Развивающиеся страны. Население мира

Развивающиеся страны. Население мира

И в развивающихся странах выросла продолжительность жизни, но остается ниже, чем в странах с развитой экономикой: в Африке – 53 года, в Азии – 61 год, в Латинской Америке – 67 лет.

В развивающихся странных, где сосредоточено около 77% мирового населения, снижение смертности к началу 1990-х гг. было главным образом вызвано достижениями в области здравоохранения, а не социальными и экономическими переменами.

Рождаемость остается высокой, особенно в сельской местности. Например, смертность в Кении в период с 1965 по 1969 гг. снизилась вдвое, а в начале 1980-х гг. рост населения в среднем составлял 3,8% в год. Соответственно, население Кении удвоилось менее чем за 20 лет.

Воспроизводство населения проходит в своем развитии ряд этапов, тесно связанных со всем социально-экономическим развитием, причем все определения, свойственные воспроизводству населения вообще, всегда выступают в исторически определенной форме. Каждый крупный этап социально-экономического развития имеет свои социальные механизмы детерминации демографических процессов, включающие социально-экономические отношения на макроуровне, семейные отношения, демографические нормы и ценности, индивидуальное поведение. Демографическое поведение является одним из видов общественного поведения человека, связанным с другими его видами - экономическим, социальным, семейным, экологическим.

Обобщение этих сохраняющих длительную устойчивость взаимодействий и черт приводит к понятию типов воспроизводства населения и рассмотрению демографической истории человечества как последовательной смены таких типов. Количественную меру процесса воспроизводства населения дают показатели режима воспроизводства населения, в которых объединяются показатели режимов рождаемости и смертности и их единства в виде демографической структуры, темпов роста населения и соответствующих обобщающих коэффициентов (брутто- и нетто-коэффициенты, средняя продолжительность жизни и др.). Таким образом, тип воспроизводства населения отражает единство количественных характеристик демографических процессов и механизмов их социального регулирования.

В настоящее время мы имеем представление о трех типах воспроизводства населения. Наименее нам известен архетип, существовавший до неолита (некоторые исследователи вообще сомневаются в его существовании). Два других типа - традиционный и современный - изучены лучше. Накопленный историко-демографический материал позволяет предположить, что типы воспроизводства населения соответствуют укрупненному членению исторического процесса социального (включая экономическое), цивилизационного развития с выделением трех его главных этапов: собирательских, аграрных и индустриальных обществ.

Архетип воспроизводства населения господствовал у племен, находившихся на стадии присваивающей экономики. Люди далеко не сразу изменили окружающий их мир, долгое время они имели в своем распоряжении те средства, которые давала им природа. Но уже в этот период благодаря коллективному труду с применением примитивных орудий люди научились брать у природы гораздо больше, чем любое животное, могли выйти из под контроля природных факторов, обусловливающих их воспроизводство. Палеоэкономические расчеты, археологические и этнографические материалы показывают, что присваивающая экономика позволяет существовать только при очень низкой плотности населения - от нескольких человек до нескольких десятков на 100 кв. км. Чтобы плотность длительное время не выходила за эти пределы, не должны существенно меняться ни численный состав общины, ни общее количество общин, обитающих на данной территории.


Рожда́емость - демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.

Рождаемость. Для характеристики интенсивности рождаемости чаще всего используют общий коэффициент рождаемости - число родившихся за год на 1000 жителей (% - промилле). В начале XX в. средний уровень рождаемости в мире составлял 40 - 45%, в 1950 - 1955 гг.- 37,3%, а ныне - 22,6%. В развивающихся странах (Азии, Африки и Латинской Америки) очень высокий уровень рождаемости (25,4%), а в странах Европы, Северной Америки, Австралии - низкий (11,4%).

В экономически развитых странах пониженный уровень рождаемости объясняется более поздним завершением образования людей и формированием семьи. В этих государствах в семьях более жестко контролируется рождаемость; в структуре населения велика доля лиц преклонных возрастов, людей, не состоящих в браке. В развивающихся странах все сильнее проявляются тенденции к понижению рождаемости, но в целом ее традиционно высокий уровень пока сохраняется. Семьи в этих странах формируются гораздо раньше, и число детей часто вообще не контролируется.

Приближенную оценку уровня смертности населения дает общий коэффициент смертности - число умерших за год на 1000 жителей. Смертность населения в мире до XVIII в. была очень высока - 40 - 50%, затем началось ее постепенное снижение. В 50-е годы XX в. - 19,6%, а в конце столетия - 8,9%. Глобальный процесс понижения смертности ведет к сближению показателей в разных типах стран. Более того, во многих экономически развитых странах смертность уже значительно выше, чем в развивающихся. Например, в Великобритании в последние годы он стабилизировался в пределах 10 - 11%, что почти в 2 раза выше, чем в Мексике и Венесуэле. Одна из главных причин таких контрастов - специфика возрастного состава населения, в первую очередь разная доля контингентов пожилых людей. В Великобритании люди в возрасте 65 лет и старше составляют 15 - 16% населения, а, например, в Мексике - только 3,0%.

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - в основе своей процессы биологические. Но тем не менее решающие воздействие на них оказывает социально-экономические условия жизни в обществе и семье. Уровень смертности обусловлен, в первую очередь, уровнем благосостояния людей и степенью развития общественных служб здравоохранения. Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, условий жизни людей. Но эта зависимость не является прямой. Например, в то время как женщины активнее участвуют в производстве и общественной жизни, увеличиваются сроки обучения детей и возрастают затраты на их воспитание, снижается рождаемость. Это является одной из основных причин того, что нередко в относительно более обеспеченных семьях детей не больше, а иногда даже меньше, чем в менее обеспеченных. Однако рост доходов может служить и стимулом к повышению рождаемости. Следует учитывать, также, что показатель рождаемости определяется национальными и религиозными традициями, брачным возрастом, прочностью семейных устоев, характером расселения, климатическими особенностями (в условиях жаркого климата половое созревание людей наступает быстрее). Сильное отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны

Особенности возрастного состава населения отдельных стран связаны с типами воспроизводства населения, характерными для них. В странах с первым типом воспроизводства , где рождаемость и смертность сравнительно невысоки, доля детей (О-14 лет) во всем населении составляет в среднем 25%, средних возрастов (15-64 года) - 60%, а людей старше 65 лет - 15% .

Для стран со вторым типом воспроизводства , в которых рождаемость выше, эти показатели составляют соответственно 42%, 56% и 2%.

Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. В мире ежегодно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек, но в большинстве стран мира мужчин меньше, чем женщин. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни женщин обычно на 5-8 лет выше, чем у мужчин.

Однако в крупнейших по населению странах мира - Китае и Индии, а также некоторых других странах Азии численность мужчин выше, чем женщин, и именно за счет этих стран мужчин в мире примерно на 25 млн больше, чем женщин.

Возрастной и половой состав населения мира и отдельных стран графически изображают при помощи половозрастных пирамид - столбиковых диаграмм, показывающих число мужчин и женщин различных возрастов в составе населения. Зная географические различия полового и возрастного состава населения мира, можно определить, к какому типу воспроизводства относится страна, для которой составлена пирамида, сделать предположение о том, в каком регионе мира она расположена.


Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.. Российский учёный О. Д. Воробьёва в своих работах пишет, что миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Различные типы миграции включают:

  • внешнюю и внутреннюю
  • сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;
  • миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);
  • миграцию из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах (рурализация);
  • кочевничество и паломничество
  • временную и долгосрочную
  • маятниковую
  • приграничную или транзитную

Классификация по формам:

  • общественно организованное
  • неорганизованное

Классификация по причинам:

  • экономическая
  • социальная
  • культурная
  • политическая
  • военная

Классификация по стадиям:

  • принятие решений
  • территориальное перемещение
  • адаптация

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы - временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город - отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определённом регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов - из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика.

Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.

4188936984:7000000000=0,598*100%=60% (доля этих стран в общей численности населения Земли)

Задание 2. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Тад¬жикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

Страны I типа: Австрия(1), Италия(1), Эстония(2)

Страны II типа: Индия(2), Филиппины(2), Иордания(2), Мозамбик(2), Судан(2), Уганда(2), Таджикистан(2).

Укажите, какие из них относятся к экономически развитым и какие — к развивающимся странам.

1 - экономически развитые страны;

2 - развивающиеся страны.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений следует считать правильным:

1) естественный прирост населения в мире составляет 13%;

2) естественный прирост населения в зарубежной Европе составляет 10%;

3) естественный прирост населения в Африке составляет 35%.

Задание 4. Дайте определение понятия «демографическая политика»:

Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении.

Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно.

Франция, Япония, Россия, Китай.

Задание 5. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества. Чем выше благосостояние и культура, чем больше женщины вовлечены в производственную и общественную деятельность, тем ниже рождаемость. Пример: экономически развитые страны. В развивающихся странах очень высокий уровень рождаемости.

Задание 6. В приведенном ниже перечне определите страны с наибольшей и наименьшей долей детей во всем населении.

Страны с наибольшей долей детей во всем населении : Ирак, Йемен, Уганда, Сомали.

Страны с наименьшей долей детей во всем населении : ФРГ, Италия, Швеция, Болгария, Япония.

Объясните причину различий.

Главная причина - причина социально-экономического характера. Чем ниже уровень жизни, тем выше смертность, значит, значительную долю населения будут составлять дети и подростки.

Задание 7. Подберите примеры стран к возрастно-половым пирамидам на рисунке 5.

I тип воспроизводства : Россия, Испания, Эстония, Япония;

II тип воспроизводства : Индия, Судан, Филиппины, Нигерия.

Задание 8. Укажите два из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире:

английский; хинди и урду.

Объясните почему.

По числу стран - английский, французский. По численности населения - английский, хинди и урду. Английский - международный язык общения, на хинди разговаривают в Индии (2 место по численности населения).

Задание 9. На разных языках индоевропейской семьи говорят:
1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) рус¬ские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.
Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:

Славянская - русские
Балтийская - латыши
Романская - румыны, французы
Германская - немцы, шведы, англичане
Иранская - персы
Индоарийская - бенгальцы, хиндустанцы.

Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.

Албанская (албанский язык), греческая (греческий язык), армянская (армянский язык), кельтская (бретонский язык).

Задание 10. Определите, по какому признаку проведена следующая группировка народов:

I группа: итальянцы, испанцы, французы, ирландцы, поляки, хорваты, бразильцы, аргентинцы, перуанцы, филиппинцы - католики

II группа: албанцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, пакистанцы, иракцы, иранцы, египтяне, алжирцы, индонезийцы - мусульмане

III группа: китайцы, японцы, монголы, тибетцы, вьетнамцы, лаосцы, камбоджийцы, малайцы, буряты, калмыки - буддисты.

по регилиозному.

Задание 11. Закончите фразу: «Ислам исповедуют большинство жителей

Ирана, Афганистана, Палестины, Индонезии, Марокко».

Задание 12. Выберите правильный показатель средней плотности населения в мире:

а) 10 человек на 1км.кв;

б) 45 человек на 1 км.кв;

в) 80 человек на 1 км.кв.

Проверьте себя с помощью расчета.

Число жителей: приблизительно 7000000000, S Земли=132774000 кв км; Плотность=7000000000:132774000=52,72 ч/кв км = 52 ч/кв км.

Задание 13. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Задание 14. Дополните следующие фразы:

1. Яркими примерами стран, привлекающих трудовую миграцию, могут служить США, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ .

2. «Утечкой умов» называется переманивание иностранных учёных, инженеров и других специалистов высокой квалификации .

Задание 15. Укажите страну, которая за свою историю приняла наибольшее количество иммигрантов:

Задание 16. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей. Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации (порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки).

Объясните различия.

Чем выше экономический уровень региона и его численность, тем ниже уровень урбанизации, потому что в современном обществе начинается обратный процесс - люди стремятся жить поближе к природе. В развивающихся регионах наоборот - городское население быстро увеличивается, т.к. уровень жизни здесь на порядок выше.

Задание 17. Среди перечисленных ниже государств подчеркните те, в которых уровень урбанизации превышает 90%:

1) Австралия;
2) Аргентина;
4) Великобритания;
6) Кувейт.

Определите, какие страны являются «рекордсменами» по этому показателю, и нанесите их на контурную карту (рис. 6).

Бельгия - 97%, Кувейт - 96%, Великобритания - 90%.

Задание 18. На контурную карту (рис. 6) нанесены крупнейшие города (агломерации) мира с населением свыше 10 млн человек. Надпишите на картосхеме их названия. Сравните экономически развитые и развивающиеся страны по числу таких городов, распределив последние следующим образом:

1 Города экономически развитых стран: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Осака, Париж, Лондон

2. Города развивающихся стран: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Каир, Карачи, Москва, Дели, Мумбаи, Дакка, Манила, Джакарта, Пекин, Шанхай, Мехико, Калькутта, Сеул.

Задание 19. Объясните, что изучает геоурбанистика:

1) Основные исторические этапы развития городов.

2) Главные особенности современного процесса урбанизации.

3) Географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон.

4) Сети и системы городов.

5) Основы проектирования городов и градостроительства.

Население во всём мире растёт и будет продолжать расти в ближайшее время. Численность населения стран мира на 2017 год составляет 7.6 миллиардов человек.

Ждёт ли нашу планету перенаселение?


Вот любопытные цифры роста мирового населения по годам, столько лет понадобилось для увеличения населения на один миллиард человек:
  • 3 миллиарда человек в мире - 1960;
  • 4 миллиарда человек в мире - 1974 (14 лет);
  • 5 миллиардов человек в мире - 1987 (13 лет);
  • 6 миллиардов человек в мире - 1999 (12 лет);
  • 7 миллиардов человек в мире - 2011 (12 лет).
Однако, как вы видите, скорость роста населения замедляется.


http://www.worldometers.info/world-population/


Каждый год в мире прибавляется примерно 82 миллиона новых людей, средний показатель фертильности 2.51 (падает). Плотность населения растёт. Процент людей живущих в городах тоже растёт с каждым годом, сейчас это 54.9%.

Вот карта плотности населения по миру:


Любопытное наблюдение - более плотно заселены прибрежные зоны


Одна из основных тем блога Econ Dude это экономика, а население является крайне важным показателем для макроэкономики, но про это я как-то не писал. Исправляюсь.

Вот короткое (1 минута) видео: "Мир в цифрах, население мира" где вы можете быстро посмотреть основные цифры на данный момент:


Какие вопросы я хочу покрыть в данной статье?
  • Почему в развитых странах мало детей?;
  • В каких странах население растёт быстрее всего, а в каких медленнее?;
  • Плюсы и минусы роста населения для экономики?;
  • Население и рост населения в России и Украине;
  • Сколько человек может вместить земля?;
  • Золотой миллиард;
  • Вывод;

Вот как-то так, очень общие вещи. Глубоко погружаться в вопрос не буду, почти по каждому из этих моментов есть тонна исследований и серьезной литературы, в этой статье мы просто кратко посмотрим на текущую ситуацию, я сделаю какие-то свои субъективные выводы, ну и просто посмотрим что происходит в мире, разберём вопрос.

Почему в развитых странах мало детей?

Очевидно, что населения в мире распределяется очень неравномерно по многим причинам. Государственные границы, сложности эмиграции, разная медицина, культурные традиции - это лишь малые причины разного роста населения в странах.

Однако, ситуация, которая существует сейчас, сохраняется уже порядка 50 лет и очень мало предпосылок к её изменению. Ситуация такая.


В развитых странах население сокращается, в развивающихся растёт. Исключений крайне мало. Как только страна становится развитой, рост населения в ней почти всегда падает до уровня менее 2-х детей на семью (фертильность).

Так-как семья включает в себя двух людей (отец и мать), то 2 ребёнка на семью гарантируют тот-же уровень населения как и был, уровень воспроизводства.

Один ребёнок - населения страны убывает. Более 2-х детей - население растёт.


Для России ситуация крайне простая если вы хотите понять эту логику.

Вспомните всех ваших друзей и посчитайте, у кого есть родные братья или сёстры? Это вам даст отличный срез демографии. Большая часть детей не имеют братьев и сестёр (один ребёнок в семье). Москва и Питер, а так-же другие города миллионники особенно часто именно такие, там на семью всего один ребёнок, иногда два, крайне редко три.

В более мелких городах чаще бывает 2-3 ребёнка на семью, в деревнях бывает и 4-5, но редко. Население больших городов, во многом, пополняется за счёт тех, кто приезжает из более мелких, это естественный цикл не только в России, но и во всё мире.

Во всех развитых странах ситуация аналогичная.


Причина иметь мало детей банальна, чем более развито общество, тем дороже обходится содержание и образование каждого ребёнка.

Средний класс (жители больших городов) могут себе позволить содержать одного ребёнка и дать ему неплохое образование, два ребёнка потянуть уже куда труднее, придётся идти на компромисс, к примеру отправлять одного в более дешёвый колледж.


Да и банально на еду нужно больше, на всё нужно больше денег. Только богатые, коих редко когда 5-10% от общего числа жителей, могут позволить себе 3-5 детей, при том что все получат хорошее обеспечение и образование. Средний класс это 1-2 ребёнка.

Бедные люди могут иметь 3-5 и больше детей так-как у них ниже стандарты жизни, они не стремятся дать детям дорогое образование, им нужны рабочие руки и более простые специальности. В этом случае можно содержать больше детей что и происходит в развивающихся странах и неразвитых регионах.

Рост населения в разных странах мира

На данный момент вот пять стран с самым быстрым и самым медленным (убылью) приростом населения. Список вам может показаться странным, но он такой:
  • Оман +5.2%
  • Науру +4.5%
  • Экваториальная Гвинея +3.8%
  • Нигер +3.8%
  • Бахрейн +3.8%
  • Пуэрто Рико -1.8%
  • Сирия -1.6%
  • Литва -1.1%
  • Андора -0.9%
  • Латвия -0.9%

Источник: data.worldbank.org


Тут всё не очень просто с этими цифрами, нужны пояснения. Показывают чистый прирост (или убыль) населения в стране, это учитывает и миграционные процессы. К примеру Пуэрто Рико это свободно ассоциированное государство под США, это означает, что народ от туда крайне активно валит в США, где условия жизни куда лучше.


До 2015-го года число рождений там превышало число смертей, следовательно население страны росло (тренд изменился только в 2016-ом), однако, люди продолжали валить от туда и общее население страны падало.

Похожая ситуация с тем-же Оманом, только наоборот. 46% населения в стране это эмигранты, а общее население довольно небольшое (около 4.5 миллиона).

Следовательно если с 2014-го до 2016-го в страну приехало порядка 300,000 эмигрантов, то и население в процентах крайне сильно возросло, но рост на 1% в Китае это плюс 13 миллионов человек, а рост на 10% в Омане это плюс всего 450,000 человек.

Важен не всегда процент, а абсолютная цифра, особенно когда мы сравниваем малые и большие страны. Кстати, абсолютно такая-же ситуация с ВВП.

Рост ВВП страны из топ 10 экономики мира на 1% это огромные цифры, а рост мелкой страны на 10% это, в абсолютных цифрах, могут быть малые величины.

Или к примеру Сирия, понятно почему там огромная убыль населения, там война. А в Литве или Латвии уже давно демографическая проблема, началась она примерно с вступления этих стран в ЕС. Как только границы открыли, молодые граждане сразу поехали в Германию, Британию и Францию на заработки, так-как там больше зарплаты.

Сейчас в стране реально уже нет рабочих рук так-как все кто могли, уехали.


И в такой ситуации бесполезно увеличивать рождаемость, все уедут.

Ситуацию спасёт только создание хороших рабочих мест в самой стране. Вот так экономика (да и политика - вступление в ЕС) влияет на население.

Как и с любыми данными, не всегда понятно чему и где верить. Например в Сирии -1.6% согласно мировому банку, но cia.gov даёт цифру +7.9% в 2017-ом году. Какой-то дикий разброс если честно, может быть прогнозируют возвращение?

Рост населения США 0.8% в год, Великобритания 0.5%, Франция 0.4%, Италия 0.2%, Испания 0.8%, Германия -0.2%, это 2017-й год по прогнозу книги фактов ЦРУ.

Китай 0.4%, а Индия 1.2%. Китай в этом смысле уже встал в тренд к развитым странам и в плане демографии там начинаются проблемы. Население стареет, а это значит что рабочих рук меньше, а пенсий нужно платить больше. Для экономики это не хорошо.

Можете почитать мою большую статью про экономику Китая:

Вообще есть такая штука - демографический переход. Я примерно это и описал, но без деталей. В неразвитых и традиционных обществах (в Африке к примеру, а ранее - везде) высокая рождаемость, но и высокая смертность. Далее успехи в медицине побеждают смертность, а рождаемость сохраняется. После этого падает рождаемость при низкой смертности, и потом поколения просто сменятся, общее население "встаёт".


Демографический переход уже давно совершили все развитые страны, а сейчас его проходит Китай, скоро, вероятно, пройдёт Индия. Проходят его и многие страны Африки. Поэтому общий рост населения земли хоть и есть, но он замедляется.

Таблица численности населения стран мира может быть найдена в Вики или в других источниках, но почти все они основываются либо на данных мирового банка, либо на данных ЦРУ. Иногда на данных последней переписи населения, это лучший источник.


Самые крупные страны , 10 (даже 15) стран мира по численности населения


Первая страна по численности населения в мире это, понятное дело, Китай. Дальше Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия и Япония.

Очень скоро Индия перегонит Китай по населению.

Плюсы и минусы роста населения для экономики

Многие годы, если не сотни лет, бытовала точка зрения, что больше населения это лучше для страны и для экономики. Мол больше рабочих рук, больше солдат для армии и далее по списку. И до 2000-ых годов (примерно) это было так.

Именно огромное (и, что важно, нищее) населения Китая позволило ему совершить такой экономический рывок и стать лидирующей мировой экономикой. Китай стал мировой фабрикой и поставщиков почти всех товаров.

Сейчас ситуация меняется даже в Китае, в развитых странах всё давно изменилось.


Более того, ситуация сейчас меняется даже в какую-то страшноватую сторону. Уже многим очевидно, что для экономики и страны важно не количество населения, а производительность труда, технологии, качество населения и многое другое.

Одним количеством брать уже не получается. Даже наоборот, страны, где мало населения, процветают, а страны где населения полно так и живут в бедности. И даже когда страны с огромным населением (типа Индии и Китая) в целом развиваются огромными темпами, средний Индус или средний Китаец стал жить не намного лучше.

Да, по средним доходам на душу населения сейчас и Китай растёт, в среднем люди богатеют, но миллионы продолжают жить за чертой за чертой бедности.

При этом к примеру Исландия, где живёт чуть больше 300 тысяч человек, занимает 18-е место в мире по ВВП на душу населения. Таких примеров куча.

Когда страна интегрирована в одну из западных систем (либо ЕС, либо просто в общемировую развитую систему торговли), то малое население идёт стране только на руку, с точки зрения богатства каждого конкретного жителя. Это работает очень просто.

Малую страну (особенно остров), которая имеет сильных союзников, никто не будет завоёвывать, она никому не нужна.

Таким мелким странам армия не нужна. А следовательно все расходы на армию можно направить на дороги, образование, медицину и науку.

Писал про это в статье про Финляндию:

Да на пенсии в конце концов, пенсии тоже накачивают страну деньгами и увеличивают спрос. Можно налоги например понизить и еще много чего хорошего сделать.

Как только страна становится привлекательной для жизни, туда начинают ехать эмигранты. Если страна выстраивает грамотную политику (принимая богатых и образованных, а не наоборот), то всё у неё будет хорошо. Далее нужно только создать условия для привлечения туристов и инвестиций, после этого страна живёт отлично.

Исландии вообще нет смысла гонятся за ростом населения, если общее число граждан сохраняется - и то хорошо.

Как только население в стране начинает расти, случаются проблемы, особенно большие проблемы случаются если это не рост в следствии рождаемости, а рост за счёт эмигрантов. Про это есть огромное количество материалов.

Бедные и необразованные эмигранты с другой культурой это обуза для экономики, тут могут со мной спорить и есть какие-то работы серьезных экономистов, которые это опровергают, но слишком много явных минусов такого роста населения за счёт приезжих.

Переварить большой поток беженцев может только очень богатая страна, что к примеру сделала Германия, но она и остальные страны заставляла их принимать, а другие страны ЕС это всё потянуть не всегда могут.


Вы принимаете человека которого надо обучить, куда-то заселить (бесплатно, а жильё и местные не всегда могут купить), ему нужна медицина, нужен язык, нужна интеграция, это огромные расходы. И в итоге он не приносит активы в экономику страны, а забирает их. Может быть их дети будут уже в плюс для экономики, или плюс будет через 2-3 поколения, но первые беженцы будут в минус по моему мнению.

Вот недавно я лично видел как в одном магазине заменили 5 кассиров (из 10) на автоматические машины. Ты подходишь, сам пробиваешь всё что ты купил, уходишь. Могут проверить чтобы не воровали, но люди и не воруют.

Заменили 5 кассиров роботами. Могут и 9 из 10 заменить уже сейчас, я уверен. Не меняют только потому, что профсоюзы будут бузить. Почему поменяли людей на роботов? А кое кто задумал повышать минимальную оплату труда. Владельцы бизнеса ответили очень просто - уволили людей и заменили роботами.

Теперь скажите, кассир, это хорошая специальность? Нет. Кто угодно может работать кассиром (если уж робот работает). И вопрос, что лучше для развитой страны и экономики, привлечь в страну 25,000 людей без денег и образования, которые пусть в теории работают условными кассирами, либо поставить 25,000 роботов, которые выгоднее?

Роботы, конечно, лучше во всех смыслах. Зачем создавать низкооплачиваемые рабочие места, когда этого можно не делать? Поэтому в развитой стране повышение производительности труда, например за счёт автоматизации, куда лучше, чем общий рост населения.

Про производительность труда у меня есть старое видео на канале в ютуб:

Видео довольно длинное (25 минут), делал почти лекцию.



В США минимальная зарплата порядка $8 в час, кассир или уборщик получает в месяц $1200, это минимум. Вы думайте сколько стоит робот, который его заменит? Да уж меньше чем $1200, он за месяц окупится, настолько это выгодно...
  • Читайте так-же:
Вот поэтому в сегодняшнем мире, я считаю, что количество населения в стране уже давно не важно, этим мерится бессмысленно, куда лучше измерять ВВП на душу населения.

Есть даже теория, что Китай уже очень давно может заменить миллионы работников роботами, ресурсы и технологии для этого у них есть.


Но они этого делают так-как будет дикая безработица и бунты, правительство сохраняет рабочие места для бедных классов так-как пока еще бедные Китайцы выгоднее роботов. Если сохранится рост благосостояния Китайцев, то скоро и Китай пройдёт ту границу, когда роботы станут выгоднее, и вот тогда мир может ждать кризис.
  • Кстати, сейчас .
Выше я писал, что многие страны уже совершили демографический переход и с большой вероятностью общий рост населения земли лет через 50-100 будет равен нулю, а далее пойдёт обратный процесс - депопуляция. Если технический прогресс всё это время будет присутствовать, то в итоге люди станут богаче, счастливее, у них будет больше свободного времени на учёбу и творчество, хотя как будет мы не точно знаем...

Население и рост населения в России и Украине

Как обстоят дела с демографией в России и Украине?

C 2008-го года в России прирост населения порядка 0.2% в год, это средний Европейский уровень. Фертильность 1.78 рождений на женщину. Из этого понятно, что население растёт за счёт эмигрантов, как и во всех развитых странах.

Чистая миграция в России (2012) была порядка 1 миллиона человек в год, но проблема в том, какие это мигранты с точки зрения уровня образования и благосостояния.

Кстати, Россия одна и стран лидеров в мире по количеству мигрантов, больше только в США и Канаде.

При этом в России некоторые субъекты федерации имеют прирост населения даже без миграции, а некоторые убыль, и тут всё соответствует (примерно) уровню развитости субъекта и коррелирует со средней зарплатой, хотя и не всегда.

В менее развитых регионах - прирост, в более развитых - убыль.


Короче, в России население довольно стабильно, Россия уже давно не вымирает, а то некоторые до сих пор думают, что Россия вымирает. Население России растёт в итоге за счёт мигрантов, как и в почти любой Европейской стране, как и в США.

Правда есть другая проблема - старение населения. Но она есть почти везде.

Происходит примерно тот-же процесс какой я описал в самом начале статьи, когда люди из деревень едут в большие города, просто тут мы добавляем, что люди из деревень (мелких городов) всех стран едут в большие города других стран, вот и всё.

Люди едут туда где лучше жизнь. В Москве жизнь лучше, чем в Оренбурге. В Москве жизнь лучше, чем в Ташкенте. В Питере жизнь лучше, чем например в Тбилиси. А в Нью-Йорке жизнь лучше, чем в Москве. Вот и едут туда где лучше.


Обычно происходит один переход на уровень выше за жизнь. К примеру ваш папа переехал их Тбилиси в Питер, вы переехали из Питера в Лондон. Ваше место в Питере займёт другой, таким образом там население примерно стоит на одном уровне. Но порог перехода для внешней эмиграции в другие более развитые страны довольно высокий, другими словами проще из города миллионника переехать в Питер или Москву, чем в другую страну. Поэтому население и концентрируется в больших городах и столицах.

Всё это работает пока в самых бедных уголках планеты высокая рождаемость и пока границы относительно открыты. Однако сейчас даже самые бедные страны немного богатеют, во многом за счёт удешевления доступа к технологиям.

Иногда ситуация парадоксальна, в некоторых странах Африки у людей до сих пор нет еды, но есть интернет и мобильные телефоны. Читайте:

В России после 90-ых было всё крайне паршиво с демографией, смертность была очень высокая, рождаемость никакая.

Потом ситуация (с 2008-го примерно) выправилась. Тут тонна причин, политическая стабильность, материнский капитал, меньше детской смертности и т.д. Так-же были (и сейчас остаются, но меньше) проблемы с наркотиками, смертностью на дорогах, смертность от табакока и многое другое, но в целом ситуация вышла на уровень Европы.

Любопытный вопрос, говорят что рождаемость зависит от стабильности в стране и экономической ситуации, но это не всегда так.

Куча стран есть где веками всё очень паршиво (та-же нищая Индия), но там всегда была высокая рождаемость. Рождаемость это еще и культурный момент.

В Украине с населением ситуация не такая как в России. С 1993-го года идёт убыль населения страны, в 2016-ом году она составила 0.3%. Вангую что если они полностью интегрируются с ЕС, то будет как в Латвии и Литве, -1% и выше в год. Вообще все уедут.

Тут разница с Россией в том, что в Украину не едут на заработки люди из более бедных стран, так-как все соседи Украины богаче неё.

Украина это демографический донор. Как кстати и Россия, Русские тоже уезжают в Европу и США, но куда меньше чем Украинцы в процентном отношении.

Плюс, у Украины есть прекрасный сосед который не только богаче (объективно), но где нулевые культурные различия. Где тот-же язык и признаются все дипломы, а так-же опыт работы. Такой ситуации в ЕС и США для них нет. Я говорю про Россию.


Отцы основатели грустно смотрят на текущую мировую демографию


Стоит ли Украине что-то со всем этим делать, пытаясь выйти на прирост населения? Тут зависит с какой точки зрения смотреть. С точки зрения обычных людей - зачем? Меньше народу - больше кислороду, да и вообще дело не в количестве.

Спросите почти любого человека, он вам скажет, что ему не нравиться когда рядом сотни людей, везде толпы, всё метро забито людьми и нет места для уединения. Люди в Японии, Китае и Корее так живут уже давно и привыкли. Но как только у них появляется возможность, они почему-то моментально валят в развитые страны с очень низкой плотностью населения, типа Австралии и Новой Зеландии.

А вот с точки зрения государства убыль населения и его старение может быть вредным. Больше пенсионеров, больше расходов, меньше рабочих рук. Результат - дефицит бюджета, займы, дефолт, кризис и еще больше людей уезжают.

Страна теряет государственность.

Сколько человек может вместить земля?

Довольно тупой, но интересный вопрос. Edward O. Wilson в книге "The Future of Life" (Knopf, 2002), "The constraints of the biosphere are fixed." заявил, что земля может выдержать население 9-10 миллиардов человек, к чему мы и идём.

Больше не выдержит, по его мнению, так-как не хватит ресурсов. Какие ресурсы он имеет в виду я не знаю, но вероятно вода, нефть и т.д.

А вообще тут другая проблема, земля и миллиард людей не выдержит, если эти люди будут вырубать леса, засорять океаны и взрывать ядерные бомбы повсюду, плюя на экологию планеты, так что я думаю тут вопрос экологии.


Для земли критически важно не вырубать полностью леса и не засорять водоёмы


Средняя плотность населения в мире сейчас 52 человек на квадратный километр.

При этом в Южной Корее плотность ровно в 10 раз больше, чем в среднем в мире, и ничего, отлично живут. Одна из самых развитых стран в мире.

Следовательно, в теории, с чего земля не выдержит в 10 раз больше людей (70 миллиардов?). Это еще не учитывая, что люди не живут в пустынях, океанах, на севере и много где, где в теории, с развитыми технологиями, можно жить. Куда проще чем на Марсе.

А ресурсы... Ну нефть и газ заменяются атомной энергией, солнцем и прочими возобновляемыми источниками энергии.

А что еще людям надо-то? Вода и еда. Тут вопрос даже не доступности, а в том, с какой скоростью изгаживать планету и как потреблять.

К примеру США потребляют 1500+ кубических метров (*?) воды, а Дания 117 на человека . То есть в развитой Дании как-то могут потреблять в 10 раз меньше воды, чем в США, и нормально живут. Так что тут как считать. Можно строить Лас-Вегас в пустыне, который жрёт тонну воды непонятно на что, а можно экономить воду.

Сейчас некоторые страны потребляют в десятки раз больше ресурсов чем другие, если бы 7 миллиардов потребляло ресурсы как США, уже бы давно земля пропала.

А если потреблять умеренно, то земля может выдержать куда больше людей, хотя учитывая тренды в росте населения, этого, скорее всего, не понадобиться.

Вообще это заблуждение, что земле конец, так-как люди расплодятся, идёт от Томаса Мальтуса и его теории, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической.

Уже сейчас видно, что он был не прав так-как в развитых странах отказываются плодиться, но в своё время ужасов он нагнал немало.

Золотой миллиард

Примерно вот эта теория золотого миллиарда и выросла из идей Мальтуса (мальтузианства). Когда-то считали, что земля может выдержать только один миллиард человек, в том смысле, что этот миллиард будет жить в хороших условиях (миллиард это население развитых стран). Считалось в той теории заговора что потребление в развитых странах золотого миллиарда в разы выше, чем в остальных, и что остальные страны это лишь доноры ресурсов.


Вообще-то потребление в некоторых странах, в тех-же США, действительно зашкаливает. Я уже про воду вам ваше давал пример, однако, Дания в их теории тоже входит в золотой миллиард, но она вот не потребляет как США. Так что я думаю тут нет никакого заговора. Просто это теория была какой-то нестройной концепцией и производным от идей Мальтуса, но его идеи уж поинтереснее будут...

Так-же эту теорию разбивает то, что богатые есть не только в этих странах (ЕС и США), а в развивающихся странах тоже, как и в куче развитых стран существуют бедные.

Вывод

Вывод блог сайт из этой мутной писанины сделает такой. Мировое население всё еще растёт, но скоро оно расти перестанет, будет другая проблема - старение. И она решится только за счёт технологий, науки и повышения производительности труда.

Сам по себе рост населения в стране это не плохо, но и если нет роста - в этом тоже ничего плохого нет. Да и вообще абсолютная цифра количества граждан значения большого сейчас не имеет, важно не количество людей, а их качество.


Главным образом их умения, навыки, , медицинское обеспечение, образование и т.д. Мир ждёт много проблем, в частности всё сложнее будет найти хорошую работу, да и вообще какую-то работу, но не просто так придумывают безусловный доход, в итоге правительство совсем вас не оставит без еды и денег, но надеется на него не стоит, а нужно пытаться найти такое дело, которое роботы не смогут в ближайшие лет 50 заменить.

Если вы умеете делать что-то такое - то вам не страшные толпы эмигрантов, а так-же вы можете зарабатывать деньги в любой стране.

ВОЗРАСТНОЙ И ПОЛОВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ

Разные типы воспроизводства населения влияют на его возрастной и половой состав, от которого в свою очередь зависит обеспеченность страны трудовыми ресурсами.

Трудовые ресурсы - все население, способное к труду. Включают в себя занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, учащихся, занятых и безработных.

ЭАН (экономически активное население) - часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере, а также активно ищущие работу (безработные). Другими словами, это все занятые и безработные.

Таблица 14. Возрастной состав и структура населения мира

Регион Доля групп населения разных возрастов в общей численности населения, %
дети (0-14 лет) взрослые (15-59 лет) пожилые (60 лет и старше)
Страны СНГ 25 61 14
Зарубежная Европа 22 61 17
Зарубежная Азия 36 57 7
Африка 45 50 5
Сев. Америка 23 62 15
Латинская Америка 39 55 6
Австралия и Океания 29 59 12
Мир в целом 34 58 8

В развитых странах доля детей во всем населении составляет в среднем 23%, пожилых людей 15%, а в развивающихся соответственно 43% и 6%.

Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко применяется особый вид диаграммы: возрастно-половая пирамида.

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения - трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения.

В среднем в мире к экономически активному можно отнести примерно 45% всего населения или около 2,7 млрд. человек. В России, странах зарубежной Европы, Северной Америки этот показатель (50-60% и более) выше среднемирового при высокой, а иногда и очень высокой занятости женщин. В странах Азии, Африки и Латинской Америки он обычно ниже среднемирового (40- 45%). Это объясняется их большей экономической отсталостью, очень высокой долей детских возрастов, хотя миллионы детей и подростков работают, значительно меньшим вовлечением женщин в общественное производство.

Возрастно-половая пирамида стран первого и второго типа воспроизводства.
(для увеличения изображения нажмите на рисунок)

ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Мужское и женское начала в природе равнозначны. Хотя в среднем на каждые 100 девочек рождается примерно 104-107 мальчиков, к 15 годам соотношение обоих полов выравнивается. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения в различных странах происходит неодинаково.

Примерно в половине стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке. Это объясняется прежде всего тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше, чем у мужчин (см. таблицу 7. "Средняя ожидаемая продолжительность жизни на конец 90-х годов ХХ века"). Во многих странах этих регионов превышение числа женщин связано с потерями мужского населения во время второй мировой войны. С вхождением в жизнь новых поколений разрыв в численности мужчин и женщин обычно выравнивается, но из этого правила есть и исключения.

В 1997 г. в России женщин было на 9 млн. больше, чем мужчин. По прогнозам, к 2010 г. этот разрыв возрастет до 10-11 млн., что связано, прежде всего, с повышенной смертностью среди мужского населения.

В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова.

А вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Во многом это объясняется существовавшим долгое время приниженным положением женщины в семье и в обществе (ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты, голода и болезней). В последнее время на половой состав населения ряда стран Азии стали оказывать большое влияние внешние миграции населения.

В нефтедобывающих странах Персидского залива в результате большого притока мужской рабочей силы доля мужчин во всем населении составляет 55-65%. Такого превышения больше нигде в мире нет.

И все же на итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многонаселенных странах мира - Китае и Индии. Именно поэтому в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.

РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние (телесные) признаки.

Состав и структура человеческих рас, (%).

Р А С Ы
ЕВРОПЕОИДНАЯ
42,9%
МОНГОЛОИДНАЯ (АЗИАТСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ВЕТВИ)
19,1%
НЕГРОИДНАЯ
7%
АВСТРАЛОИДНАЯ
0,3%
СМЕШАННЫЕ, КОНТАКТНЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РАСОВЫЕ ГРУППЫ
около 30%

Этносы (народы) - сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием и противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам.

Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация. Для географии населения наибольшее значение имеют классификации народов, во-первых, по численности и, во-вторых, по языку.

Классификация народов по численности свидетельствует прежде всего об исключительно больших различиях между ними: от китайцев, которых уже более 1,3 млрд., до племени веддов в Шри-Ланке или ботокудов в Бразилии, которые насчитывают менее 1 тыс. человек. Основную часть населения Земли составляют большие и в особенности самые большие народы, тогда как на долю многих сотен небольших народов приходится всего несколько процентов населения земного шара. Но свой вклад в мировую культуру вносили и вносят и большие, и малые народы.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства.

Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая распространенная из них - индоевропейская семья.

На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 2,5 млрд. человек, принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения.

Свыше 1 млрд. человек говорит на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 250 млн. - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства ; больше всего их в Европе, в Латинской Америке, в Австралии и Океании, на Ближнем Востоке. Существуют также двунациональные государства - Бельгия, Канада. Наряду с этими есть немало стран, которые представляют собой многонациональные государства ; в некоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Во многих случаях они имеют федеративное или конфедеративное административно-территориальное устройство.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.

  1. однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т.к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар);
  2. с резким преобладанием одной нации , но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);
  3. двунациональные (Бельгия, Канада);
  4. с более сложным национальным составом , но относительно однородным в этническом отношении (в основном в Азии: Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос; а также в Центральной, Восточной и Южной Африке; есть они и в Латинской Америке);
  5. многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений. В первую очередь это относится к развивающимся странам, где происходит прогрессивный процесс объединения родственных племен в народности, а народностей в нации.

С середины 70-х гг. национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах, что связано прежде всего с фактическим экономическим и социальным неравенством живущих в них наций и народностей. В первую очередь это относится к Великобритании, Франции, Канаде, Бельгии, Испании, ЮАР.

В Канаде две основные нации - англо-канадцы и франко-канадцы; государственными языками являются английский и французский. Франко-канадцы компактно живут в провинции Квебек, которая образует "Французскую Канаду" в отличие от всех остальных провинций, составляющих "Английскую Канаду". Но англо-канадцы стоят выше в социальной иерархии, занимают ключевые позиции в экономике, и это приводит к постоянному обострению межнациональных отношений. Часть франко-канадцев выдвигает даже требование суверенного Квебека, т. е. создания самостоятельного франко-канадского государства.

С конца 80-х гг. сильно осложнились межнациональные отношения в России и в ряде других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в странах Восточной Европы, особенно в республиках бывшей Югославии.

Таблица 15. Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки, на начало 90-х годов

Расовая дискриминация - ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности. Крайняя степень расовой дискриминации, возведенная в ранг государственной политики - апартеид (ЮАР до середины 80-ых годов ХХ века).

РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

В зависимости от своего распространения и роли все религии подразделяются на мировые и национальные .

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Наиболее распространенная из миро­вых религий - христианство (оно включает три ветви - католиче­скую, протестантскую и православ­ную), которое исповедуют примерно 2,4 млрд. человек, преимущественно в Европе, Америке и Австралии. Вто­рое место по числу верующих (1,3 млрд.) занимает ислам (мусуль­манство), который объявлен государ­ственной религией во многих странах мира, расположенных главным обра­зом в Азии и Африке. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 стран мира. В России ислам исповедует почти 20 млн. человек. Третье мес­то среди мировых религий по числу приверженцев принадлежит буддиз­му (500 млн.), распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Вос­точной Азии.

В последнее время очень большое влияние на все мировое развитие стал оказывать исламский фактор. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 странах.

География мировых религий.

ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ БУДДИЗМ И ЛАМАИЗМ
Католицизм

Америка
Европа
Филиппины

Протестантизм

страны Европы, С. Америки
Австралия
Н. Зеландия
Африка (ЮАР и бывшие колонии Великобритании

Православие

Вост. Европа (Россия, Болгария, Сербия, Украина и др.)

страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии (преимущественно суннитского и лишь в Иране, отчасти Ираке и Йемене - шиитского толка), Северной Африки. Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува).

Наиболее крупные по числу жителей исламские государства - Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия (от 100 до 200 млн. верующих), Иран, Турция, Египет (от 50 до 70). В России ислам исповедуют почти 20 млн. человек; это вторая по значению и массовости после христианства религия в стране.

Само арабское слово "ислам" буквально означает "покорность". Однако именно с этой религией связаны многие острые политические и религиозные конфликты. За ним стоит исламский экстремизм , который стремится заменить гражданское общество исламским, устроенным по законам шариата. С другой стороны, умеренный ислам вполне может уживаться с гражданским обществом.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

  1. Индуизм - 750 млн чел. (Индия, Непал, Шри-Ланка)
  2. Конфуцианство - 200 млн чел. (Китай)
  3. Синтоизм (Япония)
  4. Местные традиционные религии (Африка, Ю. Америка, Океания, Китай, Индонезия).

Широкое распространение получил также иудаизм - одна из древнейших религий, многие положения которой были восприняты христианством.

Приспосабливаясь к изменяющимся условиям, религия продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье. В частности, она очень сильно влияет на воспроизводство населения.

В протестантских странах возраст вступления в брак, как правило, наиболее поздний, а оформление развода не представляет большой сложности. В некоторых католических странах (Испания, страны Латинской Америки) закон разрешает мужчинам вступать в брак с 14 лет, а женщинам с 12 лет. Получить развод католику теперь тоже значительно проще, чем лет 20-30 назад, когда он был фактически запрещен. Очень низок возраст вступления в брак в мусульманских странах, где религия поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство и большей частью отрицательно относится к демографической политике. Индуизм также поощряет ранние и обязательные браки и многодетность, хотя в отличие от мусульманства запрещает разводы и вторичные браки. Раньше в Индии половина девочек-подростков до 14 лет была замужем. Но и теперь половина женщин вступает в брак до 18 лет. А конфуцианская мораль в Китае явно способствует осуществлению демографической политики.

Религиозные противоречия часто переплетаются с расовыми и национальными, приводя к возникновению долговременных "горячих точек". Уже много лет сохраняется политическая напряженность в Северной Ирландии (Ольстере), где не утихает религиозная рознь между католиками, составляющими коренную, но более обездоленную часть населения, и протестантами (потомками переселенцев из Англии и Шотландии), которые занимают ключевые позиции в экономической и политической жизни этой части Великобритании.
Тестов: 1

  • Страны мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9

  • Население Африки - Африка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

    Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

    Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.






















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

    Цели урока

    • Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
    • Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
    • Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

    Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

    Вид урока: комбинированный.

    Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.

    Учебные вопросы:

    1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
    2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
    3. Факторы региональных различий.
    4. Типы половозрастных пирамид.

    Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.

    ХОД УРОКА

    Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.

    Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин

    На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

    1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
    2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
    3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
    4. Прироста, значение, естественного, отрицательное.
    5. Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
    6. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
    7. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
    8. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
    9. Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
    10. Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).

    Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.

    Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.

    Слушают преподавателя. Слайд 7

    Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

    При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

    Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

    Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

    Слайд 9. Выполняют практическую работу. Знакомятся со статистическим и графическим методом обработки географической информации (Приложение 1) . По статистическим данным (Приложение 2) строят круговые диаграммы, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.

    • 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
    • 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.

    Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

    Отвечают на вопросы:

    • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
    • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
    • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

    Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

    Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.

    • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
    • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
    • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
    • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
    • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

    Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

    Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

    Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

    Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

    Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

    Тип структуры по полу и возрасту Показатели Страны, регионы Факторы
    Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет
    Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.
    Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

    Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

    1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

    В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

    2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

    3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

    Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

    Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

    Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

    Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

    В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

    Повторение и закрепление. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.

    1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
    2. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
    3. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

    Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.

    Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.

    Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

    Выставление оценок. Обучающиеся слушают оценки за урок с комментария ми преподавателя. Получают задание на самоподготовку и пояснения к заданию. Тема 3, параграф 2, пункт 1.2. Индивидуальные сообщения и презентации по желанию.

    * Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы:

    "Символы мировых религий",

    "Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

    Литература.

    1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
    2. География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
    3. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
    4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001