Современный этап вхождения в инновационную экономику

Современный этап вхождения в инновационную экономику

В настоящей статье мы вновь вернемся к вопросу о , о которой мы вели речь в предыдущем материале. Неискушенному читателю может показаться, что ничего значимого в инновационной сфере не происходит. Однако это не так, события развиваются весьма динамично усилиями Открытого Правительства, РВК и других институтов, призванных выработать и реализовать модель инновационной экономики (ИЭ) России. Попробуем произвести аналитический срез состояния дел с реализацией этого самого масштабного трансформационного проекта в новейшей истории.

Понятие и сущность экономики инновационного типа

Сущность явления ИЭ может быть рассмотрена нами с позиции разложения его на составляющие элементы. Напомню, что под экономикой здесь понимается последний из трех аспектов данного понятия: предмет хозяйствования, научная дисциплина и род общественных отношений. Действительно, мы смотрим на экономику как на совокупность общественных взаимоотношений, связанных с производством, потреблением, распределением и обменом не только материальных продуктов и услуг, но и знаниевых, духовных, нравственных благ и ценностей. Иными словами, экономика – это целостная система отношений в обществе, обусловленная расширенным воспроизводством всех благ цивилизации в границах одного государства. В нашем случае таким государством выступает Россия.

Прилагательное «инновационная» наделяет понятие ИЭ новым качеством, которое необходимо понимать, в первую очередь, с точки зрения типа происходящих изменений в развитии экономики. Само понятие экономики инновационной направленности возникло относительно недавно на Западе. Произошло это уже после вступления ряда развитых стран в период так называемого постиндустриального развития. Родоначальником термина «постиндустриальное общество» считается профессор Гарварда Дэниел Белл.

Инновации и экономический рост весьма тесно связаны друг с другом. В глобальном смысле инновации порождают переход на новые технологические платформы, которые и формируют основы для бурного экономического роста. Рост сопровождается эффектом в форме смены парадигмы потребительского поведения в отношении общественного продукта нового поколения (материальной или нематериальной сферы). Ведь экономическая сущность инноваций и состоит в том, что продукт-новшество или оказывается в сфере потребительских предпочтений, или сам формирует их. Новация коммерциализуется, за счет чего возникает новое качество жизни людей или деятельности субъектов хозяйствования.

Если в истории человечества смена технологических платформ и укладов ранее происходила в результате одноактных инновационных прорывов, то у современных изменений возникло принципиальное новшество. Оно состоит в том, что возросшая роль инноваций в экономике становится перманентным и непрерывно возобновляемым фактором ее развития. Под инновационной экономикой предлагается понимать такой ее тип, формируемый в постиндустриальном обществе или на базе искусственно создаваемых качеств, когда высокотехнологические продукты, основанные на новшествах и имеющие высокую добавленную стоимость, поточно выводятся на глобальный рынок.

Собственно, вызов для России состоит в том, чтобы, опровергая законы политэкономии и экономической эволюции, в очередной раз продемонстрировать себе и Миру способность перепрыгивать через «завалы» общественно-экономических формаций и недееспособность производительных сил. Например, в период с 1917 г. по 1940 г. патриархальная полуфеодальная Россия «перескочила» через фазу империалистического капитализма в индустриальный технологический уклад. Цена была гигантской, и людские потери нашей страны известны.

Однако очевидно, что другого варианта у России просто нет. Индустриальный сектор экономики, начиная с 90-х годов и до наших дней, сжат до предела, «мосты сожжены», отступать просто некуда. Грядущий рост производительности машинного труда приведет, как считают некоторые эксперты, к «высвобождению» сотен миллионов или даже 1-2 миллиарда людей по всему Миру. Важно понимать, в каком секторе окажется Россия через 15-20 лет. Нас активно пытаются выдавить в «красную зону» изгоев, но, вот незадача, величие России – парадоксально живучее явление. Пока руководство страны пытается переформатировать экономику малыми силами (СИР-2020 и другие стратегии развития), и что-то начинает получаться.

Государственная программа развития ИЭ

Прежде чем мы перейдем к вопросу о существенности происходящих преобразований инновационной направленности, обратим внимание на признаки, которые лежат в основе экономики инновационного типа. Эти сущностные элементы были отражены в Стратегии инновационного развития России до 2020 года, и на их основе формировался исходный состав индикаторов состоятельности ИЭ. Среди таких признаков выделяются:

  • отсутствие неоправданных фактов вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов хозяйствования, что обеспечивает им определенную экономическую свободу;
  • развитые наука и образование;
  • одновременное присутствие в экономике укладов высокого уровня (не ниже 4-6 генерации);
  • высокий уровень качества жизни, конкурирующий с уровнем ведущих стран;
  • высокая значимость, стоимость и качество такого основного ресурса ИЭ, как человеческий капитал;
  • высокий процент (более 60-80%) отечественных инновационных компаний и продуктов, присутствующих на рынке (внутреннем и внешнем);
  • нацеленность экономики на успех в глобальной конкуренции;
  • сотрудничество государства и бизнеса в инновационных процессах (замещение капиталов);
  • высокий спрос на инновации и инновационная конкуренция между субъектами деятельности;
  • инициация и становление новых нетрадиционных рынков;
  • нацеленность ИЭ на экономику знаний, экспорт знаний и их продуктовых воплощений;
  • значительно большее разнообразие рынков в сравнении с предыдущим этапом развития экономики.

Во исполнение СИР-2020 Минэкономразвития РФ был разработан программный документ, утвержденный Правительством РФ Постановлением № 316 от 15.04.2014 г. Речь идет о программе «Экономическое развитие и инновационная экономика». Целью программы является формирование:

  • благоприятного предпринимательского климата, условий для ведения бизнеса инновационной направленности;
  • высокой инновационной активности бизнеса;
  • эффективного государственного управления.

Перечень подпрограмм Программы экономического развития и ИЭ России

Программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» в своем составе насчитывает 10 подпрограмм и одну целевую программу. В целом документ оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, все подпрограммы прошли через процедуру паспортизации. В паспортах отражены основные моменты, связанные с управлением программными мероприятиями: названы ответственные органы, сформулированы цели и задачи подпрограмм, определены целевые индикаторы, сроки и т.д. Но видно, что как документ программа сверстана наспех, и даже не все реквизиты паспортов оказались заполненными.

На поверку выяснилось, что многие индикаторы программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» просто некому считать. У Росстата не оказалось ресурсов и не хватило методологической ясности, как формировать многие из установленных в программе показателей. Вместе с тем, я считаю, что не было бы этой программы – не возникли бы следующие естественные шаги вперед по формированию таких прорывных документов, как Национальные доклады 2015 и 2016. Да, преступно медленно. Да, не высокого профессионального уровня. Но мы же знаем, что никакой критики наше Министерство экономического развития не выдерживает и до сих пор. Однако «Москва не сразу строилась».

Значение инноваций как фактора развития экономики

Влияние инноваций на экономику стран первой двадцатки в последнее десятилетие возрастает экспоненциально. Это общепризнанный факт. В то же время внешнеполитический и внутриэкономический кризисы, которые продолжает переживать отечественная экономика и общество, только усугубляют проблему ускорения инновационного роста в нашей стране. Развертывания и ускорения инновационной экономики России пока не наблюдается, хотя усилия к этому прилагаются – и немалые.

Главным ориентиром по настоящий момент для национальной экономики служит Концепция долгосрочного социально-экономического развития России, разработанная до 2020 г. Статус РФ ни много ни мало как передовой мировой державы, должен быть подкреплен соответствующим уровнем экономического и социального развития. Середина 2017 года, и оставшиеся два с половиной года свидетельствуют, что в состав передовых стран нам вряд ли удастся войти в ближайшее время. Является ли это основанием для того, чтобы опустить руки или искать виноватых? Отнюдь. Давайте посмотрим, есть ли альтернативы инновационному экономическому росту и что делается в настоящий момент времени.

Для этих целей прибегнем к помощи Национального доклада об инновациях в России за 2016. Это уже второй ежегодный доклад весьма высокого качества с точки зрения глубины аналитики и ресурсной наполненности. Первый доклад был инициирован Открытым правительством, презентован на форуме «Открытые инновации» в октябре 2015 г. и обсужден на Гайдаровском форуме в 2016 году. В дискуссии последнего мероприятия было подчеркнуто, что инновации как фактор экономического роста не имеет принципиальных альтернатив, все иные рычаги роста ВВП, по утверждению экспертов, на сегодняшний день исчерпаны. Ниже представлен слайд из презентации РВК, изданной в рамках публичного обсуждения доклада.

Аргументационный слайд к тезису: инновации – единственный фактор развития экономики. Источник: РВК
(нажмите для увеличения)

Действительно, резервов для резкого повышения качества рабочей силы и уровня образования, которые фактически ухудшились в 90-е годы и продолжают снижаться, в настоящее время нет. Роста капиталовооруженности труда также не предвидится по представленным на слайде причинам. Экстенсивные факторы роста исчерпаны, более того, происходит сокращение работоспособного населения из-за демографических причин. Остается одна надежда на всплеск экономической активности – инновации, но и они запускаются не за один день. Усилия по разворачиванию экономики инновационного типа в России длятся уже десять лет, а «воз и ныне там» или определенные сдвиги все же имеются?

Произошли ли качественные и количественные изменения?

В управлении присутствует очень простое правило: чтобы решить задачу, необходимо измерить (оцифровать) ее результат. Мы знаем, что качественные формулировки задачами не являются. Кроме того достижение комплексного результата не может базироваться на неограниченном числе индикаторов его достижения. А что приходится наблюдать во многих государственных программах, в том числе связанных с инновациями? В них присутствуют буквально тысячи показателей, многие из которых не отрабатываются даже Росстатом, не говоря уже об ответственных исполнителях.

Инновационные процессы, запущенные в нашей стране, ежегодно вовлекают в участие сотни организаций помимо собственно реального бизнеса:

  • фонды;
  • венчурные компании;
  • технопарки;
  • бизнес-инкубаторы;
  • научные учреждения;
  • университеты и другие ВУЗы;
  • региональные органы власти;
  • госкомпании;
  • центры трансфера технологий и т.д.

Все эти организации должно было что-то объединить помимо государственных стратегий и программ. Более того, конкретные руководители данных субъектов деятельности должны видеть, в каком деле они участвуют, каково место их организации в общем результате, каков критерий успешности инноваций в экономике России за счет их вклада. Следовательно, должна была возникнуть иерархия индикаторов возведения экономики инновационного типа с наглядным и понятным интерфейсом. И она была создана в форме специфической приборной панели управления, что стало серьезным организационным шагом вперед.

(нажмите для увеличения)

Фрагмент светофорно-векторной индикации показателей панели управления инновациями в России
(нажмите для увеличения)

В западной управленческой практике такие панели часто называют dashboard (дэшборд). Полагаю, что идеологи реализации стратегии инновационного развития решили сначала «обкатать» инструментальные возможности такой панели на практике, получить обратную связь от участников происходящих процессов, увидеть реакцию рынка и затем сформулировать Стратегию-2030. По мнению Е.Б. Кузнецова (РВК), чтобы активнее развивать инновационную экономику, в первую очередь, необходимо устранить тотальную раскоординацию всех элементов НИС России (Гайдаровский форум, 2016).

Иерархия сквозных показателей на созданной «приборной панели» управления проектом позволила определенным образом выстраивать скоординированность звеньев инновационных процессов. Сам национальный доклад выступил инструментом «сшивки», а дэшборд – удачной надстройкой функциональной модели проектной реализации. Инновационное развитие экономики России немыслимо без комплексного восприятия всей создаваемой экосистемы (НИС), ведь она представляет собой сложный состав взаимосвязанных инструментов. Мало того, что нужно создать баланс интересов, его еще необходимо умело сохранить в процессе поиска и отработки прорывных решений.

Подведем промежуточный итог повествования. Как инструмент координации, сшивки многочисленных позиций участников инновационных процессов, происходящих в нашей стране, Национальный доклад по инновационному развитию стал новым, принципиально иным шагом. Вершиной функциональной модели выступила созданная и развивающаяся панель управления по типу дэшборда с иерархически выстроенной системой KPI, обеспеченных оцифровкой или объективизированной экспертной оценкой при формировании.

Принципиальные подвижки национального доклада 2016 года

Чтобы куда-то прийти, нужно для начала хотя бы идти, а затем идти правильно в верном направлении. Иными словами, чтобы решить задачу, ее нужно сначала декомпозировать, оценить варианты декомпозиции, выделяя сильные решения. В правильном ли направлении идут развивающиеся инновационные процессы в стране? Есть вещи, которые правильными назвать сложно, например, отсутствие внятной и продуктивной технологической политики, предваряющей политику инновационную. К этому можно добавить то, что единого ответственного органа за данный вопрос в стране пока нет. Не может не беспокоить, что головной университет, ответственный за инноватику, у нас в России тоже отсутствует.

Второй Национальный доклад об инновационном развитии уже начинает восприниматься как мобилизующий фактор стратегического развития в заданном направлении. Команда РВК, руководимая Евгением Кузнецовым, продвинулась в ответах на вопросы в трех основных направлениях.

  1. На чем регулятор должен сфокусировать внимание и усилия, чтобы результат для экономики инновационного типа оказался всеобъемлющим и устойчивым? При этом должны быть задействованы как научная, так и деловая среда (малые и крупные субъекты бизнес-деятельности).
  2. С какой проблематикой работать в первую очередь, и какой инструментарий для этого использовать?
  3. Как увеличить работоспособность механизма организации внедрения предлагаемых инициатив, задействовав аспекты мотивации и ответственности участников НИС и повысив качество целеполагания и измеримости результата?

(нажмите для увеличения)

В последние годы государство сфокусировалось на том, чтобы поддержать науку и образование, создать условия для венчурного бизнеса (см. схему выше). Оказывалась всесторонняя помощь стартапам, в том числе в финансовой и нефинансовой формах. Началась активация крупного бизнеса на оживление и развитие инноваций. Но такая государственная политика, как показывает реальная ситуация, «быстрых побед» не принесла. Доклад итерации 2016 г. интересен тем, что помимо констатации, анализа отчетных форм и свода «приборной панели» даются четкие ориентиры, на чем нужно сосредотачиваться дальше и почему. Так, например, по инновационной политике сделаны четкие обоснованные предложения, представленные на модели ниже.

(нажмите для увеличения)

В докладе большое внимание уделено крупному бизнесу, действующему в нефтегазовом секторе экономики, в автомобильной и авиационной промышленности, в сельском хозяйстве. Оценена текущая проблематика и сформулирован комплекс мер по стимулированию инновационной практики не только в отношении крупного бизнеса со стороны регулятора, но и применительно к поставщикам, подрядчикам, рынку и крупным потребителям (на уровне государственного заказа). Предложения разработаны на базе лучшего Российского опыта и успешных решений стран, лидирующих в освоении экономики инновационного типа.

Завершающая часть доклада посвящена развитию панели управления и повышению качества формирования целей и показателей (КПЭ/KPI) на созданной критериальной базе. В системе, подобной BCS, действует непреложное правило: число показателей должно быть ограничено и соразмерно уровню иерархии с позиции стратегии. Панель управления СИР-2020 получила обновление в так называемых «направлениях главного удара», которые сосредоточены на расшивке сущностных проблем и ограничений. В развитие Доклада-2015 иерархические панели КПЭ получили распространение не только на СИР-2020, но на ряд институциональных образований и инструментов НИС прикладного уровня:

  • на программы инновационного развития компаний с государственным участием и регулированием;
  • на государственные программы, включая программу «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
  • на инициативы ФОИВ;
  • на отраслевые стратегии развития.

В настоящей статье мы разобрали понятие экономики инновационного типа, которая должна прийти в ближайшее время на смену действующей. Должна, но не значит, что придет, если вся страна не приложит для этого усилий. Многие эксперты считают, что инновационная революция возможна сверху. Хотелось бы в это верить. Экономическое развитие и инновационная экономика не имеют сегодня иной альтернативы, как быть связанными воедино.

В этом отношении радует прогресс, достигнутый усилиями проектного офиса РВК. Да и другие институты новой экосистемы постепенно подтягиваются и вовлекаются в те же проекты «НТИ» и «Национальные чемпионы». Об этом свидетельствуют, например, дискуссии, развернувшиеся в рамках прошедшей недавно выставки «ИННОПРОМ-2017» в Екатеринбурге. Верится, что возникающая среда и поднимаемая проблематика в форме тех же полемик на российских и международных площадках дадут свой результат. Надеюсь, что и Национальные доклады приведут, наконец, к трансформации государственной инновационной политики, а инновационное развитие российской экономики наполнится прорывными событиями.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ВАК 08.00.05 Б.П. СИМОНОВ

д.т.н., профессор, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент)

Е.В. КОРОЛЕВА

к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Управление инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности» РГИИС

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Статья посвящена исследованию современного состояния инновационной экономики России в контексте формирования национальной инновационной системы, выявлению проблем инновационного развития экономики, определению путей их решения.

Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к формированию инновационного общества, построению инновационной экономики, основанной на знаниях. Опыт развитых стран показывает, что стратегической моделью экономического роста становится интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход с ними на международные рынки высокотехнологической продукции, что способствует повышению конкурентоспособности и обеспечивает лидирующие позиции национальной промышленности. Причём интеллектуальные ресурсы не только определяют перспективы хозяйственного роста той или иной страны, но и служат показателем уровня экономической независимости и благосостояния страны.

Россия находится только в начале пути по модернизации экономики, ускорения технологического развития. Некоторые новые явления и тенденции уже наметились и закрепляются в нашей экономике. Однако модернизация экономики в целом, и научно-технической и инновационной сферы в частности, невозможна без изменения

всей системы отбора и реализации приоритетов государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, формирования новой системы экономических и финансовых стимулов для инновационной деятельности, без формирования национальной инновационной системы. Другими словами, заниматься инновациями должно быть не только престижным, но и выгодным делом и для бизнеса, и для общества в целом.

Для характеристики формируемой инновационной экономики авторами определены следующие основные признаки инновационной экономики.

Открытость экономики и общества, возможность выступать на международных рынках новых технологий в качестве равного и признанного в высокотехнологичном обществе партнёра.

Наличие конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.

Активное участие государства в качестве главного координатора инновационного развития.

Высокотехнологичный сектор экономики, в котором широко представлены высокотехнологичные отрасли высшего уровня, сфера высокотехнологичных и интеллектуальных услуг.

Достижение высокого уровня конкурентоспособности за счёт механизма управления интеллектуальной собственностью .

Одним из ключевых элементов развития инновационной экономики является национальная инновационная система, позволяющая повысить интенсивность экономического развития страны за счёт использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

Это было подчёркнуто и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , в которой определены основные направления перехода к инновационному типу экономического развития страны. При этом заявлено, что этот переход невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы.

Создание национальной инновационной системы (НИС) было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом, и научно-технологической сферы в частности, ещё в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационный фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность и сфера образования). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путём переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидаемым результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло .

Анализируя состояние инновационной экономики, сегодня принято говорить о том, на какой же стадии инновационного развития находится та или иная национальная экономика? Каковы особенности развития национальных инновационных систем?

Ответ и чёткое понимание этого вопроса даёт именно такой показатель, как конкурентоспособность такой системы.

С целью определения уровня конкурентоспособности национальных инновационных систем, в прошлом году общественная организация «Опо-

ра России», поддерживающая малый и средний бизнес, провела соответствующие исследования в ряде стран . В качестве основных факторов конкурентоспособности, которые были положены в основу этих исследований, определены следующие шесть групп факторов:

1) генерация знаний;

2) человеческие ресурсы;

3) условия для процессов коммерциализации;

4) технологическая инфраструктура, доступность финансовых ресурсов;

5) законодательство, правовое регулирование со стороны Правительства;

6) развитые сети поставок и сервиса.

Результатом этих слагаемых конкурентоспособности НИС для экономики и общества является достижение целей социально-экономического развития:

Высокое качество жизни;

Экология и безопасность;

Производительность и конкурентоспособность экономики.

Оценка развития инновационной системы проводилась экспертами, привлечёнными из разных стран, по 83 показателям, сгруппированным в вышеназванные шесть групп факторов конкурентоспособности НИС, для каждой из которых был определён свой вес в общей системе факторов. В результате проведённого исследования экспертами выстроен рейтинг конкурентоспособности НИС различных стран. Россия занимает в этом рейтинге 38 место из 50 стран (табл. 1).

Занимаемое Россией место, которое действительно объективно характеризует в настоящее время состояние инновационного развития экономики нашей страны, делает крайне актуальным изучение проблем становления национальной инновационной системы, выявление барьеров и особенностей развития инновационных процессов в условиях переходной экономики для определения путей повышения нашего рейтинга.

С этой целью проведём анализ развития инновационной сферы в нашей стране на основе ряда показателей, используемых при сравнении структурных характеристик инновационных систем: доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте; доля инновационной продукции в общем объёме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках; доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации и др.

Инновационные процессы в течение недавно завершившегося периода экономического роста (1998-2008 гг.), как свидетельствует анализ различных статистических данных, находились в со-

1. США 18. Гонконг (Китай) 35. Таиланд

2. Швеция 19. Тайвань 36. Турция

3. Швейцария 20. Новая Зеландия 37. Польша

4. Сингапур 21. Испания 38. Россия

5. Финляндия 22. Чехия 39. Латвия

6. Германия 23. Италия 40. Мексика

7. Израиль 24. Эстония 41. Колумбия

8. Япония 25. Словения 42. Румыния

9. Великобритания 26. Португалия 43. Филиппины

10. Нидерланды 27. Венгрия 44. Аргентина

11. Норвегия 28. Индия 45. Болгария

12. Южная Корея 29. Китай 46. Перу

13. Австрия 30. ЮАР 47. Сальвадор

14. Канада 31. Бразилия 48. Венесуэла

15. Австралия 32. Литва 49. Бангладеш

16. Франция 33. Греция 50. Боливия

17. Ирландия 34. Словакия

Источник: «Бауман Инновейшн», «ОПОРА РОССИИ» .

О:х ш га -

18 16 14 12 -10 -8 -6 -4 -2 0

■ промышленное производство

■ связь; деятельность, связанная с использованием ВТ и ИТ

Рис. 1. Динамика показателей инновационной активности предприятий промышленного производства и сферы услуг в России (%)*

стоянии устойчивой стагнации, последовавшей за постдефолтным скачком на его стартовом этапе. Это обусловлено не только макроэкономическими условиями, структурой рынков и качеством корпоративного управления, но в значительной степени - неэффективностью национальной инновационной системы и неадекватностью её институтов требованиям инновационного развития .

За период 1995-2004 гг. число организаций, которые занимались технологическими инновациями, почти удвоилось (с 5,5% до 10,5%), но с 2005 по 2008 гг. их численность практически не менялась (9,3-9,6%) (рис. 1).

Это весьма скромный результат, особенно на фоне аналогичных показателей зарубежных государств, причём не только инновационных лиде-

ров - Германии (70%), Канады и Новой Зеландии (65%), Бельгии (60%), Ирландии, Дании и Финляндии (55-57%), - но и большинства государств Центральной и Восточной Европы, где уровень инновационной активности колеблется в пределах 20-40% .

Наряду с технологическими инновациями, в последние годы особое значение для повышения эффективности производства приобретают и нетехнологические инновации - организационные и маркетинговые. Однако на российских предприятиях они пока ещё не получили должного рас-

пространения, что также ограничивает динамику инновационной активности (табл. 2).

Серьёзным фактором, способствующим развитию инновационной деятельности предприятий, является её достаточное финансирование. Недостаток финансирования приведёт к снижению качества инноваций, не обеспечит возможности их реализации на постоянной основе.

Несмотря на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на научные исследования и разработки - до 166,5 млрд рублей в 2009 г. против, например, 77,1 млрд рублей

Таблица 2

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем числе организаций (%)*

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Удельный вес организаций, осуществляющих в отчётном году инновации (в общем числе организаций): Промышленное производство

Технологические инновации 10,6 9,6 9,8 10,3 10,5 9,3 9,4 9,4 9,6

Организационные инновации - - - - - - 3,2 3,5 3,5

Маркетинговые инновации - - - - - - 2,3 2,5 2,6

Удельный вес организаций, осуществляющих в отчётном году инновации (в общем числе организаций): Связь; деятельность, связанная с использованием ВТ и ИТ

Технологические инновации 13,1 13,4 15,3 15,1 16,0 15,8 13,7 12,9 12,0

Организационные инновации - - - - - - 5,9 5,9 5,7

Маркетинговые инновации - - - - - - 5,6 5,7 6,2

* Источник: Российский статистический ежегодник, 2009.

Таблица 3

Динамика затрат на технологические инновации (ТИ) в промышленном производстве*

Затраты на ТИ 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

(млрд руб, до 1998 г - трлн руб)

в действующих 7,3 9,2 9,0 13,9 24,5 49,4 61,3 86,4 105,4 122,9 125,7 188,5 207,5 276,3

затраты на 26,9 15,7 21,0 21,5 15,3 14,3 17,3 13,6 13,9 16,4 15,7 18,6 17,3 15,0

затраты на 43,5 56,9 44,8 44,4 48,9 57,4 59,3 50,6 44,8 55,6 60,3 54,6 57,5 60,0

приобретение

и оборудования

в постоянных 7,3 6,3 5,4 4,0 7,1 10,5 11,1 13,6 14,6 14,1 12,1 15,7 15,2 15,7

ценах 1995 г.

Интенсивность 0,9 0,9 0,8 1,1 1,1 1,4 1,4 1,8 1,6 1,5 1,2 1,4 1,2 1,4

затрат на ТИ (удельный вес

затрат на ТИ в общем объёме

отгруженных

товаров, выпол-

ненных работ,

* Источники: Стат. сборники - Индикаторы инновационной деятельности, 2009; Российский статистический ежегодник, 2009.

в 2006 г. - реальная доля их в ВВП снижается. Сегодня по этому показателю Россия занимает 31-е место в мире - всего лишь 1,03%. При этом сокращается и доля частного бизнеса в финансировании научно-исследовательских и конструкторских работ. К тому же и здесь налицо явная диспропорция по сравнению с развитыми в области науки странами: если в России государство даёт на эти цели 0,66 % ВВП, а бизнес - 0,3%, то в США эти цифры составляют соответственно -0,77 и 1,7%, в Японии - 0,55 и 2,62%, в ФРГ - 0,7 и 1,68% .

Имеющиеся сегодня масштабы инвестиций в инновации вряд ли будут способствовать решению задачи по переводу экономики на новую модель роста, и позволят осуществить радикальное обновление основного капитала и расширение спектра конкурентоспособной продукции. В настоящий период степень износа основных фондов в реальном секторе экономики составляет: в добывающих производствах - 49,7%, в обрабатывающих - 41,7% (в том числе, в электротехнике и электронике - 47,5%, производстве транспортных средств - 52,1%) .

Несмотря на то, что затраты на технологические инновации в постоянных ценах удвоились с 1995 г. по 2008 г. (табл. 3), тем не менее, абсолютный объём таких инвестиций составил всего 276,3 млрд руб. И доля внутренних затрат на ис-

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

промышленное производство -■- связь

Рис. 2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%)*

* Источники: Стат. сборники - Российский статистический ежегодник, 2009; Индикаторы инновационной деятельности, 2009; Россия в цифрах, 2009.

следования и разработки (ИиР) от ВВП составила в 2008 г. лишь 1,03% .

В структуре затрат по видам инновационной деятельности наблюдаются серьёзные диспропорции: более половины средств (60%), направляемых на инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Второе место по своим объёмам в структуре этих затрат занимают затраты на ИиР (15%), но они заметно отстают от расходов на приобретение оборудования. По сравнению с 1995 г. их удельный вес в общем объёме инвестиций в технологические инновации ниже в 1,8 раз, и с 2006 г. наблюдается их снижение на 3,6%.

Одним из показателей, характеризующих уровень развития инновационной системы, является доля инновационной продукции в общем объёме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках. В масштабах экономики России эффект от инновационной деятельности незначителен. Доля инновационной продукции предприятий промышленного производства в общем числе товаров, работ, услуг составляет всего 5,1%, связи - 3,2% (рис. 2).

Невысокий уровень инновационного развития экономики нашей страны показывает и анализ инновационной активности России в сравнении со странами организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в состав которой входят примерно 30 стран (рис. 3) . Большая часть из них - члены Европейского союза.

Число исследователей на 1000 заняяых

Интенсивность ззтрат на технологические инноваци:

Шатёжно-технологический баланс (млн $) на примере США

ВЗ на ИиР в расчёте на ннаассееллеенниияя

ИИииРРммллнн$$

Число научных стттей на 1000 ннаассееллеенниияя

зазанняятытыххввиинннооввааццииооннныыхх оорргаганниизазацциияяхх

Доля инновационной продукции

□ Россия ПОЭСР

(сокращ.: ВЗ - внутренние затраты; ИиР - исследования и разработки).

Рис. 3. Позиция России в международном сопоставлении инновационной активности

Красный (100%-ый) контур восьмиугольника показывает возможное идеальное состояние инновационного развития стран ОЭСР. По сравнению с «идеальным» восьмигранником текущий профиль состояния инновационной экономики России представляет собой некоторую изломанную линию, которая отражает действительную ситуацию в стране. В частности, это говорит о том, что в стране отсутствует системный подход в формировании и реализации инновационной стратегии и политики, что преждевременно ещё констатировать переход экономики России на инновационный путь, как свершившийся факт.

Обратим внимание на такой важный фактор, как платёжно-технологический баланс или трансфер технологий. Сегодня этот показатель у нас отрицательный, несмотря на то, что в конце 1990-х - начале 2000-х гг. оценка инновационного потенциала колебалась в пределах 400-800 млрд долл. Всё это говорит о том, что, вроде бы, технологии есть, но их трудно освоить. Да, технологии действительно имеются, однако большей частью мы закупаем технологии, а не развиваем собственные, национальные технологии. То есть в настоящее время у нас наблюдается экспорт сырья и импорт технологий.

Что касается патентной активности, то крайне низкое число международных патентов, получаемых российскими предприятиями и изобретателями, может быть частично оправдано тем, что соотношение затрат на получение и поддержание зарубежных патентов с доходами российских соискателей этих патентов, слишком велико. Кроме

того, стремление к международному патентованию отражает высокие экспортные амбиции соискателей, что пока не является характерной чертой российских учёных и предпринимателей.

Что же здесь мы видим? Мы видим возможности России попасть на этот рынок, некое повышение патентной активности. За счёт чего? Темпы прироста по внутренним затратам на исследования и разработки, особенно за последние пять лет, возросли в несколько раз. Да, они недостаточны, если рассматривать их как относительные показатели от доли ВВП, или доли расходной части бюджета! Но, тем не менее, мы должны констатировать факт: если в 2004 г. весь бюджет составлял примерно 40 млрд рублей, то сегодня это 400 млрд рублей. И, казалось бы, это должно дать прирост не только по темпам внутренних затрат, но и по темпам получения этих «пропусков» на технологические рынки.

Однако наблюдается иная ситуация. Темпы прироста - всего 30-40%. Понятно, что мгновенно это количество не может перерасти в качество. Но речь идёт не об обработке, об адаптации и применении этих разработок уже в промышленности, а о намерениях и оформлении конкурентоспособных преимуществ, которые обеспечивают инновации через систему интеллектуальной собственности.

И сегодня, к сожалению, мы пока опять видим изломанную картинку. Да, ни одна страна в мире, в том числе и Китай, ещё не доросла до таких темпов прироста развития внутренних затрат. Но мы отчётливо должны понимать, что это

базируется только на государственном бюджете. Только инвестиции государства сегодня определяют внутренние затраты развития разработок и исследований. И они составляют, если говорить о статистической отчётности, около 60%. На самом деле, по экспертным оценкам этот вклад государства доходит до 80%. Как известно, государство - плохой предприниматель, и эффективность этих инвестиций в исследования и разработки недостаточна и далека от совершенства. Отсюда мы и получаем те показатели, по которым можем себя сравнивать с другими странами. Если взять показатели 30 стран, среди которых есть страны и с развитой, и переходной, и развивающейся экономикой, и средние статистические показатели России, то мы в этом сегменте опять увидим изломанный профиль, свидетельствующий об отсутствии системного государственного подхода к политике в сфере инноваций, научно-технической деятельности и развития промышленности.

Что же касается наших количественных показателей по патентам, т.е. сколько же у нас имеется «пропусков» - инноваций мирового уровня, за-щищённых патентами, - которые обеспечивают выход на высокотехнологичный рынок, проведём сравнительный анализ по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, публикуемым ежегодно. К сожалению, последние цифры приведены только за 2006 г. Тем не менее, анализ показывает: доля России падает, если раньше доля российских патентов составляла 1,8%, то сейчас, вместо того, чтобы повышаться, она снизилась на 0,6% (рис. 4) .

Это связано с тем, что ранее обеспечение международного патентования в нашей стране осуществлялось за государственный счёт. И в 90-95 гг. доля в международном патентовании составляла примерно 10%. Патент «живёт» на рынке 20 лет, и те патенты, которые были получены в те годы, сегодня уходят с рынка. Ежегодное количество заявок, которые мы осуществляем через Роспатент и через систему Международной патентной кооперации, сегодня меньше 1000. Как с таким числом «пропусков» мы будем конкурентоспособны?

Для объяснения сложившейся ситуации рассмотрим сравнение, основанное на таком показателе, как отношение числа национальных патентов к общему количеству заявок. Во всём мире это принимается как упрощённый показатель технологической зависимости. Несомненно, исследовать технологическую зависимость нужно не только по этому показателю. Но в высокоразвитых промышленных странах, где реальными факторами конкурентоспособности являются два основных фактора: система интеллектуальной собственности и стандартизация инновационного продукта (а самое лучшее - стандартизация инновационных производств, которые обеспечивают гарантийное качество выпускаемой инновационной продукции), технологическая зависимость интегрально выражается в упрощённой форме. И для сравнительной характеристики были взяты именно те показатели, которые отражают ситуацию технологической зависимости с 2004 по 2008 гг. (рис. 5) .

40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

Швейцария Россия Нидерланды Великобритания Франция Китай Германия Корея Другие США Япония

■ 2000 1,2 1,8 1,1 3,0 2,8 1,9 8,3 6,3 17,6 20,1 35,9

■ 2006 1,4 1,6 1,6 2,3 2,5 7,3 7,4 9,8 14,8 22,1 29,1

Рис. 4. Доля России среди ведущих стран в годовом объёме патентования изобретений

Российская Федерация

Германия

Рис. 5. Технологическая зависимость

Нехватка свободных средств внутри компании

Низкая доступность финансирования из внешних источников

Слишком большие затраты, требуемые для инновационной деятельности

Неопределённость спроса на новый продукт или услугу

Нехватка квалифицированного персонала

Нехватка маркетинговой информации

Ограничительный характер стандартов и отраслевого регулирования

Сложность поиска поставщиков

Нехватка информации, связанной с технологиями

Нет резона для инноваций: спрос на новые продукты или услуги отсутствует

Непризнание приоритетности инноваций акционерами и Советом Директоров

Неэффективный инновационный менеджмент внутри компании

60%* 50% 40% 24% 18% 8% 7% 6% 6% 5% 2% 2%

Сумма ответов превышает 100%: допускалось 3 варианта ответа.

Рис. 6. Основные барьеры для инновационной деятельности инновационных компаний

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………

1.1.Определения инновационной структуры развития…………………….

1.2.Тенденции развития инновационной основы современной экономики

1.3.Актульность развития в экономике в современной России……………

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА 2011-2014 ……………………………………………..

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗ НА 2015 ГОД ПО ОСНОВНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ…………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Инновационной основой развития любой экономической страны выступает инновационная деятельность, обеспечивающая устойчивости экономического роста и являющая необходимостью участия страны в мировом разделении труда.

Новые идейные мысли, которые с каждым годом воплощаются в развивающие высокие технологии, в настоящее время определяют качественность социально-экономического развития стран. От инновационного развития и положения страны на мировом рынке наукоёмкой продукции напрямую зависит национальная безопасность, в связи с этим развивающие инновации – единственный путь для укрепления своих позиций национальной экономики.

Новым базисным явлением развития инновационных путей являются информация и знания.

На современном этапе социально-экономического развития, подъёма производительных сил, постоянное развитие производственного труда имеет своё начало на научно-техническом прогрессе, который питается потоком научных идей, приводящих к новым видам техники и технологии.

Проблемы развития современной экономической системы являются ключевым исследованием многих учёных. Среди эффективных инструментов особенно актуален путь инновационного развития экономики государств, направленных на создание уникальных технологий и производств. Всеми экономистами мира считается, что инновационный продукт, созданный на территории любого государства может благоприятным образом отразиться на основных показателях результатах национальной системы экономики.

Актуальность данной работы объясняется тем, что с каждым годом формируется развивающая национальная инновационная система с целью реализации устойчивости экономического роста и повышения конкурентоспособности стран.

Объект исследования курсовой работы является – национальная современная экономика.

Предмет исследования – инновационные основы развития современной экономики.

Задачи и курсовой работы заключаются в следующем:

1.Рассмотреть инновационные основы развития экономики: определения инновационной структуры развития; тенденции развития инновационной основы современной экономики, актуальность развития в экономике в современной России;

2.Рассмотреть экономические показатели инновационного развития за 2011-2014 г.;

3. Сделать прогноз по экономическим показателям инновационного развития на 2015 год.

Глава 1. Инновационные основы развития современной экономики

1.1.Определение инновационной структуры развития

Инновационные основы – это процессные преобразования научного знания в инновацию, в результате которых она имеет своё созревание от идейной мысли до конкретной продукции или технологии.

Инновации – слово синоним нововведения, новшества, например: использование новой техники, технологических процессов в производстве, нового рыночного обеспечения (купля-продажа), внедрение новой продукции с новейшими свойствами, использование нового сырья, изменения в организации производства и т.д.

С каждым годом научные идейные мысли в огромном широком потоке стали входить в техническое производство, новейшие технологии и оригинальные инженерные идеи стали находить своё место в воплощении в новые машины, технологическое оборудование, приборы высокого развития.

В настоящее время в развитии экономики становится наука, которая формирует новейшие технологии и принципы. Наука становится основным важным звеном, который определяет всю цепочку современного научно-технического прогресса, тем самым активнейшим образом вторгаясь в сферу материального производства, оказывая огромное влиятельное воздействие.

Под инновационной деятельностью следует понимать деятельность, которая направляется на использование результативных научных исследований и разработке для расширенности и обновлении номенклатурного перечня и улучшения качества выпускаемой продукции, товаров и услуг, совершенствования технологии с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

При формировании инновационной деятельности различают её объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработка технологии и предприятиями, которые находятся независимым образом от организационно-правовой формы и собственной формы.

Субъектами инновационной деятельности считаются юридические лица, которые имеют свою независимость от организационно-правовой формы и собственной формы, физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, которые могут участвовать в развитии инноваций.

Среди субъектов могут быть разные личности: инноваторы, авторы изобретающих открытий, проектных решений, рацпредложений или другого вида инновации.

Развитие инновационной экономики представляется в очень широком ассортименте разных сегментов: корпоративными, государственно - общественными оборудованиями, малыми инновационными предприятиями.

К корпоративным можно отнести подразделения, которые занимаются научно-исследовательскими разработками. К государственно-общественным образованиям (учебные заведения, университетские научные исследовательские центры), малые инновационные предприятия (МИП). Вышеперечисленные предприятия считаются технологическими лидерами в отраслях.

В инновационную инфраструктуру включаются организации фирмы, объединения, которые охватывают весь цикл реализации инновационной деятельности от научных идейных мыслей до полной обработки и выпуска наукоёмкой продукции. Примером элементов такой инфраструктуры являются различные инновационные центры, инкубаторы и технопарки.

В США, например, находятся около 300 таких парков, в Германии около 300 инновационных центров. Страна Япония начала своё создание 19 технополисов, которые считаются с мощным потенциалом для разработки совершенных технологий. В России можно насчитать около 60 технопарков и несколько технополисов: Обнинск, Дубна, Арзамас -16, Томск.

Инновационные основы развития имеют огромное влияние на технологии на всех фазах их жизненного цикла.

На каждой фазе жизненного цикла технологий инновации носят не только положительные характерные черты, но и отрицательные (таблица 1.1)

Таблица 1.1.

Фазы жизненного цикла технологий

Жизненный цикл

Положительное влияние инноваций

Отрицательное влияние инноваций

Зарождающая фаза

Ускорение разработанных новых технологических процессов

Требуется модернизация технологий

Освоительная фаза

Адаптация разработанных технологий

Необходимо разработка новых технологий

Диффузная фаза

Увеличение срока использования технологий

Сокращение сроков использования технологий

Стареющая фаза

Замедление старых технологий

Происходит заметное старение используемых технологий

Благоприятное влияние инновационного развития на жизненный цикл технологий направляется на эффективность использования технологии, на увеличивающий его срок. Отрицательным образом сказываются на сроках использования технологии и дополнительных затратных финансовых ресурсах, связанные с усовершенствованием.

1.2. Тенденции развития инновационной основы современной экономики

Можно выделить несколько разных тенденций, которые получили инновационное развитие в современной экономике.

Обычно компании тратят на базовые исследования и перспективные разработки не менее 20% своих инновационных бюджетов. Компании надеются подобным образом вывести на рынок новые продукты от начала экономического оживления.

Очень похожая ситуация в настоящее время происходит в развивающихся странах, которые становятся центрами бизнес - инноваций. Именно здесь новые товары и услуги намного дешевле, чем в развитых странах.

С каждым годом представления об развивающих инновациях меняются.

Люди на Западе привыкли думать, что их компании генерируют идеи в своих лабораториях, а затем экспортируют в развивающиеся страны для организации там производства.

Данное представление помогает легче примириться с потерей рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Но сегодня многое оказывается далеко не так. Компании за рубежом всё чаще осуществляют так называемые полицентрические инновации, организуя исследовательские центры в развивающихся странах. А компании из этих стран сами становятся мощными центрами инноваций во всех областях, от телекоммуникаций до компьютерного оборудования.

Большая часть людей в развитых странах связывает инновации с прорывными идейными технологиями, которые заключены в принципиально новых товарах и услугах, предназначенных для общества элиты, и уже затем передаются широкой массе населения. Однако на самом деле огромная часть важных инноваций представляет собой набор усовершенствования товаров и услуг, предназначенных для среднего класса или представителей более нижнего социального слоя.

Развивающиеся страны вносят возрастающий вклад в прорывные технологии, которые опережают Запад в области «мобильных денег» (например, использование мобильных телефонов для совершения платежей), а также онлайновых игр.

В основу инновационных успехов развивающихся стран входит динамичное развитие «национальных чемпионов» - крупных глобальных компаний. Это, определённым образом, связано с огромным ростом развития экономики.

Почти все национальные чемпионы – это высоко диверсифицированные конгломераты, которые в основном являются государственными. Такие компании более характерны для Китая и России.

Тысячи китайских компаний вплотную сотрудничают с центральным правительством или местными органами власти.

В России преобладает огромная группа государственных компаний, которые пользуются различными привилегиями. Они имеют отличие от китайских государственных компаний тем, что не особо заметны в области инноваций.

Отметим, что в России самый маленький в Европе показатель удельного веса компаний, которые занимаются развитием технологических инноваций. Он составляет в нашей стране лишь 11%, а в то время как в других странах: в Великобритании - 45%, Швеции - 55%, Австрии - 58%, Ирландии – 61%, Германии – 74%.

Россию часто упрекают за плохой инвестиционный климат, где преобладает отсутствие необходимых инновационных институтов. Развивающая и модернизация отечественной экономики является основой благосостояния развития общества, укрепления независимости и роли страны на международной арене. Инновационное развитие экономики предусматривает повышенную конкурентоспособность предприятий, их адаптированное состояние к новым условиям хозяйствования, увеличения темпов обновления производства.

Обеспечение высокого уровня научно-технического развития страны, улучшение результативности инновационной деятельности предприятий требует создания необходимых условий для формирования структурных изменений в экономике, повышения объёмов финансирования инновационной сферы, регулирования и поддержки инновационных процессов, со стороны использования государства эффективных форм управления новыми разработками, роста конкурентоспособности и качества продукции отечественных производителей.

В связи с этим идёт возрастание необходимости эффективного управления инновационной деятельностью, выбора и реализации стратегий развития предприятий.

Совершенствование форм и методов организации и управления инновационной деятельностью направляется в сторону активизации инновационной деятельности, быстрое приспособление предприятий к изменяющимся запросам потребителей и повышение конкурентоспособности продукции.

В числе основных тенденций инновационного развития современной промышленности можно назвать следующее:

1.Возрастающий рост воздействия глобализации на производственные фирмы в результате повышения эффективного функционирования рынков, улучшения предпринимательской среды и корпоративного управления; снижение компьютерных, коммуникационных, транспортных и логистических издержек, либерализация торговли и инвестиций;

2.Значительные подвижки в сферах научно-технического прогресса, основанных на новых универсальных технологиях, в первую очередь информационных, которые могут быть распространены во всех секторах экономики и отраслях промышленности;

3.Усиленный рост в области наукоёмкого производства, значения малых и средних, преимущественно венчурных фирм, возрастание их вклада в экономический рост, создание новых рабочих мест и повышение благосостояния населения;

4.Зарождающее становление новейших производств, в замену отмирающих отраслей;

5.Образование новых рыночных ниш на потребительских рынках. В развитых странах спрос на инновации и возможности их рыночного использования будет формироваться под влиянием изменений в демографической ситуации.

Первые элементы инновационной инфраструктуры – научно-технологические парки и бизнес - инкубаторы были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990г), Москве и Зеленограде (1991г). В середине 90-х годов стали появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров.

Далее было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоёмкой продукции, которые имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно благоприятно имели своё развитие в своих стенах малые инновационные фирмы.

В начале 2000- х годов с участием Минпромнауки России была основана сеть инновационно - технологических центров, которые по решаемым вопросам во многом пересекаются с технопарками.

Главная особенность инновационно – технических центров состоит в том, что они является поддержкой сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших более трудный этап своего развития. Поэтому в отличие от технопарков, они были призваны для обеспечения более устойчивых связей малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить что, несмотря на растущие показатели эффективности деятельности в отношении инноваций, решать сложившиеся проблемы необходимо. И делать это можно общими усилиями, основываясь на опыте, как нашей страны, так и ведущих стран.

Развитие инновационных предприятий в России существенным образом отстаёт от других более развитых стран.

Говоря об основных проблемах инновационной деятельности предприятия, можно выделить следующие:

1.Существующая проблема финансовых ресурсов и отсутствие финансирования. Чаще всего в институтах отсутствуют необходимые средства и хорошее оборудование для проведения необходимых исследований и разработок;

2.Отсутствие определённой площадки для проведения больших по размеру испытаний продукции, что вносит ограничения в деятельность МИПов и повышает расходные ресурсы. Площади частных предпринимателей предлагаются по завышенным ценам;

3.Трудность в поисках инвестора и партнёров. Потенциальные инвесторы не хотят вкладывать свои финансы в рисковый проект, а партнёров, а желающих объединить свои усилия с МИПом, просто нет желающих;

4.Законодательная база несовершенна. Создаются множество законов о науке и государственной научно-технической политике, законы нуждаются в изменении, касающиеся льгот при предоставлении имущества малым инновационным предприятиям при вузах и НИИ;

5.Можно отметить тот факт, что ВУЗы и НИИ не знают, как продавать производимую инновационную продукцию. В организациях не создаются специальные отделы, где маркетологи и другие специалисты осуществляли бы процесс сбыта данной продукции;

6.В нашей экономики отсутствуют институционные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые изделия и технологии.

Также среди проблем инновационного развития можно отметить, что действующие в России бизнес – инкубаторы не полностью обеспечивают возложенные на них функции, ограничиваясь лишь функциями небольших производств, а в большинстве случаев, просто сдавая помещения в аренду. Тогда как во всём мире бизнес – инкубатор – это не только здание, а в первую очередь процесс выращивания эффективных бизнесов.

Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций.

Заметим, что в России сформирована инновационная система на остатках советских НИИ, НПО и КБ, которая ожидаемо и предсказуемо оказалась неэффективной. В глобальной мировой экономике всюду действует мощная конкуренция, включая науку и венчурный бизнес.

США и другие страны с более благоприятными условиями для учёных и венчуристов привлекают их к себе и обеспечивают комфортные условия для жизни и творческой деятельности. И данное обстоятельство решающим образом влияет на качество науки, инновационной системы и венчурного бизнеса в странах с пониженным качеством жизни.

Далеко не всем развивающимся странам, включая страны с догоняющей экономикой, суждено быть лидерами в числе развитых стран мира. Пока это смогли сделать только Японию, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея. По наблюдениям аналитиков только около 5% развивающихся стран в будущей перспективе войдут в это число развитых стран мира. Другие страны не смогут попасть в их число в ближайшее время 50-100 лет.

Инновационное развитие организаций, регионов и стран происходит на базе креативности, к которому относят половину трудовых ресурсов, обеспечивающих механизмы инновационных процессов.

В России очень низка конкуренция на инновации и спрос совсем незначителен. Избыточность инноваций в России отсутствует, и тем самым отсутствует конкуренция между ними. Несколько основных составляющих сектора национальной инновационной экономики находятся в стадии деградации и очень плохо финансируются в течение длительного периода, это:

1.Образовательная структура;

2.Наукоёмкая структура;

3.Человеческий капитал в целом;

4.Инновационная система, включая законодательство, материальные составляющие инновационной системы;

5.Инновационная промышленность, реализующая новшества;

6.Благоприятная среда функционирования ЧК.

Инновационная деятельность многогранна и требует специальной разработки методики анализа каждого инновационного решения.

В современной России большинство предприятий проявляют свой неподдельный интерес к нововведениям и обладают серьёзным потенциалом в этом отношении, однако, показатели результативности инновационной деятельности необходимо наращивать.

В настоящее время немногие организации осуществляют технологические, организационные, маркетинговые инновации.

Инновационное развитие предприятий зависит от эффективности взаимодействий отделов, с внешним окружением. Инновационная активность создаёт условия для формирования и деятельности конкурентно способного предприятия, прежде всего, за счёт применения высоких технологий, является движущей силой экономического развития.

На сегодняшний день нематериальные активы, которые создаются на основе новых технологий и знаний, постепенно вытесняют товарную продукцию. Таким образом, мировая экономика превращается в постиндустриальную. Государства, которые преуспели в этом, уже сейчас занимают лидирующие позиции, благодаря чему могут влиять на развитие экономического процесса. По мнению экспертов, инновационное развитие экономики в России существует, но недостаточно активно.

Чтобы сохранить и развивать технический и научный потенциал, нам необходимо кардинально менять экономический курс. В нынешнее время основная часть сконцентрирована в добывающей, оборонной, атомной областях и . Если раньше все пытались что-то изобретать и творить независимо друг от друга, то сейчас начали открываться специальные центры для инновационного развития экономики. В большей части они собирают и рекомбинируют уже известные идеи. Для стабильного повышения качества инноваций нужно объединить существующие концепции со всех областей, считают ученые и экономисты.

Зарубежный и российский опыт ведения бизнеса

В развитых странах крупные корпорации вкладывают более 90% своих средств на создание инноваций. Первое место среди государственных приоритетов занимает наука. Малый бизнес, работающий на основе займов и ов, генерирует большое количество идей, благодаря которым и происходят экономические прорывы. В Российской федерации подобные методы не реализуются, поскольку предприятия стремятся получать прибыль быстро, без вложения большого количества средств, что сложно сделать с долгосрочными процессами, нацеленными на реализацию инноваций. Здесь доля вклада предприятий составляет только 6%.

Для ускорения социально-экономического роста общества и научно-технического прогресса необходима эффективная политика, способная поддерживать и стимулировать инновационное развитие экономики России. При этом необходимо основываться на внедрении передовых технологий, добавляют эксперты. Большая часть технических регламентов остается неизменной с советских времен. Это является одной из причин, по которым государству сложно принуждать к инновациям, да и сама политика страны состоит не в реализации инновационного развития России, а только в афишировании намерений.

В нашей стране присутствует огромный интеллектуальный и научно-технический потенциал, который позволил бы не отставать от развитых стран, говорят авторитетные ученые. Основная же задача для государства заключается в том, чтобы создать такую экономику, которая будет способна генерировать инновации. Чтобы воплотить это в жизнь, правительству необходимо принимать активное участие в реализации инноваций.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации немалую долю рынка занимает продукция, производимая малыми предприятиями на основе собственной интеллектуальной собственности. По словам Владимира Путина, важной задачей сегодня является эффективное стимулирование спроса на инновационное развитие экономики России и привлечение к этому частных компаний. Иначе они будут заниматься исключительно теми сферами, в которых существует реальная возможность получить приличную прибыль.

Но одного государственного финансирования недостаточно, отмечает президент, и поэтому необходимо создать систему защиты интеллектуальной собственности, которая будет привлекать инвесторов. Сейчас авторы не заинтересованы в официальной регистрации своих изобретений и делают это исключительно для защиты диссертации или отчёта перед заказчиком. Такая тенденция отрицательно влияет на инновационное развитие экономики России и способствует утечке научно-технической продукции за пределы страны. Поэтому, подчеркивает президент, для быстрого и успешного прогресса государства просто необходимы модернизация и создание определенных условий для самореализации граждан.

Во всем мире темпы активности в сфере инноваций постоянно увеличиваются, и это можно наблюдать на примере все большего количества стран. Например, США в течение многих лет является крупнейшим информационным центром. Япония, которая изначально занималась усовершенствованием изобретений других стран, стала лидером в области инноваций после полного пересмотра своей политики. Через инновационное развитие экономики России можно полноценно реализовать потенциал в области науки и образования. Для этого нужно создавать и совершенствовать институты для инновационной деятельности, обратить внимание на современные материалы, передовые технологии, . На сегодняшний момент активнее всего работает .

Хочется отметить, что благодаря активной научно-технической деятельности создаются хорошие условия для инновационного развития экономики России. Чтобы в скором времени занимать порядка 5-10% доли на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичных товаров и услуг, нужно объединить усилия бизнеса, государства и общества. считает, что прогресс, который уже проявился в определенных отраслях, доказывает, что качественное улучшение деловой среды вполне реально. Для этого достаточно все делать уверенно, последовательно и комплексно. В сфере инноваций результаты деятельности проявляются постепенно, поэтому нужно продолжать работу и не терять набранных темпов.