Что составляет налоговую тайну. Санкции за разглашение налоговой тайны. Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Что составляет налоговую тайну. Санкции за разглашение налоговой тайны. Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Термин «налоговая тайна» распространен в юриспруденции с 1999 года. Именно с этого времени началось его широкое употребление в речи. Налоговая тайна - это информация о лице, которое является налогоплательщиком. Такие сведения поступают в службу налогообложения и правоохранительную систему, следственные органы и таможню.

Эта информация защищена, и поэтому доступ к ней органичен. Важно соблюдение ее секретности. На уровень доступности к таким сведениям не влияет юридический статус. Налоговую тайну составляют несколько аспектов.

Деятельность налоговой

В это понятие входит много государственных ведомств, которые выполняют свои функции. Это официальная структура, реализующая налоговую политику страны. Работа таких учреждений нужна для взыскания денежных средств с физических и юридических лиц для устойчивого функционирования РФ. Система считается централизованной и неделимой. В ней работают несколько органов, которые контролируют область пополнения бюджета налогами и сборами. В этом учреждении находится множество сотрудников, благодаря чему обеспечивается эффективная деятельность.

Что в нее входит?

У всех налоговых органов есть доступ к сведениям, относящимся к материальному и имущественному состоянию налогоплательщика. Из-за доступа к таким данным может быть причинен большой вред как одному человеку, так и всему учреждению. Именно поэтому появился такой термин, как налоговая тайна. Это понятие позволяет не предоставлять в широкий доступ информацию.

Что же входит в нее? Сведения, составляющие налоговую тайну, следующие:

  • данные о налогоплательщиках из документов первичного характера;
  • официальные доходы или расходы;
  • информация о налогах;
  • личные сведения.

Эти данные находятся в Их запрещено разглашать, так как это не разрешено законом. Запрос таких сведений возможен только в исключительных случаях, да и то с законным разрешением. Тогда лицо не будет нести за это ответственности.

Кто должен хранить тайну?

Все данные, входящие в понятие «налоговая тайна», - это важные сведения, которые не должны разглашаться лицами. Они передаются для выполнения профессиональных задач уполномоченными лицами. К ним относят сотрудников некоторых организаций, таких как:

  • налоговая система;
  • правоохранительные органы;
  • таможенные учреждения;
  • внебюджетные фонды;
  • эксперты.

Налоговой тайной является информация, которая доступна сотрудникам многих учреждений в связи с занимаемой должностью. Это не должно использоваться для других целей, иначе предусмотрена ответственность.

Что не включено в это понятие?

Налоговая тайна - это сведения, запрещенные к разглашению. Но есть информация, которая не входит в это понятие. Они указаны в статье 102 НК РФ. К ним относят:

  1. Общедоступные сведения. Есть ФЗ «О персональных данных» №152, по которому к информации общего доступа относят: Ф. И. О., дату и место рождения, номер телефона, профессию. Это относится к физическим лицам. Если же это ИП или компания, то к общедоступным сведениям относят название предприятия, форму собственности, адрес, структуру, данные об управляющем. Перечень может быть и больше, если было предоставлено согласие на раскрытие информации.
  2. ИНН. Это не требует секретности. Найти этот номер можно даже через интернет, обозначив данные физического или юридического лица.
  3. Нарушения. Такие сведения есть в открытых документах, к примеру, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Помимо факта нарушения могут быть указаны предпринятые меры.
  4. Материальное положение. Эти данные обнародуются только в некоторых случаях, к примеру, во время проверки лица, которое баллотируется в депутаты. Информация отправляется в избирательную компанию. Узнать сведения о материальном состоянии простого гражданина не получится.
  5. Режим налогообложения. Это не является секретным.
  6. Информация для местного самоуправления. Обозначенные данные не входят в неразглашаемые сведения тогда, когда они передаются про определенных плательщиков сборов.

Такие данные являются доступными, поскольку их знание не угрожает ничьей безопасности.

Налоговые декларации

Сведения из налоговой документации являются конфиденциальными. Фирма заинтересована в сокрытии данных о клиентах и поставщиках, вариантах выполнения своей работы. Это коммерческая налоговая тайна. ФЗ «О коммерческой тайне» №98 в ст. 5 содержит список данных, которые не относятся к коммерческой тайне. Налоговых деклараций нет в перечне. Поэтому они могут относиться к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна

В СССР понятие коммерческой тайны не было распространено, так как его считали пережитком капитализма. Но с переходом к рыночной экономике возникла необходимость в использовании этого термина. Коммерческая тайна - это режим секретности некоторой информации, необходимой субъекту экономики для увеличения доходов, снижения расходов. Список засекреченных данных должен быть:

  • реальным;
  • засекреченным от лиц, которые не входят в категорию посвященных;
  • легитимным.

Государственная, банковская, служебная тайны имеют свои нормы. Банки как вид коммерческих учреждений могут своими решениями вводить коммерческую тайну по ФЗ №98. В этих организациях охраняются данные о клиентах и их операциях. Выполнение контролируется государственными органами.

Данными, входящими в коммерческую тайну, банк может назначить информацию, которая дает преимущества по сравнению с другими организациями. Это может быть методика работы с клиентами, используемые компьютерные технологии, сведения о новых продуктах.

Виды

В эти сведения могут входить:

  • секреты производства;
  • экономические тайны;
  • интеллектуальная собственность.

Тайна относится к документации, компьютерным базам данных, сведениям на дисках, флэш-памяти, конференциям, устройствам.

Разглашение

Соблюдение налоговой тайны является обязанностью всех сотрудников. Это требование закона. Разглашение налоговой тайны предполагает применение сведений лицом, получившим их. Например, передачу другим гражданам. Информация находится в базах данных, к ней строгий режим доступа, организовано хранение. Это считается важной мерой, поскольку потеря документации или передача ее другим лицам ведет к ответственности.

Передача данных по запросу судебных органов или следствия не будет нарушением закона. Статья 102 НК РФ включает 2 варианта нарушения конфиденциальности:

  1. Поступление информации лицам, которые выполняют свою работу.
  2. Утеря документов с содержанием важных данных.

Конфиденциальность является важным аспектом в современном мире.

Ответственность

За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрены 3 вида ответственности:

  1. Материальная. По ст.1069 ГК РФ компенсация осуществляется из госбюджета.
  2. Административная. Виновное лицо оплачивает штраф в сумме 4-5 тыс. рублей.
  3. Уголовная. Ст.183 УК РФ предполагает лишение свободы на срок 3-5 лет в зависимости от ущерба.

Получение доступа к налоговой тайне

Для получения доступа к налоговой тайне надо направить запрос. Также должны быть соблюдены некоторые условия. Запрос выполняется на фирменном бланке с обозначением нужных реквизитов, поскольку это официальное письмо. Отправить его можно электронной почтой, курьером или Почтой России.

В письме обязательно должна быть подпись руководства организации. Электронная документация заверяется ЭЦП. В запросе должна быть ссылка на нормативно-правовой акт или другой документ, который подтверждает право передачи конфиденциальных данных. Нужно обозначить цель получения информации с указанием определенных документов, например, судебных постановлений.

Если при запросе не выполнено хоть одно условие, может быть отказ в Ответ поступает в бумажном или электронном виде, все зависит от технических возможностей.

Кто может делать запросы?

Такое право есть у государственных органов и их сотрудников. Обычно это требуется при судебных делах, проверках, следственных мероприятиях. Данными из налоговой интересуются контрагенты - поставщики, покупатели, поручители. Есть возможность запрашивать следующие сведения:

  1. Персональные данные.
  2. Материальное состояние.
  3. Коммерческая тайна - маркетинговые исследования, технологии, разработки.
  4. Банковская тайна.

Нередко запрашиваются устав, учредительная документация, лицензии на выполнение работы и другие разрешения. Целью получения данных считается контроль надежности партнера перед проведением сделки. Иногда законом предусмотрен обмен документацией такого вида до подписания договора, к примеру, при организации аукционов, тендеров, торгов.

В других ситуациях получение информации может быть подтверждением осмотрительности при определении, к примеру, поставщика. При отсутствии осторожности может быть отказ в предоставлении зачета по НДС и непризнание расходов, если контрагент недобросовестный. Но налогоплательщик может отказать в таком запросе. Тогда нужно направить в налоговую запрос на выдачу данных, которые не попадают под тайну.

Можно запрашивать:

  • документацию бухгалтерского и налогового учета;
  • бухгалтерскую отчетность.

У контрагентов есть право изучения бухгалтерской отчетности за последний год. Данные из бухгалтерского баланса будут интересны поставщикам, покупателям, инвесторам, кредитным организациям, поручителям. Сведения бухгалтерского учета публичные и могут быть общедоступными.

Другая ситуация складывается с информацией налогового учета, поскольку она считается налоговой тайной. Это закреплено в статье 84 (п.9) и 102 НК РФ. У госорганов и внебюджетных фондов нет права разглашения таких данных, кроме случаев, если это разрешает организация. По закону запрещено передавать данные заинтересованным лицам. Если какие-то сведения угрожают общественным интересам, то их нельзя отнести к коммерческой тайне.

Понятие налоговой тайны является относительно молодым в отечественной юриспруденции. Впервые в русском юридическом лексиконе этот термин появился 1 января 1999 года, когда был принят новый Налоговый кодекс.

Понятие

Согласно ст. 102 НК РФ, любая информация о лице, являющемся налогоплательщиком, которая поступает в различные занимающиеся взиманием налогов ведомства, а также в правоохранительные органы, является тайной. Все информационные сведения о налогоплательщике защищены режимом особой секретности. По закону, доступ к ним не может определяться юридическим статусом лица.

Не относятся к налоговой тайне те сведения, которые налогоплательщик разгласил сам или дал на это свое согласие. Также в свободном доступе находятся идентификационный номер (ИНН) и информация о нарушениях статей, устанавливающих порядок и сумму налоговых выплат. В случае наличия договоренностей о сотрудничестве между налоговыми службами разных стран, из категории тайны изымаются оговоренные в международных соглашениях сведения. Налоговой тайной также не является информация о доходах и их источников лиц, баллотирующихся на какой-либо государственный пост. Это же правило распространяется и на родственников таких лиц.

Налоговые службы любой страны имеют практически неограниченный доступ к информации о материальном состоянии любого гражданина. Поскольку разглашение такой информации вполне способно причинить серьезный вред как физическому, так и юридическому лицу, потребовалось введение особых статей в налоговое законодательство.

Говоря конкретно, к сведениям, составляющим налоговую тайну, относятся:

  • любая информация, находящаяся в документах налогоплательщика;
  • данные по доходам и расходам;
  • информация об имущественном и материальном состоянии;
  • информация об уплаченных налогах и сборах;
  • личные данные налогоплательщика.

Этим список засекреченных сведений не исчерпывается. Каждый человек имеет право на хранение личных или семейных тайн, которые тоже охраняются от разглашения.

В юридической литературе часто можно встретить классификацию различных тайн на "свои" и "чужие". Первые относятся к конкретному лицу, а вторые возникают в случае, если некто сообщил свои личные данные доверенному лицу (врачу или адвокату) в силу профессиональной необходимости. Ст. 102 НК РФ заявляет, что под защитой закона находятся лишь "свои" тайны. Для сохранности в секрете информации, полученной от другого лица, требуется апелляция к другим законодательным кодексам, где такие случаи рассматриваются.

Банковская тайна

Налоговый кодекс РФ предоставляет соответствующим органам право запрашивать в банках информацию по выполнению налогоплательщиком платежных обязательств, то есть уплате причитающихся сумм налогов и пени, если таковая имеется. Однако по закону банки обязаны хранить в секрете все сведения о производимых их клиентами финансовых операциях, если те не противоречат законодательству.

Ситуация двусмысленная, поэтому практически любая ситуация, связанная с запрашиванием сведений у банка, приводит в итоге к судебному разбирательству. Главным инструментом налогового органа становится ст. 86 НК РФ, в которой прописаны обязанности банков по учету налогоплательщиков. В частности, кредитная организация обязана в пятидневный срок сообщать в налоговую службу сведения о закрытии или открытии счетов как физическими лицами, так и различными организациями. Банки обязаны также по требованию информировать соответствующие органы налоговой системы об операциях, производимых предпринимателями.

Как следует из понятия налоговой тайны, содержание сведений, полученных налоговым органом в банке, где открыт счет налогоплательщика, тоже хранится в режиме секретности.

Получение информации о налогоплательщике

Налоговый кодекс определяет правила и способы получения налоговым органом сведений о налогоплательщике. Главным требованием здесь является необходимость получать данную информацию непосредственно при исполнении представителя того или иного органа своих полномочий. Если некая информация становится доступна представителю налоговой службы случайно, то она не относится к категории налоговой тайны. Налоговый кодекс заявляет, что в этом случае нет даже оснований говорить о какой-то секретности: по определению невозможно считать то, что становится известным третьим лицам в случайном порядке.

Получение информации о налогоплательщике регулируется тремя статьями. С. 31 НК РФ дает исполняющему свои полномочия представителю налогового органа запросить необходимые ему данные, а ст. 23 делает налогоплательщика обязанным такие данные предоставить. В случае невыполнения этой статьи, налогоплательщику грозят штрафные санкции, оговоренные в ст. 129.

Нужную информацию налоговые органы получают с помощью различных приемов. Наиболее распространены налоговые проверки источников доходов. Суть такой проверки зависит от характера собственности. Это может быть изучение показаний контрольно-измерительных приборов, осмотр хозяйственных помещений или получение разъяснений от налогоплательщика. Все данные, полученные в ходе этих мероприятий, являются информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Получение доступа

Секретную информацию о налогоплательщике хранят в первую очередь органы налоговой системы, следственный комитет и другие органы по охране правопорядка, таможня и посторонние эксперты, привлекаемые в случае необходимости.

Однако законодательство в некоторых случаях вынуждает налоговые органы раскрыть налоговую тайну. Это происходит либо по запросу представителей государственных и следственных органов, имеющих соответствующие полномочия, либо по требованию суда. Кроме того, получить доступ к некоторым сведениям, составляющим налоговою тайну, могут контрагенты, проверяющие благонадежность возможного партнера по бизнесу.

Последний пункт особенно интересен. В 2007 году ИФНС отказалась предоставить контрагентам запрашиваемые ими данные, мотивируя свое решение сохранением этой информации в режиме секретности. Позиция ИФНС была оспорена в суде и признана неправомерной. Решение суда объяснялось тем, что была затребована информация о нарушениях налогового законодательства. Для благонадежности партнера по бизнесу такие сведения просто необходимы. В связи с этим любой человек имеет право получить справку о благонадежности налогоплательщика.

Порядок получения доступа

Раскрытие налоговой тайны по требованию имеющего на это право органа или уполномоченного им представителя производится при соблюдении нескольких условий. Во-первых, необходимый запрос должен быть подан на бланке той организации, которая его делает. Такое заявление должно быть зарегистрировано как официальный документ. Текст запроса заверяется печатью и подписью руководителя организации, обратившейся за секретными сведениями. Запрос не будет считаться действительным, если в его тексте не будет произведена ссылка на нормативный акт, делающий возможным испрашивание секретной информации.

Очень важно для получения доступа к налоговой тайне подробно обосновать цели, преследуемые организацией, запрашивающей сведения о налогоплательщике. Возможность получения необходимой информации значительно увеличится, если привести реквизиты официальных документов (судебных постановлений, приговоров по уголовным делам), на основании которых осуществляется требование предоставления доступа.

Санкции за разглашение налоговой тайны

Прежде чем говорить о мерах по наказанию за нарушение режима секретности, следует определиться, в каких случаях речь может идти именно о разглашении секретной информацией. Закон определяет случаи, при которых налицо пренебрежение законными требованиями по соблюдению налоговой тайны: это либо разглашение тайных сведений сотрудником налогового органа, либо потеря документов, в которых содержится соответствующая информация.

Однако юридическая ответственность не распространяется на таких нарушителей по умолчанию. Требуется одновременная реализация трех дополнительных факторов:

  1. Разглашение налоговой тайны нанесло налогоплательщику значительный ущерб.
  2. Вина должностного лица, допустившего утечку информации, установлена и доказана.
  3. Доказано также, что именно разглашение секретных сведений стало причиной понесенного налогоплательщиком ущерба.

Если сработали все три фактора, то возможны несколько вариантов возмещения убытков пострадавшему. Прежде всего, материальный ущерб возмещается за счет средств государственного бюджета, так как именно государственный орган допустил утечку информации. Непосредственный виновник разглашения информации может быть наказан как за административное, так и уголовное правонарушение. В первом случае предусмотрен штраф в размере 4-5 тысяч рублей для юридических лиц и 500-1000 рублей для физических. Во втором случае нарушителю грозит ограничение свободы сроком на три года. Если ущерб, понесенный потерпевшим, был особенно значительным, то срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет. Возможно также отправление на принудительные работы сроком до 5 лет.

Налоговая публичность

В западноевропейской юридической практике предусмотрена возможность открытого декларирования сведений о размерах и источниках доходов и других налоговых сведений. Возможность налоговой публичности базируется на гарантированном Конституцией праве каждого гражданина знакомиться с документами, выпущенными органами государственной власти, если те касаются соблюдения его прав и свобод. Уплата налогов по определению является публично-правовой обязанностью, и если некто, в особенности государственный или общественный деятель, уклоняется от ее исполнения, то это наносит ущерб всем гражданам. В западноевропейских законодательных кодексах приводится перечень сведений из налоговой декларации - налоговая тайна при этом продолжает существовать как одно из основных прав человека - который может быть опубликован. Реализация права каждого налогоплательщика на принятие мер, направленных на контроль исполнения каждым налоговой повинности, осуществляется ежегодной публикацией соответствующих сведений.

Изменения в НК РФ

В 2016 году были пересмотрены основания, на которых та или иная информация подлежит хранению в режиме секретности. К перечню данных, не входящих в категорию налоговой тайны, были добавлены три пункта:

  • информация о среднем количестве зарегистрированных сотрудников компании, подаваемая за один календарный год, который предшествует году размещения таких сведений на веб-странице организации;
  • сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений на веб-странице организации или любом другом сайте, суммах налогов и сборов без учета сумм сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • данные о доходах и расходах по документам, отражающим годовую финансовую отчетность организации за календарный год, предшествующий году публикации таких материалов в интернете.

Кроме того, изменения в законе теперь предписывают необходимость публикации сведений о недоимках и задолженностях налогоплательщика по каждому пункту, а также о возможностях применения к нему соответствующих мер, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Однако размещение такой информации строго контролируется федеральным законодательством. Государство гарантирует, что информация, извлеченная из бухгалтерской отчетности, не будет раскрыта, а также оговаривает количество и характер запросов, согласно которым информация будет раскрываться. Введение такой поправки обусловлено загруженностью налоговой службы: количество запросов контрагентов на раскрытие сведений, подтверждающих добросовестность их партнера, уже давно превысило все возможные пределы. Реакцией налоговиков стало заявление, что они больше не будут предоставлять такую информацию, поскольку по закону им лишь предоставляется право на ее раскрытие, но это не является их обязанностью.

Значение института налоговой тайны

С правовой точки зрения этот институт обеспечивает защиту законных прав и интересов налогоплательщика по охране информации о размерах доходов и других личных сведений безотносительно того, является ли он физическим или юридическим лицом. Помимо гарантии сохранения определенных сведений в секрете, налогоплательщик защищен также институтом банковской тайны: как указывалось выше, кредитные организации крайне неохотно идут на раскрытие любой информации о своих клиентах, даже несмотря на требования, прописанные в Налоговом кодексе.

Налоговая тайна является одним из фундаментальных прав любого человека. Именно по этим соображениям законодательством предусмотрены различные меры по ее сохранению, вне зависимости от того, на каком носителе хранится информация. Впрочем, нельзя слишком полагаться на секретность и забывать о тех случаях, когда тайна может быть раскрыта, в особенности при требовании контрагентов, проверяющих благонадежность. Особенно важным это соображение становится в свете последних поправок к налоговому законодательству РФ в отношении некоторых видов информации, более не составляющих налоговую тайну.

"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 12

Деятельность налоговой службы напрямую связана со сбором информации о налогоплательщиках, ее хранением, обработкой (проверка, обобщение, анализ, сравнение и пр.) и в предусмотренных законом случаях передачей иным пользователям. Нередко эта информация конфиденциальна и составляет налоговую тайну. Известны примеры как излишне широкого, так и слишком ограниченного толкования этого понятия, в равной мере обусловленного пробелами в налоговом законодательстве.

Понятие налоговой тайны

Институт налоговой тайны как разновидности конфиденциальной информации регулируется законодательством весьма лаконично. Правила, устанавливающие режим сведений, составляющих налоговую тайну, в основном сосредоточены в сравнительно небольшой ст. 102 Налогового кодекса РФ. Общее понятие конфиденциальной информации определено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).

Согласно п. 4 ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения их конфиденциальности, а также ответственность за разглашение устанавливаются федеральными законами. Понятие конфиденциальности определено п. 7 ст. 2 Закона об информации: обязательное для исполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать сведения третьим лицам без согласия их обладателя. Обладателем информации о налогоплательщике является сам налогоплательщик, выступающий одновременно источником этих сведений.

Условия отнесения конфиденциальной информации к сведениям, составляющим налоговую тайну, установлены законодательством о налогах и сборах. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 21 во взаимосвязи с п. п. 2 и 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ к таким сведениям относится информация, касающаяся не только налогоплательщиков, но и плательщиков сборов и налоговых агентов (далее для удобства изложения все эти лица будут именоваться налогоплательщиками). В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговой службой, органами внутренних дел, государственным внебюджетным фондом и таможенным органом.

Сведения о налогоплательщике могут быть отнесены к налоговой тайне с момента постановки его на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 НК РФ). Таким образом, режим налоговой тайны действует только в отношении информации, полученной после постановки на учет, а в отношении конкретных сведений - с момента первого получения доступа к ним любым должностным лицом указанных органов. Можно предположить, что режим налоговой тайны в отношении организации действует до снятия ее с учета в связи с ликвидацией, а в отношении физического лица - до его смерти (признания умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ).

Конфиденциальность сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена п. 2 ст. 102 НК РФ: "Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом". Между тем составы лиц, приведенных в определении налоговой тайны, и лиц, обязанных обеспечивать ее соблюдение, не совпадают.

Под разглашением информации в первую очередь понимаются способы ее раскрытия, предусмотренные п. п. 8 и 9 ст. 2 Закона об информации. Это действия, в результате которых сведения становятся известными определенным лицам (предоставление информации) либо неопределенному кругу лиц (распространение информации). Разглашением налоговой тайны признается, в частности, использование либо передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу (привлеченному специалисту или эксперту) при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК РФ). К разглашению налоговой тайны приравнивается также утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ).

Учтите, что с 1 января 2008 г. к коммерческой тайне отнесены исключительно секреты производства (ноу-хау), т.е. сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др., в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах ведения профессиональной деятельности), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, не имеющим к таким сведениям свободного доступа на законном основании. В отношении таких сведений их обладатель вводит режим коммерческой тайны. Этот вывод следует из сопоставления определения "содержание информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства)" из п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98 "О коммерческой тайне" и определения "секрет производства (ноу-хау)", приведенного в ст. 1465 части четвертой <1> Гражданского кодекса РФ. Понятие "производственная тайна" в законодательстве отсутствует.

Анализ норм ст. 102 НК РФ показывает, что на сведения, составляющие коммерческую тайну налогоплательщика, ставшие известными должностному лицу государственного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей, одновременно распространяется режим налоговой тайны. Однако не все подобные сведения являются коммерческой тайной, поскольку режим налоговой тайны в равной степени распространяется на иные виды конфиденциальной информации, к коммерческой тайне не относящиеся (например, персональные данные).

Для определения принадлежности сведений к информации, составляющей налоговую тайну, используется их общее описание с перечислением общих признаков и установление закрытого перечня данных, которые к такой информации не относятся. Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ к налоговой тайне, в частности, не относятся сведения об идентификационном номере налогоплательщика, а также о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них. Также не признается раскрытием налоговой тайны:

  • разглашение информации самим налогоплательщиком либо с его согласия;
  • представление сведений налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами;
  • информирование в соответствии с законодательством о выборах избирательных комиссий о размере и источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Вопрос, какие сведения не являются налоговой тайной, не решен налоговым законодательством в полной мере. Например , НК РФ не определен статус сведений, которые подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ, в частности об акционерных обществах, ценных бумагах, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Многие специалисты считают, что такие сведения не относятся к налоговой тайне даже в случае их получения государственным органом, так как фактически разглашаются налогоплательщиком самостоятельно.

Вместе с тем раз налоговая тайна является разновидностью конфиденциальной информации, то понятие налоговой тайны и информацию, к ней не относящуюся, необходимо определять не только на основании положений ст. 102 НК РФ, но учитывать еще Закон об информации. Таким образом, не может быть налоговой тайной общедоступная информация (ст. 7 Закона об информации), т.е. сведения, которые по своей природе не могут быть конфиденциальными (например, наименование налогоплательщика-организации, имя индивидуального предпринимателя, под которыми они выступают в гражданском обороте).

К слову сказать, имеется и факт излишнего нормативного регулирования. Так, сведения об идентификационном номере налогоплательщика не могут быть отнесены к налоговой тайне в соответствии с самим понятием налоговой тайны, поскольку ИНН присваивается налоговым органом по местонахождению (месту жительства) налогоплательщика и квалифицировать такие данные как полученные налоговым органом достаточно затруднительно. Так что упоминание ИНН в п. 1 ст. 102 НК РФ представляется ненужным.

На основании изложенного перечислим признаки принадлежности информации к налоговой тайне. Итак, сведения должны:

  • касаться налогоплательщика по своему содержанию;
  • быть получены должностным лицом налоговой службы, органа внутренних дел, государственного внебюджетного фонда и таможенного органа (в зависимости от субъекта, первым получившего к ним доступ);
  • не относиться к общедоступным согласно ст. 7 Закона об информации либо не входить в перечень сведений, приведенный в п. 1 ст. 102 НК РФ.

Источники сведений, составляющих налоговую тайну

Сведениями, которые касаются налогоплательщика и относятся к налоговой тайне, могут располагать как сам налогоплательщик, так и иные лица. Как правило, такие сведения налоговые органы получают:

  • от иностранных государственных органов в порядке, предусмотренном международными договорами РФ (ст. 7 НК РФ);
  • налогоплательщиков и налоговых агентов - организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23, пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ);
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК РФ);
  • банков (п. 3.1 ст. 60, п. 5 ст. 76 НК РФ);
  • учреждений и организаций, чья деятельность связана с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ);
  • органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК РФ).
Обратите внимание: не относятся к налоговой тайне сведения, полученные налоговым органом при осуществлении функций, возложенных на него нормативно-правовыми актами, не относящимися к законодательству о налогах и сборах, в частности Федеральными законами:
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
  • от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Налоговый контроль как информационный процесс

Первый и основной источник информации о налоговых обязательствах (полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога) - налоговая отчетность налогоплательщика. Этот источник информации является также окончательным, поскольку используется, пока не доказана его недостоверность. Второй, дополнительный источник - первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, сведения из которых формируют налоговую отчетность. Эти сведения служат для проверки информации, полученной из первого источника.

Предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, первичных документах, регистрах бухгалтерского и налогового учета и в бухгалтерской отчетности, достоверно отражают фактические результаты реальной экономической деятельности налогоплательщика, а его действия, совершенные в рамках гражданского законодательства и имеющие своим результатом предусмотренные законодательством о налогах и сборах последствия, не имеют характер злоупотребления правом. Эта презумпция достоверности документов налогоплательщика предполагает, что полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике относятся к налоговой тайне, если не установлена их недостоверность.

Лица, обязанные хранить налоговую тайну

Согласно определению налоговой тайны ее режим устанавливается с момента получения налоговой службой, а также органами внутренних дел, внебюджетным фондом, таможенным органом, их должностными лицами сведений о налогоплательщике и далее в отношении данной информации.

Должностные лица органов внутренних дел на основании п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных проверках. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу России в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами, в том числе о налогах (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Относительно государственных внебюджетных фондов отметим, что они не выступают непосредственно субъектами отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Статья 34.1 НК РФ, ранее устанавливающая полномочия органов государственных внебюджетных фондов в налоговых отношениях, в настоящее время утратила силу <1>, однако ст. 243 Кодекса предусматривает представление налогоплательщиками в ПФР и ФСС РФ отчетности по ЕСН. Таким образом, в отсутствие общих полномочий государственные внебюджетные фонды в настоящее время все же не лишены возможности непосредственно получать информацию о налогоплательщиках.

Как было отмечено, в п. 2 ст. 102 НК РФ установлен более широкий по сравнению с данным в п. 1 этой статьи определением налоговой тайны перечень субъектов, на которых лежат обязанности по ее сохранению. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговой службой, органами внутренних дел, внебюджетными фондами и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. Представляется, что дополнительное включение в этот перечень экспертов и специалистов, которые участвуют в проведении конкретных действий в рамках налогового контроля на основании п. 1 ст. 95 и п. 1 ст. 96 НК РФ, продиктовано стремлением законодателя обеспечить сохранность налоговой тайны лицами, являющимися вторичными пользователями конфиденциальной информации, получившими ее от первичных пользователей.

Сведения о налогоплательщике, полученные непосредственно самим экспертом и (или) специалистом в процессе налогового контроля (например, в ходе проверки), в силу определения налоговой тайны к ней не относятся. Но эксперт и (или) специалист не имеют права разглашать полученную в процессе проверки от должностного лица налогового либо таможенного органа информацию, которая составляет налоговую тайну.

Отметим, что должностными лицами органов внутренних дел, экспертами и специалистами перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, потенциально способных получить сведения о налогоплательщике, не ограничивается. К ним также относятся:

  • Минфин России и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (сведения о налогоплательщике могут стать им известны в рамках дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах);
  • переводчики;
  • понятые;
  • избирательные комиссии.

Никаких требований конфиденциальности к информации о налогоплательщике, полученной указанными лицами, законодательство о налогах и сборах не содержит. Необходимо признать наличие пробела в законодательном регулировании. Отсутствие упоминания таких лиц в перечне субъектов, обязанных не разглашать налоговую тайну, исключает саму возможность передачи конфиденциальных сведений этим лицам от налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, экспертов и специалистов, т.е. первичных и вторичных пользователей данной информации.

На практике упомянутый пробел несколько нивелируется лишь в отношении переводчиков - включением в договор условия о неразглашении ими сведений о налогоплательщике. Напомним, что переводчики для проведения конкретных действий в рамках налогового контроля привлекаются на договорной основе (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за них

Теперь перейдем к информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за такие нарушения, которая по законодательству не относится к налоговой тайне. По нашему мнению, к такой информации могут быть отнесены сведения как о совершенных налоговых правонарушениях, так и о нарушениях налогового законодательства, за которые не установлена налоговая ответственность. Однако ФАС Центрального округа в Постановлении от 29 августа 2007 г. по делу N А14-15673-2006/614/34 высказал мнение, что, исходя из системного толкования норм ст. ст. 45, 72, 75, 106, 107 НК РФ, а также гл. 16 НК РФ, под сведениями о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения законодатель подразумевает только информацию о налоговых правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена НК РФ.

По мнению автора, этот вывод не соответствует законодательству о налогах и сборах, поскольку НК РФ под нарушениями данного законодательства понимает любое несоблюдение его норм. Например , согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе проведения проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно составить акт по установленной форме. Вопрос о том, квалифицировать ли выявленное нарушение как налоговое, решается не проверяющими, а руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

Следуя логике суда, если выявлены только налоговые правонарушения, акт налоговой проверки не должен составляться, что, конечно же, неправильно. Также вызывает сомнение утверждение об отнесении к налоговым лишь правонарушений, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений организации и физические лица несут в случаях, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. Обе главы входят в разд. VI Кодекса, посвященный налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение, которая получила наименование "налоговая", поскольку является отраслевой ответственностью.

Возникает вопрос: насколько подробными и детализированными могут быть сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, если они не составляют налоговую тайну? Полагаем, что в таком случае сведения не могут ограничиваться только информацией о положениях законодательства о налогах и сборах, нарушенных налогоплательщиком, норме НК РФ, предусматривающей налоговую ответственность, и мере ответственности, т.е. размере штрафа. Очевидная возможность определения сумм, на основе которых были рассчитаны соответствующие штрафы (путем обратного счета исходя из сведений о примененной мере ответственности), не позволяет отнести к налоговой тайне и сведения об этих суммах. Так как в соответствии со ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок, т.е. одна из составляющих частей задолженности (остальное - это пени и штраф), сведения о суммах задолженности тоже не относятся к налоговой тайне.

Такое же мнение, хотя и недостаточно уверенно, высказано МНС России в Письме от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252. В нем сообщается, что сведения о неисполнении конкретным налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный срок (о задолженности налогоплательщика) не могут составлять налоговую тайну. Указанная позиция сохраняет свою актуальность и сейчас, потому как до настоящего времени это Письмо не отменено и используется в работе налоговых органов.

Состав налогового правонарушения в ряде случаев предусматривает указание на способ его совершения. Логично было бы предположить, что обстоятельства совершенного правонарушения, а равно и нарушения законодательства о налогах и сборах также не есть налоговая тайна.

Итак, отдельные сведения о налогоплательщике не признаются налоговой тайной. Означает ли это, что все лица, обратившиеся в налоговый орган за такой информацией, должны ее получить? Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не следует приравнивать к информации о законодательстве о налогах и сборах, бесплатное предоставление которой в качестве обязанности налоговых органов предусмотрено ст. 32 НК РФ.

Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 13 сентября 2007 г. по делу N Ф03-А51/07-2/3620 указал, что налоговые органы обязаны предоставлять бесплатно лишь информацию, указанную в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. Информация же о нарушении субъектами предпринимательской деятельности законодательства о налогах и сборах не является составной частью указанных в ст. 32 Кодекса сведений. ФАС Уральского округа в Постановлении от 27 июня 2005 г. по делу N Ф09-2678/05-С7 пришел к выводу, что законодательством не установлена обязанность налоговых органов предоставлять хозяйствующим субъектам информацию о нарушениях налогового законодательства иными субъектами предпринимательской деятельности. Значит, отказ налогового органа в ее предоставлении является правомерным и не нарушает права и законные интересы обратившихся за этой информацией лиц.

Проявление необходимой степени осмотрительности в выборе контрагента не означает, что у участников гражданского оборота есть право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну третьих лиц. Так, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 4 июля 2007 г. по делу N А40-13290/07-117-90 справедливо указано, что проверка соблюдения контрагентами требований налогового законодательства не только не входит в обязанности общества, но и прямо запрещена законом. Фискальный суверенитет государства предполагает возможность проведения подобных проверок исключительно уполномоченными государственными органами. В этих целях любые сведения о налогоплательщике отнесены законом к налоговой тайне (ст. 102 НК РФ).

Незаконное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, является уголовным преступлением (ст. 183 УК РФ). Каждый из налоговых органов по местонахождению контрагентов налогоплательщика однозначно отклонил бы его запрос об исполнении контрагентами требований налогового законодательства. Попытки же получить такую информацию из иных источников привели бы к уголовному преследованию должностных лиц налогоплательщика.

Отметим, что режим налоговой тайны предполагает сохранение конфиденциальности информации в отношении третьих лиц, но никак не налогоплательщика, поскольку последний является ее обладателем. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона об информации обладателем информации считается лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать либо ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Налоговая тайна в суде

Согласно ст. 11 АПК РФ разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Закрытое судебное заседание допускается, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Судебная практика по данному вопросу немногочисленна.

Пример. Заявитель ходатайствовал о проведении закрытого судебного заседания, ссылаясь на ст. 11 АПК РФ и мотивируя это необходимостью сохранения налоговой и банковской тайны. Ведь в материалах дела содержатся сведения о суммах налогов, влияющих на показатели операций по движению денежных средств по банковским счетам заявителя, а также имеются документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.

Это ходатайство апелляционным судом было отклонено, поскольку заявитель в силу ст. 159 АПК РФ не обосновал, каким образом открытое судебное разбирательство по правилам арбитражного судопроизводства может привести к разглашению сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну. С доказательствами, имеющимися в материалах дела и содержащими сведения о заявителе как о налогоплательщике, согласно ст. 41 АПК РФ вправе знакомиться только лица, участвующие в деле (налогоплательщик и налоговый орган в лице их представителей, действующих по доверенности и на основании п. 1 ст. 31 НК РФ). Неограниченному кругу лиц материалы дела для ознакомления не предоставляются.

Информация, которая должна содержаться в судебном акте в силу ст. 201 АПК РФ по налоговому спору, предметом которого является ненормативный правовой акт налогового органа, по мнению апелляционного суда, не нарушает ни налоговую, ни банковскую тайну, так как не содержит в себе сведений, их составляющих. Сама по себе информация о представлении налогоплательщиком декларации по НДС в налоговый орган не является какой-либо тайной, а сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). При таких условиях ходатайство заявителя судом признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2007 г. по делу N 09АП-4290/2007-АК)

Представляется, что аналогичными доводами можно обосновать отсутствие необходимости проводить закрытое судебное заседание в любом случае, предусмотренном ст. 11 АПК РФ. Открытость рассмотрения дела означает, что любое лицо может присутствовать во время судебного процесса в зале суда и фиксировать все происходящее, в том числе посредством звуко- и видеозаписи. Однако такое лицо, присутствуя на заседании и не являясь участником судебного разбирательства, не сможет ознакомиться с доказательствами, имеющимися в материалах дела. Значит, вопрос о правомерности проведения открытых судебных заседаний по налоговым спорам остается нерешенным.

С.А.Тараканов

Заместитель начальника

отдела методологии автоматизации

налогового контроля и организации

межведомственного взаимодействия

Управления контрольной работы ФНС

Данное понятие появилось в России в 1999 году, именно с этого момента оно стало широко использоваться в юриспруденции. Однако несмотря на практически 20-летнее существование определение понятия вызывает множество споров и противоречивых мнений.

Налоговая тайна – это все сведения относительно персоны налогоплательщика, которые поступают в налоговые, правоохранительные, следственные и таможенные органы, а также во внебюджетные организации. Такая информация считается конфиденциальной и имеет ограниченный режим доступа.

Данная особенность одинакова для всех налогоплательщиков вне зависимости от их статуса – частное лицо, предприятие или ИП.

Итак, налоговым органам доступно иметь информацию о финансовом и имущественном состоянии налогоплательщика, распространение которой может нанести вред как личной жизни частного лица, а она согласно закону является неприкосновенной, так и финансовому положению предприятия.

Что такое налоговая тайна и какие сведения к ней не относятся вы можете узнать в этом видео:

Что входит в налоговую тайну и кто несет ответственность

Согласно ст.102 НК РФ о налоговой тайне нет определенного перечня, что именно относиться к этому понятию, однако такой перечень приведен другим законодательным актом – письмо от 2011 года Минфина, согласно которому налоговая тайна, это:

  • Содержание налогоплательщика;
  • Данные о движении средств из декларации;
  • Информация об имущественном состоянии;
  • Личные сведения;
  • Информация о налоговых платежах и дивидендах. вы можете узнать, как происходит выплата дивидендов учредителям ООО;
  • Секреты производственного характера;
  • Коммерческая тайна.

За сохранность конфиденциальных данных ответственны сотрудники, которые в ходе своей профессиональной деятельности получили доступ к ее изучению.

К списку таких людей имеют отношение служащие следующих ведомств:

  • Налоговые структуры;
  • Таможенные органы;
  • Правоохранительные ведомства, в том числе следственный комитет и органы внутренней безопасности;
  • Внебюджетные учреждения;
  • В том числе сторонние специалисты, привлеченные для профессиональной деятельности в данные структуры.

Коммерческая тайна

Это режим конфиденциальности информации, благодаря которому субъект обладает возможностью при существующем положении дел получить выгодный доход, избежав при этом неоправданных расходов, сохранить свой статус на коммерческом рынке по предоставлению услуг или получить другую какую выгоду.

Перечень данных не подлежащих к разглашению должен быть:

  • Реальным;
  • Доступным только для определенного круга лиц;
  • Легитимным.

К данным сведениям могут иметь отношения, которые согласно законодательству не имеет статуса общедоступных:

  • Организационные;
  • Технические;
  • Коммерческие;
  • Производственные.

К примеру, в банковской сфере согласно ФЗ №98 в сохранности должны содержаться данные клиентов и проводимых ими операций, при этом соблюдение подобных требований контролируется на государственном уровне.

Также банки могут отнести к коммерческой тайне преимущественные технологические разработки, которые делают их продукт конкурентоспособным.


Что такое налоговая тайна?

Налоговая тайна налогоплательщика

Сведения имеющиеся в налоговой декларации считаются конфиденциальными, так как любая фирма или ИП заинтересованы в сокрытии данный относительно поставщиков и клиентов.

С 1 апреля 2017 года законодательные акты о налоговой тайге получили новые дополнения согласно которым налогоплательщик имеет право самостоятельно сделать свои конфиденциальные сведения в полном или частичном объеме общедоступными.

Важно: выполнить такое заявление о собственных данных налогоплательщик может посредством специальной формы утвержденной Приказом ФНС от ноября 2016 года.

Перечисленные в форме сведения стали доступными к просмотру заинтересованными лицами с 25 июля согласно Приказу ФНС от 29.12 20126 года на официальном портале налоговой службы.

Банковская тайна

Является важным юридическим аспектом в законодательствах многих государств, согласно которому финансовые учреждения берегут данные о своих клиентах, их операциях, счетах, вкладах, а также их личные сведения.

Перечень сведений подпадающих под данное понятие в каждой стране существует свой, но основные пункты практически одинаковые.

В России с 2014 года банковская тайна практически отсутствует, так как в этом году вступили в действие законодательные приложения к актам, согласно которым банки обязаны подавать отчет о выполненных операциях гражданами и предприятиями в ФНС.

Важно: при этом финансовые учреждения обязаны отчитываться по остаткам на счетах и движении средств в любое время по первому требованию налоговой в течение 3 дней.

Такие поправки сделали максимально прозрачными доходы лиц, которые работают нелегально посредством интернета и на предприятии, или же доходы предпринимателей использующих серые схемы.

Важно: при этом срока исковой давности в этом случае нет, то есть ФНС имеет право потребовать уплату налога за любой из прошедших годов. Как на практике осуществляется – читайте по ссылке.


Какие сведения не являются налоговой тайной?

Что не является налоговой тайной

Законодателем предусмотрен перечень сведений, которые не могут выступать в качестве налоговой тайны:

  1. Общедоступная информация – согласно ФЗ №152 к таким данным относятся:
  • Дата и город рождения;
  • Профессия;
  • Номер телефона.

Если вопрос касается предприятия, это:

  • Наименование;
  • Форма собственности;
  • Юридический адрес;
  • Структура;
  • Сведения о руководителе.

Важно: если было заявление самого лица или руководителя фирмы, то перечень доступных сведений может быть расширен.

  1. ИНН – данный номер любого гражданина не является секретной информацией, его можно найти посредством интернета указав полные ФИО. содержится информация о том, как получить ИНН физическому лицу через интернет.
  2. Сведения о налоговых правонарушениях – этот пункт по большей мере касается предприятий и ИП, он очень важен для контрагентов, которые в будущем предполагают сотрудничество с данной организацией. На специальных порталах ЕГРЮЛ и доступно найти сделанные нарушения закона и их последствия.
  3. Итоги налоговых проверок – этот пункт актуален для кандидата в государственные эшелоны власти, к таким данным могут иметь доступ только члены избирательной комиссии, обычный гражданин не сможет получить ответ на запрос об имущественном состоянии кандидата и его семьи.
  4. Сведения о налоговом режиме налогоплательщика не имеют статуса конфиденциальной информации.
  5. Сведения для органов местного самоуправления – сюда входят данные относительно уплаты сборов, подконтрольных данным органам.

Важно: информация касаемо международных отношений, которая передается правоохранительным органам другой страны и предусмотрена соглашением между странами.

Ответственность за сохранность тайны

Сохранность тайны относительно налогоплательщиков предусмотрена законодательством, все данные, которые подпадают под акты о налоговой тайне должны иметь доступ особо секретного режима, за их разглашение существует ответственность.

Предусмотрены 2 вида нарушения хранения тайны, это:

  • Поступление информации выполняющим свои обязанности лицам;
  • Утеря документов с секретными данными.

При этом определение нарушения конфиденциальности наступает согласно нескольким правовым признакам:

  • Нанесение лицу, относительно которого произошло разглашение тайны прямого ущерба;
  • Противоправное поведение должностного лица, ответственного за сохранность данных;
  • Причинно-следственная связь между действиями чиновника и получением ущерба налогоплательщиком.

Ответственность в данном случае наступает в зависимости от вида нарушения тайны:

  • Материальная – нанесенный ущерб госорганами лицу возмещается из казны государства;
  • Административная – предусмотрено взыскание штрафа от 4 000 до 5 000 рублей;
  • Уголовная – предусмотрено лишение свободы до 3 лет, а при нанесении особо крупных размеров ущерба до 5 лет.

Порядок получения сведений

Получение необходимой информации может произойти путем официального запроса на основании законодательных актов, такой запрос могут выполнить в целях совершения правосудия, борьбы с коррупцией, контроля выполнения налоговых обязательств, формирования информационных государственных ресурсов:

  • Судебные инстанции;
  • Органы прокуратуры;
  • Следственные отделы;
  • Статистики;
  • Пенсионного фонда;
  • Медицинского страхования;
  • Налоговой и архивной службы России;
  • Аудиторской проверкой.

Совершая такой запрос, орган должен соблюдать все требования законодательства и делает его в специальной форме с разрешения руководителя инстанции с указанием даты запроса и ФИО запрашивающего сотрудника.

Запрос может быть выполнен только в случае проверки налогоплательщика по факту сокрытия доходов или для получения относительно него необходимой документации.

При этом работник учреждения по месту обращения должен принять запрос под расписку, если он выполнен на бумаге.

Важно: налогоплательщика о проведении данных мероприятий органы не обязаны уведомлять.

Заключение

Налоговая тайна – это способ защиты личной информации гражданина или предприятия, доступность которой для общественности может оказать большой вред коммерческой деятельности и личной жизни.

С каких налоговых сведений сняли гриф секретности вы можете узнать тут:

Ирина Кушнарева, налоговый аналитик ИФД "Капиталъ".

Являются ли сведения о дебиторской задолженности налогоплательщика налоговой тайной? Каковы полномочия налоговых органов при предоставлении третьим лицам информации, составляющей налоговую тайну? Как компании-налогоплательщику защититься от необоснованных запросов налоговых органов по предоставлению документов, составляющих коммерческую тайну компании?

Что включает в себя налоговая тайна

Понятие "налоговая тайна" российскому законодательству до принятия части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) не было известно. В ст. 16 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" лишь указывалось, что "налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР". Самостоятельное значение термин "налоговая тайна" получил лишь с принятием НК РФ.

Итак, пункт 1 ст. 102 НК РФ закрепляет определение налоговой тайны путем перечисления сведений, ее составляющих, а именно: "Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам)".

Таким образом, в п. 1 ст. 102 НК РФ дается исчерпывающий перечень сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне.

Сегодня понятие "налоговая тайна" охватывает не только сведения, которые являются коммерческой тайной налогоплательщика, но и такие сведения, которые, согласно правовым актам РФ, коммерческую тайну составлять не могут (например, учредительные документы организации, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, документы о платежеспособности, об уплате налогов и т.д., перечисленные в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну").

Информация, составляющая налоговую тайну, поступает в налоговые органы путем предоставления сведений самим налогоплательщиком в процессе исполнения требований налогового законодательства. Сведения о налогоплательщике поступают в распоряжение органов, перечисленных в п. 1 ст. 102 НК РФ, при осуществлении налогового контроля или в порядке взаимного информирования между указанными органами.

Налоговую тайну не могут составлять сведения, категории которых перечислены в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 102 НК РФ.

В пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ имеются в виду сведения о налогоплательщике, ставшие известными неопределенному кругу лиц по воле или с ведома налогоплательщика. Обратите внимание, что сведения, ставшие известными третьим лицам вопреки предпринимаемым налогоплательщиком мерам к охране их конфиденциальности, под данную категорию не подпадают.

Информация об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН), о котором говорится в пп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ, является открытой в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок присвоения, применения, а также изменения ИНН. В частности, организации и индивидуальные предприниматели обязаны указывать свои ИНН при оформлении, например, расчетно-платежных документов.

В связи с передачей функции регистрации юридических лиц налоговым органам они отвечают за предоставление сведений из Государственного реестра третьим лицам. Однако, несмотря на то что предоставление сведений, содержащихся в Государственном реестре, является открытым и общедоступным, не все сведения могут быть предоставлены налоговыми органами по запросу третьих лиц.

Так, в силу ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предоставляются сведения о паспортных данных физических лиц и ИНН налогоплательщиков, кроме случаев, когда паспортные данные физических лиц и ИНН налогоплательщиков предоставляются по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Такую позицию, в частности, высказал С.В. Гладилин, советник налоговой службы III ранга, в письме от 28 ноября 2002 г. <1>

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает императивный запрет на разглашение паспортных данных учредителей и ИНН налогоплательщиков, однако предоставление уставов обществ предусмотрено по запросам третьих лиц. Зачастую, получив запрос от третьих лиц, налоговые органы при предоставлении учредительных документов в рамках такого запроса закладывают строчки, содержащие паспортные данные учредителей, листом бумаги, отсекая, таким образом, третьим лицам доступ к этой информации.

На практике иногда возникает вопрос о том, могут ли паспортные данные учредителей компании, ее уставы составлять налоговую тайну.

Ответ на такой вопрос будет отрицательным, так как отношения, которые возникают в связи с предоставлением сведений, содержащихся в Государственном реестре, и подпадающие под действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц), ст. 102 НК РФ не регулируются.

Из пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ следует, что налоговые органы обязаны сохранять конфиденциальность сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах, допущенных налогоплательщиками, а также о взысканных с нарушителей налоговых санкциях. По вопросу, касающемуся отнесения сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне, МНС России утвердило письмо от 5 марта 2002 г. "Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне". В нем делается вывод, что при отсутствии признаков налогового правонарушения неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну.

С одной стороны, данная норма обеспечивает возможность контрагентов узнать о действительном положении дел (например, о неплатежеспособности). С другой, не являясь налоговой тайной, разглашенные сведения могут нанести серьезный урон деловой репутации фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако с позицией налоговых органов по данному вопросу можно и не согласиться: если руководствоваться обычаями делового оборота при осуществлении предпринимательской деятельности, принятыми во всем мире, то такие сведения все же следует относить к налоговой тайне, а налоговый орган лишь вправе сообщить любому лицу сведения о том, что конкретный налогоплательщик не уплатил налог, но не вправе разглашать сведения о величине задолженности, т.е. о конкретной сумме долга перед государством.

Налоговую тайну не могут также составлять сведения, предоставляемые налоговым, таможенным органам других государств в соответствии с международными договорами (пп. 4 п. 1 ст. 102 НК РФ). В данном случае имеются в виду, прежде всего, двусторонние международные договоры (соглашения) РФ, в соответствии с которыми российские налоговые и таможенные органы, а также правоохранительные органы (в части сведений, предоставленных этим органам) сотрудничают с соответствующими зарубежными налоговыми или правоохранительными органами.

Например , международные соглашения об устранении двойного налогообложения содержат среди прочего нормы об обмене информацией в целях выполнения положений такого соглашения и предотвращения предоставления налогоплательщиками недостоверных сведений или уклонения от уплаты налогов. Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, заключенные РФ с рядом государств - членов СНГ, специально посвящены вопросам обмена информацией о налогоплательщиках между налоговыми органами <2>.

<2> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (Киев, 28 мая 1997 г.); Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере (Минск, 4 июня 1999 г.).

Согласно ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право требовать соблюдения налоговой тайны, а налоговые органы, в свою очередь, обязаны соблюдать эту тайну (ст. 32 НК РФ).

В РФ в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна также не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, т.е. УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и некоторыми др.

Вопрос о порядке предоставления налоговыми органами России конфиденциальной информации регламентировался Приказом МНС России от 3 октября 2000 г. "Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации", который в настоящее время утратил силу в связи с изданием Приказа МНС России от 21 августа 2002 г. "Об отмене Приказа МНС России от 03.10.2000 N БГ-3-24/346".

К сожалению, замены отмененному акту обеспечено не было. Остается только догадываться, чем министерство руководствовалось в данном случае, оставляя такую важную область без должного регулирования. Только 3 марта 2003 г. МНС издало Приказ "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".

Когда ваша тайна - не тайна

Правовую основу доступа к конфиденциальной информации налоговых органов составляют: Конституция РФ, часть первая ГК РФ, часть первая НК РФ, Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи" и иные нормативные правовые акты.

Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью пользователя. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет ФНС России.

Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации.

Обоснованием (или мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном УПК РФ.

Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства РФ по защите информации. Форма предоставления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя. Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям вышеупомянутого Порядка, исполнению не подлежат.

Как защитить конфиденциальные сведения

Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и ФНС России, заключенным в соответствии с федеральным законом.

Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей <3>.

<3> Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О.

В настоящее время на практике стала очень распространенной ситуация, когда налоговый орган требует от налогоплательщика или налогового агента пояснения или документы, напрямую не имеющие отношения к подтверждению правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов (например, представить список дилеров налогоплательщика, Ф.И.О. руководителей дилерских организаций, сведения об объемах выпускаемой (продаваемой) продукции и т.д.).

Скорее всего, в этом случае налоговый орган выполняет "заказ" конкурента налогоплательщика, которому нужны эти сведения. Выражается это иногда в попытке заключить с налогоплательщиком (налоговым агентом) специальное соглашение "О предоставлении информации" на регулярной основе или в электронном виде.

При получении такого "предложения" компанию фактически ставят перед выбором "меньшего из двух зол" - это уголовное дело по факту разглашения коммерческой тайны (п. 2 ст. 183 УК РФ) или же административные штрафы за непредставление документов и информации налоговому органу.

Иногда налоговые органы достаточно туманно пытаются аргументировать свою просьбу: якобы у них имеются предположения о том, что некоторые налогоплательщики (почему и откуда такая уверенность, что в этот "злополучный секретный список предположений" попали именно те контрагенты, которые работают с вашей компанией? - вопрос остается всегда без ответа), несмотря на сдачу "нулевой" отчетности по своей компании, все-таки продают и покупают товары (оказывают работы и услуги), уводя из-под налогообложения значительную часть прибыли, "полученной от каким-то образом осуществляемой деятельности".

При направлении такого предложения о заключении вышеупомянутого соглашения налоговые органы, как правило, ссылаются на злополучную ст. 87 НК РФ, позволяющую им требовать документы о деятельности налогоплательщика у третьих лиц.

Однако налоговый орган, направляя такую просьбу налогоплательщику, забывает о том, что руководствоваться ст. 87 НК РФ при истребовании документов он может только в рамках проверки налогоплательщика. Таким образом, налоговое законодательство не обязывает ни одну компанию сообщать какие-либо сведения о своих контрагентах, независимо от того, проверяет ли их в данный момент налоговый орган или нет, и уж тем более направлять такие сведения налоговому органу на регулярной основе, закрепив это соответствующим соглашением между компанией и налоговым органом.

Следует обратить внимание и на то, что информация, запрашиваемая налоговыми органами в таких письмах-предложениях, а именно: объем произведенных/проданных товаров (оказанных/ потребленных услугах), сведения о предоставляемых/полученных скидках и бонусах, закупочных и отпускных ценах на продукцию и т.д., является предметом коммерческой тайны. Раскрывать ее компания имеет право только в том случае, если этого прямо требует НК РФ. А в упоминаемой в письмах-предложениях ст. 87 НК РФ такие требования довольны расплывчаты.

Мнения юристов-практиков по данному вопросу разделяются на две совершенно противоположные точки зрения: одни считают такие действия налоговых органов подстрекательством к разглашению коммерческой тайны, что для компании автоматически выливается в привлечение к уголовной ответственности по п. 2 ст. 183 УК РФ; а другие в качестве рекомендаций своим компаниям-клиентам советуют вступать в спор с налоговыми органами из-за уплаты штрафа в размере 5000 рублей за непредставление документов. Кто прав в данной ситуации, по мнению юристов, может определить только суд.

В качестве рекомендации по своей защите компания может взять на вооружение п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне), который обязывает государственные органы (в число которых, без сомнения, входит и ФНС России) при запросе информации, составляющей коммерческую тайну, обосновать необходимость ее получения.

В п. 4 ст. 6 Закона о коммерческой тайне определен порядок нанесения на документы грифа "коммерческая тайна". Компании как налогоплательщику и как обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, предоставлено право "требовать от... государственных органов... которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности" (пп. 5 п. 2 ст. 7 Закона о коммерческой тайне). Пункт 2 ст. 6 указанного Закона устанавливает судебный порядок истребования информации, составляющей коммерческую тайну, в случае отказа в ее представлении государственному органу.

Таким образом, компания, установив в отношении определенных сведений режим коммерческой тайны, вправе отказать налоговому органу в исполнении запроса о представлении документов, если такой запрос не соответствует требованиям п. 1 ст. 6 Закона о коммерческой тайне (например, когда в письме-запросе налогового органа встречаются такие слова, как "в связи с возникшей необходимостью", "имеются предположения" и т.д.).

При представлении документов налоговому органу компания в сопроводительном письме может указать на то, что представляемые документы содержат информацию, составляющую коммерческую тайну компании, и потребовать обеспечения надлежащей защиты такой информации.

Опять же, не будет выглядеть лишним или некорректным со стороны компании напоминание об уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, так как все поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. А доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, МВД РФ и Федеральной таможенной службой России. Утрата же документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (гражданско-правовую, дисциплинарную, уголовную и др.).

Проблема сбора, хранения и предоставления сведений, попадающих под действие того или иного закона касательно их представления, разглашения и опубликования, до сих пор остается неурегулированной государством на законодательном уровне. Действующее законодательство защищает, например, сами базы данных, а не содержащиеся в них персональные данные или данные о финансово-хозяйственной деятельности организаций. Как результат - в последнее время на рынке любой человек может приобрести исчерпывающую информацию о любом гражданине, организации и т.д.

Учитывая то, что доказать похищение, разглашение данных, которые содержатся в тех или иных базах данных, в том числе в базах данных налоговых органов, практически невозможно, необходимо очень тщательно подойти к разработке механизма законодательной защиты таких сведений, а также ужесточить ответственность за их несанкционированное распространение для государственных органов и служащих, включая введение уголовной ответственности. Хотя многие специалисты полагают, что раз до сих пор не был осужден ни один государственный служащий, распространивший вверенную ему базу данных (а все попытки инициировать эту процедуру терпели фиаско в самой начальной стадии), то введение даже уголовной ответственности никак не отразится на такого рода преступлениях, пока не будет реальных прецедентов наказания.