Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Природные ресурсы регионального значения. Минеральные ресурсы стран Восточной Европы

Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Природные ресурсы регионального значения. Минеральные ресурсы стран Восточной Европы

Еще со школьных уроков географии я хорошо запомнил, что основная часть минеральных ресурсов залегает в центральной Европе. Кроме того, на уроке учитель специально заострил внимание на полезных ископаемых Скандинавского полуострова - его плотная разработка началась сравнительно недавно, в третьей четверти 20-го века. Однако месторождения Европы являются самыми долго разрабатываемыми и близятся к истощению.

Минеральные ресурсы в зарубежной Европе

Долгое время Европа являлась "центром мира" и, соответственно, находящиеся там месторождения природных ископаемых начали разрабатываться давно. Несмотря на появление более дешевых энергоносителей для отопления, вроде газа, Европа продолжает использовать «по старинке» те ресурсы, которыми богата, и которые еще можно добывать, например, бурый уголь. Лидерами по добыче являются следующие полезные ископаемые:

  • Бурый уголь.
  • Железная руда.
  • Калийные соли.

Лидерами по добычи минералов являются, в первую очередь, развитые страны Центральной Европы, восточноевропейские же страны либо не обладают достаточными возможностями, либо на их территории месторождения не очень богаты.


Для примера: тот же румынский «Ромпетрол» на ¾ несамостоятелен и добычу ведет с помощью иностранных партнеров. Таким образом, хоть и минеральные ресурсы европейских стран разнообразны, но они не многочисленны и расположены по ее территории неравномерно.

Минеральные ресурсы Европы в историческом аспекте

В основном, Европа всегда была богата металлическими рудами, ведь не зря даже великий русский ученый М.В. Ломоносов ездил в Швецию обучатся горно-рудному делу.


Переход к отопительной системе с древесного топлива на бурый уголь тоже придумали европейцы и пользуются этим методом до сих пор. Парадоксом для Европы всегда было то, что в ней быстро развивались технологии, а обеспеченность ресурсами не поспевала за такими темпами. Например, с начала века европейцы используют для отопления импортируемые энергоносители. Того же газа, добываемого шотландцами на шельфе моря, недостаточно даже для самой Великобритании.

Один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории (5,1 млн кв. км ) живет более 500 млн человек , или около 9% населения мира. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

Выгодное экономико - географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);

Хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. км., велик приток иммигрантов из других регионов мира);

Благоприятные природные условия (компактность территории, расчлененность береговой линии морями и заливами, преобладающий равнинный рельеф, морской, умеренно континентальный и субтропический климат);

Высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);

Развитие интеграционных процессов между странами региона (интеграционные процессы привели к формированию в рамках 27 государств - членов ЕС и ЕАСТ Европейского экономического пространства, в пределах которого установлены свобода движения товаров, услуг, капитала, людей, единая денежная система и ряд других благоприятных условий для функционирования экономики).

Зарубежную Европу образуют 40 суверенных государств.

В социально - экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой . Государства Западной Европы (всего 24 страны с населением около 370 млн человек) по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире (занимают среди стран мира места со 2-го по 44-е). Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ , Франция , Италия и Великобритания , по мировой классификации - крупные промышленно развитые страны (входят в "большую семерку" стран мира). Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы (всего 16 стран с населением более 130 млн человек) осуществляют переход от цетрализованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Среднедушевой ВВП в странах Восточной Европы в два-три раза меньше, чем в странах Западной Европы.

Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг.

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занята в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы). Размещение населения определяется в основном географией городов (уровень урбанизации в странах региона 70-90%).

Природно - ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности.

Природные ресурсы Зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики.

Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Северо-Чешский и Остравско-Кавринский в Чехии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия), свинцово -цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ), и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды , калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).

Велики запасы ценных строительных материалов : гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и Финляндия).

В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает зависимость промышленности от импорта минерального сырья.

Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность . Ведущая отрасль промышленности - машиностроение. Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты переработки нефти, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая . Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная - также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность , ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в своем регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства.

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои портебности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства . Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака , орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации .

Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной , Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры.

Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт . Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София -Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет 250 - 300 млн тонн в год.

Европа представляет собой регион, богатый самыми разнообразными природными ресурсами. Они распределены по ее территории неодинаково. Каждая страна обладает своими запасами, на чем частично и строится ее экономика.

Общие сведения

Несмотря на многообразие природных ресурсов Зарубежной Европы, они значительно истощаются. Это объясняется несколькими факторами:

  • данный регион является самым густонаселенным на планете, что приводит к массивному потреблению ресурсов;
  • Европа начала использовать их раньше других регионов;
  • территория Европы относительно небольшая и восполнение ресурсов происходит медленно.

Общая оценка обеспеченности Зарубежной Европы включает количество полезных ископаемых, лесные, водные и энергетические ресурсы. В каждом регионе преобладают свои ресурсы.

Полезные ископаемые

Характеристика минеральных ресурсов европейской территории неоднозначна. С одной стороны, они достаточно разнообразны, здесь представлены практически все виды полезных ископаемых. С другой, количество их незначительно и ежегодно уменьшается, не успевая восстанавливаться.

Ниже представлены минеральные природные ресурсы Зарубежной Европы в таблице.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Ресурс

Процент от мирового запаса

Остальные полезные ископаемые добываются в совсем небольшом объеме. Распределение полезных ископаемых по территории Европы неравномерно:

  • каменный уголь добывают в основном на территории Германии и Польши;
  • бурым углем богаты Германия и Болгария;
  • соли калия добываются в Германии и Франции;
  • урановая руда производится Францией и Испанией;
  • медью богаты Болгария, Польша, Финляндия;
  • нефть находится в основном в Великобритании, Норвегии и Дании;
  • запасы газа велики в Великобритании, Норвегии, Нидерландах.

Как видно, наиболее обеспеченными странами являются Германия и Великобритания.

Рис. 1. Каменноугольный бассейн в Германии

Вода

Водные ресурсы - одни из самых значимых в экономике любой страны. Вода используется во всех отраслях производства, в сельском хозяйстве, в жизни людей.

Водные ресурсы определяются общим количеством пресной воды, которая имеется на территории региона. Под пресной водой понимают реки и озера, водохранилища. Зарубежная Европа богата и реками, и озерами, но они имеют сравнительно небольшие размеры. Европейские реки располагаются на равнинах и в горах. Горные водоемы обеспечивают гидроэнергетические ресурсы региона.

Общий объем европейских озер составляет 857 куб. км. Больше всего озер располагается в северной части Европы - Финляндии, Норвегии. В горных районах тоже есть озера округлой формы, образовавшиеся в результате схода ледников.

В Европе располагается около 2,5 тысяч водохранилищ. Больше всего их в южной части региона.

Проблемы с обеспечением пресной водой имеются на средиземноморской территории. Жарким летом здесь часто наблюдается засуха.

Рис. 2. Речная сеть Европы

Лес

Лесные ресурсы Европы достаточно велики. Около 33% площади территории покрыто разнообразными лесами. На сегодняшний день отмечается прирост их количества. В основном в Европе распространены хвойные породы деревьев.

Лес - это наибольший природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. Деревообрабатывающая промышленность предоставляет 3,7 млн. трудовых мест и вносит 9% вклад в экономику региона.

Наибольшая площадь лесных насаждений приходится на Северную Европу - Финляндию и Норвегию. Меньше всего лесов располагается на островных государствах.

Рис. 3. Карта лесных ресурсов Европы

Земля

Земельные ресурсы - это основа для образования других, для деятельности человека. Земля имеет наибольшее значение в экономике. Сельское хозяйство - это основной вид промышленности для населения Зарубежной Европы. Под эти нужды отдано почти 50% территории. Наиболее благоприятная почва для земледелия представлена в южных регионах. Животноводством занимаются в горах. В северных странах агроклиматические условия не слишком благоприятны для сельского хозяйства.

Для постройки жилья и других зданий отдано только 5% европейской земли.

Почвенные ресурсы активно используются для постройки коммуникаций, сельского хозяйства. Это пагубным образом влияет на растительный и животный мир.

Рекреационные ресурсы

Природные условия Зарубежной Европы обуславливают то, что она является главным центром туризма в мире. Ежегодно сюда приезжает 2/3 всех туристов. В основном их привлекают достопримечательности различных европейских стран. Туризм представляет собой одну из главных отраслей экономики.

Главные рекреационные районы Европы - это горы и морские побережья. Наиболее благоприятные природные зоны находятся в Средиземноморье. В местных морях активно практикуются круизные путешествия. В горах люди занимаются лыжным спортом и альпинизмом.

В Зарубежной Европы наиболее посещаемыми странами являются Франция и Италия.

Что мы узнали?

Из-за активного использования природных ресурсов в Европе происходит постепенное их истощение. На сегодняшний день этот регион наиболее богат залежами полезных ископаемых и лесами. Еще одной значимой статьей экономики является туризм. Проблемой европейских стран является дефицит пресной воды.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 113.

Зарубежная Европа обладает довольно разнообразными ресурсами топливного, минерального и энергетического сырья.

Но необходимо учитывать, что практически все известные залежи полезных ископаемых на европейской территории давно известны и находятся на грани истощения. Поэтому этот регион больше остальных в мире нуждается в импорте ресурсов.

Особенности рельефа Европы

Рельеф зарубежной Европы довольно разнообразен. На востоке преобладают низменные равнины, которые широкой полосой тянутся от Балтийского моря до Черного. На юге доминируют возвышенности: Ошмянская, Минская, Волынская, Крымские горы.

Территория западной части Европы сильно рассечена. Здесь, по мере движения с севера на юг, горные массивы чередуются с полосами равнин и низменностей. На севере расположены Скандинавские горы. Далее к югу: Шотландское нагорье, возвышенные равнины (Норланд, Смоланд), низменности (Среднеевропейская, Великопольская, Северо-Германская и др.). Затем опять следует горная полоса: это Шумава, Вогезы и другие, которые попеременно чередуются с равнинами — Малопольской, Чешско-Моравской.

На юге — самые высокие европейские горные массивы — Пиренеи, Карпаты, Альпы, потом опять равнины. На самых южных оконечностях зарубежной Европы простирается еще один горный пояс, который составляют такие массивы, как Родопы, Апеннины, Андалузские горы, Динары, Пинд.

Это разнообразие и определило неравномерность залегания полезных ископаемых. В горах и на Скандинавском полуострове сосредоточены запасы железа, марганца, цинка, олова, меди, полиметаллических руд, бокситов. На низменностях открыты значительные залежи бурого и каменного угля, калийных солей. Побережье Европы, омываемое Атланитическим и Северным Ледовитым океаном — это район залегания месторождений нефти и газа. Особенно много топливных ресурсов залегает на севере. Разработки шельфа Северного Ледовитого океана до сих пор остаются в приоритете.

Виды полезных ископаемых

Несмотря на разнообразие полезных ископаемых в зарубежной Европе, запасы лишь некоторых из них можно оценивать как значимые доли в мировом запасе. В цифрах это можно выразить следующим образом:

. каменный и бурый уголь — 20% мирового запаса;

. цинк — 18%;

. свинец — 14%%

. медь — 7%;

. нефть, природный газ, железные руды, бокситы — 5-6%.

Все остальные ресурсы представлены в незначительных объемах.

По добыче каменного угля лидирует Германия (Рурский, Саарский, Ахенский, Крефельдский бассейны). За ней следуют Польша (Верхнесилезийский бассейн) и Великобритания (Уэльский и Нюкаслский бассейны).

Самые богатые залежи бурого угля также расположены на территории Германии (Галле-Лейципгский и Нижнелаузицкий бассейны). Есть богатые залежи в Болгарии, Чехии, Венгрии.

Ежегодно, например, в Германии добывают 106 млрд. тонн угля, в Великобритании — 45 млрд. тонн.

Калийные соли в промышленных масштабах добывают в Германии и во Франции.

Урановые руды — во Франции (месторождения: Лимузен, Форез, Морван, шардон) и Испании (Монастерио, Ла-Вирхен, Эсперанса).

Железные руды — во Франции (Лотарингский бассейн) и Швеции (Кируна).

Медь — в Болгарии (Медет, Асарал, Елаците), Польше (Гродзецкое, Злоторыйское, Предсудетское месторождения) и Финляндии (Вуонос, Оутокумпу, Луйконлахти).

Нефть — в Великобритании и Норвегии (акватория Северного моря), Дании и Нидерландах. В настоящее время открыты 21 нефтегазоносных бассейнов, общей площадью более 2,8 млн. кв.км. Отдельных нефтяных месторождений — 752, газовых — 854.

Газ — в Великобритании, Норвегии, Нидерландах. Самое крупное месторождение — Грониген. Здесь ежегодно добывают более 3,0 трлн. кубометров.

Бокситы — во Франции (Средиземноморская провинция, Ла-Рукет), Греции (Парнас-Киона, Аморгос), Хорватии (Рудополье, Никшич), Венгрии (Халимба, Орослань, Гант).

Природные ресурсы зарубежной Европы

Особенности ресурсообеспечения Европы можно объяснить тремя факторами:

1. Это относительно небольшая территория, следовательно, объемы природных ресурсов невелики.

2. Европа — один из самых густонаселенных регионов в мире, поэтому ресурсы используются весьма активно.

3. Европейцы первыми в мире пошли по пути промышленного развития, что привело не только к значительному истощению всех видов ресурсов, но и к ухудшению экологии.

Земельные и лесные ресуры . Сухопутная территория зарубежной Европы невелика — около 173 млн. га, из них 30% отведено под пахотные земли, 18% - под пастбища, 33% занято лесами. Самый высокий коэффициент земельного использования в Нидерландах, Румынии, Польше и Дании — 80%, во Франции, Германии — 50, а вот в Италии и Португалии — 14-16%.

На 1 европейца приходится приблизительно 0,3 га леса, в то время, как средний показатель в мире — 1,2 га. Длительное использование привело к тому, что природных лесов практически не осталось, те, что имеются — это насаженные лесные массивы. Ежегодно в Европе добывают около 400 млн. кубометров леса, в основном на Скандинавском полуострове. На остальной территории преобладают заповедные лесные массивы, которые вырубке не подлежат, а значит, ресурсами не являются.

Водные ресурсы . Природные воды — дефицитный ресурс в Европе. Большую часть воды используют промышленные предприятия и сельское хозяйство. Долговременное бесконтрольное использование водных ресурсов привело к их истощению. К настоящему времени сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка — большинство европейских рек и озер сильно загрязнены. Во всех странах зарубежной Европы наблюдается острый дефицит пресной воды.

До Второй мировой войны топливно-энергетическое хозяйство зарубежной Европы ориентировалось в основном на собственные энергоресурсы. При этом в топливно-энергетических балансах большинства стран преобладал уголь, значительные запасы которого имелись в Германии, Великобритании, во Франции, в Бельгии, Польше, Чехословакии, некоторых других странах. Но в послевоенный период в топливно-энергетическом хозяйстве зарубежной Европы произошли кардинальные структурные и географические изменения, связанные со сдвигами в структуре потребления топлива. Соответственно сложились и совершенно иные пропорции между собственными и внешними источниками топлива и энергии.

В качестве одной из тенденций можно отметить неуклонное уменьшение самообеспеченности энергоресурсами стран региона. Так, к концу 1990-х гг. в большинстве стран Западной Европы она сократилась до 1 / 4 - 1 / 3 , в лучшем случае до 1 / 2 (табл. 12) и только в Великобритании и Норвегии оставалась очень большой.

Такое снижение самообеспеченности явилось прямым следствием уменьшения в энергопотреблении доли угля и увеличения доли нефти и природного газа, ресурсы которых в зарубежной Европе не столь велики. Отсюда и рост зависимости от импорта энергоресурсов.

Таблица 12

СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ, В КОТОРЫХ В НАЧАЛЕ XXI в. ЧИСТЫЙ ИМПОРТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ (В % ОТ ВСЕГО КОММЕРЧЕСКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ) ПРЕВЫШАЛ 50%

Сокращение доли угля в энергопотреблении началось в зарубежной – в особенности в Западной Европе уже в первый послевоенный период, а в 1990-х гг. его доля стабилизировалась на уровне примерно 1 / 5 . Соответственно в Великобритании уровень угледобычи за это время снизился в четыре, а в ФРГ – в три раза. К 2008 г. в Бельгии, во Франции, в Великобритании уже были закрыты все угольные шахты, а Германия закроет их к 2018 г. Впрочем, в известной мере такое сильное сокращение добычи компенсируется импортом более дешевого заморского угля – из ЮАР, Австралии, Колумбии, США. В 2000 г. уже 2 / 3 общего спроса на уголь в Западной Европе удовлетворялось за счет импорта (165 млн т), а к 2020 г., согласно прогнозам, доля импорта увеличится до 4 /5.

Длительный период дешевой нефти привел к тому, что в зарубежной Европе именно она заняла первую строчку в структуре потребления энергоресурсов, причем доля ее достигла 1 / 2 . После энергетического кризиса середины 1970-х гг. многие полагали, что к концу XX в. она уменьшится до 1 / 4 , однако этого не случилось – она и теперь превышает 40 %.

Соответственно сохранилась и большая зависимость региона от импорта нефти. Если принимать в расчет только Западную Европу, то в 2005 г. в ней было потреблено 670млнт нефти, из которых импорт достиг 610 млн т. Зависимость Центрально-Восточной Европы от импорта нефти еще более велика. Зарубежная Европа снабжается нефтью из трех главных районов: 1) нефтегазоносного бассейна Северного моря; 2) развивающихся стран; 3) России (рис. 21).



Снабжение стран зарубежной Европы нефтью с промыслов С е в е р н о г о м о р я в первую очередь характеризует ту самую самообеспеченность этим видом топлива, о которой говорилось выше. Но поставки из Норвегии и Великобритании удовлетворяют лишь небольшую ее часть.

Нефть из развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки поступает в зарубежную Европу разными морскими путями, которые можно подразделить на средиземноморские и атлантические. По Средиземному морю поступает нефть из стран Юго-Западной Азии, транспортируемая по Суэцкому каналу, и из средиземноморских стран Северной Африки, прежде всего из Алжира и Ливии. Для ее переработки в портах Марселе, Генуе, Таррагоне, Триесте, Аугусте были построены крупные НПЗ, причем самый мощный нефтеперерабатывающий комплекс на этом фланге (60 млн т в год) возник на Сицилии, выгодно расположенной на основных нефтяных трассах Средиземноморья. По просторам собственно Атлантического океана в зарубежную Европу поступает нефть из Юго-Западной Азии, Нигерии, Венесуэлы, некоторых других стран. Это привело к концентрации НПЗ в портах Роттердаме (80 млн т в год), Антверпене, Лондоне, Ливерпуле, Гавре, Гамбурге и др.

Но концентрация нефтепереработки в морских портах была характерна только для начального этапа, охватывавшего 50-60-е гг. XX в. Затем – с целью приблизить ее к районам потребления – началось сооружение нефтепроводов от портов в глубь территории региона. На средиземноморском фланге таких нефтепроводов три: крупнейший из них начинается у Марселя и идет на север по долине Роны, два других берут начало в Генуе и Триесте и проходят через Альпы. На собственно атлантическом фланге два нефтепровода протягиваются к Рейну от Роттердама и Вильгельмсхафена. Благодаря этим трубопроводным системам крупными центрами переработки нефти стали Ингольштадт, Карлсруэ, Кёльн в Германии, районы итальянской Ломбардии и испанской Месеты.

Что же касается третьего важнейшего источника нефтеснабжения зарубежной Европы – России, то в этом смысле ее с полным основанием можно назвать преемницей Советского Союза, который в течение четырех десятилетий снабжал нефтью и нефтепродуктами социалистические страны Восточной Европы, а также экспортировал их в Западную Европу. Именно с этой целью был построен крупнейший магистральный нефтепровод «Дружба», создан морской «нефтяной мост» Новороссийск – Бургас, налажен экспорт нефти через порты Балтийского моря, в первую очередь через литовский Вентспилс.

Вся эта нефтеэкспортная инфраструктура продолжает действовать и теперь. По «Дружбе» ежегодно 60 млн т нефти экспортируются в Польшу, Германию, Словакию, Чехию, Венгрию. Через Новороссийск (а также Одессу и Херсон) нефть морским путем вывозится в Италию, Испанию, во Францию. Продолжает работать «нефтяной мост» Новороссийск – Бургас.

В перспективе нефтеэкспортные возможности России должны еще больше возрасти, что связано в первую очередь с осуществлением двух больших проектов, первый из которых можно назвать северным, а второй – южным.

Северный проект заключается в строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС). Она должна обеспечить экспортный выход нефти из осваиваемого Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, а также из Западной Сибири и Урало-Поволжья. С этой целью сооружены новые участки и расширены существующие нефтепроводы, связывающие северные районы Архангельской области с Ярославлем и далее с Киришами под Санкт-Петербургом. Отсюда нефтепровод прошел до нового морского терминала в Приморске (на северном берегу Финского залива), который был торжественно введен в строй в конце 2001 г. Этот нефтепровод «перехватит» значительную часть нефти, которая экспортировалась в зарубежную Европу через Вентспилс, что позволит избежать уплаты весьма высоких тарифов. В 2008 г. через нефтепорт в Приморске прошло уже 60 млн т российской нефти, а на южном берегу Финского залива был введен в эксплуатацию еще один глубоководный нефтепорт Усть-Луга, положивший начало формированию БТС-2.

Рис. 21. Снабжение зарубежной Европы нефтью

Южный проект связан со значительным расширением экспорта нефти (не только российской, но также казахстанской и азербайджанской) через черноморский порт Новороссийск. В соответствии с этим проектом также сооружены новые магистральные нефтепроводы, реконструированы действующие, а под Новороссийском, в Южной Озерейке, введен в строй большой нефтяной терминал. Первый танкер с казахстанской нефтью для Западной Европы вышел отсюда в октябре 2001 г.

Есть, однако, одно обстоятельство, затрудняющее развитие этого проекта. Оно заключается в том, что турецкие власти стремятся ограничить поток нефтегрузов через проливы Босфор и Дарданеллы, пропускная способность которых имеет определенные пределы. В связи с этим уже начато осуществление двух новых проектов, рассчитанных на транспортировку в Европу российской нефти в обход этих проливов. В обоих проектах исходными пунктами экспортных грузопотоков остаются Новороссийск и Туапсе, а конечными – болгарский порт Бургас и румынский порт Констанца. Из Бургаса уже прокладывается нефтепровод до греческого порта Александруполис на Эгейском море, откуда нефть морским путем будет доставляться в страны Западной Европы. А Констанца станет начальным пунктом Трансбалканского нефтепровода, который пройдет через пять стран до итальянского порта Трисет. В 2012 г. по нему будет перекачиваться 90 млн т нефти.

Крупнейшим в зарубежной Европе потребителем импортной нефти была и остается Германия. В этой стране потребляется 130–140 млн т нефтепродуктов в год, а поступают они в основном с германских же НПЗ, имеющих мощность по прямой перегонке в 110 млн т. Однако география импорта нефти в последние десятилетия изменилась весьма сильно. До энергетического кризиса середины 1970-х гг. главными ее поставщиками в ФРГ были Ливия и Саудовская Аравия, а в конце 1990-х гг. ими стали Россия (25 млн т), Норвегия (22 млн) и Великобритания (17 млн т). Кроме того, Германия ввозит нефть также (в порядке убывания) из Ливии, Сирии, Казахстана, Саудовской Аравии, Алжира, Анголы, Дании, Нигерии, Конго, Венесуэлы, Азербайджана, Нидерландов и Туниса. Такая диверсификация (раздробление) импорта нефти связана в первую очередь с политикой энергетической безопасности стран ЕС. В этих странах действует положение, согласно которому члены ЕС не могут зависеть от поставок энергоресурсов из одного источника более чем на 30 %.

Несмотря на то что в топливоснабжении зарубежной Европы первое место остается за нефтью, особенно большое внимание в последнее время привлекают вопросы, связанные с обеспечением потребностей этого региона в природном газе. Этот повышенный интерес объясняется многими общими причинами – устойчивой конкурентоспособностью газа на мировом рынке энергоресурсов, его экологическими преимуществами, удобством транспортирования, освоением новых прогрессивных технологий и др. Потребление природного газа в зарубежной Европе давно уже имеет тенденцию к непрерывному росту и к 2007 г. достигло почти 550 млрд м 3 . Это означает, что газовый рынок зарубежной Европы по объему годового потребления (17 % мирового) уступает только рынкам Северной Америки (26 %) и стран СНГ (22 %). Соответственно и доля природного газа в энергопотреблении зарубежной Европы увеличилась с 2 % в 1960-х гг., 8 % в 1970 г. и 14 % в 1980 г. до примерно 25 % в 2006 г. При этом главными импортерами были и остаются Германия (90 млрд м 3 в год), Италия (70 млрд) и Франция (45 млрд м 3). Согласно прогнозу газового баланса зарубежной Европы, к 2015 г. спрос на природный газ в этом регионе может возрасти до 640 млрд м 3 (в том числе в Западной Европе – до 500 млрд и в Центрально-Восточной – до 140 млрд м 3).

Зарубежная Европа снабжается природным газом из четырех главных районов: 1) Нидерландов, 2) нефтегазоносного бассейна Северного моря, 3) стран Северной Африки, 4) России. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в конце 1990-х гг. на европейском газовом рынке соотношение этих четырех регионов было следующим: голландским газом удовлетворялось 25 % потребностей, норвежским – 17, североафриканским – 17 и российским – 41 %. Следовательно, самообеспеченность зарубежной Европы природным газом (первые два показателя) можно оценить в 42 %, а степень ее импортной зависимости – в 58 %. Со временем, однако, эта зависимость будет, по всей вероятности, возрастать, что открывает новые возможности и перед Россией, и перед Северной Африкой.

Кратко охарактеризуем каждый из четырех источников газоснабжения стран зарубежной Европы.

Нидерланды начали экспортировать природный газ в 1960-х гг. – после освоения гигантского месторождения Слохтерен в провинции Гронинген. Со временем для транспортирования этого газа были построены газопроводы Слохтерен – Брюссель, Слохтерен – Гамбург и так называемый Трансъевропейский, проложенный через территории ФРГ, Швейцарии до района Милана в Северной Италии (длина его 810 км). Эта система газоснабжения продолжает работать и в наши дни, но возможности увеличения поставок голландского газа специалисты считают уже довольно ограниченными. В 2005 г. Нидерланды экспортировали 50 млрд м 3 природного газа.

Рис. 22. Экспорт сжиженного природного газа из Северной Африки в Западную Европу (по Л. В. Деточенко)

Из стран, добывающих природный газ в акватории Северного моря, как уже было отмечено, главная роль принадлежит Норвегии. Она экспортирует около 70 млрд м 3 газа в Германию, Великобританию, Бельгию, Австрию, Испанию, Чехию и ведет соответствующие переговоры с Данией, Швецией, Польшей, Словакией и Венгрией. Все время увеличивая свои экспортные поставки, Норвегия была и продолжает оставаться главным конкурентом российского «Газпрома» на газовом рынке зарубежной Европы. После сооружения газопровода «Интерконнектор» в континентальную Европу стал поступать и британский газ.

Среди стран Северной Африки специализацию на экспорте природного газа в зарубежную Европу имеют Алжир и Ливия, обладающие очень большими запасами этого вида топлива при довольно низком уровне собственного потребления. Однако доля Ливии в этом экспорте сравнительно невелика. Что же касается Алжира, то он экспортирует около 60 млрд м 3 газа, причем в перспективе эти объемы вполне могут возрасти. Природный газ из Алжира экспортируется в Европу и в сжиженном виде, и по газопроводам.

Алжир еще в 1960-е гг. стал первой страной в мире, начавшей экспортировать сжиженный природный газ (СПГ), и в 70-80-х гг. XX в. здесь была создана соответствующая довольно мощная инфраструктура: были обустроены крупные газовые месторождения, построены заводы по сжижению газа, газоэкспортные терминалы. В середине 1990-х гг. СПГ из Алжира по долгосрочным контрактам и разовым сделкам получали Франция, Бельгия, Испания, Италия, Великобритания, Германия, где были оборудованы терминалы по приему СПГ (рис. 22). Позднее алжирский СПГ стал поступать и в Турцию. Кроме того, для транспортирования алжирского газа в Италию в 1982 г. был построен Транссредиземноморский газопровод длиной 2,5 тыс. км, на протяжении 600 км проходящий по морскому дну. В середине 1990-х гг., после сооружения новых ниток этого газопровода, его пропускная способность была значительно увеличена. Тогда же был введен в эксплуатацию еще один магистральный газопровод – «Магриб – Европа» длиной 1400 км. Он соединил газовые месторождения Алжира с Испанией (Кордова) через Гибралтарский пролив. Труба была проложена на глубине 400 м по дну этого пролива, откуда пришлось убрать остовы многочисленных судов, затонувших здесь во время Второй мировой войны. Встретившиеся на пути подводные впадины засыпали камнем, специально доставленным из Норвегии.

К сказанному можно добавить, что начинают возрастать поставки газа в Европу из Ливии, начались поставки из Египта. Из стран Тропической Африки в поставки СПГ включилась Нигерия. А на очереди еще страны Юго-Западной Азии, прежде всего Иран и Катар, которые уже начали транспортировать сжиженный газ в Европу и намечают увеличение его поставок.

Четвертым крупным поставщиком природного газа в зарубежную Европу была и остается Россия, значительно превосходящая по объему поставок и Норвегию, и Нидерланды, и Алжир. Уже в 2000 г. российские поставки, осуществляемые «Газпромом», достигли 130 млрд м 3 (в том числе в Западную Европу – около 90 млрд и в Центрально-Восточную – более 40 млрд м 3). Крупнейшими импортерами российского природного газа стали: Германия (40 млрд м 3), Италия (17 млрд), Франция (11 млрд), Чехия (8 млрд), Польша, Венгрия и Словакия (по 7млрдм 3). Кроме того, этот газ получают Финляндия, Австрия, Швейцария, Румыния, Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Греция, Турция. В 2007 г. Россия обеспечивала уже 50 % всего газового импорта зарубежной Европы. Добавим, что российский газ получают также Украина (65–70 млрд м 3) и Белоруссия (18–20 млрд м 3). Для снабжения природным газом сначала Восточной, а затем и Западной Европы еще в советское время были сооружены крупнейшие магистральные газопроводы «Союз» и «Братство», западные отрезки которых проходят через территорию Украины. Один газопровод был проложен через Выборг в Финляндию (рис. 23).

Согласно уже заключенным и предполагаемым контрактам, общий объем экспорта российского природного газа в зарубежную Европу к 2010 г. возрастет, как минимум, до 200 млрд м 3 , что требует сооружения новых газопроводных магистралей. Важнейшая из них– газопроводная «Голубой поток», «Северный поток» и «Южный поток».

Рис. 23. Основные газопроводы из России и стран СНГ в Европу (по Р. И. Вяхиреву и А. А. Макарову)

Рис. 24. Газопровод «Голубой поток»

Газопровод «Голубой поток» был сооружен в 2000–2002 гг. для поставки российского природного газа в Турцию. Этот газ добывают на севере Западной Сибири (месторождение Заполярное), откуда он по системе действующих газопроводов поступает на территорию Ставропольского края. А собственно «Голубой поток», имеющий протяженность 1213 км, состоит из трех последовательных участков (рис. 25). Первый из них – сухопутный участок Изобильный – Джубга, второй – морской, проходящий по дну Черного моря и имеющий длину 393 км, третий, тоже сухопутный, соединяет турецкий порт Самсун с Анкарой. Специалисты полагают, что после ввода в эксплуатацию морской участок этого газопровода стал самым глубоководным в мире, поскольку на его трассе встречаются глубины до 2000 м. Прокладку морской части «Голубого потока» осуществляла итальянская фирма ENI, уже имевшая опыт подобных работ в Средиземном и Северном морях, в Мексиканском заливе. «Голубой поток» рассчитан на прокачку 16 млрд м 3 газа в год. Он уже используется в Турции для газификации жилого фонда, перевода на газовое топливо отдельных ТЭС.

Уже начато сооружение Северое вропейского газопровода (СЕГ), который получил наименование «Северный поток» (Nordstrim), он также напрямую, без стран-посредников, соединит Россию с Германией (рис. 25). Этот газопровод, как и «Голубой поток», будет состоять из двух сухопутных и одного морского участка. В России он пройдет от г. Грязовец в Вологодской области до г. Выборг в Ленинградской области. Данная трасса длиной 917 км соединит СЕГ с единой системой газоснабжения России. Морская часть газопровода длиной 1200 км пройдет по дну Балтийского моря от Выборга до немецкого города Грайфсвальд (максимальная глубина моря в зоне прокладки трубы составляет 210 м). Третий участок снова пройдет по суше, но уже по территории Германии.

Первую нитку «Северного потока» пропускной способностью 27,5 млрд м 3 газа в год намечено ввести в эксплуатацию в 2010 г. После ввода второй нитки мощность СЕГ удвоится. После этого Германия в добавление к нынешним 40 млрд м 3 российского газа будет получать еще 50–55 млрд м 3 . Предполагается также, что в дальнейшем «Северный поток» будет снабжать газом Великобританию, Данию, Нидерланды, Францию.

Рис. 25. Строящиеся газопроводы «Северный поток» и «Южный поток»

Перспективы «подпитки» этого газопровода связаны в первую очередь с уже начавшимся освоением одного из крупнейших в мире (3,2 трлн м 3) Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 г. в Баренцевом море в 550 км к северу от Мурманска. По расчетам здесь будут добывать 60 млрд м 3 в год, с перспективой дальнейшего роста добычи. Часть получаемого здесь газа будет использоваться для нужд России, а часть будет направлена на экспорт. Это значит, что придется проложить газопровод Мурманск – Выборг.

В 2008 г. было заключено соглашение о сооружении еще одного газопровода, соединяющего Россию и Европу через акваторию Черного моря. После пересечения этой акватории труба сначала выйдет на поверхность в Болгарии, а далее разделится на две ветви. Южная ветвь обеспечит газом Болгарию, Грецию и южную часть Италии, а северная – Сербию, Венгрию, Австрию и северную часть Италии (рис. 25). Сооружение «Южного потока» предполагается закончить в 2013 г.

В общеевропейской системе энергоснабжения все большую роль начинает играть экспорт и импорт электроэнергии. Достаточно сказать, что только в странах Европейского союза уже к середине 1990-х гг. он достиг 300 млрд кВтч, или 14 % от общего производства электроэнергии странами Союза. При этом в качестве крупнейших экспортеров электроэнергии выступают Франция (73 млрд кВт ч), Швейцария (36 млрд) и Германия (34 млрд), а в качестве главных ее импортеров – Германия (34 млрд), Швейцария (30 млрд) и Великобритания (16 млрд кВт ч).

Для обмена электроэнергией в зарубежной Европе созданы две крупные объединенные энергосистемы. Первая из них – «Союз по координации производства и передачи электроэнергии» (иСРТЕ) – объединяет электростанции 15 стран Западной и Южной Европы суммарной мощностью более 400 млн кВт. Вторая – Nordel – объединяет электростанции пяти стран Северной Европы суммарной мощностью в 60 млн кВт. Страны Восточной Европы и СССР до начала 1990-х гг. имели свою Объединенную энергосистему «Мир» суммарной мощностью в 230 млн кВт с Центральным диспетчерским управлением в Праге. Для передачи электроэнергии из СССР в страны Восточной Европы было сооружено несколько ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения. Однако после распада социалистической системы и Советского Союза энергосистема «Мир» перестала существовать, а Польша, Венгрия, Чехия, Словакия создали свое энергообъединение «Централ» (60 млн кВт). Отдельно стала работать и Единая энергосистема (ЕЭС) России с суммарной мощностью электростанций 220 млн кВт.

В 1990-х гг., после падения «железного занавеса», интеграционные тенденции в электроэнергетике Европы заметно возросли, причем проследить их можно по трем направлениям. Во-первых, это стремление к созданию единой энергосистемы всей зарубежной Европы (за пределами стран СНГ). Во-вторых, это уже неоднократно предпринимавшиеся попытки формирования объединенной энергетической системы стран СНГ под условным названием «Евразия». О степени реализации этой идеи может свидетельствовать тот факт, что к началу 2002 г. РАО «ЕЭС России» удалось восстановить параллельную работу энергосистемы со всеми остальными странами СНГ и со странами Балтии. И в-третьих, это увеличение обмена электроэнергией между Восточной и Западной Европой. В системе этого «электроэнергетического моста» России отводится роль крупнейшего потенциального экспортера электроэнергии. Во всяком случае, по данным РАО «ЕЭС России», страна уже сейчас имеет возможность экспортировать как минимум 40–50 млрд кВтч электроэнергии в год (а как максимум 100–150 млрд).

Осуществление всех этих проектов открыло бы возможность создания «Общеевропейского энергетического дома», вполне созвучного идеям принятой в 1991 г. Европейской Энергетической хартии. Однако принятый недавно Еврокомитетом «третий энергетический наказ» предусматривает ограничение иностранных инвестиций в европейскую энергетику, а также разделение производства энергии и транспортной инфраструктуры. Обе эти меры затрагивают интересы российского концерна «Газпром».