Гарантийные обязательства по 223 фз. Что это такое

Гарантийные обязательства по 223 фз. Что это такое

Согласно 223-ФЗ закрепленного в положении о закупке, к участию в торгах допускаются потенциальные исполнители, которые могут предъявить обеспечение своей заявки.

Согласно второй части первой статьи положения данного закона распространяются в основном на государственные корпорации, их дочерние предприятия, различные бюджетные учреждения, унитарные предприятия. Также положениями этой статьи устанавливаются принципы и требования к проведению закупок.

Виды торгов по 223-ФЗ

Согласно 223-ФЗ могут устанавливаться следующие виды торгов:
  • Аукционы;
  • Конкурсы;
  • Закрытые закупки;
  • Иные способы закупок.
Закрытые закупки

В обновленной версии 223-ФЗ появилось четкое определение термину закрытая закупка. Ей признается аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок, в том случае, если содержащиеся в документации сведения представляют собой государственную тайну. Это прописано в пункте 1 статьи 3.5.

Порядок проведения закрытой закупки аналогичен тому, который регламентируется в статье 3.2 223-ФЗ с учетом некоторых особенностей. Информация о проведении такой процедуры не может быть размещена в ЕИС. Заказчик направляет индивидуальные приглашения поучаствовать в закупке двум и более потенциальным поставщикам, заинтересованным в заключении контракта. Заявка подается участником в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать его содержимое.

Требования к оформлению гарантии

Несмотря на существенное снижение требований к банкам и тот факт, что гарантию можно не вносить в единый реестр Федерального казначейства РФ, существует ряд требований к содержанию гарантии:

  • Указание срока действия.
    Данный показатель устанавливается конкурсной документацией и регламентирует продолжительность действия гарантии.
  • Безотзывность.
    Данное условие гарантирует, что банк не сможет прекратить действие гарантии на протяжении всего срока.
  • Перечень гарантийных случаев .
    Список обязательств исполнителя, в случае нарушения которых заказчику причитаются соответствующие выплаты.
  • Сумма выплаты.
    Определяет размер неустойки, которая будет выплачена заказчику при нарушении исполнителем определенных обязательств. Размер неустойки не регламентируется 223-ФЗ и указывается в проектной документации.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о проверке подлинности банковских гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Этот финансовый инструмент активно используется участниками закупок, как для обеспечения заявок, так и для обеспечения исполнения контрактов. И поскольку банковские гарантии (сокращенно — БГ) пользуются среди поставщиков большой популярностью, то их нередко подделывают. В свою очередь поддельная гарантия это риск не только для поставщика, но и для Заказчика, поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим, как самостоятельно проверить БГ и не попасться на удочку мошенников.

1. Критерии, которым должна соответствовать настоящая банковская гарантия

Критерий №1

Банк, который выдал банковскую гарантию, в обязательном порядке должен быть включен в перечень банков, находящихся на сайте Минфина России по адресу: //www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/ . Этот перечень регулярно обновляется. По состоянию на 31.05.2017 года в этом списке находится 279 банков.

Примечание: Федеральным законом № 223-ФЗ не установлены обязательные требования к банкам, выдающим гарантии. Такие требования может установить сам Заказчик в своем Положении о закупках. Вообще стоит отметить, что требования к гарантиям, выдаваемым по 223-ФЗ более лояльные, нежели к гарантиям по 44-ФЗ.

Критерий №2

Сведения о БГ должны содержаться в реестре банковских гарантий на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru . Причем сведения о выданной БГ должны включаться банком в данный реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за датой её выдачи (ч.11 ст.45 44-ФЗ).

Примечание: В 223-ФЗ нет требования о том, что гарантия в обязательном порядке должна быть внесена в реестр БГ.

Критерий №3

Гарантия должна быть безотзывной, т.е. банк не имеет права отозвать такую БГ при любом стечении обстоятельств. Таким образом, гарант обязуется выполнить все взятые на себя обязательства.

Критерий №4

Критерий №5

В гарантию не должно включаться требование о представлении Заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Критерий №6

Гарантия должна быть отпечатана на фирменном бланке банка и должна содержать реквизиты такого банка и номер лицензии.

Критерий №7

БГ на крупную сумму выдается под поручительство или залог.

2. Признаки поддельной банковской гарантии

Признак №1 — Минимальный объем документов

Выдача БГ только лишь по нескольким документам (реквизиты компании и ссылка на контракт (закупку)) или и вовсе без таковых — явный признак мошенничества. Центральным Банком РФ предусмотрены инструкции, согласно которым кредитный отдел банка должен произвести проверку полного комплекта документов. Как правило, такой комплект документов включает в себя:

  • учредительные документы;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • налоговые декларации;
  • заявку со ссылкой на закупку или контракт;
  • расшифровку информации по ключевым статьям бухучета.

Важный момент: Без предоставления подлинников документов настоящую БГ вам никогда не выдадут. Копии документов требуются лишь для принятия решения о выдаче и оформления БГ, но не для её выдачи.

Признак №2 — Короткие сроки выдачи БГ

Довольно часто на глаза попадаются объявления, в которых говорится о выдаче БГ за 1-3 часа. Это также явный признак мошенничества, потому что проверка документов требует определенного времени от 3-х до 7-ми дней.

Признак №3 — Комиссия за выдачу БГ значительно ниже среднерыночной

Перед тем, как оформить БГ, необходимо посмотреть тарифы нескольких банков. Обычно разница между тарифами будет не сильно большой. Если же вам предлагают оформить БГ по цене значительно ниже среднерыночной, то это явный признак поддельной БГ.

Признак №4 — Перечисление средств за выданную БГ на счет сторонней организации

Сумма вознаграждения за выданную БГ должна перечисляться на счет банка, который её выдал. В назначении платежа должно быть указано — “Уплата вознаграждения за предоставление банковской гарантии…”. Если же вам предлагают перевести деньги на счет другой организации, то это явный обман. Ни в коем случае не стоит этого делать.

Также обязательно обращайте внимание на реквизиты, указанные в документах, они везде должны быть идентичными. Все подписи должны иметь расшифровку, а печати должны быть четкими и читаемыми.

Одна из самых распространенных схем — использование названий организаций схожих с названиями крупных банков.

3. Чем поставщику грозит поддельная банковская гарантия?

Поставщик, который предоставляет Заказчику БГ, может знать, а может и не знать о том, что гарантия поддельная. Однако и в том и в другом случае он подвергает себя большому риску:

Во-первых , Заказчик может потребовать от поставщика замены гарантии в 5-10-ти дневный срок.

Во-вторых , Заказчик может отказаться от заключения контракта или в одностороннем порядке расторгнуть контракт с поставщиком на любом этапе его исполнения, если выяснит, что гарантия фальшивая.

В-третьих , в отношении поставщика может быть возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ “Мошенничество”.

В-четвертых , сведения о поставщике могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом, он на два года лишиться возможности принимать участие в торгах.

4. Способы проверки банковской гарантии

Проверка гарантии на официальном сайте ЕИС в реестре банковских гарантий

Этот способ отлично подойдет для проверки БГ, полученной в рамках 44-ФЗ. Для этого вам необходимо зайти в РБГ на сайте ЕИС и в поисковую строку ввести номер реестровой записи, либо наименование банка, наименование поставщика, номер извещения об осуществлении закупки, реестровый номер контракта или идентификационный код закупки (ИКЗ). А затем нажать по пиктограмме с изображением лупы, находящейся в правой части поисковой строки.

Если вы нашли в реестре БГ со статусом “Размещено”, то беспокоиться не о чем.

Подробный алгоритм проверки БГ в реестре банковских гарантий описан в .

Примечание: Существует, как открытый реестр БГ, так и закрытый, в который включается информация о БГ, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну. Соответственно сведения о таких БГ в открытом доступе вы не найдете. Для проверки таких гарантий необходимо направлять письменный запрос в Казначейство.

Для проверки банковской гарантии по 223-ФЗ отлично подойдут следующие способы:

Официальный запрос в банк-гарант

Вы можете направить официальный письменный запрос в головной офис банка-гаранта с целью подтвердить факт выдачи им БГ по номеру и дате выдачи. Форма такого запроса никак не регламентирована, поэтому может быть подготовлена вами в произвольной форме. Если же вы обратитесь в банк по телефону, то, скорее всего, вам откажут предоставить такую информацию, сославшись на её конфиденциальность.

Официальный запрос в Центральный Банк РФ

Вы также можете направить официальный письменный запрос в ЦБ РФ с целью подтвердить факт выдачи БГ конкретным банком.

Личный визит в территориальное отделение банка

Как правило, у многих банков есть филиалы в разных городах. Поэтому если отделение банка, выдавшего гарантию, есть в вашем городе, то его можно посетить лично.

Проверка банковской гарантии онлайн через ЦБ РФ

Здесь вы можете узнать:

  • есть ли вообще такой банк;
  • имеет ли право такой банк выдавать БГ;
  • выдавал ли этот банк БГ;
  • есть ли нарушения данным банком нормативов ЦБ РФ по БГ.

Предположим, искомый банк есть в справочнике, нажмите левой кнопкой мыши по названию этого банка, чтобы посмотреть полную информацию.

На открывшейся странице с информацией о банке вам необходимо найти раздел “Данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета”, выбрать текущий год и последний отчетный период.

Затем в открывшейся ведомости вам необходимо найти номер счета 91315. Удобнее всего в данном случае воспользоваться сочетанием клавиш (Ctrl+F).

В этой строке отражается информация о финансовых операциях по банковским гарантиям. Если в строке вы увидите нули, то банк вообще не выдавал никаких банковских гарантий. Если же в строке отражена сумма меньше выданной вам БГ, то можно предположить, что такая БГ является поддельной или забалансовой. Возможно, банк даже и не догадывается о такой гарантии.

Сумма, превышающая размер вашей БГ, еще не говорит о том, что выданная вам гарантия настоящая. Однако это свидетельствует о том, что данный банк действительно выдает БГ.

Этот способ в большей степени подойдет для вычисления “топорных” подделок БГ.

Примечание: ЦБ РФ для банков, работающих на территории РФ, установлено ограничение по размеру БГ, выдаваемой одному принципалу (т.е. участнику закупок (поставщику)). Размер БГ не должен превышать 25% размера капитала банка.

Как проверить, что сумма вашей гарантии не превышает 25% капитала банка? На странице с информацией о банке найдите раздел “Расчет собственных средств (капитала)” это форма 123. Выберите год и последний отчетный период.

В строке №000 “Собственные средства (капитал)» вы найдете сведения о размере капитала банка на отчетную дату.

И если размер вашей гарантии более 25% капитала банка, то это явное нарушение, которое может грозить банку отзывом лицензии. В том случае если банк готов выдать вам такую гарантию, то, скорее всего, он не собирается отражать её в своем балансе. И в случае предъявления претензий со стороны Заказчика, будет отрицать факт выдачи такой БГ. Поэтому имейте это ввиду.

5. Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 — Должен ли Заказчик проверять БГ, предоставленную участником?

Ответ: В 44-ФЗ отсутствует прямая обязанность Заказчика проверять подлинность банковской гарантии. Однако Заказчик должен принять БГ участника, либо отказать ему в принятии такой гарантии, по основаниям указанным в ч.6 ст.45 44-ФЗ. Таким образом, Заказчик должен проверить БГ на соответствие её условиям, содержащимся в извещении (документации о закупке, проекте контракта), ч.2, 3 ст. 45 44-ФЗ, а также на предмет наличия её в реестре БГ.

Вопрос №2 — Что делать, если у банка, выдавшего банковскую гарантию, отозвали лицензию?

Ответ: Это не означает, что выданная БГ автоматически аннулируется. Однако для Заказчика такая гарантия не имеет никакой ценности, т.к. в случае необходимости Заказчик не сможет ею воспользоваться.

Вопрос №3 — Какие банки выдают некачественные банковские гарантии?

Ответ: Определить банки, которые выдают некачественные гарантии достаточно просто. Для этого необходимо:

  1. Зайти на главную страницу официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru ), в левом вертикальном меню выбрать раздел “Осуществление закупок” и в выпадающем меню выбрать пункт “Реестр банковских гарантий”.

  1. Затем в открывшемся реестре нажать по гиперссылке “Уточнить параметры поиска и выбрать “Статус банковской гарантии” — Отказано в принятии. Дополнительно можете установить дату размещения БГ в реестре на 2-3 месяца позже дня проверки. Далее нажмите по кнопке “Уточнить результаты”.

  1. Далее в результатах выдачи смотрим банки, чьи гарантии не были приняты Заказчиками.

  1. Также вы можете перейти по ссылке «Документы», и посмотреть по какой причине не была принята та или иная гарантия.

Если гарантии банка, в котором вы планируете получить БГ, часто отклоняют, то не стоит заказывать гарантию в таком банке.

Вопрос №4 — Может ли участник, предоставивший поддельную БГ, избежать внесения сведений о нем в РНП?

Ответ: Да, внесения сведений в РНП можно избежать, если участнику удастся доказать свою невиновность. Если поддельную гарантию вам выдал брокер или банк, то необходимо обратиться с соответствующим заявлением в полицию, а копию такого заявления предоставить на заседании ФАС.

Вопрос №5 — Как проверить брокера, оказывающего услуги по выдаче БГ?

Ответ: Во-первых, необходимо проверить, есть ли между брокером и банком агентский договор. Во-вторых, посмотреть есть ли у данного брокера сайт и контактная информация на нем. В-третьих, можно позвонить в банк, и уточнить работает ли он с таким брокером или нет. В-четвертых, оплата комиссии за выпуск БГ должна перечисляться на счет банка, а не брокера.

На этом сегодня все! До встречи в следующей статье.

P.S.: Не забывайте, что нарваться на подделку можно, как работая с брокером (посредником), так и с банком. Поэтому обязательно проверяйте банковские гарантии на подлинность, а лучше работайте с проверенными банками. Быстро рассчитать стоимость БГ, а также выбрать надежный банк и лучшие условия оформления гарантии вы сможете на сайте —

  • Опубликовано в Закупки в СМИ
  • Прочитано 755 раз

Депутатом Государственной Думы Шайхутдиновым Р.Г. предложено внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части требований к для обеспечения исполнения обязательств участниками закупки.


В частности из пояснительной записки к законопроекту следует, что в настоящее время заказчики в рамках действующих норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе заказчики вправе предъявлять любые требования к (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их. На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками.

Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 12.04.2018 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов», вступающее в силу с 1 июня 2018 года. Указанным Постановлением установлено следующее.

Банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям (п.1 Постановления № 440):

наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;

наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-(ЬШ)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «гиВВ-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 01.01.2020 г. (п. 2 Постановления № 440), в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня «B-(RU)», и «гиВ-» соответственно могут осуществлять выдачу банковских гарантий.

Сегодня требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 1 Постановления,

потенциально соответствует от 49 до 102 банков. Однако на сложившемся рынке банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов в настоящее время работают 576 кредитных организаций.

В то же время, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ в действующей редакции каких-либо требований как к банкам, выдающим банковские гарантии, так и к самим гарантиям, не установлены.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, он устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым юридическими лицами с государственным участием (госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями). Действие этого закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних (часть 2.1. статьи 1).

Таким образом, закупки, осуществляемые субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, полностью или в значительной доле финансируются из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Представляется, что отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:

не способствует реализации ряда целей данного закона,

сформулированных в части 1 статьи 1: эффективное использование денежных средств, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

не соответствует принципу закупки, сформулированному в

пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В то же время распространение требований к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ на банки, выдающие гарантии в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, может осложнить ситуацию для банков, поскольку ограничения устанавливаются заказчиками, а значит, требуется регламентация таких требований и ограничений,

В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями введения института обеспечения заявки путем внесения изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ.

Также, принимая во внимание, что в нормативных правовых актах Правительства РФ, как правило, устанавливаются минимальные допустимые значения показателей, и в целях недопущения установления заказчиками необоснованно завышенных требований, законопроектом предлагается, и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков на установление к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, требований, превышающих минимально допустимые критерии, установленные Правительством Российской Федерации.

Избыточные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.

Дополнительно следует отметить, что законопроект позволит снизить риски представления подложных банковских гарантий.

Унификация требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и позволит снять барьеры для участия в закупках, а также поддержит процесс стабилизации и развития банковского сектора, будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг.

Для планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу до 1 января 2019 года.

Институт банковских гарантий - это острый вопрос закупок по 223-ФЗ. Дело в том, что заказчики могут предъявлять любые требования к ним банкам, которые их выдают. Это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для них банками. Но парламентарии предложили решили эту задачу. Узнайте, какой законопроект они внесли на рассмотрение Госдумы.

06.06.2018 в Государственную думу внесен законопроект об изменении сразу 223-ФЗ и 44-ФЗ в части института банковских гарантий. Предлагается 223-ФЗ дополнить статьей 3.2 про обеспечение заявок и выполнения договоров, а также условия обеспечений. В целом новая норма в 223-ФЗ является аналогичной закону о контрактной системе. Дело в том, что сейчас заказчики по 223-ФЗ могут сами в положении о закупке урегулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору.

Скачать перечень банков Минфина на 01.05.2018

Что изменится

Излишние требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП) для внесения обеспечений.

Таким образом, проект закона призван решить несколько важных задач:

  • повышение доступности для СМП;
  • поддержание процесса стабилизации и развития банковского сектора;
  • устранение барьеров для участия в закупках;
  • способствование защите конкуренции на рынке банковских услуг;
  • снижение рисков предоставления подложных обеспечений.

Нововведения вступят в силу с 01.01.2019.

При этом до декабря 2019 года предполагается принять еще два нормативных акта:

  1. Постановление Правительства «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения договоров».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Причины изменений

Представляется, что отсутствие в 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:

  • не реализует цели этого закона, которые установлены в ч. 1 ст. 1: эффективное пользование деньгами, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;
  • не соответствует принципу закупки, сформулированному в пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Одновременно с этим, если распространить требования к банкам, которые выдают гарантии по 44-ФЗ на банки, которые выдают гарантии по 223-ФЗ, то ситуация может осложниться для банков, поскольку ограничения фиксируются заказчиками, а значит, требуется регулирование таких требований и ограничений. Таким образом, авторы законопроекта предлагают наделить правительство правомочиями введения института обеспечения заявки путем изменения 223-ФЗ.

Законопроектом предлагается и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков устанавливать требования к финансовым учреждениям, которые превышают минимально допустимые критерии, установленные Правительством.

Вероятность срыва поставщиком важных контрактов потребовала от законодателя разработки системы мер по избеганию этих рисков. Банковская гарантия как средство обеспечения обязательств и удобно, и не требует отвлечения существенных финансовых ресурсов, и позволяет решать достаточно сложные задачи в различных областях экономической деятельности компаний.

Особенностями этого способа обеспечения является твердая денежная сумма, на которую выдается гарантийное письмо, строго определенный срок действия и возможность ее отзыва. Этим она отличается от поручительства, которое обычно бывает бессрочным и ограниченным суммой долга с процентами, а она может быть выдана только на часть обязательства.

Так выглядит доступ к реестру БГ

В последнее время она все чаще применяется в такой сфере как закупки для государства и компаний с государственным участием, что существенно повысило востребованность и значимость этого инструмента. Не надо забывать, что сейчас в этом секторе экономике обращается не менее 25% нашего ВВП, если судить по данным ФАС, опубликованным в прошлом году.

Наряду с очень жестким 44-ФЗ параллельно действующий закон 223-ФЗ создал возможность использования гарантийного письма в качестве основного средства обеспечения выполнения обязательств юридическим лицом, участвующим в тендере на размещение заказов.

Контракты на различные виды закупок в соответствие с этим законом выставляются на торги компаниями с государственным участием, их дочерними компаниями, автономными организациями и различными учреждениями. Этот инструмент повышает доверие к поставщику, подчеркивает его добросовестность. Кроме того, она служит действенным средством защиты интересов покупателя услуги.

Ее должен предоставить участник конкурса в нескольких, заранее определенных случаях. Конкретные критерии, предъявляемые к эмитенту, сумме и другим параметрам определяются в договоре и другой тендерной документации, при этом ее автор практически свободен в описании своих пожеланий.

Банковская гарантия по 223-ФЗ может быть выдана любым российским банком, для этого ему не нужно входить в список уполномоченных кредитных организаций, как предполагается для этого же инструмента, предоставляемого в сфере сорок четвертого закона.

Федеральному закону в этом случае безразличен статус банка, существует только одно ограничение, номинал ее не должен превышать 10% от размера капитала эмитента. Заказчики в условиях конкурса могут установить дополнительное требование нахождения банка в специализированном реестре Минфина.

Также заказчик, который не ограничен законодателем в выборе приемлемых для него вариантов гарантий со стороны поставщика, может ужесточить собственные требования к банку. Он, например, может установить свои критерии надежности или к финансовым показателям или предложить собственный ограниченный перечень финансовых учреждений, с которыми он работает или которые входят в тот или иной список Минфина.

Бенефициаром здесь всегда будет являться заказчик. Если он получит средства в результате невыполнения договора, то у гаранта возникнет обязательство компенсировать кредитному учреждению понесенные издержки.

Общие нормы

Законодатель установил три вида ситуаций, когда от поставщика требуется предоставление гарантии. Это такие виды, как обеспечение:

  1. подписания контракта лицом, выигравшим конкурс. Предоставляется она при подаче заявки и служит доказательством добросовестности участника.
  2. возврата аванса заказчику, если поставщик, выигравший конкурс, примет авансовый платеж и, впоследствии, не выполнит предусмотренные контрактом обязательства.
  3. исполнения непосредственно условий договора. Если участник конкурса не выполнит свои договорные обязательства или сделает это некачественно, бенефициар будет вправе получить от банка заранее обусловленную сумму.

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ определены достаточно мягко, жестких критериев очень мало.

В первую очередь, она должна быть безотзывной. Также ее срок должен быть больше, чем период выполнения обязательств по контакту, но следует учитывать, что заказчик может сформировать собственное видение этих условий. Чаще всего от поставщика необходимо обеспечить ее действие весь период действия контракта и несколько месяцев после его завершения, например, в течение срока завершения расчетов.

Сам документ оформляется на бланке банка, с подписями его руководителя или зарегистрированного в ЦБ РФ заместителя и главного бухгалтера.

Если он подписана лицами, действующими по доверенности, нужна дополнительная проверка полномочий этих лиц.

Оригинал гарантийного письма предоставляется бенефициару, который в случаях, прямо описанных в нем, связывается с банком и предъявляет требования о выплате причитающихся ему средств. Механизм направления запроса об оплате и перечень сопровождающих его документов должен быть прямо и очень конкретно описан в тексте этого документа.

Учет гарантий

Все выданные в соответствии с 44-ФЗ гарантии учитываются в реестре, который ведется подразделениями Федерального казначейства. по 223-ФЗ законом не предусмотрен, так как к ним предъявляются менее строгие требования по суммам, а обеспеченные ими обязательства менее значимы для государства. Но следует учитывать, что подлинность гарантийного письма в любом случае будет проверена заказчиком и в случае его фиктивности контракт может быть аннулирован. Проверка может быть осуществлена путем направления официального запроса в кредитное учреждение, предоставившее обеспечение.

Подробная информация в базе является закрытой, данные из него недоступны широкому кругу лиц. Выписка из реестра банковских гарантий направляется по почте по запросу гаранта, бенефициара или принципала, или по требованию запрашивающего ее органа государственной власти. Секретность обусловлена законодательством о соблюдении банковской тайны. Форма запроса установлена Минфином и, в ряде случаев, на запрос и ответ может быть поставлен гриф секретности. Такая ситуация касается запросов в закрытую часть реестра, где учитываются гарантии по контрактам, связанным с государственной тайной.

Дополнительные тонкости и важные моменты

В деловой практике банковские гарантии могут быть с правом отзыва и безотзывными. Для целей участия в тендере могут быть использованы только безотзывные гарантии. Для клиента банка это означает, что стоимость услуги для него возрастет. Тем не менее, предоставление ее достаточно выгодно банкам, так как выплат по ним практически никогда не бывает, а комиссии они получают при минимуме использованных собственных ресурсов, им необходимо только резервирование средств.

Отзывная будет стоить клиенту до 5% от ее номинала, для постоянных клиентов, возможно, и меньше. За безотзывную эмитент может потребовать комиссию в размере до 10%. Средний срок оформления ее составит 1-2 дня для постоянных клиентов банка и до 10 рабочих дней срока оформления в той ситуации, если приходится обращаться за этой услугой к учреждению, в котором предприятие не обслуживается и не имеет расчетного счета.

Несмотря на ограничения, достаточно подробно сформулированные 223-ФЗ, банковская гарантия будет сложным и гибким инструментом, который позволяет ее эмитенту в ряде случаев отказать бенефициару в выплате оговоренных сумм, эти условия могут быть прописаны в тексте документа. Например, установлен особый порядок направления требования об оплате, как вариант, с перечнем нотариально заверенных приложений, или невыполнение обязательств должно быть подтверждено решением суда.

Бесспорное списание средств с гаранта возможно только по исполнительному документу, при его отсутствии все заявления о выплате будут рассматриваться банком индивидуально и средства в итоге могут быть и не выплачены.

Такая гибкость компенсируется возможностью бенефициара рассматривать текст с лупой в течение 3 дней с момента предоставления и потом подтвердить или отвергнуть предложенный способ обеспечения. Но следует понимать, что излишне усложненные требования вместо однозначного обязательства уплатить оговоренную сумму снижают уровень доверия не только к банку, но и к поставщику.

При этом не стоит рассматривать предложения различных кредитных брокеров, которых очень много вокруг любой электронной площадки. Они предлагают в кратчайшие сроки оформить все необходимые документы.

При отсутствии жестких требований к занесению гарантии в реестр, предложенное ими обеспечение, выданное банками из третьей-четвертой сотни, может быть недействительным.

Всегда лучше сотрудничать с проверенными контрагентами во избежание риска попадания в список нежелательных поставщиков.

Работа с любыми инструментами обеспечения требует большого опыта от участников рынка, и при возникновении сомнений лучше посоветоваться с профессионалом.