В каких случаях нужно получать лицензию на строительство, и когда лицензия на строительство не нужна? Лицензия на строительно монтажные работы: виды лицензий, как получить

В каких случаях нужно получать лицензию на строительство, и когда лицензия на строительство не нужна? Лицензия на строительно монтажные работы: виды лицензий, как получить

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО НОРМИРОВАНИЮ
И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ

Министр архитектуры, строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации Б.А. Фурманов
28 января 1992 г. утвердил

ОЧЕРЕДНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В период до 1 января 1993 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которыми начато после 1 января 1989 г. В период до 1 января 1994 г. лицензированию подлежат организации и предприятия, осуществление строительной деятельности которых начато до 1 января 1989 г. По истечении установленных сроков осуществление строительной деятельности без лицензирования запрещается. Перерегистрация предприятий не влечет за собой изменения срока начала его деятельности, если это не связано со структурными и технологическими изменениями.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ

I . ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ 1. Инженерно-геодезические изыскания 2. Инженерно-геологические изыскания 3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания 4. Мелиоративные, лесотехнические и торфотехнические изыскания 5. Инженерно-экологические изыскания 6. Контроль качества работ II . ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ 7. Разработка градостроительной документации 8. Архитектурное проектирование 9. Строительное проектирование и конструирование 10. Проектирование инженерных сетей и систем 11. Разработка специальных разделов проектов 12. Технологическое проектирование 13. Экспертиза проектной документации III . ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ 14. Производство строительных материалов 15. Производство стальных и алюминиевых строительных конструкций и изделий 16. Производство конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона 17. Производство спецжелезобетона 18. Производство напорных и безнапорных железобетонных труб 19. Производство товарного бетона и раствора 20. Производство асфальта 21. Производство деревянных строительных конструкций и изделий 22. Производство инвентаря, оснастки, металлоформ и опалубки 23. Производство вентиляционных, санитарно-технических и электромонтажных изделий и заготовок 24. Контроль качества продукции IV . ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ 25. Земляные работы 26. Специальные работы в грунтах 27. Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений 28. Работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудованию 29. Работы по устройству внутренних инженерных систем 30. Работы по защите конструкций и оборудования 31. Работы по отделке конструкций и оборудования 32. Работы по строительству дорог 33. Работы по благоустройству территории 34. Монтаж технологического оборудования 35. Пусконаладочные работы 36. Контроль качества работПРИМЕЧАНИЯ:1. Лицензирование видов строительной деятельности и работ осуществляется в соответствии с Положением о государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 593. Лицензирование работ пп. 7, 8 осуществляется в порядке, определяемом Союзом архитекторов Российской Федерации совместно с Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г. № 1655-1.2. При рассмотрении и выдаче лицензий необходимо указывать виды работ в соответствии с Общесоюзным классификатором работ и услуг в строительстве (Стройиздат, 1987 г.), а также типы зданий и сооружений в соответствии со СНиП и другими нормативными документами, утвержденного перечня по состоянию на 1 января 1991 г.3. Номенклатура объектов, связанных с повышенной опасностью, определяется в установленном порядке перечнями объектов, подконтрольных Госгортехнадзору Российской Федерации и Госатомнадзору Российской Федерации.

О порядке привлечения специализированных экспертных базовых организаций
при лицензировании строительной деятельности

В связи с обращениями территориальных лицензионных центров и других организаций об ограничении перечня видов деятельности и работ, по которым требуются заключения специализированных экспертных базовых центров, Минстрой России считает необходимым поддержать такие предложения. Основными критериями для привлечения этих организаций при оценке потенциальных возможностей субъектов лицензирования следует считать обеспечение: безопасности жизни и здоровья людей, экологической безопасности и охраны природы; учета особо сложных природно-геолого-климатических условий; наличия соответствующего оборудования, машин, механизмов, а также специальных материалов; высокой эксплуатационной надежности на стадии изысканий, проектирования, производства отдельных видов конструкций, материалов, а также строительства объектов. С учетом этих требований Минстроем России подготовлен публикуемый ниже перечень видов деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров. Этим перечнем и следует руководствоваться в практической деятельности.

Перечень видов строительной деятельности и работ, по которым необходимо заключение аккредитованных специализированных экспертных базовых центров для получения лицензий

1. Выполнение инженерных изысканий. 2. Выполнение проектных работ: магистральные инженерные сети;* строительное проектирование и конструирование зданий и сооружений, возводимых на территориях с особо сложными природными геолого-климатическими условиями; разработка систем энергоснабжения, пожаротушения, противогазовой защиты, пожарно-охранной сигнализации и спецсвязи;* технологическое проектирование; *** подведомственные Госготтехнадзору Российской Федерации** для крупных комплексов промышленного и гражданского назначения 3. Производство строительных материалов, конструкций и изделий: вяжущих, полимерных, кровельных, асбестоцементных изделий, санитарно-технического оборудования; стальных и алюминиевых строительных конструкций;** несущих конструкций из железобетона;** спецжелезобетона; контроль качества. 4. Выполнение строительно-монтажных работ: специальные работы в грунтах (гидромеханизированные, горнопроходческие, подводнотехнические и свайные работы, шахтопроходка и шахтоосушение).** возведение несущих и ограждающих конструкций;** монтаж металлоконструкций специальных сооружений высотой более 100 м; работы по устройству инженерных сетей, монтажу оборудования и установок;** по защите конструкций и оборудования;** по устройству кровель и полов;** по монтажу технологического оборудования;** по пусконаладочным работам; водохозяйственное и мелиоративное строительство групповых систем; транспортное строительство (автодорожное, железнодорожное строительство, строительство крупных мостов, метрополитенов, тоннелей, аэродромов, речных и морских сооружений, производство специальных машин, механизмов, оборудования, а также конструкций, изделий и материалов для транспортного строительства). Перечень работ уточняется с учетом предложений корпорации «Трансстрой» и других организаций; контроль качества работ, включая обследование объектов.Примечание: 1. Перечень работ может быть уточнен отделом лицензирования Минстроя России.2. Выдача лицензий без заключения аккредитованных специализированных экспертных базовых центров по указанным работам не допускается.

О лицензировании строительной деятельности

Госстрой России направил правительствам республик, администрациям краев, областей, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга, руководителям территориальных лицензионных центров, ФЛЦ письмо от 04.10.93 № АБ-5-387 следующего содержания. В обращениях администраций регионов России, а также крупных проектных и строительных организаций высказывались предложения о необходимости повышения ответственности организаций за выполнение функций генпроектировщика и генподрядчика. Госстрой России поддерживает эти предложения и считает необходимым в «Перечне видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий», утвержденном Минстроем России 28 января 1992 г. выделить «осуществления функций генерального подрядчика» как самостоятельные виды работ, выполняемые на основании лицензий. В развитие этого письма в адрес тех же организаций и дополнительно в адрес Росналогслужбы Госстрой России направил письмо от 02.11.93 № БЕ-19-22/5 следующего содержания. В связи с внесением изменений в «Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий» (письмо Госстроя России от 04.10.93 № АБ-5-387) Госстрой России вносит в утвержденную 28.01.92 «Очередность осуществления лицензирования строительной деятельности на территории Российской Федерации» следующее дополнение: «С 1 июля 1994 г. осуществление организациями и предприятиями функций генерального проектировщика и генерального подрядчика без лицензий на эту деятельность запрещается».

Во всем мире лицензирование строительной деятельности - это обычная практика, позволяющая ограничить круг подрядчиков квалифицированными специалистами с положительной репутацией. Такой подход позволяет снизить любые риски и повысить качество возводимых объектов. Лицензия на строительство и проектирование - это необходимая мера, которая защищает интересы многих сторон, прежде всего государства и заказчика, заинтересованных в технически грамотном осуществлении программ.

В условиях российского рынка одну из главных ролей играет изначальный отбор подрядчика. Это важно, прежде всего, в программах по долевому строительству. Не для кого не секрет, что недобросовестные застройщики являются реальной болезнью отечественной отрасли, победить которую в состоянии только дифференцированный подход к процессу выдачи разрешений на строительство жилых объектов. Лицензия на строительство СРО радикально изменила ситуацию по защите интересов различных сторон, а именно:

  • увеличила размер поступлений в государственную казну;
  • осуществила отбор подрядчиков еще на начальной стадии, путем допуска к определенным работам профессиональных операторов, имеющих достаточный экономический и производственный потенциал;
  • провела учет для создания общей статистики всех строительных проектов;
  • повысила в целом конкурентоспособность строительного рынка;
  • обязала соблюдать в процессе реализации проектов все действующие стандарты и нормы;
  • создала определенную репутацию конкретным строительным компаниям, обладающим лицензиями на осуществление того или иного вида деятельности.

В соответствии с законом № 148-ФЗ от 22.07.2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс» произошел плановый переход на систему саморегулирования строительной отрасли, в свою очередь, лицензия на строительство была отменена.

На данный момент единственным документом, регулирующим деятельность в этой сфере, является допуск СРО.

Следует отметить, что был пересмотрен и перечень работ, предусматривающих наличие допуска (ознакомиться с ним Вы сможете на нашем сайте в соответствующем разделе ).

Компания «Информационно-консультационный центр «Эксперт» готова оказать профессиональную помощь по вступлению в СРО (получение строительной лицензии 2013 года) или переоформлению уже имеющегося свидетельства о допуске СРО в области проектирования, строительства или инженерных изысканий. Мы окажем Вам квалифицированные услуги по подбору и обучению сотрудников в соответствии с программой «Выполнение работ по строительству на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах», проведем аттестацию по промышленной безопасности персонала ИТР в территориальных органах Ростехнадзора РФ.

Огромную роль в получении допуска играет степень надежности, выбранной Вами саморегулируемой организации, степень компетентности ее экспертов и руководства, легитимность выданных ею свидетельств о допуске. Ведь именно эти аспекты обуславливают законность допуска на проведение работ, которым была заменена государственная лицензия на строительство. Именно поэтому руководители проектных и строительных организаций нуждаются в консультации независимых специалистов, которые на профессиональном уровне смогут оценить предлагаемые условия и целесообразность их принятия.

В нашей стране на сегодняшний день существует огромное количество организаций, которые осуществляют строительную деятельность. Основное предназначение государственных органов, регулирующих работу данных компаний, заключается в создании оптимальных условий для развития данной отрасли. Сделать это можно только в том случае, если законодательство не будет тормозить работу застройщиков. С этой целью в него были внесены большие изменения, в результате чего строительная лицензия потеряла свою первоначальную силу.

Поэтому вопрос о том, нужна ли лицензия на строительные работы, является одним из наиболее актуальных в наши дни. Оформить ее несложно, самое главное - собрать необходимый пакет документов, а после этого написать заявление на получение.

Общая информация

Деятельность строительных компаний полностью регулируется государством, которое в случае некачественной работы может лишить застройщика лицензии на осуществление строительной деятельности. Однако такой подход имеет и множество недостатков, поскольку он создает большое количество трудностей для бизнеса.

Поэтому законодательство было пересмотрено, а выдача лицензий и контроль качества работы была передана СРО. Таким образом, любая строительная компания, работающая в России, должна купить в СРО строительную лицензию и получить допуски на все виды работ, которые она планирует выполнять.

Определение лицензии

Лицензия на строительные работы - это документ, предоставляющий право на выполнение строительных и других видов работ, связанных с проектированием. В ней прописаны правила работы, которые обязательны к соблюдению. Если застройщик будет допускать какие-либо нарушения, то по отношению к нему применяется дисциплинарное взыскание, а при регулярных нарушениях он может и вовсе лишится лицензии.

Нужно ли оформлять лицензию?

Согласно действующему законодательству РФ, лицензия на выполнение строительных работ обязательна к получению всеми застройщиками и промышленными компаниями, деятельность которых связана со строительством. Помимо лицензии, также необходимо получение разрешений на те виды работ, которые будет выполнять компания.

Однако есть маленькое исключение. Организации, которые занимаются могут работать без какого-либо разрешающего документа. Подобные меры были приняты для того, чтобы снизить нагрузку на малый и средний бизнес и создать для них более комфортные

Однако это вовсе не значит, что такие компании не должны соблюдать правила и следить за качеством выполнения своих работ. Их деятельность также регулируется СРО, которые могут применять дисциплинарные взыскания.

На какие виды деятельности распространяется строительная лицензия?

Многих людей интересует вопрос о том, на какие строительные работы нужна лицензия. Она обязательна к получению теми компаниями, деятельность которых связана с разработкой строительных проектов и технологической документации, возведением зданий различного предназначения, также с инженерией.

На сегодняшний день выдачей лицензий и регулированием деятельности застройщиков занимается СРО. Однако, чтобы получить разрешительную документацию, застройщик должен сперва стать ее членом. При этом важно понимать, что, помимо основной деятельности, СК также выполняют различные виды работ, на которые также необходимо получение разрешения.

Если какой-либо компании, деятельность которой не является коммерческой, нужно получить разрешение на строительные или другие работы, то ей выдается лимитированная лицензия на строительно-монтажные работы.

Разновидности строительных лицензий

На сегодняшний день лицензии, предоставляющие право заниматься строительной деятельностью, подразделяются на следующие разновидности:

  1. Проектная - позволяет разрабатывать строительные проекты.
  2. Строительная - предоставляет право заниматься строительством домов и сооружений.
  3. Инженерная - предполагает осуществлять инженерные исследования и разрабатывать новые решения.

Каждая разновидность разрешительного документа предполагает ведение определенного вида деятельности, поэтому при оформлении лицензии следует брать во внимание направление компании.

Какие компании подлежат лицензированию?

Лицензия на проведение строительных работ должна быть у любой компании, деятельность которой тем или иным образом связана со строительством жилых и коммерческих зданий, а также любых других архитектурных сооружений.

Законодательство определяет довольно много видов строительной деятельности, поэтому перед обращением в СРО за получением документации рекомендуется ознакомиться с информацией, предоставленной в Классификаторе. Однако стоит отметить, что после внесения изменений в законодательство, видов деятельности, которые требуют наличия лицензии, стало намного меньше, чем это было до 2010 года.

Процесс получения строительной лицензии

Лицензия на строительные работы оформляется в следующем порядке:

  1. Подготовка пакета необходимых документов.
  2. Подача заявления в регулирующий орган.
  3. Проверка экспертной комиссией строительной компании на предмет соответствия технической базы, уровня квалифицированности рабочего персонала, а также уровня контроля качества установленным правилам и требованиям.
  4. Если все будет в порядке, то застройщику будет выдана лицензия.

Хотелось бы сказать, что на решение комиссии при выдаче лицензии влияют и отзывы клиентов компании, которая подала заявление на получение документов. Поэтому независимо от того, есть у вас лицензия или нет, нужно всегда работать качественно.

Во время оценки застройщика могут привлекаться сторонние компании. Это необходимо для того, чтобы оценка была выполнена независимо и имела объективный характер. Однако важно понимать, что рекомендации сторонних организаций являются исключительно информативными, поэтому существенного влияния на решение комиссии не оказывают.

Согласно законодательству, процедура выдачи лицензии на строительные работы не должна превышать 60 дней с момента подачи застройщиком заявления.

Какие документы потребуются?

Для получения лицензии, предоставляющей право на осуществление строительной деятельности, потребуется подготовить следующие документы:

  • заявление установленного образца;
  • ксерокопия документа, подтверждающего личность;
  • ксерокопии Устава компании, свидетельства о государственной регистрации и ИНН;
  • квитанция об уплате лицензионного сбора;
  • перечень видов работ, которыми планирует заниматься компания;
  • документы, подтверждающие квалифицированность сотрудников.

Стоит отметить, что перечень документов может отличаться в зависимости от вида деятельности, которой планирует заниматься компания. Помимо этого, обязательно нужны все нормативные документы, которые предусмотрены законодательством.

Заключение

Лицензия на строительные работы - это без которой деятельность строительной компании невозможна. Однако получить ее - это всего лишь полдела, поскольку за нарушения и некачественную работу СРО всегда может лишить ее недобросовестную компанию. Поэтому, получив лицензию, всегда придерживайтесь высоких стандартов и соблюдайте требования, выдвигаемые СРО.

Для определённых видов деятельности необходимо получать соответствующие документы, разрешающие её ведение, например – лицензии. Строительная деятельность, как обладающая особым влиянием на общественное развитие, долгое время также подлежала обязательному лицензированию, однако на сегодняшний день лицензии на строительство в России не выдаются. Порядок лицензирования был заменён более перспективным, эффективным и обеспечивающим свободу экономики механизмом саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства.

Оглавление:

Правовое регулирование лицензирования строительства и строительных СРО


Окончательная отмена лицензирования строительной деятельности состоялась в 2010 году в соответствии с положениями ФЗ №148 от 22.07.2008. Фактически, данный закон полностью отменил действие ранее принятого ФЗ №128 от 08.08.2001 в вопросах строительства.
Впоследствии же, был принят новый закон о лицензиях, полностью отменяющий действие старого порядка выдачи лицензий и списка деятельностей, для которых было обязательно государственное лицензирование.

Тем не менее, учитывая важность фактора строительства, в первую очередь, жилищного, и обеспечения соблюдения соответствующих нормативов, равно как и реализации гражданских прав, оставление строительной деятельности вне всякого контроля является невозможным. С 2008 года стало возможно образование саморегулируемых организаций в сфере строительства, на основании положений ФЗ №315 от 01.12.2007. СРО помимо строительства являются основными регуляторами также в большинстве видов финансовой деятельности, в частности – в сфере ведения .

Вопрос регулирования прав и обязанностей строительных СРО наиболее полно рассматривается в положениях главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ. При этом законодательно разделяется возможность создания таковых организаций в различных сферах деятельности, связанных со строительством. Например, соответственно положениям ст. 55.4 ГрК РФ, предусмотрены следующие виды профильных СРО, основанные на членстве различных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих:

  • Проектирование;
  • Строительство;
  • Инженерные изыскания.

Важный факт

СРО в сфере строительства, равно как и любые другие СРО, являются некоммерческими организациями. Фактически, они представляются объединением профильных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сообща разрабатывающих свои собственные нормативы и связанных общими обязательствами, например, в формировании компенсационных фондов.

Членство в СРО – обязательно ли, как его получить

До 01.07.2017 осуществление строительной деятельности, инженерных изысканий и проектирования было доступно лишь при условии членства в СРО. Но с июля 2017 года, соответственно положениям ФЗ №372 от 03.07.2016, таковые требования были смягчены. В частности, положениями данного Федерального закона разрешается ведение вышеуказанной деятельности без получения членства в СРО, при соблюдении некоторых условий. А именно:

  • Вести таковую деятельность можно лишь на условиях субподряда. Первичным подрядчиком должна выступать организация, должным образом входящая в существующие зарегистрированные СРО по соответствующему направлению деятельности.
  • Объем вознаграждения, выплачиваемого за услуги в формате субподряда, не должен превышать 3 млн. рублей.

Кроме этого, ранее также обязательным требованием для строительной деятельности выступало получение свидетельства от СРО, разрешающего строительство. На сегодняшний день для ведения строительной деятельности достаточно самого факта членства в СРО без получения, каких бы то ни было дополнительных разрешений или бумаг.

Ведение строительства по лицензиям, выданным до 2010 года же, является незаконным, а действовавшие ранее лицензии с 01.01.2010, вне зависимости от срока их действия, указанного в таковой документации, считаются недействительными.

Членство в СРО может требовать от участников таковой организации уплаты взносов. К таковым относятся как вступительные взносы, так и взносы в компенсационные фонды. На текущий день, каждая СРО обязана иметь два компенсационных фонда. Один из них является общий, взносы во второй же взимаются исключительно с субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на участие в государственных контрактах и тендерах.

В среднем, стоимость вступления в строительные СРО в России варьируется от 50 до 500 тыс. рублей. Ежегодные же членские взносы могут составлять до 100 тыс. рублей.

Важный факт

Учитывая высокую стоимость взносов в СРО, может возникнуть необходимость проверки легальности регистрации таковых организаций. Таковая проверка легко может быть проведена в онлайн режиме на официальном сайте регулирующей организации, каковой выступает Ростехнадзор. Проверить строительное СРО онлайн можно по адресу https://sro.gosnadzor.ru/ .

Потеря членства в СРО возможна на основании нарушения принятых в данной организации принципов и правил, в том числе и по причине неуплаты членских взносов. Кроме того, в случае исключения из СРО, субъект предпринимательской деятельности лишается права вступления в это же СРО или иные СРО на год. Соответственно, на момент отсутствия членства, строительная, инженерно-изыскательная или проектная деятельность могут осуществляться им лишь в означенных законом рамках. Издержки третьих лиц, связанные с потерей таких прав субъектом предпринимательской деятельности, возмещаются из компенсационного фонда СРО.

Лицензирование строительной деятельности отменено - вместо строительных лицензий оформляются допуски СРО к определенным работам, новые механизмы лицензирования .

Во всём мире лицензирование строительства является обычной практикой, которая позволяет ограничить круг подрядчиков профессионалами с репутацией, что в свою очередь снижает любые риски и повышает качество возводимых объектов. Выдача разрешений на проектирование и строительство является необходимой мерой, защищающей интересы многих сторон, прежде всего, заказчика и государства, заинтересованного в технически грамотной реализации программ.

В условиях российского рынка изначальный отбор подрядчика играет особую роль, прежде всего, в программах долевого строительства. Не секрет, что недобросовестные застройщики – это реальная болезнь отечественной отрасли, побороть которую может только дифференцированный подход к выдаче разрешений на возведение жилых объектов. С приходом новых правил строительного лицензирования путём членства подрядчиков в саморегулируемых организациях ситуация радикально изменилась, но об этом речь пойдёт ниже.

Строительное лицензирование в новом формате – цели и задачи

Кроме вышеупомянутых основных целей лицензирования строительной деятельности – защиты интересов различных сторон, в этом виде экономическо-бюрократических отношений существует ещё несколько знаковых аспектов, определяющих необходимость данного механизма.

Лицензирование строительства позволяет достигать следующих целей:

  • увеличивать поступления в государственную казну;
  • осуществлять отбор подрядчиков на начальной стадии, допуская к определённым работам компетентных операторов, обладающих достаточным экономическим и производственным потенциалом за счет лицензирования;
  • проводить учёт всех строительных проектов для создания общей статистики;
  • повышать конкурентоспособность рынка строительства в целом;
  • соблюдать уровень соответствия проектов и рабочих процессов существующим нормам и стандартам;
  • создавать определенную репутацию конкретной строительной компании, которая, имея в своём портфолио лицензии на ведение той или иной деятельности, обладает дополнительными весомыми аргументами для ведения переговоров с партнёрами и заказчиками.

Лицензирование строительства – актуальные механизмы

В разных странах существует различные механизмы лицензирования строительной деятельности. В России на сегодняшний день полномочия выдачи допуска к созданию проектной документации и проведению строительно-ремонтных работ переданы , представляющим собой некоммерческие партнёрские объединения профильных операторов. Эти компании сами создают компенсационный фонд, из которого в случае каких-либо убытков, причинённых подрядчиком третьим сторонам, выплачиваются компенсации.

Соответственно лицензирование строительной деятельности в СРО предполагает достаточно жёсткий контроль над выдачей допусков и проведением монтажных и пуско-наладочных работ. Такое положение дел связано с тем, что каждый член такого объединения заинтересован, чтобы его партнёры по саморегулируемой организации реализовывали программы с должным уровнем ответственности и качества.

Поэтому на сегодняшний день лицензирование строительства в СРО характеризуется достаточно высокими стандартами мониторинга соискателей допусков.

Чтобы стать членом СРО, компании необходимо подать сравнительно небольшой пакет документов и выплатить взнос в компенсационный фонд. Конечно, прежде всего, нужно будет грамотно выбрать соответствующее саморегулируемое объединение, которое предоставляет своим членам не только допуски к работам, но и всестороннюю правовую и имиджевую поддержку. После принятия компании в некоммерческое партнерство, лицензирование строительной деятельности будет выражаться в выдаче Свидетельств допуска установленного образца, которые предоставляются соискателю на основании решения специального комитета.

Список работ, требующих наличия свидетельства допуска, выданного СРО, регламентирован Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274.

Таким образом, сегодня строительное лицензирование в России обрело новые более цивилизованные формы, практически полностью исключив участие государственных бюрократических структур в процессе выдачи допусков к определённым работам. Конечно, и в саморегулируемых организациях имеют случаи коррумпированных решений, однако подобные явления не являются повсеместными и носят, скорее, спорадический характер. В целом ситуация с позволяет строить самые оптимистичные прогнозы на дальнейшую популяризацию этого достаточно эффективного инструмента регулирования отношений на строительном рынке за счет лицензирования.