Программа аудита включает. Программа аудита, ее назначение

Программа аудита включает. Программа аудита, ее назначение

Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

Права и обязанности аудируемых лиц

Аудируемые лица – ФЛ или ЮЛ, подлежащие проверке в соответствии с законодательством либо по иным основаниям.

1. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Программа аудита регламентируется Стандартом аудита №3 с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бух) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).



Аудиторская организация и индив. аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Программа аудита – детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, который включает: составление обзора деятельности клиента, разработку стратегии аудита, проведение аудита, формирование аудиторского мнения. Это подробная инструкция ассистентам аудитора и средство контроля руководителя аудит. организации.

Составляется в виде: программы тестов средств контроля, программы аудит.процедур по существу.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, принимаемые во внимание при разработке общего плана аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита .

Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты.

Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Организация может разработать более одной программы аудита.

Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита. Ответственные за управление программой аудита должны:

а) разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита;

б) определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие.

На рисунке 2.1 изображена блок-схема процесса управления программой аудита.

Примечание 1. Рисунок иллюстрирует также применение методологии "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" в рамках настоящего международного стандарта.

Примечание 2. Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего международного стандарта.

В проверяемой организации действуют две системы менеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включены комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.

Две или более проверяющие организации могут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение ответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнётся аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

Практическая помощь - примеры программ аудита.

Программы аудита могут включать следующее:

а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;

б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;

в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объёме программы. Цели программы аудита.

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Эти цели могут основываться на:

а) приоритетах менеджмента;

б) коммерческих намерениях;

в) требованиях системы менеджмента;

г) законодательных, нормативных и контрактных требованиях;

д) необходимости оценивания поставщика;

е) требованиях потребителя;

ж) потребностях других заинтересованных сторон;

з) рисках организации.

Цели программ аудита могут включать:

а) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации;

б) подтверждение соответствия требованиям контракта;

в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

г) содействие улучшению системы менеджмента. Объём программы аудита.

Объём программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов:

а) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита;

б) частоты проведения аудитов;

в) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;

г) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита;

д) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации;

е) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;

ж) языковых, культурных и социальных аспектов;

з) мнения заинтересованных сторон;

и) существенных изменений в организации или её деятельности.

Ответственность.

Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться.

Лица, ответственные за управление программой аудита, должны:

а) устанавливать цели и объём программы аудита;

б) устанавливать ответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов;

в) обеспечивать выполнение программы аудита;

г) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита;

д) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита.

Ресурсы.

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать следующее:

а) финансовые ресурсы для разработки выполнения, управления и улучшения деятельности по аудитам;

б) методы аудита;

в) процессы достижения и поддержания компетентности аудиторов и совершенствования показателей их деятельности;

г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, достаточной для достижения целей конкретной программы аудитов;

д) объём программы аудита;

е) время для переездов, размещение и другие потребности аудита. Процедуры.

Процедуры программы аудита должны охватывать следующее:

а) планирование и составление графиков аудитов;

б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

в) выбор соответствующих групп по аудиту и распределение ролей и ответственности;

г) проведение аудитов;

д) проведение последующих аудитов, если это требуется;

е) ведение записей программы аудита;

ж) мониторинг выполнения программы аудита и её результативности;

з) отчёт высшему руководству об общих результатах программы аудита.

Малым организациям можно вышеперечисленные действия охватить одной процедурой.

Выполнение программы аудита.

Выполнение программы аудита должно охватывать следующее:

а) доведение программы аудита до соответствующих сторон;

б) координирование и составление графиков аудитов и других действий, относящихся к программе аудитов;

в) установление и поддержание процесса оценивания аудиторов и их постоянного профессионального роста;

г) обеспечение подбора групп по аудиту;

д) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;

е) обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;

ж) обеспечение управления записями по аудиту;

з) обеспечение анализа и утверждение отчётов по аудиту, а также обеспечение их рассылки заказчикам аудита и другим сторонам;

и) организацию последующих аудитов. Записи программы аудита.

Записи ведутся с целью демонстрации выполнения программы аудита и должны включать в себя следующее.

1) Записи, относящиеся к отдельным аудитам:

Планы аудита;

Отчёты по аудиту;

Отчёты о несоответствиях;

Отчёты по корректирующим и предупреждающим действиям;

Отчёты по последующим аудитам (при необходимости).

2) Результаты анализа программы аудита.

3) Записи, относящиеся к персоналу, выполняющему аудит:

Оценка компетентности аудитора и его работы;

Формирование группы по аудиту;

Поддержание и повышение компетентности.

Записи должны храниться и должным образом быть защищены. Мониторинг и анализ программы аудита.

Выполнение программы аудита должно отслеживаться и с определённой периодичностью анализироваться для оценки достижения целей и идентификации возможностей улучшения. Результаты должны предоставляться высшему руководству.

Показатели эффективности (результативности) должны быть использованы для мониторинга таких характеристик, как:

Способность групп по аудиту выполнить план аудита;

Соответствие программам аудита и графикам;

Обратная информация, поступающая от заказчиков аудита, проверяемых и аудиторов. Анализ программы аудита должен учитывать, к примеру, следующее:

а) результаты и тенденции, получаемые путём мониторинга;

б) соответствие процедурам;

в) растущие потребности и ожидания заинтересованных сторон;

г) записи программы аудита;

д) альтернативные или новые методики в области аудита;

е) согласованность действий различных групп по аудиту в одинаковых ситуациях.

Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение программы аудита.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое программа аудита?

2. На чём основаны цели программы аудита?

3. Приведите пример программы аудита.

4. Что необходимо учитывать при анализе программы аудита?

5. На чём должны быть основаны цели аудита?

6. Какими факторами определяется объём программы аудита?

7. Каковы функции лица, ответственного за управление программой аудита?

8. Какие параметры следует учитывать при анализе программы аудита?

9. Как следует осуществлять мониторинг программы аудита?

10. Какие виды записей используются в программе аудита?

Программа аудита

Программа аудита

Программа аудита - совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

По-английски: Audit program

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Программа аудита" в других словарях:

    программа аудита - Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Программа аудита включает в себя всю деятельность, необходимую для планирования, организации и… … Справочник технического переводчика

    программа аудита - 3.13 программа аудита (audit programme): Совокупность мероприятий по проведению одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Адаптировано из ИСО… …

    Программа аудита - 10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором … Официальная терминология

    ПРОГРАММА АУДИТА - документ, составляемый аудитором при проведении аудиторской проверки, определяющий последовательность, совокупность приемов и методов аудиторской проверки, состав исполнителей и сроки проведения проверки. П.а. – часть документирования аудиторской … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    программа аудита (audit programme) - 3.11 программа аудита (audit programme): Совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Программа аудита включает всю деятельность,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Программа аудита информационной безопасности - 3.67. Программа аудита информационной безопасности; программа аудита ИБ: План деятельности по проведению одного или нескольких аудитов ИБ (и других проверок ИБ), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной … Официальная терминология

    программа аудита (проверки) - 3.9.2 программа аудита (проверки) (en audit; fr audit): Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок) (3.9.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2001:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПРОГРАММА - 5.4.16. ПРОГРАММА Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма ГОСТ 19781 Источник: РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПРОГРАММА СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ - В правовом регулировании: программа Национальной ассоциации специальных уполномоченных по страхованию, осуществляемая в США с начала 90 х годов, которая требует, чтобы органы власти и Департаменты по страхованию штатов вводили в действие законы,… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

    Или программа аудита формализованная и документально оформленная совокупность методов и приёмов аудита, включающая список процедур для каждой конкретной аудиторской проверки. В понятие программа аудита также входят сроки исполнения всех процедур … Википедия

Книги

  • Учет и аудит внешнеэкономической деятельности (CDpc) , . Электронный учебник ГЛАВА 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цели и методы государственного регулирования. Правила международного регулирования. Таможенное регулирование и…
  • Комплексный аудит и сопутствующие услуги , Самыгин Д.Ю.. В работе обобщаются подготовительные процедуры аудита, изучаются системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с позиции их соответствия действующему правовому полю, приводятся план и…

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля надлежащего выполнения работы.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской группы средством контроля качества аудита.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень действий предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля. Назначение теста в том, что он может выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя проверку правильности отражения по счетам в бух. учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору, следует определить, какие именно разделы он будет проверять, и составить программу по каждому разделу бухгалтерского учета.

Выводы аудитора по каждому разделу программы документально отраженные в рабочих документах являются фактическим материалом для составления аудиторского заключения.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

2. Аудиторская выборка. Виды и методы выборки

Аудиторская выборка - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций.

Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Термин «ошибка» означает либо отклоне­ние от нормального функционирования средства контроля при выполнении тестов средств контроля, либо искажение при вы­полнении процедур проверки по существу.

Аналогичным образом термин «полная ошибка» означает либо степень отклонения, либо суммарное искажение.

Аномальная ошибка - это ошибка, являющаяся следствием единичного случая, которая не может произойти повторно, за ис­ключением специфических определенных ситуаций, и которая, таким образом, не является репрезентативной ошибкой с точки зрения данной генеральной совокупности.

Генеральная совокупность - это полный набор данных, из кото­рых аудитор набирает совокупность, в отношении которой хочет сделать выводы. Генеральная совокупность разделяется на страты или подсовокупности, и каждая страта проверяется отдельно.

Риск, связанный с использованием выборочного метода, воз­никает, когда вывод аудитора, сделанный на основании отобран­ной совокупности, может отличаться от вывода, который мог бы быть сделан, если бы ко всей генеральной совокупности в целом были применены те же процедуры аудита. Имеется два типа риска, связанного с использованием выборочного метода:

а) риск того, что аудитор придет в случае использования тес­тов средств контроля к выводу о том, что риск средств контроля ниже, чем в действительности, или в случае использования теста по существу - к выводу о том, что существенная ошибка отсут­ствует, тогда как в действительности она есть;

б) риск того, что аудитор придет в случае использования тес­тов средств контроля к выводу о том, что риск средств контроля выше, чем в действительности, или в случае использования теста по существу - к выводу о том, что имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности она отсутствует.

Элементы выборки - это индивидуальные статьи учета, состав­ляющие генеральную совокупность, например счета-фактуры.

Стратификация - это процесс деления генеральной совокупности на подсовокупности, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками (часто - со сходной денежной стоимостью).

Допустимая ошибка – это максимальный размер ошибки гене­ральной совокупности, который готов принять аудитор.

Основная причина использования выборочного метода проверки – невозможность и экономическая нецелесообразность сплошной проверки всех хозяйственных операций крупной организации.

Правильно организованная выборочная проверка не только обеспечивает необходимую обоснованность выводов, но и повышает ее за счет более глубокого контроля минимально допустимого объема операций. Вместе с тем, при выборочной проверки возникает дополнительный риск в связи с возрастанием возможностей пропуска неточностей и ошибок.

Аудиторской выборке должен предшествовать экспресс анализ учетных регистров и отчетов, в ходе которого выявляются необычные и вызывающие сомнения хоз. операции.

Снижение размера выборки возможно, если аудитор предполагает, что проверяемая информация свободна от ошибок.

Факторы, влияющие на объем выборки:

    Чем ниже дополнительный риск, тем больше объем выборки.

    Чем выше доверие к внутреннему контролю, тем меньше объем выборки.

    Наличие группировки однородной информации снижает объем выборки.

    Чем выше предполагаемый размер ошибок и частота их возникновения, тем больше объем выборки.

При аудиторской выборке может использоваться как статистичес­кий, так и нестатистический подход. Статистическая выборка харак­теризуется случайным отбором элементов и использованием теории вероятности для оценки результатов; а выборки, не имеющие этих ха­рактеристик, относятся к нестатистическим.

Аудитор должен отбирать элементы для подлежащей проверке совокупности исходя из того, чтобы каждый отдельный элемент выборки в генеральной совокупности имел вероятность быть отобранным. Статистическая выборка требует, чтобы элементы отбирались случайным образом, то есть так, чтобы у каждого элемента была некоторая ненулевая вероятность быть избранным. Элементы выборки могут представлять собой натуральные объекты (такие, как счета-фактуры) или показатели в денежном выражении. При нестатистической выборке аудитор для отбора статей опирается на профессиональное суждение.

Расчет объема выборки на основе статистических методов может быть произведен по формуле:

Объем коэффициент надежности * сумму совокупностей

выборки допустимый размер ошибки

Под суммой совокупностей понимается общая совокупность данных, из которой производится отбор для проверки.

Для обеспечения представительности выборки используют следующие методы:

1. Случная выборка, предполагающая, что все элементы проверяемой совокупности могут быть выбраны в равной степени.

Для случайного отбора используется генератор случайных чисел (как программный продукт в электронно-вычислительной технике) или таблицы случайных чисел.

2. Систематическая выборка, при которой элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.

Для систематического отбора число элементов в генеральной совокупности делится на объем отобранной совокупности так, чтобы обеспечить интервал выборки (например, равный 50), и после определения исходной точки в пределах первых 50 элементов затем отбирается каждый 50-й элемент выборки.

Отобранная совокупность носит более случайный характер, если исходная точка определяется путем использования генератора случайных чисел в компьютере или таблиц случайных чисел.

3. Бессистемный отбор (отобранная совокупность формируется не следуя какой-либо систематизации).

4. Отбор элементов для проверки блоками.

Представительность выборки, так называемая репрезентативность, т.е. все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Если аудитор полагает, что в проверяемой совокупности содержится ошибка, ему необходима большая по объему выборка, чтобы проверит, что общая величина таких ошибок в совокупности не превысит размера допустимой ошибки.

Малый размер выборки используется, если аудитор предполагает, что совокупность свободна от ошибок.

Для любой выборки аудиторская организация обязана:

1) анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку,

2) экстраполировать (распространять) полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность,

3) оценить риски выборки.

Анализируя найденные ошибки, аудиторская организация может прийти к выводу, что они носят общие черты связанные с типами операций, производственными единицами и подразделениями, для которых найдены ошибки, временем возникновения ошибок. В этом случаи аудиторская организация может разбить проверяемую совокупность на подсовокупности по соответствующим признакам и проверять каждую из них раздельно, что позволяет ей достичь более точных результатов.

Аудиторская организация обязана в обязательном порядке отражать в рабочей документации все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные этапы выделяют при планировании проверки?

2. В чем состоит суть предварительного планирования проверки?

3. Раскройте сущность подготовки и составления общего плана проверки.

4. В чем смысл подготовки и составления программы проверки?

5. Что такое аудиторская выборка?

6. В каких случаях применяется выборочный метод проверки?

7. Что такое статистический подход к выборочной проверке?

При проведении аудита стоит придерживаться определенной программы, если вы желаете получить отличные результаты по выявлению недостатков в работе предприятия. Рассмотрим, какой схеме нужно следовать.

Аудиторская проверка – процедура, без проведения которой невозможно гарантировать, что отчетность компании является полной и составленной в соответствии с законодательными требованиями, а учет – полноценным.

Но для осуществления аудита стоит составить программу – распланировать свои действия. Выясним все нюансы подробнее.

Важные аспекты

Важно понимать не только, что собой представляет аудиторская проверка и программа по ее проведению, но и знать основные понятия, с которыми вам придется сталкиваться в ходе аудита.

Ведь это важный момент, без которого будет минимизировано сложности, возникающие в процессе.

Необходимые термины

Аудит – проверка, по итогам которой можно выразить независимое мнение о деятельности предприятия – о правдивости и достоверности, а также полноте отчетности, правильности ведения учета.

Проводится аудиторскими организациями, которые являются членами СРА. Аудитором считают лицо, что имеет квалификационный аттестат и также входит в состав СРА.

СРА – некоммерческое предприятия, что создается на условиях членства, чтобы обеспечить условия выполнения аудиторских мероприятий.

Понятия, с которыми вы столкнетесь при проведении процедуры:

  • аудиторские заключения;
  • существенность и уровень существенности;
  • аудиторские риски;
  • выборочная проверка;
  • аудиторские доказательства;
  • аудиторская процедура;
  • система внутреннего контроля.

Программа аудита – это один или несколько аудитов, что запланированы в конкретные сроки и направлены на достижение определенной цели. При составлении программы планируются действия, организуется проверка и т. д.

Выполняемые функции

Функции аудита:

Экспертная Проверяется отчетность предприятия – соответствуют ли формы тем, что были утверждены на законодательном уровне, правильно ли оформлены отчеты, правильно ли ведется бухучет, какое состояние внутреннего контроля
Аналитическая Анализируются финансовые отчеты и финансовые прогнозы, вырабатывается ряд рекомендаций. Стоит оценить финансовое положение компании и рассмотреть перспективы ее развития
Консультативная Оказываются консультации по вопросам относительно учета, обложения налогами, подготовки деклараций, финансовым отчетам и т. д. Аудиторская организация осуществляется проверку и дает рекомендации относительно общего руководства, управления финансами, кадрами и их подготовки и др.
Производственная Аудитор в соответствии с договором предоставляет услуги бухгалтера. Они могут заняться налаживанием учета, внедрением передовых форм и методов, составлять отчеты и декларации о прибыли, вести учет. Но в таком случае аудиторская проверка должна проводиться иными независимыми специалистами

Действующие нормативы

Есть ряд нормативных актов, на которые можно ссылаться:

  1. Правила, что были утверждены президентским .
  2. (редакция 21.07.1997).
  3. Указ от 22.12.1993 о деятельности аудиторов.

Принципы проведения аудита

Рассмотрим программу по аудиту финансовой отчетности. Определим основную специфику проведения процедуры.

Фундаментальные принципы проверок:

  • честность;
  • объективность;
  • тщательность;
  • независимость;
  • конфиденциальный характер;
  • регламентирующая документация.

Применяемая методика

Методы финансового контроля, что применяются при проверках:

При сплошной проверке изучают первичные документы, регистры учета, бухгалтерскую отчетность. Выборочная предусматривает рассмотрение определенных областей деятельности.

Документальный аудит основан на изучении первичной и сводной документации, финансовых и налоговых отчетов. Но при этом не проводится , устные опросы.

Его проводят, не выезжая на фирму заказчика, в отличие от фактической проверки:

Важный элемент методологии – процесс получения аудиторских доказательств. Обязательно осуществление:

К документальным аудиторским доказательствам относят:

  • доказательства, что создавались третьим лицом и находятся у него;
  • доказательства, созданные третьим лицом, но находящиеся у проверяемого предприятия;
  • доказательства, которые создало предприятие, и они находятся у него.

Составление договора

Договор об осуществлении аудиторской проверки – основной документ, которым может удостоверить договоренность заказчика и исполнителя (аудитора) о проведении процедуры.

Сначала стороны обязаны обменяться письмами, после чего составляют в соответствии с требованиями законодательных положений.

Форма соглашения должна отвечать требованиями практики. Обязательно содержание преамбулы и соответствующих разделов.

Имеет место отражение:

  • предмета договора (названия услуги, цели, масштабы);
  • обязательств каждой стороны;
  • правил, в соответствии с которыми сдается и принимается работа;
  • сроков осуществления аудита;
  • цены;
  • особых условий, что были оговорены сторонами (вероятность того, что аудитор не выявит существенные ошибки, условия, когда договор будет продлен, правила, в соответствии с которыми стоит решать споры и т. д.);
  • реквизиты каждой стороны.

При наличии договора будет гарантировано предоставление услуг со стороны исполнителя, и их оплаты – со стороны заказчика.

При подготовке договора стоит опираться на нормы, прописанные в .

Документирование процедуры

При проведении аудита все действия стоит документировать. Рабочая документация представлена:

  • планом и программой осуществления процедуры;
  • описаниями процессов и результата;
  • объяснениями, пояснениями и заявлениями экономических субъектов;
  • копиями документации аудируемого предприятия;
  • описаниями систем внутреннего контроля и организации бухучета компании;
  • аналитической документацией аудиторской фирмы;
  • иными документами.

Рабочую документацию создает аудитор, что осуществляет проверку. Она также может быть получена от компании, в которой проводится аудит, или от третьего лица.

Перечень документов, их содержание должна определить аудиторская организация, учитывая:

  • характер проверки;
  • сложность работы компании;
  • состояние бухучета предприятия;
  • надежность системы внутреннего контроля фирмы;
  • уровень руководства и контроля работы сотрудников аудиторской фирмы при выполнении определенной процедуры.

Форма рабочих документов должна разрабатываться аудитором, если акты, что регулируют его деятельность, не имеют предписаний по таким формам.

Рабочие документы – собственность аудиторской фирмы. Но стоит помнить, что все данные, что представлены в документах, являются конфиденциальными.

В рабочих документах должны содержаться данные, которых будет достаточно, чтобы:

  • составить аудиторское заключение;
  • подтвердить факт того, что проверка проводилась в соответствии с нормативной документацией;
  • спланировать аудит предприятия.

Документы готовят своевременно. На момент предоставления рабочие документы должны быть оформлены. Их сдают на бумаге или в электронном формате.

Все бланки после проведения аудита стоит передать в архив аудиторской фирмы. Документы хранят в укомплектованных папках, что заводятся для каждой проверки. Срок хранения – 5 лет.

Пример на предприятии

Рассмотрим на примере, как осуществляется проверка на фирме. Сначала стороны составляют договор (отметим, что аудит является инициативным).

Основанием для этого служит письмо, в котором отражено согласие аудиторской компании на проведение аудиторской проверки.

Готовят программу аудита.

При определении границы степени существенности будет составлена такая таблица:

По итогам проверки составляется заключение аудиторов.

Подается руководителю отчет такого плана:

Оценивается система внутреннего контроля предприятия и перечисляются нарушения, что были выявлены, а также даются рекомендации руководителю проверяемой фирмы.

Программа гарантии и повышения качества

При наличии Программы гарантии и повышения качества можно понять, как совершенствуется качество внутренней проверки.
В ПГПК входит аудит соответствия всем международным стандартам внутренней проверки.

По завершению проверки при подтверждении соответствия аудита стандартам, аудитор вправе применять формулировку «в соответствии с международными профессиональными стандартами внутреннего аудита».

В ПГПК также включают действия, направленные на предоставление заказчикам, руководству фирмы, руководителю Комитета по проверкам, аудитору обзора работы по внутренним проверкам.

Цель – расширить представление о ценностях внутреннего аудита, о функции и воздействии на работу фирмы. Основные требования прописаны в Практических указаниях 1300-1.

Порядок проведения при проверке поставщика

Аудит поставщика является затратным мероприятием, требующим немало времени. Могут включаться затраты и на .

А значит, стоит определять приоритеты для осуществления проверки. Стоит ответить:

  • по какой товарной группе осуществляется аудит;
  • какой поставщик проходит проверку;
  • какая требуется полнота проверки;
  • какая частота проведения аудита;
  • кто должен осуществить процедуру.

Проверка может проводиться как самой организацией-получателем, так и независимой компанией. Получатели должны учесть свои затраты на проведение проверки.

Опросный лист должен быть сориентирован на элементы аудита, что проводится сертифицирующим предприятием. Обязательно дополнение рядом требований:

  • отборами образцов;
  • процессами контроля;
  • процедурами и форматами документирования результата;
  • процессами совершенствования;
  • требованиями к технологиям и логистике.

Процедура аудита может быть такой:

Готовится извещение Поставщик получает уведомление о том, что будет осуществляться проверка. В документе прописываются объемы проверки, сроки, длительность, ответственные лица
Далее следует подготовительный этап поставщиков к аудиту Они получают опросные листы. Заранее нужно подготовить необходимую документацию и подать документы аудитору по управлению качеством
Осуществляется аудит Используется принцип пересечения функций. В состав команды входят работники отдела снабжения и гарантии качества, представители производственного и научного конструкторского отдела. Проводится вводная беседа, проверка всех процессов. Все мероприятия согласовываются при переговорах
Когда завершается аудит, проверяющие лица излагают результат в письменных отчетах, где осуществляется анализ слабых мест Затем все имеющиеся недочеты рассматриваются предприятием и поставщиком. По результату отчетности проводят разбивку по категориям, выводят мероприятия, направленные на коррекцию недостатков. Прописывается срок, в течение которого изменения стоит внести. Поставщику в обязательном порядке подает отчет о результатах проверки, что была проведена

Поставщиком по итогам проверки составляется план корректирующих мероприятий. Сначала можно остановиться на простых формах аудита.

Поставщики самостоятельно по опросному листу проводят проверку, или же представитель фирмы-покупателя проводит наблюдение по опросному листу.

Если же планируется провести сложный аудит, тогда создают межфункциональную команду покупателей. Если предприятие желает подойти к контролю производительности поставщика со всей серьезностью, тогда создают аудиторские отделы.

Можно также обращаться к независимым специалистам. Плюс проверки для покупателя:

  • можно получить данные о положении поставщика;
  • есть возможность изучить слабые места поставщика и рассмотреть проблемы, которые имеются;
  • возможно формирование четких требований к поставщикам и исследование способности осуществления;
  • осуществляется системный подход к оцениванию поставщика.

Есть преимущества и для поставщика:

Мы кратко рассмотрели, какой программы стоит придерживаться при проведении аудита. Если вы сомневаетесь в своих силах, всегда можно обратиться к специалистам, которые компетентны в данном вопросе.

Аудиторская организация возьмет на себя все обязательства по осуществлению проверки и представит максимально точные результаты. Вам останется только выполнить рекомендации по исправлению недостатков в работе.