Экономика германии. Хозяйство германии

Германия – одна из ведущих стран евросоюза. С площадью в 357 тысяч квадратных километров и населением в 83 миллиона человек. Развитие промышленности страны разделено на два больших периода: до второй мировой войны и после второй мировой войны.

По состоянию на начало 2012 года в Германии среди отраслей промышленности страны лидирующее место занимает машиностроение.

Самые выгодные позиции в промышленности Германии у автомобилестроения.

Именно эта отрасль является гордостью немцев. Крупнейшие концерны мира Volkswagen, Audi, Opel, Mercedes-Benz, BMW предлагают автомобили, о которых мечтают все автолюбители на любом конце планеты. При покупке данного автомобиля, собранного на территории Германии, ни у кого не возникает сомнений в качестве, получаемого авто. Такие машины надежны и точны, как сами немцы.

Промышленность Германии в транспортной отрасли имеет высокие показатели не только в автомобилестроении, но и в железнодорожном, водном транспорте. Немалую долю внимания для развития отрасли уделяется сети автострад. Эта часть в стране имеет непосредственное отношение к автомобилестроению.

Кроме того, высокими показателями встретили 2012 год станкостроение и производство оборудования для предприятий, вычислительной техники и электротехники.

Ценится в мире продукция легкой промышленности Германии. В данный момент сократился объем на рынке сбыта этой продукции, как и во всем мире. Но технология продукции Германии считается одной из самых высокоразвитых в Европе.

Основной отраслью развития немецкой промышленности является химическая промышленность Германии. В ней налажено производство пластмасс и красителей, не меньшую долю занимают продукты органической химии.

Пищевая промышленность страны базируется на продукции сельскохозяйственного назначения. В основном речь идет о виноделии и пивоварении. В Германии производится около 400 сортов пива. 1/3 всего произведенного пива в стране идет на экспорт.

После 50-х годов 20 века претерпевает постоянное снижение оборотов каменноугольная промышленность Германии и металлургия.

Обе отрасли находятся в состоянии затяжного кризиса.

Причина в дороговизне местного сырья. На мировом рынке каменный уголь (например) в 4 раза дешевле, чем в Германии. Металлургия работает почти полностью на привозном сырье, свой только лом для переработки. Постепенно Германия в этих отраслях превратилась из экспортера в импортера. Во время мирового кризиса Германия продолжает сохранять репутацию надежного партнера.

Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт. Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики», характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении.

Основные характеристики данной экономической системы таковы: -- обеспечение полной занятости населения; -- социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство); -- частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; -- создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); -- сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; -- политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк); -- свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

Таким образом, модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства.

Промышленность Германии

Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • · автомобилестроение;
  • · электротехническая промышленность;
  • · общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • · транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • · химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • · точная механика и оптика;
  • · черная металлургия;
  • · авиационная и космическая промышленность;
  • · производство информационной и коммуникационной техники.

В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и - по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, - имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек.
Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них - общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, электро-технический концерн Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch.

Химическая промышленность

Важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ФРГ одну из ведущих позиций в мире.Еще в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Лёгкая промышленность

Германии также довольно высокоразвита. Однако в связи с сокращением рынка сбыта в последнее время, сокращаются темпы роста в данной сфере. На сегодняшний день ФРГ по большей части импортирует продукцию легкой промышленности, в частности текстильной.

Пищевая промышленность

базируется на продукции сельского хозяйства. Основными отраслями здесь являются виноделие и пивоварение. В Германии производится около 4000 сортов пива, одна треть общего объема пивоваренной продукции приходится на экспорт.

Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2009 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше -- вина Испании. На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2009 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции. Германские Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой.

Электротехническая промышленность.

Германия еще с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как «Сименс», АЭГ, «Телефункен» и «Осрам». Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

Металлургия. Черная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, ее конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров.

Энергетика Германии

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион -- уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5% своих потребностей в источниках энергии. Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Браденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд. тонн. Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии.

Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии.

Сельское хозяйство Германии

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2--3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий.

Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения - около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

Транспорт Германии.

Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок. В суммарном грузообороте основную роль играет автомобильный транспорт (около 2/3), за которым следуют железнодорожный (около 1/6), внутренний водный (около 1/7), трубопроводный (около 3,5%). В пассажирообороте еще больше доля автомобильного транспорта (более 9/10) и меньше доля железнодорожного (около 6%).

Внешнеэкономические связи Германии

Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшие экспортные товары: были автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности.

Туризм Германии.

Туризм в Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны. Непосредственно в туристической сфере почти 3 миллиона рабочих мест. Наряду с торговлей это - самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основном предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей.

Ежегодно Германию посещают около 18 млн. туристов, каждый из которых проводит в гостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы, американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкие города - Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден. Отрасль туризма занимает второе место после автомобилестроения. Следует отметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением.

Основные факторы, которые привлекают туристов в страну:

  • 1. Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей;
  • 2. Упрощенный визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров);
  • 3. Высокий уровень сервиса.

Таким образом, рассмотрев важнейшие отрасли промышленности можно сделать следующие выводы:

Тесное переплетение немецкой экономики с мировым хозяйством влечет за собой определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Для позитивного непрерывного развития немецкого народного хозяйства важными предпосылками являются стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система.

Федеративная Республика Германия занимает ведущее место в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,833 триллиона долларов, или 34,400 долларов на душу населения. Примечательно, что в 2007 году рост ВВП Германии составил 2,6%.

В основу экономического развития Германии положены принципы, сочетающие свободную рыночную экономику и социальную её направленность. Такая экономическая модель позволила Германии высокими темпами перейти от полностью разрушенного войной хозяйства к процветающей экономике, которая производит 30% от общего валового продукта Европы. В последнее десятилетие отмечается неуклонный рост экономических показателей, свидетельствующий о динамичном развитии хозяйственного комплекса страны.

Германия - высокоразвитая индустриальная держава. При ограниченных сырьевых ресурсах экономика Германии в большой степени ориентирована на экспорт. Определяющим фактором в достижении высокой конкурентоспособности производимой продукции явилось обеспечение её высокого качества. Это позволило Германии стать лидером во внешней торговле Европы и увеличить экспорт до 33% ВВП. Германия вывозит из страны машины, транспортные средства, химикалии, металлы, пищевые продукты и текстиль.

Особенности экономической системы Германии

Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт. Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики», характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армакаом в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

Основные характеристики данной экономической системы таковы: - обеспечение полной занятости населения; - социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство); - частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; - создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); - сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; - политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк); - свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

Статистические показатели Германии
(по состоянию на 2012 год)

Таким образом, модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование пока более низкого по сравнению с другими странами Евросоюза экономического роста.

Однако в последнее время Германия испытывает определенные трудности в результате реализации своей модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.

Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а значит, - стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7.8-8.5 %).

В конце 2000-го года Германия достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации.

Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

В-третьих, Для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В-четвертых, в силу исторически обусловленных причин наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов. Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индию, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

Важнейшие отрасли экономики Германии

Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

Промышленность Германии

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • автомобилестроение;
  • электротехническая промышленность;
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • черная металлургия;
  • авиационная и космическая промышленность;
  • производство информационной и коммуникационной техники.

В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и – по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, – имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек.

Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них – общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, электро-технический концерн Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch.

В последнее время удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970г. и 2001г. снизилась с 51,7% до 23,8%. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

Машиностроение. Одной из опор западногерманской экономики было и остается чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре (эти производства в настоящее время испытывают большие трудности в связи с падением спроса на их продукцию на международных рынках).

Производство легковых и грузовых автомобилей концентрируется в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар, причем во многих случаях в каждой из земель доминирует один из автоконцернов. После объединения страны прекратилось производство дешевых и практичных, но сильно загрязняющих окружающую среду восточногерманских автомобилей.

Западногерманские производители, такие, как «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» быстро наладили выпуск своих автомобилей на территории Восточной Германии. Некоторые крупные западногерманские автомобильные фирмы активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. Инвестиции западногерманской автомобильной промышленности в восточных землях составили примерно 7 млрд. марок. После расширения производства в новых землях будут выпускать около 370.000 автомобилей.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Федеративная Республика - третий по величине производитель автомобилей в мире. В 2003 году Германия произвела 5.5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 г., свыше 70% пошли на экспорт. Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83% из которых - мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Около 68% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.

Судостроение, некогда очень мощная отрасль промышленности, почти исчезло на западе, а после объединения и на востоке Германии. Главный центр аэрокосмической промышленности – Мюнхен; важное значение в этом плане имеет также Бремен. Химическая промышленность. Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ФРГ одну из ведущих позиций в мире.

Еще в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн–Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн «Хёхст»), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн «БАСФ»), на Нижней Эльбе. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют и многочисленные средние фирмы. Большие традиции у химической промышленности и в восточных землях. Ее реструктуризация и приватизация завершены. Цель политических усилий - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в 1999 г. в ней были заняты примерно 31.000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Легкая промышленность. Лёгкая промышленность Германии также довольно высокоразвита. Однако в связи с сокращением рынка сбыта в последнее время, сокращаются темпы роста в данной сфере. На сегодняшний день ФРГ по большей части импортирует продукцию легкой промышленности, в частности текстильной. Традиционными текстильными районами Германии считаются Рурский промышленный район с центрами в Крефельде, Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная часть страны - Аугсбург и северо-восток Баварии, и конечно, Берлин.

Пищевая промышленность базируется на продукции сельского хозяйства. Основными отраслями здесь являются виноделие и пивоварение. В Германии производится около 4000 сортов пива, одна треть общего объема пивоваренной продукции приходится на экспорт.

Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2005 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше - вина Испании. На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2005 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции. Германские Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой». Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б?ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

В 2005 году посадки винограда сорта «рислинг», являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте - рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

Электротехническая промышленность. Германия еще с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как «Сименс», АЭГ, «Телефункен» и «Осрам». Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

Металлургия. Черная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, ее конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации черной металлургии – запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн. тонн чугуна, 40,8 млн. тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как и черная металлугрия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них - Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Авиакосмическая промышленность. Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др. После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2002г. ее оборот составил 15,3 млрд. евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2002г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3%, военного – 23,1%, космической промышленности – 8,6%.

Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») авиакосмическая промышленность служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Энергетика Германии

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион - уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5% своих потребностей в источниках энергии. Еще в 1997 году 52% объема собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% – ядерной энергией, 4% – гидроэнергией, 9% – природным газом и 1% – нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Браденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд. тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2%.

Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд. тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73%, к 2001 г. она снизилась до 13%.

Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5%. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд. кубометров. Доля потребления газа в том же году – 21,5%, причем эта цифра постоянно возрастает.

Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2%.

Сельское хозяйство Германии

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2-3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий.

Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

Занятость населения Германии

В начале XXI века в Германии наблюдается высокий уровень безработицы и относительно низкие показатели роста экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит в восточных землях. Поиск причин экономического упадка разделил общество на две части. Одни считают, что причиной экономического кризиса является обилие социальных выплат и их размеры. Другие винят в этом растущую разницу доходов среди населения, которая привела к снижению внутреннего спроса.

По состоянию на конец февраля 2005 года, согласно официальным данным, 5,216 млн граждан Германии (12,6 % населения Германии) не имели постоянной работы. Это самый высокий показатель с начала 1930-х - тогда это стало одной из причин прихода к власти нацистов.

Источник - http://ru.wikipedia.org/

На рубеже XIX и XX веков, британским правительством было принято решение о необходимости маркировки собственных товаров, а также товаров, произведенных за рубежом, в частности в недружественной Германии. Данный шаг был предпринят для того, чтобы бойкотировать товары соперника. Таким образом, в 1887 году был издан соответствующий закон об обязательной маркировке германских товаров «Производство Германии». Спустя 10 лет комиссия Бундестага сообщила, что немецкие производители не имеют ничего против знака, и более того, получили некие выгоды от его наличия, дистанцируясь от британских производителей.

В 1973 году знак был «поделен» между Западной и Восточной Германиями: на товарах появилась маркировка Made in West Germany and Made in GDR.

На сегодняшний день «hergesstelt in Deutschland» — надпись, обозначающая высокое качество, выступающая противовесом азиатским поделкам. Именно ярлык «Производство Германии» позволяет товару быть дороже и востребованнее аналогов. Для самих немцев этот знак — не только возможность поддержки отечественного производителя, но и обязательство соблюдения традиций в процессе производства тех или иных товаров. Продукты для международного рынка под данным знаком не всегда являются произведенными на территории Германии, но в любом случае должны иметь общее с ним происхождение.

«Производство Германии» — это своего рода лэйбл, которым удостоен целый модельный ряд оружия (баллистическая и крылатая ракеты Фау-1 и Фау-2, танки Леопард, Маус, Тигр и Пантера, линейные корабли Бисмарк и Тарпиц, подводные лодки, штурмовая винтовка Stg-44, пистолет Mauser C96). Не обошла стороной данная маркировка и немецкий автопром. На территории Германии ведется выпуск сразу нескольких именитых линеек, в частности BMW, Porsche, Maybach, Audi, Opel, Mercedes. Технические приспособления компании Liebherr, Bosch и Siemens сегодня также изготавливаются в соответствии с высокими требованиями к качеству. Следует отметить в данном ракурсе и достижения в области химических разработок и научных работ по физике, непосредственными создателями которых также были немцы.
Немецким жителям не свойственно хвастовство, но даже в сфере общественного питания и обслуживания все процессы проходят на высшем уровне. Строгий расчет, педантичность, предприимчивость и принципиальность — вот качества, которыми обладает каждый истинный ариец. Жители Германии переносят традиционные черты характера переносят на профессиональную ниву и воспитание поколений. Хотя сами немцы и отмечают, что наличие знака «Производство Германии» уже не является гарантией непревзойденной надежности, все же для многих — это лэйбл обладателей высшей планки качества.

Ниже мы приводим перечень немецких бендов, помимо вышеперечисленных, которые стали известны всему миру:

  • Adidas
  • Allianz
  • Bayer
  • Bayern Munchen
  • Beck’s
  • Bertelsmann
  • Blaupunkt
  • Blend-A-Med
  • BMG Music
  • Bosch
  • Braun
  • Commerzbank
  • Continental Tire
  • Deutsche Bahn
  • Deutsche Bank
  • Deutsche Telekom
  • Florena
  • Granini
  • Haribo
  • Henkel
  • Holsten
  • Hugo Boss
  • Jägermeister
  • Jacobs
  • Kärcher
  • Kaisers
  • Liebherr
  • Liqui Moly
  • Lufthansa
  • Metro Cash & Carry
  • Miele
  • Neoplan
  • Nivea
  • Osram
  • Persil
  • Quelle
  • Recaro
  • Reebok
  • Ritter Sport
  • Robert Bosch
  • Schwarzkopf
  • Tchibo
  • Tetra Pak
  • ThyssenKrupp
  • Tom Tailor
  • TUI Group
  • Varta
  • Wella

Лежала в руинах. Реформы, автором которых стал немецкий ученый и политический деятель Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.), за десять с небольшим лет вернули Германию в число ведущих экономик мира.
20 июня 1948 г. Эрхард выступил по радио и отменил государственный контроль за ценами на большинство товаров, а также снял большинство действовавших до этого административных предписаний, ограничивавших свободу рынка.
В ночь на 21 июня 1948 г. было объявлено о вводе новой валюты дойчмарки. Каждый гражданин получил по 40 новых марок; пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1 1 Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Так началась реформа. В 1949 г. Эрхард стал министром экономики Германии.
Теория Эрхарда получила название «социальное рыночное хозяйство», ее принципы сочетали экономическую свободу и социальную ответственность. Основу экономики должны были составлять частная собственность, свободные цены, антимонопольное регулирование, низкие налоги. При этом государство должно было определять приоритеты развития, создавать благоприятный климат для предпринимательской деятельности, но регулировать социально значимые вопросы.
В результате осуществления реформы страна оживилась буквально сразу - уже в 1951 г. было отмечено резкое снижение уровня безработицы, а объем общественного продукта достиг 140% от объема 1936 г. В 1952 г. практически прекратился рост цен. Экономика ФРГ стала активно работать на экспорт. Качественные товары по приемлемым ценам быстро завоевывали мировые рынки. По предложению Эрхарда был создан государственный банк - Bundesbank, который выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности, выдававшимся под низкий процент.
1953 г. сам Эрхард назвал «годом потребителя», поскольку начался серьезный рост производства товаров народного потребления и жилищного строительства. Непрерывный экономический рост длился почти до конца 60-х гг. XX в. Это назвали «немецким экономическим чудом».
Свободный рынок в рамках реформы Эрхарда был свободен в разумных пределах. Например, контроль над ценами основных продуктов питания был снят лишь в 1958 г., когда была восстановлена конвертируемость марки.
Уже к середине 50-х гг. ФРГ занимала второе место в мире по величине золотовалютных резервов и третье место после США и Англии по объему промышленного производства. К 1956 г. Германия расплатилась с долгами и стала кредитором. Средние темпы экономического роста были на уровне 7,8%. Как потом определили эксперты, Эрхарду удалось создать модель почти идеального рынка, в котором равны соблюдение социальной справедливости и необходимость рыночной эффективности.

Экономическая система Германии

Экономическая система ФРГ до сих пор организована по принципу «социальной рыночной экономики», заложенному еще Людвигом Эрхардом. Эта система предполагает высокую социальную защиту населения полную занятость, высокие пособия по безработице, развитое страхование (пенсионное, медицинское и т. д.), законодательную защиту прав трудящихся. При этом остаются частная собственность на средства производства и свободное ценообразование.
Современная Германия столкнулась с немалыми экономическими трудностями и с необходимостью серьезно диверсифицировать свою экономику. Огромные средства идут на выравнивание уровня жизни между западом и востоком страны. В экономику бывшей ГДР федеральное правительство ежегодно направляет около 100 млрд долл.
Высокая стоимость рабочей силы (40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды) побуждает немецкие компании, особенно ТНК (транснациональные корпорации), переносить производство за рубеж. Продажи зарубежных филиалов германских компаний уже в 2000 г. в 2 раза превышали стоимость прямого вывоза товаров и услуг из самой Германии. Но на промышленных предприятиях Германии до сих пор заняты 8 млн человек, и тенденция переноса производства представляет собой явную угрозу социальной стабильности.
Тем не менее Германия до сих пор сохраняет прочные позиции в мировой экономике. По уровню конкурентоспособности своей продукции она удерживает первые места в мире по производству химических товаров, продукции общего машиностроения, комплектующих к электронной технике, базовой продукции обрабатывающей промышленности, транспортных средств, текстиля и т.д.
Современная история уже знает примеры, когда Германия успешно преодолевала экономические трудности. Неудачными годами для экономики ФРГ во второй половине XX в. считаются 1975 и 1993 г., когда фиксировался спад производства. Но в последнем случае явно сказались издержки объединения Германии. После этих спадов вновь начинался рост. В XXI в. отмечался незначительный спад в 2003 г. и существенный на 5% ВВП в 2009 г. По итогам 2009 г.
Германия уступила Китаю мировое лидерство по объему экспорта.
Однако все эксперты сходятся в том, что международная конкурентоспособность германской экономики, и прежде всего ее базовых и наукоемких отраслей автомобилестроения, химической и биотехнической промышленности, в долгосрочной перспективе будет расти.
Самые высокие темпы роста в ближайшие десятилетия ожидаются в сфере услуг (логистика, страхование, информационные технологии, предпринимательские услуги, туризм и здравоохранение). Германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии по-прежнему будут занимать ведущие позиции в мире. Очевидно, что экономически активное население Германии, большая часть которого обладает высокой квалификацией, сумеет переориентироваться в новых экономических реалиях.
В 2010 г. правительство Германии ожидает рост ВВП в 1,2%. Выход страны из рецессии начался уже в конце 2009 г.

Общая информация

Официальное название : Федеративная Республика Германия.

Административное деление : 16 федеральных земель.

Язык : немецкий.

Валюта : евро.
Религия : католики 30,97% населения страны, лютеране 30,2%, мусульмане 4,26%, 31% атеисты, 3,57% - прочие.

Важнейшие аэропорты : главные аэропорты Германии находятся в городах Франкфурт-на-Майне, Берлин, Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург.

Цифры

Площадь : 357 021 км 2 .
Население : 82 060 000 чел. (2008 г).
Плотность населения : 229,8 чел./км 2 .
Экономически активное население : 43 570 000 чел.
Занятость населения по секторам : сельское хозяйство - 2,8%, промышленность - 33,4%, сфера услуг, туризм - 63,8%.
Урбанизация : 87% населения проживает в городах и на прилегающих к ним территориях.

Экономика

ВВП : в 2008 г., по предварительным данным 2809,6 млрд долл. (пятое место в мире).

ВВП на душу населения : в 2008 г. 35 552 долл. (по паритету покупательной способности, данные МВФ).

ВВП по секторам : сельское хозяйство - 1%; промышленность - 30%; сфера услуг - 69%.
Объем экспорта : 1,05 трлн долл. (2009 г.).

Дефицит государственного бюджета : 3,2% ВВП (2009 г.).

Промышленность, наиболее конкурентоспособные отрасли : автомобилестроение; электротехническая промышленность; общее машиностроение (производство станков, различных приборов); транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; точная механика и оптика; черная металлургия; авиационная и космическая промышленность; производство информационной и коммуникационной техники.
Сельское хозяйство : проведенная в 1947-1949 гг. земельная реформа передала основную часть земель юнкерских хозяйств в руки средних и мелких собственников. Современное сельское хозяйство Германии базируется на мелком фермерстве. 70% товарной продукции дает животноводство; Германия производит 1/5 общего производства зерна Евросоюза; виноградарство более развито, чем плодоводство и овощеводство. При этом используются самые современные технологии.

Главные промышленные зоны

Рейн-Рур (Кёльн, Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Дюссельдорф);
Рейн-Майн (Франкфурт-на-Майне);

Рейн-Некар (Мангейм, Людвигсхафен, Штутгарт);
Берлин, Гамбург, Саксония (Лейпциг, Дрезден, Гемниц);
Мюнхен .

Любопытные факты

■ В период нацистского правления в Германии конкуренция и предпринимательская активность подавлялись государством. Для финансирования военных расходов печаталось столько денег, что к концу Второй мировой войны инфляция в Германии составила 600% от довоенного уровня.
■ Объем помощи Германии за время действия плана Маршалла (1948-1951 гг.) составил около 1,6 млрд долл (примерно 10 млрд долл. по современному курсу). При этом отдача с каждого вложенного доллара получилась от 10до20 долл.
■ За период 60-х годов XX в. Германия увеличила расходы на науку и конструкторские разработки более чем а пять раз. За тот же период благодаря внедрению новых достижений производительность труда возросла на 60%.
■ Англия отказалась принять в качестве репарации завод «Фольксваген», полагая, что это оборудование уже безнадежно устарело. Однако в 1950 г. завод стал выпускать автомобиль «жук», который выдержал конкуренцию на всех рынках мира. До сих пор «жуки» бегают по свету, а дорогой современный репликар (воспроизведение старой модели с современной «начинкой») пользуется неплохим спросом.
■ В современной Германии средний и мелкий бизнес обеспечивает основную часть занятости - до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.