Определение и цели национальной экономики
Определений национальной экономики существует много. Наиболее распространенным является следующее: национальная экономика – это саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности.
Национальная экономика является исторически сложившейся в определенных территориальных границах системой общественного воспроизводства, а также взаимосвязанной системой сфер и видов производства, которая охватывает все существующие формы труда.
К основным целям национальной экономики относятся:
Ограниченные экономические ресурсы обуславливают необходимость их рационального и эффективного использования. Это и является целью хозяйственной деятельности. Чтобы поддерживать данную деятельность существуют экономические агенты, т.е. субъекты хозяйствования. Они отличаются от других элементов национальной экономики тем, что способны принимать и реализовывать самостоятельные решения по организации экономической деятельности.
Рассмотрим основные виды субъектов национальной экономики:
Замечание 1
Субъекты хозяйствования в процессе своей деятельности взаимосвязаны. Основа такого взаимодействия – экономические интересы, которые и являются причиной экономических действий всех субъектов национальной экономики.
Домашнее хозяйство представляет собой экономическую единицу, включающую одного или нескольких человек, которая обеспечивает как производство, так и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения на рынке потребления, является собственником каких-либо факторов производства, стремится удовлетворять свои потребности в полном объеме.
Определение 1
Домохозяйство является хозяйственной единицей, состоящей из одного или нескольких человек, объединенных общим бюджетом и территорией проживания, которая предоставляет экономике ресурсы, а полученные за них средства использует на приобретение товаров и услуг, которые удовлетворяют человеческие потребности. В понятие домохозяйства входят все потребители, наемные работники, владельцы капиталов, земельных ресурсов, производственных средств, лица, занятые и незанятые в общественном производстве.
К основным признакам домохозяйства относятся: совместное проживание, обустройство быта, ведение хозяйства, наличие определенных ресурсов, самостоятельное принятие экономических решений, стремление к удовлетворению потребностей.
Основными видами домохозяйств являются:
Домашние хозяйства можно классифицировать по следующим признакам:
хозяйственный ресурсный природный экономика
Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:
В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.
Существуют следующие типы хозяйственных систем национальной экономики:
Система рыночной экономики со свободной конкуренцией существовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.
Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:
Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих субъектов - производителя и потребителя. В результате свободы предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд - специфический вид товара.
Регулятором функционирования экономической системы выступают свободный рынок и цены. Изменение цены отражает общественную потребность в определенном благе. Динамика рынка и цен служит основанием для выработки эффективной хозяйственной системы, в которой производится только то благо, в котором существует потребность, в результате чего решается задача эффективного распределения ресурсов в экономической системе. Стимулом развития экономической системы выступает естественное стремление производителя к увеличению прибыли при минимизации необходимых для этого ресурсов.
Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Под влиянием объективных факторов, к числу которых относится усложнение мировой экономики, система современной рыночной экономики трансформировалась в сторону увеличения степени государственного вмешательства в нее. Это привело к ее сущностным изменениям - трансформации экономических связей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной деятельности. В нее были введены элементы плановости, так как было понятно, что исключительно рыночные механизмы не могут обеспечить одновременно активный и устойчивый экономический рост. Государственное регулирование экономики позволило трансформировать экономическую систему в зависимости от конкретных общественных потребностей.
Рациональное использование ресурсов хозяйствующих субъектов стало возможным в результате привлечения инструментария учета динамики отраслей экономики и стратегического планирования. Государство взяло на себя обязанности по перераспределению ресурсов на развитие приоритетных отраслей экономики посредством бюджетных ассигнований.
Для развития человеческого потенциала государство искусственно перераспределяет экономические ресурсы, что позволило существенным образом изменить его качественные характеристики. Около половины ВНП направляется на решение приоритетных проблем: борьбу с бедностью, здравоохранение, образование. Хозяйствующие субъекты вышли на новые отношения с наемными работниками - социальное партнерство, которое позволило существенным образом активизировать работу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени, повысить качество жизни наемных сотрудников.
Система традиционной нерыночной экономики существует в экономически отсталых странах и основана на использовании отсталых технологий производства, доминировании ручного труда. Отличительной ее особенностью является одновременное существование различных форм хозяйственной деятельности. В некоторых странах сохранился натурально-общинный уклад, предполагающий общинное или коллективное ведение экономической деятельности, с преобладанием мелкотоварного производства. Оно существует в виде большого числа небольших крестьянских ремесленных хозяйств.
Большое значение в функционировании и развитии этого типа экономики имеет иностранный капитал по причине слаборазвитой национальной хозяйственной деятельности. Трансформации в более эффективный тип экономической системы препятствует доминирование религиозных и культурных ценностей, деление общества на сословия.
В условиях низкой эффективности хозяйственной деятельности государство занимает доминирующую позицию и осуществляет искусственное перераспределение экономических ресурсов для поддержки беднейших слоев общества.
Система административно-командной экономики существовала в СССР до конца ХХ в., сегодня она используется только некоторыми странами, например Кубой.
Для системы административно-командной экономики характерно:
Она основана на непосредственном управлении всеми хозяйствующими субъектами, осуществляемом из единого центра. Государство берет на себя функции тотального контроля над производством и распределением благ, что исключает возможность свободных экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Отсутствие экономической мотивации деятельности хозяйствующих субъектов связано с тем, что для управления экономикой используются исключительно распорядительные и административные методы.
Централизация управления хозяйственной деятельностью негативным образом сказывается на развитии всей экономической системы в результате ее излишней бюрократизации. Структуру общественных потребностей определяли непосредственно центральные органы, которые не могли объективно их отразить. Отстранение субъектов хозяйственной деятельности от непосредственного распределения материальных благ, финансовых ресурсов существенным образом сказалось на снижении эффективности всего производственного процесса.
Причинами преобразования этой системы стала ее неспособность к развитию, негибкость, изолированность от влияния НТР. Поэтому страны, использовавшие ее, переходят к более эффективным системам, но выбор направления движения зависит от конкретных условий каждого государства.
Вместе с типами хозяйственных систем существуют определенные модели системы национальной экономики.
Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:
Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.
Национальная экономика – это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта. Основными субъектами национальной экономики являются юридические, физические лица и государства, объектами – товарные потоки и услуги. Национальная экономика имеет сложную структуру,которая может быть рассмотрена с позиции следующих критериев:
1. Воспроизводственная структура . Критерий ее выделения – особенности хозяйствования и функции субъектовмакроэкономики (домашних хозяйств, бизнеса и государства). Они и являются элементами воспроизводственной структуры.
2. Социальная структура . Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий.
3. Отраслевая структура . Она выделяется по критерию однородности выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов.
4. Территориальная структура . Она выделяется по критерию размещения производительных сил.
5. Инфраструктура . Выделяется по критерию особенности обслуживания того или иного производства.
6. Структура внешнеэкономических связей . Она выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.
Основными целями макроэкономической политики являются следующие:
1. экономический рост . Чем больше товаров и услуг будет произведено в экономике, тем выше уровень жизни населения.
2. Экономическая эффективность . Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами и потерями.
3. Обеспечение высокого уровня занятости . Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.
4. Стабильный уровень цен , означающий отсутствие резких скачков в его динамике.
5. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса (баланс между экспортом и импортом). Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.
6. Экономическая свобода , которую определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Экономическая свобода не означает, что у нее нет границ, хотя они и подвижны.
7. Справедливое распределение доходов . Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации уровня жизни, так уравниловки в распределении доходов.
8. поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой . Производство должно развиваться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем.
9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время – один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.
Сущностьнациональной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.
В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.
Существуют два вида структуры национальной экономики:
1) экономические структуры , определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
2) неэкономические структуры , определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.
Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
1) домашнее хозяйство , подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
2) социальная структура , исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
3) отраслевая структура , предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
4) территориальная структура , предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;
5) инфраструктура национальной экономики , исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;
6) структура внешней торговли , предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.
Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.
Субъектами национальной экономики являются:
1) Домашние хозяйства − физические лица (или семьи), которые обладают трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, получают доход от предоставления этих ресурсов экономике и используют полученные доходы для удовлетворения своих потребностей.
2) Фирмы − юридические лица, которые используют приобретенные и заимствованные ресурсы для производства товаров и услуг с конечной целью получения прибыли.
3) Государство − совокупность государственных институтов. Государство перераспределяет созданные экономикой доходы, покупает товары и услуги, обеспечивает создание благ общественного потребления, формирует законодательство и регулирует экономику.
Система национальных счетов (СНС) – это современная система сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах мира для макроэкономического анализа рыночной экономике. СНС связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) – на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного пользования. СНС возникла в развитых странах запада в конце 1930-х годов первой половине 40-х годов. Толчком ее создания была великая депрессия 1929-1933гг.
Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а так же для международных сопоставлений национального дохода.
Выделим основные макроэкономические показатели, формирующие СНС:
1) Основным макроэкономическим показателем, который характеризует результат экономической деятельности государства с 1993 годя, является Валовой внутренний продукт (ВВП) . ВВП – это рыночная стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов (национального собственника) или же принадлежат иностранцу (нерезиденту).
2) До 1993 года в качестве основного показателя макроэкономической деятельности выступал Валовой национальный продукт (ВНП).ВНП – это рыночная стоимость конечных благ и услуг произведенных в национальной экономике произведенной за определенный промежуток времени (как правило, за год) резидентами внутри страны и за ее пределами. Количественное различие ВВП и ВНП колеблется в 1,5%. В определении ВВП и ВНП особое значение имеет слово «конечные товары» , означающее, что в состав ВВП/ВНП входят товары, которые используются на конечное потребление, накопление и экспорт, а не на промежуточное потребление в виде сырья, топлива и т.д.;
3)Чистый национальный продукт (ЧНП) = ВВП − амортизационные отчисления;
4)Национальный доход (НД) = ЧНП − косвенные налоги(акцизы, таможенные сборы, НДС)
5)Личные доходы(ЛД) = НД − взносы на социальное страхование – налоги на прибыль предприятий – нераспределенная прибыль +трансфертные платежи(выплаты государственных органов, что не связанно с движением товаров и услуг). Трансферты –распределяют доходы государства через пенсии, стипендии выплаты по социальному страхованию.
6)Располагаемые доходы (РД) = ЛД − налоги на личные доходы. Располагаемый доход в конечном итоге делится на две части: потребление и сбережение.
Существуют различные определения национальной экономики. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев в работе «Экономическое эссе. Теория исследования, факты и политика» определяет национальную экономику как «саморегулирующуюся систему, состоящую из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности». Национальная экономика определяется и как исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства, и как взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.
Основные цели национальной экономики:
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства или обеспечение нормального экономического роста; это предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг данной страны без резких изменений, спада и кризисов.
2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потребителя, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательную способность потребителя. Если цены неизменны в течение длительного времени, то это приводит к замедлению темпов валового национального продукта, снижению занятости, что тоже плохо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе конкуренции, соответствия спроса и предложения. В административно-командной экономике преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как правило, приводит к снижению стимула производителей, не соответствию спроса и предложения, падению жизненного уровня населения.
3. Обеспечение уровня занятости, которое определяется через уровень безработицы. В США он составляет б % от всей рабочей силы, в развитых странах - 5-6 % совокупной рабочей силы. Таким образом, полная занятость трудоспособного населения достигается при фактической занятости трудоспособного населения, равной 94 -95 %. Показатели уровня безработицы, объема производства и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потенциального, то, как показывают исслеования западных экономистов, занятость приближается к полной, но инфляция растет. Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но заметно пастет безработица. Регулирование занятости происходит на национальном и международном рынках труда.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Речь идет о благоприятном торговом балансе, об отражении в торговом балансе сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным операциям. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу, с другой стороны, импорт товаров из-за границы усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, улучшая выбор населения. Серьезное воздействие на сальдо торгового баланса, а следовательно и на объем производства внутри страны, оказывает курс валюты, т.е. цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Государство устанавливает фиксированный, твердый валютный курс или «плавающий» - в зависимости от спроса и предложения на валютном рынке.
5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные услуги, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, льготы при покупке лекарств.
Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры: воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуры, а также инфраструктуру.
Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводят определенные группы товаров. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы: домашние хозяйства, предприятия, государство. Кроме того при рассмотрении национальной экономики учитывается и заграница.
В воспроизводственной структуре особую важность представляет соотношение средств, идущих на потребление, а также средств на накопление. От этого соотношения зависит тип воспроизводства: простое, расширенное, убывающее.
Социальная структура национальной экономики означает деление ее на такие совокупности социально-экономических единиц, которые объединены определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам населения, по видам труда, по получаемым доходам и другим признакам.
Для экономической теории важно деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности. По этому критерию в Республике Беларусь можно выделить государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и другие секторы экономики.
Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли - качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом разрезе осуществляется производство и происходит учет статистических данных.
В отраслевой структуре промышленности Беларуси основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Эти отрасли дают до 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль - машиностроение и металлообработка - сама имеет развитую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др. Оптимальное соотношение всех отраслей очень важно для общего «здоровья» экономики.
Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Беларуси выделяются западный, восточный и полесский экономические районы со свойственной им структурой производства, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.
Инфраструктура национальной экономики включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.
Следует отметить, что структура любой национальной экономики имеет тенденцию к изменению и усложнению под влиянием научно-технического прогресса, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.
Особенность структуры национальной экономики Беларуси определяется тем, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе большой страны. Для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности, отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой «сборочный цех» бывшего Союза, поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.
Для Республики Беларусь также характерны высокоразвитые сельское хозяйство, строительная индустрия и другие отрасли материального производства. Сельское хозяйство специализируется на производстве мясо-молочной продукции, льна, картофеля.
Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.
В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежало военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходила некоторые другие западно-европейские страны. В настоящее время решается задача перевода промышленности на мирные рельсы, т.е. осуществления конверсии.
Субъектами национальной экономики являются:
1) Домохозяйства - физические лица (или семьи), которые обладают трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, получают доход от предоставления этих ресурсов экономике и используют полученные доходы для удовлетворения своих потребностей.
2) Фирмы - юридические лица, которые используют приобретенные и заимствованные ресурсы для производства товаров и услуг с конечной целью получения прибыли.
3) Государство - совокупность государственных институтов. Государство перераспределяет созданные экономикой доходы, покупает товары и услуги, обеспечивает создание благ общественного потребления, формирует законодательство и регулирует экономику.