В ходе реализации экономической реформы 1987 года. Некоторые причины провала экономических реформ на первом этапе

Новое политическое мышление.

Распад СССР и образование СНГ.

Изменение политической системы СССР.

Экономические преобразования перестройки.

Президент СССР (март 1990 г. – декабрь 1991 г.).

Время правления М. С. Горбачёва называют перестройкой.

Необходимость перестройки:

Пребывание СССР на грани экономического, социального, политического кризиса;

Снижение уровня общественной дисциплины;

Низкий уровень жизни большинства населения;

Отставание от Запада.

Основные мероприятия перестройки:

Курс на ускорение социально-экономического развития;

Новое политическое мышление;

Политика гласности;

Демократизация.

Цели Горбачева по перестройке

1. нужны реформы, но в рамках социалистического строя, чтобы не допустить отставания от Запада (1985 – 1987 гг.)

2. сознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям (с 1987 г.ознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям () от Запада и начинает коренную перестройку.

Меры, предпринятые в экономике:

1 этап экономических преобразований (1985- 1987 гг.) - при сохранении командно-административной экономики:

Курс на ускорение социально-экономического развития на основе форсированного развития машиностроения, укрепление порядка и дисциплины на производстве, активное использование достижений науки и техники.

Ускоренное развитие машиностроения должно было стать основой быстрого перевооружения всего народного хозяйства. Концепция ускорения оказалась несостоятельной, т. к. ослабила производство товаров народного потребления, усилила инфляцию. Начинать преобразования следовало не с реформы тяжёлой промышленности, а с сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. Это дало бы быструю отдачу для людей, укрепило бы социальную базу перестройки.

- 1986 г. – введение государственной приемки на все виды производимой продукции, так как много брака – этот товар не разрешали выпускать на реализацию (эта мера только обострила дефицит).

- 1985 г. – антиалкогольная кампания (уменьшились доходы государства, вырублены виноградники, самогоноварение). Через 2,5 года свернута кампания.

Антиалкогольная компания - государство не получило прибыли от продажи алкоголя – главной статьи пополнения бюджета.

Землетрясение в Армении (1988 г.).

Эти катаклизмы стоили бюджету огромных средств, так необходимых для перестройки экономики.



Кроме того, в 1985 г. упали цены на нефть, на 2/3 уменьшились доходы.

Таким образом, кризисные явления в экономике сохраняются:

Снижение темпов прироста;

Уменьшение объёмов производства;

Инфляция;

Дефицит товаров.

2 этап экономических реформ – 1987 – 1989 гг.

В начале 1987 г. была признана неудача реформ предшествующих лет. Вся ответственность была возложена на командно-административную систему. Была поставлена задача разрушить её. Идея ускорения выходит из обихода. Главной идеей объявляется демократия. Стали исходить из того, что без демократизации общества радикальные экономические преобразования невозможны. Во главу реформ в ущерб экономике была поставлена политика. Реформа политической системы, плюрализм, многопартийность, демократия – главные двигатели перестройки.

Экономическую реформу разрабатывали на этом этапе Абалкин, Рыжков, Кацура. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора.

Июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии» - после выполнения госзаказа предприятия могли оставлять прибыль у себя и свободно ею распоряжаться.

1988 г. – закон «О кооперации в СССР» - начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг, могли сами вести внешнюю торговлю.

1989 г. – помимо колхозов и совхозов разрешено заниматься фермерским хозяйством.

То есть, эта реформы были попыткой допущения демократических рыночных элементов в плановую экономику.

Но по мере развития демократического политического режима такое «допущение» представлялось недостаточным.

3 этап реформ (1990 – 1991 гг.) – переход СССР к регулируемой рыночной экономике

Лето 1990 г. – создана программа «500 дней» Явлинского и Шаталина (за 500 дней провести приватизацию, ввести свободные цены) – не была реализована.

Но в ноябре 1991 г. – «шоковая терапия» Гайдар, Чубайс, Шохин (радикальный курс перехода к рынку одномоментно): либерализация цен, торговли и приватизация. Итог: за год цены выросли в 100 – 150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз.

Этапы «шоковой терапии»:

1 этап (1992 – первая половина 1994 гг.) – ваучерная приватизация, осуществлявшаяся за приватизационные чеки на сумму 10 тыс. рублей, которые получал каждый гражданин РФ.

2 этап (1994 – 1997 гг.) – денежная приватизация (купить госсобственность могли не все из-за отсутствия денег).

Итоги перестройки в сфере экономики:

1. Страна оказалась на грани экономической катастрофы

2. Наблюдалась фактическая потеря управления отраслями экономики.

3. Резко упал уровень жизни населения

4. увеличился дефицит, вводится карточная система (талоны).

5. К 1996 г. более половины госпредприятий перешли в частную собственность узкого круга лиц (бывшие номенклатурные работники и теневые криминальные структуры).

После смерти Л. И. Брежнева 9 ноября 1982 г. в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. Об ее остроте свидетельствует тот факт, что за короткий срок 2 раза на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу ϶ᴛᴏго заведомо «временные» как руководители правящей партии: Ю. В. Андропов и К. У. Черненко.

Первый из них, коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, запомнился народу тем, что приступил к серьезной борьбе с коррупцией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и укреплению трудовой дисциплины. Второй генсек начал с того, что пригласил на Пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».

Отметим, что тем временем в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков, не только боровшихся за власть, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР – Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов) Так начался следующий и последний этап в истории СССР, названный вскоре «перестройкой».

Главной задачей было прекращение распада системы «государственного социализма», а также гарантировать интересы его правящей верхушки – номенклатуры, сформировавшей данных политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй и довольно скоро она была отброшена) Средством избирается осторожное преобразование общественных структур, в первую очередь экономики. При этом целостная и заранее проработанная концепция того, как ϶ᴛᴏ сделать, отсутствовала.

Решения горбачевской администрации зачастую не шли впереди общественных процессов и не направляли их, а шли за ними – с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени ϶ᴛᴏ объяснялось запоздалостью реформ, глубиной общего кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло негативную роль и другое обстоятельство – в первые годы «перестройки» не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и адекватные ситуации решения. В обществе имелось исключительно довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще предстояло пройти большой и трудный путь.

Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР. Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление новых политических сил, грозивших в дальнейшем подорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политического преобразования было укрепление руководящей роли КПСС в стране с помощью оживления Советов, установление в советской системе разделения властей и элементов парламентаризма.

Побудет новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие республиканские съезды. Выборы депутатов проходили в 1989 – 1990 гг. альтернативно. Из народных депутатов сформировали постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводилась новая должность – председатель Совета (от Верховного до районного) Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б. Н. Ельцин (май 1990 г.)

Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность». Это было контролируемое властью смягчение цензуры над средствами массовой информации, устранение «спецхранов» в библиотеках, печатание ранее запрещенных книг и т. п. Началась деятельность по реабилитации жертв репрессий.

Резко усилился процесс образования новых политических партий с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархистских до анархистских.

В республиках побудут массовые движения и партии национальной (а часто и националистической) ориентации. В Прибалтике, Армении, Грузии и Молдавии они получили устойчивое большинство в Верховных Советах. В ряде крупных городов России также возникли аналогичные общественно-политические образования, различные по составу и целям.

Важно знать, что большинство новых политических партий и движений открыто заняло антикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жизненного уровня.

Кризис охватывает и КПСС. В ней наметились три основных течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии. В 1989 – 1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о ϲʙᴏем выходе из КПСС.

В стране начинают складываться новые центры реальной власти. Это были республиканские съезды народных депутатов и Верховных Советов, где происходило блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парламенты» на волне критики КПСС, и старых опытных партократов.

Весной и летом 1990 г. союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет ϲʙᴏих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции.

На протяжении десятилетий центр систематически перекачивал материальные и финансовые ресурсы из России в национальные республики, стремясь где ускорить развитие отсталых регионов, где «умиротворить» народы, насильно включенные в состав советской империи, более высоким по сравнению со всей страной уровнем жизни. Но, превратив Россию в «донора» и обескровив ее, у руководства СССР так и не получилось снять напряженные отношения между нациями. Важно знать, что большую роль здесь сыграли и слишком сильный централизм в управлении, и указания союзных органов, что надо делать в области использования природных ресурсов, демографического, социального и экономического развития республик без должного учета их собственных интересов, и многочисленные факты неуважения национальной культуры, языка, обычаев. Казалось, что все было спокойно, говорились речи о дружбе народов, а на самом деле не затухали очаги межнациональной розни, непонимания и разногласий.

Коммунистическую идеологию пронизывала идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Единое государство – СССР – во всех конституциях, начиная с 1924 г., официально рассматривалось в качестве «добровольного союза суверенных советских республик», обладающих правом ϲʙᴏбодного выхода из него. В республиках органы власти и управления, мало отличавшиеся по реальным полномочиям от аналогичных органов в областях Российской Федерации, имели тем не менее все атрибуты собственной суверенной государственности: законодательные, исполнительные, судебные, министерства и т. д.

Во время дальнейшего ослабления КПСС все данные конституционные положения начали с нараставшей силой работать против центра, создавая, помимо прочего, благоприятный международно-юридический фон для его развала.

В таких условиях горбачевская администрация, теряя инициативу, перешла весной 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространились и на сферу государственного устройства СССР. Отличительными чертами ϶ᴛᴏго этапа были:

  1. признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в действительной расстановке политических сил и их законодательное оформление;
  2. отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и стремление перестроить партию по образцу западной социал-демократии с целью найти поддержку у коммунистов-реформаторов; эта программа была разработана генсеком и его единомышленниками, ее одобрили, но она так и не проводилась в жизнь;
  3. введение новой высшей государственной должности – Президента СССР и сосредоточение властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских структур, терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе; в марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М. С. Горбачева;
  4. прямые переговоры Президента СССР с руководствами республик о заключении нового Союзного договора.

Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»

В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это привело не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличению числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Уместно отметить, что опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Резкое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка виноградников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» ϲʙᴏдилась к очередному наступлению сельских властей на личные подсобные хозяйства.

К собственно экономической реформе власти обратились летом 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностранными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следствием ϶ᴛᴏго стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сельским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет. Стоит заметить, что они могли ϲʙᴏбодно распоряжаться полученной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на селе сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулированы верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца.

Следующим шагом хозяйственной реформы было постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринимательства и др. При этом механизм и сроки реализации данных мер были намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущно необходимых для оптимизации производства вопросов реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.

Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллективом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шаталиным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к ϲʙᴏбодным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу.

В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, ϶ᴛᴏ увеличивало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Стоит заметить, что они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных начинаниях центра открытую угрозу ϲʙᴏему благополучию и существованию.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в целом, с 1990 г. – в промышленности. Сильно увеличились инфляционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита.

Уровень жизни населения стремительно падал, делая для простых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке».

Диалектика «нового мышления». Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы

Придя к власти, горбачевская администрация утвердила обычные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже в 1987 – 1988 гг. в них привносятся принципиальные исправления в духе уже популяризуемого М. С. Горбачевым «нового политического мышления».

Поворот в советской дипломатии диктовался насущной потребностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик.

Основные принципы «нового политического мышления»:

  1. отказ от фундаментального заключения о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы, признание его взаимозависимым и единым;
  2. провозглашение в качестве стандартного метода решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
  3. отрешение от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и сознание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми, идеологическими)

Реализация ϶ᴛᴏго курса, с одной стороны, имела положительные результаты, с другой – закончилась внешнеполитическими провалами СССР.

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с лидерами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире.

В ϶ᴛᴏ же время начались долгие переговоры по сокращению уровня привычных вооружений. В 1990 г. было подписано соглашение об их существенном снижении в Европе. Также СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и сокращении численности собственных Вооруженных сил на 500 человек.

Благополучное формирование отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в значительной степени способствовало посещение М. С. Горбачевым в апреле 1991 г. Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование вопроса о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.

Новые внешнеполитические приемы СССР положительно проявили себя в ликвидации очагов международной напряженности и локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 – февраль 1989 гг. были выведены советские войска из Афганистана. После ϶ᴛᴏго II съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней страны, кᴏᴛᴏᴩая раньше была дружественной, грубой политической ошибкой. Горбачевская дипломатия приложила немало усилий к прекращению гражданских войн в некᴏᴛᴏᴩых странах (Анголе, Камбодже и Никарагуа), формированию в них коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к победе путем капитальных политических преобразований режима апартеида в ЮАР, поиску справедливого решения палестинского вопроса.

Улучшаются советско-китайские отношения. В качестве условий для ϶ᴛᴏго Пекин выдвигал вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи. Москва выполнила данные условия и после визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя странами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Этот же год стал переломным в отношениях СССР со странами «социалистического содружества». Начался форсированный вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров соцстран, что некᴏᴛᴏᴩые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, пригрозив, в частности, перевести хозяйственные взаиморасчеты с дружественными странами на ϲʙᴏбодно конвертируемую валюту. Вскоре ϶ᴛᴏ было сделано. Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и послужило причиной быстрого развала как их экономического, так и военно-политического союза. Официально СЭВ и ОВД расформированы весной 1991 г.

Руководство СССР не вмешивалось в процессы, быстро и кардинально менявшие политический и социально-экономический образ бывших союзных государств.

Курс на отход от СССР и установление более близких связей с Западом взяли и почти все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Стоит заметить, что они сразу были готовы вступить в НАТО и Общий рынок.

СССР остался без старых союзников, а новых не приобрел. По϶ᴛᴏму страна стремительно теряла инициативу в мировых делах и оказалась в фарватере внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, кᴏᴛᴏᴩому способствовало обвальное снижение поставок по странам бывшего СЭВ, вынудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990 – 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке».

В данные годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольственными и медицинскими товарами (но она в основном досталась номенклатурным кругам или попала в руки дельцов коррумпированной торговой сети) Но обстоятельной финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее СССР. Стоит заметить, что они больше склонялись поддерживать отдельные союзные республики, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспособность Президента СССР.

Крушение Советского Союза сделало США единственной сверхдержавой мира.

«Политика «нового мышления»» - Что такое «гласность». Доктрина Брежнева. Диалектика «нового мышления». Причины изменений курса. Победа демократических сил. Военные расходы СССР. Расходы СССР в Афганистане. Поиск новых партнеров. Шеварднадзе. Результаты политики «нового мышления». Отношения со странами «третьего мира». Распад социалистической системы.

«Политика перестройки» - В Москву введены войска. Природные и техногенные катастрофы. Министр внутренних дел СССР. М.С.Горбачев ушел в отставку. Михаил Сергеевич Горбачёв. М.С.Горбачев с семьей возвращается в столицу. Создание СНГ. Гибель парохода "Адмирал Нахимов". Уничтожение ростков демократии. События 19-21 августа 1991 года.

«Экономические реформы 1985-1991» - Постановление Верховного Совета СССР. Экономическая реформа 1987 г.. Причины неудач экономических реформ. Перестройка в СССР. Какие понятия относятся к периоду перестройки в СССР. Попытки сохранить существующую экономическую систему. Не удалось сформировать рыночные механизмы развития экономики. Что стало важным событием духовной жизни общества в период перестройки.

«Советская перестройка» - Экономический кризис. Социальная сфера. Отсутствие продуманной национальной политики. Население страны. Перестройка. Создание кооперативов. Повышение пенсий. Распад СССР. Кто такой Горбачев. Курс на «ускорение». Положительные и отрицательные стороны перестройки. Россия стала «поворачиваться лицом к Западу».

«1985-2009» - Россия прекратила экспорт зерновых. Экономические преобразования и перевод промышленности на рыночные отношения при сохранении госконтроля и хозяйственной регламентации привели к спаду производства. Внешняя политика в 1991-1998 гг. Первым президентом СССР стал М. Горбачев. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР - М. Горбачева.

«Горбачёв по истории» - М. С. Горбачёв (2 марта 1931 года)- советский и мировой политический и общественный деятель. Развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире. Конец тоталитарного режима в СССР. Первый и единственный президент СССР. С приходом Горбачева к власти в СССР начался процесс демократизации.

Всего в теме 20 презентаций

  • Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.
  • Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию
  • Отказ от монополии внешней торговли.
  • Более глубокая интеграция в мировой рынок.
  • Сокращение числа отраслевых министерств.
  • Признание равноправия новых форм хозяйства на селе (арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами.

Экономическая политика не дала ожидаемых результатов. Почему? В 1989 –1990 гг. был взят курс на переход к рынку (правительство Н.И.Рыжкова). Непоследовательность и промедление в проведении реформ привели к углублению экономического кризиса и обострению социальной напряженности.

Стала очевидной необходимость глубокой реформы политической системы.

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СССР (1988 – 1991 гг.)

Лейтмотивом политической жизни периода "перестройки" стала гласность. Что означала гласность? Как она повлияла на духовную жизнь страны? Расскажите о введении в СССР президентской власти. Кто стал президентом СССР? К каким изменениям в политической, жизни страны привела утрата КПСС монополии на власть? Назовите наиболее крупные общественно-политические движения и политические партии, возникшие на рубеже 80-90-х гг.

Какие перемены произошли во внешней политике СССР? Что означало новое политическое мышление? Проанализируйте ᴇᴦο основные принципы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ .

§ Признание единства противоречивого мира.

§ Признание невозможности решения политических задач обеспечения безопасности страны военными средствами...

§ Признание за каждым народом права на выбор пути развития.

§ Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений.

§ Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Как новый внешнеполитический курс повлиял на международное положение СССР, на ситуацию в Европе и в мире в целом?

Проанализируйте ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР в 1985 – 1991 годах˸

  • Отказ от давления и диктата в отношениях со странами социализма.
  • Нормализация отношений Восток – Запад посредством разоружения.
  • Разблокирование региональных конфликтов.
  • Установление тесных контактов со всеми странами, без оказания предпочтения странам социализма.

Период перестройки закончился в 1991 году. Подведите итоги.

2 вопрос . Непоследовательность национальной политики в СССР породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В ряде регионов эти противоречия переросли в открытые конфликты. В каких республиках ситуация достигла наибольшей напряженности?


3.Экономическая реформа 1987 г

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута. Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия. Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

4. Программа «500 дней» Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль над выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

5.Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла. Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике. Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-ти рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр. Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.). Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились. Предел покупательной способности населения был достигнут. Параллельно государство принялось выплачивать денежные компенсации и включило печатный станок. Распад Советского Союза привел к значительной эмиссии в июне-сентябре 1991 г., так как бывшие республики больше не пополняли госказну. Президент М. С. Горбачев был вынужден пойти на крайние меры и изъял из Госбанка в июле того же года на содержание государственного аппарата и армии 93 млрд. руб. Этот шаг был предпринят с нарушениями союзного законодательства, в результате чего еще доперестроечная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.

Заключение

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд. руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд. руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.). На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца. В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.