Бухучет металлолома. Металлолом НДС. Облагается ли НДС металлолом

Бухучет металлолома. Металлолом НДС. Облагается ли НДС металлолом

Который вносит значительные изменения в 21 главу налогового кодекса.

С 1 января 2018 года кардинальным образом изменился порядок определения налоговой базы, исчисления и вычетов НДС, пока лишь для нескольких товаров: сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Однако эксперимент может быть распространен и на другие категории. К каким изменениям это может привести и к чему нужно готовиться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Немного о сути эксперимента: с 1 января 2018 года при реализации лома сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных седьмым и восьмым абзацами п. 8 ст. 161 НК РФ (предоставившие недостоверные сведения «без НДС» или при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, либо на применение «упрощенки»), пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (налоговая ставка 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (порядок исчисления налога определен в ст. 166 НК РФ).

При реализации лома сумма налога исчисляется налоговыми агентами (покупателями), а не продавцами. Продавец в счет-фактуре делает соответствующую надпись или ставит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», т. е. указывает сумму с включенным, но невыделенным налогом. Покупатель выделяет сумму налога (исходная сумма делится на 118% и умножается на 18%).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные покупателем. Одновременно с исчислением, он на ОСН имеет право принять НДС к вычету, т.е. фактически сумма налога в бюджет не уплачивается.

Вычет осуществляется в том же налоговом периоде, что и покупка лома, независимо от момента его дальнейшей реализации, при условии, что лом был приобретен налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для:

1. Осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;

2. Перепродажи.

Таким образом, налоговая нагрузка организаций-налоговых агентов по лому и отходам черных и цветных металлов не выросла.

Не оправдались опасения о необходимости уплаты НДС в бюджет с последующим вычетом или возмещением и, тем более, «страшилки» о необходимости перечислять НДС в бюджет сразу в момент оплаты.

Что будет, если налоговыми агентами по НДС на аналогичных лому условиях станут все налогоплательщики?

Приведем для примера упрощенную схему, в которой один и тот же товар идет от продавца через посредника покупателю, который последний реализует физическому лицу (все организации на общей системе налогообложения):

В данной схеме видно, что ООО «Посредник» исчисляет НДС и принимает его к вычету, то есть его доля вычета по НДС — 100%, в бюджет НДС не уплачивается. ООО «Покупатель», реализуя товар физическому лицу с НДС, агентский НДС, исчисленный из счета-фактуры ООО «Посредник» ставит к вычету, также как и агентский НДС с общехозяйственных расходов (аренда торговой площади, торговое оборудование и т.д.).

А вот входной НДС от физического лица подлежит уплате в бюджет, причем его не на что уменьшить, так как ООО «Общехозяйственные расходы» выставляют счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и этот исчисленный НДС принимается к вычету, уменьшая только «агентский» НДС, а не входной.

При реализации всеобщего агентирования по НДС, теряют смысл незаконные схемы оптимизации НДС, в том числе с помощью фирм-однодневок, а налоговая нагрузка по НДС ложиться целиком на последнюю в цепочке организацию-продавца, что не может не сказаться на конечной цене товара, реализуемого физическому лицу.
О том, что будет если в цепочке есть организации на упрощенной системе налогообложения, а конечным звеном — экспортер, читайте в наших следующих статьях.

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018).

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Команда разработчиков 1С реализовала данные требования законодательства в 1С:Бухгалтерия 8 версии КОРП. Пользователям же 1С:Бухгалтерии версии ПРОФ и Базовая, мы хотим предложить следующую методику по покупке лома.

Организация ООО «Конфетпром» в мае 2018 года закупила лом цветных металлов на сумму 500’000 руб. (без НДС). Поставщик ООО «ЦветМет» выписал счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляет покупатель». Обе организации применяют общую систему налогообложения и являются плательщиками НДС.

Поступление металлолома отразим в программе документом "Поступление (акт, накладная)" с видом операции "Товары (накладная)" (раздел Покупки - подраздел Покупки).

Обратите внимание, что суммы указываются из первичного документа продавца (графа "Цена" и графа "Сумма"), а в графе "% НДС" и графе "НДС" отражается сумма НДС, начисленная сверху с применением налоговой ставки 18%.

В результате проведения документа будут сформированы проводки, которые необходимо откорректировать вручную, изменив проводку ДТ 19.03 КТ 60.01 на ДТ 19.03 КТ 76.НА - сумма НДС, исчисленная в качестве налогового агента (за продавца) исходя из стоимости приобретенного металлолома = 90 000,00 руб. В результате движения документа будут выглядеть следующим образом:

В регистр НДС предъявленный будет внесена запись с видом движения "Приход". При этом в графу "Вид ценности" также следует откорректировать, выбрав значение "Товары (налоговый агент)".

Наш продавец ООО «ЦветМет», являющийся плательщиком НДС, при отгрузке металлолома обязан выставить счет-фактуру без учета сумм НДС с пометкой "НДС исчисляется налоговым агентом" (п. 5 ст. 168 НК РФ). Для регистрации полученного счет-фактуры следует ввести номер и дату документа в соответствующие поля и нажать кнопку «Зарегистрировать».

При этом в форме документа "Поступление (акт, накладная)" появится гиперссылка, по которой можно перейти в автоматически созданный документ "Счет-фактура полученный". Поля документа "Счет-фактура полученный" будут заполнены автоматически на основании сведений из документа "Поступление (акт, накладная)". Для корректного отражения в книге покупок, необходимо в поле «Код операции» выбрать значение из списка 42 - Получение товара п. 8 ст. 161 НК.

После проведения документа "Счет-фактура полученный" будет внесена запись в регистр бухгалтерии ДТ 68.52 КТ 19.03 - на сумму НДС (за себя), исчисленную при приобретении металлолома, в размере 90 000,00 руб.

Видно, что в данном случае, не требуется корректировка движений документа, программа верно сформировала проводки на основании данных документа "Поступление (акт, накладная)".

В регистр "Журнал учета счетов-фактур" вносится запись для хранения необходимой информации о полученном от продавца счете-фактуре на металлолом. В поле «код вида операции» стоит значение 42.

В регистр накопления "НДС Покупки" вносятся записи для регистрации в книге покупок полученной от продавца счет-фактуры на отгруженный металлолом.

В регистр "НДС предъявленный" вводится запись с видом движения "Расход". При этом в графе "Вид ценности" указано значение "Товары (налоговый агент)", а в графе "Событие" - "Предъявлен НДС к вычету".

Для выполнения операции начисление НДС за продавца со стоимости отгруженного металлолома в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и регистрации полученного счета-фактуры в книге продаж, необходимо на основании документа "Счет-фактура полученный" создать документ "Отражение начисления НДС".

На вкладке Главное следует проставить код вида операции 42, установить флажки:

V - Формировать проводки;

V - Использовать документ расчетов как счет-фактуру.

На вкладке Товары и услуги проставить:

В поле Вид ценности - Товары (налоговый агент)

В поле Счет учета НДС - 76НА

В поле Событие - НДС начислен к уплате.

После проведения документа необходимо скорректировать проводки на вкладке Бухгалтерский и налоговый учет: ДТ 76.НА КТ 68.52, как показано на рисунке.

Вкладка НДС продажи заполнится автоматически.

На этом наши действия по покупке металлолома в программе заканчиваются, и мы можем перейти к формированию Книги покупок и Книги продаж.

В книге покупок за 2 квартал 2018 года в соответствии с рекомендациями ФНС России (письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@) будет отражена запись о применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке (за себя) по счету-фактуре на отгрузку металлолома № 51 от 16.05.2018 - на сумму 590 000,00 руб. с кодом вида операции "42".

Также согласно рекомендациям ФНС России (письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@) в книге продаж за 2 квартал 2018 года будет отражена регистрационная запись об исчислении НДС с отгрузки (за продавца) по счету-фактуре на отгрузку металлолома № 51 от 16.05.2018 - на сумму 590 000,00 руб. с кодом вида операции "42".

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Реализация лома и отходов черных/цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также шкуры животных в 2019 году облагаются налогом на добавленную стоимость. Разберемся, как считать НДС на металлолом в 2019 году и приведем разъяснения.

Компаниям, которые покупают и продают лом и отходы черных и цветных металлов, с 2018 года пришлось по-новому организовать работу. Продажа таких товаров стала облагаться НДС. Причем налог пришлось заплатить не продавцу, а покупателю. Это был эксперимент. В 2019 году действуют те же правила, и если эксперимент окажется успешным, чиновники распространят его на другие отрасли.

Когда продавец сам заплатит НДС

Продавец сам исчислит и заплатит НДС при реализации металлолома, если:

Продавец необоснованно поставил в договоре и первичке отметку «Без НДС»;
- продавец утратил право на спецрежим или на освобождение от НДС;
- покупатель - физлицо-непредприниматель;
- металлолом экспортирован и обоснованность нулевой ставки не подтверждена.

Такой порядок следует из абзацев 7 и 8 пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166, пунктов 1 и 5 статьи 168 НК.

Из статьи "Налоговый эксперимент. НДС платит покупатель ".

НДС на металлолом в 2019 году: как изменения отразятся на продавце (разъяснения простыми словами)

Как было. До 2018 года продавец металлолома был освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Для этого необходимо было соблюдать несколько условий:

  • наличие лицензии
  • реализация металлолома осуществляется на территории Российской Федерации

Как стало. Пока новые правила ввели лишь для покупателей сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов. Исключение - покупатели-«физики». Если ожидания чиновников оправдаются и поступления в бюджет вырастут, правила распространят на остальных. Такие разъяснения привел Минфин в письме от 14.08.17 № 03-07-14/51894.Продавец будет составлять счета-фактуры без учета НДС. На документе он проставит отметку «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель сам рассчитает НДС независимо от того, является он плательщиком НДС или нет. НДС с перечисленной оплаты он вправе принять к вычету.

Продавцы на спецрежиме указывают в первичке «Без налога (НДС)». Аналогичная ситуация, когда сделка не подпадает под НДС. Но если продавец поставит такую отметку неправомерно, он должен будет сам уплатить налог в бюджет.

В случае, если продавец является неплательщиком НДС или освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость, то в договоре купли-продажи это должно быть указано в обязательном порядке. Цена должна быть указана с пометкой «Без налога (НДС)».

Если продавец не относится к плательщикам НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает. Таким образом, избежать уплаты налога и составления декларации по НДС в качестве налогового агента можно только, заключив договор с той компанией или индивидуальным предпринимателем, которые не являются плательщиками НДС (применяют УСН или другие специальные налоговые режимы).

Обязанность налогового агента возникает лишь по отношению к плательщикам налога на добавленную стоимость (п.8 ст. 161 НК РФ).

В случае, если продавец обманул покупателя и указал в договоре и первичной документации ложные сведения, то уплачивать НДС на металлолом в 2019 году должен продавец.

Совет редакции : перед любой сделкой обязательно проверьте партнера, даже если Вы с ним уже работали. Сделать это быстро можно в сервисе "РНК: проверка контрагентов".


Кроме вышеприведенного случая, законодательством предусмотрены и другие, когда обязанность по перечислению налога на добавленную стоимость сохраняется за продавцом:

  • продажа металлома физическим лицам
  • реализация металлома на экспорт
  • потеря права на применения специального налогового режима или освобождения от НДС

Последствия изменений по НДС (разъяснение)

Приведем разъяснения в виде удобной таблицы, чтобы вы смогли быстрее разобраться в последстивях.

Изменение

Что поменять в работе

Риски, если проигнорировать изменение

Разъяснение

Сократили перечень необлагаемых операций (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

При продаже лома и отходов черных и цветных металлов теперь нужно начислять НДС. Но платить налог обязан покупатель, а не продавец. Именно покупатель считается налоговым агентом по таким операциям (п. 8 ст. 161 НК). Если вы продаете металлолом, с 2018 года в счете-фактуре делайте отметку «НДС исчисляется налоговым агентом»

Продавец переплатит НДС, если возьмет на себя обязанности по начислению налога. Покупатель занизит НДС, если не исполнит обязанности налогового агента. За это - штраф в размере 20% от неуплаченного налога (ст. 123 НК)

С 2018 года покупатель считается налоговым агентом по НДС еще по ряду операций. Это продажа сырых шкур животных, а также вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК)

Кто не является налоговым агентом при покупке металлолома

Как было сказано выше, с 1 января 2018 года покупатель металлома выполняет обязанности налогового агента, если законодательством не предусмотрено обратное, и платят НДС на металлолом. Мы рассмотрели уже случаи, когда обязанности по уплате НДС у покупателя не возникает.

Но следует добавить и то, что Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ выделил одну категорию клиентов, на которые изменения не распространяются. Это физические лица, не зарегистрированные в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как покупатель металлолома будет вести учет НДС с 1 января 2019 года

Теперь дадим разъяснения для покупателей по ведению учета. Налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом НДС. С 1 января 2019 года вместо прежней ставки НДС 18% вводится новая ставка 20%. А вместо прежней расчетной ставки 18/118 вводится расчетная ставка 20/120. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 20/120 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС. Следовательно, при стоимости товара 240 руб., 40 руб. – это НДС.

Пример.

Если в договоре указана цена металлома 200 000 руб. (без НДС), то налоговая база будет равняться 240 000 руб., включая НДС, который составляет 40 000 руб.

Налоговый агент должен удержать налог на добавленную стоимость из денежных средств, перечисляемых в счет предстоящих поставок поставщику металлолома, даже если это аванс.

Момент определения налоговой базы для налоговых агентов производится на одну из наиболее ранних дат:

  • день отгрузки
  • день оплаты/частичной оплаты

В настоящий момент порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, не закреплен в Налоговом кодексе РФ, поэтому полагаем, что он будет идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, указанных в п. 5 ст. 161 НК РФ. Следовательно, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты/частичной оплаты предстоящих поставок, то на день отгрузки в счет оплаты/частичной оплаты момент определения налоговой базы возникнет вновь. Нет оплаты - момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость возникнет только на одну дату и это будет дата отгрузки.

Если налоговый агент использует металлом в деятельности, которая облагается налогом на добавленную стоимость, то НДС, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету. Если по каким-либо причинам цена сделки изменилась или поменялось количество металлома в первичной документации сумма налога на добавленную стоимость необходимо откорректировать.

Общая формула расчета задолженности по налогу на добавленную стоимость перед бюджетом определяется следующим образом: НДС продавца + восстановленный НДС - НДС к вычету.

По итогам каждого налогового периода покупатель, являющийся налоговым агентом должен представить в налоговую инспекцию по месту своего учета декларацию. Бланк декларации по НДС утвержден Приказом ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@. Срок - не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, отчетными датами являются: 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января. Внимательно .

Как покупателю заполнить книги покупок и продаж

Данные из счета-фактуры покупатель перенесет в книгу продаж. Стоимость товара без НДС из графы 5 счета-фактуры он впишет в графу 14 книги продаж. Эту сумму надо увеличить на 20 процентов и вписать стоимость товаров с НДС в графу 13б.

Затем умножьте показатель на расчетную ставку 20/120 и впишите НДС в графу 17 книги продаж. Исчислите НДС, даже если применяете специальный режим либо освобождены от НДС по статье 145 НК.

Если покупатель работает на общем режиме и товар принят к учету, счет-фактуру он одновременно регистрирует в книге покупок, чтобы принять налог к вычету (п. 9 ст. 172 НК). А вот компании на спецрежиме такой вычет сделать не смогут. Ведь они не признаются плательщиками НДС.

При регистрации счетов-фактур надо указывать новые коды вида операций. Рекомендуемые ФНС

Как оформить платежное поручение налогового агента при уплате НДС на металлолом

Согласно правилами заполнения платежных поручений, утвержденных Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н должны быть заполнены следующее поля платежного поручения:

  • «Статус плательщика» (поле 101) - НДС уплачивает компания или индивидуальный предприниматель как налоговый агент - код «02»
  • «ИНН плательщика» (поле 60)
  • «КПП плательщика» (поле 102) - Индивидуальный предприниматель ставит «0», компания – свой КПП.
  • «Плательщик» (поле 8) - краткое наименование налогового агента
  • «ИНН получателя» (поле 61) - ИНН той налоговой инспекции, куда налоговый агент перечисляет налог на добавленную стоимость
  • «КПП получателя» (поле 103) - КПП той налоговой инспекции, куда налоговый агент отправляет налог на добавленную стоимость
  • «Получатель» (поле 16) - налоговая инспекция, в которую перечисляется налог на добавленную стоимость. Поле заполняется следующим образом: «УФК по г. Москве (ИФНС № 7 по г. Москве)». Указать только номер ИФНС нельзя. Например: «ИФНС № 7».
  • «Очередность платежа» (поле 21) - код «5», в особых случаях «3»
  • «КБК» (поле 104)
  • «ОКТМО» (поле 105) - код согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований. Для компаний – код по месту нахождения, а для индивидуальных предпринимателей – по месту жительства.
  • «Основание платежа» (поле 106) - текущий платеж «ТП.
  • «Период, за который уплачивается налог/взнос» (поле 107) - при уплате НДС в качестве налогового агента в поле 107 необходимо поставить дату выплаты денежных средств контрагенту.
  • «Номер документа» (поле 108) -
  • «Дата документа» (поле 109) - указывается «0» (т.к. в поле 106 «ТП»)
  • «Тип платежа» (поле 110) - «0».
  • «Назначение платежа» (поле 24) - налог на добавленную стоимость, удержанный налоговым агентом со стоимости товара (наименование) у организации по договору от « » _______20__ года, № __

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по НДС в 2019 году

За неисполнение обязанностей налогового агента (НДС на металлолом не удержан и не перечислен в бюджет) на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя накладывается штраф согласно ст. 123 НК РФ.

Размер штрафа составляет 20% от суммы неуплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость.

Помимо штрафа, налоговая инспекция потребует уплатить также и ту сумму НДС, которая была не уплачена.

С нового года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс о пересмотре списка освобождаемых от НДС операций. Согласно закону, покупатели металлолома стали налоговыми агентами. Это новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС на рынке, который на протяжении многих лет был опутан серыми и откровенно незаконными финансовыми схемами. К обсуждению документа были привлечены все заинтересованные стороны, при этом позиция его критиков остается не вполне понятной.

Для наведения порядка на рынке металлолома предпринимались самые разные шаги. Десять лет назад операции по заготовке и реализации лома цветных и черных металлов были освобождены от налогообложения: налогоплательщики вправе были не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий. Предполагалось, что это позволит прекратить хищения НДС, и короткое время мера действительно работала. Однако сравнительно быстро некоторые участники рынка нашли новые пути для незаконного обогащения – НДС стали воровать на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Пресечь эту практику не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой налога.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые в конце прошлого года и заработавшие с 1 января, предусматривают, что покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него становятся налоговыми агентами. По сути, закон лишь исключил возможность уклонения от уплаты НДС при производстве и реализации продукции из лома. Причем эта мера разработана с учетом европейской налоговой практики: директивой ЕС тоже предусмотрена возможность введения так называемой «реверсивной уплаты» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. Например, в Германии в 2014 году налоговое агентирование распространили почти на всю металлопродукцию.

Поправки активно обсуждались с участниками рынка с весны 2017 года и с учетом конструктивных предложений и замечаний были успешно приняты – в том числе потому, что критика законопроекта, особенно активно зазвучавшая к концу прошлого года, была очевидно неубедительной. Между тем некоторые ее тезисы повторяются до сих пор. Например, противники нововведений не раз заявляли, что предлагаемые меры могут привести одновременно и к росту цен на продукцию металлургов, и к падению цен на лом как раз на размер НДС – 18%. На волатильность цен обращают внимание и сейчас. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно: при приобретении лома у физического лица покупателю не надо будет ни удерживать НДС, ни исчислять его.

Кроме того, в окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету. Другими словами, фактической уплаты налога нет, а значит, нет и увеличения платежей в бюджет для участников рынка.

«Замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – отмечал директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов.

«За прошедшие два месяца 2018 года уже можно отметить явное оздоровление рынков алюминиевого лома и вторичного алюминия, – подчеркнул Дмитрий Пузанов. – Так, если в 2014–2016 годах все добросовестные производители вторичного алюминия в зимний период или останавливали производство, или вынуждены были работать с убытком из-за искусственно завышенных цен на лом, то в январе–феврале 2018 года удается заготовить сырье по ценам, позволяющим работать как минимум без убытка. И это несмотря на резкое сокращение объемов заготовки лома в связи с суровой и многоснежной зимой. Кроме того, можно отметить, что до начала 2018 года на рынке вторичного алюминия присутствовал товар, реализуемый по необоснованно заниженным ценам. Такой товар без существенных убытков могли поставлять только производители, использующие необоснованную налоговую выгоду. А в 2018 году цены на вторичный алюминий в России выровнялись, и у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры на поставку продукции на автомобилестроительные заводы и предприятия черной металлургии. Эти примеры однозначно подтверждают эффективность вступивших в силу с 1 января 2018 года изменений в Налоговый кодекс, направленных на пресечение хищений НДС при реализации продукции, изготавливаемой из лома и отходов металлов».

Между тем добросовестные представители отрасли закон поддержали. Например, генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отмечал в конце прошлого года, что освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет задачи предотвращения хищений налога: на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС. Аналогичную позицию заняли участники рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, который, по их оценкам, к концу прошлого года на две трети был охвачен хищениями НДС.

Конечно, как и к любым значимым нововведениям, отрасли нужно адаптироваться к новым правилам. Необходимо помнить о главной задаче закона – повышении прозрачности в ломозаготовительной отрасли и борьбе против формирования необоснованной налоговой выгоды, то есть тех самых хищений НДС, которые стали настоящим проклятием рынка металлолома в последние годы.