Что такое государственный займ. Определение и классификация государственных займов

Что такое государственный займ. Определение и классификация государственных займов

Выделяют различные классификации и виды государственных займов :

По способу размещения;

По срокам погашения;

По видам доходности;

По месту размещения;

По эмитентам;

По обращению на фондовом рынке;

По методу определения обеспеченности имуществом.

По способу размещения государственные займы можно подразделить на группы:

Свободного обращения;

Размещаемые по подписке;

Принудительные.

Государственные займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при участии банков и небанковских финансовых структур. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, размещаются, как правило, через банки, а для мобилизации сбережений населения - непосредственно через систему сберегательных касс банков.

Основными подписчиками по государственным займам являются правительственные учреждения, специальные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и другие структуры.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Срок погашения краткосрочных государственных займов составляет три, шесть, девять или двенадцать месяцев. Среднесрочные займы погашаются не позднее чем через 5 лет и долгосрочные займы - не позднее чем через 30 лет с момента их выпуска в обращение. Краткосрочные облигации не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по полному номиналу. Такой вид облигаций получил название «облигации с нулевым купоном ».

По видам доходности государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные (лотерейные) или с «с нулевым купоном».

При приобретении процентных государственных займов займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по ставке, утвержденной Правительством РФ. При приобретении выигрышных государственных займов займодержателям выплачивается доход при выходе облигаций в тираж погашения или в процессе выигрышей.

По месту размещения государственных займов их подразделяют на внутренние и внешние, которые реализуются на иностранных денежных рынках в валюте страны- кредитора, государства-заемщика и третьей стороны. Облигации внутренних займов покупаются не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами.

По элементам или уровням государственные займы подразделяются на займы, размещаемые федеральными органами власти и управления, органами власти и управления субъектов РФ и органами власти местного управления.

По обращению на рынке государственные займы подразделяют на рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно передаются и покупаются. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством в целях привлечения инвесторов.

В зависимости от обеспеченности долговых обязательств выпускают закладные и беззакладные облигации . Закладные облигации обеспечиваются залогом, конкретным имуществом, а беззакладные облигации , хотя ничем и не обеспечены, обеспечением для них служит все имущество государства или территориального образования.

По методу определения дохода государственные займы подразделяют на долговременные обязательства с твердым или плавающим доходом . Фиксированная ставка по ценным бумагам является иногда причиной роста расходов государства на выплату процентов, поэтому государство зачастую использует на практике плавающую ставку процента от займа к займу.

По способу погашения государственные займы подразделяют на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения .

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, государственные заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия каких-либо расходов (например, военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии государственных облигаций и других долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или других материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.

По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние государственные займы. Номинал ценных бумаг внешних государственных займов устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних государственных займов, как правило, номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках. Многие государства устанавливают различные ограничения для покупки нерезидентами внутренних долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.

Держатели облигаций государственных займов получают свой доход в основном в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отдельным периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные государственные займы, когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) государственные займы, погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые государственные займы предусматривают смешанную форму выплаты дохода, например, процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.

Ценные бумаги государственных займов бывают неиндексируемыми и индексируемыми (то есть предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или другого показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также государственные займы, погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.

По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных - в виде записей на электронных счетах.

По свободе обращения на рынке государственные займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов - центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, государственных и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), других крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.

Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем другим государственным займам такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутренние ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.

Государственные займы в основном стали использоваться с конца 17- начала 18 века. До начала 20 века объём государственных займов всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов государственных займов произошёл во 2-й половине 20 века в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией международных потоков капитала. К концу 20 века вложения в государственные долговые облигации в национальной и иностранной валюте превысили 60 триллионов долларов, что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения государственных займов (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т.п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-е годы ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как основным местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на других континентах. В отличие от традиционных международных облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации - наиболее динамичный сегмент внешних государственных займов.

Государственные займы - основная форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в основном прибегают к внутренним государственным займам. В начале 2003 года у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутренним ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.

Государственные займы в России. Государственные займы были основной формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний государственный заём был осуществлён в 1769 году императрицей Екатериной II, первый внутренний государственный заём - в 1809 при императоре Александре I. Между 1769 и 1914 российское правительство заняло за границей и внутри России около 15 миллиардов рублей; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей российской задолженности приходилось на займы периода 1887-1902, займы до 1887 составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие - немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний государственный заём был выпущен Временным правительством в марте 1917 - «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, то есть должен был погашаться в 1971 году. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Государственные займы были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной национальной валюты.

После отказа правительства В. И. Ленина в январе 1918 года платить по царским долгам, советское государство как суверенный заёмщик на несколько десятилетий оказалось отрезанным от международных рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в том числе долгов царской России, а также присвоения России в октябре - ноябре 1996 сразу тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных международных валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европейских рынках. Осуществлённый Россией в ноябре 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним государственным займом в новейшей российской истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988-1990 СССР на общую сумму 1,6 миллиарда долларов, формально не были государственными займами, так как их официальным эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).

Отсутствие внешних государственных займов СССР компенсировал внутренними государственными займами. Первые займы начались в 1922 году, и они были добровольными. В основном это были краткосрочные натуральные займы - 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, например, целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это так называемые добровольно-принудительные займы, которые в дальнейшем стали основной формой заимствования средств населения. К концу 1929 года эти займы составляли уже более трети остатка государственного долга, тогда как доля рыночных займов - всего 12% (в 1926 - более 40%). А четвёртый выпуск займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 миллионов подписчиков (в 1927 было только 6 миллионов подписчиков на госзаймы). Кроме принудительной подписки имели место многочисленные конверсии государственных займов (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, то есть являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние государственные займы во время Великой Отечественной войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых военных расходов. Размещение государственных займов было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в конце 1950-х годов, заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудительных займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше - с 1974. В последующем государственные займы размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В конце 1980-х годов была предпринята попытка увеличить государственные займы. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.

В 1990-е годы происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних государственных займов. Объём внутренних займов в виде ГКО (Государственных казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 года примерно 430 миллиардов рублей, или около 70 миллиардов долларов по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих государственных займов, в августе 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО - ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних государственных займов был восстановлен уже через 2-3 года. В начале 2000-х годов на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутренних долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.

Лит.: Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999; Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002; Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003; Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Привлечение денежных средств со стороны, порой, является единственным выходов из сложившейся затруднительной финансовой ситуации. Но, можно попросить помощи и у государства.

Какие виды займов от государства существуют в 2019 году?

Что это такое

Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.

В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.

Государственному займу свойственны следующие характеристики:

Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам можно отнести:

  1. Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
  2. Такой займ довольно легко получить.
  3. Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.

Отрицательные стороны заключаются в следующем:

Существующая классификация

Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.

В зависимости от субъекта таких отношений:

  • размещаются федеральными органами власти;
  • размещаются муниципальными органами власти.

По месту эмиссии:

По сроку возврата:

По обеспеченности:

По способу обеспечения:

  1. Добровольные.
  2. Принудительные.
  3. По подписке среди граждан или организаций.

Видео: государственный займ

Правовое регулирование

Правовое регулирование внутренних государственных займов производится .

Также не стоит забывать и о:

Государственные займы и ценные бумаги

Как правило, госзаймы выдаются в виде кредитных продуктов от различных кредитных учреждений мирового уровня. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий и поручительств самой страны.

То есть, государство выпускает некоторый объём своих ценных бумаг, затем размещает их на площадках, на которых присутствуют международные банки или другие финансовые учреждения, способные эти ценные бумаги купить, предоставив, тем самым, займ.

Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы уравновесить и уравнять поступление налогов в бюджет страны. Между доходами, которые поступают в бюджет страны, и расходами, может возникнуть незапланированный дисбаланс.

Важно уравнять его в течении финансового года. А сделать это можно только выпустив определённое количество государственных ценных бумаг.

Но, выпуск госбумаг осуществляется не только для этих целей. Они необходимы для того, чтобы провести целевое финансирование приоритетных государственных программ и проектов, которым необходимы государственные вливания.

Ценные бумаги государственного назначения имеют несколько ощутимых плюсов, по сравнению с другими. Это:

  1. Они более надёжны, так как обеспечены государством.
  2. Риск потери заёмщиком своих основных средств минимизирован до предельного уровня.
  3. Их держатель может рассчитывать на получение льгот при налогообложении.

Если говорить о внутренних займах, то наиболее надёжной компенсацией нехватки бюджета страны является дополнительный выпуск денежной массы или получение займа в ЦБ РФ.

Облигации и векселя

Это наиболее распространённый вид ценных бумаг, применяемый при государственном заимствовании. В некоторых странах, эти бумаги называются несколько по-другому, но суть от этого не меняется.

Облигация — это такая ценная бумага, которая накладывает на государство обязательство по выплате долга в определённый и оговоренный ранее срок. Также, при её выпуске, определяется и порядок погашения долга, и способ.

Облигации делятся на:

Облигации имеют:

Погасить такое обязательство можно:

  • в денежной форме;
  • в имущественной форме.

Понятие векселя раскрывается следующим образом — это разновидность ценной бумаги, которая компенсирует дефицит бюджета. Погашать вексель нужно с учётом процентов по займу.

Отличие облигации от векселя в том, что последний выпускается на достаточно короткий период — на срок до полугода. Облигации — это ценные бумаги с более длительным сроком заимствования.

По праву выпуска (эмиссии)

Выпускать государственные ценные бумаги имеет право только ЦБ РФ. Он является их эмитентом. Выпуск ценных бумаг производится строго ограниченными партиями, каждой из которых присваивается свой регистрационный номер по порядку.

Облигации внутреннего государственного займа, которые были выпущены в одной партии, имеют одинаковые родовые признаки:

  1. Номер.
  2. Дата закрытия обязательства.
  3. Одинаковый объём прав и обязательств.

Стать владельцами государственных облигаций могут и граждане. И предприятия, если иное ограничение не было наложено при их выпуске.

Рыночные и нерыночные

Ценные бумаги можно разделить по признаку ограничений в их обороте:

В развитых странах, в которых наблюдается дефицит бюджета, доля рыночных ценных бумаг может достигать 70%, а остальное — нерыночные бумаги. Как правило, они используются в НПФ, в страховых компаниях и у частных инвесторов.

С обеспечением залога и беззалоговые

Государственный, как и любой другой займ, может быть обеспечен чем-либо или же нет. Как правило, обеспечивают его имуществом. Такой займ называют залоговым, а ценные бумаги, которые выпускаются под займ — закладные.

Закладные или залоговые ценные бумаги, как правило, выпускаются муниципальными органами власти. Закладом или залогом по ним выступает некое муниципальное имущество.

Позволить себе выпуск и выдачу беззалоговых ценных бумаг могут только те страны, которые обладают авторитетом на международном рынке. Заключение с ними договора априори не допускает просрочек по платежам.

Оформление договора

Договор государственного займа заключается в соответствии со . Здесь сказано, что:

Как и любая другая сделка, государственный займ — это изъявление доброй воли сторон относительно обязательств. Суть данного вида договора состоит в следующем — заёмщик (это может быть как страна в целом, РФ, так и её субъект или иное муниципальное образование) приобретает у займодателя (чаще, это государственные структуры, частные лица редко выступают в роли займодателем по таким видам займа) пакет государственных ценных бумаг.

Эти бумаги удостоверяют право займодателя требовать от заёмщика погашения долга. Погашение, как правило, происходит с процентами.

Формы осуществления доходных выплат

Доходные выплаты по госзаймам бывают следующих категорий:

Выигрышные то есть, начисление дохода на сумму долга происходит в порядке проведения лотереи. Последний внутренний займ такого рода был проведён в 1992 года. Тогда 78% от выпущенных ценных бумаг была погашена в течение последующих 10 лет по номинальной стоимости. Выходит, что 32% этих ценных бумаг выиграло в лотерею
Процентные то есть, заёмщик погашает свой долг через определённые временные промежутки (для государств, как правило, срок аннуитета составляет 1 год), происходит погашение части долга и части процентов. Погашение происходит равными платежами
Целевые расходуются на достижение определённых целей
Беспроцентные плата за пользование заёмными средствами с государства не снимается
Нулевые то есть такие, которые выкупаются по номинальной стоимости, а затем используются с дисконтом

Удивительно, но выигрышные ценные бумаги не являются ходовыми для инвесторов. Они предпочитают использовать процентные, так как доход по ним стабилен, а не зависит от случая, как с выигрышными.

Последние оба вида облигаций и ценных бумаг являются ходовыми, так как покупаются они с большим дисконтом, а продаются по номинальной стоимости. Определённая сумма дохода их держателю перепадает.

Управление государственным долгом

Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.

Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.

Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.

Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:

  • установить минимальную стоимость займа;
  • обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.

Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.

К таковым можно отнести:

Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:

Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.

Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.

Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.

Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.

Государственные займы - форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником.

Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов,

однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут

быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными

и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным

облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не

пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход,

а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.

Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также

купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в

состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

    займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2, 5 млн. долл.;

    возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

    снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Государственные займы


Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.

До 1998 г. федеральные власти вели широкомасштабную и во многом успешную эмиссию государственных займов. По плану на 1998 г. выпуск новых займов не возрастал, впервые в российской новейшей истории масштабы заимствований федерального правительства должны были сократиться в плановом порядке. На этой основе предполагалось решить, в частности, проблему реструктуризации внутреннего долга в направлении удешевления и удлинения сроков заимствований. Однако резкое обострение долгового кризиса к лету 1998 г. эти планы разрушило. Теперь стоит задача восстановления участия государства на финансовом рынке. Что касается субъектов РФ, то большинство из них уже реализовало свое право на эмиссию субфедеральных займов, но выходы регионов на финансовый рынок не столь масштабны и не всегда успешны.

2. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.

3. В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. Несмотря на то, что в первой половине 90-х годов на международном финансовом рынке уже обращались облигации Внешэкономбанка СССР («вэбовки»), облигации внутреннего государственного валютного займа, еврооблигации Внешэкономбанка СССР и Банка России, впервые Правительство РФ вышло с облигационным займом на внешний рынок в ноябре 1996 г. На международные финансовые рынки с облигационными займами выходят и некоторые субъекты РФ, в частности: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и другие.

4. По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов – большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

5. В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:

· процентные,

· выигрышные

· процентно-выигрышные,

· беспроцентные (целевые),

· беспроигрышные,

· дисконтные,

· процентно-дисконтные,

· твердодоходные

Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат.

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.

Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определенной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплату доходов инвесторам. Беспроигрышные займы предусматривают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения.

По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.

Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.

По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

6. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.

По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее в условиях каждого отдельного выпуска займа.

По облигациям с фиксированным купонным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем траншам займа и его начисление начинается с установленной даты начала первого купона.

Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п.

Государство во избежание потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности государственных заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.

7. В зависимости от принятых на себя государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций займы делятся на займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. Однако при нестабильном рынке государственного долга, когда есть вероятность существенного понижения процента, государство может выпустить облигации с правом их досрочного погашения.

По рентным займам государство принимает на себя обязательство в конкретные сроки выплачивать определенный доход на затраченный капитал без обязательства когда-либо погасить заем. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте не назначается срок для прекращения выплаты дохода. Срочной рентой предусматривается выплата дохода в течение определенного промежутка времени, по окончании которого обязательства государства считаются выполненными. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение его жизни. В России рентные займы выпускались в дореволюционный период.

8. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных займов ограничен 30 годами.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, принудительные, добровольно-принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона. Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.

10. По форме выпуска займы бывают документарными и бездокументарными. Документарные займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях. Бездокументарные ценные бумаги государства существуют в виде записей на электронных счетах.

Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов

Политику в области государственных заимствований определяют законодательные (представительные) органы власти Российской Федерации и субъектов РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. В решении об эмиссии отражаются сведения об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам.

Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год

· предельного размера соответствующего государственного долга,

· предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня,

· расходов на обслуживание соответствующего государственного долга.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти утверждают основные (генеральные) условия эмиссии ценных бумаг определенного вида. Параметры эмиссии, не регламентированные основными условиями, определяются эмитентом. Основными условиями устанавливаются:

· вид ценной бумаги;

· закрепляемые ею права;

· её форма;

· порядок размещения и обращения;

· способ погашения.

Могут быть предусмотрены ограничения, касающиеся обороноспособности ценной бумаги или круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать, круга уполномоченных организаций, через которые осуществляется обращение ценной бумаги, включая организации-агенты и депозитарии.

В соответствии с основными условиями эмиссии займа эмитент определяет обстоятельства размещения и обращения отдельных выпусков ценных бумаг данного вида. В частности, указывается следующая информация:

· наименование эмитента;

· дата эмиссии;

· дата или период и порядок размещения;

· срок обращения;