Экономические системы, их основные типы

Экономические системы, их основные типы

Общество, в котором власть в руках

богатых, все равно лучше общества,

в котором богатыми могут стать

только те, в чьих руках власть.

Фридрих Хайек,

австро-англо-американский экономист.

Плановая экономика учитывает в своих

планах все, кроме экономики.

Кэри Макуильямс,

американская журналистка.

Демократия, разумеется, - скверная штука,

но дело в том, что все другие «штуки» ещё хуже.

Уинстон Черчилль,

британский государственный деятель.

Понятие экономической системы общества, её структура

Греческое слово systema означает целое, составленное из частей.

Впервые экономическую систему рассматривал Адам Смит в 1776 году.

Существуют различные подходы к определению экономической системы, например,

экономическая система – это способ производства, т.е. единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений (это марксистский подход);

или это сообщность людей (социум), объединенных общими экономическими интересами;

или это единство человека и общественного производства и др.

Экономическая система – совокупность принципов, правил и законодательно закреплённых норм в стране, определяющих форму и содержание экономических отношений при производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Экономическая система общества состоит из элементов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Данные элементы составляют структуру экономической системы.

Структура экономической системы:

ü производительные силы;

ü производственные отношения;

ü система хозяйствования.

Рассмотрим элементы структуры экономической системы.

Производительные силы – совокупность вещественных и личных факторов производства и определённых форм их организации, обеспечивающих взаимодействие и эффективность использования.

Элементы производительных сил:

ü средства производства, т.е. средства труда (то, с помощью чего осуществляется деятельность) и предметы труда (то, на что направлена деятельность).

Структура производительных сил:

ü материальные – совокупность личного и вещественного факторов производства. Средства производства включаются в производство людьми, поэтому главной производительной силой являются люди, обладающие опытом и навыками.

ü духовные – наука как всеобщая производительная сила;

Уровень производительных сил определяется высотой квалификационного, образовательного, культурно-технического уровня работника, степенью развитости технологий, уровнем внедрения научных достижений в производство и др.

Производственные отношения – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства экономических благ, а также отношения людей к средствам производства в процессе их применения для удовлетворения потребностей.


Производственные отношения показывают, в чьей собственности находятся средства производства, каков характер труда (наёмный, свободный), в чьих интересах и как распределяются продукты и доходы.

Субъектами производственных отношений являются трудовые коллективы, индивиды, социальные группы, общество.

Виды производственных отношений:

ü между государствами (международные производственные отношения);

ü между государством и фирмами (предприятиями);

ü между предприятиями;

ü между государством и домашними хозяйствами;

ü внутри предприятия;

ü между предприятиями и домашними хозяйствами.

Любой экономической системе свойственен свой, национальный механизм функционирования. Это и есть система хозяйствования – совокупность органов управления и регулирования экономики конкретной страны, группы стран. Она включает в себя отношения собственности, механизм координации и уровень государственного регулирования.

Типы экономических систем

В истории экономики известны различные методы, подходы к классификации экономических систем. Согласно Карлу Марксу экономические системы разделяются в соответствии с общественно-экономическими формациями: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Обусловлено это уровнем развития производительных сил, который опережает развитие производственных отношений. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями могут достигнуть конфликта, в результате чего происходит смена формаций.

В ХХ в. формационный подход к эволюции экономических систем подвергался неоднократной критике. Так, американский экономист, социолог и политический деятель У. Ростоу создал теорию экономического роста, в соответствии с которой экономическую систему любой страны можно отнести к одной из пяти стадий экономического роста: традиционное общество – в основе лежит ручной труд, ручная техника, аграрное производство, низкая производительность труда; переходное общество – развитие науки, техники, ремесел, рынка; экономическая система сдвига – значительный рост капитальных вложений, быстрый рост производительности труда в сельском хозяйстве, развитие инфраструктуры; общество экономической зрелости – быстрый рост производства и его эффективности, развитие всего хозяйства; общество высокого массового потребления – производство начинает работать преимущественно на потребителя, ведущее место занимают отрасли, производящие предметы длительного пользования.

Смена стадий происходит в связи с изменениями в ведущей группе отрасли. Эта его теория получила распространение в 60-е годы ХХ века, в 70-е годы Ростоу предложил дополнить эту теорию еще шестой стадией, которую он назвал «поиском новой жизни».

Близкая теория выдвинута в начале 70-х годов американским социологом Д. Беллом в работе «Приход индустриального общества». Он разделил общество на доиндустриальное (отличается низким уровнем развития), индустриальное (организовано на основе машинно-промышленного производства) и постиндустриальное (характеризуется следующими признаками: центр тяжести перемещается с производства товаров к производству услуг, важную роль играют наука, информация, нововведения, главное место принадлежит специалистам).

Немецкий экономист Б. Гильдебранд в качестве критерия уровня производства использовал меновые отношения и поэтому выделял три исторических типа экономических систем: натуральный, денежный, кредитный.

Современные экономисты, представители экономикса, обычно экономические системы классифицируют по нескольким критериям. Первый из них – собственность на средства производства, второй – способ, при помощи которого координируются экономические решения. Наиболее общепринята классификация, предложенная американским экономистом К.Р. Макконнеллом. Эта классификация основана на решении трех основных проблем экономики.

Перед любой экономической системой стоит три основных проблемы :

- что производить , т.е. какие товары и услуги;

- как производить , т.е. с помощью каких средств производства;

- кто будет потреблять .

В зависимости от того, как общество отвечает на эти основные вопросы, различают типы экономических систем.

Рассмотрим модели экономических систем, предложенные К.Р. Макконнеллом.

Традиционная экономика ответы на основные вопросы даются по традиции, базируясь на обычаях (в племенах Африки, Австралии). В такой экономике технологии традиционны и устойчивы, ассортимент производимых благ почти не меняется. Молодой человек делает то же, что и его отец, а молодая девушка – то же, что и ее мать.

Командная экономика (плановая или централизованная) ответы на все вопросы даются с помощью планов (в СССР, странах Восточной Европы, Китае, на Кубе), характерна общественная собственность на средства производства.

Рыночная экономика (чистый капитализм) ответы на все вопросы даются с помощью действия рыночных механизмов, присуща частная собственность на средства производства. Но рыночной экономики в чистом виде нет, т.к. чистый капитализм предполагает невмешательство государства в дела экономики, а этого нет нигде в мире.

В странах Западной Европы, Америке смешанная экономика.

Смешанная экономика – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики, есть различные формы собственности.

Можно выделить различные виды смешанной экономики: например, плановый капитализм, т.е. экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть планирование, активное вмешательство государства в дела экономики (например, Япония, Франция).

Рыночный социализм (или социально ориентированная рыночная экономика) – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики и активное воздействие на социально-экономические процессы (например, Швеция, Германия). В Германии, например, действует принцип: «Как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно». В странах с рыночным социализмом действует разветвлённая сеть социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным, помощь тем, кто пострадал от банкротства предприятий, пособия на детей, малоимущим и др.

В настоящее время еще выделяют страны с переходной экономикой. Переходный период это время перехода от одной системы к другой.

Рассмотрим более подробно командную и рыночную экономики.

Основные черты командной системы:

ü господство общественной или государственной собственности на средства производства;

ü диктатура Госплана в экономике;

ü административные методы управления экономикой;

ü финансовая диктатура государства.

Основные плюсы :

ü более стабильная экономика;

ü больше уверенности людей в будущем;

ü полная занятость;

ü меньше неравенства в обществе;

ü гарантия минимального жизнеобеспечения всем.

Основные минусы:

ü неудовлетворительная работа госсобственности (она плохо использовалась, техника не обновлялась годами, развито воровство, бесхозяйственность);

ü нет стимулов к усердному труду (нет стимулов к усердному труду, отлынивание от работы, ибо, как говорил А.С. Пушкин «человеческая натура ленива (русская природа в особенности»);

ü безответственность, безынициативность работников (существовала даже поговорка: «Инициатива бьёт инициатора по голове»);

ü неэффективность экономики и всеобщие дефициты;

ü диктат производителей над потребителями (производилось то, что былозапланировано в Госплане, а не то, что нужно было народу);

ü низкий уровень жизни народа.

Опыт ни одного десятка лет показал, что командная экономика оказалась несостоятельной, т.к. «сознательные порядки» (по выражению австро-англо-американского экономиста Фридриха фон Хайека), т.е. заданные сверху, противоестественны для развивающихся, многосложных систем. В.И.Ленин писал о коммунизме: «всё общество будет одной конторой, одной фабрикой». Но нельзя создать желаемый порядок «как мозаику из понравившихся кусочков». Салтыков-Щедрин сказал: «одной распорядительностью никого накормить нельзя».

Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между производителями и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Такой взаимообмен «даёт людям то, что они хотят, а не то, что они должны хотеть по разумению какой-то группы» (по словам Мильтона Фридмана – американского экономиста, сторонника либерализма или неоклассицизма).

Основные черты рыночной экономики:

ü частная собственность на средства производства;

ü свобода и материальная ответственность предпринимателей (каждый человек может заняться любым законным видом деятельности, сам решает, что, как и для кого производить, «сам куёт своё счастье», сам несёт материальную ответственность за результаты своей деятельности). Например, американские табачные фабрики вынуждены выплатить многомиллионные средства жертвам курения за то, что недостаточно предупреждали о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков различным заболеваниям. Или выплата миллионного штрафа фирмой, производящей микроволновые печи, бабушке, которая по незнанию высушила свою любимую собачку в такой печи);

ü свобода выбора экономических партнёров (каждый производитель, потребитель вправе сам выбирать своих экономических партнёров, причём, благодаря большому разнообразию продуктов, решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор, в конечном счёте, определяет, что производить и сколько. Как образно выразился Мильтон Фридман, «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»);

ü личная выгода участников экономических связей (она является лучшим стимулятором человеческой инициативности, изобретательности, активности. Адам Смит писал о ней: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них… Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к эгоизму, и никогда не говорим им об наших нуждах, а об их выгодах».);

ü саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов (свободно складывающихся цен, конкуренции, взаимодействия спроса и предложения и др.);

ü минимум вмешательства государства в дела экономики (чем меньше вмешательство государства в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегуляции. Как сказал Егор Гайдар: от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе, потому что чиновник всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен. «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»);

Основные достоинства:

ü стимулирует высокую эффективность и предприимчивость;

ü отторгает неэффективное и ненужное производство;

ü распределяет доходы по результатам труда;

ü даёт больше прав и возможностей потребителям;

ü не требует большого аппарата управления.

Основные минусы:

ü усиливает неравенство в обществе (частная собственность позволяет отдельным гражданам накапливать огромные богатства и не обязательно своим трудом);

ü вызывает большую нестабильность в обществе (ей свойственны подъёмы и спады, периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей и др.);

ü не интересует бесприбыльное производство (производителей не интересуют такие проблемы, как всеобщее образование и здравоохранение, безопасность страны, охрана общественного порядка, освещение улиц и др., т.к. это не приносит прибыли);

ü безразлична к ущербу, который может нанести бизнес человеку и природе.

Рыночная экономика отличается тем, что в ней «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либо замысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей. Рынок никто не придумывал и не строил, он складывался веками, усиливал и развивал только те социальные институты, которые прошли естественный отбор, проверку опытом и временем. Рыночная экономика – это экономика, в которой «человек зависит только от самого себя, а не от милости сильных мира сего» (Фридрих фон Хайек). Он же сказал: «общество, в котором власть в руках богатых, всё равно лучше, чем общество, в котором богатыми могут стать лишь те, в чьих руках власть».

Собственность в экономической системе

Значение отношений собственности в жизни людей трудно переоценить. Гегель называл их той осью, «вокруг которой вращается всё законодательство и с которой, так или иначе, соотносится большая часть права граждан». Именно отношения собственности определяют реальную власть в обществе: кто командует производством и как распределяется произведённый продукт. От них во многом зависят материальное благосостояние, свобода и независимость человека. В повседневном общении собственностью называют имущество, т.е. совокупность вещей, ценностей, которыми владеет человек, предприятие, общество.

Между тем, имущество - это лишь часть объектов собственности.

Собственность - это объективно возникающая и юридически закреплённая совокупность отношений между людьми по поводу присвоения жизненных благ в процессе их производства, распределения, обмена, потребления.

Собственность - экономическая основа системы общества, её главный элемент . Она обуславливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества и т.д.

Существуют два разных подхода к собственности в марксистской и западной экономической теории. Согласно марксизму : собственность занимает основное место в том или ином способе производства, и их смена осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности, главное зло капитализма - в существовании частной собственности. Поэтому реформирование капиталистического общества он связывал с заменой частной собственности общественной.

В западной экономической теории понятие собственности связывается с ограниченностью ресурсов по сравнению с потребностью в них. Это противоречие разрешается путём исключения доступа к ресурсам, что и обеспечивает собственность.

Для бизнеса ключевое значение имеют отношения собственности на средства производства . Эти отношения очень сложны и многогранны, но в них можно выделить три момента:


Рис.3. Структура отношений собственности

Рассмотрим каждый из моментов:

Присвоение средств производства – это установленное и юридически закреплённое право различных объектов быть собственником соответствующих средств производства, а именно владеть ими, пользоваться и распоряжаться.

Владение это юридически узаконенное право субъекта собственности самостоятельно и в своих интересах решать задачи применения объектов собственности, которые находятся в его власти; распоряжение т.е. управление, хозяйствование, пользование – т.е. присвоения полезных свойств блага, отчуждения – т.е. действия, связанные с передачей прав собственности (дарение, наследство, залог и т. д.).

Отношения хозяйственного использования возникают тогда, когда собственник данных средств сам их не применяет, а сдаёт во временное владение и пользование другим лицам или организациям, оставляя за собой право распоряжаться.

Отношения экономической реализации собственности возникают, когда используемые средства производства приносят их собственнику доход.

Таким образом, собственность рассматривается как право контролировать использование определённых ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Объектом изучения, поэтому является поведенческие отношения между людьми, санкционированные законами, распоряжениями, традициями, обычаями общества, которые возникают в связи с существованием и использованием благ.

Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности.

Субъекты - этоюридические и физические лица, между которыми возникают отношения собственности. Их можно объединить в три большие группы:

ü частные лица

ü коллективы

ü общество (государство)

Частными лицами выступают, как правило, отдельные физические лица, которым принадлежит собственность. Коллектив – это объединение людей, которым принадлежит собственность. Общество является самым крупным субъектом собственности, оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим гражданам данной страны.

Объекты это то, по поводу чего складываются отношения собственности . К ним относятся средства производства, предметы потребления, ресурсы, рабочая сила.

Состав объектов собственности может изменяться. Изменяется он под воздействием НТР, развития производительных сил. Вместе с тем как бы не менялись объекты собственности, среди них всегда можно выделить главные, ключевые, обладание которыми дает реальную экономическую власть. К ним относятся средства производства. Их владелец и является реальным хозяином производства и его результатов.

Виды собственности можно различать по двум основным линиям: по субъектам (кто владеет) и по объектам (чем владеет).

В зависимости от того, кто является субъектом собственности , выделяют различные типы собственности. Важнейшими из них (по Конституции Республики Беларусь ст. № 13 и Гражданскому кодексу Республики Беларусь ст. №213) являются государственнаяи частная собственность.

Частная собственность тип собственности, при котором исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо.

Характерным признаком её является то, что она может передаваться по наследству.

Частная собственность имеет две формы в зависимости от субъектов собственности:

ü собственность самих граждан;

ü собственность юридических лиц (предприятий, фирм, организаций, учреждений и др.).

Различают два вида частной собственности: трудовую и нетрудовую.

а) трудовая : от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства, от других форм, в основе которых лежит труд данного лица;

б) нетрудовая : от получения имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг, от других средств, не связанных с трудовой деятельностью.

Государственная собственность – тип собственности, при которой средства производства, произведённая продукция, имущественные ценности принадлежат государству. Различают две формы государственной собственности: республиканская и коммунальная.

Субъектом республиканской собственности является все население республики. В собственность республики входят земля, её недра, республиканские банки, средства республиканского бюджета, предприятия, народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и другое имущество.

Коммунальная (муниципальная) собственность состоит из средств местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и др.

Управление и распоряжение объектами собственности осуществляется от имени народа органами государственной власти. Особенность этой собственности - неделимость её объектов между субъектами. В разных странах удельный вес государственной собственности различный.

В своё время К.Маркс и Ф.Энгельс называли частную собственность «высшей причиной зла» на земле и «собственническим свинством», порождающим эксплуатацию человека человеком.

Идеальной формы собственности нет, но всё же лучшую оценку и в жизни, и в бизнесе получила частная собственность. Потому что она:

ü порождает заинтересованность людей в усердном труде, т.к. как сказал Александр Герцен: «человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя»;

ü служит источником материального благополучия человека, а значит, и благополучия всего общества, т.к. чем богаче граждане, тем больше процветает и общество;

ü это гарант свободы и независимости;

ü поднимает человека морально, она наполняет его жизнь созидательным, творческим смыслом.

Ещё Аристотель писал, что «каждый будет с усердием относится к тому, что ему принадлежит».

Но частная собственность имеет и свои минусы: она усиливает в обществе индивидуализм, эгоизм, тягу к стяжательству, усиливает разобщенность людей.

Государственная (общественная) собственностьна деле означает для людей «ничейная», поэтому она используется менее эффективно и даже растаскивается. Как утверждал А. Маршалл «коллективная собственность на средства производства убьёт энергию человечества и остановит экономическое развитие». Вместе с тем государственная собственность совершенно необходима в таких сферах, как военная, космическая, энергетическая и др.

Вторая линия видов собственности предполагает различать их по объектам собственности, т.е. в зависимости от того, что находится во владении. В связи с этим различают:

ü вещественную собственность, т.е. собственность на материальные блага – предприятия, оборудование, денежные ресурсы, дома и др., основными собственниками являются землевладельцы, фабриканты, торговцы и другие предприниматели;

ü интеллектуальная, т.е. собственность авторов (учёных, изобретателей, писателей, композиторов, архитекторов и др.) на созданные ими духовные, невещественные ценности;

ü собственность на управление (власть), т.е. собственность на процесс управления обществом, на руководящую роль в нём. Этот вид собственности может быть назван собственностью лишь условно, т.к. её объект не имеет формы. Это власть тех, кто осуществляет госуправление.

Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь

Вразныхстранах и в разные периоды истории соотношение между частной и общественной собственностью различно и может меняться. В поисках эффективности или в каких-то целях государства проводят то национализацию, то приватизацию собственности.

Национализация (от лат. natio племя, народ) это обобществление собственности, передача её из частных рук в государственные. Она может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) или безвозмездной (без компенсации, т.е. насильно).

Первостепенная задача переходной экономики заключается в создании необходимых предпосылок для перехода к рыночной экономике, для ускоренного разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Реформирование госсобственности, как и проведение экономических реформ в Республике Беларусь, обусловлено необходимостью повышения эффективности работы отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.

В качестве главных задач реформирования государственной собственности в республике были выдвинуты следующие направления:

ü повышение эффективности производства и структурная перестройка;

ü развитие предпринимательства и инициативы на разных уровнях и в различных формах хозяйствования;

ü рациональное использование производственного потенциала и обеспечение расширенного воспроизводства;

ü повышение эффективности белорусской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

ü привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития предприятий;

ü содействие в развитии социальной защиты населения.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования хозяйства в условиях рыночных отношений является разгосударствление экономики.

Понятия разгосударствления и приватизации даны в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хозяйственными объектами.

Цели разгосударствления:

ü обеспечение необходимого уровня независимости и экономической ответственности производителей;

ü создание конкурентной среды для эффективного функционирования рыночной экономики.

Разгосударствление собственности в двух направлениях:

ü путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

ü путем разгосударствления собственности, т.е. создания новых частных, коллективных предприятий и приватизации действующих.

Однако за государством сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права на государственные объекты.

В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управлять ими.

Основные задачи, решаемые в процессе приватизации:

ü обеспечение экономической свободы граждан;

ü разрушение монополии государства в производственно-комерческой деятельности и создание конкурентной среды для эффективного функционирования экономики;

ü передача функций непосредственного руководства деятельностью предприятия производителям продукции (услуг);

ü повышение экономической ответственности товаропроизводителей за результаты своей деятельности;

ü сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

Принципы приватизации:

ü сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации;

ü право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности;

ü предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

ü контроль за проведением приватизации со стороны государства;

ü обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

ü постепенность, поэтапность, соблюдение законности;

ü дифференциация методов, форм и процедур приватизации.

Какие объекты государственной собственности подлежат приватизации? Это, прежде всего, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, предприятия автотранспорта, деревообрабатывающих и строительных материалов, законсервированные объекты, жильё и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» не приватизируются объекты здравоохранения, образования, военной обороны, производство ликероводочных изделий, табачных изделий, выпуск ценных бумаг, телевидение, радио, типографии, институты Академии наук Республики Беларусь, театры, музеи и т.д.

Субъекты приватизации это граждане Республики Беларусь, юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы и лица без гражданства.

В мировой практике существуют различные способы приватизации:

ü реституция (возврат собственности бывшим владельцам);

ü продажа собственности сторонним лицам;

ü продажа собственности работникам предприятия;

ü ваучеризация (распределение госсобственности среди держателей ваучеров);

В настоящее время в Республике Беларусь действуют два метода приватизации:

ü безвозмездная передача объектов гражданам;

ü возмездная (денежная) приватизация.

Приватизация посредством купли-продажи государственной собственности обеспечивает реальную смену собственника и свидетельствует о заинтересованности покупателя в приватизации, но в условиях ограниченности наличных денежных средств у населения и у предприятий, может затянуться на долгие годы.

При безвозмездной передаче государственного имущества обеспечивается социальная справедливость. Быстро создается круг потенциальных собственников их числа не только производственной, но и социальной среды. Однако нет уверенности, что они действительно станут собственниками; а если станут, то будут хорошими руководителями.

Различны и способы приватизации:

ü превращение государственного предприятия в акционерное общество и в ООО;

ü выкуп собственности арендным предприятием;

ü продажа объектов государственной и муниципальной собственности на аукционах, по конкурсам;

ü преобразование государственного предприятия в коллективное;

ü выдача каждому гражданину республики именных приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество».

Источником финансирования приватизации могут служить:

ü средства предприятия (часть чистой прибыли, часть фондов экономического стимулирования и др.);

ü средства граждан (личные средства, именные приватизационные чеки граждан Республики Беларусь);

ü банковские кредиты, денежные средства страховых компаний ;

ü средства иностранных инвесторов;

ü средства от выпуска ценных бумаг;

Средства от приватизации республиканской собственности зачисляется в доход республиканского бюджета, коммунальной собственности – в доход соответствующих административно-территориальных подразделений.

В процессе приватизации могут принимать участие и иностранные инвесторы.

Процесс приватизации должен пройти в два этапа: первый этап – так называемая «малая приватизация» , объектами которой выступают предприятия коммунальной собственности (магазины, парикмахерские, кафе и т.д.);

второй этап – приватизация средних и крупных объектов с привлечением иностранных инвесторов.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель.

Но в статье 13 Конституции Республики Беларусь записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства».

1. Экономическая система как форма организации общества.

2. Основные типы экономических систем: их отличительные черты.

После изучения этой темы вы сможете:

    Дать классификацию различных типов экономических систем;

    Выделить отличительные черты традиционной, рыночной, смешанной, командно-административной и переходной экономической системы;

    Объяснить особенности переходной экономики и выделить условия перехода к рыночному хозяйству в России.

1. Экономическаясистема как форма организации общества.

Под экономической системой понимают упорядоченную систему связи между производителями и потребителями благ и услуг. Ее основными элементами являются:

- отношения собственности , выраженные различными формами собственности на ресурсы (факторы) и результаты производства;

- хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности, в основе которого определенные методы управления, регулирования экономики, распределения ресурсов и благ, а также организационные формы хозяйственной деятельности, принципы ценообразования и т.д.;

- экономические связи между субъектами.

В условиях растущих потребностей и ограниченных ресурсов каждое общество вынуждено решать три основные экономические проблемы:

- ЧТО производить (какие товары и услуги и в каком количестве)?

- КАК производить (какие ресурсы и в каком количестве, какие технологии использовать, каковы типы предприятий, как организовать производство, какова его эффективность, какие отношения складываются между людьми в процессе производства)?

- ДЛЯ КОГО производить (как распределяются ресурсы и доходы в обществе, как координируются отношения, складывающиеся между людьми в процессе распределения и потребления товаров и услуг, какова роль государства, иных общественных институтов в регулировании экономической жизни, какие экономические законы определяют направления развития общества)?

Способом решения этих проблем и различаются традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная и переходная экономика.

2.Основные типы экономических систем: их отличительные черты.

Традиционная экономика - форма организации хозяйства, при которой все возникающие в хозяйстве потребности удовлетворяются на основе собственного производства. Она основана на общинной собственности, натуральном хозяйстве, т.е. непосредственной связи производителей и потребителей благ. Традиции и обычаи помогают ответить на вопросы: что, как, для кого. Такая экономическая система хозяйства господствовала при первобытнообщинном способе производства, а в современном мире существует в отдаленных племенах или группах, где люди занимаются земледелием, животноводством, рыболовством, охотой. Ее отличают примитивные орудия труда, уравнительное распределение (в привилегированном положении согласно обычаям находится только вождь племени) и низкий уровень удовлетворения потребностей индивидов.

Рыночная экономика - форма организации общественного хозяйства, основанного на товарном производстве, обеспечивающем взаимодействие производителей и потребителей посредством рынка. Она основана на частной собственности на средства производства. Условиями ее развития являются общественное разделение труда, специализация и кооперация труда. Что производить? - определяется «голосами» потребителей в денежном выражении. Как производить? - определяется конкуренцией между товаропроизводителями, каждый из которых, стремясь получить большую прибыль, снижает издержки производства, эффективно используя ресурсы и внедряя новые технологии и другие достижения НТП. Для кого производить? - зависит от соотношения спроса и предложения на рынках факторов производства, так как на этих рынках формируются доходы домашних хозяйств. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, так как именно с их помощью они производят товары и услуги. Домашние хозяйства прямо или косвенно (через свою долю в собственности) владеют всеми ресурсами (факторами производства) и предлагают их фирмам. Взаимодействие спроса и предложения применительно к различным людским и материальным ресурсам определяет цену каждого из них. Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты, процентов, прибыли для домашних хозяйств.

Рынок ориентирует производство на удовлетворение потребностей индивидов, стимулирует расширение ассортимента, повышение качества продукции, эффективное использование ресурсов, внедрение достижений НТП. Он обеспечивает свободу выбора производителей и потребителей, гибкость производства, его возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

И все же «чисто рыночной» экономики не существует, это абстрактная модель, т.к. более или менее значимую роль в экономике играет государство.

Смешанная экономика - форма организации общественного хозяйства, при которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием, ведь достоинства рынка соседствуют с его отрицательными сторонами, сгладить, смягчить которые и пытается государство. Так, рынок не имеет экономического механизма для защиты окружающей среды (необходимо экологическое законодательство и контроль государственных органов за его соблюдением); не обеспечивает производство товаров коллективного пользования (государство осуществляет социально-ориентированное распределение ресурсов, предоставляя гражданам бесплатно услуги в области образования, здравоохранения). Рынок не гарантирует права на труд и доход, поэтому государство обеспечивает социальную защиту населения, регулируя условия труда и его оплаты, пенсионное обеспечение, предоставляя выплаты малоимущим, многодетным, инвалидам, безработным гражданам. Он не обеспечивает фундаментальных исследований в науке, которые финансируются за счет средств государственного бюджета. Колебания спроса и предложения определяют нестабильность экономики, проявлениями которой являются цикличность, монополизм, инфляция. Государство проводит антициклическое, антимонопольное и антиинфляционное регулирование экономики.

Этот тип экономики характерен для большинства современных государств, таких как США, Германия, Англия, Франция, Швеция, Япония и др.

Форма организации хозяйства, при которой все процессы производства, распределения, обмена, потребления благ и услуг организует государство. Ее основой являются государственная собственность на средства производства и централизованное руководство экономикой через систему государственного директивного планирования, государственного материально-технического снабжения предприятий и организаций, государственного ценообразования. Уравнительное распределение ослабляет материальную заинтересованность отдельных работников и коллективов целых предприятий в результатах труда. В условиях монополии государственной собственности между производителями отсутствует конкуренция, нет стимулов для технологического обновления производства, внедрения достижений НТП. Господствуют административные методы, основанные на принуждении. Такой тип экономики сложился в СССР и других бывших социалистических стран. Он эффективен в военное время, а также в период экстенсивного экономического развития, когда общество обладает значительным количеством свободных ресурсов.

Термин «переходная», «трансформационная» применяется в отношении экономики, в которой осуществляется переход от одной экономической системы к другой. На этапе интенсивного развития эффективность командно-административной системы снизилась, темпы экономического роста упали, что вынудило большинство бывших социалистических стран осуществить ряд социально-экономических преобразований, ознаменовавших переход к рыночной экономической основе. Российскую экономику называют переходной (трансформационной), потому что в нашей стране осуществлены преобразования, связанные с переходом от командно-административного управления к формированию рыночных институтов. Целью этих преобразований является создание смешанной экономической системы, социальной рыночной экономики, принципы которой законодательно закреплены в Конституции РФ 12 .

Вывод: каждая экономическая система имеет положительные и отрицательные черты, но в большей степени потребностям современного общества соответствует смешанная экономика.

БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Государство - правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей.

Домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, обеспечивает воспроизводство рабочей силы, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей.

Командно-административная экономика - форма организации общественного хозяйства, при которой все процессы производства, распределения, обмена, потребления благ и услуг организует государство.

Рыночная экономика - форма организации хозяйства, основанного на товарном производстве, обеспечивающем взаимодействие производителей и потребителей посредством рынка.

Смешанная экономика - форма организации общественного хозяйства, при которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием.

Традиционная экономика - форма организации хозяйства, при которой все возникающие в хозяйстве потребности удовлетворяются на основе собственного производства.

Фирма - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая

самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления

благ и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Экономическая система - упорядоченная система связи, координации между производителями и потребителями благ и услуг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Что такое экономическая система?

    Каковы основные элементы экономической системы?

    Какие типы экономических систем выделяет экономическая наука?

    В чем заключаются отличительные признаки традиционной, рыночной, командно-административной и смешанной экономики?

    Почему российскую экономику называют переходной (трансформационной)?

    Какой тип экономической системы является самым распространенным в современном мире?

    Какая экономическая система является наиболее эффективной? Какие параметры в данном случае можно считать критерием (критериями) эффективности экономической системы?

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система , в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика - первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

Социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

Экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

Технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

Устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

Многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства - от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

Активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1: 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

Государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

Отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

Коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма - от домашнего хозяйства до государственного;

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

Частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

Рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

Личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

Свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

Наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

Ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика - саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие - к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

Низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

Всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

Высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

Защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

Сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

Координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

Особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

Особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

На многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

Многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

Смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

Многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.