Дисконтирование и принятие инвестиционных решений и роль государства в смешанной экономике. Роль государства в смешанной экономике

Дисконтирование и принятие инвестиционных решений и роль государства в смешанной экономике. Роль государства в смешанной экономике

  • 6. Условия максимизации прибыли
  • Литература к теме.
  • Темы выступлений и докладов.
  • Контрольные вопросы к теме.
  • 1.Равновесная цена и эффективность производ­ства. Цена и предельные издержки
  • 2.Поведение фирмы в области ценообразования
  • 3. Ценовая дискриминация
  • 4.Выбор метода ценообразования на практике
  • 5. Необратимые издержки и экономические реше­ния
  • Литература к теме.
  • Темы выступлений, докладов. Литература.
  • 1. Факторы производства и созданный ими доход
  • 2. Предельный продукт труда и зарплата
  • 3.Доход на капитал и чистая производительность капитала. Выбор вариантов капитальных вложе­ний
  • 4. Процент на капитал и дисконтирование.
  • 5.Оптимальное соотношение факторов производ­ства
  • 6.Прибыль и ее стимулирующая роль
  • Литература к теме.
  • Темы выступлений и докладов.
  • Контрольные вопросы.
  • 1.Конкурентный рынок труда и зарплата
  • 2. Профсоюз на рынке труда
  • 3.Задачи профсоюзов. Заключение коллективных договоров
  • Литература к теме
  • Темы выступлений, докладов. Литература.
  • Контрольные вопросы.
  • 1.Неравенство доходов и его причины. Кривая ло­ренца
  • 2. Образование и доход
  • 3. Программы поддержания доходов
  • 4.Бюджет и активы семьи. Формы сбережений
  • Литература к теме.
  • Темы выступлений и докладов. Литература.
  • Макроэкономика лекция 7. Деньги
  • 1. Деньги и их функции. Виды денег
  • 2. Ценность денег.
  • 3. Предложение денег. Денежные агрега ты Ml и м2. Спрос на деньги
  • 4. Денежный рынок. Процентная ставка.
  • 5. Денежные реформы в россии. (историческая справка)
  • 1.Банковская система россии. Функции центрального банка и коммерческих банков
  • 2.Банковская система частичных резервов. Финансовая паника и страхование вкладов
  • 3.Как банки создают деньги? денежный мультипликатор
  • 4.Центральный банк и его операции. Кому должен подчиняться центральный банк?
  • 5.Инструменты кредитно-денежной политики цб. Политика дешевых и дорогих денег
  • Лекция 9. Бюджет. Налоги. Фискальная деятельность государства
  • 1.Бюджет: расходы и доходы государственного бюджета
  • 3. Функции налоговой системы. Виды налогов
  • 4. Федеральные и местные налоги
  • 6. Бюджетный дефицит и государственный долг.
  • 7.Внутренний и внешний долг
  • 1. Экономический цикл: подъемы и спады.
  • 2. Темпы роста валового национального продукта. Дефлятор внп
  • 3. Занятость и безработица
  • 4.Инфляция. Причины инфляции в россии. Последствия инфляции
  • 5.Взаимосвязь между инфляцией и занятостью. Кривая филлипса.
  • 6.Экономическая политика в условиях безработицы и инфляции
  • Лекция 11. Условия макроэкономического авновесия. Необходимость государственного вмешательства
  • 1. Совокупный спрос
  • 2.Совокупное предложение
  • 2.Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Необходимость государственного вмешательства в экономику
  • 4.Кейнсианская теория о необходимости инвестиций и мультипликатора инвестиций.
  • Лекция 12. Регулирование государством макроэкономической нестабильности
  • 1. Два подхода к регулированию совокупного спроса
  • 2.Фискальная политика. Кейнсианство и регулирование совокупного спроса.
  • 3. Монетаризм и регулирование совокупного спроса. Милтон фридмен и его школа. Монетаризм в условиях россии
  • 4. Критические взгляды на фискальную и монетарную политику
  • 5. Теория регулирования предложения.
  • 6.Индустриальная политика и планирование. Василий леонтьев и его труды
  • 7. Институционально-социологическое направление экономической мысли. Джон гэлбрейт и его школа
  • 8.Модель народного капитализма. Рабочая собственность
  • 9. Роль государства в смешанной экономике. Уроки экономической реформы в россии.
  • Лекция 13 международная торговля. Курс валют и валютные системы
  • 1.Абсолютные и относительные преимущества международного разделения труда и междуна­родной торговли. Протекционизм
  • 2.Торговый и платежный балансы
  • 3.Валютные курсы и паритет покупательной способности
  • 4.Рынок иностранных валют. Экономические последствия изменения валютных курсов
  • 5.Валютные системы и корректировка платежного баланса
  • 9. Роль государства в смешанной экономике. Уроки экономической реформы в россии.

    Хотя стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем за­нятости и инфляции, темпами экономического роста, является наибо­лее сложной и важной задачей государства, но она не единственная.

    К числу других задач относятся:

    1.обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

    2.защита конкуренции; антимонопольное законодательство;

    3.перераспределение доходов среди населения;

    4.обеспечение переливов ресурсов в стратегически важные от­расли, защита окружающей среды.

    В Соединенных Штатах, например, существует свыше 80 тыс. государственных структур разного уровня: федеральные органы влас­ти, власти штатов и местные органы власти. Их объединенные бюдже­ты в сумме составляют 35 % от ВНП. Они непосредственно обеспечи­вают занятость 16 % рабочей силы. Все они занимаются исполнением перечисленных выше задач.

    В "Экономике" С.Фишера, Р. Дорнбуша, Р.Д. Шмалензи указывает­ся: "В Соединенных Штатах большая часть ресурсов распределяется при помощи рынков, на которых отдельные лица и частные фирмы осуществляют торговые сделки с другими лицами или фирмами. Одна­ко в экономике США, как и в других странах со смешанной экономи­кой, большую роль играют государственные органы, власти и управле­ния. Они устанавливают правовые нормы, покупают на рынке товары и услуги (от скрепок для бумаг до авианосцев), производят некоторые виды услуг, например, обеспечивают обороноспособность и осу­ществляют широкомасштабные трансфертные платежи, как например, выплаты пособий по социальному обеспечению.

    "Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма, нашу эконо­мику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функциони­рование частного сектора на основе рыночных систем модифицируется самыми разными способами государственным сектором". - пишут К.Макконнелл и С.Брю в учебнике "Экономикс". Таким образом, все реально функционирующие рыночные системы в настоящее время - это смешанные системы, где правительство и рынок совместно обеспе­чивают ответ на вопросы: что производить, сколько и для кого?

    В России, в период проведения реформ, превалировала мысль о полной свободе субъектов рыночной экономики от государства: пол­ном отказе от госзаказов, государственной поддержки сельского хо­зяйства, от финансирования высших учебных заведений и т.п. Подоб­ное направление со временем вызвало резкую критику со стороны мно­гих ученых, практиков и политических деятелей. Приводим, например, мнение директора Института международных экономических и поли­тических исследований Российской Академии наук Олега Богомолова.

    "Поразительно, с какой легкостью наше государство избавляется путем приватизации от наиболее доходной части государственной соб­ственности. И тем подрывает экономическую основу своего существо­вания. Это расходится с опытом рыночных экономик Запада. Находясь после войны в состоянии кризиса и разрухи, государства Западной Европы не позволяли себе так далеко зайти в дерегуляции экономи­ческой жизни, как это сделали мы. Наоборот, они усиливали государ­ственный контроль и вмешательство в финансово-кредитной, валют­ной и других сферах. И даже в области ценообразования, промышлен­ной политики. Несмотря на все либеральные теории, и сегодня в веду­щих западных державах без регулирующего влияния государства ры­ночная экономика и гражданское общество существовать не могут". ("Независимая газета").

    Признание регулирующей роли государства характерно для ве­дущих альтернативных программ: например, программы, составлен­ной под руководством доктора экономических наук Сергея Глазьева.

    Уроки экономической реформы в России. Какую экономическую модель следовало бы выбрать для России? Вы ознакомились с наиболее яркими экономическими концепциями государственного регулирова­ния в условиях смешанной экономики. Это не означает, что остается выбрать одну из них и в точности исполнить все рекомендации. В подтверждение сказанному приводим отрывок из книги Г.Явлинского "Уроки экономической реформы".

    Для России не годятся готовые рецепты из "Экономической поваренной книги". "Я в высшей степени высоко оцениваю теоретический багаж многих западных советников и специалистов и МВФ, и Все­мирного банка. Но в советах российским реформам были допущены такие ошибки, которые даже самый чистый из всех теоретиков никог­да не мог допустить, если бы он хоть чуть-чуть задумался о россий­ских реальностях. Я хочу привести только несколько примеров.

    В 1992 году российское правительство провозгласило либерали­зацию цен в качестве своего основного приоритета. Утверждалось в том числе западными советниками и средствами массовой информа­ции, что это был кратчайший путь к правильным рыночным равно­весным ценам, но все знают и знали тогда, что на 99 % структура рынка в российской промышленности была такой, при которой сво­бодные цены не ведут к оптимальному результату, и нужен жесткий контроль за ценами государственных монополий.

    Одновременно правительство провозгласило и МВФ одобрило Программу финансовой стабилизации, которая означала стабилиза­цию содержания рубля и остановку инфляции. Но в то же самое время, тоже с благословения большинства западных экспертов, Советский Союз был ликвидирован, и 12 министерств финансов и 12 централь­ных банков появились для работы с одной и той же рублевой валю­той, не имея ни малейших договоренностей друг с другом. Более того, стараясь конфронтировать между собой. Экономическая теория не­двусмысленно в этом случае говорит, что вы не можете стабилизиро­вать валюту, когда вы не контролируете ее предложение.

    Наконец, надежда правительства и госсоветников состояла в том, что свободные цены приведут к структурной перестройке, когда расширяющийся спрос потребителей в одних отраслях будет вести к их росту, а сокращение потребительского спроса у других приведет к их падению. Но в то же время политика сдерживания индивидуальных доходов была провозглашена, по всей видимости, для того, чтобы не допустить спирали между зарплатой и ценами. Так вот, экономическая теория недвусмысленно утверждает, что в условиях достаточной жест­кости цен и заработной платы (а никто не будет отрицать наличие негибкостей цен и заработной платы в переходной экономике) сокраще­ние эффективного спроса ведет к падающей спирали в производстве и доходах. Это именно то, что и произошло.

    Я не чистый теоретик, хотя, надеюсь, я понимаю некоторые теоретические проблемы рыночной экономики. Но если я когда-либо буду в главе российского правительства, то я буду следовать моей экономи­ческой и политической интуиции в первую очередь и никогда не позво­лю, чтобы мною руководила теоретическая концепция, превращенная в неподлежащую обсуждению догму".

    Мысль о пагубности бездумного подражания навязанным извне рецептам экономического развития широко распространилась уже к 1995 г., сменив восторженное отношение к программе международного валютного фонда. Это видно из приведенного ниже фрагмента из до­клада на собрании, посвященном 230-летию Вольного экономического общества.

    "Нужно создать новую систему экономических отношений, пра­вила экономической игры, при которых свободные граждане, действуя в рамках законов в своих личных интересах, способствовали бы эконо­мическому росту и устойчивому развитию российского государства и человечества в целом.

    Несмотря на значительное количество работ, посвященных этой теме, найденные абстрактные рецепты не годятся для решения конкрет­ных российских проблем. Бесполезно и опасно силой установить у себя такие правила игры, как у американцев или японцев. Правила эконо­мической игры для нашей страны должны учитывать именно россий­ские особенности и географии, и климата, и истории, и философии, и религии, и генофонда, и многие другие, специфически российские фак­торы. Только так мы можем добиться процветания в условиях эконо­мической свободы. Именно для России, именно для россиян",- гово­рил в своей речи Мэр Москвы Ю.М.Лужков.

    Среди программ, разработанных с учетом российской специфи­ки, можно выделить программу, составленную под руководством докто­ра экономических наук Сергея Глазьева.

    "Наша программа связана с текущим состоянием экономики, ко­торое мы характеризуем как великую депрессию. И здесь мы предлага­ем набор конкретных мер по реанимации экономики. Это меры по оживлению производства, по расширению загрузки производственных мощностей. Это восстановление сбережений граждан - важнейший фактор расширения спроса населения. Это использование государственных закупок для пополнения оборотных средств у предприятий в связи с гиперинфляцией. То есть мы предлагаем задействовать государственный спрос для стимулирования производства в ключевых отрас­лях, определяющих экономический рост. Для того, чтобы сохранить наши конкурентные преимущества, связанные с мощной сырьевой базой, мы считаем необходимым проведение активной ценовой политики. Это означает, что должен быть установлен контроль над ценообразованием в отраслях естественных монополий. Ведь главным фактором инфля­ции сейчас стал резко опережающий рост цен на энергоносители, преж­де всего на природный газ. Если все цены в этом полугодии в среднем выросли в 2 раза, то на газ - в 6,5 раз, а газ сетевой - в 10 раз. Понят­но, в чьих это интересах. А в интересах всего общества - как раз уста­новить контроль над естественными монополиями, над системой цено­образования с тем, чтобы промышленность могла оставаться конку­рентоспособной.

    В части реанимационных мер очень важный для нас вопрос - на­ведение порядка в управлении госсобственностью и госфинансами, потому что наши стратегические цели и задачи требуют материального обеспечения, концентрации средств. Причем, концентрации средств не только в государстве, но и в финансово-промышленных группах и в тех частях экономики, которые ориентированы на рост, а не на спекуля­тивную краткосрочную конъюнктуру. Скажу, что если отменить все незаконно предоставленные льготы, если обеспечить изъятие природ­ной ренты не в частные карманы, а в государственный - природная рента, как ни крути, в любой рыночной экономике, это общенародная рента; если обеспечить нормальное коммерческое использование госи­мущества, доходы бюджета могут быть практически удвоены. И наши расчеты показывают, что это позволит не только решать социальные проблемы, но и провести налоговую реформу, которая крайне необхо­дима для нормализации всей предпринимательской жизни, поскольку сегодня процветает тот, кто не платит налогов" (Сергей Глазьев).

    Корректировка экономической программы РФ после июня 1996 г. "Уроки экономической реформы" всесторонне учтены в ходе корректировки экономической политики РФ, связанной, прежде всего, с президентскими выборами в 1996 г. Были приняты и реализуются ряд Указов Президента и Постановлений Правительства, направленных на усиление регулирующей роли государства, защиту национального про­изводителя, активизацию социальной политики.

    На усиление регулирующей роли государства направлен Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности РФ", где предлагается разработать меры по реализации госу­дарственной стратегии экономической безопасности государства. В основу должны лечь качественные критерии, обеспечивающие прием­лемые для большинства населения условия жизни и развития лич­ности, устойчивость социально-экономической ситуации, целостность государства. В числе их способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, недопущение критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, сохранение государственного контроля над стратегическими ресурса­ми, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России; приемлемый уровень жизни населе­ния; поддержание научного потенциала страны.

    Предпринимаются меры по усилению регулирующей роли госу­дарства в развитии экономики. Намечена политика структурной пере­стройки экономики. Основные формы ее реализации перечислены в Указе Президента РФ "Об основных направлениях региональной по­литики в РФ":

    Это участие государства в наиболее эффективных инвестици­онных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации,

    Размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд,

    Поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий,

    Содействие малому и среднему бизнесу.

    Ряд указов направлен на оказание поддержки предприятиям ря­да отраслей. Так, Указ Президента "О поддержке предприятий обо­ронного комплекса" предусматривает госзаказы предприятиям ВПК и своевременную полную оплату этих заказов, отсрочку по уплате дол­гов в федеральный бюджет. Постановлением Правительства РФ "О неотложных мерах по созданию экономических условий для мобили­зации в 1996-1997 гг. работы текстильной и легкой промышленности РФ" предусматривается выделение этим отраслям ссуд для покупки сырья, а также введение защитных мер во внешней торговле в отно­шении импортных товаров.

    Готовится переход к новой налоговой системе, разработан про­ект нового налогового кодекса, призванного облегчить налоговое бремя с предприятий.

    Большее внимание должно уделяться социальным вопросам. Вышел Указ Президента РФ "О подготовке программы социальных реформ", в котором Правительству предлагается подготовить соответствующие мероприятия. К числу правительственных документов, по­священных социальным проблемам, относится Указ Президента "О мерах по повышению социального статуса работников образования и здравоохранения", а также проект нового закона о пенсионной систе­ме.

    Литература к теме.

    1. Учебник по основам экономической теории. В.Д.Камаев и

    Темы выступлений и докладов.

    1.Монетаристский и кейнсианский подходы.

    2.Кейнс и "общая теория". Источник нестабильности: инвести­ции. Сомнения Кейнса.

    Литература: П.Хейне "Экономический образ мышления", гл. 18.

    3.Федеральные бюджет как инструмент политики.

    4.Стабилизация или стимулирование?

    5.Автоматическая фискальная политика.

    6.Выбор времени при денежной политике. Разногласия вокруг денежной политики.

    7.Достоинства и недостатки теорий, построенных на агрегатных показателях.

    Литература: П.Хейне "Экономический образ мышления", гл. 19.

    8.Взгляд со стороны предложения.

    Литература: П.Хейне "Экономический образ мышления", гл. 20.

    9.Активная фискальная политика и автоматические стабилиза­торы.

    10.Фискальная политика, бюджетный дефицит и бюджет полной занятости.

    Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 28.

    11.Альтернативные экономические системы.

    а) Маркс и его экономическая теория,

    б) рыночный социализм,

    г) неокоммунистические смешанные экономики,

    д) социализм, развитие и конвенция.

    Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 40,* М.Блауг "Экономическая мысль в ретроспективе" Гл. 7. "Экономическая теория марксизма".

    12.Экономические функции правительства. Литература: К.Макконнелл и С.Брю "Экономикс", гл. 6.

    13.Государство в смешанной экономике.

    Литература: С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", гл. 4.

    Контрольные вопросы.

    1.Назовите основополагающее уравнение кейнсианцев и основополагающее уравнение монетаристов.

    2.Каковы основные положения кейнсианской политики регулирования экономики?

    3.Каковы основные положения монетаристской теории регулирования?

    4.В какой экономической ситуации эффективна монетаристская политика?

    5.На чем базируется теория предложения?

    6.Основные положения институционально-социологической

    7.Какие работы Гэлбрейта вы могли бы назвать?

    8.Какие приводятся доводы в пользу рабочей собственности и рабочего самоуправления?

    9.Дайте определение смешанной экономики.

    Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

    Что такое смешанная экономика

    Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

    Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

    При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

    • Крупное предпринимательство
    • Мелкое предпринимательство
    • Среднее предпринимательство
    • Государственные организация и учреждения
    • Муниципальные предприятия

    При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

    Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

    В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

    • Обеспечение занятости
    • Стабилизация цен
    • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
    • Равновесие платежного баланса
    • Использование производственных мощностей в полной мере

    В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

    Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

    Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

    Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

    Этапы возникновения

    Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

    Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

    Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

    • невмешательство государства в экономику
    • установление рыночного равновесия

    Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

    Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

    Модели в смешанной экономике

    Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

    • различными уровнями материально-технической базы
    • особенностей геополитического развития
    • Особенностями политического развития
    • Социально-культурных особенностей
    • Особенностями формирования общественного устроя

    На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

    Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

    Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

    Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

    Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

    Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

    Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

    Роль государства в смешанной экономике

    Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

    При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

    • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
    • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
    • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
    • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
    • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
    • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    В статье раскрываются характерные черты смешанной экономики. При этом особое внимание уделено государственному регулированию как одному из элементов поддержки предпринимательства.

    Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечи­вать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.

    Совершенно ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр.

    Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.

    Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.

    Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.

    Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ.

    Без активного вмешательства государства «невозможно I обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.

    Итак, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.

    Хозяйственная система, в которой осуществляется смешанный способ управления экономическими процессами с помощью рыночного механизма и государственного регулирования получила название смешанной экономики.

    В условиях рыночной формы организации производства основными принципами, создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.

    Неотъемлемой частью структуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частной собственности, является государственная собственность.

    Исторически во многих странах государственный сектор включает объекты транспортной системы, сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемки, а, с другой стороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования. Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятия государственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышения эффективности. Государствен­ный сектор «встроен» в рыночную экономику с другими целями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе.

    Так, например, расходы на образование, здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикой в значительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образования и здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности или отдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодно поддерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступность этих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышению эффективности экономики в целом. Следовательно, существуют экономические основания передачи части сферы здравоохранения и образования в государственное управление и финансирование.

    Принципиально вопрос о необходимости государственного сектора решен теоретически и практически. Однако его масштабы и роль в экономике различны в отдельных странах. Такие государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. Посредством созданных ключевых систем правового государственного регулирования осуществляется гибкая стимулирующая поддержка эффективного использования частной собственности и предпринимательства в сочетании с эффективным механизмом ответственности за использование этой поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этих государствах приоритет общенациональных интересов. В Швеции другая система: там консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны, государственные расходы достигают 62 процентов валового национального продукта .

    Структура экономики в рассматриваемом плане не является неизменной. Практически во всех странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой осуществляются процессы приватизации государственных предприятий, наиболее активно - в Англии, Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собственности - в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение эффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.

    Возросшие масштабы накоплений в частном секторе, развитие рынка капитала, ассоциативных форм частной собственности (корпораций), демократизация собственности и укрепление среднего класса собственников позволяют достаточно органично включить приватизируемые государственные предприятия в рыночную систему.

    Сами по себе собственность и свобода выбора-необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективной работы предприятий. Примером тому служат монополии (государственные или частные-все равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности использования ресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции, работ или услуг.

    Поэтому государственное регулирование обязательным элементом включает антимонопольное законодательство, поддержку в экономике высокого уровня конкуренции.

    В смешанной экономике роль государственного регулирования весьма велика. И осуществляется она по трем основным направлениям.

    Во-первых, путем воздействия на предприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.

    Во-вторых, государственное регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средств во времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периоды безработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной стороны, как фактор стабильности, а с другой- как способ поддержания необходимых резервов в экономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста.

    Наконец, важной функцией государства является стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными методами, главным из них является налоговая система. Однако возможно и прямое влияние государства на экономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания и функционирования предприятий государственного сектора.

    Но тут встает справедливый вопрос: какая же должна быть степень государственного вмешательства, и какую роль играет государство и рынок в смешанной системе хозяйствования.

    На этот вопрос ответ можно получить исходя из концепции двухсекторного строения смешанной экономики, исходя из признания «рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественного производства. Как известно экономика существует во имя полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Как «спрос» всегда является частью «потребности», так и «рынок» всегда является частью «экономики». Рынок обеспечивает платежеспособную часть потребности («спросовую») ибо он не может быть убыточным, так как по определению он может быть только доходоприносящим.

    Для удовлетворения неплатежеспособной части социально-значимых потребностей государство организует нерыночную («квазирыночную») сферу производства. Как видно из рис. 1 нерыночный сектор смешанной экономики существует за счет рыночного сектора и не может превышать размеров его «консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»).

    Лекция 12

    1. Причины вмешательства государства в экономику.
    2. Социально-экономические функции государства.
    3. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность.

    1. В современной экономике государству принадлежит огромное значение. При всœем демократизме рыночного механизма он обладает целым рядом недостатков, обусловливающих крайне важность вмешательства государства в экономику.

    Несовершенства рыночной системы:

    Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

    Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

    Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всœему человечеству, к примеру, рыбных богатств океана;

    Игнорирует отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;

    Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т.д.);

    Не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределœение дохода;

    Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

    Ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение потребностей тех, кто имеет деньги;

    Подвержена нестабильному развитию (инфляция, циклическое развитие).

    Вместе с тем, НТП резко увеличил масштабы производства и требует таких капитальных вложений, с которыми не могут справиться даже самые крупные предприятия. Политический, финансовый, социальный контроль над НТП имеет стратегическое значение для государства. Вместе с тем, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т.д.).

    В политике регулирования экономики государство ставит, прежде всœего, глобальные цели – поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного производства. Эти цели стоят перед государством всœегда. Вместе с тем, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики бывают:

    1) поддержание сбалансированного общественного производства;

    2) стимулирование роста производства;

    3) обеспечение полной занятости;

    4) повышение эффективности общественного производства;

    5) справедливое распределœение дохода;

    6) стабильность цен, недопущение инфляции;

    7) сохранение природной среды и т.д.

    Между целями государственного регулирования могут возникать противоречия (к примеру, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды). В этом случае еще одной целью государственного регулирования является нивелирование противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

    На основе поставленных целœей государство вырабатывает определœенные методы регулирования.

    2 . Государство выполняет огромное множество функций, которые укрупненно можно свести к следующим:

    1 ) формирование правовой базы . Рыночное хозяйство предполагает правовое регулирование экономических процессов. Хозяйственное право разветвлено, им регламентируются всœе стороны экономической деятельности: формы собственности и распоряжения; условия учреждения и функционирования фирм, основанных на различных формах владения; порядок заключения и расторжения хозяйственных договоров; антимонопольные требования и правила банковской деятельности; порядок подписания коллективных договоров и разрешения трудовых споров; минимальный размер заработной платы и максимальная продолжительность рабочей недели (рабочего дня); условия социального страхования и медицинского обеспечения; условия труда и техники безопасности; формы социальной защиты малоимущих и безработных; режим природопользования и экологической безопасности и т.д.

    Юридические законы бывают несовершенными, в связи с этим законодательные органы государств призваны постоянно совершенствовать их, доводить в части хозяйственного права до соответствия требованиям объективных экономических законов.

    2) ограничение монополизма (защита конкуренции). Для ограничения власти естественных монополий (возникают там, где технические, организационные и экономические условия делают нерациональным параллельное функционирование множества конкурирующих фирм – ж/д и городской транспорт, связь общего пользования, электро-, водо- и теплоснабжение и т.д.) государство использует два базовых способа:

    а) создание государственных структур по контролю над естественными монополиями в вопросах соблюдения установленных стандартов на их продукцию и предотвращения завышения цен и тарифов на нее;

    б) учреждение вместо частных фирм в указанных сферах предприятий, принадлежащих центральным или местным органам государственной власти.

    В тех отраслях, где объективно нет условий для возникновения естественных монополий, для защиты конкуренции используется антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство в разных странах формировалось по модели антитрестовского законодательства в США (первое антимонопольное законодательство).

    Суть первого федерального антитрестовского закона США (акта Шермана) заключалась в том, что:

    Ограничения торговли вследствие контрактов, объединœений или сговора, а также монополизации или попытки монополизации признавались противозаконными и соответственно наказывались как преступления;

    Широкие полномочия предоставлялись государственным и служебным органам, проводящим антитрестовскую политику;

    Заинтересованность в возбуждении антитрестовских дел поощрялась крайне важностью возмещения ущерба, причинœенного в результате нарушения антитрестовского законодательств.

    В 1914 ᴦ. как дополнение к акту Шермана был принят акт Клейтона, направленный против отдельных видов монополистической практики. В нем осуждались и запрещались:

    Ценовая дискриминация;

    Заключение связывающих контрактов, когда покупателю запрещалось заключать сделки с другими продавцами, ᴛ.ᴇ. ограничивалась конкуренция продавцов;

    Определœенные корпоративные слияния, результатом которых могло стать значительное снижение конкуренции или тенденция к созданию монополии;

    Переплетающийся директорат конкурирующих компаний;

    Определœенные сделки с транспортными компаниями.

    В Украинœе антимонопольные законы были приняты в 1992 году.

    3) государственное участие в перераспределœении доходов . Рыночный механизм порождает чрезмерное неравенство в распределœении доходов. Участие государства в перераспределœении доходов с целью сокращения неравенства реализуется тремя основными способами:

    а) трансфертные (от лат. – переношу, перемещаю) платежи. Посредством их часть доходов государства, формирующихся в основном путем налогообложения, передается в виде пособий и субсидий неполным семьям, многодетным семьям, сиротам, престарелым, безработным, инвалидам и другим категориям лиц. Источником трансфертов по социальным программам являются налоги и обязательные страховые взносы (в пенсионный фонд, в фонд занятости).

    б) государственное воздействие на цены и тарифы , устанавливаемые рынком. Рыночные цены могут оказаться слишком обременительными (высокими или низкими) для определœенных категорий граждан. В связи с этим государство вмешивается в ценообразование, устанавливая минимальные ставки заработной платы, влияет на тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связи и транспорта общего пользования, воздействует на ценообразование на сельхозпродукцию.

    в) прогрессивный характер индивидуального налогообложения . Дифференциация ставок подоходного налога и налога на личное имущество создает эффект «Робин Гуда», ᴛ.ᴇ. изымает чрезмерную часть доходов богатых в пользу бедных. В экономике влияние государства на перераспределœение доходов иллюстрируется графически построением двух кривых Лоренца.

    Кривая Лоренца

    Нижняя кривая, отражающая неравенство, после вычета

    порождаемое рынком, не учитывает воздействия Процент налогов

    налогов и трансфертов на неравенство доходов.

    Верхняя кривая, фиксирующая перераспредели - доходов

    тельную функцию государства, показывает

    неравенство после взимания налогов и выплаты кривая

    трансфертов. Уменьшение неравенства доходов Лоренца

    примерно на 80% обусловлено трансфертными без вычета налогов

    платежами.

    Процент семей

    г) вмешательство государства в распределœение ресурсов.

    Можно выделить два направления хозяйственной деятельности, по которым рынок сам по себе допускает неэффективное распределœение ресурсов:

    Создание общественных благ;

    Производство и потребление таких продуктов, которые предполагают побочные эффекты (переливы).

    К общественным благам относятся те социальные блага, которые обычно неделимы и в связи с этим не бывают проданы частному потребителю. На них не распространяется принцип исключения, который гласит: продукт получают только те, кто в состоянии уплатить за него рыночную цену. К ним относятся системы сигнализации (маяки, локаторы), системы противодействия стихийным бедствиям, система национальной обороны и безопасности, фундаментальные исследования. Рыночная система вообще не производит эти блага, производятся они только госпредприятиями, или по заказам государства в негосударственном секторе.

    Побочные эффекты возникают тогда, когда некоторые выгоды или издержки (ущерб), связанные с производством или потреблением некоторых продуктов, перемещаются к лицам, не являющимся непосредственно продавцами или покупателями данных продуктов. Побочные эффекты в экономике называют переливами . Выделяют два их противоположных вида.

    1. Издержки перелива – отрицательные побочные эффекты. Οʜᴎ возникают тогда, когда производство или потребление определœенного продукта порождает некомпенсируемый ущерб в отношении лиц, которые не принимают участие ни в производстве, ни в потреблении данного блага (загрязнение окружающей среды отходами производства).

    Издержки перелива свидетельствуют о нерациональном использовании ресурсов. Для частичной оптимизации распределœения ресурсов государство:

    а) законодательно запрещает или ограничивает загрязнения путем введения и повышения предельно допустимых норм концентрации вредных веществ;

    б) устанавливает специальные налоги на реализацию продуктов, производство и потребление которых создают отрицательные побочные эффекты (к примеру, акцизы).

    2. Выгоды перелива – положительные побочные эффекты. Οʜᴎ возникают тогда, когда определœенная деятельность приносит пользу не только продавцу и покупателю ее продукта͵ но и другим лицам и обществу в целом (медицина, образование, внедрение результатов НИОКР и т.д). Для оптимизации ресурсов с точки зрения достаточного их выделœения в сфере с выгодами перелива, государство:

    а) увеличивает спрос путем обеспечения потребителœей платежными средствами, которые используются только на приобретение конкретных продуктов с выгодами перелива (продовольственные талоны в США, стипендии и т.д.);

    б) увеличение предложения соответствующих продуктов посредством субсидирования их производителœей (дотации фермерам, учреждениям здравоохранения, образования, городского транспорта);

    в) в случаях, когда выгоды перелива от определœенных продуктов очень велики, государство само создает предприятия и учреждения для их производства, которые по заниженным тарифам или бесплатно предоставляет населœению услуги образования, здравоохранения, транспорта͵ связи и т.д.

    3. Финансы - это система отношений между различными субъектами по поводу формирования, распределœения, перераспределœения и расходования фондов денежных средств.

    По субъектам финансовых отношений различают:

    1) финансы домохозяйств , представленные бюджетами, или фисками (от лат. fiskus – государственная казна) семей, которые имеют свою доходную и расходную части - источники поступлений и направления использования;

    2) финансы фирм, которые фиксируются в бухгалтерских документах (баланс, счет прибылей и убытков и т.д.);

    3) финансы некоммерческих организаций (профсоюзов, партий, политических и общественных движений, церкви и др.);

    4) государственные финансы – система поступлений, распределœения и применения денежных средств госбюджета и различных внебюджетных фондов на разных уровнях власти.

    Направления кредитно-финансового воздействия государства на деловую активность:

    1. Дискретная (прерывистая) фискальная политика . Она заключается в маневрировании налоговым прессом и госрасходами на общественные блага. В фискальной политике применяются два прямо противоположных курса:

    а) когда в экономике наблюдается спад, обусловленный превышением совокупного предложения над совокупным спросом (кризис перепроизводства), тогда фискальная политика ориентируется на снижение налогового бремени для повышения платежеспособности и стимулирования экономической активности, с одной стороны, и на увеличение госрасходов на производство общественных благ для расширения занятости и емкости рынка за счет госзакупок – с другой (дефицитное стимулирование);

    б) если в экономике установилось превышение совокупного спроса над совокупным предложением, то фискальная политика сводится к противоположным мерам: к повышению налогов с целью снижения ажиотажного спроса и спекулятивной активности и к уменьшению госрасходов на общественные блага для сокращения совокупного спроса за счет ограничения объемов госзакупок.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, прерывная фискальная политика исходит из оценки рыночной конъюнктуры и направлена на ее оздоровление или от перепроизводства, или от инфляции.

    2. Дискретная кредитно-денежная политика. Проводится государством через центральный банк страны с целью воздействия на кредитно-денежную массу. Кредитно-денежная политика имеет два прямо противоположных курса в зависимости от состояния рынка:

    а) в случае кризиса перепроизводства, значительной безработицы и недогрузки мощностей центральный банк должен увеличить денежно-кредитную массу, чтобы за счет нее расширить совокупный спрос;

    б) если совокупный спрос превышает совокупное предложение и развертывается инфляционная спираль, то центральный банк должен сократить денежно-кредитную массу, чтобы устранить ажиотажный спрос и порожденную им инфляцию.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в условиях кризиса перепроизводства центральный банк должен проводить политику «дешевых денег», ᴛ.ᴇ. увеличивать денежную массу, а при инфляции спроса – политику «дорогих денег», или рестриктивную (ограничительную) кредитно-денежную политику.

    В статье раскрываются характерные черты смешанной экономики. При этом особое внимание уделено государственному регулированию как одному из элементов поддержки предпринимательства.

    Роль государства в смешанной системе хозяйствования

    В статье раскрываются характерные черты смешанной экономики. При этом особое внимание уделено государственному регулированию как одному из элементов поддержки предпринимательства.

    Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.

    Совершенно ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр.

    Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.

    Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.

    Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.

    Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ.

    Без активного вмешательства государства «невозможно I обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.

    Итак, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.

    Хозяйственная система, в которой осуществляется смешанный способ управления экономическими процессами с помощью рыночного механизма и государственного регулирования получила название смешанной экономики.

    В условиях рыночной формы организации производства основными принципами, создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.

    Неотъемлемой частью структуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частной собственности, является государственная собственность.

    Исторически во многих странах государственный сектор включает объекты транспортной системы, сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемки, а, с другой стороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования. Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятия государственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышения эффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с другими целями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе.

    Так, например, расходы на образование, здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикой в значительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образования и здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности или отдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодно поддерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступность этих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышению эффективности экономики в целом. Следовательно, существуют экономические основания передачи части сферы здравоохранения и образования в государственное управление и финансирование.

    Принципиально вопрос о необходимости государственного сектора решен теоретически и практически. Однако его масштабы и роль в экономике различны в отдельных странах. Такие государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. Посредством созданных ключевых систем правового государственного регулирования осуществляется гибкая стимулирующая поддержка эффективного использования частной собственности и предпринимательства в сочетании с эффективным механизмом ответственности за использование этой поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этих государствах приоритет общенациональных интересов. В Швеции другая система: там консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны, государственные расходы достигают 62 процентов валового национального продукта .

    Структура экономики в рассматриваемом плане не является неизменной. Практически во всех странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой осуществляются процессы приватизации государственных предприятий, наиболее активно - в Англии, Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собственности - в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение эффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.

    Возросшие масштабы накоплений в частном секторе, развитие рынка капитала, ассоциативных форм частной собственности (корпораций), демократизация собственности и укрепление среднего класса собственников позволяют достаточно органично включить приватизируемые государственные предприятия в рыночную систему.

    Сами по себе собственность и свобода выбора-необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективной работы предприятий. Примером тому служат монополии (государственные или частные-все равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности использования ресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции, работ или услуг.

    Поэтому государственное регулирование обязательным элементом включает антимонопольное законодательство, поддержку в экономике высокого уровня конкуренции.

    В смешанной экономике роль государственного регулирования весьма велика. И осуществляется она по трем основным направлениям.

    Во-первых, путем воздействия на предприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.

    Во-вторых, государственное регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средств во времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периоды безработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной стороны, как фактор стабильности, а с другой- как способ поддержания необходимых резервов в экономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста.

    Наконец, важной функцией государства является стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными методами, главным из них является налоговая система. Однако возможно и прямое влияние государства на экономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания и функционирования предприятий государственного сектора.

    Но тут встает справедливый вопрос: какая же должна быть степень государственного вмешательства, и какую роль играет государство и рынок в смешанной системе хозяйствования.

    На этот вопрос ответ можно получить исходя из концепции двухсекторного строения смешанной экономики, исходя из признания «рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественного производства. Как известно экономика существует во имя полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Как «спрос» всегда является частью «потребности», так и «рынок» всегда является частью «экономики». Рынок обеспечивает платежеспособную часть потребности («спросовую») ибо он не может быть убыточным, так как по определению он может быть только доходоприносящим.

    Для удовлетворения неплатежеспособной части социально-значимых потребностей государство организует нерыночную («квазирыночную») сферу производства. Как видно из рис. 1 нерыночный сектор смешанной экономики существует за счет рыночного сектора и не может превышать размеров его «консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»).

    То есть должен существовать особый баланс: с одной стороны - между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно рынком «так называемых «классических товаров»), и с другой стороны - между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно государством (так называемых «общественных благ»). Представленная графическая модель смешанной экономики носит абстрактный характер, но дает понять ее суть.

    Конкретная экономика конкретной страны имеет свои проблемы, но логика смешанной экономики едина, это:

    насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;

    насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор;

    процесс приватизации (в том числе и земли) будет в нашей стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного .

    В целом эффективность экономики определяется эффективностью деятельности предприятий (фирм, компаний), которые в условиях смешанной системы хозяйствования непосредственно подвергаются воздействию рыночных механизмов, а также государственному регулированию.

    Список литературы

    1. Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. Ростов Н/Д, «Феникс», 1999.

    2. Энклунд Клас. Эффективная экономика- шведская модель: Пер. со швед.- М.: Экономика, 1991.

    3. Асаул Анатолий Николаевич, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета. Роль государства в смешанной системе хозяйствования

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finansy.ru/