Государственный долг: внутренний и внешний. Влияние государственного долга на развитие экономики современной россии

Государственный долг: внутренний и внешний. Влияние государственного долга на развитие экономики современной россии

Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами:

увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка;

осуществив монетизацию бюджетного дефицита;

полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

Рассмотрим каждый из способов подробнее. Увеличить государственные доходы можно путем введения специальных налогов или повышения налоговых ставок. Действительно, в краткосрочном периоде это позволит возрасти доходам бюджета, в результате чего уменьшится государственный долг. Но в долгосрочном временном интервале повышение налогов приведет к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Сократить расходы госбюджета достаточно сложно, поскольку такое решение принимается законодательно и, как правило, вызывает длительные споры в парламенте. Кроме того, как показывает практика, в первую очередь уменьшаются социальные выплаты, что не является популярной мерой. Тем не менее, правительства ряда стран использовали этот метод (США в период президентства Р. Рейгана, Великобритания во времена «тэтчеризма», Бельгия, Дания, Италия и др.).

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование государственных расходов - ежемесячное пропорциональное их снижение (на 5, 10, 15% и т. д.) практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Ему не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части - прямые (обязательные) и дискреционные. К первым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособия по безработице, программы медицинского обслуживания и т. д.) ; ко вторым - расходы, размеры которых зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно утверждаются Конгрессом США. По данным статьям Конгресс устанавливает определенный лимит, в случае превышения которого в действие вступает механизм секвестирования, что позволяет уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.

Монетизация государственного долга происходит, когда центральный банк для финансирования дефицита (а возможно, и покрытия части долга) выпускает дополнительное количество наличных денег. Данный метод способствует уменьшению долга следующим образом. Выпуск денег приносит доход, который называется сеньоражем: в бюджет поступают дополнительные реальные ресурсы. Непосредственно сеньораж не может существенно повлиять на размер внутреннего долга, поскольку эмиссия денег имеет свои пределы. Однако такой способ финансирования неизбежно приводит к инфляции, которая обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Данный вариант развития событий возможен только тогда, когда инфляция является неожиданной и приводит к падению реальной процентной ставки. В случае ожидаемой инфляции потенциальные покупатели потребуют повышения номинальной ставки до такого уровня, который обеспечит им определенный доход.

Следует также учитывать, что значительная доля государственного долга в настоящее время представлена краткосрочными ценными бумагами, доходность которых повышается в условиях растущей инфляции. Получили также распространение облигации с плавающей процентной ставкой: ее динамика определяется изменениями ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции как способа сокращения государственного долга. Кроме того, монетизация бюджетного дефицита весьма опасна, так как может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны.

Третий способ стабилизации или сокращения внутреннего государственного долга - это полный или частичный отказ от его уплаты и перенос платежей по долгу на длительное время вперед, которые почти не используются, так как подрывают доверие к правительству. Такие случаи известны, но они связаны с войнами или другими чрезвычайными обстоятельствами.

Внешний государственный долг может возникать по двум основным причинам:

В результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний;

Путем продажи им государственных ценных бумаг.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге государство вынуждено отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малосущественна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину, используя такие показатели, как доля внешнего долга в валовом внутреннем продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. (По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.)

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

Традиционный путь - выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев - частично списывали долги.

Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т. е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

«Низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации», - говорится в «основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». В ближайшие годы долговая политика, согласно этому документу минфина России, будет направлена на:

Обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости;

Развитие рынка государственных ценных бумаг;

Обеспечение оптимального доступа к источникам заемного капитала.

Относительно высокий уровень мировых цен на энергоносители, исходя из которых, планировалась долговая политика на 2012- 2014 гг., по мнению регуляторов, способен обеспечить достаточно высокий уровень доходов федерального бюджета в ближайшие годы. В целом в ближайшие годы прогнозируется стабильный суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, что может означать ориентацию на снижение их роли (в том числе для накопления, стерилизации «избыточной денежной массы» и т. д.) при повышении значения долговой политики России, т. е. сохранение разнонаправленных трендов государственного долга и фондов (рис. 5)

Рисунок 5 Прогноз на 2012 - 2014 гг. по Резервному фонду, Фонду национального благосостояния и государственному долгу России (трлн руб., % к ВВП)

Государственная долговая политика будет предполагать:

Привлечение ресурсов на рынках капитала;

Совершенствование системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора;

Иные направления.

Ранее (в 2000-е гг.) проводилась политика замещения внешнего долга внутренним, и в 2012-2014 гг. предполагается дальнейшее повышение роли внутреннего государственного долга в качестве источника погашения

бюджетного дефицита (рис. 6). При этом, как ожидается, будет наблюдаться общий рост отношения госдолга к ВВП. В связи с этим совершенствование национального долгового рынка, его модернизация в соответствии с потребностями «новой экономики», внедрение финансовых инноваций должны стать важнейшим приоритетом государственной долговой политики.

Рисунок 6 Прогноз на 2012- 2014 гг. по дефициту государственного бюджета, внешнему и внутреннему государственному долгу России (% к ВВП)


Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству правительства? Конечно же, нет. Все эти вопросы неверные и надуманные. Долг не приведёт к банкротству правительства или нации в целом. Также, за исключением специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее поколение. Рас-смотрим более внимательно, почему это не происходит. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвида-ции. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает но-вые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем спосо-бом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, бан-кротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выпла-ты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфля-ционный эффект.

Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и не могут быть сок-ращены. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении фи-нансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынуж-денное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным за-емщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою оче-редь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результа-те чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повы-шение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности эк-спортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспе-чения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положи-тельный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения пла-тежей.

Рост государственного долга влечет за собой и другие реальные негатив-ные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государ-ственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значитель-ная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее сос-тоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населе-ния переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, ста-новятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным обра-зом существование большого государственного долга может подорвать эко-номиический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последую-щие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, уси-ливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий госу-дарства, направленных на обслуживание и погашение долга. Одновременно это и механизм формирования и реализации одного из направлений финансо-вой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика.

Управление государственным долгом включает ряд стадий. Начальной стадией является определение предельных размеров государственных заим-ствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения финансовых ресурсов и повышения эффективности их исполь-зования. Следующий шаг – привлечение ресурсов на внешних и внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредитов или предоставления государственных гарантий с последующим направлением этих средств на финансирование текущих бюд-жетных расходов и инвестиционных проектов. Заключительный этап – пога-шение государственных долговых обязательств за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от прода-жи государственной собственности, а также новых заимствований.

Таким образом, управление государственным долгом включает следую-щие меры:

● эффективное использование средств заимствования;

● поиск средств для выплаты долга;

● нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Существуют механизмы сокращения внешней задолженности:

1. Выкуп долга – предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осу-ществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.

2. Обмен долга на акционерный капитал – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в кА-питале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

3. Замена существующих долговых обязательств новыми обяза-тельствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по но-вым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении но-минальной стои-мости облигаций.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор од-ного из ва-риантов помощи со стороны официальных кредиторов(членов "Парижского клуба"):

1) частичное аннулирование долга;

2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.

Эффективное управление государственным долгом, как в индустрииаль-ных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует эли-минированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого не-редко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эф-фективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения.

На сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия внут-реннего государственного долга:

    Добровольный, рыночный кредит - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

    Вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), век-селя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформи-рованный в целях поддержки собственно рынка.

    Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину.

Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его пога-шения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят по-тенциальные возможности обслуживания кредитов.

Эта проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность погашения долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов рос-та производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопле-ния валютных резервов.

3 . Влияние государственного долга на развитие экономики России

Кредитная история России началась в 1769г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Россий-ская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. В начале XX в. сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а за-тем стабилизировалась.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства пре-вышали его доходы.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), до-ходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутрен-них и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бед-ствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Пла-тежи по займам осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей - около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 ка-тегории:

    краткосрочные;

    долгосрочные;

    бессрочные.

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превы-шать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставля-лось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905г. права министра были рас-ширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки - 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облига-ции на бирже.

  • Государственный долг и его последствия (4)

    Реферат >> Экономика
  • Государственный долг и его последствия (6)

    Реферат >> Экономическая теория

    Является государственный долг в целом, а предметом – государственный долг России. Основные вопросы, рассматривающиеся в работе: Возникновение государственного долга и его последствия ; Виды государственного долга ; Государственный долг ...

  • В условиях экономического спада существует бюджетный дефицит. Какой способ финансирования бюджетного дефицита будет более стимулирующим: создание новых денег или займы населению? Почему?

    Превышение расходов государства над его доходами создает бюджетный дефицит. Способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие: кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов, дефицит.

    При монетизации дефицита гос. бюджета государство получает сеньораж – доход, который складывается в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег. Он равен сумме дополнительно выпущенных денег и расходов на их выпуск.

    Доходы от сеньоража всегда получает государство, кроме случаев, когда граждане держат свои активы в инвалюте или используют валюту другой страны.

    Если дефицит финансируется с помощью выпуска государственных займов, увеличивается ставка процента, соответственно объем инвестиций сокращается, происходит «эффект вытеснения» инвестиций.

    В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

    В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

    Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.



    Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

    В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

    Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

    1) сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;



    2) внутреннее предложение относительно эластично;

    3) внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

    4) сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

    Внутренний долг – это наш долг самим себе» оцените высказывание. Какие возможности правительства уменьшать государствееный внутренний долг?

    Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

    Внутренний государственный долг – это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций государственных займов.

    В принципе, с данным утверждением можно согласиться, т.к. в данном случае государство берет в долг денежные средства собственных экономических субъектов, населения. И при выплате внутреннего государственного долга эти денежные средства возвращаются в национальную экономику. Способы уменьшения внутреннего государственного долга: денежная эмиссия (приводит к повышению уровня инфляции); выпуск государственных ценных бумаг; повышение налоговой ставки (поступления в бюджет увеличиваются за счет сокращения реального дохода населения и хозяйственных субъектов

    Проанализировав данное высказывание можно сказать, что действительно мы сами являемся задолженниками для самих же себя. Поскольку выплачивая государству налоги, сборы и другие обязательные платежи мы обеспечиваем бюджет государства, следовательно обеспечиваем свое благосостояние со стороны государства. Если же население государства не будет выплачивать налоги и другие обязательные платежи, то возникнет дефицит гос. бюджета, что приводит к внутреннему государственному долгу, то есть к долгу населения перед самим собой.

    3. «Задание банка состоит в надежном обеспечении клиентов суммами, которые они внесли на свой счет, по первому требованию, поэтому банк должен держать в резерве 80 – 90% суммы депозитов».

    Выяснив экономическую природу дефицита государственного бюджета, мы вплотную подошли к анализу государственного долга, который представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов.

    Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

    Анализ влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде позволяет перейти к рассмотрению долговременного воздействия на состояние ее государственного долга. Для этого следует выделить последствия, вытекающие из внутреннего и внешнего долгов. Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами, внешний долг - задолженность перед иностранцами. Он предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

    Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. C одной стороны, это «заем нации сам себе». Он не вызывает оттока средств из страны и не ведет непосредственно к прямому сокращению богатства нации, тогда как положительные эффекты от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, обусловившие стабилизацию темпов экономического роста и их повышение, могут существенно перекрывать издержки по обслуживанию внутреннего государственного долга.

    C другой стороны, нельзя не учитывать ряд возможных отрицательных последствий внутреннего государственного долга.

    1. При погашении задолженности за счет бюджетных средств, а по сути, за счет налогоплательщиков происходит отток доходов к владельцам ценных бумаг, а значит, к состоятельным слоям общества, что ведет к усилению дифференциации доходов.

    2. Необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и, как следствие, снижение деловой активности в экономике.

    3. При большом внутреннем долге может проявиться и усилиться эффект «вытеснения частных инвестиций». Выход государства на ссудный рынок ведет к усилению на нем конкуренции, вследствие чего повышается процентная ставка, что сокращает число прибыльных инвестиционных проектов, снижает инвестиционную активность в экономике, а значит, и темпы ее экономического роста.

    Облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации - с другой, являются для экономических субъектов взаимозаменяемыми. Вторые могут быть для определенных групп населения даже привлекательнее, поскольку обладают большей надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора.

    Средства, которые могли бы производительно использоваться в экономике, вкладываться в развитие реального частного сек-

    тора, тратятся на приобретение государственных ценных бумаг и в конечном счете могут превратиться в значительной степени в непроизводительные расходы государства.

    Если даже в определенной доле эти средства будут использоваться государством производительно, все равно произойдет перемещение ресурсов от частного сектора к государственному, менее эффективному по своей природе, что может привести к общему снижению эффективности в экономике.

    Интенсивность вымывания частного капитала зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать масштабы увеличения государственного долга, доверие экономических субъектов к действующему правительству и связанную с ним склонность осуществлять сбережения, хранить финансовые активы в той или иной форме.

    4. Современные теории инфляции обращают внимание на связь между темпами инфляции в стране и величиной ее государственного долга. Механизмы этой связи разнообразны. В частности, экономические агенты могут ожидать, что государство в будущем профинансирует выплаты по долгам за счет денежной эмиссии, а это приведет к росту цен, который через механизм рациональных ожиданий приведет к росту цен в настоящем. Наращивая внутренний государственный долг, государство стимулирует инфляцию. Выплата внутреннего государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии может привести к лавинообразному росту темпов инфляции, разрушительному для экономики.

    Что касается влияния на экономику внешнего долга, то хотелось бы отметить следующее. Наличие внешнего долга страны является обычной нормальной общемировой практикой. Многие страны с развитой рыночной экономикой имеют большой внешний долг. Вместе с тем возможны его следующие объективные отрицательные последствия.

    1. Обслуживание внешнего государственного долга предполагает утечку ресурсов из страны-должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

    2. Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

    3. Быстрый рост внешнего долга может поставить страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает

    Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

    Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.

    Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то, значит, эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечение других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

    Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:

    Отказаться от долга полностью или частично;

    Исйользовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;

    Пролонгировать долг;

    Прибегнуть к конверсии долга;

    Продать безнадежные долги.

    Каждая из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине невыплаченного процента. При реструктуризация долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, ввиду чего данная мера считается предпочтительнее предыдущей.

    Конверсия государственного долга предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет

    долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий И Т.Д.

    Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

    Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно- кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

    Большой государственный долг, порожденный крупными бюджетными дефицитами, может негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве развитых стран правительства отказались от рекомендованного кейнсианской теорией дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории. Согласно данному подходу сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджета, масштабы перераспределения национального дохода через бюджет уменьшаются. В отличие от кейнсианской концепции, делающей упор на стимулирование инвестиций посредством увеличения государственных расходов, теория предложения предполагает повышение инвестиционной активности прежде всего благодаря увеличению сбережений, которое необходимо стимулировать, в частности, путем снижения степени прогрессивности налогообложения либо посредством замены прогрессивного налогообложения пропорциональным.

    Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг. В результате обобщения различных дефиниций государственного долга, встречающихся в современной экономической литературе, можно выделить две основные группы его трактовок.

    Первая группа учёных определяет государственный долг как общую сумму всех положительных бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

    Вторая группа авторов под государственным догом понимает все непогашенные долговые обязательства государства перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

    В первом определении внимание фокусируется на причине возникновения долга, во втором - на механизме его формирования.

    Схема формирования государственного долга может быть представлена в следующем виде (рис.1.5):

    Рисунок 1.5 Формирование государственного долга

    Используются следующие показатели величины государственного долга:

    1) отношение суммы государственного долга к ВВП или ВНП;

    2) величина задолженности на душу населения;

    3) отношение объема внешнего долга к ВВП;

    4) отношение объема внешнего долга к сумме валютной выручки за год .

    Считается, что превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения .

    Причинами возникновения государственного долга можно считать:

    Дефицит бюджета;

    Макроэкономические диспропорции;

    Неэффективная экономическая политика государства

    Завышенные государственные расходы;

    Отсутствие полноценных и доступных источников финансирования;

    Неэффективная налоговая система.

    Все это приводит к спадам в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

    Можно выделить следующие функции госдолга:

    · фискальная, т.е. мобилизация недостающих денежных средств и создание финансовой базы, необходимой для выполнения государством принятых на себя обязательств;

    · стабилизирующая, которая предполагает прямое воздействие государства на макроэкономические процессы;

    · аллокативная - формирование финансовой базы для последующего экономического роста путём перераспределения ресурсов во времени и между отраслями производства, хозяйствующими субъектами, частными институтами и государством;

    · стимулирующая - ускорение экономического роста с помощью государственных инвестиций, осуществляемых за счёт заимствованных средств;

    · контрольная - влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении .

    Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга - а наращивание этих частей долга ведёт к разным последствиям. На основании этой классификации можно сформулировать еще одно определение - государственный долг - совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени .

    Рассмотрим внутренний государственный долг и его последствия для государства.

    Внутренний государственный долг - это долг правительства перед населением своей страны, связан с заимствованием денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Внутренней долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие .

    Рассмотрим, как бюджетные дефициты связаны с государственным долгом.

    Правительство, как правило, имеет дело не с первичным, а с общим дефицитом, который может быть рассчитан:

    где - общий бюджетный дефицит;

    D - государственный долг;

    r - реальная ставка процента, выплачиваема по государственному долгу;

    G - государственные расходы;

    T - налоги.

    Формула (1.3) показывает, на какую сумму увеличится государственный долг в текущем году. Её можно переписать следующим образом:

    Именно сумму должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился государственный долг, в случае излишка бюджета (T>G), государственный долг уменьшится. Данная формула (1.4), также является следствием того, что при сбалансированном бюджете (T=G) государственный долг все равно будет возрастать в связи с необходимостью выплаты процентов по нему .

    Важное значение имеет не столько абсолютный размер внутреннего долга, сколько его доля в совокупном доходе («бремя государственного долга»), и, чтобы она не возрастала, разница между темпами роста долга и дохода должна быть равно нулю .

    Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Это постоянно действующий финансовый инструмент. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

    Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе, однако нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга. Они могут заключаться в том, что:

    Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

    Наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала; - усиливается неравенство в доходах;

    Создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем; дефицит госбюджета может стать хроническим явлением; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну .

    Внешний государственный долг - это финансовый долг правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками и международными организациями.

    Для измерения государственного долга и оценки его влияния на экономику используют такой показатель как его доля внешнего дола в ВВП.

    Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

    В результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;

    Путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

    Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. При предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые неудобны для страны-заёмщика. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит .

    Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущее поколение, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

    Отрицательные стороны государственной задолженности достаточно хорошо изучены. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать и с позиции полезности использования его механизма.

    Таким образом, самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).

    Госдолг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста, который в свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

    Рост бремени госдолга вызывает необходимость управления им. Выделяют следующие формы пересмотра государственного долга:

    Конверсия - изменение условий займов относительно доходности, размеров выплачиваемых по нему процентов. Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигаций обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа;

    Консолидация - преодоление срока действия кратко- и среднесрочных займов путём объединения ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заём;

    Рефинансирование - погашение старой задолженности путём выпуска новых займов. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования;

    Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита;

    Аннулирование - полный отказ от уплаты долга. Аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определённым причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

    Итак, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный долг, причины и последствия его образования мы можем сделать вывод, что роль государственного долга в жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями для экономики. В конечном счёте государственный долг может принести экономически весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им. Однако, значительный государственный долг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по его обслуживанию ведет к сокращению инвестиций в производственный капитал.

    Таким образом, как следствие негативных явлений в экономике дефицит госбюджета, является основной причиной возникновения государственного долга, что в свою очередь, создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку это оказывает непосредственное влияние на денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной и непроизводственной сферы. Соответственно для погашения негативного влияния государственных заимствований на экономику страны, усиления положительного влияния на экономический рост необходимо эффективно управлять государственным долгом.