Функции налогов заключаются в. Налоговая система РФ Функции налогов

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Понятие функций налогов претерпело значительную эволюцию. Надо сказать, что и сегодня взгляды на число этих функций и их содержание у разных ученых различаются самым серьезным образом. С момента возникновения налогов их основной функцией считается фискальная . Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении специальных чиновников и наполнявшаяся доходами с провинции. С IV в. н.э. фиск – это единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, в том числе налоги и сборы, и откуда производились государственные расходы. Отсюда и пошло применение термина для обозначения государственной казны.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер и распространяется на всех физических и юридических лиц. Главное ее содержание – образование государственного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства – обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и других задач. В начальные периоды развития налогообложения фискальная функция считалось главной и единственной функцией налога. Таково было мнение о налогах в Древнем Риме. Так думали в Средние века. Такова позиция меркантилистов, а также А. Смита, Д. Рикардо и других представителей классической школы политэкономии.

Некоторые специалисты считают эту функцию единственной, другие полагают, что существуют и иные функции, которые в каком-то смысле являются производными от фискальной. Это обосновывается тем, что именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, в том числе в процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Уже в Древнем Риме была замечена и другая очень важная функция налогов – регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая) , которая выражалась в том, что переход на денежную форму уплаты налога серьезным образом стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Практическая реализация этой функции осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Немаловажное значение в ее реализации имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие остальных.

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который, в свою очередь, может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продажи. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.

Очень часто государство использует протекционистские мероприятия, направленные на поддержание отечественных производителей с помощью высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлин.

На I этапе развития налоговой системы, а также на большей части II этапа для широкого использования налогов в других целях, кроме фискальной, не было необходимых условий. Однако уже в эпоху меркантилизма были сделаны определенные шаги для использования налогов в качестве регулирующего средства. В первую очередь это проявилось в проведении жесткой протекционистской политики и введении соответствующих таможенных пошлин.

Уже в XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера широко практиковало использование налоговых привилегий для тех отраслей промышленности, развитием которых особенно дорожило, стимулировало увеличение вывоза промышленных товаров, при этом вводило усиленное обложение предметов роскоши. Для стимулирования роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительства ряда стран также использовали налоги. Так, в Англии в 1758 г. был введен налог с холостяков, по которому мужчины старше 25 лет, не состоящие в браке, и бездетные вдовцы того же возраста платили налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов, и 20 шиллингов, если оно достигало 300 фунтов стерлингов, и т.д. . Использование налогов для стимулирования рождаемости наиболее четко просматривалось во французском и испанском законодательстве. Так, в Испании от налогов были полностью освобождены лица, имеющие шестерых и более детей, появившихся в законном браке. В целях привлечения иностранных ремесленников, купцов, землевладельцев в ряде стран, например, в Испании, Пруссии, России, иностранцам предоставлялись различные налоговые льготы.

Финансовая наука в лице меркантилистов впервые обратила внимание на стимулирующее влияние налогов на труд и сделала соответствующие выводы относительно роли налогов на потребление. В дальнейшем голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. поставили вопрос о влиянии налогов на производство. Так, Д. Мак-Куллох (1789–1864) в своих возражениях против доводов А. Смита о вредном влиянии вызванных войной налогов на благополучие страны формулирует положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: "Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики... Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта" .

Регулирующая функция получила более полное научное обоснование на III этапе развития налоговой системы в работах ученых маржиналистской, немецкой, американской школ. К началу XX в. финансовая наука пришла к признанию регулирующей функции налогов как одной из важнейших: "Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов".

В середине XX в. были разработаны научные методы регулирования экономики с помощью налогов. Главная задача здесь принадлежит уже неоднократно упоминавшемуся ранее английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу. В соответствии с его теорией именно налоги являются главным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Теория Дж. М. Кейнса выдвигает необходимость создания эффективного спроса в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия государства. Кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна содействовать притоку инвестиций, в том числе через соответствующую систему налогов и сборов. Одно из важнейших положений теории Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Необходимо изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций.

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Налоги должны быть высокими и прогрессивными. Тогда они действуют как "встроенный стабилизатор". Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительная социальная стабильность в обществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

Распределительная (социальная) функция налогов – следующая важнейшая функция, тесно связанная с фискальной и регулирующей функциями. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производительной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку. Распределительная функция проявляется, в первую очередь, через сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов с целью создания достаточно устойчивого уровня налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Особо важным с точки зрения реализации распределительной функции налогов является направление финансовых ресурсов в инвестиции в капиталоемкие секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на поддержку малообеспеченных его слоев. Именно за счет такого перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Не случайно распределительную функцию часто называют социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.

Уже на I и II этапах развития налоговой системы мы находим примеры отдельных попыток реализации этой функции.

В Древнем Риме при императоре Августе в 6 г. н.э. был введен налог на наследство по ставке 5%. Налог уплачивали все граждане Рима и все доходы от него направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров. В Средние века также делались попытки решать через налоги социальные проблемы. Так в XVI в. в Англии был введен налог на бедных. Целью данного налога был сбор общиной средств на содержание неимущих. Этот налог было бы правильнее назвать налогом для бедных, поскольку уплачивали налог состоятельные члены общества в интересах бедных людей. Во Франции правительство Кольбера, как уже говорилось, ввело в XVII в. налог на роскошь, который затем взимался и в ряде других стран.

В финансовой науке эта функция была теоретически обоснована в конце XIX в. в работах ученых новой исторической школы, в первую очередь, А. Вагнера, Э. Селигмена и другие. Были обоснованы способы практической реализации этой функции, в первую очередь, через введение подоходного налога, использование прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление различных льгот. Все развитые страны мира сегодня в своей налоговой политике учитывают и используют распределительную функцию. К сожалению, в современной России роль этой функции существенно снижена (к этой теме мы вернемся после того, как будут рассмотрены все функции налогов).

Контрольная функция налогов тесно связана с фискальной и распределительной функциями. Эта функция проявилась по мере развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Контрольная функция проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, а с другой – в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Одновременно эффективная реализация контрольной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Нехватка финансовых средств в бюджете сигнализирует государству о неполадках в налоговой системе и необходимости внесения изменений в налоговую систему, социальную политику, бюджетную сферу. Информация о сборе налогов наиболее достоверно говорит о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективная реализация контрольной функции налогов позволяет принимать обоснованные управленческие решения в экономической, социальной и политической сферах.

Некоторые проявления этой функции мы видим уже в I периоде, однако только в III периоде развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий позволило реализовать данную функцию в развитых странах в полном объеме.

Внешнеэкономическая функция налогов связана с проведением внешней политики государства. Речь идет об особых режимах налогообложения для предприятий отдельных стран, а также во внешней торговле. Этим целям обычно служит таможенная система, но не только она. Вспомним начало становления нашей страны. В 884 г. князь Олег, победив днепровских северян, потребовал с них легкую дань. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели: северяне, ранее платившие дань хазарам, не стали оказывать сильного сопротивления дружине Олега. Об этом узнали соседи радимичи, жившие на берегах реки Сожи. Они без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар, причем размер дани уменьшился в два раза.

Современным примером внешнеэкономической функции налогов может служить вступившее в силу с 1 января 2005 г. правительственное Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов – по принципу "страны назначения".

Таким образом, в процессе развития практики налогообложения и финансовой науки были выделены пять важнейших функций налогов:

  • 1) фискальная;
  • 2) регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая);
  • 3) распределительная (социальная);
  • 4) контрольная;
  • 5) внешнеэкономическая.

Вернемся к обещанию проанализировать коротко состояние социальных процессов в нашем обществе. Мы уже говорили о том, что экономическая реформа 1990-х гг. ухудшила условия жизни большинства населения вследствие того, что очень узкий круг лиц стал обладателем основной массы государственной собственности. Реформа привела к масштабному расслоению населения по уровню доходов, причем этот процесс продолжается.

Рассмотрим динамику распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения . Первая группа с наименьшими доходами получила в 2000 г. 5,8% доходов, в 2010 г. – 5,2%. Пятая группа с наибольшими доходами получила соответственно 45,8 и 47,7% доходов. Ситуация выглядит еще хуже, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Процессу расслоения общества способствовало резкое сокращение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады, насаждается платная медицина, платное образование и т.д.

Сокращение социального неравенства может быть достигнуто целенаправленным комплексом мероприятий, среди которых определенное место занимают и налоговые механизмы. С нашей точки зрения необходимо отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуть в налоговую систему социальный налог, вновь передав его администрирование ФНС России.

Для реформирования налога на доходы физических лиц необходимо ввести Закон о соответствии крупных расходов доходам и продолжить политику расширения социальных налоговых льгот по этому налогу. Нужно модернизировать налог на имущество физических лиц так, чтобы он выполнял функции налога на роскошь. Это также относится к земельному и транспортному налогам в отношении физических лиц.

Следует вновь ввести отмененный в разгар реформ налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Необходимо упростить и снизить налогообложение малого бизнеса. Что касается основных налогов на крупный и средний бизнес, то их реформирование должно быть направлено на усиление регулирующей функции. Речь идет о том, чтобы налоги на прибыль организаций и на добавленную стоимость стимулировали развитие реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что прямо и косвенно будет влиять на социальный климат в стране.

В области налогового администрирования необходимо сочетание ужесточения налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнерских отношений между основной массой налогоплательщиков и налоговыми органами.

Сущность и внутреннее содержание налогов пробудут в их функциях, в той «работе», кᴏᴛᴏᴩую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Стоит заметить, что она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.
Стоит отметить, что основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, будет понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рисунок № 3.2. Функции налогов

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — ϶ᴛᴏ более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

При этом реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего ϶ᴛᴏ обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

При этом обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов) Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт ϶ᴛᴏ ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. Учитывая зависимость оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — ϶ᴛᴏ налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум) Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — ϶ᴛᴏ льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Учитывая зависимость от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное оϲʙᴏбождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеюттрадиционно четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов пробудет не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при ϶ᴛᴏм значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по кᴏᴛᴏᴩым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выбудет необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной) Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Отметим, что теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов .

Выделяют четыре функции налогов: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку она состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан - от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы , устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма .

Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

1) стимулирующую, направленную на развитие определенных социально-экономических процессов; она реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

2) дестимулирующую, посредством сознательно увеличенного налогового бремени она препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;


3) воспроизводственного назначения, реализуемую посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который тем не менее достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Функции налогов взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. В период становления буржуазного общества налоги в основном выполняли фискальную функцию. Однако во второй половине 1930-х гг. на Западе возникает тенденция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильности экономического роста. С середины XX в. регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение.

Классификация налогов

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

Современные специалисты классифицируют налоги в соответствии с несколькими критериями, причем каждый исследователь вправе предлагать свою собственную классификацию.

Тем не менее многие экономисты и юристы склоняются к следующей классификации:

1) по способу взимания;

2) по объекту обложения;

3) по субъекту налогообложения;

4) по органу, устанавливающему налог;

5) по бюджету, в который зачисляется налог;

6) по цели установления налога;

7) по лицу, исчисляющему налог;

8) по порядку введения налога;

9) по форме;

10) по регулярности уплаты.

1. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Предваряя дальнейшее изложение, отметим, что различия между ними сводятся к следующему (приложение 3).

Прямые налоги взимаются на том основании, что у организации либо у физического лица возникает доход в той или иной форме (прибыль, дивиденды, проценты и пр.) либо право на имущество в той или иной форме (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды). Поскольку получение нового дохода и рост наличного имущества составляют суть расширенного воспроизводства, прямое налогообложение сопровождает процесс накопления материальных и нематериальных благ.

Налоговые отношения складываются непосредственно между плательщиком и бюджетом.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества конкретного физического или юридического лица.

К таким налогам Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит:

Налоги на доходы физических лиц резидентов и нерезидентов;

Налоги на доходы корпорации, включая налоги на прибыль (состоит из налога на нераспределенную прибыль и налога на дивиденды), на прирост стоимости имущества (в том числе на проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг), на перевод прибыли за рубеж;

Налоги на собственность (землю и другую недвижимость, в частности домовладения), наследство и дарение, транспортные средства, финансовые операции и непериодические поимущественные доходы;

Так называемые социальные взносы и налоги: налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, взносы на социальное страхование.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные .

Реальные прямые налоги взимаются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. В основу исчисления таких налогов положены данные различных кадастров (специальных реестров), в которых учитывается средняя, а не действительная доходность конкретных плательщиков. Реальными налогами облагаются продажа, покупка, владение имуществом, но размер взимания этих налогов не зависит от индивидуальных финансовых возможностей плательщика. Примерами реального обложения являются земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц.

Личные прямые налоги - это важнейшая форма прямого обложения, при которой налогом облагается факт получения плательщиком дохода или владения имуществом с учетом предоставляемых льгот. Такие налоги взимаются у источника или по декларации, при этом учитываются действительное финансовое положение налогоплательщика и его фактическая платежеспособность. Примерами личного обложения могут служить налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на наследование или дарение.

Косвенное налогообложение осуществляется посредством взимания налогов следующих видов:

Универсальных косвенных налогов;

Индивидуальных косвенных налогов;

Государственных фискальных монополий;

Таможенных пошлин.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая - уплачивается за счет прибыли. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к уменьшению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Универсальными косвенными налогами облагаются все товары (работы, услуги), за исключением ограниченного их перечня. Примерами таких налогов являются: налог с оборота, налог с покупок, налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Налог с оборота , или универсальный акциз, - это налог, который взимался на конечной стадии производства со стоимости произведенных предметов потребления в виде процента от стоимости валового оборота. Причем первоначально облагался валовой оборот товара на каждой стадии его производства и обращения. Иными словами, применялся многоступенчатый (или, что то же самое, каскадный или кумулятивный) метод обложения вплоть до потребителя. При этом на каждой стадии цена товара прирастала. Поэтому в дальнейшем порядок взимания налога с оборота был изменен, и налог стал взиматься один раз - на заключительной стадии.

Налог с оборота толковался как планово установленная часть создаваемого в сфере материального производства чистого дохода общества. Недостатком этого налога было то, что он взимался не со всех товаров, а только с тех, которые находились в конце технологической цепочки (т.е. такой налог взимался с холодильников и автомобилей, но не взимался с чугуна, хлопка или руды). Налог с оборота более чем на 80% взимался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. Переход же России к рыночной экономике, для которой характерно свободное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, исключил возможность формирования бюджетных налоговых доходов за счет налога с оборота. Разновидностью налога с оборота является налог с покупки .

Этим налогом облагаются обороты при реализации товара организацией-производителем организациям оптовой торговли.

Налог с продаж - это вид косвенного налога в процентах от стоимости реализованной продукции производственно-технического назначения, ряда товаров народного потребления (выполненных работ, оказанных услуг). Плательщиками такого налога признавались все потребители товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В России налог с продаж просуществовал с 1 января 1991 г. до 1 января 1992 г. Затем этот налог был установлен в большинстве субъектов РФ с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. Из экономически высокоразвитых стран аналог такого налога применяется в США.

На протяжении трех последних десятилетий самым распространенным универсальным косвенным налогом считается налог на добавленную стоимость (НДС). Он взимается в государствах - членах Европейского Сообщества (ЕС) и СНГ. С 1 января 1992 г. НДС установлен и в России. Этим налогом облагаются операции реализации товаров (работ, услуг), а также некоторые другие операции организаций и индивидуальных предпринимателей. Обложению НДС подлежит добавленная каждым налогоплательщиком стоимость на всех этапах движения товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребителя.

Индивидуальными косвенными налогами облагается ограниченный перечень товаров, определенный национальным налоговым законодательством. Это акцизы на отдельные группы и виды товаров. Критерии отнесения товаров к категории подакцизных не раз менялись. Так, вплоть до XX в. акцизами облагались товары повседневного спроса, такие как хлеб, соль, мука, спички. Позже подакцизными стали предметы роскоши.

В настоящее время акцизами облагаются главным образом товары:

Приносящие производителю или продавцу сверхприбыль, не обусловленную высокой эффективностью его деятельности, а являющуюся результатом того, что на рынке на эти товары объективно складываются цены, многократно превышающие затраты на производство и реализацию;

Пользующиеся повышенным спросом и одновременно относящиеся к «социально вредным» (спиртные напитки, табачные изделия, пиво).

Акцизы являются дополнительными косвенными налогами, поскольку операции с подакцизными товарами облагаются и НДС, и акцизами.

Государственные фискальные монополии взимаются не во всех странах. Например, в современной российской налоговой системе таких налогов нет. Впрочем, некоторое время в дореволюционной России существовала винно-водочная монополия; налог с оборота в бывшем СССР также имел признаки фискальной монополии. Государственные фискальные монополии взимаются с тех товаров и услуг, производство и оборот которых монополизированы государством (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво и др.). Цены на такие товары и услуги устанавливаются и регулируются государством.

Поскольку монополизация имеет разную степень, то и названные фискальные монополии делятся на полные и частичные. Порядок их исчисления зависит от того, какие сферы - производство, оборот либо и то и другое - монополизированы. Например, при полной монополизации обложению подлежит общая выручка от реализации товара без торговых издержек. При монополизации же оборота облагается разница между стоимостью реализации товара исходя из государственных розничных цен (по которой торговая организация продает товар в розницу) и оптовой ценой (по которой торговая организация покупает товар у производителя).

До 1 января 2005 г. таможенные пошлины в России рассматривались как федеральные налоги. В настоящее время официально таможенные пошлины отнесены к категории неналоговых доходов бюджета. Между тем эти пошлины обладают всеми признаками налогов. Поэтому мы будем рассматривать пошлины как налоги. Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины классифицируются по различным критериям.

В зависимости от метода исчисления выделяют следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные , начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические , начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные , сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются. Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике (ст. 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов, а вывозные - фискальную функцию таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ устанавливает сезонные пошлины. Кроме того, существуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К числу таких пошлин относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза. Компенсационные пошлины применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, при производстве или вывозе которых прямо либо косвенно использовались субсидии.

2. По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на :

Налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов ), - налог на прибыль организаций (в том числе налогообложение доходов от долевого участия в деятельности других организаций, дивидендных и процентных доходов), налог на доходы физических лиц;

Налоги, взимаемые в связи с осуществлением операций реализации и передачи товаров (работ, услуг ), - НДС, акцизы;

Налоги с имущества - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. С определенной долей условности к этой классификационной группе можно отнести транспортный налог, поскольку транспортные средства также включаются в состав принадлежащего плательщику имущества;

Платежи за пользование природными ресурсами - земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых;

Налоги с фонда оплаты труда - единый социальный налог; налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - государственная пошлина.

3. По субъекту налогообложения налоги объединяются в три группы:

Взимаемые только с физических лиц;

Взимаемые только с юридических лиц. Большую часть поступлений в виде налогов дают отчисления именно плательщиков - юридических лиц;

Взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

При определении круга плательщиков в НК РФ используются несколько терминов: плательщиками являются либо «организации (российские или иностранные)», либо «организации и индивидуальные предприниматели», либо «лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации», либо «лица, производящие выплаты физическим лицам», либо «индивидуальные предприниматели, адвокаты», либо «организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели», либо «лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства».

Налоги, взимаемые только с физических лиц. В налоговых системах стран Запада для обозначения этих налогов применяют термин «индивидуальные налоги». К этой группе относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с наследований или дарений.

Налоги, взимаемые только с юридических лиц. На Западе эти налоги именуют корпоративными. К данной группе относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц (смешанные налоги) , - самая многочисленная группа налогов. В их числе: единый социальный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог, государственная пошлина.

Региональные налоги в российской налоговой системе представлены налогом на имущество организаций, налогом на игорный бизнес и транспортным налогом.

В настоящее время в налоговой системе России лишь два местных налога : земельный налог и налог на имущество физических лиц. Процессы политической и экономической интеграции между государствами объективно приводят к необходимости гармонизации налогообложения. Налоговые системы активно взаимодействующих стран должны соответствовать друг другу, строиться на одних принципах, содержать налоги с аналогичным порядком исчисления и уплаты.

Более того, формирование наднациональных органов управления, выполняющих важные экономические, политические, социальные и другие функции, привели в рамках Европейского Сообщества к установлению межгосударственных налогов, поступающих в бюджет ЕС. Примером может служить введенный Сообществом единый налог на импортную продукцию сельскохозяйственного производства из третьих стран. Интеграция в рамках СНГ, формирование единого экономического пространства со временем также приведут к установлению межгосударственных налогов.

5. В зависимости от бюджета, в который зачисляется налог,налоги объединяются в две группы:

Закрепленные налоги;

Регулирующие налоги.

Как было сказано ранее, по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Впрочем, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что все поступления от него предназначаются федеральному бюджету. Налог может распределяться между уровнями бюджета. Таким образом реализуется регулирующая функция налогов. Названный критерий классификации налогов находится в тесной связи с методами бюджетного регулирования. Известно, что бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной частей.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в бюджет того или иного уровня бюджетной системы, закреплены за ним как доходный источник. Среди таких налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты.

К регулирующим налогам относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут вводиться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ. Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов, а также от закрепленных за этими субъектами федеральных налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее 3 лет.

Иными словами, регулирующие налоги закреплены за определенным уровнем бюджетной системы, но при бюджетном регулировании могут передаваться с верхнего уровня на нижний в целях достижения баланса бюджетов нижнего уровня. К такому методу регулирования прибегают, если собственных, закрепленных за региональными и местными бюджетами доходных источников оказывается недостаточно для покрытия расходов этих бюджетов. Таким образом расширяется доходная часть нижестоящего бюджета, т.е. ресурсная база нижестоящего бюджета отчасти формируется за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета.

Однако законодательством не допускается использование доходов (в том числе закрепленных налогов) нижестоящих бюджетов для регулирования вышестоящего бюджета. Отсюда следует, что местные налоги не могут выступить в качестве регулирующих для регионального бюджета, а региональные налоги - в качестве регулирующих для федерального бюджета.

6. По цели установления налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные налоги (их еще называют налогами общего назначения) устанавливаются без обозначения целей, на финансирование которых будут в дальнейшем использоваться доходы от этих налогов. Собранные при налогообложении средства обезличиваются в бюджете и используются на общебюджетные цели: на финансирование государственного управления, образование, здравоохранение, оборону и пр. Так, не обозначена цель взимания налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и большинства других налогов.

Целевые налоги (по другому их называют специальными налогами) устанавливаются с целью финансирования определенных видов расходов. По общему правилу поступления от налогов не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Однако известно, что нет правил без исключений, например таким исключением является единый социальный налог. Глава 24 НК РФ в первой редакции начиналась со следующей нормы: «Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь».

Этот налог в определенной пропорции поступает либо напрямую, либо через бюджет в соответствующие внебюджетные фонды. Названные фонды используют поступившие средства по назначению. История развития налогообложения свидетельствует о том, что тенденцией является сокращение доли целевых налогов в налоговой системе.

7. В зависимости от лица, исчисляющего налог , налоги бывают окладными и неокладными.

Окладные налоги исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В современной налоговой системе России к числу окладных относятся транспортный и земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Как видно, окладными налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны ошибки и судебные разбирательства.

Неокладные налоги налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме выездной проверки) и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей - неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

8. В зависимости от порядка введения выделяют общеобязательные и факультативные налоги. Общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 13 НК РФ.

Факультативными признаются все региональные и местные налоги, предусмотренные ст. 14, 15 НК РФ. Эти налоги также устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о налогах. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обязанность, а право местных властей.

Впрочем, поскольку в современной отечественной налоговой системе установлены лишь три региональных и два местных налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и муниципалитеты в условиях недостаточности финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов. Региональные и местные власти не могут устанавливать налогии сборы, не предусмотренные НК РФ.

9. По форме налоги объединяются в две группы:

Изымаемые в натурально-вещественной форме;

Изымаемые в денежной форме.

Натурально-вещественные налоги - исторически исходная форма налогообложения, когда публичная власть изымала определенную часть созданного налогоплательщиком продукта. Объясняется это неразвитостью товарно-денежных отношений. К натурально-вещественному обложению обращались и в более позднее время в периоды нарушений денежного обращения, гиперинфляции, когда мобилизованные в бюджет средства обесценивались раньше, чем осуществлялись бюджетные расходы.

В СССР подобная система применялась в первые послереволюционные годы, когда был установлен натуральный продовольственный налог. Его заменили в 1925 г. на денежные налоги после успешного проведения денежной реформы. В настоящее время в России есть лишь один пример натурально-вещественного обложения - в рамках системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В качестве натуральной формы уплаты налога выступает доля добытого полезного ископаемого, передаваемая пользователем недр государству в соответствии с соглашением о разделе продукции.

В современном мире денежные налоги - это превалирующая форма налогообложения. В НК РФ налог определен как платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Что касается сборов, то в НК РФ не содержится требования к форме этих обязательных взносов. Однако в налоговой системе отсутствуют сборы, взимаемые в натурально-вещественной форме. В экономической и юридической литературе налоговые отношения рассматриваются как особый вид денежных отношений.

10. По регулярности уплаты выделяют регулярные и разовые налоги.

Регулярные налоги уплачиваются в соответствии с законодательно установленной периодичностью. Такие налоги взимаются все то время, пока налогоплательщик владеет каким-либо налогооблагаемым имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляет деятельность, направленную на получение налогооблагаемого дохода. Почти все налоги в современной налоговой системе - регулярные.

Разовые налоги взимаются по основаниям, которые возникают достаточно редко. К числу таких платежей относится государственная пошлина. Понятно, что далеко не все лица обращаются с исковыми заявлениями в суд.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Таблица. Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Общая характеристика налоговой системы РФ. Система налогов и сборов РФ

Система налогов и сборов РФ

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги и сборы;

Местные налоги и сборы.

Этот подход был сохранен законодателем и в НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18-21 Закона об основах налоговой системы (Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ). Нормы ст. 12-15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Региональные налоги - это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

Местные налоги - это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Квазиналогами следует именовать обязательные платежи, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога, например, индивидуальная безвозмездность, принудительность взимания или предусмотренность в налоговом законе. К таковым можно отнести: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, патентную пошлину, портовый сбор, парафискалитет и др.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды имеют очень много общего с налогами. Отличие заключается в том, что признак индивидуальной безвозмездности у страховых взносов отсутствует, т.е. они являются возмездными. Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством.

Патентная пошлина не предусмотрена налоговым законом. Согласно ст. 33 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, патентные пошлины уплачиваются в Патентное ведомство за совершение юридически значимых действий, связанных патентом. При этом перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от их уплаты, уменьшение их размеров или возврата пошлин, устанавливаются Правительством РФ.

Консульские сборы взимаются за консульские действия и иные консульские услуги, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в соответствии с тарифом, утвержденным Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Портовые сборы также фактически представляют собой государственные регулируемые тарифы, взимаемые за услуги, оказываемые судам в морских торговых судах Российской Федерации. К регулируемым портовым сборам относятся: корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный. Ставки портовых сборов определяются Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством экономики РФ, при этом начальники морских администраций портов вправе предоставлять отдельным судовладельцам (судоходным компаниям) скидки. Полученные от уплаты портовых сборов средства используются на ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов.

Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Cтраница 1


Фискальная функция налогов - главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня (федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами.  

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов.  

Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны [ лат. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач.  

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции.  

Как проявляется на практике фискальная функция налога.  

Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.  

Поэтому при формировании гибкой системы налогообложения (особенно в части налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса между стимулирующей и фискальной функцией налогов. Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других.  

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992 - 1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации.  

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.  

Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления.  

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ.  

Фискальная функция - основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию.