Государство всеобщего благосостояния. «Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры

Великобритания.

Германия

Государство благоденствия – это демократическое государство, которое при сохранении рыночной экономики гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Окончательное становление государства благоденствия произошло в 40-50 годы. На 60-70 годы приходиться его расцвет. К 1975 году во всех страна запада были созданы системы социального обеспечения. Государство взяло на себя помощь вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и просто бедным. Большая часть взрослого населения была охвачена программой страхования на случай безработицы, несчастного случая, болезни и имела право на пенсию по старости. Государство стало регулировать отношения между рабочими и предпринимателями. Оно активно вмешивалось в экономическую жизнь. Но все это происходило не за счет уничтожения демократии, как в СССР или фашистских государствах, а, наоборот, при ее расширении. Однако, государство благоденствия не могло решить всех проблем. В 70-е годы темпы экономического роста упали. Выросла безработица. Система социальной защиты стала работать с перебоями. Возникло новое политическое движение, выступающее за пересмотр принципов государства благоденствия, названное консервативной волной. Его представители добились сокращения социальных расходов, уменьшения роли государства в экономике. Но система социальной защиты населения оставалась неприкосновенной. Она лишь была приведена в соответствие с экономическими возможностями. Так что государство благоденствия пережило консервативную волну.

После второй мировой войны США стала сверхдержавой. Гарри Трумэн продолжил реформы нового курса. Холодная война наложила отпечаток на жизнь страны. В период маккартизма нарушались гражданские права американцев. Корейская война ослабила авторитет Трумена и демократической партии. Президент-республиканец Дуайт Эйзенхауэр не стал, однако, ликвидировать государство благоденствия. Корейская война закончилась. Американцы в годы его президентства вкусили плоды мирной и благополучной жизни. Тогда же начался и рост движения за равноправие негров в Америке. Его возглавил Мартин Лютер Кинг. Движение использовало в основном ненасильственные методы борьбы. К концу 50-х годов американцы убедились в том, что многие страны стали обгонять США по темпам развития. На выборах 1960 года они избрали президентом Джона Кеннеди, призывавшего достойно ответить на вызов других стран. В 1963 году он был убит в Техасском городе Далласе. Сменивший его Линдон Джонсон предложил программу ликвидации бедности в США. Но эту задачу до конца ему выполнить не удалось. В 60-е годы высшей точки своего апогея движение негров за равноправие. Почти все его требования были выполнены. Развернулось молодежное движение, требовали прекращения войны во Вьетнаме. 60-е годы оказались для Америки очень бурными. На страну обрушилась волна насилия. В 1968 году президентом был избран Ричард Никсон, пообещавший уйти из Вьетнама, и навести порядок в стране. Но в 1974 году был вынужден уйти в отставку под угрозой отстранения от должности за превышение полномочий. Тем временем экономическое положение страны ухудшалось. Усиление государственного вмешательства не принесло должных результатов. На выборах 1980 годы республиканец Рейган предложил уменьшить государственное вмешательство в экономику, снизить социальные расходы и прекратить рост цен. Став президентом, он добился снижения инфляции, перевооружил армию. В 1988 году его сменил Джордж Буш, который до этого был вице-президентом. Он продолжал политику Рейгана. В 1992 году президентом стал демократ Билл Клинтон. Он пытался осуществить реформу системы здравоохранения, но у него ничего не получилось. Влияние республиканцев продолжало расти. В 1994 году они добились большинства в обеих палатах конгресса.

Великобритания.

Хотя Великобритания закончила войну победительницей, ее послевоенное положение было очень тяжелым, а влияние в мировой политике уменьшилось. На первых послевоенных выборах англичане отдали предпочтение лейбористской партии, которая предлагала создать в Англии государство благоденствия. Лейбористское правительство во главе в Клементом Эттли национализировало ряд отраслей экономики, завершило создание системы социального обеспечения, ввело бесплатное медицинское обслуживание. Но реформы не улучшили общего экономического положения. Этим воспользовались консерваторы. В 1951 году они победили на парламентских выборах. Уинстон Черчилль вновь сформировал правительство. Консерваторы, однако, не посягнули на государство благоденствия. В 50-е годы в стране начался экономический подъем. Но его темпы были низкими. Великобритания стала отставать от других стран запада. Эта «Английская болезнь» была следствием колониализма. Английская промышленность не знала конкуренции на громадном рынке британской империи, поэтому она не имела стимулов для совершенствования и отставала по уровню развития. Как только начала де колонизация, выяснилось, что продукция английских фабрик и заводов неконкурентоспособна. Попытки сохранить империю еще больше усложняли положения: ведь они требовали колоссальных расходов. К концу 50-х – началу 60-х годов почти все британские колонии получили независимость, и британская империя превратилась в Британское содружество. Лейбористы предлагали лечить английскую болезнь с помощью расширения государственного регулирования экономики. Консерваторы предлагали добиваться возрождения частного предпринимательства и сокращения государственного регулирования. В 1979 году консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер пришли к власти. Они сократили государственное вмешательство в экономику, снизили налоги, приватизировали большую часть государственного сектора. В начале 80-х годов начался экономический подъем. Теперь его темпы в Англии были даже выше, чем в других странах. Великобритания восстановила свой пошатнувшийся престиж и влияние.

Хотя людские потери Франции были меньшими, чем в годы первой мировой войны, масштабы разрушений оказались большими. Уменьшилось ее влияние на мировые дела. После освобождения власть во Франции перешла в руки Временного правительства во главе с де Голлем. В него вошли политические партии, участвовавшие в Сопротивлении. Временное правительство восстановило демократию и привлекло к суду деятелей профашистского правительства. Оно национализировало ряд отраслей экономики. Выборы в учредительное собрание показали, что самыми влиятельными партиями были коммунисты, социалисты и католическая партия. Из этих партий было сформировано новое правительство де Голля. Оно восстановило социальное законодательство народного фронта. Конституция, принятая Учредительным собранием в 1946 году, провозгласила Францию парламентской республикой. Де Голль, который добивался президентской республики, ушел в отставку. Так возникла Четвертая республика. Когда началась Холодная война, коммунисты были вытеснены из правительства и перешли в оппозицию. Против режима Четвертой республики выступали и сторонники де Голля. Поэтому все правительства 4 республики были непрочными. В 50 годы возникла алжирская проблема. 4 республика оказалась неспособной решить этот конфликт, тогда пригласили де Голля. Он согласился взять власть лишь при условии принятия новой конституции.. она провозглашала Францию президентской республикой. Де Голль был избран президентом в 1958 году. Так возникла 5 республика. Де Голль предоставил независимость Алжиру и другим французским колониям. Он добивался упрочнения положения Франции и укрепления ее независимости. Поощрялись развитие современных отраслей промышленности. Франция стала ядерной державой. Она вывела свои войска из-под командования НАТО. Но в 1968 году произошел внезапный взрыв недовольства политикой де Голля. В 1969 году он ушел в отставку. Его приемники ослабили государственное регулирование экономики, но продолжали государственные реформы. Экономический кризис 70-х годов привел к власти новые силы. В 1981 году на президентских выборах победу одержал социалист Франсуа Миттеран. Левые силы попытались выйти из кризиса путем расширения государственного регулирования экономики. Но это только ухудшило положение. На парламентских выборах в 1986 году левые партии потерпели поражение. Правительство Жака Ширака начало сокращать государственное регулирование и провело приватизацию государственного сектора. Позиции правых партий стали укрепляться. На президентских выборах в 1995 году победу одержал Жак Ширак.

Германия

Послевоенное положение Германии было катастрофическим. Вся она лежала в руинах, жизненный уровень упал, она перестал существовать как государство. Холодная война, кроме того, сделала раскол Германии неминуемым. На она же заставила пересмотреть страны запада к оккупированной ими части Германии. Она должна была стать надежным оплотом запада, и запад оказался заинтересован в скорейшем восстановлении ее экономики. Западные страны перестали взимать репарации, провели денежную реформу в своих зонах оккупации. В 1949 году была принята конституция ФРГ. После первых выборов было сформировано первое правительство во главе с христианским демократом Конрадом Аденауэром. В 1951 году на территории ФРГ отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ принята в НАТО, а в 1957 году стала одним из основателей европейского сообщества. Экономика ФРГ росла настолько быстрыми темпами, что стали говорить о германском «экономическом чуде». Выросло благосостояние граждан. Но ФРГ не признавала новых восточных границ Германии. С ее восточными соседями она не имела никаких отношений. Это ослабило позиции ФРГ в мировой политике. Социал-демократическая партия Германии предложила пересмотреть эту политику. В 1969 году рейхсканцлером стал Вилли Брандт. Его правительство провозгласило «новую восточную политику»: ФРГ признала новую границу, установила связи со своими новыми соседями и ГДР. Возрос международный престиж ФРГ. В 70-е годы в ФРГ, как и в других странах Запада, возникли споры о роли государства. Христианские демократы стали выступать за сокращение государственного вмешательства. Их поддержали свободные демократы. В 1982 году канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. В ФРГ были сокращены государственные расходы, налоги. В 1989 году в ГДР произошла революция. В ходе её была разрушена берлинская стена. Встал вопрос об объединении Германии. После того, как СССР, США, Великобритания и Франция согласились с этим, в 1990 году произошло объединение Германии. Объединение поставило много проблем. Нужно было преобразовывать государственную плановую экономику бывшей ГДР в рыночную. В новых землях увеличилась безработица. Однако послевоенный цикл германской истории завершился. Она стала полноправным членом мирового сообщества.

В Италии на заключительном этапе войны развернулось активное движение сопротивления, в результате которого часть севера страны была освобождена партизанами. В ходе сопротивления сформировался союз антифашистских партий и движений, которые составили первое послевоенное правительство. Италия не рассматривалась союзниками по антигитлеровской коалиции как поверженный враг, и власть на ее территории не перешла к оккупационным войскам. Ведущую роль в ее послевоенном развитии играли коммунисты, социалисты и христианские демократы, ставшие самой влиятельной партией страны. Конституция, принятая в 1947 году, провозгласила Италию демократической, парламентской республикой. Италия с самого начала была членом НАТО, на ее территории были размещены американские военные базы. Страна стала участницей европейской интеграции. В 50-60-е годы Италия пережила период бурного экономического роста. Здесь оформилось государство благоденствия. Однако сохранялся разрыв в экономическом развитии севера и юга страны. Главная оппозиционная партия – ИКП признала ценности демократического строя и на смену революционной борьбы выдвинула курс на реформирование общества в интересах малоимущих слоев населения. В то же время влияние христианских демократов постепенно подало. В стране в 70-80-е годы усилилась политическая нестабильность. Обострилась проблема терроризма. Расцвела коррупция. Большое влияние на жизнь страны стала оказывать мафия. Назрели политические реформы, которые начались в 90-е годы.

Положение Японии после войны по тяжести напоминало положение Германии. Она была оккупирована, но американскими войсками. Оккупационные власти восстановили в Японии демократию, распустили милитаристские организации. В 1946 году были проведены парламентские выборы. Была принята новая конституция. По ней власть императора была ограничена. Япония провозгласила отказ от ведения войн. Была проведена аграрная реформа. Оккупационное власти так же добились стабилизации финансовой ситуации – и остановили инфляцию. Холодная война превратила Японию из поверженного врага в оплот США в борьбе против СССР. США решили одновременно с мирным договором подписать с Японией договор о безопасности, на основании которого военно-морские базы США могли оставаться на территории страны. В 1951 году СССР отказался подписывать мирный договор. С середины 50-х годов в Японии начался период бурного экономического роста. Япония обогнала Францию, Великобританию и ФРГ и заняла второе место после США в западном мире по экономической мощи. Вырос жизненный уровень. Стабилизировалась внутренняя жизнь. Ведущую роль в политике стала играть Либерально-демократическая партия. Кризис 70-х годов особенно больно ударил по японской экономике. Она развалилась, не располагая своим сырьем и энергетическими ресурсами. В эти годы началась перестройка японской экономики. Многие страны стали ограничивать японский экспорт. Темпы роста японской экономики снизились. Одновременно росли политические проблемы. ЛДП стала терять влияние. Началась перегруппировка политических сил. Поэтому в поселение году наблюдается политическая неустойчивость японских правительств. В отношениях с СССР Япония с 80-х годов стала ставить на первое место территориальную проблему. Она требует возврата северных территорий – нескольких островов Южно-Курильской гряды.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ (благосостояния, изобилия; английский - welfare state), концепция, утверждающая возможность и необходимость создания государства, целью которого является забота о благосостоянии всех его граждан. Получила распространение после 2-й мировой войны не только в социально-экономической мысли, но и в реальной политике ряда стран. Генетически государство всеобщего благоденствия связано с буржуазно-реформистским (И. Бентам, Э. Чедвик, Ч. Бут и др.) и социал-демократическим движениями, с идеями социальной справедливости, равенства, а также с практикой общественной благотворительности. В теоретической основе концепции лежат следующие положения: благосостояние общества складывается из благосостояния всех его членов; государство обязано (в противовес либеральным идеям невмешательства) регулировать не только экономику, но и социальную сферу (в том числе перераспределять общественные блага в пользу беднейших слоёв населения); бедность - социальное зло, которое общество может и должно искоренить.

Основные черты государства, служащего всему населению, были разработаны уже в середине 19 века Л. фон Штейном и объединены в понятии «социальное государство» (Sozialstaat). В 19 и начале 20 века идеи социального государства выражались в основном в виде отдельных социальных реформ в трудовом законодательстве, в социальном обеспечении и тому подобное. Шведский вариант государства всеобщего благоденствия выдвинут в 1929 году П. А. Ханссоном, который в течение 1930-х годов пытался превратить страну в «дом для народа». В 1942 в британском парламенте рассматривался всеобъемлющий план руководства социальным прогрессом, получивший название «план Бевериджа», который был принят к осуществлению в послевоенной Англии и затем в Бельгии, Нидерландах, ФРГ, Швеции, Франции и других странах. С 1950-х годов «социальное государство» стало конституционным принципом большинства западных стран. Наибольший расцвет реальная политика государства всеобщего благоденствия получила в конце 1950-х - начале 1960-х годов, когда стало возможным массовое потребление высокотехнологичных товаров и услуг, культуры. Социальные мыслители поддерживали государство всеобщего благоденствия как основу для формирования активных граждан, участников социальных и политических процессов (Т. Маршалл) и как профилактическое средство против конфликтов, которыми чревато развитое индустриальное общество (Т. Парсонс). На практике концепция государства всеобщего благоденствия выражалась в виде комплекса социальных программ в сфере социального обеспечения, здравоохранения, жилищного строительства, образования, направленных на поддержание достаточно высокого уровня жизни всех членов общества.

В начале 1980-х годов концепция государства всеобщего благоденствия подверглась критике со стороны неоконсерваторов, которые ратовали за активизацию частного сектора в экономике и ограничение вмешательства государства в экономику её отдельными отраслями (политика М. Тэтчер, Р. Рейгана). Отмечалось, что социальные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного роста, снижают уровень инвестиций в производство, вызывая тем самым экономический спад. Решение этих проблем предлагалось через введение ограничений на бюджетные расходы, усиление рыночных стимулов, сокращение и закрытие социальных программ. Критиковался также патернализм государства всеобщего благоденствия, который приводит к утрате трудовой этики, формированию психологии иждивенчества, ограничению частной инициативы и предпринимательской активности. Определённое охлаждение к идеям государства всеобщего благоденствия наблюдалось также в среде либералов, которые изначально использовали их для идеологического противостояния коммунистической идеологии (например, Ф. А. фон Хайек), что перестало быть актуальным после распада социалистической системы, и в среде социал-демократов, которые переводят их из плоскости политических манифестов в деловую плоскость рутинной работы.

Однако отказ от ценностей государства всеобщего благоденствия невозможен, они закреплены конституционно и являются неотъемлемой частью демократического государственного устройства. Современное их переосмысление связано с отходом от чисто потребительского толкования социального права, которое в большей степени становится правом на интеграцию в общество. Государственная политика в социальной сфере обретает адресный характер и ориентируется на удовлетворение определённых нужд конкретного человека. Двоякая задача оказания индивидуализированной материальной помощи и максимального расширения доступа населения к информации, новейшим технологиям в области образования, здравоохранения и пр. решается в экономически развитых странах путём моделирования оптимально эффективных систем развития отдельных отраслей экономики общественного сектора.

Лит.: Boadway R., Bruce N. Welfare economics. Oxf.; N. Y., 1984; Graham Н. Health of welfare. L., 1985; Erneuerung des Sozialstaates. Кöln, 1996; Розанваллон П. Новый социальный вопрос: Переосмысливая государство всеобщего благосостояния. М., 1997; Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб., 2004.

На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция “государство всеобщего благосостояния” (в российскую историографию эта концепция вошла под названием “государство всеобщего благоденствия”).

Впервые основные принципы указанной концепции сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. Основная идея этой концепции заключается в том, что государство всеобщего благосостояния – это такое государство, которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при участии населения страны в финансировании указанных программ . Эта концепция получила распространение во всех странах Западной Европы. Например, в США либеральные круги в большой степени способствовали появлению идеологии государства социального благосостояния. На ее укрепление оказало влияние движение за гражданские права национальных меньшинств (прежде всего негров ). Это движение требовало не только «равенства возможностей», но и «равенства результатов». Демократы у власти в США многое сделали, чтобы расширить программы помощи.

К началу 60-х гг. уже были приняты к исполнению проекты введения “государства всеобщего благосостояния” в США и Великобритании и “социального общества” в ФРГ, Австрии.

Предполагалось, что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода, капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов, вплоть до ликвидации бедности .

Середину 70-х исследователи считают переломным моментом в развитии государственного регулирования социальной сферы. Экономический кризис стал причиной возврата многих стран Запада к консервативной политике . Система социального обеспечения была перенапряжена под воздействием растущего спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны, из-за замедления темпов экономического роста начали сокращаться бюджетные налоговые поступления, что сузило возможность финансирования социальных программ. Требовалась перестройка.

По мнению, западных экспертов, идеология государства всеобщего благосостояния в определенной степени устарела, придя в противоречие с действительностью. В докладе министерства социальной защиты населения Великобритании было подчеркнуто, что система обеспечения, разработанная, исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям . «Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, кажется, не срабатывает», - пишут американские авторы. Это вмешательство порождает больше проблем, чем оказывает помощь. В США опыт возникновения и использования концепции государства всеобщего благосостояния выявил негативные аспекты чрезмерного увлечения принципом «равенства результатов», на котором долгое время строилась помощь . Растет осознание социальных осложнений, порожденных системой помощи. Система дает возможность перебиться, пережить нелегкое время тому, кто способен трудиться. Она не дает погибнуть и тем, кто не в состоянии это делать. Но, как всякие масштабные явления, социальная помощь имеет отрицательные стороны, прямо вытекающие из положительных: она способна консервировать бедность и социально развращать своих подопечных. Отмечено, что бедность в США в большей степени проблема неработающих, в то время как несколько десятилетий назад она была результатом низких заработков.За прошедший период изменился состав бедняков: ныне большинство ушло от труда . Моральное неприятие такой ситуации - одна из характерных черт современного американского общества. Общество видит выход в жестком ограничении контингента получателей длительной помощи. В этот контингент должны входить те, кто не способен работать: дети, инвалиды, пожилые.



Стратегия помощи должна строиться так, чтобы вернуть к труду трудоспособных бедняков. Ставится задача перейти от политики «государственного вспомоществования» к политике «экономической независимости» (новый закон о реформе социального обеспечения, 1988г.). Таковы взгляды американских авторов.

В конце 20-го века модель государства всеобщего благосостояния подвергалась коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма. Самые ярые сторонники этой теории – Рейган и Тэтчер не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономическому спаду, и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы . В начале 90-х годов прошлого века правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.

В 1993 году правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг . В Великобритании осуществляется реформа здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере.

В результате закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медперсонал. В Швеции происходит «продажа» государственных больниц в частные руки. В основе кризиса «государства всеобщего благосостояния» в Нидерландах – резкий рост расходов по программе помощи нетрудоспособным лицам. Помощь составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предлагается ужесточить условия получения пособий и сделать постоянную проверку нуждаемости в их получении.

Таких примеров можно привести много.

Меры, предпринимаемые правительствами разных стран, направлены на установление более жесткого контроля расходования государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией.

Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. Приназначении пособий практически во всех странах производится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставляемые бесплатно. Во многих странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.

Безусловно, считают отечественные авторы, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства всеобщего благосостояния»: слишком укоренилась в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся. И слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства . Но даже политики левого толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.

Накопленный за десятилетия опыт социальной поддержки населения позволяет выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной экономики. Замечено, что практически все страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и пр. и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

Сафиуллин, А. Р. Экономика благосостояния. Теория и практика: учебное пособие / А. Р.
Сафиуллин. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.

Значительную роль в формировании собственной модели «государства всеобщего благосостояния» в каждой стране играют особенности государственного устройства и структур гражданского общества, национальные, историко-культурные, этические, религиозные и другие особенности. Тем не менее, сколь многообразными не были бы национальные модели, можно выделить три основных модели, которые различаются как основополагающими теоретическими принципами, так и фактическим содержанием экономической политики государства (в первую очередь по таким направлениям как перераспределительная деятельность и политика в социально-трудовой сфере):


  • неолиберальная (англо-американская или англо-саксонсонская) модель, характерна для Великобритании, США, Канады и Австралии;

  • консервативно-корпоративистская (франко-германская) модель (Германия, Франция, Италия, Бельгия и Австрия);

  • социально-демократическая (скандинавская) модель (Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия).

1. Неолиберальная модель

Основой неолиберальной модели является ставка на индивидуальную ответственность за самообеспечение и свободу выбора в вопросах благосостояния (так, в США с 1 июля 1997 г. действует закон «о личной ответственности и возможностях трудоустройства»). Государство в этой модели стремится создать каждому условия для самореализации и сократить неравенство в распределении доходов не посредством высокого налогообложения, ориентируясь преимущественно на рыночное распределение доходов, а скорее с помощью эффективной системы социальных трансфертов .

Либерализм такого «государства всеобщего благосостояния» проявляется и в отсутствии единой общегосударственной системы социальной помощи.

Так, в США многие социальные программы находятся в непосредственной компетенции каждого штата в соответствии с федеральным законодательством, созданным еще в период правления Ф. Рузвельта, когда государство вынуждено было принять на себя ответственность за экономическую безопасность и социальную защищенность своих граждан. Федеральные программы распространяются лишь на государственных служащих, рабочих, страдающих профессиональными заболеваниями (шахтеры).

Государство с помощью бюджетных средств помогает только наиболее нуждающимся категориям населения (в США - пенсионерам, имеющим доход ниже установленного уровня; ветеранам; инвалидам; слепым; несовершеннолетним детям из бедных по американским стандартам семей). Во избежание «эффекта замещения», лишь 25% государственных расходов на программы вспомоществования приходится на денежную помощь, а остальные 75% - непосредственно на медицинскую, продовольственную помощь, помощь в получении образования и оплате коммунальных услуг.

В последнее время в США наблюдается еще большая рационализация использования средств бюджета в условиях «свободного рыночного хозяйства» в направлении расширения соответствующих полномочий штатов и местных органов власти, ужесточения условий выделения денежных пособий нетрудоспособным гражданам, при одновременном расширении помощи в получении образовательной, профессиональной подготовки и в трудоустройстве.

В перспективе речь идет даже о частичной приватизации средств государственных страховых фондов и передаче их в распоряжение частных инвестиционных структур.

Кроме того, дальнейшее повышение индивидуальной ответственности в США видится в направлении создания эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством, для чего предлагается внедрить налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются совладельцами доходов, акций, т.е. инвесторами производства. Правительство же собирается перейти от роли стороннего наблюдателя к непосредственному участию в переговорах между трудом и капиталом, превратившись в акционера.

Впечатляющие успехи экономического развития США в последние десятилетия свидетельствуют о жизнеспособности и эффективности данной модели. Но тот же американский опыт показывает, что даже в стране, обладающей изрядным экономическим потенциалом (в 2003 г. ВВП на душу населения составил 39 676 долл.), сохраняются очаги бедности при высокой степени неравенства в обществе.

2. Консервативно-корпоративистская модель

Данная модель начала оформляться еще в конце XIX столетия, когда в общественно-политической мысли Германии стали распространяться идеи государства благосостояния, и собственно впервые появился сам этот термин.

Правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. В правительственном заявлении по этому поводу указывалось, что лечение социальных недугов требует применения не только репрессивных мер, но и заботы о «благосостоянии рабочих».

Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии, и в дальнейшем получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). Введенная Бисмарком система национального обеспечения была самой ранней программой государства всеобщего благосостояния, впоследствии заимствованная Ллойдом Джорджем для Британии в 1911 г.

Современная консервативно-корпоративистской модель «государства благосостояния», занимающая промежуточное положение по масштабам государственного регулирования, реализует заложенные еще О. фон Бисмарком положения и ориентирована на принцип солидарной ответственности.

Принцип солидарной ответственности реализуется как оптимальное сочетание интересов всех участников рыночного механизма формирования благосостояния - личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе . Государство лишь оказывает содействие объединениям работников и работодателей в вопросах организации и функционирования институтов профессиональной самоподдержки.

Подобная модель, также получившая название социально-ориентированного рыночного хозяйства , представляет собой экономическую систему, которая функционирует по рыночным законам, но при активном участии государства в поддержании и использовании рыночных отношений. Государство создает надежные правовые и социальные «рамочные» условия для экономической инициативы, которые воплощаются в социальном равенстве индивидов (равенстве прав, свобод, стартовых условий, правовой защиты). Задача государства в такой модели - не распределение благ, а обеспечение условий деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самостоятельно заботиться о себе.

При этом конкуренция и частная собственность понимаются как стимулы к активной деятельности, а экономическая свобода - как реализация индивида.

Свобода каждого человека устраивать свою жизнь так, как это отвечает его личным желаниям и представлениям, то есть свобода потребления и свобода хозяйственной деятельности, по мнению Л. Эрхарда, должны рассматриваться как неприкосновенные основные права.

Такой путь социального регулирования предполагает создание условий для проявления инициативы и предприимчивости трудоспособным населением, ориентирован на высокие доходы при государственной поддержке тех, кто уже или еще не может активной деятельностью зарабатывать себе на жизнь. Большая доля мер социальной защиты финансируется гражданами, которым предоставляется возможность обеспечить себе высокий уровень доходов, накапливать значительных размеров частную собственность. В тоже время при безусловном приоритете экономической свободы эта модель социального регулирования характеризуется высокой степенью социальной защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, правовое обеспечение и т.д.

В подобной модели сочетаются принципы либеральной экономики и активного вмешательства государства, свобода и порядок; роль государства в экономике всегда была и остается весьма высокой, но характер экономической политики свидетельствует о том, что она сосредоточена преимущественно на регулировании общих условий хозяйствования (или хозяйственного порядка), а не самих хозяйственных процессов.

3. Социально-демократическая модель

Скандинавская модель государственного регулирования благосостояния находится на противоположном полюсе, так как государство принимает на себя полную ответственность за предоставление всем гражданам широкого спектра гарантий, льгот и социальной поддержки, устанавливает высокие налоговые ставки на предпринимательский доход и подоходный налог, широко субсидирует сферу социальных услуг. Не случайно, подобную модель называют еще социал-демократической.

В качестве примера, можно отметить шведский опыт социального регулирования, отличительными признаками которого, по мнению экспертов, являются:


  • финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная налоговая система (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения, а у самых богатых людей суммарные платежи доходят до 86%) при низкой себестоимости сбора налогов);

  • приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики;

  • государственный сектор несет ответственность не только за финансирование и расширение социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб (так, на рынке труда действует около 400 государственных служб занятости, а работодатели регистрируют все возникающие вакансии, при этом меры по недопущению длительной безработицы носят упреждающий характер);

  • универсальность социальной политики, когда высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки, включая бесплатное образование и здравоохранение (лишь в последнее время медицина частично стала платной), обеспечивается каждому жителю страны независимо от рода занятий, а во многих случаях и от того, получает он доход или нет.

Результатом такой государственной политики в сфере регулирования благосостояния населения являются равные права всех на высокий жизненный уровень при единой системе здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения , и, как следствие этого, менее острое выражение проблем социального неравенства.

Высокие расходы государства на социальную сферу, по сравнению с другими странами, система социального обеспечения и материальное благополучие рассматриваются правительством Швеции в качестве необходимых условий, способствующих раскрытию человеческой индивидуальности, а повышение благосостояния населения - как условие поддержания эффективного спроса и полной занятости населения.

Однако, скандинавская модель социального регулирования не получила широкого распространения, так как высокое налоговое давление на предпринимательство и население не особенно привлекательны . Кроме того, некоторое стремление к уравнительности привело к уменьшению различий в оплате труда , что снизило трудовую активность населения. Например, для человека, занятого научными исследованиями в университете, доходность образования упала с 12% в 60-е годы до 1-3% в начале 80-х годов, что привело к снижению интереса к получению высшего образования. Чрезмерное развитие системы социального обеспечения привело к добровольному выбору многими гражданами, в том числе трудоспособным населением, праздного образа жизни. К середине 90-х гг. число домохозяйств, получающих пособия по бедности выросло в Швеции в 2,5 раза; а соотношение числа граждан, финансирующихся за счет налогов, с теми, кто получает доходы от рынка, увеличилось с 0,38 до 1,83.

Подобные примеры свидетельствуют, что чрезмерная забота государства о социальной справедливости, в конечном итоге, может обернуться против тех, кто работает.

Государство всеобщего благосостояния является важным звеном в переходе общественных, экономических и политических сил стран Запада к модели социального государства. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество".

Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

К началу XX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства (утописты) и социальных регуляторов развития государственности (Карл Маркс) оказались недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие "государство всеобщего благосостояния", введенное Ф. Рузвельтом в начале 1930-х г.г. 1

Исследование становления, особенностей и основных направлений реформирования системы социального обеспечения представляется актуальным не только с теоретической точки зрения - изучения этой системы как экономической категории, анализа причин, воздействующих на изменение ее структуры и оценки перспектив развития. В равной мере это необходимо и для решения задач по выработке долгосрочной стратегии и тактики реализации программ социального обеспечения в России.

Ведь правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе. В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

I. «Государство всеобщего благосостояния»: сущность теории

1. Основные положения теории

Сегодня понятие государства всеобщего благосостояния, или как еще недавно говорили - государства всеобщего благоденствия - несколько утратило свою популярность и привлекательность. Расцвет этой концепции приходится на середину XX в. и во многом обусловлен успехами науки, техники и производства в развитых странах Запада.

В принципе, историю концепции государства всеобщего благосостояния можно начинать с эпохи Возрождения и тем более прослеживать ее развитие в трудах гуманистов и просветителей. Однако не вызывает сомнения тот факт, что государство всеобщего благосостояния является феноменом, характерным для современных индустриальных стран. До XX в., и уж никак до XIX в., на национальном или местном уровнях не существовало таких механизмов, которые необходимы для поддержания налогообложения и предоставления услуг, характерных для государства всеобщего благосостояния.

Значительную роль в теоретическом развитии концепции государства всеобщего благосостояния сыграла теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946), обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества 2 .

Истоки теоретического обоснования необходимости и значимости государственного регулирования рыночной экономики находят в макроэкономической теории кейнсианства, возникновение которого относится к периоду Великой экономической депрессии 1929-1933 гг. Этот крупнейший кризис мировой капиталистической системы обнаружил неспособность неоклассического направления ответить на вопрос о его причинах и путях стабилизации экономического развития. Теоретические положения кейнсианства изложены в главном научном труде Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег"(1936). Его основу составляет идея о вмешательстве государства в развитие капиталистической экономики с целью устранения кризисных явлений, достижения максимальной занятости, повышения темпов роста общественного производства.

Кейнс считал, что высший долг государства заключается в том, чтобы обеспечивать благосостояние общества в настоящем. Реальное воплощение идеи Кейнса получили в модели "государства всеобщего благосостояния" с его непомерно высокими социальными расходами и ориентацией на полную занятость.

Концепция государства всеобщего благосостояния постулирует принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества 3 .