малыми суммами лучше разобраться самому, иначе полученные деньги в основном уйдут на оплату услуг привлеченных юристов. А вот с большим оплаченным налогом следует обратиться за помощью. Хорошие фирмы предоставляют гарантии и дают возможность произвести оплату несколькими способами.
Способы оплаты (от более выгодного к более затратному):
до 1 млрд. рублей в Москве
Оставьте заявку и получите консультацию лицензированного юриста БЕСПЛАТНО
На консультации вы узнаете об особенностях различных видов банковских гарантий, в каком банке взять гарантию, рассчитаете стоимость по 31 банку и выберете подходящий тариф.
Наши партнеры — самые надежные банки
У нас в партнерах имеются самые надежные и известные организации, такие как: Сбербанк, УралСиб, ВТБ, Совкомбанк, ЛокоБанк, БинБанк, Райфайзен и т.д.
За вами закрепляется персональный менеджер-юрист, который будет доступен вам на протяжении всего нашего сотрудничества. Он ответит на все ваши вопросы и поможет в случае сложностей с выплатами кредита
Вы получите гарантию, как минимум, по той же цене, что и в банке. А в ряде случаев дешевле, чем если вы обратитесь в банк самостоятельно. (За счет того, что брокер обеспечивает банку «поток» клиентов)
Гарантия за 3 дня без задержек!
Зачастую банковским служащим свойственно затягивать процесс выдачи банковской гарантии. В последний момент вы можете не пройти проверку СБ. Брокер работает сразу с 3-5 банками, и риск внезапного отказа практически исключен.
От вас требуется минимальный набор документов и электронная подпись. Все необходимые документы мы заполним за вас. Так же подготовим все документы для бенефициара
Мы работаем без мелких шрифтов и скрытых комиссий. Оформляем гарантии согласно всем требованиям Ф.З.-44 , Ф.З.-223 и Ф.З.-185
Банковская гарантия на возврат НДС ускоряет процесс возвращения средств предприятию, которые были отчислены в бюджет государства в качестве налога на добавленную стоимость. Такое возмещение оговаривается законодательно и подкрепляется документально.
Если производить возврат средств без участия банка, срок от подачи заявки до получения занимает от 3,5 месяцев. Банк осуществляет возврат за три недели.
Однако существует возможность, что Государственный комитет не подтвердит право на возврат средств полностью или частично. В таком случае банк выступает гарантом перечисления средств обратно в казну. Специалисты Единого центра поддержки бизнеса пройдут с вами все этапы подачи документов и заключения договора.
Банковский юрист/Ген. директор
Опыт работы – 17 лет
Опыт работы – 14 лет
Опыт работы – 12 лет
Опыт работы – 7 лет
Перечень документов, необходимых для предоставления банковской гарантии может быть разным у разных банков. Обычно в их список включены следующие:
Если Вы хотите оценить свои возможности получения банковской гарантии, то проанализируйте соответствие Вашей компании следующим пунктам:
Поскольку, наше партнерство связано с разными банками – эти правила могут несколько отличаться у разных банков.
Чтобы получить положительное решение на банковскую гарантию от банка, необходимо отправить на наш адрес по электронной почте или факсу:
Чтобы определить денежную сумму банковской гарантии, на которую Вы можете рассчитывать, необходимо произвести расчеты:
Возможно, в случае, когда документы на получение банковской гарантии будут подписаны электронной цифровой подписью. Только тогда вы можете лично не присутствовать в банке для получения гарантии.
Возможно, поскольку наша география обширна, мы сотрудничаем со многими банками России, выдающими банковские гарантии на всей территории страны.
В перечне наших услуг есть такой пункт. Мы учитываем пожелания наших клиентов и находим взаимоудобные варианты оформления банковской гарантии.
до 1-го млн. – от 10 до 39 тыс.* рублей (3-6% годовых)
до 5-20 млн. – от 130 тыс.* рублей (2,5-5% годовых)
> 70 млн. – Индивидуальное рассмотрение* (от 1% годовых)
до 5-20 млн. – от 240 тыс.* рублей (2,5-5,2% годовых)
до 20-70 млн. – Индивидуальное рассмотрение* (от 2% годовых)
до 20-70 млн. – от 400 тыс.* рублей (2,2-5% годовых)
до 1-го млн. – от 22 до 100 тыс. * рублей (4,5-6% годовых)
до 20-70 млн. – от 780 тыс.* рублей (2-5% годовых)
до 1-го млн. – Индивидуальное рассмотрение* (4-6% годовых)
до 1-5 млн. – Индивидуальное рассмотрение* (от 3,5-5,5% годовых)
до 5-20 млн. – Индивидуальное рассмотрение* (от 2,5% годовых)
* Точная стоимость зависит от:
Банковская гарантия - это документально заверенная гарантия банка оплатить работу или услугу Вашим партнерам (бенефициарам), в случае, когда Ваша компания (принципал) по объективным причинам не сумеет реализовать свои обещания перед бенефициаром.
Банковская гарантия выступает, как защитник статуса компании. Она является гарантом для партнера на основании регулирующих трехсторонних взаимоотношениях. Банк-гарант за фиксированную плату является гарантом выполнения условий заключенного договора перед принципалом. Разрешение на предоставление данной услуги есть не у всех банков. Познакомиться со списком банков-гарантов можно на сайте Министерства финансов РФ.
Часто предприниматели не видят разницы между тендерным займом и банковской гарантией. Займ – это свершившаяся процедура кредитования, а банковская гарантия – это гарантийный документ, подтверждающий платежеспособность юридического лица.
Многие предприниматели мелкого и среднего звена не могут вывести средства из оборота, поскольку это может сказаться на качестве их предпринимательской деятельности. Средства на обеспечение участия в торгах можно оформить в качестве займа в банке или в компании микрофинансового уровня.
Тендерный займ на получение контракта выгоден также участникам аукциона, как и его организаторам, то есть непосредственным заказчикам. Наибольшее количество участников в аукционе предлагает заказчикам больший выбор среди компаний исполнителей.
Тендерный займ выдается на небольшой срок, не более 90 дней. Данный вид кредитования предусматривает ставку в среднем от 17 до 20% по завершении аукциона по условиям договора по данному займу. Он должен быть погашен сразу после завершения торгов (2-3 дня).
Любая компания для участия в торгах может оформить тендерный займ или тендерный кредит. Главная разница между этими финансовыми услугами – займодавец.
Тендерный кредит оформляется только банками. На рассмотрение, одобрение и выдачу данного кредита достаточно 2-3 недели. Процент тендерного кредита намного ниже, чем процент тендерного займа. При этом, не каждое юридическое лицо может получить тендерный кредит от банка. Банк серьезно подходит к платежеспособности каждого клиента, проверяет кредитную историю, финансовые возможности заемщика.
Тендерный займ выдается в течение 1-3 дней организациями микрофинансового уровня и фондами инвестиционного направления.
Получить тендерный займ намного проще, чем кредит, но процентные ставки здесь намного выше. Платежеспособность и кредитная история не проверяются, и кредитный займ может получить, буквально, каждый заявитель.
Не все запросы на получение банковской гарантии успешно заканчиваются. Банк основательно рассматривает предоставленные заказчиком документы. И даже в течение одного дня может произвести анализ и принять решение в пользу или нет выдачи банковской гарантии.
Каждый банк самостоятельно избирает методы проверки данных, предоставленных на получение банковской гарантии. Все технологии проверки платежеспособности и достоверности сведений соискателя многократно апробированы, и для банка не составит большого труда найти подвох в предоставленной отчетной документации.
1) Ложность поданных данных соискателем
Для получения банковской гарантии заявитель предоставляет в банк папку документов, перечисленных выше: бухгалтерские и финансовые отчеты за определенный период, данные об организации, документы учредительного характера. Банком рассматривается не только предоставленная соискателем информация и данные о собственнике компании, его кредитная история. А также данные об участии физического лица в компаниях такого направления и об исходе данного проекта. В случае неблагонадежности, банк отказывает заявителю.
При выявлении банком ложных сведений, намеренно искаженных соискателем, банк отказывает в выдаче гарантии. Даже ошибки формального характера являются основанием для отказа.
Выявленные неточности, например, в расчетах или показателях, тоже играют против заявителя. В этом случае, банк может предложить оформить гарантию с дополнительным обеспечением в форме залога или депозита.
Главный договор между двумя сторонами (заказчиком и исполнителем) также досконально изучается банком, поскольку в нем могут быть также несоответствия, которые не смогут обеспечить этот контракт. Пример: исполняющая сторона не имеет лицензии на заявленную деятельность или срок лицензии заканчивается. Также он должен полностью соответствовать требованиям, указанным в условиях тендера.
2) Расхождения между финансовыми показателями и требованиями банка
При анализе финансовой документации банк соотносит основные активы компании с той суммой, на которую берется банковская гарантия. В случае, когда компания намного преувеличивает свое обязательство в соотношении со своими активами, банк скорее всего откажет в предоставлении гарантии, поскольку это является прямым риском для самого банка.
Важен и имидж компании, ее репутация на рынке сферы ее деятельности. Если компания стабильно развивается из года в год, то она не будет рисковать своими средствами, подписывая контракты, превышающие ее возможности. Продуманное планирование деятельности компании дает ей шанс на получение банковской гарантии.
3) Несоответствие требованиям банка для получения гарантии
В случае, когда компания молодая, функционирует меньше года и не проявила себя в различных рыночных ситуациях, то банк откажет в выдаче гарантии. Для того, чтобы выявить настоящие цели компании-соискателя, требуется анализ ее деятельности за более длительный срок.
Отсутствие полного пакета необходимой документации – повод для отказа банка. Отсутствие дополнительных финансовых средств или имущества, которые бы гарантировали банку платежеспособность соискателя, значительно уменьшают шансы на получение гарантии.
Банки очень строго оценивают настоящее положение дел компании-заявителя, поскольку положение любой, даже самой надежной компании, в рыночных условиях может быстро измениться, банки идут в направлении минимизации рисков. Если документы будут противоречивыми или неправильно оформленными, это повод для отказа получения банковской гарантии.
В соответствии с действующим налоговым законодательством компании, закупающие продукцию у поставщиков, выплачивают НДС (налог на добавленную стоимость) с суммы закупки. В том случае, если эта же фирма реализует товарную продукцию или услуги, она платит НДС со стоимости товара или услуг. Разница между оплаченным НДС с закупок и от реализации подлежит возврату организации из бюджета.
Процедура возврата НДС предполагает:
Получить причитающиеся денежные средства от возврата налога возможно и до окончания камеральной проверки. Для этого предприятию необходимо получить банковскую гарантию на возврат НДС. В соответствии с действующим законодательством гарантия банка на возврат НДС выглядит как документация, подтверждающая обязательства банковской организации по исполнению налоговых обязательств.
Основные положения, касающиеся понятия банковской гарантии, закреплены в ст. 74.1 НК РФ. Заявительному порядку возмещения НДС посвящена ст. 176.1 НК РФ. Кроме того, процедуру применения рассматриваемой гарантии от банковской организации разъясняют отраслевые письма профильных министерств и ведомств.
В схематичном приближении процедура возмещения (зачета) НДС через гарантийные обязательства выглядит так:
При положительном итоге происходит либо зачем сумм налога, либо его возврат на указанный в заявлении счет.
Правила, которым должна соответствовать гарантия по возврату НДС от банковского учреждения, следующие:
Актуальный список банков-гарантов на интересующую дату можно узнать на сайте Минфина по адресу: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/.
Суть заявительного порядка возмещения НДС с банковской гарантией состоит в том, что возвращение (зачет) сумм налога осуществляется до завершения по сданной налоговой декларации проверочных мероприятий по специальному заявлению налогоплательщика.
Субъекты, имеющие право на такой порядок возмещения НДС, перечислены в ст. 176.1 НК РФ. В их число входят также лица, предъявившие одновременно с налоговой декларацией непросроченную банковскую гарантию по НДС.
Прошение о применении заявительного порядка возмещения налога должно быть подано не позже 5 дней с даты подачи декларации. В заявительной документации налогоплательщик указывает счет, куда могут быть возвращены излишки полученных (зачтенных) сумм по НДС.
Положительное решение по заявительному порядку возврата (зачета) НДС является основанием для проведения указанных действий. Отказ же не влечет изменения сроков и порядка проведения проверочных мероприятий по поданной декларации, возмещение налога будет произведено по окончании проверки.
Таким образом, получение банковской гарантии по НДС является первым шагом к ускоренному возмещению (зачету) сумм НДС до окончания проверочных мероприятий по декларации и вместе с тем гарантирует налоговой службе возврат налоговых выплат, если по результатам камеральной проверки будут выявлены излишки перечисленных налогоплательщику сумм.
На данный момент заключение банковской гарантии дает возможность быть уверенным, что при наступлении форс- мажорной ситуации или ликвидации предприятия, заявитель получит компенсацию.
Это относительно новый продукт, предлагаемый всеми финансовыми учреждениями при оформлении особо крупной сделки. Этот новый продукт произвел фурор на экономическом рынке и быстро приобрел популярность среди всех компаний.
Под банковской гарантией понимается способы обеспечения исполнения данных обязательств, при котором кредитная организация выступает гарантом уплаты компенсации в случае ликвидации или невыполнения обязательств иной стороной.
Действующая статья 176.14 Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет всем физическим и юридическим лицам, которые уплачивают в государственный бюджет НДС, получить право на возмещение такого рода платежа.
Этот легкий порядок получения денежных средств имеет массу преимуществ, самым главных из которых является возможность срочного пополнения оборотного актива. Это позволяет не потерять деловую хватку и активность на соответствующей нише.
Именно это позволяет банковской гарантии быть популярной среди широкого населения. Но несмотря на такие преимущества, к желающим получить возмещение предъявляются ряд требований, которые должны исполняться.
Усугубляется это тем, что в законодательстве не прописаны нормы заявления и поэтому нововведения пока не имеют завершенный характер. Все пробелы пополняются постепенно, что негативно отражается на активах предприятий.
Банковская гарантия на возврат НДС по статистике занимает лидирующую позицию. Образец такого документа можно получить в любой кредитной организации или иных компаниях, предоставляющих такого рода услугу.
Правом на получение банковской гарантии вправе воспользоваться несколько категорий организаций.
К первой категории можно отнести только крупные компании, у которых уплаченный налог за прошедший налоговый период составляет не менее 10 миллиардов рублей. При этом такая организация должна существовать на момент подачи соответствующего заявление не менее трех лет.
Такие учреждения вправе быть созданы государственными органами. Они же пользуются активной поддержкой правительства Российской Федерации.
Ко второй группе относятся все остальные категории компаний, которые вместе с уплатой налога предоставили банковскую гарантию. Такой возможностью может воспользоваться практически каждый, поэтому данная категория намного интересней.
Банковская гарантия необходима для уменьшения срока возмещения НДС. Принцип работы такого правового документа заключается в том, что финансовые средства возвращаются на расчетный счет компании в течении двух недель.
Для получения компенсации налогоплательщику необходимо пойти в Налоговую инспекцию и написать соответствующее заявление. Если все правильно будет оформлено, то банковская гарантия позволит получить возмещение НДС в короткие сроки, и ФНС выплатит налог на расчетный счет.
Но несмотря на простоту операции, ФНС проверяет все документ тщательно. И все расчеты производит в течение некоторого промежутка времени. Узнает обоснованность востребованной суммы.
И в некоторых случаях не факт, что все заявленные суммы подтвердятся документально. Налоговая служба обязана обеспечить возвратность излишне уплаченной суммы в государственный бюджет.
В операции по банковской гарантии участвуют несколько лиц:
Гарантами могут быть только те кредитные организации, которые имеют на это соответствующую лицензию и занесенные в специальный список финансовых учреждений на сайте Министерства финансов. К таковым банкам и страховым фирмам предъявляются требования.
К таковым относят :
Основным условием банковской гарантии становится безотзывной и непередаваемый характер.
Остальные же требования при ускоренном возмещении следующие:
Для получения такой возможности необходимо предоставить пакет документов для рассмотрения кредитной организацией. Документы мало чем отличаются от стандартного пакета при оформлении кредитных обязательств предприятием.
В него включаются:
Для принятия решения кредитная организация вправе запросить иные документы, если посчитает нужным.
Каждое финансовое учреждение предъявляет определенные требования к заявителю и заемщику. Исходя из предоставленного пакета документов, срок рассмотрения достигает 3-10 рабочих дней.
Стоимость услуги рассчитывается индивидуально, исходя из срока предоставления гарантии, суммы обязательств и ее вида.
Также цена зависит от группы риска при оценке обратившейся компании банком. Варьируется цена в пределах 1-10 процентов от окончательной суммы.
Требования к поручителю устанавливается действующим Налоговым Кодексом Российской Федерации. Финансовая организация должна входить в перечень компаний, публикуемых в Министерстве Финансов.
Время, на которое выдается банковская гарантия, заканчивается позже 8 месяцев после подачи заявления. В соответствии с законодательством Налоговая инспекция обязана сообщить в кредитное учреждение об отказе по заявленным требованиям или по правам бенефициара только в случае не подтверждения заявленной суммы.
Мало того, по требованию налоговой организация обязана вернуть полученные ранее денежные средства. При невыполнении такого обязательства в пятидневный срок, поручительство становится невыполнимым по Гражданскому Кодексу Российской Федерации.
Но Федеральная Налоговая служба на должна извещать кредитную организацию о прекращении срока действия договора или его ликвидации.
Даже если об этом попросит налогоплательщик. Часто происходит ситуация, когда компания ежемесячно вносит сумму за поручительство, но гарантия уже не нужна. Компания уплачивает комиссию до окончания срока действия юридически правового документа.
Получение возврата НДС предприятием ранее срока проверки- очень выгодное действие, которое позволяет сокращать время оборотного актива.
Также удобен случай, даже если налоговая одобрила часть денежной компенсации. Заполняйте документы правильно и тогда вопросов у Налоговой Инспекции не возникнет.
В современной бизнес-сфере проблема необоснованных отказов в возмещении НДС тревожит владельцев многих российских фирм и компаний. В большей части проваленных дел виновата презумпция виновности. Что же представляет собой банковская гарантия на возмещение НДС и каковы этапы ее оформления.
Прежде чем обращаться за помощью к банку, стоит подробнее узнать про него:
Консультация юриста, а лучше постоянное его присутствие рядом будет очень кстати. Вопрос достаточно сложный и требует специфических знаний.
Лица, имеющие право на возмещение НДС:
В гарантии должны быть предусмотрены обязанности финансово-кредитного учреждения об уплате за клиента налога, зачтенного ему сверх требуемого вследствие возврата НДС в заявительном режиме, и в случае решения о возврате НДС, заявленного к возврату, в заявительном режиме будет частично или в полной мере отменено.
Банковская гарантия возврата НДС предусматривает два варианта возмещения:
Порядок возмещения налога:
Этап очень важный. Нужно перепроверить наличие всех бумаг, печатей, правил оформления несколько раз. Это сэкономит время в дальнейшем.
Результата возможно два: дело закончилось положительным результатом; получен отказ.
Если вы не сильны в юридических и банковских вопросах, то ответ однозначный – обязательно нужно. Тот же ответ будет для лиц сильно занятых, которые не могут лично присутствовать на деле. В подобной бумажной волоките можно попросту запутаться. Нужен практический опыт в таких вопросах.
Какие плюсы в том, что будут использоваться услуги юристов:
Со стороны будет казаться, что дело идет само собой, без личного участия заявителя. С него потребуются лишь оплата услуг.
Примерный диапазон оплаты услуг, в зависимости от суммы НДС (сумма НДС в рублях – стоимость услуг в рублях):
Стоит отметить, что с малыми суммами лучше разобраться самому, иначе полученные деньги в основном уйдут на оплату услуг привлеченных юристов. А вот с большим оплаченным налогом следует обратиться за помощью. Хорошие фирмы предоставляют гарантии и дают возможность произвести оплату несколькими способами.
Способы оплаты (от более выгодного к более затратному).