Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции

Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции

Традиционно при анализе и оценке государственного управления в нем обнаруживается и отмечается наличие бюрократизма. Прояв­ления последнего стали чуть ли не национальной чертой россий­ского государственного аппарата. О бюрократизме николаевской России резко писал маркиз А. де Кюстин (1839 г.) 136 . Позднее, в после-реформенный период (1882 г.) Р.А. Фадеев констатирует, что «историческое развитие, выразившееся у каждого европейского народа разнообразными формами общественного устройства, по­глощено в России единственною и исключительною формою - раз­витием бюрократической опеки до крайнего предела, т.е. механи­ческим отношением правительства к текущей народной жизни и наоборот» 137 . В 1905 г. Л.А. Тихомиров назвал предшествовавший сорокалетний период «бюрократической узурпацией» и подчерк­нул, что «при безмерном количестве «дел» всепроникающего бю­рократического строя, упраздняющего самостоятельную работу граждан и нации, сознательное участие во всех этих миллионах дел фактически совершенно невозможно. В действительности, верхов­ная власть не может ни знать, ни обсудить, ни проверить почти ни­чего. Поэтому ее управительная роль делается лишь кажущейся. Поглощенная же лично в эти миллионы мелких управительных дел, она не имеет возможности их контролировать. В результате - единственной действительной властью страны является канцеля­рия» 138 .

Буквально через несколько лет после Октябрьской революции ее инициатор и руководитель В.И. Ленин начал с тревогой и болью говорить о всепроникающем бюрократизме в партийном аппарате и в конце своей жизни пришел к выводу, что если что и погубит соци­ализм, так это бюрократизм. Весь период социализма до 1991 г. мы «мягко» обозначили периодом авторитарного бюрократизма. Не прошло и нескольких лет демократической России, как вновь все ощущают и говорят о том, что сегодняшний государственный аппа­рат погружен в бюрократизм.

Возникает естественный вопрос: что такое бюрократизм (бюро­кратия), почему это явление имеет длительную историю, и каково оно по своей природе - неизбежное или искусственное? Приходит­ся отмечать, что хотя о существовании бюрократизма говорили почти все мыслящие люди, да и «верховная» власть его постоянно критически оценивалась, оно исследовано весьма слабо.



Можно выделить три подхода к характеристике бюрократизма. Наиболее распространенный подход состоит в том, что бюрокра­тизм описывается по следующим аспектам:

Деформации сознания, наступающей под влиянием работы в ап­парате управления, ведущей к тому, что у соответствующей катего­рии лиц возникает особое функциональное сознание, «корпоратив­ная» этика и психология;

Низведению бюрократических проявлений до низового испол­нительского уровня, где, мол, маленькие чиновники творят свой произвол над зависимыми или обращающимися к ним людьми (простыми гражданами);

Господству канцелярии, торжеству формалистики, заседательству и бумаготворчеству, превалированию буквы инструкции, при­каза над сущностью дела.

Все фиксируемые здесь черты отражают, разумеется, бюрокра­тизм, схватывают его внешние, видимые очертания, но вряд ли можно считать достаточной социально-психологическую характе­ристику бюрократизма. Точнее, наверное, будет сказать, что бю­рократизм представляет собой определенный социальный (общест­венный) институт, который создается, поддерживается и воспро­изводится какой-то системой взаимосвязей в организационных структурах, причем часто независимо от побуждений и настроений людей, вовлеченных в его механизмы. Кстати, он имеет место не только в государственном аппарате, но и в общественных объедине­ниях, крупных структурах бизнеса, информации, образования, науки т.д.

Второй подход сформулирован М. Вебером, который высказал положение о том, что «один из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры, - рациональное жизненное поведение на ос­нове идеи профессионального призвания 139 , и исходя из него при­знал бюрократию самым чистым типом легального господства. Сле­дуя такой трактовке, в одной из новейших американских публика­ций по менеджменту бюрократия определяется как тип организации, для которой характерно специализированное распре­деление труда, четкая управленческая иерархия, правила и стан­дарты, показатели и оценки работы, принципы найма, основываю­щиеся на компетенции работника 140 . В веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т.е. с упорядочением, сис­тематизацией и измеряемостью общественных процессов и, в част­ности, управленческих проявлений. Понятие бюрократии приобре­ло позитивный смысл, чем была внесена двузначность в мышле­ние. Возникла необходимость каждый раз объяснять, что имеется в виду, когда пишется данное слово. Между тем в русском языке понятие «бюрократизм» до сих пор сохраняет негативный, крити­ческий оттенок.

Третий и, как представляется, наиболее точный (с большими ана­литическими возможностями) подход был обозначен К. Марксом в работе «К критике гегелевской философии права». Напомним не­которые его выражения:

Бюрократия есть «государственный формализм» гражданского
общества;

Бюрократия составляет, следовательно, особое, замкнутое об­щество в государстве;

Бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государ­ством, она есть спиритуализм государства 141 .

В этом подходе схвачено главное: связь бюрократии с властью, а бюрократия рассматривается как особый способ осуществления власти.

Действительно, бюрократия (от франц. bureau - бюро и греч. krdtos - власть) представляет собой определенную форму осуще­ствления власти (в широком социологическом смысле) и прояв­ляется, как правило, в крупных иерархических организациях. В управлении, в общем-то, действует принцип семи взаимодейству­ющих единиц, подлежащих управляющим воздействиям с одной «точки» (руководителя). Поэтому уже три взаимодействующих звена (7 х 3) требуют координирующего звена в виде дополнитель­ного руководителя и его заместителя (на случай отсутствия руково­дителя по разным причинам) и тем самым превращения в структу­ру 18 работающих и 5 управленцев (может быть, и с дополнитель­ными функциями). Три таких структуры, в свою очередь, нуждаются в управляющем звене, причем не только в числе одного руководителя и его зама, но и других лиц, ибо возрастает и услож­няется объем управленческой информации. Итак, чем больше уве­личивается структура, тем больше в ней возникает опосредую­щих звеньев, выполняющих управленческие функции и функци­онирующих в условиях субординации и координации. Без власти и иерархии (опосредующих управленческих звеньев) не может существовать ни одна крупная организация, тем более государство. Этим - - объективным - - основанием определяется необходи­мость (потребность) упорядочения, организованности, структури­рования, регулирования, контроля, ответственности и других мо­ментов, возникающих из действия власти. Их можно, конечно, обозначать (по М. Веберу) понятием «бюрократия». Но даже он ча­ще пользовался понятиями «рациональное», «рационализация», четче отражающими его же собственные размышления. Суть бю­рократии в другом.

Бюрократия (бюрократизм как производное явление) представ­ляет собой такую форму осуществления власти (прежде всего госу­дарственной), при которой имеет место подмена общей воли орга­низации (общества, граждан) волей группы лиц. Причем не леги­тимное опосредование общего в частном, которое происходит путем выборов, официального поручительства, управомочивания дове­ренности и т.д., что не только допустимо, но и необходимо в слож­ных социальных структурах, а субъективистское, произвольное, часто противозаконное изменение форм и методов ведения тех или иных дел.

Такая подмена инициируется многими причинами: нерациональ­ным построением государственного аппарата, в котором немало Дублирующих, параллельных структур; отсутствием или слабым правовым регулированием процессов властеотношений и управле­ния с точки зрения как материальных, так и процессуальных норм; низким уровнем контроля за соблюдением установленных процедур; недостаточной профессиональной подготовкой полити­ческих деятелей и государственных служащих. Но главная причи­на носит субъективный характер и обусловлена благоприятными возможностями власти в реализации некоторых запросов людей.

В нашем общественном сознании давно существует некий «дого­вор умолчания» о том, что же дает человеку обладание властью, хо­тя бы небольшой, и почему немалое число людей «весьма активно нацелены на завоевание власти». А того, кто вкус власти хорошо распробовал, даже силой от нее не оторвешь. Готовы сто раз в кого угодно перевоплотиться, лишь бы сохранить хоть какую-то власть. Вот эта-то жажда власти и выступает основным источником бюро­кратизма. Она имеет, конечно, волевое начало, в чем можно согла­ситься с А. Шопенгауэром и Ф. Ницше, но само это волевое начало основано на том, что власть позволяет легче, быстрее и на более высоком уровне удовлетворять материальные и социальные по­требности, порой, но редко, и духовные, а иногда и интимные. Власть способна мгновенно решать личностные проблемы, на кото­рые в иной ситуации человек тратит десятилетия упорнейшего тру­да. И пора, видимо, перестать наивно трактовать нацеленность на власть как озабоченность благосостоянием общества.

Реалии истории и современности убедительно показывают, что при бюрократизме идет подмена не только воли, но и интересов и целей. Отсюда таинство власти, ее канонизированные образы, культ руководителя, особенно первого, возвеличение формы (сло­ва, буквы), мессианское мышление чуть ли не каждого «начальни­ка», замкнутость, создание скрытого (тайного) аппарата, вернопод­данность окружения, непостижимые механизмы подбора кадров и многое другое, неплохо описанное в научной и художественной ли­тературе. Иными словами, бюрократизм приводит к тому, что в ре­зультате подмены групповые интересы, цели и воля начинают вы­даваться за общие и получать от последних как бы освящение. Власти в таких случаях делают вид, что они действуют от имени и по поручению всех и что они ни говорят и ни вершат, то все якобы во благо всех, по их представлению и желанию, для их пользы и развития, хотя последние, т.е. все (общее), имеют по соответствую­щим вопросам иное, часто прямо противоположное мнение. Ос­тальное же, о чем много пишут, - канцелярщина, волокита, фор­мализм, чинопочитание, многоначалие, многописание и т.д., и Т-П., - есть не что иное, как атрибутика бюрократизма, его оформ­ление, сокрытие за «внешним» сути «внутреннего» - использова­ние власти ради личной корысти.

Нельзя не видеть и того, что бюрократизм подпитывается и са­мим обществом, особенно его бизнес структурами. В 2003 г. появи­лись цифры о взятках в государственном аппарате за год - 18 млрд долл. по официальным оценкам и 36 млрд долл. по неофициаль­ным. Но все почему-то акцентируют внимание на том, что берут, игнорируя то, что дают. И дают, наверное, чаще всего потому, что требуют решения в свою пользу, иными словами, покупают власть. Известно также, что с каждым годом все дороже становятся выбор­ные должности - депутатов, глав субъектов и муниципальных об­разований, сами избирательные кампании. Вряд ли способствуют преодолению бюрократизма идеи о том, что власть должна оказы­вать услуги (столь модные сегодня), ибо услуга есть категория эко­номическая. И, логично, что всякая услуга должна оплачиваться, причем как официально, так и, само собой разумеется, неофици­ально. Короче, многое мыслится и делается таким образом, чтобы бюрократизм чувствовал себя вольно.

Любопытные аспекты бюрократии раскрывает исторический анализ борьбы с бюрократизмом. Традиционно те, кто находился и находится за пределами власти и с вожделением смотрит на нее, с удовольствием разоблачают и критикуют бюрократические из­вращения в формировании и реализации власти. Особенно упраж­нялись здесь «вольнолюбивые» интеллигенты. Практически каж­дый уважающий себя оппозиционер считал своим долгом обвинять существующую власть в бюрократизме. Так поступали в свое время кадеты, эсеры, социал-демократы. Позже партийные комитеты вскрывали и преодолевали бюрократизм государственных органов, затем (после возникновения) демократы боролись с партийным бю­рократизмом. И теперь, кто в оппозиции или без власти, тот против бюрократии. Но стоит только тем же самым лицам, партиям, движениям прийти к власти, овладеть государственным аппаратом, как они тут же воспроизводят бюрократию, причем не меньшую, чем свергнутая.

Получается, что объекты и субъекты критики бюрократизма ме­няются местами, создавая в общественном мнении впечатление борьбы с бюрократизмом. А он, как птица Феникс, воссоздается то в одной, то в другой формации, то в одном, то в другом типе государ­ства, не в одной, так в другой структуре. И мало кто из исследова­телей проблемы бюрократизма пытается осмыслить его на широ­ком историческом фоне, объективно его оценить и увидеть реаль­ные истоки его многовекового существования.

Сущность и формы проявления нравственно-профессиональной деформации.

Профессиональная юридическая деятельность характеризуется множественностью следствий, как для личности самого юриста, так и для отдельных категорий граждан, общества в целом. Чаще принято говорить о ее положительной направленности, регулятивном воздействии на различные сферы социальной жизни, о развитии личности юриста по мере обретения им соответствующего профессионального и жизненного опыта.

Как и любому другому социальному процессу, профессиональной деятельности наряду с положительными характеристиками присущи разного рода негативные следствия и проявления. В сферах деятельности, имеющих выраженную социономическую направленность, где отношения выстраиваются по линии "человек – человек" (медицина, педагогика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление и др.) и при этом одна сторона наделяется некоторыми полномочиями по отношению к другой, учеными давно было замечено, что профессия способна оказывать на личность ее носителя деформирующее воздействие . Таковы, например, отношения медика и пациента, педагога и учащегося, адвоката и доверителя, следователя и иных лиц, оказавшихся в поле уголовного процесса. Ситуация, в рамках которой одна сторона наделена некоторыми полномочиями по отношению к другой, а вторая сторона зависит от нее или же нуждается в ее услугах, с течением времени способна вызвать негативные проявления как в поведении, так и в чертах личности носителя профессии. В науке этот феномен получил название профессиональной деформации.

Под профессиональной деформацией следует понимать происходящий в личности под влиянием особенностей деятельности процесс изменения ее нравственных установок и психологических черт, приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые негативно влияют на исполнение ею профессиональных обязанностей.

Чаще всего деформация и ее различные проявления в поступках и поведении представителей конкретной профессии носят единичный, случайный характер. В этом случае она воспринимается окружающими как отступление от общепринятых правил, норм морали. Однако деформация может затрагивать отдельные сегменты поведения и нравственной структуры личности, а в своих конечных проявлениях захватывает всю сферу профессиональной морали, включая нравственную деятельность, нравственные отношения и нравственное сознание.

Проявления профессиональной деформации личности юриста исключительно многообразны. Нередко они носят скрытый характер, незаметны для окружающих людей, а на первых порах не оказывают сколько-нибудь заметного отрицательного воздействия на сферу профессиональной деятельности, ее результаты и последствия. Однако по мере накопления, усиления разрушающего действия на нравственно-психологическую структуру личности эти изменения начинают проявляться в поступках, повседневном поведении, отношении к гражданам и коллегам, исполнению своего профессионального долга. Процессы личностной деформации находят свое продолжение в выборе небезусловных с моральной точки зрения средств и способов достижения поставленной цели. Рано или поздно это ведет к утрате личной репутации и объективно дискредитирует профессию, к которой принадлежит специалист.

В настоящее время в подавляющей части публикаций по проблематике нравственно-профессиональной деформации личности юриста основное внимание посвящено проявлению этого феномена в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Между тем с разной степенью интенсивности, но аналогичные процессы протекают в среде адвокатов, судей, нотариусов, сотрудников прокуратуры. Очевидно, что в рассматриваемой сфере действуют некоторые общие причины, вызывающие нравственно-профессиональную деформацию, а также условия, которые действуют применительно к отдельным видам юридической деятельности.

    Инфляция причины, сущность и формы проявления.185-193

    Виды и типы инфляции. Ее социально-экономические последствия.185-193

    Особенности инфляционного процесса в России. 193-198

    Регулирование инфляции. 207-208

  1. Инфляция причины, сущность и формы проявления. 185

Длительное время под инфляцией обесценение денег и рост цен.

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения и др.

К неденежным факторам инфляции относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.

Все это свидетельствует о том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения значительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе нарастает дефицит сбережений, сокращаются кредиты, инвестиции в производство и предложение товаров.

Временное нарушение сбалансированности макроэкономических пропорций в рыночной экономике преодолевается рыночным механизмом хозяйствования через цены, перераспределением денежных и товарных ресурсов, умелой политикой центрального банка и государства. В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.

Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты .

Итак, инфляция – кризисное состояние денежной системы. Современная инфляция связана не только с падением покупательной способностью денег и ростом цен, но и общим неблагоприятным состоянием экономики страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, денежного обращения, кредита и финансов.

Природа возникновения инфляции состоит в несоответствии между обращением товаров и денежной массы. Причиной этого может быть выпуск избыточное количество наличных и безналичных денег, необеспеченных товарной массой. В этом случае деньги не обладают номинальной стоимостью ввиду отсутствия товарного покрытия.

Покупатель не может покупать товары и обращается на рынок, где цены выше. (но зато товар есть в наличии).

Таким образом, рост цен не обусловлен повышением качества, но следует учесть, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции, т.к. цены могут повышаться ввиду изменения качества или условий добычи сырьевых ресурсов.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

    Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

    Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования

    Монополиякрупных фирм на определениеценыи собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

    Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровеньзаработной платы;

    Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Причины инфляции. Инфляционный процесс определяется множеством факторов, которые принято делить на:

    Внутренние причины

    Внешние причины

К внутренним причинам относят

    Дефицит государственного бюджета (в России профицит бюджета)

    Необоснованная эмиссия денег

    Монопольное положение производителей на рынке, которые искусственно завышают цены

    Отрицательное сальдо платежного баланса

    Рост внутреннего и внешнего долга

    Система налогообложения, подрывающая стимулы рота производства

    Несовершенство хозяйственного механизма.

    Отсутствие эффективных экономических рычагов.

К внешним причинам относятся:

    Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении.

    Мировые экономические кризисы. Так, мировой структурный кризис 70-х гг. XX столетия вызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть – в 20 раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили в Японии, США, Западной Европе. Этот фактор имеет большое значение, например для Белоруссии, экономика которой на 90% и более зависит от импорта топливно-энергетических ресурсов. Рост цен на них является одной из главных причин раскручивания инфляционной спирали.

В ходе особо сильных инфляций, как например в Россииво времяГражданской войны, илиГермании1920-х гг.денежное обращение может вообще уступить местонатуральному обмену.

Кроме того, причины инфляции делят на

    В сфере производства – диспропорции в производстве. Это перераспределение денежных и товарных ресурсов и большой затратный механизм.

    В сфере обращения – это избыточная масса денег и несбалансированность экономики.

Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственнойстоимости(фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

Международная практика считает нормальной инфляцию в 2-3%. Такая инфляция побуждает производителя повышать производительность труда (эффективность труда; это показатель среднего объема продукта труда работника на единицу времени).

Инфляция повышает расходы бюджета ввиду того, что правительство удовлетворяет денежные запросы для оживления экономики.

Кроме прочих неприятностей,инфляция может быть открытой и скрытой (подавленной ). Открытая инфляция проявляется в форме общего повышения цен и снижения курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте.

При искусственном, административном сдерживании цен, зажиме денежной массы, фиксировании валютного курса получает развитие скрытая инфляция, выражаемая в падении производства, кризисе неплатежей, натурализации хозяйственных связей. Этому способствует «замораживание» оплаты труда; выплат пенсий, пособий, компенсаций; финансирование бюджетных отраслей и другие государственные меры.

Открытая инфляция проявляется, когда цены не регулируются сверху, т.е. находятся под влиянием рыночных факторов. Открытая инфляция проявляется в форме общего повышения цен и снижения курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте.

Скрытая (подавленная) инфляция в обострении дефицита товаров при жестком регулировании цен и доходов.

Кроме того различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Такое деление весьма условно и связано с анализом факторов роста цен, вызванного соотношением спроса и предложения на рынке товаров и услуг и факторов общественного производства.

Инфляция спроса возникает при переполнении каналов обращения избыточной денежной массой за счет чрезмерной эмиссии денег, обусловленной милитаризацией экономики, дефицитом бюджета, ростом государственного долга, кредитной экспансией банков и притоком иностранной валюты в страну и др. Все это вызывает рост совокупного спроса, превышающего возможности предложения, что в конечном итоге приводит к избыточной массе денег и увеличению общего уровня цен.

При инфляции издержек при данном уровне цен происходит рост себестоимости за счет удорожания отдельных ее элементов, прежде всего заработной платы, что приводит к уменьшению прибыли. А для ее сохранения в прежнем размере производители повышают цены. Таким образом, возникает инфляционная спираль - рост цен вызывает необходимость увеличения зарплаты, которое влечет за собой рост издержек, вследствие чего поднимаются цены (теория «инфляционной спирали» заработной платы и цен).

Помимо заработной платы на величину издержек оказывают влияние и другие элементы затрат - материальные затраты, транспортные расходы и др. Их удорожание повышает издержки, а последние «подталкивают» к росту цен. Инфляция издержек обуславливается и налоговой политикой государства, в частности, повышением косвенных налогов, включаемых в цены товаров, что также вызывает общий рост цен.

Помимо этого на развитие инфляционных процессов воздействуют и внешнеэкономические факторы - рост импортных поставок; приток валюты; внешние заимствования и др.

Инфляция вызывается и долларизацией экономики, снижением курса национальной валюты, инфляционными ожиданиями, связанными с политической нестабильностью в обществе, нагнетанием напряженности средств массовой информации, потерей доверия к органам власти и др.

Проблема инфляции состоит в том, что приспособить количество денег к количеству товаров трудно (а денег д.б. столько, каков товарооборот)

    Виды и типы инфляции. Ее социально-экономические последствия.

Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, она бывает:

    Инфляция спроса

    Инфляция издержек

Инфляция спроса возникает при переполнении каналов обращения избыточной денежной массой за счет чрезмерной эмиссии денег, обусловленной милитаризацией экономики, дефицитом бюджета, ростом государственного долга, кредитной экспансией банков и притоком иностранной валюты в страну. За избытком совокупного спроса не успевает производство. Соответственно, избыточные спрос порождает рост цен. В этих условиях предприятия расширяют производство, привлекают дешевую дополнительную рабочую силу.

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

    Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

    Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

    Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения возникает в случае роста издержек на производство продукции. Растут издержки – растут цены.

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

    Рост заработной платы;

    Удорожание сырья и энергоносителей;

    Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

    Финансовая политика государства.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Издержки могут расти при росте з/п, в силу удорожания сырья, топлива, транспортных расходов, что увеличивает себестоимость продукции, а следовательно и цены на нее.

Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, поражая производство и потребление, деформируя потребительский спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя, в конечном счете, к инфляции издержек. Любая современная система экономики инфляционна, и в ней действуют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции издержек.

В зависимости от способности государства управлять инфляцией, она м.б.:

    Контролируемая – когда можно замедлить или ускорить рост цен

    Неуправляемая – когда реального рычага корректировки уровня инфляции нет.

Типы инфляции.

    Ползучая инфляция. Для нее характерны невысокие темпы роста цен примерно 10% в год. Она не сопровождается кризисными потрясениями и характеризуется небольшим умеренным обесценением денег; она неизбежна для развитых стран.

цена

V прод-и

    Галопирующая инфляция. Она характерна для переходной экономики. Рост цен находится в диапазоне 10-50%

Рост цен сопровождается снижением общественного производства. Ползучая инфляция, наоборот, стимулирует экономический рост. При ползучей инфляции работники стараются лучше работать, чтоб не лишиться работы. Такую инфляцию необходимо регулировать, не давая ей перерасти в галопирующую.

Галопирующая инфляция отрицает денежные накопления в виде приобретаемых товаров длительного пользования, непродовольственных товаров повседневного спроса.

При росте цен более чем на 50% гиперинфляция перерастает в супергиперинфляцию. При падении производства возникает стагфляция (застой)

Чтобы дат оценку инфляции используют прямые и косвенные показатели.

Прямые:

    Индекс цен = (фактич.уровень цен) / (базисный уровень цен) * 100%

Пример.

Индекс цен (мес) = 11/9,8 * 100 = 112% (инфляция 12%)

    Дефлятор служит для определения динамики ВВП и позволяет корректировать экономическую политику.

Дефлятор = ВВП(в ном.ценах)/ ВВП(реальн.цены) *100

К косвенным показателям относят:

      Прирост денежной массы

      Величина золотовалютных резервов (сокращение золотовалютных резервов ведет к инфляции)

В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, был затронут вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

Чтобы это понять, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный или номинальный доход - это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Задумайтесь на минуту, и вам станет ясно, что если ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится.

Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5-процентное повышение номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит реальный доход примерно на 5%. Следует помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

Наконец, следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, Xмлн. руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

    перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

    обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

    постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

    неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

    искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

    закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

    сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

    обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

    возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

    активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогообложения;

    снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

    социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

Последствия инфляции:

    Снижается политическая стабильность общества, увеличивается социальная напряженность

    Обесцениваются денежные накопления, поэтому приобретаются реальные активы, которые защищены от инфляции.

    Увеличивается риск бизнеса

    Растет спрос на конвертируемую валюту.

    Снижаются доходы гос. бюджета

    Растет безработица.

Что такое рынок труда? Какое название правильное - рынок труда, рынок рабочей силы, рынок трудовых ресурсов? Чтобы ответить на эти вопросы, надо четко определить тот товар, который является объектом купли-продажи, объектом передачи права собственности. Известно, что таким товаром является рабочая сила. Но этот товар сегодня следует трактовать с учетом новых данных науки и практики. Наем рабочей силы означает передачу работником работодателю своих способностей к труду на определенный срок для использования их в процессе производства при сохранении юридической свободы работника как личности. Использование рабочей силы осуществлялось за вознаграждение, плату (в натуральной или денежной форме), которая открывала работнику доступ к рынку товаров. Следовательно, эта сделка - не что иное, как продажа рабочей силы ради приобретения необходимых жизненных средств. Что представляют собой жизненные средства? Жизненные средства - это набор (совокупность) товаров, которые нужны работнику для восстановления израсходованных в процессе труда физических и умственных способностей (сил), а также для поддержания и развития его семьи. К жизненным средствам в первую очередь относятся пища, одежда, обувь, жилье, медикаменты, средства для получения образования, профессии и т.д. Но в их состав не входят предметы роскоши.

Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм (распределение работников по видам деятельности) в обмен на жизненные средства, представляет собой рынок рабочей силы.

Рабочая сила включает разнообразные способности к труду, но не все они используются в процессе труда. Обязан ли работодатель платить работнику за все его способности или только за те, которые он использует в процессе производства. Поскольку в настоящее время, по сравнению с прошлыми историческими периодами, производительность труда многократно выросла, а продолжительность рабочего дня значительно сократилась, вполне справедливо платить лишь за фактически используемые в процессе труда способности. Другими словами, вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила, не вся совокупность способностей, а только профессиональные способности к труду, критерием которых может служить конкретный труд (труд программиста, токаря, сапожника, портного и т.д.).

При таком методологическом (теоретикопознавательном) подходе к данной проблеме обмену подлежат (и в нормально работающей экономике действительно обмениваются на жизненные средства) только используемые способности к труду. Такой рынок рабочей силы можно назвать рынком функционирующей рабочей силы, или рынком труда.

Рынок труда - это товарноденежные отношения, которые связаны, во-первых, со спросом на рабочую силу, определяемым в свою очередь спросом на продукт того или иного товара в обществе, во-вторых, с использованием профессиональных способностей и их вознаграждением, в-третьих с временем использования рабочей силы. Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду, или функционирующая рабочая сила. В этом смысле можно говорить о тождественности понятий рынок труда и рынок рабочей силы (функционирующей рабочей силы).

Такое понимание рынка труда является наиболее обоснованным в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. Последняя дает возможность за относительно короткий рабочий день получать достойную плату, позволяющую обеспечить восстановление жизненных сил и профессиональный рост, нормальную жизнь семьи работника, а также заниматься иной полезной деятельностью в свободное время.

Что касается понятия "рынок трудовых ресурсов", то оно менее точное. В состав трудовых ресурсов входит значительная доля лиц (например; выпускники всех учебных заведений в трудоспособном возрасте и т.д.), представляющих собой трудовой резерв, способности, к труду которых могут быть использованы в будущем, т.е. в данный момент они не вовлекаются в рыночные социальнотрудовые отношения. Вместе с тем, трудовой резерв должен быть в поле зрения общества, прежде всего государства, общественных институтов. Они должны создавать условия для вовлечения незанятых людей в сферу официальной, реальной экономики. Иначе трудовой резерв может стать базой для теневой экономики, а еще хуже - для криминальной деятельности.

3. Элиты и их роль в функционировании власти.

Понятие власти и проблемы выяснения ее сущности занимают центральное место в политологии. Власть присутствует в семье, в различных общественных организациях, в государственных институтах и учреждениях. Власть проникает во все сферы человеческих отношений – экономику, политику и духовную жизнь. Без властных отношений нет общества как социума и абсолютно немыслима политика. Согласно утверждению американского политолога Т. Парсонса, в политических системах власть «занимает место, во многом сходное с тем, какое занимают деньги в экономических системах».

Власть начинает проявляться только при наличии не менее двух человек, двух сторон – субъекта и объекта. Власть даже над самим собой возможна лишь тогда, когда личность как бы раздваивается на особу эмоциональную и особу рациональную, и каждая из них стремится к реализации своей цели. Обе стороны властных отношений представляют собой двусторонний, асимметричный процесс с доминированием воли одной из сторон. Они взаимосвязаны волевым воздействием доминанты и обязательным подчинением ей. Без подчинения объекта власти ее субъекту власть не состоится: она вообще в этом случае невозможна. Исчезнет власть и тогда, когда субъект потеряет способность волевого воздействия или не будет благоприятных условий, которые обеспечивают возможность реализации волевого импульса субъекта на объект. Таким образом , власть – это способность и возможность волевого воздействия и вызов подчинения.

Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:

  • 1) субъекта и объекта, т.е. двух сторон властных отношений. Этот компонент власти будет подробно рассмотрен в следующем вопросе лекции.
  • 2) ресурса. Таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти – способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.

Ресурсы власти весьма разнообразны. Наиболее распространена в политологии следующая классификация ресурсов:

  • а) утилитарные ресурсы . Они включают материальные и различные социальные блага, связанные с повседневными потребностями. С их помощью власть имущие могут «покупать» отдельных политиков, даже целые слои населения.
  • б) Нормативные ресурсы состоят из средств воздействия на внутренний мир, на сознание человека, формируя его ценностные ориентации и нормы поведения. Это воздействие осуществляется в определенном правовом поле, посредством идеологической работы. Особо важную роль своеобразного инструментария играю средства массовой информации (СМИ). Они призваны убедить подчиненных в общности их интересов с начальствующими, в необходимости одобрения и поддержки действий субъекта власти.
  • в) Принудительные ресурсы означают использование прямого принуждения, особенно когда не срабатывают первые два ресурса. Сюда входит аппарат физического воздействия, укомплектованный специально подготовленными кадрами. В государстве для этого создана армия, полиция, спецслужбы, ОМОН, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, тюрьмой снаряжением, оружием и т.п. Этот ресурс считается наиболее эффективным, поскольку его использование способно лишить человека важнейших ценностей: имущества, свободы и даже жизни.

Названные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе особенно крупными политическими субъектами, такими как государства.

Для всестороннего и тщательного изучения феномена (особое, необычное явление) власти ученые и политики пробегают к ее классификации, положив в основу направленность властного проявления.

    В области функционирования власть различают как политического экономическую, юридическую, светскую, религиозную, криминальную.

    По объему прерогатив : семейная, групповая, государственная, международная.

    По объекту власти : общественная, классовая, партийная, личная.

    По режиму правления : тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, либеральная, демократическая.

    По социальному признаку : рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

Из огромного многообразия проявлений власти особо выделяется власть политическая. Ей свойственно обязательное присутствие политических целей и задач, политического смысла. Эту сущность власть всегда приобретает и становится политической тогда, когда во властные отношения в обществе вступают большие группы, массы людей, т.е. организации, партии, этносы, нации, государственные учреждения.

Возникновение политической власти обусловлено большой потребностью в ней общества. Она необходима для поддержания общественного порядка; для предупреждения или развязывания конфликтов, а также для их погашения; для принуждения, и даже для применения насилия в целях достижения политических интересов, в том числе и для защиты общества и т.д.

Разрешением названных проблем общества в основном занимается высшая ступень политической власти – власть государственная. В лице государственной власти политическая власть как бы вступает в зону своего апогея, становится совершенной и универсальной. Стремление к государственной власти становится главной целью и смыслом деятельности в политической жизни. Много веков и даже тысячелетий не угасает стремление занять вершину, самую макушку пирамиды власти. Сколько сказано лжи, пролито крови, сколько порождено подлости и преступлений в борьбе за обладание этим сокровенным местом!

Государственная власть, как стержень и эпицентр политической власти, начинается тогда, когда во властные отношения вступают учреждения, институты и структуры, созданные государством. Можно иметь власть политическую, но не иметь государственной, однако, получив власть государственную, непременно будешь обладать и политической властью.

Потребность общества в политической, особенно государственной власти, во многом объясняется наличием у нее очень важных, необходимых качеств, которые выражаются в следующих чертах.

    Суверенитет в деятельности, т. е. полная самостоятельность в принятии решений и доведении их до реализации.

    Верховенство. Это значит способность, возможность и право оказывать волевое воздействие на всех.

3. Неделимость. Власть не терпит соперников, а многовластье чревато кровавыми конфликтами, особенно на политическом поприще.

    Авторитетность. Это значит, что для прочности своего положения власть должна иметь уважение и преклонение. Здесь особенно важна легитимность власти, т.е. ее законность (от лат. legitimus - законный). Ради легитимности политическая власть очень много сил и средств тратит на обоснование своего права, на существование. Она проводит дорогие выборы и референдумы, создает мощные воспитательные и пропагандистские институты, стремится пересмотреть историю и сформировать свою идеологию. И чем менее власть законна, тем больше она прибегает к фальсификации и демагогии, чтобы убедить всех в своей правоте и легитимности. Ведь неправое дело можно прикрыть и оправдать только ложью, а даже небольшие доли правды разоблачают ложь. В связи с этим, недемократические, диктаторские режимы стремятся покрыть свою деятельность непроницаемой тайной, придать ей гриф строжайшей секретности.

Важной характеристикой власти является ее объем . Она может быть единоличной, групповой, коллегиальной. На государственном уровне – монархической, президентской, парламентской, теократической, а также центральной, региональной, местной и др.

Важнейшим свойством власти, особенно политической, является способность ее не только к разовым действиям, к единичным проявлениям, когда кем-то на кого-то оказано волевое воздействие, тот подчинился, и власть состоялась. Чаще всего, процесс властных отношений представляет собой цепочку, когда объект власти подчиняется, чтобы стать субъектом и подчинить себе другого, а другой в свою очередь – третьего и т.д. Притом, это происходит бесчисленное количество раз во множестве вариантов, «вдоль» и «поперек», постоянно и непрерывно. Создается весьма сложная система функционирования власти в обществе. Эта система властных действий получила в политологии название – господство.

Господство фактически является нормальным состоянием политической власти, потому что необходимо постоянно держать в подчинении тысячи, даже миллионы людей. В связи с этим господство предполагает обязательное расчленение общества на руководящие (повелевающие) и подчиненные группы или классы, а также существование между ними определенной дистанции. По определению немецкого ученого М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказание обязательно вызовет подчинение. Гарантией такого явления должно быть наличие определенной структуры, состоящей из юридических актов, идеологических, карательных и воспитательных институтов, а также особого, обособленного от общества, аппарата.

М. Вебер различает три типа господства:

    Традиционный , когда объекты власти свыклись с данной властью и не знают никакой другой, т.е. оно основано на авторитете традиций.

    Харизматический , тип который покоится на личных достоинствах, исключительной одаренности политического лидера, доверии к нему подданных.

    Рациональный тип проявляется в понимании властью обязательности выполнения долга перед обществом. При этом типе господства граждане доверяют не отдельным представителям этой власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.

Интересна марксистская интерпретация господства. В соответствии с ней власть видится как проявление классовых отношений, когда один общественный класс узурпировал власть над другим. В этом случае классовое господство включает три аспекта:

а) Экономический аспект. Здесь верховный контроль и руководство осуществляется:

  • – над средствами труда, находящимися в собственности субъектов власти. Это земля, фабрики и заводы, инфраструктура производства;
  • – над процессом труда, т.е. установлением выгодных хозяину условий производства, куда входит форма и размер оплаты затраченного труда, время работы и ее интенсивность;
  • – над продуктами труда, когда собственник полностью распоряжается по своему усмотрению произведенным товаром.

б) Политический аспект означает, что государственная власть дает гарантию на право исполнения выше приведенного экономического контроля. Она защищает это право, возведенное в ранг закона, и наказывает нарушителей установленного в интересах господствующего класса порядка.

в) Идеологический аспект проявляется в обосновании установленного порядка. Пропагандой и воспитательной работой преследуется цель убедить объекты власти, что именно данные экономические, социальные и политические отношения являются единственно возможными, обоснованными и правильными, даже желанными.

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

    Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

    Управления , посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

    Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

    Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.