И сколько было потрачено главный. Сколько стоят выборы президента в россии и других странах. Как распределяются эти расходы

И сколько было потрачено главный. Сколько стоят выборы президента в россии и других странах. Как распределяются эти расходы

На избирательную кампанию 2018 года бюджет потратит рекордные 17,69 млрд руб., следует из постановления ЦИК. Согласно графику выборов, выдвижение независимых кандидатов возможно по 7 января

Фото: Александр Хитров / РИА Новости

​Расходы растут

В понедельник, 18 декабря, члены Центральной избирательной комиссии (ЦИК) утвердили государственные расходы на президентские выборы 2018 года. Согласно постановлению ЦИК о распределении средств федерального бюджета на финансовое обеспечение выборов (есть у РБК), всего на кампанию планируется потратить 17,69 млрд руб., что почти на 3 млрд руб. больше, чем планировалось год назад. Рост расходов связан в том числе с увеличением срока работы избирательных комиссий, пояснил РБК зампредседателя ЦИК Николай Булаев (ранее Госдума увеличила срок информационной работы участковых избирательных комиссий с 10 до 30 дней до дня выборов).

Эти выборы станут самыми дорогими в нынешнем столетии в абсолютном выражении. В 2012 году президентская кампания обошлась государству в 10,37 млрд руб., в 2008-м — в 4,93 млрд руб., а в 2004 году — в 2,56 млрд руб.

​В долларовом выражении более дорогостоящими были выборы 2012 года — $333 млн в сравнении с нынешними $303 млн по среднегодовому биржевому курсу.

Из выделенных на выборы средств большая часть достанется избиркомам — 17,46 млрд руб.; 1​23 млн руб. получат госорганы, которые занимаются учетом и регистрацией избирателей — УФМС, ЗАГСы, военкоматы и консульства. Собственно ЦИК получит 109 млн руб., следует из постановления. Эти средства пойдут на дополнительную оплату труда и начисления представителям ЦИК (93,2 млн руб.), командир​овки (8 млн руб.), связь (1,5 млн руб.), печатную продукцию (43,8 тыс. руб.) и дополнительные расходы (6,1 млн руб.).

Статьи расходов

Оплата работы сотрудников избирательных комиссий — всегда самая серьезная статья расходов на выборы, уточнили РБК два источника, близкие к ЦИК, и подтвердил Булаев. На эту статью уйдет около 70-80% от всей суммы, выделенной на выборы. По словам собеседников РБК, затем по объемам следуют траты на информационную работу (10-20%), транспорт (3-5%) и изготовление бюллетеней для голосования и специальных марок для голосования по местонахождению (1-2%).

Под информационной работой понимается изготовление плакатов, видеороликов, растяжек и приглашений с призывом приходить на выборы, рассказал РБК глава экспертной группы при ЦИК Андрей Бузин. Эту часть работы для ЦИК компания «ИМА-консалтинг»; доставкой контента будет заниматься холдинг «Михайлов и партнеры». Председатель ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что на информационно-разъяснительную работу на выборах потратят около 770 млн руб. (то есть 22% от общей суммы расходов).

В смету не включено видеонаблюдение. Его, по словам Бузина, оплатит федеральное правительство через своего подрядчика — «Ростелеком». Подразделение этой компании — «Ростелеком Контакт-центр» будет отвечать за работу информационно-справочного центра ЦИК.


Деньги в регионы

Большая часть средств будет отправлена через ЦИК в региональные избиркомы, оттуда — в территориальные и участковые избирательные комиссии. Большую часть этой суммы получат именно работники последних, поскольку их примерно в 35 раз больше, чем работников территориальных подразделений, пояснил Бузин. От количества сотрудников нижестоящих комиссий и зависят расходы на выборы в каждом регионе, добавил эксперт.

Согласно постановлению ЦИК, больше всего денег на подготовку и проведение выборов получит Москва — 575,2 млн руб. На втором месте — Московская область (492,4 млн руб.), затем следуют Башкирия (407,3 млн руб.), Красноярский край (382,6 млн руб.) и Свердловская область (375,4 млн руб). Санкт-Петербургу на выборы направят 309 млн руб.


«В Московской области в результате разукрупнения стало больше всего участков, — прокомментировал эти результаты РБК член экспертной группы при ЦИК Аркадий Любарев. — Раньше больше всего было в Башкортостане, но там участки мелкие и членов УИК меньше, чем в [Московской] области и в Москве». Большие расходы на выборы в Красноярском крае он объяснил большими расстояниями и расходами на логистику.

Относительно небольшие суммы заложены на президентские выборы в Ингушетии (22,2 млн руб.), в Еврейском (28,3 млн руб.) и Ненецком автономных округах (31,7 млн руб.).

Меньше всего средств на выборы получит город Байконур (Казахстан), который является центром одноименного космодрома, — 1,7 млн руб. «По давней традиции для голосования за рубежом создаются две ТИК, одна в Байконуре, другая — для всех остальных иностранцев. В Байконуре — поскольку там много российских граждан, компактно проживающих [и связанных с работой космодрома]», — пояснил РБК Аркадий Любарев.

План кампании

Избирательная кампания 2018 года 18 декабря, когда Совета Федерации «О назначении выборов президента Российской Федерации» было опубликовано в «Российской газете». В этот же день ЦИК утвердила план президентской кампании (есть у РБК).

Согласно документу, выдвижение независимых кандидатов открыто с 18 декабря по 7 января. Выдвижение участников выборов политическими партиями возможно с 18 декабря до 12 января. Регистрация кандидатов продолжается до 31 января.

Список избирательных участков главы местных администраций, районов и округов должны утвердить до 28 декабря, а списки избирателей по каждому из участков будут составлены не позднее 6 марта. Сами избиратели смогут изучить списки начиная с 7 марта.

Партии, которые выдвигают кандидатов на выборы, должны опубликовать предвыборную программу в государственных СМИ и в интернете не позднее 7 марта. Кандидаты могут вести агитацию с момента выдвижения и до 17 марта, когда будет объявлен день тишины. С 13 марта до 21:00 18 марта будет запрещена публикация прогнозов и результатов предвыборных соцопросов.

Само голосование пройдет с 8:00 до 20:00 18 марта по местному времени. Данные о результатах голосования на территории каждого из субъектов должны быть установлены не позднее 22 марта, а окончательные результаты должны быть определены до 29 марта. Официально они будут опубликованы не позднее чем через три дня после подписания протокола о результатах голосования, следует из документа.

​О намерении участвовать в президентских выборах уже заявили 23 человека, ранее Элла Памфилова. Среди них — основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, телеведущая Ксения Собчак, председатель ЛДПР Владимир Жириновский, бизнес-омбудсмен Борис Титов, сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский и другие. Действующий президент Владимир Путин о своем выдвижении 6 декабря, а через несколько дней на пресс-конференции , что пойдет на выборы как самовыдвиженец. К настоящему времени более десяти партий начали предвыборные мероприятия, журналистам 18 декабря Памфилова.​​

На избирательную кампанию 2018 года бюджет потратит рекордные 17,69 млрд руб., следует из постановления ЦИК. Согласно графику выборов, выдвижение независимых кандидатов возможно по 7 января

Фото: Александр Хитров / РИА Новости

​Расходы растут

В понедельник, 18 декабря, члены Центральной избирательной комиссии (ЦИК) утвердили государственные расходы на президентские выборы 2018 года. Согласно постановлению ЦИК о распределении средств федерального бюджета на финансовое обеспечение выборов (есть у РБК), всего на кампанию планируется потратить 17,69 млрд руб., что почти на 3 млрд руб. больше, чем планировалось год назад. Рост расходов связан в том числе с увеличением срока работы избирательных комиссий, пояснил РБК зампредседателя ЦИК Николай Булаев (ранее Госдума увеличила срок информационной работы участковых избирательных комиссий с 10 до 30 дней до дня выборов).

Эти выборы станут самыми дорогими в нынешнем столетии в абсолютном выражении. В 2012 году президентская кампания обошлась государству в 10,37 млрд руб., в 2008-м - в 4,93 млрд руб., а в 2004 году - в 2,56 млрд руб.

​В долларовом выражении более дорогостоящими были выборы 2012 года - $333 млн в сравнении с нынешними $303 млн по среднегодовому биржевому курсу.

Из выделенных на выборы средств большая часть достанется избиркомам - 17,46 млрд руб.; 1​23 млн руб. получат госорганы, которые занимаются учетом и регистрацией избирателей - УФМС, ЗАГСы, военкоматы и консульства. Собственно ЦИК получит 109 млн руб., следует из постановления. Эти средства пойдут на дополнительную оплату труда и начисления представителям ЦИК (93,2 млн руб.), командир​овки (8 млн руб.), связь (1,5 млн руб.), печатную продукцию (43,8 тыс. руб.) и дополнительные расходы (6,1 млн руб.).

Статьи расходов

Оплата работы сотрудников избирательных комиссий - всегда самая серьезная статья расходов на выборы, уточнили РБК два источника, близкие к ЦИК, и подтвердил Булаев. На эту статью уйдет около 70–80% от всей суммы, выделенной на выборы. По словам собеседников РБК, затем по объемам следуют траты на информационную работу (10–20%), транспорт (3–5%) и изготовление бюллетеней для голосования и специальных марок для голосования по местонахождению (1–2%).

Под информационной работой понимается изготовление плакатов, видеороликов, растяжек и приглашений с призывом приходить на выборы, рассказал РБК глава экспертной группы при ЦИК Андрей Бузин. Эту часть работы для ЦИК выполняет компания «ИМА-консалтинг»; доставкой контента будет заниматься холдинг «Михайлов и партнеры». Председатель ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что на информационно-разъяснительную работу на выборах потратят около 770 млн руб. (то есть 22% от общей суммы расходов).

В смету не включено видеонаблюдение. Его, по словам Бузина, оплатит федеральное правительство через своего подрядчика - «Ростелеком». Подразделение этой компании - «Ростелеком Контакт-центр» будет отвечать за работу информационно-справочного центра ЦИК.

Деньги в регионы

Большая часть средств будет отправлена через ЦИК в региональные избиркомы, оттуда - в территориальные и участковые избирательные комиссии. Большую часть этой суммы получат именно работники последних, поскольку их примерно в 35 раз больше, чем работников территориальных подразделений, пояснил Бузин. От количества сотрудников нижестоящих комиссий и зависят расходы на выборы в каждом регионе, добавил эксперт.

Согласно постановлению ЦИК, больше всего денег на подготовку и проведение выборов получит Москва - 575,2 млн руб. На втором месте - Московская область (492,4 млн руб.), затем следуют Башкирия (407,3 млн руб.), Красноярский край (382,6 млн руб.) и Свердловская область (375,4 млн руб). Санкт-Петербургу на выборы направят 309 млн руб.

«В Московской области в результате разукрупнения стало больше всего участков, - прокомментировал эти результаты РБК член экспертной группы при ЦИК Аркадий Любарев. - Раньше больше всего было в Башкортостане, но там участки мелкие и членов УИК меньше, чем в [Московской] области и в Москве». Большие расходы на выборы в Красноярском крае он объяснил большими расстояниями и расходами на логистику.

Относительно небольшие суммы заложены на президентские выборы в Ингушетии (22,2 млн руб.), в Еврейском (28,3 млн руб.) и Ненецком автономных округах (31,7 млн руб.).

Меньше всего средств на выборы получит город Байконур (Казахстан), который является центром одноименного космодрома, - 1,7 млн руб. «По давней традиции для голосования за рубежом создаются две ТИК, одна в Байконуре, другая - для всех остальных иностранцев. В Байконуре - поскольку там много российских граждан, компактно проживающих [и связанных с работой космодрома]», - пояснил РБК Аркадий Любарев.

План кампании

Избирательная кампания 2018 года ?from=main" >официально стартовала 18 декабря, когда постановление Совета Федерации «О назначении выборов президента Российской Федерации» было опубликовано в «Российской газете». В этот же день ЦИК утвердила план президентской кампании (есть у РБК).

Согласно документу, выдвижение независимых кандидатов открыто с 18 декабря по 7 января. Выдвижение участников выборов политическими партиями возможно с 18 декабря до 12 января. Регистрация кандидатов продолжается до 31 января.

Список избирательных участков главы местных администраций, районов и округов должны утвердить до 28 декабря, а списки избирателей по каждому из участков будут составлены не позднее 6 марта. Сами избиратели смогут изучить списки начиная с 7 марта.

Партии, которые выдвигают кандидатов на выборы, должны опубликовать предвыборную программу в государственных СМИ и в интернете не позднее 7 марта. Кандидаты могут вести агитацию с момента выдвижения и до 17 марта, когда будет объявлен день тишины. С 13 марта до 21:00 18 марта будет запрещена публикация прогнозов и результатов предвыборных соцопросов.

Само голосование пройдет с 8:00 до 20:00 18 марта по местному времени. Данные о результатах голосования на территории каждого из субъектов должны быть установлены не позднее 22 марта, а окончательные результаты должны быть определены до 29 марта. Официально они будут опубликованы не позднее чем через три дня после подписания протокола о результатах голосования, следует из документа.

​О намерении участвовать в президентских выборах уже заявили 23 человека, https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a36f3509a79476b2c2b2c3b " >говорила ранее Элла Памфилова. Среди них - основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, телеведущая Ксения Собчак, председатель ЛДПР Владимир Жириновский, бизнес-омбудсмен Борис Титов, сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский и другие. Действующий президент Владимир Путин о своем выдвижении объявил 6 декабря, а через несколько дней на пресс-конференции сообщил , что пойдет на выборы как самовыдвиженец. К настоящему времени более десяти партий начали предвыборные мероприятия, сообщила журналистам 18 декабря Памфилова.​​

Участие в афганском конфликте обернулось для нашей страны десятками тысяч убитых и искалеченных солдат. Но есть еще экономическая сторона войны. Цифры её впечатляют.

«Непосильное бремя»

Сегодня в глазах большинства специалистов решение об участии СССР во внутреннем афганском конфликте было совершенно неоправданным шагом. В жертву идеологии на той страшной войне были принесены тысячи молодых жизней. Безвозвратные человеческие потери (убитые, умершие в результате ранений или болезней, пропавшие без вести) составили около 26 000 человек. Но Афганская война принесла потери и другого плана – экономические.

19 марта 1979 года Брежнев, подводя итоги трехдневного обсуждения афганской темы, отметил, что «нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну». Но, по мнению генсека, страна могла помочь афганским товарищам «всем, что необходимо», другими словами, выделять столько материальных и финансовых средств, сколько потребовало бы решение афганской проблемы. В итоге СССР втянулся в эту войну по полной программе.

Многие эксперты считают, что афганская война стала «непосильным бременем» для советской экономики, спровоцировав в стране глубочайший кризис. В зарубежных публикациях писалось, что «за сравнительно низкую цену удалось вынудить Советский Союз идти на огромные расходы финансов и материальных ресурсов».

Американский политолог Збигнев Бжезинский утверждал, что «затяжная война в Афганистане 1979–1989 гг. сильно подорвала потенциал СССР». А российский экономист Егор Гайдар считал, что эта война стала одним из решающих факторов «гибели империи».

Заметим, что экономическая помощь СССР Афганистану началась задолго до войны. К 1979 году Советский Союз безвозмездно построил в Афганистане 73 объекта и продолжал возведение еще 638. В дополнение к этому оказывалась помощь по линиям партии и спецслужб, которая с афганской стороны оплату не предусматривала.

С началом войны нагрузка на финансовые ресурсы Советского Союза заметно возросла и продолжала увеличиваться с каждым годом. Более того, появились непредвиденные потери в бюджете. Так, Соединенные Штаты, в качестве санкций введя эмбарго на поставки из СССР зерна, уже в 1980 году лишили нашу страну 2 млрд. долларов.

Спасительная нефть

Тем не менее, СССР на конец семидесятых обладал достаточно мощными экономическими резервами, чтобы выдерживать повышенную нагрузку на бюджет. Генерал-майор запаса, кандидат юридических наук Владимир Топорков пришел к выводу, что «афганский фактор не мог стать причиной дестабилизации советской экономики и последующего развала Советского Союза».

Рубеж 1970-80-х годов был отмечен аномально высокими по историческим меркам котировками нефти, которые достигали 35 долларов за баррель (с учетом инфляции, 93 доллара по ценам 2000-х годов ). Для примера, в 1970 году цена за баррель черного золота опускалась до 3 долларов. Таким образом, годовая выручка от экспорта советской нефти в государства ОЭСР (международная экономическая организация, объединяющая развитые страны ) на рубеже 1979-1980-х достигает внушительных показателей – свыше 25 млрд. долларов.

Егор Гайдар по этому поводу писал: «Поток валютных ресурсов от продажи нефти позволил остановить нарастание кризиса продовольственно го снабжения городов, увеличить закупки оборудования, потребительских товаров, обеспечил финансовую базу наращивания гонки вооружений, достижения ядерного паритета с США и позволил начать осуществление таких внешнеполитическ их авантюр, как война в Афганистане».

«Не было никаких шансов, что гонка вооружений могла истощить советские материальные и интеллектуальные резервы», – добавляет Владимир Топорков. Несмотря на то, что к концу афганской кампании траты на содержание советского контингента войск многократно возросли, генерал Борис Громов (на тот момент командующий 40-й армией ) отмечал, что «абсолютная величина расходов не составляла ни значительной части Валового Национального Продукта, ни национального бюджета, ни его дефицита тех лет».

Неудобная тема

В американской энциклопедии «Войны на Среднем Востоке» указано, что на поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось 800 миллионов долларов. При этом на содержание 40-й армии и ведение боевых действий из советского бюджета ежегодно выделялось от 3 до 8,2 млрд. долларов, – отмечается в издании.

По свидетельству Александра Майорова , занимавшего в 1980–1981 годах должность главного военного советника в Афганистане, «война обходилась Советскому Союзу в 1,5-2 млн. рублей в день».

Но были попытки и более детального изучения финансовых потерь страны в Афганистане. В первую очередь речь идет об отчете группы экономистов под руководством премьер-министра СССР Николая Рыжкова «О расходах на ведение Афганской войны в 1984-1987 гг.», который был составлен по приказу Михаила Горбачева.

Экономисты группы Рыжкова совместно со специалистами из различных министерств и ведомств кропотливо подсчитывали «во сколько нам обошелся Афганистан». В свои подсчеты экономисты включали в буквальном смысле все: обучение афганских студентов в советских вузах, стоимость командировок гражданских специалистов в Афганистан, количество гражданской и военной техники, переданной правительству этой страны. Были учтены даже все рейсы самолетов «Аэрофлота» в Республику Афганистан после победы Апрельской революции 1978 года. Специалисты также подсчитали траты на питание ограниченного контингента советских войск и расходы различных видов боеприпасов.

Однако Рыжков не успел довести масштабную работу до логического завершения. Политическая ситуация в СССР внезапно изменилась и материалы собранные комиссией по каким-то причинам оказались неопубликованным и. По мнению Бориса Громова, «вероятно, даже неполная статистика оказалась настолько ошеломляющей, что её не решились обнародовать. Очевидно, в настоящее время никто не в состоянии назвать точную цифру, которая смогла бы охарактеризовать расходы Советского Союза на содержание афганской революции».

Ошеломляющие цифры

В конце 1980-х годов достоверно был известен лишь размер гуманитарной помощи, поставленной нашим государством Афганистану. В отчете сообщалось, что в период с 1978 по 1990 год расходы на подготовку национальных профессиональных кадров Афганистана, на помощь в приобретении и использовании новых технологий, на льготное кредитование афганского правительства, а также на безвозмездную помощь составили 8 млрд. 48 млн. инвалютных рублей .

И все-таки более детальная статистика расходов СССР на Афганскую войну существует. Военный историк Александр Ляховский в своей книге « Трагедия и доблесть Афгана» приводит справку за подписью Рыжкова адресованную Горбачеву, в которой отражаются некоторые результаты упоминаемого отчета.

Согласно этой справке общие финансовые затраты СССР на войну в Афганистане неуклонно росли: в 1984 году они составили 1 млрд. 578 млн. руб., в 1985 – 2 млрд. 623 млн., в 1986 – 3 млрд. 650 млн., в 1987 – 5 млрд. 374 млн. Данные за 1987 год могут быть подтверждены справкой Госплана «О материальных расходах СССР в Афганистане», но там эта цифра меньше – 4 млрд. 116 млн. руб.

Львиная доля общих расходов приходилась на содержание и обеспечение советских войск. Так, в 1987 году на это было затрачено 3 млрд. 955 млн. рублей. Статистика трат на содержание афганской армии выглядит скромнее – 703,8 млн. руб. за тот же 1987 год. Общие среднесуточные затраты на войну за пиковый 1987 год в среднем оцениваются в 14,7 млн. рублей.

В целом за период с 1984 по 1987 год по отчетам группы Рыжкова было израсходовано более 30 млрд. рублей. Маршал Сергей Ахромеев, бывший начальник Генштаба, опираясь на свои источники, приводил полную статистику расходов СССР за 10 лет войны. По его мнению, итоговые цифры могли достигать 36,7 млрд. рублей.

Любопытно сравнить цифры расходов СССР на ведение Афганской войны с некоторыми затратами Соединенных Штатов на участие в этом же конфликте. Так, по мнению американских исследователей, суммарные траты США на поддержку афганской вооруженной оппозиции за годы войны могут достигать 3,7 млрд. долларов, а на вооружение Пакистана из бюджета США ушло не менее 12,2 млрд. долларов.

Ежегодные затраты на разрешение афганского конфликта в США соответствует примерно 0,2% ВВП за 1990 год, в то время как доля советских расходов на войну составила около 3% ВВП за тот же год.

Совсем скоро состоятся выборы президента Российской Федерации. В гонке участвуют 8 кандидатов. Интересно, кто же победит? Интрига!

Мероприятие это не из дешевых. И сразу возникает закономерный вопрос. Даже несколько. Сколько стоит это удовольствие? Какие будут расходы на проведение президентских выборов? И за чей счет банкет?

Естественно, на подсознательном уровне понимаешь, что средства выделят из бюджета. То есть на выборы пойдут деньги налогоплательщиков. А вот сколько потратят — очень интересно.

Сколько денег потратят на выборы

Из чего складываются предвыборные расходы государства?

Если вкратце, то это оплата труда, транспортные и полиграфические услуги, реклама.

В бюджете выделено на предвыборные расходы — 17,69 миллиардов рублей.

Это на 3 миллиарда больше, чем планировалось раньше. За счет увеличения времени работы избирательных участков.

Как распределяются эти расходы?

  • Большая часть уйдет на оплату труда сотрудникам — около 70-80% или 12-14 миллиардов рублей.
  • На транспорт — 3-5% или 500 — 900 миллиардов.
  • Полиграфические услуги (бюллетени, марки, плакаты, бланки) — 1-2% или 180-350 миллиардов.
  • Информационная работа или реклама — 10-20% — 1,7 — 3,5 миллиарда.

Население России на 2017 год составляло чуть больше 146 миллионов человек.

Получается каждому жителю страны выборы президента обойдутся в 121 рубль.

Вся сумма распределяется между избирательными участками, а точнее регионами.

Список самых самых:

  • Москва — 570 миллионов рублей.
  • Московская область — 490 млн. руб.
  • Башкортостан — 400 млн.
  • Красноярский край — 380 млн.
  • Свердловская область — 370.

Расходы зависят не только от количества проживаемого населения, но и от его плотности. В редко заселенных районах высокая доля на транспортные расходы (в том числе авиа) и на зарплату работников обслуживающих меньшее количество избирателей.

Сколько стоит логотип выборов 2018?

Специально для предвыборной компании был разработан логотип. Как вы думаете сколько стоит нарисовать такую красоту?

Вернее не так. Сколько было потрачено денег налогоплательщиков?

Тысяча? 5 тысяч, может 10 000 или 100 000? Рублей естественно.

Контракт на разработку логотипа к президентским выборам 2018, заключенный с одной из компаний-подрядчика, обошелся бюджету в 37 миллионов рублей!!!

Чтобы как то обосновать расходы, компанией было разработано 77 макетов, которые были протестированы в 12 городах.

Что значит протестированы — непонятно.

Делим 37 миллионов на 77 макетов и получаем средняя стоимость одной эмблемы-макета под полмиллиона !

Наверное для этого были привлечены лучшие художники современности)))

Смогли бы нарисовать нечто подобное? Или чувствуете руку мастера))))

Несколько вариантов «шедевров», участвовавших в голосовании.

Цена старых выборов в России

По сравнению с компаниями прошлых лет, расходы на текущие президентские выборы самые большие — 17,7 миллиардов рублей.

Выборы 2012 года обошлись бюджету «всего» чуть больше 10 миллиардов.

Если брать в долларовом значении, то соотношение следующее: 2018 год — 300 миллионов долларов против 340 миллионов в 2012. Только не будем забывать, что тогда доллар стоил в почти в 2 раза дешевле.

Расходы на президентские выборы по годам:

  • 2012 год — 10,3 млрд. рублей или $350 млн.
  • 2008 год — 4,9 млрд. или $206 млн.
  • 2004 год — 2,5 млрд. или $90 млн
  • 2000 год — 1,4 млрд. или $50 млн
  • 1996 — $188 млн.
  • 1991 — $258 млн.

За девяностые не стал указывать рублевую стоимость. Высокая инфляция и девальвация рубля не дали бы полную картину расходов для понимания.

Как видно, в этом столетии расходы из года в год растут. Причем, что население России практически не увеличивается. А если и увеличивается, то весьма скромными темпами.

Сколько стоит президент

Самый главный вопрос, волнующий многих:

сколько денег потратит Путин на предвыборную компанию?.

По закону, каждый кандидат в президенты, должен создать свой избирательный счет. И все средства, потраченные на предвыборную компанию, финансируются только с этого счета.

Сам размер счета ограничен потолком в 400 миллионов рублей. Это сделано, дабы уровнять шансы всех кандидатов.

Иначе мы бы наблюдали значительный перевес «более богатых» в плане массированного наступления на избирателей, в виде рекламных роликов на ТВ, интернете, печатных изданий и везде где только можно.

Хотя, если честно, иной раз складывается такое мнение, что все же кто-то тратить намного (или немного) больше средств на предвыборную компанию, чем положено по закону.

На любых выборах, можно заметить значительный перевес одного-двух кандидатов в массированном наступлении на избирателей. Постоянная реклама везде где только можно.

Сразу возникают мысли о «черной кассе» и неучтенных деньгах. Можно конечно предположить, что все таки кто-то из кандидатов не набрал нужную планку в четыре сотни миллионов. А остальные, как раз используют бюджет по полной.

Но это все догадки.

Из чего складывается бюджет в 400 миллионов?

До 10% — собственные средства кандидата (но не обязательно).

И собственно пожертвования физических и юридических лиц. Ограничение — не более 1,5% от одного физ. лица и 7% от юридического.

То есть, не более 6 и 28 миллионов рублей.

Это касается самовыдвиженцев.

Если кандидат представляет какую-то партию, то разрешенная доля пожертвований может доходить до 50% с одного юр. лица или партии.

Для того, чтобы официально участвовать в предвыборной гонке, кандидаты должны собрать подписи избирателей в свою поддержку:

  • 100 тысяч — партийный кандидат;
  • 300 тысяч подписей — в случае самовыдвижения.

Причем по всей территории страны (не более 7500 подписей на регион). Для этого нанимается целый штат сотрудников.

В сети можно найти данные о том, сколько стоит одна подпись. Конечно это все не подтвержденная информация (кто же ее официально подтвердит). Но думаю читателям будет просто интересно узнать цифры.

Ценник варьируется от региона и самого кандидата. Кто-то платит просто за часовую работу сборщика подписей (от 60 до 200 рублей в час). Другие платят за результат: от 10 до 120 (и даже 150-200) рублей за подпись.

Естественно, фаворитам предвыборных гонок, с массой сторонников, собрать нужные подписи легче. И такса гораздо ниже.

Малоизвестным и непопулярным кандидатам приходится расплачиваться дополнительным рублем. И устанавливать ценник в разы выше.

Сколько стоят выборы в мире?

Выборы в Америке одни из самых дорогих в мире. Для участия здесь уже не обойдешься «скромным» 400 миллионным рублевым фондом (или $7,2 млн. по текущему курсу).

В 2016 году Хиллари Клинтон потратила на предвыборную работу чуть меньше миллиарда — $898 миллионов долларов.

Трамп обошелся суммой в 2 раза меньше. Ему хватило для победы «всего 430 миллионов». Изначально он планировал использовать только собственные средства. Но 18 миллионов, выделенные на эти цели, были быстро израсходованы. И пришлось принимать пожертвования.

Выборы 2008 года обошлись Бараку Обаме в 760 миллионов долларов. Его, менее удачливому сопернику Джону Маккейну — $375 миллионов.

Германия на выборы в бундестаг потратила 93 миллиона евро.

Октябрьские выборы 2014 года стали самыми дорогими для Бразилии. Было потрачено более 3 миллиардов долларов. Для сравнения четырьмя годами ранее, в 2010 году мероприятие обошлось стране в 2 миллиарда.

Во Франции, избранный президентом Эммануэль Макрон в 2017 году, потратил на предвыборную программу 16,7 миллионов евро. Кандидат, занявший второе место Бенуа Амон, уложился в 15 миллионов. Из бюджета страны на президентские выборы было израсходовано 200 миллионов евро.

Украина выделила на выборы президента в 2014 году около 100 миллионов долларов. Ставший президентом Петр Порошенко поиздержался на $8,2 миллиона. Остальные кандидаты чуть меньше. В пределах 2-7 миллионов на брата (или сестру).

Выборы в Украине в 2019 году примерно обойдутся стране в 4 миллиарда рублей или $72 миллиона по текущему курсу.

Киргизия — 2 самых «дорогих» кандидата потратили 3,2 и 2,4 миллиона. Бюджет израсходовал около 8 миллионов. Долларов естественно.

Южная Корея — общие затраты в 2017 обошлись стране в $285 миллионов.

Выборы в Кении одни из самых дорогих в мире. Несмотря на бедность страны, денег здесь не считают (или не экономят).

Бюджет Кении на проведение выборов в 2017 году истратил астрономическую сумму — 500 миллионов долларов.

Для понимания, стоит отметить, что средняя заработная плата в стране составляет 50-70 долларов в месяц. Кения занимает 70-е место по ВВП в мире, со скромными 70 миллиардами долларов.

Россия находится на 13 месте с 1,2 триллионами долларов. А тройка лидеров США-КИТАЙ-ЯПОНИЯ имеют совокупный ВВП более 40 триллионов.