Умный регион умное образование. В нижегородской области будут развивать проект

Умный регион умное образование. В нижегородской области будут развивать проект "умный регион". Здравоохранение и здоровый образ жизни

Информатизации и связи Свердловской области опубликовал построения «Умного региона» и пригласил жителей к общественному обсуждению документа.

В документе указано, что концепция основывается на модели устойчивого развития, согласно которой «удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности».

Модель устойчивого развития.

«Умный регион» определяется в документе как «территория инновационного развития, использующая цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности человеческой деятельности и конкурентоспособности экономики, при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в устойчивом развитии».

Задачи , решаемые при построении «Умного региона», таковы:

  • «цифровизация экономики и социальной жизни региона (формирование цифрового отображения основных социально-экономических процессов в совокупности с развитием соответствующих информационных систем);
  • создание и развитие на территории Свердловской области научных, технологических и производственных компетенций российского и мирового уровней в области разработки цифровых технологий и смарт-сервисов;
  • создание на территории Свердловской области конкурентоспособных на мировом уровне нормативно-правовых условий, финансовых стимулов, цифровой инфраструктуры, механизмов стимулирования спроса на смарт-сервисы через механизмы госзаказа и технического регулирования, системы административной поддержки разработки и внедрения смарт-сервисов, а также поддерживающих технологических решений;
  • выстраивание эффективных коммуникаций с целью вовлечения бизнеса и населения в реализацию концепции, продвижения Свердловской области как «умного региона» в области цифровой экономики на международном и федеральном уровнях;
  • обеспечение информационной безопасности при внедрении Концепции «умного региона»;
  • формирование культуры цифрового общества и подготовка кадров для цифровой экономики».

В документе рассматривается «пространство реализации концепции» (сервисы, технологии; территориальный аспект внедрения сервисов; определение приоритетов при внедрении сервисов на уровне региона и отдельных муниципальных образований; центры смарт-компетенций); управление реализацией концепции (принципы управления; базовые направления реализации; нормативное регулирование; информационная инфраструктура; кадры и образование; сроки и этапы и пр.), а также приводится план мероприятий по реализации концепции.

В качестве базового выбран подход, представленный Международным союзом электросвязи в докладе « » («Формирование более «умных» и устойчивых городов. Стремление к достижению целей устойчивого развития»). В рамках данного подхода на основании анализа успешных практик внедрения цифровых технологий в различных городах мира и предложений технологических решений транснациональными корпорациями (Huawei, CISCO, IBM, Microsoft) были предложены шесть функционально-технологических областей: «умный» образ жизни, «умные» люди, «умная» экономика, «умная» мобильность, «умное» управление, «умная» среда для формирования пространства (реестра) сервисов.


Функционально-технологические области развития Свердловской области.

Реестр сервисов представляет собой четырехуровневую модель: функционально-технологическая область, сфера применения, решаемые задачи, смарт-сервисы.

Реестр сервисов представляет собой открытый перечень смарт-решений, т.е. может быть дополнен по мере появления новых сервисов.


Структура cмарт-сервисов в рамках функциональных областей: примеры.

В концепции дается классификация сервисов и предлагается очередность их внедрения.

Также говорится о создании центров компетенций двух типов:

1. Центры научных и технологических компетенций на базе УрФУ и других вузов региона, институтов УрО РАН.

2. Центры рыночных компетенций компаний цифровой экономики Свердловской области (СКБ Контур, УЦСБ, Наумен Софт, Тринити, НПО Сапфир, Дата Крат, Хост, УГМК-Телеком, Экстрим-про, Уралгеоинформ, УОМЗ и др.) и спин-оффы международных и российских компаний (НТС, Huawei, Ростелеком, Галактика, Yandex и др.).

Планируется также развить систему поддержки действующих компаний (имеющих штаб-квартиры в Свердловской области), а также стартапов и спин-оффов в области смарт-решений с выходом на конечный заказ, а также создать объекты и территории-«полигоны» - испытательные площадки для разработки и тестирования совместимости принципиально новых технологий, cтандартов и других элементов модельной архитектуры в среде, напоминающей реальные условия, и оценки потенциала их интеграции в производство. В качестве объектов-«полигонов» могут выступать существующее либо специально построенное здание, участок дороги, университетский кампус и т.п.

Отмечается, что реализацию проекта «Умный регион» необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с иными реализуемыми приоритетными региональными проектами Свердловской области, обеспечивающими необходимый уровень цифровизации в зонах своей ответственности.


Соотношение приоритетных проектов Свердловской области с функционально-технологическими областями Концепции.

Сроки и этапы реализации концепции

Реализация концепции рассчитана на период с 2018-го по 2030 год.

Этап 1. 2018-2024 годы. Подготовка нормативной правовой базы, инфраструктуры, разработка и внедрение первых технологических коридоров, формирование единого пространства данных и единого пространства сервисов, реализация «пилотных» проектов с наибольшими социальными и экономическими эффектами.

Этап 2. 2025-2030 годы. Масштабное внедрение смарт-сервисов на территории региона, формирование на площадке Экспо одного из крупнейших мировых исследовательских и образовательных центров в области смарт-решений.

Этап 3. 2031-2035 годы. Полная цифровая трансформация экономики Свердловской области, изменение структуры экономики в пользу компаний цифровой экономики за счет развития широкого класса средних и малых компаний цифровой экономики, в том числе на базе созданных центров смарт-компетенций.

Риски реализации концепции

Как говорится в документе, реализация концепции сопряжена с пятью ключевыми рисками.

Первый риск - недостаточная адаптация целевых групп к использованию смарт-решений (неэффективное использование, в отдельных случаях, активное неприятие смарт-решений). С этой точки зрения важным является масштабное обучение и информирование жителей Свердловской области о внедрении в населенных пунктах региона смарт-решений, а также об их потенциальном и реальном эффектах. Таким образом, удастся сформировать адекватные ожидания и популяризировать идею использования умных технологий.

Второй риск - потеря рабочих мест в традиционных видах деятельности . Он будет минимизирован за счет создания новых рабочих мест в отраслях цифровой экономики, а также реализации программ по переобучению и повышению квалификации.

Третий риск - нарушение информационной безопасности (несанкционированное воздействие на пространство данных и информационных систем, приводящее к ненадлежащему и/или опасному функционированию сервисов, влекущему потерю их качества и возникновению опасных, в том числе чрезвычайных, ситуаций). Риск будет минимизирован за счет повышения информированности и грамотности населения и организаций в вопросах информационной безопасности; приоритетного использования в органах государственной власти отечественного программного обеспечения и оборудования; внедрения на территории Свердловской области стандартов информационной безопасности.

Четвертый риск - отсутствие нормативной правовой базы использования смарт-сервисов. Риск будет минимизирован за счет совершенствования имеющейся законодательной базы региона с целью снятия ряда ограничений; формирования нормативной правовой базы для использования механизмов ГЧП в области смарт-решений в пределах полномочий органов государственной власти Свердловской области, а также инициирования необходимых нормативных правовых актов на федеральном уровне.

Пятый риск - появление новых статей расходов областного бюджета, связанных с реализацией концепции. Риск будет минимизирован за счет реализации мероприятий по привлечению частных инвестиций, в том числе зарубежных; использования механизмов ГЧП (концессионных соглашений и пр.); привлечения федеральных средств, предусмотренных в рамках реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Оценка компетенций Свердловской области

В приложении к концепции приводится статистика по региону. Так, в региональных рейтингах, посвященных оценке уровня цифровизации, Свердловская область занимает достаточно скромные позиции: 63 место в рейтинге регионов по уровню информатизациии Минкомсвязи России (-55 позиций по сравнению с 2016 годом), 48 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС (по итогам 4 квартала 2017 года).

В результате анализа показателей цифровизации Свердловской области делаются следующие выводы :

  • по уровню цифровизации Свердловская область уступает Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Ленинградской областям и сопоставима с такими регионами, как Новосибирская область и Татарстан;
  • потребители Свердловской области (как в корпоративном, так и в массовом секторе) готовы к внедрению цифровых решений, однако пока полностью не осознают, какие эффекты это может дать;
  • на территории Свердловской области фактически сформировался кластер сильных ИТ-компаний, который может стать одной из основ дальнейшего развития цифровой экономики региона;
  • ключевыми географическими центрами внедрения смарт-решений могут стать северные территории области, Екатеринбург и его города-спутники.

Как поясняют в департаменте, на территории Свердловской области создана межведомственная рабочая группа по выработке подходов формирования программы развития цифровой экономики в регионе. В состав рабочей группы входят представители как исполнительных органов государственной власти Свердловской области, так и научно-экспертного и бизнес-сообщества.

В рамках работы рабочей группы в соответствии с программой «Цифровая экономика» выделено ключевое проектное направление программы развития цифровой экономики в Свердловской области — «Умный регион».

По итогам работы при участии ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» сформирован проект концепции построения «Умного региона» на территории Свердловской области, который был презентован 18 апреля 2018 года на Совете при губернаторе области.

Два года назад в СибГУТИ заработала кафедра смарт-сити, руководить которой стал Дмитрий Гоков, широко известный в ИТ-кругах региона. Актуальность внедрения в Новосибирске «Умного города» подчеркивалась и в ходе недавнего визита в город вице-премьера РФ Максима Акимова. В преддверии серии тематических материалов, посвященных этому проекту, ДМИТРИЙ ГОКОВ рассказал в интервью «Континенту Сибирь» о том, что может дать «Смарт-Сити» простому жителю, и чего не хватает Новосибирску для того, чтобы «поумнеть».

Дмитрий Геннадьевич, в чем вы видите ключевое преимущество «умного города» перед «не-умным»?

– Для того, чтобы понять, зачем это нужно, надо посмотреть немного в будущее. Значительная часть развития – где угодно: в бизнесе, науке, госуправлении – сегодня базируется именно на «цифре». Далеко за примером ходить не надо: с развитием интернета на его базе появились новые бизнес-отрасли, к примеру, только в игровой индустрии доходы измеряются миллионами долларов в день. Цифровизация при грамотном ее приложении, во-первых, повышает эффективность, во-вторых, создает новые сервисы и контент, которые широко востребованы и приносят добавленную стоимость.

То есть технологии определяют будущее?

– Не забывайте о том, что все это создают люди. Если посмотреть в основу, размер этой самой добавленной стоимости определяется человеком и его талантом. В скором времени основой конкуренции между разными территориями станет борьба за такие таланты, которые, с одной стороны, выступают создателями умных сервисов и добавленной стоимости, и, с другой –активными пользователями этих сервисов. Это лавинообразный процесс, который подпитывает сам себя, поэтому важно не только опутать регион «цифрой», но и создать для талантливых людей комфортную среду, чтобы им было удобно, экологично, безопасно. То есть смарт-сити, по сути, это инструмент конкуренции территорий за умы.

Вы говорите – «Умный регион», а не «Умный город». В чем терминологические различия?

– «Умный город» или Smart city – это общепризнанный международный проект, это определение родилось за рубежом, в тех странах, где основные решения принимаются муниципалитетами, так как именно в них концентрируется большая часть средств. Система построена так, что деньгами владеют муниципалитеты, поэтому, когда мы говорим про «Умный город», нужно помнить, что в западных странах фундаментом является как раз муниципалитет – поэтому речь идет именно об умном городе. В нашей стране немного не так, у нас трехуровневая модель бюджетирования, где муниципальный уровень находится на более низкой позиции по сравнению с региональным. Поэтому, если учесть российскую специфику и географию, для нашей страны более правильной формулировкой будет «Умный регион». С одной стороны, финансируется проект в основном из бюджета региона, с другой… Я считаю, что было бы справедливо дать муниципалитетам, в том числе мелким, полноценный доступ ко всем сервисам смарт-сити. Нельзя в этом плане проводить черту между условными «деревней» и «городом», где все развитие отдается «городу». Поэтому в России нужен именно «Умный регион» и уже есть реальные примеры: свой «Умный регион» строит Свердловская область, и у нас на повестке вопрос тоже стоит, и в других областях.

И как, по вашей оценке, Новосибирская область смотрится на фоне других регионов Сибири и в целом России?

– Я считаю, смотрится отлично. У нашего региона два огромных конкурентных преимущества. Первый – это инфраструктура. В свое время, когда региональное правительство стало строить свои ЦОДы, каналы связи и так далее, это встретило сильную критику, в том числе со стороны Москвы. Это сегодня всем ясно, что для создания умных сервисов нужна инфраструктура, на базе которой все это строится. И в Новосибирске она есть. Центры обработки данных с огромным резервом, которые можно наполнять еще как минимум несколько лет. Есть и канальная структура: каналы операторов связи, каналы администрации – распределенная среда гарантирует трафик за разумные деньги. Не так давно к нам за консультациями по поводу модернизации пришел заместитель губернатора одного из регионов России. Спрашиваем, есть ли ЦОД? Нет. Есть ли каналы? Нет. Вообще ничего нет. После нашего разговора он сразу пошел звонить в градообразующее предприятие и договариваться с ними, так как они ранее предлагали реализовать такой проект. И такое едва ли не повсеместно: многие не понимают, что, если нет базовой инфраструктуры, никаких цифровых чудес ждать не стоит. Второй важный аспект экономики будущего – это человеческие ресурсы. Сегодня в Новосибирске каждый год в свет выходит порядка двух тысяч выпускников ИТ-специальностей, Вот эти два фактора дают нам огромное преимущество – но это не значит, что мы достигли цели, нам больше некуда расти. Нет, нам еще много чего нужно изменить. Тех же выпускников ИТ-специальностей нам нужно не две тысячи в год, а, как минимум, в пять раз больше, чтобы обеспечить в будущем потребности региона.


Вице-премьер Максим Акимов (слева), посетивший Новосибирск, дал позитивную оценку региона с точки зрения внедрения ИТ-технологий

– На недавней в Академгородке были озвучены цифры, согласно которым Новосибирск занимает не третье место в стране по «цифре», а скорее уже первое – в частности, по проникновению широкополосного доступа в интернет или внедрении системы ЭРА ГЛОНАСС. Как вы это оцениваете в контексте «Умного региона»?

– Проникновение широкополосного доступа в интернет – такая же ключевая составляющая «умной» инфраструктуры, как наличие ЦОДов и каналов. То, что Новосибирск по доступности интернета на первом месте – абсолютно точный факт. Как и то, что ГЛОНАССом Новосибирская область всегда занималась очень активно: для Анатолия Васильевича (Дюбанова, главы департамента информатизации НСО – «КС») космическая отрасль родная и очень близкая. Пилотный проект реализовался и может масштабироваться дальше. Точность позиционирования – доли миллиметра для стационарных измерений, и в пределах 15-20 см для движущихся объектов. Это в перспективе позволит управлять многой техникой, в том числе сельскохозяйственной, дистанционно. Прототипы уже есть, эксперименты с тракторами-беспилотниками проводятся и лет через пять эта техника должна заработать, в том числе на сибирской земле.

– Дмитрий Геннадьевич, в новосибирских ИТ-кругах многие вас считают идеологом концепции «умного региона» и «умного города». Что побудило в свое время лично вас этим заняться?

– Перспективность этого нового направления я оценил лет пять назад. Я участвовал в российских официальных делегациях, где мы в рамках обмена опытом ездили в различные города мира: Сеул, Сингапур, Лондон, Абу-Даби, Сан-Паулу – мы изучали технологии смарт-сити и другое «умные» проекты. Скажу честно, не весь этот опыт нам применим, все-таки условия у нас несколько другие: девять часовых поясов, 17 млн кв. километров, а большинство тех стран свободно умещаются на территории нашей области. Но мы все-таки кое-какие элементы себе переняли, с тех пор я занимаюсь этой темой и решил посвятить ей жизнь. Если говорить про смысл моей работы, я считаю, что конкурентоспособность страны определяется не размером территории, населения или полезных ископаемых, а производительностью труда и технологиями. Если разобраться, то мы, скорее всего, упремся в исполнительную власть – ее желаемая и реальная эффективность очень сильно разнятся. Поэтому одна из ключевых задач моей работы – сделать так, чтобы гражданам было удобнее взаимодействовать с государством, и это тоже вошло в проект «Умный регион». Если нужен пример того, чего мы уже достигли – информационная система МФЦ, которая работает уже в 20 субъектах Российской Федерации. Мы посчитали, сколько услуг оказывается и сколько времени на этом экономится. Даже если учитывать только те процедуры, которые сокращают время походов по кабинетам, а остальные вынести за скобки, то получится, что за год сэкономлено более двух тысяч человеко-лет. Цифра очень серьезная: если люди провели это время на работе, а не в очередях, мы существенно подняли производительность труда. Если потратили это время на своих родных и близких, то укрепили свои семьи. Вот это и есть первый вклад «Умного региона» в нашу жизнь.

Умный город и умный регион – это прежде всего платформа, которая реализует ключевой принцип смарт-сити – переиспользование данных и инфраструктуры.

– Как долго вы шли к открытию кафедры смарт-сити в СибГУТИ, и чего в итоге добились? Чей вклад оказался значительным – властей региона, руководства СибГУТИ?

– В идейном смысле поддержка от СибГУТИ была полной. С бюджетами, к сожалению, было сложнее, но, тем не менее, руководство вуза отлично все воспринимало. Администрация области тоже поддержала идею создания треугольника «наука – образование – производство»: когда он возникает, и вузы начинают работать в связке с инновационными компаниями, на выходе получается сильный синергетический эффект. Почему мы вообще этим занялись? Потому что выпускники, которые приходят на работу в ИТ-компании, в большинстве своем совершенно не готовы к нашим реалиям. Они что-то умеют, но совершенно не то, что требуется нам по качеству и уровню развития. Получалось, что компании берут людей с рынка и платят им полгода зарплату, тратя время на их переподготовку. Намного выгоднее, когда компании в связке с вузом готовят студентов «под себя» с последующим трудоустройством. Такая модель показала себя очень эффективной. Сейчас мы планируем еще и школу программирования, куда будут приниматься не только студенты, но все желающие. Проект в стадии проработки, включен в областную программу «Цифровая экономика», и скорее всего будет внедряться. Мы уже предложили нескольким компаниям участвовать в проекте, будем вместе адаптировать существующие профессии, квалификации и компетенции под требования бизнеса.

— Помимо руководства кафедрой смарт-сити СибГУТИ, вы участвуете в деятельности Ассоциации «НППА», являясь членом её правления. Эти проекты как-то связаны?

Если СибГУТИ обеспечивает проект «Умный регион» научной и кадровой составляющей, то Ассоциация «НППА» — технологической. Напомню, что аббревиатура НППА расшифровывается как национальная платформа промышленной автоматизации. Слово «платформа» тут ключевое. У нас часто сводят умный город к нагромождению каких-то локальных решений – «умная» остановка, «умный» светофор, «умная» мусорка.. Но «ум» города – не в этом. Умный город и умный регион – это прежде всего платформа, которая реализует ключевой принцип смарт-сити – переиспользование данных и инфраструктуры. Например, благодаря интегрирующей системе одна и та же камера видеонаблюдения может использоваться самыми разными службами и ведомствами в их целях: для наблюдения за дорожным трафиком, для обеспечения общественной безопасности, для контроля качества уборки улиц и т.д. Точно так же разные службы могут для своих нужд использовать данные из информсистем друг друга. Именно это приносит реальную эффективность, обеспечивает доступность информации и сокращает дублирование затрат. На базе Ассоциации «НППА» разработана такая интегрирующая платформа, она уже апробирована в нескольких субъектах РФ, и имеет все шансы стать основой «умного региона» у нас в Новосибирской области.

— Каковы ближайшие шаги по построению «умного региона» в Новосибирской области?

Надо понимать, что смарт-сити – это такая вешь, которую, во-первых, нельзя внедрить «сверху», и, во-вторых, нельзя реализовать «в одного». Без вовлечения в проект бизнеса и населения, а также без колаборации большого числа самых разных специалистов дело будет обречёно на провал. Именно поэтому мы создаем рабочую группу проекта «Умный регион Новосибирская область». К участию в ней будут приглашены профессионалы из разных сфер и отраслей – ЖКХ, транспорта, телекоммуникаций, образования, экологии, безопасности и др. Мы надеемся на отклик компаний, экспертов, общественных организаций и готовы предложить перспективные проекты «умного региона» во многих отраслях.

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram , чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

В Димитровграде прошел региональный образовательный форум. Место проведения - ДИТИ НИЯУ МИФИ.

В Димитровград приехали педагоги из четырех соседних муниципальных образований. Активное участие в форуме приняло и димитровградское педагогическое сообщество. Поскольку статус форума региональный, рамки и число участников удалось расширить с помощью телемоста из Ульяновска. Пленарное заседание прошло с участием губернатора. В работе форума также принял участие глава города.

Хочу от себя лично, главы города, поздравить с новым учебным годом, отдельное хочу сказать спасибо организаторам данного форума. Данный телемост проходит по всей Ульяновской области. Мы сейчас находимся в прямом эфире, когда все сидящие в зале могут смотреть выступление губернатора и это некое продвижение вперед, - сказал глава города Алексей Кошаев.

Новые технологии сейчас активно внедряются, в том числе в сферу образования. Димитровград выбран пилотной площадкой в рамках регионального проекта "Умный регион ". Недаром и образовательный форум называется "Умный город - умное образование ". Большинство докладов было посвящено внедрению современных инновационных образовательных программ.

Арина Макарова

При полном или частичном использовании материалов и видеосюжетов ссылка на портал «Три сосны » обязательна, для интернет-изданий обязательна гиперссылка на сайт «Три сосны » - www.trisosny.ru или трисосны.рф

Последние новости Ульяновской области по теме:
«Умный регион - умное образование»

Цифровизация станет одним из ключевых направлений развития системы образования Ульяновской области в новом учебном году - Ульяновск

25 августа на пленарном заседании ежегодного образовательного форума Губернатор Сергей Морозов обозначил перед отраслью основные задачи.
21:20 25.08.2017 Правительство Ульяновской области

Соперничать не с Нижним, не с Татарстаном, а с мировыми регионами. Поставили задачи перед образованием - Ульяновск

Правительство Нижегородской области и ПАО "Ростелеком" намерены реализовать в регионе проекты по информатизации парковочных пространств, работе с энергосервисными контрактами и внедрению телемедицины

Михаил Осеевский и Глеб Никитин (Фото: ПАО "Ростелеком")

Врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин и президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский в пятницу подписали соглашение о сотрудничестве в сфере реализации программы инновационного развития городов "Умный регион".

"Умный регион" является одним из приоритетных направлений государственной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Нижегородская область вошла в список 20 пилотных субъектов РФ по реализации данного проекта.

Согласно информации, стороны намерены создать условия для внедрения в различные сферы деятельности комплексных информационных решений, способствующих формированию современной инфокоммуникационной среды, развитию информационного общества, безопасному и комфортному проживанию на территории Нижегородской области.

В рамках соглашения планируется разработать подходы к трансформации систем государственного и муниципального управления и интеграции их на базе платформенных решений. В процессе формирования технологической модели "Умного региона" будут развиваться новые проекты и использоваться уже существующие разработки, внедренные в городскую среду.

"В Нижегородской области есть целый ряд проектов, которые реализованы или реализуются совместно с ПАО "Ростелеком": речь идёт о системе весогабаритного контроля транспорта, системе фото- и видеофиксации нарушений ПДД, АПК "Безопасный город", - напомнил Глеб Никитин.

"В рамках заключенного соглашения мы будем реализовывать дополнительные проекты, такие как информатизация парковочных пространств, работа с энергосервисными контрактами, связанная с модернизацией системы освещения, которые впоследствии будут интегрированы в единое платформенное решение", - пояснил врио губернатора.

В ПАО "Ростелеком" отметили, что в Нижегородской области уже сосредоточены колоссальные ресурсы компании, которые позволяют консолидировать информационные региональные системы на базе платформенного решения "Умный город", не инвестируя в инфраструктуру. В числе возможных навправлений взаимодействия президент "Ростелекома" Михаил Осеевский назвал внедрение технологий дистанционной передачи информации с коммунальных счетчиков и развитие телемедицины в медицинских учреждениях региона.

"В этом году мы завершили подключение медицинских учреждений к высокоскоростному интернету. Это дает возможность развития телемедицины, и Нижегородская область имеет очень серьезный результат в этом отношении", - подчеркнул Осеевский.

В настоящее время правительство Нижегородской области и "Ростелеком" планируют провести аудит существующего уровня развития информатизации региона, определить первоочередные направления в реализации соглашения. Соглашение, в частности, определяет условия взаимодействия сторон при решении приоритетных задач в таких сферах как ЖКХ, формирование комфортной для граждан среды, создание инновационной городской инфраструктуры, цифровизация строительства и территориального планирования, а также развитие городских транспортных систем.

В Свердловской области завершилось формирование проекта программы «Умный регион». Как стало известно “Ъ-Урал”, в конце месяца его представят на согласование губернатору Евгению Куйвашеву. В региональном проекте порядка 20 смарт-сервисов, среди которых «умные» парковки, остановки и освещение, а также платформа для школ. С учетом региональных программ Минцифры готовит национальную программу «Цифровая экономика». Основного финансирования власти ждут по-прежнему от бизнеса.


Разработка проекта программы цифровизации Свердловской области «Умный регион» длилась больше полугода. Как рассказал “Ъ-Урал” заместитель руководителя администрации губернатора Евгений Гурарий, в конце месяца проект будет представлен губернатору Евгению Куйвашеву. До 7 сентября проект направят в Минцифры РФ, которое до конца года планирует утвердить федеральный проект национальной программы «Цифровая экономика» с учетом региональных компонентов.

В начале сентября Минцифры представило направления нацпрограммы «Цифровая экономика РФ», предусматривающую постепенную цифровизацию большинства сфер жизни. Среди них информационная инфраструктура, нормативное регулирование, информационная безопасность, кадры для цифровой экономики, цифровое госуправление и отраслевая повестка цифровой трансформации - цифровое образование, цифровое здравоохранение, «умный» город, поддержка ИТ-отрасли. Аналогичные региональные программы создаются на основе федерального проекта.

Концепцию программы «Умный регион» свердловские власти совместно с Уральским федеральным университетом разработали весной, тогда ее одобрил губернатор. Концепция предусматривает работу по трем основным направлениям. Первое - формирование системы цифровых сервисов для населения, бизнеса и органов власти. Второе - трансформация области в центр научных, технологических и производственных компетенций в сфере цифровой экономики. Третье - развитие системы коммуникаций, превращающих регион в центр международных и федеральной активностей по тематике «умных решений». Ожидается, что «умный регион» позволит Свердловской области снизить потребление всех ресурсов на 30–40%.

По словам господина Гурария, проект региональной программы «полностью соответствует федеральной логике», однако отличается набором технологических и смарт-решений - сервисов, затрагивающих ключевые стороны жизни общества и бизнеса. Сейчас в проекте программы порядка 20 приоритетных сервисов, находящихся в разной степени готовности, однако их количество может измениться. Так, в приоритете сейчас геоинформационная платформа (система сбора и хранения геоданных), «умный» свет и управление источниками электроснабжения уличного освещения, градиентное освещение в школах, интеллектуальное управление землями сельхозназначения. Также в области завершается создание матрицы ресурсосбережения (интеллектуальный ресурс для сбора, хранения, систематизации и анализа информации об областных объектах энергетики и ЖКХ). Программный комплекс реализован на базе регионального Института энергосбережения и может обеспечить интеллектуальный контроль потребления энергоресурсов. Цифровизация продолжит трансформировать образовательный процесс в регионе. Учащимся предоставят дополнительные сервисы от расписания до индивидуальных образовательных траекторий: система сможет анализировать графики успеваемости.

Реализация проекта в течение первых двух лет ранее оценивалась в 4 млрд руб. (3,4 млрд руб. - внебюджетные средства). «Большая часть решений предполагает внебюджетное финансирование, инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство и концессии. Однако некоторые требуют бюджетного финансирования, и мы надеемся на поддержку Минцифры РФ и области»,- подчеркнул Евгений Гурарий. В Свердловской области инвестиционными считаются, в частности, проекты «умных» парковок и остановок. По данным “Ъ-Урал”, Свердловская область по проекту цифровизации будет сотрудничать с “Росатомом”, “ЭР-Телекомом”, “Ростелекомом”.

Весной «Ростелеком» направил в администрацию Екатеринбурга предложение о заключении концессионного соглашения, в рамках которого намерен был вложить 1,5 млрд руб. в создание «умных» остановочных комплексов. Также о проектах в области «умного» света, парковок и сбора мусора сообщал президент «ЭР-Телекома» Андрей Кузяев. «Наша компания - частная и ориентирована, прежде всего, на частный бизнес. С государственными компаниями мы сотрудничаем в сфере инноваций. В определенный момент мы поняли, что доля государственной экономики высока, а технологии все больше влияют на городскую среду»,- пояснил он интерес компании к проекту.