Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:
Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.
Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:
Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.
Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.
Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:
Недостатками же являются:
Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.
Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.
На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.
Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.
Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.
Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:
Из минусов стоит отметить:
Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.
Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.
Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:
Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:
Минусы в данном случае таковы:
Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.
Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:
Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.
На этом данная лекция по экономике завершена.
Плюсы и минусы рыночной и командной экономике
Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной
Командная экономика - это тип хозяйственно-экономической системы, основанный на национализации, главенствующей роли государства. Потребности общества определяются путём планирования производства, которое далеко не всегда является объективным. Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка. Частная собственность сведена к минимуму, в то время как приоритет отдаётся именно государственной. Ярчайшие образцы - это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ
Основные черты централизованной системы.
Господство государственной собственности;
Диктатура государственного плана;
Административные методы управления;
Финансовая диктатура.
Рыночная экономика - это тип хозяйственно-экономической системы, при котором ведущую роль играет частный бизнес. Роль государства сведена к минимуму, оно выступает в роли «ночного сторожа», борясь лишь с монополизацией национального хозяйства, перепроизводством, демпингом и другими негативными факторами. Количество товаров, цены, целевые группы формируются рынком. Как государственная, так и частная собственность находятся в равных условиях, а все противоречия и споры разрешаются в гражданско-правовом порядке.
Основные особенности рыночной экономики:
Частная собственность.
Свобода предпринимательского выбора.
Конкуренция.
Опора на рыночную систему.
Ограниченная роль государства.
Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
Спор о том, какая экономическая модель выгоднее и эффективнее, ведётся не одно десятилетие. Как показывают объективные данные, идеального устройства национального хозяйства не существует.
Сравнение командной и рыночной экономики
Экономическая система |
|||
Командно-административная |
Стабильная экономика; Меньшее неравенство в обществе; Нет проблем с трудоустройством; Более стабильные цены. Командная экономика не допускает социального расслоения общества, но это - «равенство в нищете». Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна |
Нет стимула к труду; Всеобщие дефициты и неэффективность экономики; Диктат производителей над потребителями; Безынициативность людей и неудовлетворенная работа государственной собственности. порождает коррупцию, дефицит продукции и убивает свободу выбора, так как решения о выпуске товаров и их распределении принимаются узким кругом лиц, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. возникает «чёрный рынок» -- следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз. |
|
Рыночная экономика |
стимулирует выгодную предприимчивость у работников; Отвергает неэффективное производство; Не требует большого аппарата управления; Даёт больше прав и возможностей потребителям. даёт шанс прославиться и заработать много денег. Её девиз - «Разбогатей или умри в попытках», стал своеобразным символом нового времени, капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи |
усиливает неравенство в обществе; Нестабильность в экономике; Инфляция; Безработица; Отсутствие государственного регулирования. Однако рынок порождает социальную напряжённость, перепроизводство, постоянную борьбу между конкурентами, которая зачастую приобретает нецивилизованный характер. На данный момент именно рыночная экономика показала большую жизнеспособность и склонность к развитию. она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. |
Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:
командный рыночный экономика государство
наименование |
Рыночная экономики |
Командная экономика |
|
преобладающая форма собственности на средства производства |
государственная |
||
характер экономической деятельности |
свобода предпринимательства и выбора партнёра |
жёсткая регламентация хозяйственной деятельности со стороны государства |
|
Производство |
Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, товары производиться для потребителя |
Командная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить. |
|
При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса |
при командной экономики - под контролем государства |
||
Стимул к развитию |
Рынок порождает конкуренцию |
в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти что власть сказала производить то и производят |
|
способ согласования хозяйственной деятельности |
рыночное саморегулирование |
централизованное планирование |
|
Принятие решений |
При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, |
командная система не считается с мнением других субъектов политики |
|
Ценообразование и «чёрный рынок» |
Свободная (рыночная) экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения |
Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость. |
|
главный мотив экономической деятельности |
личная выгода |
необходимость выполнения государственных планов и государственных заявок |
|
главная забота общества |
эффективность распределен6ия |
Справедливое распределение |
Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.
В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.
Производитель стремится производить
(ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос
"КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем, чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.
ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.
Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.
В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:
Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);
Стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);
Хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;
Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;
Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.
В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев.
Исходя из этого, различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.
Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.
Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.
Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.
Представив основные черты командной и рыночной экономической систем, можно дать их сравнительную характеристику в виде следующей таблицы 5.
Таблица 5.
Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной.
Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.
Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
l обеспечение занятости;
l полное использование производственных мощностей;
l стабилизация цен;
l параллельный рост заработной платы и производительности труда;
l равновесие платежного баланса.
Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.
Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.
Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.
В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.
В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы.
Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.
На протяжении всего периода существования человечества, начиная от первобытного общества, решению главного вопроса о том, как удовлетворить неограниченные потребности, способствовала экономическая система, то есть те отношения, которые устанавливались касаемо собственности и хозяйственного механизма. Существуют следующие виды экономических систем - традиционная, командная, рыночная и смешанная.
Традиционная система характерна для первобытнообщинного строя, при котором все - и земля, и капитал находился в коллективной собственности, а распределение ресурсов происходило в соответствии с устоями и традициями.
Однако с течением времени стало очевидно, что факторы производства дают наибольшую отдачу, находясь во владении не коллектива, а отдельных семей.
Основными чертами такой системы является ручной труд, низкий уровень разделения труда или его отсутствие, отсталость в развитии технологий, отторжение нововведений.
Теперь рассмотрим оставшиеся виды систем, начиная с рыночной. Она является полной противоположностью традиционной.
При таком устройстве государство играет маловажную роль, оставаясь в на котором господствует свободная конкуренция. Продавцы заинтересованы, чтобы их товары приобретались большим количеством покупателей, а те, в свою очередь, готовы заплатить цену, которая установилась стихийно вследствие функционирования
В рыночной экономике повсеместна, субъекты могут распоряжаться имеющимися у них ресурсами, как они захотят, извлекая при этом выгоду для себя (прибыль), то есть каждый преследует свои экономические интересы.
Все возникающие на рынке вопросы и противоречия решаются рынком самостоятельно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод и об имеющихся недостатках. Самый главный - это то, что зачастую при такой системе имеется огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Может существовать такое положение, при котором одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.
Именно поэтому такое устройство было названо несправедливым, и стала развиваться новая идея об уравнительной экономике, в которой государство бы само ликвидировало «пропасти» в доходах.
Таким образом, представлены еще одной категорией - командная, или административно-плановая, или плановая система.
Здесь государство берет на себя обязанности по решению практически всех вопросов, распределяя и заказы между предприятиями на производство товаров. Причем удивительно, что некоторые из них не находили реализации, то есть по идее такие производители должны были нести убытки, однако, денежные средства предприятию все равно выделялись регулярно.
При у предпринимателей нет свободы инициативы, они производят то, что требует государство. Как следствие, у производителей не было заинтересованности во внедрении новых технологий, росте производительности труда.
Смешанный тип - последний, которым представлены основные В нем также факторы производства в основном находятся в частном владении, но в распределении ресурсов помимо рынка может активно участвовать и государство.
Безусловно, виды экономических систем без примеси одной в другой не встречаются на практике, а являют собой скорее разработанные модели. В них описаны основные тенденции, но с абстрагированием от многих экономических явлений. Даже одни и те же виды экономических систем в разных условиях проявляют себя специфически, однако, в теории даны скорее общие, типичные характеристики для лучшего понимания.
Таким образом, мы разобрались, что представляют основные типы экономических систем, рассмотрели каждый из них более подробно. Нельзя говорить, что рыночная или смешанная системы самые лучшие, а командная - нет. Для каждого общества выбираются те виды, которые способны повысить эффективность функционирования экономики в целом с минимальными издержками.
К признакам командной экономической системы относится:
А) наличие частного предпринимательства;
Б) наличие государственного сектора в экономике;
В) наличие собственности у населения;
Г) наличие директивного управление экономикой.
Признаки командной экономической системы:
1) контроль над производством и распределением со стороны государства;
2) преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;
3) централизованное ценообразование;
4) административные методы управления.
Командная экономика - форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления. Такой тип экономики главенствовал в СССР.
Признаки Командной экономики:
Государство жестко регулирует производство, обмен, распределение продукции;
- используются административные методы приказов, товаропроизводственных требований;
- устанавливаются четкие планы по производству той или иной продукции, оказанию услуг;
- низкое качество произведенной продукции;
- государство полностью регулирует экономику.
Несмотря на наличие хронического дефицита, т.е. нехватки ресурсов, командная экономика, тем не менее, характеризовалась внутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству. Парадоксально, но дефицит тоже может быть нормальным состоянием системы, когда его уровень стабилизируется на определенном уровне и экономические агенты приспосабливаются к этому уровню.
В этом случае речь идет о нормальном дефиците. Аналогичным образом Я. Корнай говорит о нормальной длине очереди, нормальных запасах ресурсов и , нормальной напряженности плана и т.д. Иными словами, не только всеобщее равновесие по Вальрасу может описывать устойчивое состояние экономической системы, система способна стабилизироваться даже в неравновесном состоянии, если последнее нормально.