Роль финансовой системы государства в экономике. Финансовая системы и ее роль в экономике

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18195. Роль государства в рыночной экономике 478.9 KB
Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития Костанайской области на 2015 год. Второй раздел включает анализ роли и значения государства в переходной экономике и социально-экономического развития регионов Казахстана. Третий раздел полностью посвящен перспективам развития Костанайской...
6710. Роль и функции государства в переходной экономике 113.31 KB
Роль и функции государства в переходной экономике. Особенности государства переходного периода. Особенности государства в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода.
7778. Роль государства в экономике. Социальное государство 65.22 KB
Макроэкономические показатели характеризующие эффективность государственной политики Предмет и основные направления макроэкономики Макроэкономика национальное хозяйство экономика страны в целом – всё это тождественные понятия которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социальноэкономическом развитии страны на основе использования показателей объективно отражающих процесс воспроизводства....
18770. Провалы рынка: теории провалов рынка и роль государства в рыночной экономике 117.97 KB
Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления
6116. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ 149.06 KB
Изучить основные понятия финансов, функции финансов, взаимодействие и взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями, финансовыми ресурсами.
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
6298. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ 29.88 KB
Содержание и направление финансовой политики. Основные направления современной финансовой политики РФ. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами В широком смысле выделяют несколько форм и методов управления финансами государства: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовой регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного...
873. Роль Рынка рекламных услуг в экономике 550.32 KB
Целью данной работы является показать огромное значение рекламы, которая играет ключевую роль в развитие рыночной экономике и являясь орудием конкурентной борьбы служит стимулом повышения качества продукции и снижения цен. Проанализировать сегодняшнее состояние, одного из самых быстро развивающихся в мире
2655. Маркетинг и его роль в экономике фармацевтических организаций 260.2 KB
Растущая конкуренция диктует необходимость в постоянном движении в направлении формирования лояльности конечного потребителя при этом формирование этого ключевого фактора зависит не от одного специалиста а от всей команды организации. в положительном результате работы а это получение максимальной прибыли заинтересован прежде всего весь коллектив организации а не только его руководители. Вот одно из них маркетинг это любая сознательная деятельность организации направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг. ...
12969. Роль частной собственности и ее форм в рыночной экономике 43.88 KB
Право собственности служит юридическим выражением формой закрепления экономических отношений собственности. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности. Право собственности граждан представляет собой правовой институт закрепляющий индивидуальную принадлежность материальных благ.

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т.е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений.

Финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Знание функций финансов необходимо для реализации финансовой политики. С точки зрения финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства, финансов предприятий и финансов домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой стороны, аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан.

В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Экономическая обособленность имущества, выраженного в стоимостной форме, приводит к необходимости регулирования его кругооборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т.д.

Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.

Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами.

Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире.

Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция - текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т.е. совершения, платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

С процессом воспроизводства основных средств тесно связаны инновационная деятельность, а также венчурное финансирование.

К инновационной деятельности относится постоянное поступательное развитие предприятий на основе новых форм управления и финансирования, организации финансовых взаимоотношений.

Обеспечивает инновационную деятельность финансовыми ресурсами венчурное финансирование. Это, прежде всего финансирование научно-технических разработок и изобретений. Такое финансирование требует значительного накопления капитала и выбора длительной стратегии развития предприятия. Оно основано на вариативности принятия решений и дисконтировании денежных потоков.

Венчурное финансирование должно иметь строгую целевую ориентацию и основываться на бизнес-плане.

Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной функцией, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • – зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • – доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

  • – с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • – наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создаётся (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • – перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (налог на доходы физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления с другой.

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа, затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов, и принимать на этой основе соответствующие решения.

Контроль рублем имеет две формы:

  • – контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • – контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т.е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера.

Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.

Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.

Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.

Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям на макро - и микро-уровнях:

  • – контроль за правильным и своевременным перечислением сумм в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
  • – контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • – контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Контрольная функция финансов на микроуровне включает также:

  • – контроль за поступлением выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, доходов домашних хозяйств;
  • – контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности.

Контроль за уровнем самофинансирования может проводиться на основе определения соотношения внутренних источников финансирования, включая нераспределенную прибыль, амортизацию, резервные и страховые фонды, а также средств, полученных от продажи акций и облигаций (эмиссионный доход), банковских ссуд и коммерческого кредита (взаимной задолженности предприятий по товарным поставкам). Ликвидность контролируется по соотношению оборотного капитала и краткосрочных обязательств. Оборачиваемость капитала контролируется по соотношению объема реализации и совокупности основного и оборотного капитала либо валюты баланса. Прибыльность контролируется по отношению к объему продаж, издержкам производства и обращения, активам и собственному капиталу предприятия.

С учетом уровня самофинансирования и прибыльности определяется степень финансового риска.

Помимо трех основных функций финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

В условиях рыночных отношений финансы должны такжевыполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Еще одна функция - функция организации. Она включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

Функция стимулирования - предполагает выбор оптимальных средств и способов для реализации поставленных целей.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию.

Для определения роли финансов следует проследить влияние на общество распределительных и перераспределительных потоков денежных средств.

Несмотря на объективное содержание и единство функций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно-исторических и специфических особенностей потребления и производства. Например, в России переход от командно-административной к рыночной экономике знаменовался бурным формированием первоначального капитала. В результате гигантски разрослась контрольная функция. Созданы многочисленные контрольные структуры, органы и средства безопасности на всех уровнях и сферах деятельности общества. Затраты денежных средств экономических субъектов на ее осуществление выросли в сотни раз. В ряде других стран традиционное отношение к личности и собственности, уважение к налогоплательщику и государству позволяют свести реальный контрольный механизм к минимуму при высоком качестве исполнения финансовой дисциплины. При этом уровень краж, грабежей, теневой экономики относительно невысокий.

Аналогичная ситуация складывается и с реализацией других субъективных функций финансов.

При рассмотрении роли финансов часто прослеживают их влияние на производство благ, оставляя в стороне их потребление. Между тем сами по себе финансы не создают ни стоимости, ни материальных благ.

Главный смысл финансов - это распределение и перераспределение жизненных ценностей между физическими лицами. Основы процесса распределения вновь создаваемой стоимости закладываются в производстве жизненных ценностей. При этом денежные отношения становятся формами функционирования отдельных элементов и объективно необходимыми связями воспроизводства. Финансы опосредуют весь воспроизводственный процесс от формирования условий для создания ценностей до их потребления. Роль финансов в экономике чрезвычайно велика. От характера их функционирования зависят и воспроизводство ценностей и вся жизнедеятельность людей.

Роль финансов в экономике

Сущность и функции финансов

Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в документах индийской культуры IV в. до н. э. можно найти сведения о налоговых льготах, предоставляемых купцам-мореходам, хозяевам караванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финансов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сам термин «финансы» появился значительно позже. Существуют разные точки зрения по поводу его происхождения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII–XV вв. в торговых городах Италии, другие – что понятие «финансы» было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Сущность финансов

Представление о финансах как экономической категории видоизменялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Эволюцию взглядов на сущность финансов можно представить следующим образом. Что касается определения, то финансы трактуются:

В мировой экономической теории (экономике) как совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов;

В политической экономии как экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств (наиболее распространена среди российских экономистов).

Различают узкое, расширенное и широкое понимание термина «финансы». В узком понимании финансы охватывают лишь бюджетные процессы и к ним относятся только государственные (публичные) финансы.

Расширенное понимание термина означает, что финансы охватывают только часть денежных отношений. В российской экономической литературе эта точка зрения преобладала до недавнего времени. Так, например, в советский период к финансам относились: государственный бюджет; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. С 90-х гг. XX в. к финансам стали относиться: бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты); государственные внебюджетные фонды; государственный кредит; страхование; финансы хозяйствующих субъектов.

В широком понимании термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные, тем самым финансы включают в себя: государственные финансы; кредитную систему; финансы отраслей воспроизводственного процесса; финансы домашних хозяйств; вторичный финансовый рынок; международные финансы.

Таким образом, практически все денежные отношения в обществе, все, что связано с движением денег, причисляется к финансам, а понятие «денежное хозяйство страны» идентично понятию «финансы».

В зарубежных странах, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами.

Такое понимание финансов отражено и в современных зарубежных словарях: Finance – искусство, функция, профессия, связанная с валютой или деньгами.

Условием возникновения финансов является наличие в обществе товарно-денежных отношений. В воспроизводственном процессе движение денежных средств должно опосредовать движение товаров (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Движение товаров и денежных средств

На основе движения денежных средств возникают финансовые отношения. Отличительным признаком финансовых отношений является их связь с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота.

Важной особенностью финансовых отношений является то, что процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными. Формирование фондов денежных средств носит строго регламентированный характер.

Можно выделить следующие признаки финансов:

Денежный характер финансовых отношений. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения);

Распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

Финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

Как экономическая категория финансы – это экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется прежде всего через распределительную функцию. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости общественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местных органов управления).

В целом распределительная функция финансов позволяет:

Создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;

Осуществлять распределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами, а также внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Наряду с распределительной функцией финансам присуща и контрольная функция. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведенных расходов. Чтобы информация отражала реальное положение дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной.

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Обе функции финансов связаны – они действуют одновременно: распределение не может не контролироваться и контроль без распределения невозможен.

Роль финансов в экономике

Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.

Взаимосвязь финансов с экономическими категориями

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.

Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т.е. изменения диспропорций с помощью финансов.

Если цена выше стоимости, то посредством финансов происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения).

С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены – лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.

Заработная плата – денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т.е. стоимости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т.д.). Однако свободного человека нельзя заставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для этого в ходе распределения выделяются дополнительные средства, создается премиальный фонд и, следовательно, возникают финансовые отношения. Кроме того, финансовые отношения возникают в процессе взимания налогов с заработной платы.

Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой – тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит – только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов – вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов – временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.

Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:

распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;

контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т.е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

Сущность и содержание финансовой политики

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач – бюджет страны, принимаемый на очередной год.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

Стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

Повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

Способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

Приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

Финансовая политика царской России

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность.

Исходными принципами в концепции финансовой политики можно назвать следующие: преемственность, осторожность, бюджетное равновесие, устойчивость денежной системы, централизация денежных средств.

Принцип преемственности базировался на уважении к традициям, к тому, что было создано предшественниками, как в области теории финансов, так и на практике.

Принцип осторожности не позволял вносить серьезные изменения в финансовую политику даже в экстремальных условиях, например в период войн, революций. Все делалось для того, чтобы не разрушить финансовую систему, созданную в России к началу XX в. с величайшим трудом и напряжением. Этот принцип полностью соответствовал духу России, ее боязни реформ, ее консерватизму. Кроме определенной пользы данный принцип приносил и очевидный вред, выраженный в сдерживании экономического развития.

Принцип бюджетного равновесия. Бюджет России позволял осуществлять минимально необходимые расходы, которые поддерживали сложившуюся систему экономических отношений. Доходы бюджета на каждый новый финансовый год исчислялись в намеренно заниженных размерах. Разница между реальными и намечаемыми доходами составляла бюджетные остатки, которые, накапливаясь, образовывали так называемую «свободную наличность государственного казначейства» и служили показателем благополучия российских финансов.

Принцип устойчивости денежной системы. Реализация его осуществлялась через соответствие бумажной денежной массы золотому запасу. Выпуск не обеспеченных золотом кредитных билетов был строго ограничен.

Принцип централизации денежных средств. В государственный бюджет России поступало до 85% всех денежных средств, тогда как в Англии – 54%, Пруссии – 68%. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация, обеспечивающая ее экономический рост на коротком отрезке времени.

Финансовая политика в СССР

Строительство социалистических финансов началось только после окончания Гражданской войны. Экономические условия были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Основными задачами данного периода стали, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства, даже с участием капиталистических элементов, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.

Поэтому новая финансовая политика строилась уже на совершенно иных принципах. Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства.

Государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Основным общегосударственным фондом является государственный бюджет, главные источники поступлений – налоги. Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. Главными производителями сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации. Налоговая реформа 1930–1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет.

Через государственный бюджет страны достигалась очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов. За годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) расходы государственного бюджета СССР составили 1146,8 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. было направлено на покрытие военных расходов (50,8%). В расходной части бюджета наибольшая доля средств на оборону была достигнута в 1943 г. – 59,5%. Это можно считать пределом военных расходов, так как денежные средства кроме обороны необходимы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, на прочие цели. В первые послевоенные десятилетия высокий уровень концентрации и централизации ресурсов в бюджете страны сохранялся.

Государство в 1980-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, оставляя в неизменном виде налоговую систему. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов – государственных, отраслевых, региональных.

К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества и т.п. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика была неустойчива, часто изменялась под влиянием текущего момента.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям :

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

Выражается в покрытии затрат производителей за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов через перераспределение финансовых ресурсов.

Достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

через эффективное вложение финансовых ресурсов;

создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Специфика финансов как экономической категории проявляется в их функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. И в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и отличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Вопрос о функция финансов относится к числу дискуссионных. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную . Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Выделяют так же функцию формирования денежных фондов и средств и функцию использования денежных фондов и средств . Однако последние две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Функции финансов осуществляются:

на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);

на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

Распределительная функция заключается в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и между всеми членами общества, а также между сферами материального производства и социально-культурной сферой.

Формой реализации данной функции является создание первичных и вторичных доходов.

Первичные, или основные, доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников процесса материального производства.

Вторичные, или производные, доходы формируются путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной (социально-культурной) сферами, регионами страны, отраслями, социальными группами.

Наличие вторичных доходов обусловлено тем, что первичные не в полной мере обеспечивают достаточную финансовую базу для развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы (науки, здравоохранения, образования), а также межотраслевого и территориального перераспределения.

Учетно-контрольная функция финансов проявляется в том, что они являются универсальным орудием учета и контроля со стороны общества за производством, распределением, и обращением экономического продукта. Финансовый анализ, учет и контроль позволяют выявить те диспропорции, которые складываются в распределении денежных средств: несвоевременное создание и поступление финансовых ресурсов в распоряжение различных субъектов хозяйствования, неэкономное и неэффективное использование.

Объектом учетно-контрольной функции финансов являются:

На микроуровне - финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, содержащейся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача);

На макроуровне - ВВП.

Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, различают:

Государственный финансовый контроль (Счетная палата, Министерство финансов, Налоговая служба и т.д.);

Внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансовыми службами предприятий, учреждений, организаций;

Общественный финансовый контроль;

Аудиторский финансовый контроль.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств .

Распределительная и учетно-контрольная функции финансов осуществляются не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым - воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.

В целях регулирования экономики государством используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, государственные расходы, налоги, государственный кредит.

Регулирующая функция проявляется на всех уровнях и во всех сферах организации финансовых отношений, в иерархии ее построения.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Стабилизирующая функция заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий в ту или иную сторону.

Рычагами воздействия являются :

Цены и тарифы

Экспортные и импортные пошлины и тарифы

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и

расширенного производства. Способствует развитию производства через рост инвестиций.

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всœего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время исходя из конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, в случае если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на базе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. При этом конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределœения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целœевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределœению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всœем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населœения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объёма финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубинœе и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.

Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счёт чистой прибыли, ᴛ.ᴇ. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на базе платности и возвратности. Вместе с тем, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой крайне важно сть формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всœех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в т.ч. финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на базе конкурентного производства процессы распределœения и перераспределœения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики реализуются, прежде всœего, на базе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределœения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределœение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на базе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаᴦ.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределœения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная крайне важно сть в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта͵ знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателœей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал воспринимается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на базе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые бывают использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целœей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объём расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению бывают выделœены:

Расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);

Расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);

Расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста͵ целœевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой базе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определœенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинœено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.

Роль и значение финансов в экономике - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль и значение финансов в экономике" 2017, 2018.