Трансфертные платежи в натуральной форме. Что такое индексация заработной платы и как ее рассчитывать

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.

Структура минимального потребительского бюджета, %: питание -45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги -23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • 1) "бедные" семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  • 2) "малообеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  • 3) "обеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
  • 4) "богатые" семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.

В трудовом законодательстве индексацией называется периодическое увеличение уровня заработной платы работников. Суть этой процедуры — компенсировать ежегодный рост цен на товары и услуги, то есть последствия инфляции. Кто, в каком размере и порядке должен индексировать зарплату, разберемся в статье.

Что говорит закон об индексации зарплаты

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

Повышение заработной платы персонала организации зависит от финансовых возможностей и желания работодателя, а индексация — это государственная гарантия по зарплате всем работающим по трудовым договорам работникам. В ст. 130 ТК РФ сказано: меры, которые обеспечивают увеличение реального содержания зарплаты, входят в систему госгарантий работникам. К этим мерам по ст. 134 ТК РФ относят индексацию заработной платы с учетом повышения потребительских цен.

Получается, что индексирование ЗП должны проводить все работодатели: государственного и коммерческого секторов. Только госучреждения делают это по нормам ТК РФ и других правовых актов, а коммерческие предприятия — по установленному коллективным договором или локальным нормативным актом порядку. ТК РФ не делает исключений для ИП и малых предприятий в плане индексации зарплат работников, поэтому в типовую форму трудового договора для микропредприятий включены условия индексирования зарплаты — п. 13 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.08.2016 №858 .

Важно! В отношении физлиц, которые выполняют работы по ГПХ, индексирование заработной платы не проводится.

Порядок и сроки индексации зарплаты

По ТК РФ, порядок индексации спускается в госучреждения через нормативно-правовые акты, а в коммерческих предприятиях он прописывается во внутренних нормативных актах — на эту обязанность указывает и Роструд (Письмо от 19.04.2010 г. №1073-6-1).

Коммерческая организация самостоятельно выбирает, где прописать условия индексации зарплаты сотрудников. Это может быть отдельное Положение по организации или раздел коллективного или трудового договора. В любом случае документ должен содержать:

    периодичность процедуры индексирования;

    часть зарплаты, которая подлежит индексированию;

    величину или коэффициент индексации.

За величину индексации можно принять установленный по итогам какого-либо периода индекс потребительских цен (ИПЦ) с сайта Росстата. Можно использовать уровень инфляции, закрепленный в законе о федеральном бюджете, или показатель роста прожиточного минимума трудоспособного населения. В зависимости от коэффициента повышения устанавливается периодичность индексирования: ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. При ежеквартальном индексировании лучше использовать прожиточный минимум, а при ежегодном — уровень инфляции.

Проведение индексации оформляется приказом руководителя. Сотрудников знакомят с этим приказом под роспись. Информация об оплате за труд — существенное условие трудового договора (ТД), поэтому при изменении размера зарплаты с сотрудниками нужно заключить дополнительные соглашения к ТД. Также руководитель издает приказ внести изменения в штатное расписание организации.

Индексация отражается на всех работниках и учитывается при расчете среднего заработка для подсчета отпускных. При этом повышающий коэффициент рассчитывается одним из способов:

  • если индексировались только оклады: новый оклад / оклад до индексирования;
  • если индексировались все компоненты системы оплаты труда: (новый оклад + новые выплаты) / (оклад до индексирования + прежние выплаты).

Индексация зарплат бюджетников в 2019 году

По Федеральному закону № 459 в 2019 году будут проиндексированы зарплаты бюджетным работникам. Прибавка бюджетникам, включенным в майские указы президента (учителям, врачам, преподавателям университетов, работникам культуры), составит 6% с 1 февраля 2019 года. Величина прибавки работникам бюджетного сектора, не включенным в майские указы, составит 4,3% - уровень инфляции в 2018 г. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Индексация зарплаты в 2019 году до МРОТ

Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2019 г. составляет 11 280 рублей. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

Расчет индексации зарплаты в 2019 году

Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2019 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 5%, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня инфляции, заложенного в бюджет на следующий год.

На основании этого величина коэффициента на 2018 год составила 1,043.

Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,043 = 41 720 руб.

Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 104,3%.

Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 26 075 руб. (25 000 × (104,3: 100)).

Штрафы за отсутствие индексации заработной платы работников

Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

    За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 — 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 — 50 тыс. рублей.

    Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 — 5 тыс. рублей.

Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Рассчитывайте зарплату автоматически в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис поможет правильно отразить премию и заплатить с неё налоги.

Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции
получил распространение в развитых
странах с рыночной экономикой вскоре
после окончания Второй мировой войны.

Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего
для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им
материальной возможности приобретать
фиксированный набор потребительских
благ. Кроме того, индексация направлена
и на поддержание определенного уровня
жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем
жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения.
Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики.

В соответствии со степенью охвата
граждан индексацией развитые страны
можно подразделить на четыре категории:

Страны, где практически все население охвачено индексацией (Бельгия,
Дания, Исландия, Италия и др.);

Страны, где индексация применяется лишь по отношению к определенным
социальным группам (как правило, на основе соответствующего пункта в коллективных договорах) (Канада, Франция,
Швейцария, США и др.);

Страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.);

Страны, где курс на осуществление
индексации подвергается значительным
колебаниям в контексте общей политики
доходов, направленной на борьбу с инфляцией (например, Нидерланды, Норвегия и Финляндия).

В государствах, относящихся к первой
группе, широкое распространение индексации в значительной степени связано
с существованием хорошо отлаженной
системы коллективных договоров, которая находится под постоянным контролем
профсоюзных объединений. Любые прецеденты и формы социального партнерства становятся в этих странах предметом
общенациональной политики. Благодаря
этому индексационные меры обуславливают здесь значительную долю прироста
номинальной заработной платы.
В странах второй группы, где индексацией охватывается лишь часть рабочей
силы, например в США, доля несельскохозяйственных рабочих, охваченных индексацией, составляет, по некоторым
оценкам, около 10 процентов. В то же
время среди рабочих, имеющих свои
профсоюзы, эта доля значительно выше - около 40 процентов. Во Франции
индексация сверх прожиточного минимума была запрещена специальным постановлением правительства.

Отличительная особенность данной
группы стран - большое разнообразие
применяемых механизмов индексирования, вплоть до внутриотраслевого.

В странах третьей группы, где индексация практически не применяется, подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов
считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно
ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.

К четвертой группе относятся страны, в которых осуществляются жесткие
ограничительные меры по отношению
к политике индексации. Эти меры могут
предусматривать, в частности, установление верхнего предела роста заработной
платы, предельный коэффициент ее индексационного прироста и др.

Так, в Финляндии после значительного обесценения национальной валюты в октябре 1967 года правительством
и представителями различных профессиональных союзов был подписан договор, согласно которому профсоюзы отказывались от применения механизма
автоматического регулирования заработной платы. Вновь пункт об индексации появился в коллективных договорах
лишь в 1979 году. То же самое можно
сказать и о Норвегии, где индексация
применялась довольно долго.

Таким образом, некоторые правительства, ограничивая или вовсе отменяя
индексацию, предпринимали усилия по
сдерживанию роста заработной платы
в условиях роста цен.

Однако порой, как это ни парадоксально, такая политика может быть построена и на введении индексации.
В качестве примера можно привести Австралию, где индексация была вновь
введена в 1975 году, когда инфляция достигла наивысшего уровня.

Жесткий контроль за ростом номинальной заработной платы был одной из
составляющих стабилизационной программы в Польше в 1990 году.

В отличие от Югославии, где реализация стабилизационной программы
предусматривала замораживание зарплаты в полном объеме, в Польше, наоборот,
был принят механизм ее частичной индексации посредством применения специальных коэффициентов допустимого
роста фонда оплаты труда. Величина этих
коэффициентов в различные периоды
составляла, к примеру, 0,2; 0,3; 0,6 и даже
достигала значения 1,0.

Как видно из приведенных примеров,
официальная политика в области доходов
в различных странах строится на диаметрально противоположных подходах к осуществлению индексации. Тем не менее они
доказательно иллюстрируют, что сама проблема принятия индексационных мер для
регулирования доходов в условиях роста
цен возникает практически повсеместно.

Выбор параметров механизма индексации обычно производится на основе
определенных принципов. Практический опыт стран с высокоэффективной
рыночной экономикой показывает, что
целью при этом выступает уже не столько
сохранение определенного уровня жизни, сколько поддержание существующих
стандартов ее качества.

При наличии подобного подхода могут быть сконструированы самые разные
механизмы индексации заработной платы за счет применения специально разработанных индексов потребительских
цен (ИПЦ). Так, в США в годы топливно-энергетического кризиса многократный рост цен на импортируемую нефть
выразился в значительном росте ИПЦ
и привел к быстрому увеличению размеров выплат. В этой ситуации механизм
индексации был модифицирован, из минимального набора потребительских
благ были исключены те, цены на которые растут особенно быстро.

Другой, еще более распространенной
модификацией указанного принципа является поддержание способности занятого населения приобретать фиксированный набор благ на уровне прожиточного
минимума.

С учетом роста цен периодически пересматривается и «порог бедности» - показатель, применяемый официальной
статистикой некоторых стран для оценки
уровня жизни населения. В США, например, этот показатель был введен
в 1960-е годы и представляет собой доход
семьи из четырех человек, численно равный утроенной стоимости минимальных
расходов на питание.

Прожиточный минимум для такой
семьи составляет сумму, превышающую
«порог бедности» на 20–40 процентов,
причем в этот минимум не включаются
расходы на отдых, образование, питание
вне дома и т. п.

Практический опыт развитых стран
показывает, что отношение к индексации
как к механизму регулирования доходов
населения в условиях инфляции может
быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той же
стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не
обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется,
может значительно возрасти в результате
стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС
контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации.

Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя
факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением
доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении
которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций.

Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее
установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре)
уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация.

Так, например, в Швейцарии ряд договоров зафиксировал «порог» на уровне
четырех-пяти процентов, что было значительной величиной.

Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен.
Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например,
в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент.В 1980 году
в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии - двум процентам,
в Люксембурге – двум с половиной процентам.

На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование
доходов осуществляется, как правило,
лишь после того, как рост цен достигнет
определенного уровня. Естественно, что
это перманентное запаздывание может
подорвать эффективность индексации
как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно
индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца,
по прохождении которых производятся
компенсационные выплаты.

Система, основанная на минимальном
лаге, когда автоматическая корректировка
доходов осуществляется ежемесячно, применяется в Бельгии и Люксембурге. В Австралии, Дании и Нидерландах заработная
плата пересматривается, как правило, раз
в полгода.

Формулы регулирования компенсаций, применяемые в странах с высокоэффективной рыночной экономикой, могут
быть условно подразделены на три категории:

- пропорциональная компенсация,
которая обычно выражается в процентах
и не затрагивает дифференциацию в заработной плате;

- фиксированная компенсация, которая способствует уменьшению дифференциации в оплате труда, поскольку та
же самая сумма у низкооплачиваемых составляет большую долю в процентах, чем у высокооплачиваемых (Канада, Дания, США);

- смешанная компенсация, сочетающая в себе элементы пропорциональной
и фиксированной компенсации в зависимости от размеров заработка (Австралия).
Из восточно-европейских стран механизм индексации доходов в наиболее
развернутом виде действовал в Болгарии и Польше, где во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное
автоматическое повышение минимальной заработной платы в зависимости от
роста средней зарплаты. В 1989 году
в связи с безудержным ростом цен минимальная заработная плата, как и норматив безналогового роста фонда заработной платы, увеличивался трижды.

В Болгарии индексация должна была
осуществляться два раза в год, но если
рост цен превысит 10 процентов по сравнению с ценами базисного периода или прошлой индексации, то - с начала следующего месяца. Индекс роста цен определялся на основе потребительской корзины, включающей 600 наименований
товаров и услуг, которая соответствует социальному минимуму. Размер компенсации дифференцировался в зависимости
от величины дохода. В полном размере,
т.е. пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной
плате, не превышающей 1,7 минимальной
зарплаты, и к пенсиям, не превышающим 1,5 минимального размера пенсии
по старости. На 60 процентов роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин, и пенсии в интервале
от 1,5 до 3 минимальных ее уровней, но не
ниже размера компенсации для 1,5 величины минимальной пенсии. Далее компенсация прогрессивно снижается: при
зарплате, превышающей минимальную
в 3–4,5 раза, она выплачивается в размере, установленном для трех минимальных зарплат; при зарплате, превышающей минимум в 4,5 раза, компенсация
равна предусмотренной для минимальной
зарплаты. Если пенсия превышает минимальный ее размер более чем в три раза, то
компенсация выплачивается в размере,
полагающемся для трех минимальных
пенсий.

Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи. В США, например,
в целом выплаты по линии социального
обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое.

Система социальной помощи включает в США несколько программ:

Программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует
с 1974 года и предусматривает выплаты
государственного денежного пособия
в размере примерно 60 процентов от
уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого
пособия корректируется;

Программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин
и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются
критерии нуждаемости;

Программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое
распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право
на получение таких талонов имеют лица
или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным)
или по сниженным ценам. В 1987 году
средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека.

Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации,
в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США - весьма незначительна. Помощь на жилье предоставляется по
усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае.

В области здравоохранения в США
действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако
в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем.
В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при
установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять
процентов.

В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются
важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции. Корректировка пенсионных выплат
в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще
в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех
пенсий. В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом
цен. В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном
хозяйстве. В зависимости от роста цен
этот перерасчет могли производить дватри раза в год или даже ежеквартально
в процентах к предполагаемому размеру
средней заработной платы в размере:

35 процентов - пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по
инвалидности I и II групп, а также III
группы для лиц, достигших пенсионного
возраста;

27 процентов - пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста.

Перерасчет ранее назначенных пенсий
в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения
уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий. В результате все
пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные
до 1970 года, были скорректированы при
помощи коэффициента - 1,45, а за период
с 1971 по 1989 год - коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03. Благодаря этому
перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты.

Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки
теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее
систематического увеличения.

Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание
детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет - в размере увеличения
минимальной заработной платы; стипендии учащимся - в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,
пособия и другие выплаты безработным -
аналогично заработной плате, с которой
они начисляются. Следует отметить, что
наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д. Предполагалась также индексация некоторых
сберегательных вкладов населения.
Насколько применяемые методы индексации в развитых странах были эффективны, можно судить по данным таблицы .

Таблица снизились на 34 пункта.

В последующие годы темпы роста цен
несколько обгоняли темпы роста заработной платы. Так, с 1994-го по 1996 год цены здесь возросли на 4,4 процента, а заработная плата на 3,6 процента. Но
созданный ранее разрыв в пользу заработной платы позволил смягчить неблагоприятные последствия относительного
сокращения покупательной способности
доходов населения.

Справка подготовлена Жанной Сидоровой

Борисов С. М. Мировая валютная ситуация в зеркале статистики // Деньги и кредит. 1996. № 5.

Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением по­требительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни;компенсация - пря­мой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определен­ные группы товаров широкого потребления;индексация доходов населения -основная форма социальной защиты населения,

Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий час­тично или полностью возместить ему удорожание потреби­тельских товаров и услуг. Она направлена на поддержание поку­пательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами -пенсионеров, инвалидов, непол­ных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация дохо­дов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различаютиндексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) иретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошед­ший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразова­ния и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринима­тельской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6).При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гаран­тии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен -функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

Механизм индексации доходов населения,заложенныйЗаконом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 24декабря1991г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.

Начиная с февраля 1992г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994г. до 19 700руб.,с февраля 1995г. назначена сумма компенсации 39 360руб., с августа того же года - 50тыс. руб.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования -до 40%годовых, посрочным вкладам -до 80%.на детей со сроком хранения вкладов свыше 10лет -до 120%)не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б-8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40до 10%годовых).По срочным вкладам -с 12до 9%ежемесячно, целевойвклад на детей -со 190до 170%годовых и т. д. С ноября 1996г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6раза. Основная причина - снижение темпов инфляции с 4,1 %в январе до 0,3%в сентябре1996г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997г.

В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является ре­альной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя ча­стично их снижает).

В зарубежных странах принят широкий диапазон дифферен­циации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому про­центная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируют­ся в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирова­ния сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7до 9,2%,Англии -от 3.0до11,2%,Франции- от 4,5до 7,5%годовых.

Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсаци­онных выплат владельцам сбережений.

В экономически развитых странах индексация доходов насе­ления выступает одной из форм их государственного регулиро­вания наряду с налоговой системой и политикой цен. По некото­рым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг.Сейчас ин­дексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсою­зов игосударства.

В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобри­тании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характе­ра и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Шве­ция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных до­говоров, т. е. применяется метод компенсации.

Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год. в Италии - 1раз в год. в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других -шкала процентов (в США, Бельгии, Люксем­бурге, Швеции, Испании).

В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах на­чинает терять свое значение. Заработная плата все больше ста­вится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%)снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальныхставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.

В Японии, в отличии от стран Запада, в условиях инфляционного роста цен не вводились правила индексации доходов, поскольку по существу ее роль выполнял уже имевшийся механизм ежегодного повышения заработной платы . Но и в Японии, и там, где были приняты различные формы индексации, отчетливо давал о себе знать рост социальной напряженности. Гонка цен и доходов с неизбежностью превращалась в состязание зайца с черепахой уже потому, что удары со стороны потребительского рынка трудящиеся вынуждены принимать при том уровне заработков, какой имеется в настоящее время, и лишь затем наступает их повышение, почти никогда не признаваемое людьми труда полностью их компенсирующим. Более того, у производителей появляется тем самым нечто похожее на моральное право вздергивать цены, мол, все равно растущие затраты людям будут компенсированы.  


ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - сумма средств, компенсируемая населению за повышение уровня цен путем регулирования номинальных доходов (заработной платы , пенсий, стипендий, пособий). И.д. производится с целью поддержания уровня доходов такими, какими они сложились на момент изменения индекса стоимости жизни.  

Власть и предприниматели не смогли предложить конкретных мер по индексации доходов и зарплаты, не сумели защитить от провала в жесточайшую нищету самые обездоленные группы населения. В начале 1999 г. начисленная средняя зарплата составила 50% величины . Государственная гарантия работникам в оплате труда в сумме 83 руб. 49 коп. - 9% величины прожиточного минимума трудоспособного человека, или 3,5% минимального потребительского бюджета - носит чисто символический характер. Вознаграждение за труд в среднем исчислении проявляет более черты социального пособия по выживаемости, нежели заработной платы , ибо не способно выполнить присущие заработной плате функции (воспроизводственную, экономическую, социальную). Это вознаграждение не обеспечивает ни достойную жизнь работнику и его семье, ни устойчивый расширяющийся платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги, не говоря уж о том, что не выступает для развития различных систем страховой и социальной защиты.  

Глава 97. СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ  

Государство обеспечивает защиту реальных доходов населения от инфляции путем введения системы индексации доходов и сбережений.  

ИПЦ используется как общий показатель инфляции в потребительском секторе, при расчетах показателей системы национальных счетов и для индексации доходов населения. На практике исчисляется система индексов потребительских цен. Она включает сводные индексы потребительских цен полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью сводные индексы по набору товаров и услуг без товаров нежелательного пользования (без алкогольных напитков и табачных изделий) сводные индексы по набору основных потребительских товаров и услуг и индексы на отдельные товары народного потребления.  

В тот же период резко снизился индивидуальный спрос ввиду ухудшения общего экономического положения населения из-за резкого роста инфляции - одной из главных причин и составляющих такой социально-экономической ситуации в обществе. К невостребованности продукции ведут не только скачки инфляции или ее плавный рост, но и инфляционные ожидания . Опасение роста инфляции приводит к приобретению впрок товаров еще до момента ее роста. Затем наступают спад спроса и некоторая его стабилизация. Это происходит на этапе роста инфляции. При ее стабилизации спрос увеличивается, но темпы роста спроса отстают от темпов роста инфляции, поскольку индексация доходов населения в процентном отношении ниже роста инфляции. Так образуется площадь, на которой риск невостребованности продукции превратился в реальность (см. заштрихованную площадь на рис. 4.2).  

На сегодняшний день наиболее общая классификация населения, с точки зрения получения средств к существованию, предусматривает три группы. Первая группа - нетрудоспособные, получающие средства к существованию за счет предприятий, организаций, пожертвований и за счет близких и родных. Эта группа включает пенсионеров, инвалидов и детей нетрудоспособного возраста, студентов, т.е. всех тех, чье неучастие в производственно-экономической деятельности общественно оправдано и дает право на содержание за общественный счет. Ограниченность ресурсов государственного бюджета вынуждает учитывать различия между людьми и возможности самообеспечения при определении очередности и уровня индексации доходов различных социальных групп . Вторую группу образуют лица, доход которых устойчив и складывается из выплат, получаемых из общегосударственных средств и за счет самостоятельной экономической деятельности.  

Элементами общегосударственного регулирования заработной платы являются регулирование соотношения между производительностью труда и заработной платой налогообложение прироста заработной платы отчисления из прибыли в процентах к заработной плате регламентирование фонда заработной платы и средней заработной платы увязка материального поощрения руководителей с перерасходом фонда заработной платы организация бирж труда организация ассоциации руководителей фирм регламентирование условий компенсационных выплат и индексации доходов. Государственные законы регламентируют минимальные ставки заработной платы определяют правила приема на работу и увольнения устанавливают варианты организации режима работы и отдыха определяют правила оплаты труда регламентируют условия труда женщин и молодежи. Должностные оклады , устанавливаемые правительством, определяют гарантированный минимальный уровень оплаты труда и одновременно устанавливают значимость должностей. Справедливость не в том, чтобы получать поровну, а в том, чтобы справедливо получать не поровну. (А. И. Гельман).  

Тарифная основа - это совокупность норм, условий дифференциации заработной платы в зависимости от сложности и условий труда . Элементами тарифной основы являются тарифные ставки , тарифно-квалификационные справочники работ и профессий, квалификационные справочники должностей служащих региональные коэффициенты, схемы должностных окладов , надбавки и доплаты к ставкам (окладам), премирование, условия формирования фондов оплаты труда , правила индексации доходов.  

Индексация доходов представляет собой корректировку доходов и денежных вкладов граждан с целью частичного возмещения потерь вызванных инфляцией. На каждый процент роста индекса потребительской цены устанавливаются нормативы повышения различных частей дохода. Наблюдение за движением цен на товары и услуги осуществляется органами государственной статистики.  

Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум . В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации установлена потребительская корзина , включающая в себя минимальный набор продуктов питания , непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума . По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон . По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.  

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы , пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения , позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности , особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.  

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду , а также не способствует проведению антиинфляционных мер.  

Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль  

Индексация доходов - увеличение номинальных доходов (заработной платы , социальных выплат) в зависимости от уровня инфляции  

Особо следует отметить мероприятия по защите тех слоев населения, которые в большей степени страдают от инфляции дети, пенсионеры, неработоспособные, бюджетники. Мировая практика выработала основные меры их защиты пособия, индексация доходов, определение и фиксация минимальных расходов и их уровней, гуманитарная помощь . Все эти меры должны являться постоянной составляющей экономической политики правительства в период осуществления антиинфляционных мер.  

ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - регулярное изменение номинальных доходов различных групп населения осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.  

В преддверии двадцать первого века наша страна начала переход к регулируемому рынку и предпринимательству. Многие проблемы приходится решать впервые, и в деловом мире в ближайшее время появятся неизвестные или малоприменяемые у нас термины. Отсутствие достаточного количества книг и учебных пособий по маркетингу, менеджменту, предпринимательству и бизнесу затрудняет усвоение новых терминов. Рынок, либерализация цен, бездефицитный бюджет, приватизация собственности - все эти понятия, еще недавно почти абстрактные, ныне наполняются конкретным содержанием. В практический обиход все активнее входят такие термины, как маклер, брокер, биржа, акция, дивиденд, индексация доходов, и многие, многие другие.