Что значит "административно-командная система". Административно-командная (плановая) экономика

Командно-административная система - способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности ; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлинной демократии .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Командно-административная система" в других словарях:

    Командно-административная экономическая система социализма - экономическая система, в которой все ресурсы принадлежат государству, и оно распоряжается их распределением и использованием с помощью плановых комитетов, а не на основе системы ценообразования. Бывший Советский Союз наиболее яркий… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Административно командная (или командно административная) система термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе… … Википедия

    Социалистическая индустриализация СССР (Сталинская индустриализация) превращение СССР в 1930 е годы из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Переработать оформление в соответствии с правил … Википедия

    Социализм - (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… … Энциклопедия инвестора

    - Հայկական Սովետական Սոցիալիստական Հանրապետություն Флаг ре … Википедия

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей.

Он предполагает непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах невозможно, эти органы руководствовались задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

19. Характеристика рыночной экономики

Характеристикой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдельным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства означает, что частное предприятие вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товаров и услуг по собственному выбору и продавать их на рынках, исходя из интересов фирмы. Предприятие может свободно вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора предполагает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она позволяет потребителям свободно, в пределах своих денежных доходов, покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают для себя наиболее подходящим. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Свобода предпринимательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений.

В основе свободы выбора лежит личный интерес. Каждая экономическая единица в состоянии делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся получить большую прибыль, владельцы материальных ресурсов - более высокую цену при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов, работающие - большую оплату за свой труд, потребители продукции или услуг - приобрести это благо по самой низкой цене.

Свобода выбора служит основой конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция предусматривает:

наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов каждого блага (ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукции, которое бы могло повлиять на ее цену);

не существует искусственных юридических или институциональных препятствий для расширения или сокращения отдельных отраслей (производитель может легко вступить в какую-то отрасль или покинуть ее).

Механизмом, координирующим деятельность всех субъектов, являются рынок и цены. Рынок - это механизм, с помощью которого осуществляется контакт между носителями спроса и предложения. На основе согласования интересов этих двух субъектов формируется система цен на продукты и услуги.

Рыночная экономика обладает механизмом адаптации к меняющимся предпочтениям потребителя, технологиям производства, структуре поставляемых ресурсов. Через изменения спроса на продукцию передается сигнал об изменениях в структуре потребительского спроса. Это влечет за собой изменение спроса на ресурсы, и, соответственно, корректируются каналы их распределения. Производители более привлекательных товаров могут платить более высокие цены за ресурсы, отвлекая их тем самым из других секторов экономики.

Административно-командная (плановая) экономика

Административно-командная система (плановая экономика) - это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности Гукасьян Г.М. Экономическая теория: курс лекций и практические занятия. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - С. 99..

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование имеет общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы имеют рекомендательный характер. Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951г. разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны).

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы, Кубы, для стран Азии (Китай, Вьетнам, Монголия, Северная Корея). Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Главным звеном управления экономикой является директивное планирование. Оно сверху вниз пронизывает практически все стороны экономической жизни, а выполнение плана обязательно для всех. В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

Важнейшей отличительной чертой командной плановой экономики служит отсутствие полноценного рынка средств производства, их прямое, неопосредованное рынком распределение по потребителям в соответствии с установленными для них фондами (лимитами) на ресурсы (так называемое фондирование ресурсов). Потребители жёстко прикрепляется к поставщикам. Какой бы то ни был выбор поставщика потребной продукции отсутствует. Потребитель и поставщик напрямую не связаны, между ними всегда посредник в виде государственного органа (планового либо снабженческого). Здесь значение имеет не спрос потребителя, определяемый его реальными потребностями, а спрос, узаконенный государственным органом. В этих условиях возник феномен командной экономики -- монополизм производителя и полное бесправие и бессилие потребителя в вопросах выбора номенклатуры потребляемой продукции, её качества, цены и т. д. Гигантские монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В командной экономике: производитель производит не то, что необходимо потребителю, а то, что предусмотрено планом, потребитель же получает не то, что для него наиболее выгодно, а то, что предусмотрено фондами, лимитами. Эта парадоксальная ситуация и является, безусловно, решающей причиной низкого качества и неконкурентоспособности производимой продукции, отсутствия конкуренции, торможения роста производительности труда и введения инноваций.

В рамках данной системы подавляющая часть национального дохода перераспределяется через финансовую систему, причём непрерывно движутся встречным курсом огромные массы финансовых ресурсов: всё, что можно, изымается в бюджет и централизованные финансовые фонды, затем всё, что нужно, по усмотрению центральных органов направляется из этих фондов на предприятия. Такая процедура финансового управления подрывает экономические стимулы эффективной работы предприятий, лишает их необходимой финансовой основы для осуществления инициативной технической политики и т. п. На основную массу выпускаемой продукции, цены устанавливаются государством, а не на рынке в результате столкновения интересов потребителей и производителей и сложившегося соотношения между спросом и предложением. Себестоимость же продукции как база цены, никем и никак не регламентируется. Неизменным спутником системы является уравниловка в оплате труда.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Подводя итоги, следует отметить, что в экстремальных условиях войн и разрухи, при отсутствии ограничений по важнейшим ресурсам производства (земля, полезные ископаемые, рабочая сила) административно-командная система управления экономикой могла бы обеспечить на определённом отрезке времени достаточно высокие темпы экстенсивного развития благодаря использованию административных, силовых, внеэкономических мер воздействия и принуждения работников, а также возможности сосредоточить через план огромные ресурсы страны на наиболее приоритетных направлениях роста.

Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффектив­ность частной собственности.

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. Кооперативная собственность - коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности - государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Командно административная экономическая система

Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом. 


Черты: 
1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 
2) Все средства производства принадлежат государству 
3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 
4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 
5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 
6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 
7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 
8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 
9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе 


Вывод: 
Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики. 


Плюсы: 
1) Развитие экономики без экономических кризисов 
2) Низкие цены 
3) Отсутствие безработных 
4) Гарантированные заработки 


Минусы: 
1) Отсутствие экономических стимулов к труду 
2) Постоянный дефицит товаров 
3) Низкое качество продукции 
4) Расточительное отношение к ресурсам 
5) Иждивенчество

Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:

1)Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.

2)Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.

3)Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.

4)Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.

5)Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.

Административно-командная экономика долгое время существовала в СССР, а также в некоторых странах восточной части Европы. Главной отличительной чертой такого государственного устройства считается абсолютная власть правительства и его влияние во всех сферах жизни общества. Конечно, официально вся собственность принадлежала социуму, и все было в руках населения.

Государство в условиях командно-административной экономики стремилось к достижению централизованного влияния, директивному планированию, причем в некоторых случаях доходило до деспотизма. В таких условиях собственники предприятий и организаций лишались возможности самостоятельно функционировать, ведь полностью зависели от управления. Если говорить о то тут спрос и предложение формируется не под влиянием свободной конкурентной борьбы, а по желанию и распоряжению правящей партии. И это не удивительно, так как контролирующие органы занимаются распределением и сбытом уже готового товара.

Организована таким образом, что власть максимально концентрируется в руках чиновников. А это, в свою очередь, значительно усугубляет бюрократию. Отсутствие конкуренции и чрезмерное давление государственных органов препятствует развитию промышленности, что приводит к снижению эффективности производства. Абсолютная монополизация объясняет снижение сбыта и нехватку продуктов. В обществе растет напряжение из-за тотальной нехватки продуктов питания, одежды и прочих товаров первой необходимости.

Составлялся заранее непосредственно уполномоченными государственными органами. Правительство полагало, что доверять столь сложный механизм расчета руководителям предприятий безответственно и нецелесообразно. Самой большой ошибкой органов планового развития является принцип их расчета, так как смета производства исходила из установленных минимальных потребностей населения. Заранее предполагалось, что человек не возьмет товара больше, чем ему нужно. Хотя детализация и учет непредвиденных обстоятельств должен был присутствовать, возможно, это улучшило бы благосостояние граждан.

Административно-командная экономика подавляла и деятельность В эти времена присутствовала жесткая цензура, игнорирование которой грозило не только ответственностью в виде лишения свободы, но и угрожало жизни смельчака. Понятия свободы слова тогда не существовало, а в печать отдавался только материал, одобренный контролирующими службами.

Командно-административная экономика - это система, обладающая как положительными, так и отрицательными сторонами. Минус такого уклада заключается в первую очередь в отсутствии развития производственной сферы, что значительно снижает показатели эффективности. Кроме того, централизация власти удлиняет процесс принятия любого решения, касающегося корректировки предварительного плана. Пока запрос дойдет до высшего органа, затем осуществится рассмотрение и выйдет официальное распоряжение с принятием предложения или отказом, пройдет очень много времени.

Тем не менее, административно-командная экономика обладает и существенными преимуществами. Правительству удалось добиться четкого соблюдения установленных дисциплинарных норм, ведь все знали, что будет за нарушение. К тому же, каждый гражданин страны мог быть уверен в собственном будущем. Согласно лозунгам того времени, труд облагораживал человека. Трудящийся человек всегда будет обеспечен и едой, и жильем, а тунеядцев было принято перевоспитывать.