Инфраструктура: понятие, виды и функции

Городская инфраструктура - комплекс инженерных коммуникаций (систем водо-тепло-газо-энергоснабжения, наружного освещения), асфальтированных дорог общего пользования, общественного транспорта, имеющегося либо проектируемого на конкретной городской территории. К градообслуживающей сфере относится городсткое хозяйство (ремонтные службы, строительство и др.). К социальной сфере - сфера обслуживания жителей (здравоохранение, образование и т.д.).

Городская среда - это комплекс условий и факторов урбанизированной среды. Ее основными факторами являются естесственные - природный комплекс, и искусственные - планировка и застройка.

Подходы к организации планировки и застройки территории города включают противопожарные подходы, особые требования к жилым застройкам и предприятиям обслуживания.

Зонирования территории города происходит по трем основным критериям: функциональному (жилая, промышленная, транспортная зоны, санитарно-защитная), правовому (фиксированному в документе назначению) и экономическому, или ценовому (с высокой, средней или низкой инвестиционной првлекательностью).

Зонирование территорий представляет собой два взаимосвязанных процесса. Один из них состоит в делении территорий на зоны с установлением границ каждой зоны. Другой - в определении в пределах каждой из данных зон правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под их поверхностью. Соответствующие зоны в современном земельном законодательстве принято называть территориальными зонами.

На территории города сформированы следующие зоны:

  • 1. Селитебная территория - место проживания населения.:
  • 2. Промышленная - концентрация основных промышленных предприятий.:
  • 3. Рекреационная - это зоны сосредоточения ценных природных объектов (реки, естественные водоемы, лесопарки):
  • 4. Центральный район - место размещения органов власти, управления и культурные учреждения.
  • 72. Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность

Социальная инфраструктура -- совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Включает в себя прежде всего пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте- коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

  • 1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);
  • 2. Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);
  • 3. Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

эффективное использование трудовых ресурсов;

обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

улучшение и сохранение физического здоровья населения;

рациональное использование свободного времени людей.

К основным функциям инфраструктуры муниципального уровня относят обеспечение и удовлетворение инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований, удовлетворение потребностей I уровня, обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в том, что в силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора. Поэтому рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, которое в свою очередь зависит от доходной базы бюджета.

Финансирование экстенсивного расширения социальных услуг не может сопровождаться безграничным ростом социальных платежей. Граждане и предприниматели не заинтересованы в увеличении налогового бремени. Существует предел роста налоговых поступлений, после которого наступает антистимулирующий эффект и появляются застойные явления в экономике. В последнее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы становится финансирование через госзаказы, госпрограммы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями.

Прогнозирование развития социальной инфраструктуры является важным вопросом, поскольку позволяет прогнозировать возможные расходы на развитие и поддержание социальной сферы, необходимое количество рабочей силы и т.д.

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:

· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;

· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;

· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.

К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:

· транспортной инфраструктуры,

· энергетической инфраструктуры,

· связи и информационно-коммуникационных технологий.

Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.

Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год).

Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.

Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.

Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики. В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев.

Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д. А. Медведев.

Таблица 24. Основные результаты развития

Инерционный Энерго-сырьевой Инновационный
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс. долл. доля в мировом ВВП,% 1,8 раза 3% 2,1 раза 3,5% 2,3 раза 4,3%
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году 2,4 раза 25% 14% 3,6 раза 30-31% 15% 4 раза 31-32% 16%
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году 13,2% 13,3% 12,7% 16,9% 11,1% 17,2%
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году 2,1 раза 7,9% 2,4 раза 6,7% 2,6 раза 6,2%

Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии. С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны. С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.

«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям» – отмечено в Послании президента России Федеральному собранию 2009 года.

Что это такое?

Инфраструктура - это комплекс основных сооружений, которые поддерживают повседневную жизнь и экономическое активность в общине. Включает в себя дороги, системы электро- и водоснабжение, телекоммуникационные системы, а также общественный транспорт.

Многие из тех вещей, которые мы воспринимаем как должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью инфраструктуры. Без них жизнь была бы совершенно иной и, вероятно, не такой комфортной.

Однако инфраструктура важна не только для обеспечения повседневного комфорта. Она играет ключевую роль в снижении уровня нищеты. Инфраструктура повышает производительность и улучшает качество жизни в общине. По дорогам люди могут добраться до рынка, школы или медицинского учреждения. Чистая вода необходима для жизни и здоровья. Надежные системы электроснабжения позволяют предприятиям и потребителям экономить на инвестировании в резервные или более дорогостоящие альтернативные системы, а также освобождают женщин и детей из сельских районов от трудоемкого сбора дров. Широкое распространение доступного телекоммуникационного и транспортного обслуживания позволяет создавать новые рабочие места и ускорять экономический рост.

Вот только несколько примеров того влияния, которое оказывает развитие инфраструктуры на общину:

  • В Индии строительство дорог позволило повысить общий объем продукции, выпускаемой в сельских регионах, на 7%.
  • В Коста-Рике осуществление проекта по электрификации сельских районов имело своим результатом увеличение количества основных предприятий с 15 до 86.
  • В Марокко благодаря недавно осуществленному проекту по строительству дорог в сельской местности удалось не только обеспечить рост объема сельскохозяйственного производства, но и в три раза увеличить число девочек в начальных школах. Кроме того, вдвое больше людей получили доступ к медицинским учреждениям.

Почему это касается меня?

Преимуществами пользуются не все

В последние годы можно было наблюдать огромные позитивные сдвиги в инфраструктуре во всех частях мира. Можно сказать, что сегодня мы связаны лучше, чем когда-либо: увеличилось количество дорог, улучшились транспортные системы, появились возможности высокоскоростного выхода в Интернет, а также поразительная технологии мобильной связи. Для многих людей электричество и безопасная питьевая вода являются не роскошью, а обычными элементами жизни.

Однако эти изменения затронули не всех. Огромное количество людей во всем мире продолжают жить без надежной инфраструктуры, что является основным препятствием на пути сокращения масштабов нищеты и нередко представляет собой источник серьезной угрозы для здоровья.

  • Около двух миллиардов человек совершенно не имеют доступа к электричеству.
  • 1.1 миллиарда человек, что примерно составляет одну шестую населения планеты, не имеют доступа к безопасной воде. 2,4 миллиарда человек или 40% населения Земли не имеют доступа к адекватному санитарно-гигиеническому обслуживанию.
  • От грязной воды и болезней, связанных с плохими санитарно-гигиеническими условиями, включая различные виды расстройства кишечника, ежегодно погибает 1.6 миллиона детей.
  • В странах с высоким уровнем дохода на душу населения в среднем затрачивается в десять раз больше электроэнергии, чем в странах с низким уровнем дохода.
  • В странах Европы и Центральной Азии показатели использования мобильных телефонов удваивались каждый год в период с 1995 по 2001 год. Однако в некоторых странах миллионы людей все еще ждут подключения к телефонной сети.

Экологический ущерб

Хотя развитые инфраструктуры значительно повышают качество жизни, важно обеспечить, чтобы развитие было устойчивым с точки зрения экологии, ибо в противном случае его цена будет слишком высокой. К сожалению, строительство дорог, городов и транспортных систем наносит ущерб окружающей среде. Возросли излучение энергии, увеличилась перенаселенность городов, повысились уровень загрязнения воздуха и количество транспортных заторов.

Что делает международное сообщество?

За последнее десятилетие было отмечено значительное сокращение объемов инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран. Правительства этих стран вкладывают слишком мало средств в развитие инфраструктуры, а частный сектор не может восполнить нехватку средств, хотя по-прежнему вносит большой вклад в развитие инфраструктуры во всем мире. В действительности в развивающихся странах на частный сектор приходится около 20% от годового объема инвестиций в развитие инфраструктуры.

Осознавая значимость инфраструктуры для достижения экономического прогресса, Всемирный банк в 2003 году инициировал осуществление , чтобы вновь привлечь внимание к инвестированию в инфраструктуру для достижения своих целей в области развития. В 2005 году Банк в общей сложности выделил на развитие инфраструктуры 7.4 миллиарда долларов (33% от всей суммы кредитов Банка).

Международные организации по вопросам развития могут оказать более эффективное влияние в тех случаях, когда они взаимодействуют, и примеры такого сотрудничества демонстрируют Всемирный банк, региональные банки развития, доноры и другими образования, в частности ЕС. Это особенно актуально в случае реализации региональных проектов развития инфраструктуры, которые требуют тесного сотрудничества ввиду их сложности и масштабности. На данный момент Всемирный банк сотрудничает с Азиатским банком развития в энергетическом секторе Бангладеш и с Африканским банком развития в рамках экспериментального сотрудничества в секторе водоснабжения. Банк сотрудничает также с Межамериканским банком развития в области проектирования и финансирования строительства сельских дрог, управления эксплуатацией дорог, а также осуществления программ развития городского общественного транспорта в Перу.

Дополнительная информация о деятельности международных организаций по развитию инфраструктуры во всем мире имеется на следующих сайтах:

Что могу сделать я?

Изучите фактологическую информацию. Посетите вышеперечисленные сайты и ознакомьтесь с мировыми проблемами, связанными с инфраструктурой. Напишите об этом в свою местную молодежную газету и обратитесь к другим молодым людям с призывом проявить интерес к этим проблемам.

Берегите воду и электроэнергию. Во многих частях мира они являются ценными ресурсами, и вы можете помочь сохранить эти ресурсы, не допуская их чрезмерного использования.

Дополнительные ресурсы

Дополнительная информация на веб-сайте Всемирного банка

Некоторые из покупателей обычных квартир и уровня «бизнес-класс» предпочтут подождать пару лет и вселиться в дом, расположенный в развитом квартале, чем осваивать новый район, пусть даже с более комфортным жильем. Близость торговых центров, остановок транспорта, школ и социальных учреждений для них приоритетна.

А кое-кто из покупателей элитного жилья смотрят на это иначе: личное авто у каждого взрослого члена семьи легко решает подобные проблемы. Но если для вас развитая инфраструктура важна, - имеет смысл узнать в подробностях перспективу развития выбранного района.

Кстати, эта информация может пригодиться и в более серьезном случае: если ваш будущий дом планируют окружить аналогичными постройками, то красивая перспектива, которой вы планировали наслаждаться из окна, может быть банально закрыта соседними зданиями.

Развитость инфраструктуры дома

В наше время нередко обсуждают развитость инфраструктуры самого дома, и именно по ней определяют уровень «элитности». Но профессионалы считают, что это очень неоднозначная характеристика. Пожалуй, только отгороженная территория дома, охрана и удобные подъездные пути – объединяющие черты всех элитных домов. На придомовой территории, как минимум, размещаются клумбы или газоны, а также детская площадка, площадь определяется размерами дома. Нередко устанавливается видеонаблюдение. Все остальное – очень индивидуально.

Риэлторы разделяют 3 типа престижных жилых зданий, для каждого из которых характерна своя собственная грамотная инфраструктура. Кое-что зависит от объективных причин, по поводу другого - решения принимает застройщик после обсуждения с жильцами

Высотные элитные дома точечной застройки в историческом центре города или в живописном, почти заповедном районе.

Подземный гараж – самое первое, что очевидно должно здесь быть в наличии. Максимальный уровень транспортного комфорта – подземная стоянка с расчетом на автомобили гостей.

Кроме того, в доме может располагаться разновариантный набор источников несложного сервиса: продовольственный бутик с адекватными названию ценами, небольшой тренажерный зал, детская комната, химчистка. Более обширный сервис располагать здесь просто невыгодно.

Высотные комплексы – кварталы с единой социальной структурой жильцов. Как правило, они сооружаются на расстоянии 1.5-3 км от исторического центра или в развитых престижных, но более отдаленных районах города.

Инфраструктура квартала может напоминать «маленький город»: мини-парк, спортивные клубы и рестораны, спа-центры и салоны красоты, супермаркет с респектабельной репутацией, частные школы и детские сады, филиал скорой помощи и ветеринарная клиника. Кроме подземного паркинга, нередко оборудуется и надземная автостоянка.

Набор различных видов сервисных и досуговых служб, как правило, определяется застройщиком в союзе с управляющей компанией еще на этапе строительства комплекса.

Клубные дома закрытого типа – малоэтажные здания, чаще всего рассчитанные на 10-12 квартир. Некоторые риэлторы считают, что это – самая настоящая эксклюзивность, принадлежность к определенному кругу, войти в который не так-то просто.

Чтобы приобрести квартиру в элитном клубном доме, мало обладать достаточными средствами, - надо, как минимум, получить «инвайс» (приглашение-рекомендацию), но обычно круг жильцов формируется уже на этапе проекта. Это как раз тот самый, редкий случай в наше время, когда всех соседей «знают в лицо».

В клубных домах уровень комфорта может потрясать воображение: кроме высокотехнологичных инженерных систем, здесь нередко предусмотрены уникальные условия для отдыха – зимний сад и бассейн, бар и солярий, тренажерный зал и массажный кабинет. В отличие от всех прочих типов элитных домов, пользоваться этими благами цивилизации могут только жильцы дома и их гости.

Еще один несомненный плюс клубных домов – их несложно найти в историческом центре, один из довольно распространенных вариантов – полностью отреставрированный старинный особняк. Единственное неудобство – отсутствие подземного паркинга, но эта проблема всегда решается зонированием придомовой территории.

Инженерные системы и планировка

Нет сомнений, что инженерные системы в элитном доме должны быть оборудованы по высшему классу. Кроме того, вы должны получить гарантию на все установленные приборы и акты скрытых работ, проверяемые вашим технадзором.

В зависимости от степени элитности, дом может иметь автономные системы жизнеобеспечения (или, как минимум, собственную котельную), мощные фильтры для воды и оборудование для создания микроклимата, бесшумные лифты, спутниковое телевидение и оптико-волоконные системы связи.

Планировка действительно элитной квартиры должна предоставлять владельцу возможность реализации любых желаний, именно поэтому ее нередко делают максимально свободной. Большие окна, высокие потолки, а также высокое качество черновых и отделочных материалов даже не обсуждаются – это совершенно очевидно. А вот размеры квартир – дело весьма индивидуальное.

П Л А Н

1 . Введение

2. Инфраструктура: понятие, виды и функции.

3. Основные элементы рыночной инфраструктуры.

а) предприятия торговли

б) биржевая торговля как разновидность биржевой торговли;

в) банковская система - обслуживающий механизм рынка;

г) небанковские учреждения;

д) транспорт.

4. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся в независимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.


При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин “инфраструктура” произошел от лат. - “infra” - ниже, под; structura” - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина “инфраструктура” существуют различные трактовки понятия.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности”.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является:

Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

1 - Хомелянский Б.Н. Место инфраструктуры в народном хозяйстве и проблемы ее развития - Экономические науки 1977 N 12

2 - Носова С.С. Инфраструктура и ее роль в повышении эффективности общественного производства

3 - Семенов Т. Инфраструктура и сфера услуг.

В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. - Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфраструктуре (т.к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).

Социальная инфраструктура. - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Функции социальной инфраструктуры

1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование)

2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение)

3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт).

4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Функции 2 и 3 можно рассматривать применительно к производству.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.