Предмет и метод экономической географии и регионалистики. Предмет, методы и задачи курса «Экономическая география и регионалистика

Е. В. Вавилова

Экономическая география и регионалистика

Издание второе

Москва ГАРДАРИКИ

УДК 332.1(075.8) ББК 65.9(2)04 В12

Рецензенты:

ISBN 5-8297-0154-5

кандидат географических наук, доцент С.Л. Лебедева;

кафедра экономики, маркетинга и менеджмента

Академии бюджета и казначейства

Вавилова Е.В.

Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. 2-е изд., стереотипное. - М.: Гардарики, 2004. - 148 с. ISBN 5-8297-0154-5

В пособии рассматриваются закономерности, принципы и факторы размещения природных ресурсов и производительных сил России, отраслевая и территориальная структура хозяйства, подробно анализируются экономические связи. Освещено территориальное размещение промышленности, сельского хозяйства, транспорта, внешние экономические связи и территориальная структура экономических районов России. Особое внимание уделяется вопросам экологической и продовольственной безопасности страны.

Глава 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ 4

Экономическая география и регионалистика 8

Глава1. Взаимодействие общества и географической среды 8

Природные условия 21

Природные ресурсы 22

Глава3. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ 36

Численность и особенности размещения населения России 36

Трудовые ресурсы России 43

Глава 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ 46

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ 46

Закономерности размещения производительных сил 47

Глава 5. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ 56

ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 57

ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ 59

Перспективы развития нефтяного комплекса России 69

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА 81

КОМПЛЕКСЫ ОТРАСЛЕЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ 82

КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 82

И ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 82

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 83

Черная металлургия 83

Цветная металлургия 86

ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС 88

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 98

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) 101

Земледелие 103

Животноводство 107

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (СФЕРА УСЛУГ) 121

Коммуникационная система 124

Глава 6. Внешняя торговля россии 129

Глава 7 . Территориальная организация 135

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ 135

ЗАПАДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ) 139

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ 139

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ 143

ЮГ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ) 148

УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ 152

Уральский район 153

Поволжский район 156

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 158

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН 158

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН 163

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАЙОН 168

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 172

Глава 1. Взаимодействие общества и географической среды

Вся история человеческого общества - это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Географическая среда - часть природы, окружающая общество, взаимодействующая с ним и в той или иной степени измененная человеком. В процессе этого взаимодействия между ними происходит постоянный обмен, имеющий сложный и противоречивый характер. Во взаимодействии природы и общества ведущая роль принадлежит обществу. Природа выступает географической основой и необходимым условием существования общества.

В ходе исторического развития меняется характер связей общества и природы. Ограниченному уровню развития производства в условиях первобытного общества соответствовал ничтожный радиус его воздействия на природу, главным образом охоты и собирательства. Природа же полностью господствовала над человеком. С возникновением земледелия и животноводства произошел коренной перелом в отношении человека к природе. Человек перешел от полной зависимости от природы к ее использованию.

В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Воздействие общества на природу резко возросло. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные). По подсчетам ученых-географов антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в том числе примерно на 20% ее территории преобразованы коренным образом.

Общество стало изымать из природы все больше ресурсов и одновременно возвращать в природу все более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы.

1. Рациональное использование природных ресурсов.

В России теряется, не используется 14% добытого угля, 28% хромовой руды, 61% калийных солей и т.д. Мы извлекаем из нефтяных пластов всего 30% нефти. Мы используем всего 20% древесины от вырубки. Потери в сельском хозяйстве у нас не учитывают, но косвенные подсчеты свидетельствуют, что мы теряем от 20 до 40% сельскохозяйственной продукции. Для преодоления этих негативных явлений необходимы ресурсосберегающие технологии, уменьшение потерь при транспортировке и хранении.

2. Загрязнение окружающей среды.

Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Например, загрязнение почвенного покрова происходит в результате образования миллионов гектаров нарушенных земель, возникающих в процессе строительства и проведения горных выработок. Еще более важная причина загрязнения - промышленные и сельскохозяйственные отходы, бытовой мусор. Загрязнение гидросферы происходит прежде всего в результате сброса в реки, озера и моря сточных вод, общий объем которых ныне достигает 1 тыс. км3 в год.

Очень большой вред наносит нефтяное загрязнение. В Мировой океан ежегодно попадает 3-4 млн. т нефти. Особенно велико нефтяное загрязнение Северного, Средиземного, Карибского морей, Персидского, Мексиканского заливов. Загрязнение атмосферы происходит прежде всего в результате сгорания минерального топлива. Главные загрязнители атмосферы - оксиды углерода, серы и азота. Ежегодное поступление в атмосферу сернистого газа оценивается в 100-150 млн. т. С его выбросами связано образование так называемых кислотных осадков, которые наносят большой вред растительному и животному миру, разрушают сооружения, памятники архитектуры.

В начале 1980-х гг. на основе концепции «экоразвития», которая предусматривает, что развитие на региональном и местном уровнях должно соответствовать потенциалу данного района и осуществляться с учетом регионального использования ресурсов, естественных экосистем и местных моделей социального и культурного развития, появились новые теории: «экологически безопасное развитие», «развитие без разрушения», «альтернативные модели развития и образа жизни». Примечательно, что термины «окружающая среда» и «экономическое развитие» начали употребляться именно в таком порядке, а не наоборот, что означало определенный сдвиг приоритетов при рассмотрении данной проблемы.

К этому времени экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства, или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями развития. Это нашло отражение в проведении крупнейшего мероприятия по экологическим вопросам - конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992г. в Рио-де-Жанейро. Основные документы, принятые на конференции:

Повестка дня XXI века.

Программа действий ООН.

Декларация по окружающей среде и развитию.

Заявление о принципах в отношении лесов.

Рамочная конвенция об изменении климата под влиянием газов, вызывающих парниковый эффект.

Конвенция о сохранении биологического разнообразия.

В центре внимания этих документов оказалась концепция «устойчивого развития» - такая модель развития, которая бы отвечала потребностям ныне живущих людей, не лишая в то же время будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

Вышеперечисленные документы охватывают различные аспекты устойчивого развития. Принятый на конференции документ, получивший название «Повестка дня XXI века», является по сути всемирно программой действий по решению задач экономического развития учетом экологических факторов на следующее столетие. Форум в Рио-де-Жанейро учредил для проведения текущей работы по «Повестке дня XXI века» Комиссию ООН по устойчивому развитию (ЮНКУР). Е специальный печатный орган - ежемесячный бюллетень «The Network», в котором публикуются сообщения из различных стран о выполнения решений, принятых на этом форуме. В 1997г. состояла специальная сессия ООН для подведения итогов сделанного в мире пять лет по реализации целей встречи в Рио-де-Жанейро.

С учетом указанных проблем необходима переориентация структуры производства и потребления во всех странах так, чтобы они соответствовали новым глобальным требованиям - устойчивости и экологической безопасности. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должны самостоятельно, с учетом тех нарушений природы, которые произошла на ее территории, экономических возможностей, социальных и географических условий. Особенно важна эта проблема для России.


Введение

1. Объект исследования экономической географии и регионалистики

2. Методы исследования экономической географии

3. Современные тенденции развития экономической географии

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


География в переводе с греческого означает «землеописание» («гео» - земля, «граф» - пишу). Экономическая география - это комплексная наука, рассматривающая природу и общество в тесной взаимосвязи.

Экономическая география - отрасль науки, изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов.

Экономическая география подразделяется на общую экономическую географию, отраслевую, региональную экономическую географию и географию мирового хозяйства.

Практическая потребность в экономической географии как в своде знаний о распределении по территории России населения и отраслей хозяйства стала проявляться по мере развития товарного хозяйства.

М.В. Ломоносов, впервые употребивший термин «экономическая география», был инициатором и организатором широкого экономико-географического изучения России. Он создал русскую школу географов и возглавил департамент Академии наук, заложил научные основы экономической географии. Ученики М.В. Ломоносова - С.П. Крашенинников («Описание Камчатки») и П.И. Рычков («Топография Оренбургская») продолжили дело своего учителя. Создание научных экономико-географических описаний имело большое значение для познания хозяйства страны. В этом отношении важным событием было появление трудов И.К. Кирилова («Цветущее состояние Всероссийского государства... », 1727) и В.Н. Татищева (создавшего первый географический словарь в России, содержавший сведения и о хозяйстве страны).

Существенную роль в экономико-географическом исследовании различных территорий России сыграли комплексные экспедиции Петербургской АН во 2-й половине XVIII века. В 60-70-х годах XVIII в. были проведены географические экспедиции по европейской части России, Уралу и Сибири (И.И. Лепехин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев и др.). В результате экспедиций появилось четырехтомное сочинение Лепехина «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства». В нем впервые были описаны проявления нефтеносности в Поволжье и высказано предположение о наличии полезных ископаемых на севере России. В XIX в. было организовано 40 кругосветных плаваний знаменитыми русскими мореплавателями: И.Ф. Крузенштерном, В.К. Половиным, М.П. Лазаревым, Ф.П. Литке и др. Они дали большой материал для экономико-географических исследований.

Экспедиция Невельского Г.И. позволила изучить огромные просторы Дальнего Востока и присоединить его к России, путешественники П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, И.В. Шкетов исследовали территорию Средней Азии и Центральной Азии.

Для экономико-географического познания страны выдающееся значение имело появление во 2-й половине XIX - начале XX веков трудов П.П. Семёнова-Тян-Шанского, выпустившего 5-томный «Географическо-статистический словарь Российской империи» (1863-85) и руководившего многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899-1914).

В конце XIX - начале XX веков стали изучаться вопросы воздействия человека на природу, предотвращения неблагоприятных его последствий и возможности проведения различных видов мелиорации; в этой области много работ создал А.И. Воейков, которому принадлежат также исследования населения России и мира.

Видное место в развитии экономической географии принадлежало Русскому географическому обществу, учрежденному в 1845 году, которое до революции было главным центром развития географической науки в стране.

В середине 20-х гг. XX века на базе исторического и диалектического материализма Н.Н. Баранским были разработаны новые принципы экономической географии. Они получили отражение в созданном им курсе «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана» (1927). Баранский возглавил районную школу экономической географии, показал значение для экономической географии территориального разделения труда, выдвинул понятие экономико-географического положения, учение о иерархической роли городов в хозяйственной организации территории, разработал принципы экономического картографирования и т.д.

Особую актуальность экономико-географические проблемы приобрели в связи с разработкой пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Одним из ведущих направлений советской экономической географии, особо важным с точки зрения практических задач территориального планирования, стала разработка проблем экономического районирования. Наряду с районной структурой народного хозяйства экономическая география изучала и его отраслевые аспекты.

В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям значение экономической географии и регионалистики возросло: практически любая проблема, возникающая в процессе экономических реформ, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий.

Целью работы является исследование предмета, метода и задач курса экономической географии и регионалистики. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • проанализировать объект экономической географии;
  • проанализировать предмет экономической географии;
  • проанализировать методы экономической географии;
  • исследовать современные тенденции экономической географии.

экономический география регионалистика

1. Объект исследования экономической географии и регионалистики


Экономическая география - это наука широкая, включающая географическое изучение природы, населения, хозяйства. В некоторых развитых странах в силу традиций прошлого параллельно существуют: география человека, экономическая география, политическая география, историческая география. Целостность анализа и прогноза социально-экономических территориальных систем при такой классификации утрачивается, так как прежде всего разрывается изучение населения и хозяйства.

Суть единства экономической географии в широком её понимании состоит в том, что она включает в своё рассмотрение все производительные силы, многие социальные и политические процессы, в том числе и исторические явления в их экономико-географической интерпретации. Такое единство экономической географии связано с решающей роли экономических условий в жизни общества, в его истории, в его взаимодействии с географической средой. Таким образом, термин " экономическая география" имеет глубокое принципиальное значение. Не может быть ни одной отрасли экономической географии, в которой бы определяющим не был экономический процесс, будь то география населения или политическая география. Конечно, степень влияния экономического процесса на отдельные стороны, изучаемые экономической географией, различна: в географии науки и культуры это влияние меньше, чем в географии промышленности, но всё равно оно тоже достаточно сильно.

Любая наука представляет собой особую систему знаний об определенных группах явлений материального мира. Значит, география имеет свои собственные, отличные от других наук, объект, предмет и содержание науки, а также методы исследования.

Понятие "объект науки" бывает 3х видов: широкий, конкретный и специфический. Так, широкий объект изучения многих наук - Земля. Но наук о Земле много и каждая из них имеет свой объект исследования: геология - строение Земли, физическая география - географическую оболочку Земли. Объектом экономической и социальной географии (ЭСГ) в широком понимании является взаимодействие географической среды и общества. Конкретные объекты ЭСГ - это народное хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, а также население и природные ресурсы. К специфическим объектам относятся экономические районы, ТПК, агломерации, транспортные системы и т.д.

Изучение размещения как результата пространственной организации "всего сущего на Земле" объединяет все географические науки, изучающие как законы природы, так и законы функционирования хозяйства и общества. Предметом исследования ЭСГ являются различные территориальные системы (городские агломерации, транспортные узлы, системы расселения).

"Содержание" науки - это совокупность объекта, предмета, методов и целей исследования, а также выявление закономерностей и взаимозависимостей между ними. Объект, предмет и содержание науки исторически меняется; расширяется или сужается предметная область исследования объекта, рассматриваются новые его стороны, углубляется изучение специфических объектов. Например, повышение роли человеческого фактора вызвало к жизни появление и развитие новых научных дисциплин ЭСГ таких, как география сферы услуг, география культуры, география религий и т.д. Это объясняется тем, что взаимные влияния природы и производства нестабильны, а всё время меняются в ходе истории природы и истории общества. Нет сомнения, что последнее из великих оледенений существенно повлияло на развитие и расселение человечества. Современные колебания уровня Каспийского моря отражаются на рыболовстве, судоходстве, жизни приморских населенных пунктов. Успехи науки и техники открывают новые перспективы более глубокого освоения географической среды, целенаправленного её изменения. Вырисовываются заманчивые возможности поворота морских течений, растапливания айсбергов, осушения болот путём подземных атомных взрывов и т.д. Однако любая проблема преобразования природы не может не учитывать три главных вопроса: сколько будут стоить работы по преобразованию природы, что реально они дадут народному хозяйству, в какие сроки окупятся расходы. Также необходимо учесть и вредные последствия "преобразования", которые могут сказаться прямо или косвенно сразу же или через годы и десятилетия. Поэтому географы должны работать над проблемами экономически эффективного освоения географической среды.

Таким образом, главная задача экономико-географической науки - изучение производственных и социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и производственной деятельности человека. Именно этим определяется значимость ЭГС как одной из фундаментальных наук.

Итак, экономическая география - это наука, изучающая социально-территориальные системы, которые формируются в процессе развития общества. Это наука, которая:

1.совместно с физической географией изучает взаимодействие природы и общества, географическую среду, в которой развивается производство;

.устанавливает конкретные пространственные взаимозависимости между географической средой и производством и их закономерности;

3.исследует расселение людей, их трудовые навыки, производственный опыт, географию и типы поселений;

.выявляет реально существующие территориальные системы производительных сил и закономерности развития и размещения их комплексов;

.производит научно обоснованное экономическое районирование;

.производит районирование отраслей, выделяя районы, узлы, зоны;

.изучает территориальное разделение труда между странами и районами, устанавливая закономерности его развития;

.производит типологию территориальных единиц разного масштаба;

.характеризует разные территориальные единицы с экономико-географической точки зрения;

10.делает практические выводы о рациональности территориальной организации производительных сил, о перспективах освоения и взаимодействия географической среды и производства.


. Методы исследования экономической географии


Наряду с поисками своего объекта и предмета исследования в процессе становления экономической географии как науки важное место занимают вопросы использования методов научного познания.

Понятие метод (от греческого "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать действия для решения тех или иных задач и умение применять эти знания на практике.

Учение о методе начало развиваться ещё в науке Нового времени. Её представители считали правильно выбранный метод ориентиром в движении к надёжному, истинному знанию. Так, известный философ XVII в. Ф. Бекон сравнивал метод познания с фонарём, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято называть методологией. Методология дословно означает "учение о методах". Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования на 3 группы..Всеобщие методы: диалектический и метафизический - это общефилософские методы. Последовательность применения философского метода включает несколько стадий:

) научное значение начинается с наблюдения и сбора фактов, которые могут определять как зарегистрированные предметы, явления и события, отражающие разнообразие мира.

) затем происходит классификация фактов, когда из их однообразного множества по определённым признакам выводится первичная эмпирическая зависимость, пока без объяснения причин.

) как только исследователь начинает объяснять факты, начинаются теоретические знания. Совокупность систематизированных фактов - основа формирования гипотез и теорий, задача которых - объяснить имеющиеся факты и предсказать новые.

Таким образом, научное познание проходит ряд этапов от созерцания и непосредственного наблюдения до формировки дедуктивных построений: описание, объяснение и рекомендации. Таково основное содержание философского уровня методов исследования..Общенаучные методы, которые используются в различных областях науки, т.е. имеют широкий, междисциплинарный спектр применения. К ним относятся:

) моделирование;

) системный анализ;

) математический;

) балансовый.

) Моделирование процессов, связей, явлений широко применяется в географии. Стремясь к систематичности, географы во все времена исключали из поля зрения часть явлений. В последние 10-летия это делается сознательно, что и является, по сути, моделированием: ведь когда учёные "отбирают" только главные черты действительности, им становиться более ясной и понятной её структура, механизм развития.

Моделирование - упрощённое воспроизведение реальности, описывающее в обобщённой форме её существенные черты и взаимосвязи, широко используется в современной географии.

) Системный метод

Л. Берталанфи - творец системного подхода - в конце 40-х гг. писал: "Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи".

К числу важнейших понятий теории систем относятся: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии.

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы. Системный подход применим к широкому географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных).

) Очевидно необходимы и математические методы. В географии они были вызваны к жизни стремлением как-то выразить "в числе и мере" бесконечного сочетания объектов природы, населения, хозяйства на определённых территориях. Но математические методы в географии особенно успешно применимы при определённой однородности пространства, что встречается редко.

В 60-е гг. некоторые географы рассмотрели внедрение в географию "количественных" математических методов как столбовую дорогу её развития. Это получило название "количественной революции" в географии, а её сторонники называли себя "количественниками". Но уже в 70-е начинается откат, т.к. очевидна вся сложность предметного отражения всего многообразия пространства и его элементов только методами математики.

) Балансовый метод - это совокупность математических приёмов, позволяющих исследовать и прогнозировать динамику развития сложных систем путём количественного сопоставления входящих и выходящих потоков вещества на определённой территории. Основным инструментом служит балансовая матрица, в которой выделяются 2 части - "приход" и "расход" ресурса. Интересны межотраслевые, межрайонные балансы, балансы трудовых ресурсов, широко применяемые в региональной экономике и экономической географии..Частнонаучные (специфические) - это методы, используемые только в какой-то конкретной науке. Среди них важное значение имеют следующие.

1.Сравнительный метод

Метод сравнения - один из старейших традиционных методов в географии. Он важен потому, что даёт возможность более полно и глубоко уяснить многообразие географических форм и типов человеческой деятельности в различных природных и социально-экономических условиях. Цель географических сравнений - в установлении количественных и качественных показателей, их описании и анализе для получения выводов о пространственно-временной структуре территориальных систем, их функционировании, состоянии и потенциале.

Сравнительный метод подразделяется:

на собственно сравнительно-географический (применяется при выявлении и отображении качественных и количественных различий одноимённых объектов и явлений);

географическое сопоставление (проводиться по составу, структурным связям, генезису, типу функционирования);

сравнение соответствия теоретической модели объективному развитию географических объектов (используется для установления закономерностей пространственной дифференциации объектов, изучения их динамики и развития).

Сравнительный метод интересен и для определения (или уточнения) типажа стран. Для этого выбирают какую-либо примечательную (модельную) в том или ином отношении страну. С ней сравнивают другие страны со сходными чертами развития или природными условиями.

Например, Швейцария выделяется особенно высокой концентрацией банковского капитала, крупными банками мирового значения. Ряд стран со сходными функциями нередко сравнивают со Швейцарией. Например, Уругвай - "латиноамериканская Швейцария", Ливан - "Швейцария Ближнего Востока".

Другой пример. В 90-е гг. Чехия добилась значительных успехов в структурной перестройке экономики, в развитии наукоёмких производств. Этим она напоминает "новые индустриальные страны". По глубине и темпам перестройки структуры и специализации промышленности опередила соседние страны (кроме Германии). Её нередко называют "Сингапуром Восточной Европы".

Сравнительно-географический метод при творческом использовании даёт возможность анализировать черты сходства далёких друг от друга и совершенно непохожих территорий.

) К сравнительному методу в определённой степени примыкает широко используемый в различных науках метод аналогов. Он состоит в том, что знания и данные о каком-либо географическом объекте выводятся из уже сложившихся представлений о другом, нередко сходном объекте (территории).

) Картографический метод имеет совершенно особое значение для выявления и осознания географических "различий от места к месту". Его максимально широкое использование, "упор на карту" представляет важнейшую черту географической культуры и географического мышления.

Можно сказать, что полная картографическая информация во многом обеспечивает успех географических исследований. Вслед за В.П. Семёновым-Тян-Шанским Н.Н. Баранский убеждённо доказывал, что карта представляет альфу и омегу географии. С анализа имеющихся и доступных карт начинается, а составлением новых обычно завершается любое географическое исследование.

Для более глубокого осознания своеобразия конкретных территорий полезно сравнение и наложение различных тематических карт. Особенно важно уметь "читать" карты, "снимать" с них максимально полную информацию. Связка география - географическое картографирование может и должна стать сердцевиной географической науки.

) Генерализация -одновременно метод и научный принцип - это отбор наиболее существенных и специфических для конкретной территории материалов.

Генерализация даёт возможность выбирать и представить основные черты развития и современное состояние территории, природопользования и населения, хозяйства и ТОО. Генерализация - это отсечение всего второстепенного и определяющего, что не означает простое сокращение, "ужатие" текста. Подлежащие отбору материалы должны удовлетворять трём основным условиям:

а) показать, чем конкретная территория отличается от других;

б) выявить особо важные характерные особенности территории;

в) охарактеризовать основные взаимосвязи между природой, хозяйством и человеком в системе социально-экономического, общественного и экологического развития территории.

) Исторический метод, который выявляет состояния и процессы во времени для объяснения и прогноза развития. Как говорил Ф. Ратцель: "Нельзя изучать географию, не зная её истории. Это особенность данной науки. В других науках полезно знать их историю, в географии же это необходимо. Но история географии есть не только история науки, а существенная часть всемирной истории. Она показывает, как народ познаёт свою страну, а человечество - родную землю". Только исторический подход к науке может показать пути её развития, обнаружить тупики, которые надо избегать. Для рассмотрения любого явления в историческом разрезе необходимо решить 3 задачи:

Я заключается в изучении прошлого состояния объекта в конкретной пространственно-временной обстановке;

Я - в исследовании на базе реконструкции настоящего состояния объекта как результата конкретного пространственно-временного развития;

Я - в прогнозировании будущих тенденций развития и состояния объекта на основе анализа их в прошлом и настоящем.

Кроме того, известно, что всякая система научных взглядов развивается в определённой общественной среде и главными действующими толчками в развитии любой науки являются "запросы жизни", т.е. общественная потребность в них.

Например, геометрия (землемерие) возникла в результате необходимости делить землю на части неправильной формы. Астрономия в Египте - из потребностей искусственного орошения (для точного определения сроков паводка).

6) Геоинформационные системы (ГИС)

Наше время называют эпохой "информационного взрыва", "информационной революцией" - поток информации обрушился буквально на всех.

География заметно выделяется среди других наук своей информативностью, объёмом "перерабатываемой информации".

В 60-70-е гг. объём научной информации удваивался каждые 5-7 лет.

В 80-е гг. на это требовалось 20 месяцев, с середины 90-х гг. удвоение происходит ежегодно. Масштабы этих процессов будут неизбежно возрастать. Поэтому принципиально важен вопрос о более эффективном использовании нарастающих потоков информации, об управлении ими. Резкое увеличение значения и объёмов самой разнообразной информации о различных территориях требует создания сети автоматизированных географических информационных систем. Это становится одной из самых важных задач географической науки во всех странах.

ГИС представляет комплекс различных взаимосвязанных источников информации о природных и социально-экономических процессах, использовании ПР и территории, состоянии окружающей природной среды. ГИС, таким образом, обеспечивают получение, передачу, хранение, обработку (включая отбор наиболее важных данных) и предоставление пользователям географической информации. Это относится и к оперативной информации о быстротекущих процессах (стихийные бедствия, техногенные взрывы).

ГИС включает сложные и взаимосвязанные системы компьютеров, средств связи, дистанционных (космических) установок, хранилищ статистической и иной информации (в том числе национальной "базы данных"). Таким образом, ГИС тесно связаны с новейшей техникой и прогрессивными информационными технологиями. Но и традиционные, проверенные временем виды географической информации не только не утрачивают, но и наращивают своё научное, практическое и социальное значение (карты, справочные издания).

Очень часто в географических исследованиях объектов или проблем применяется целый комплекс сопоставимых методов, т.е. методика сопряжённого анализа. В настоящее время особое место в практике научных географических исследований уделяется междисциплинарным сквозным методам и подходам. Так, экономико-географ А.М. Колотиевский предложил применять в ЭСГ естественно-экономическое, технико-экономическое и другие направления, необходимые для системного анализа размещения ПС. Он считал очень важным переход от раздельного применения сквозных методов в физической и экономической географии к их применению с системе географических наук. Такими сквозными направлениями в этой разветвлённой системе являются системный, экологический, конструктивный, исторический подходы.

Все эти группы не оторваны друг от друга, а тесно связаны. К сказанному остаётся добавить, что любой метод сам по себе ещё не предопределяет успеха в познании материальной действительности. Важно ещё умение правильно применять научный метод в процессе познания.

В конечном итоге овладение географическими методами и способами научного познания, их постоянное совершенствование определяют сущность географического мышления.


. Современные тенденции развития экономической географии


Последняя треть XX в. отличается

  • возросшими масштабами и скоростью технолого-экономического прогресса,
  • спецификой геополитических процессов (окончание холодной войны, распад биполярного мира),
  • углублением различий социально-экономических условий жизни развитых и развивающихся стран,
  • усложнением проблем цивилизационной культуры (экологических и социальных, натурофобии, падения морали и др.),
  • бурным развитием информационных технологий,
  • ростом национальных конфликтов и терроризма.

Последнее, как и третье, - диалектическая противоположность всем другим положительным тенденциям.

В развитии науки сказались кризисные ситуации индустриального общества и получили развитие новые тенденции:

  • экологизация сознания человека,
  • гуманитаризация естественных наук,
  • глобализация экономического и политического мышления, сложное сочетание глобального и регионального как на национальном, так и международном уровнях.

Ведущей установкой в географии становится восприятие мира как многомерного пространства со сложной системой связей и зависимостей. Базисными категориями такого пространства, составляющими основу географического мышления, становятся «пространство-место» и «территория-район». Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий такое: пространство соответствует общему (роду), место - частному (виду), территория -целому, район - части. Иначе говоря, территория и район являются реальными объектами, а пространство и место - аналитико-синтетическими понятиями, т.е. территория и район - объекты, а пространство и место - предметы. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы. Обобщающими категориями теоретического фундамента географии стали: геопространство, место, регион (территория), местоположение, единство пространства и времени, устойчивость и изменчивость, локально-глобальный континиум, географическая среда. Пополнение предмета географии «четвертым измерением» - временем, дополнило систему категорий функционированием, динамикой, эволюцией. Это было обусловлено общенаучной синергетической парадигмой и тесно связано с процессами экологизации и гуманитаризации. В методологии географии наметился поиск не жестких объяснений происходящих явлений и процессов. И, как следствие, появление географического подхода в системе наук. В географические исследования внедряются методы аэрокосмической съемки, дистанционные методы сбора информации и использования новых компьютерных технологий в ее обработке. Значительно больше внимания стало уделяться проблемам саморефлексии, т.е. осмыслению человеком, обществом своих задач, своего места в жизни, своей судьбы.

В.С. Преображенский, Т.Д. Александрова и Л.В. Максимова в числе основных направлений эпохи называют экологизацию, развитие природоведческих отраслей географии, человековедческих ветвей географии, глобальных и региональных подходов, поиска общих теоретических основ географии и ее методического перевооружения.

Экологизация охватила не только все семейство наук, но и мировое общественное сознание. После решений Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в обиход вводят такие понятия как среда, охрана, воздействие на природу и их последствия, прогноз этих последствий.

Под влиянием экологических проблем тематика исследования географии перемещается от изучения проблем природных ресурсов к проблемам охраны живой природы, недр и окружающей человека среды, воздействия человека на природу и исследование природных антропогенных катастроф. Проводится не только инвентаризация ресурсов, но и их анализ и управление (менеджмент). Расширяется понятие «окружающая среда». К традиционной природной среде, которая приравнивалась к природным условиям, добавляется городская, техногенная и социальная среды. В СССР продолжало развиваться направление, получившее название природопользования. По мнению специалистов, именно «основы природопользования» должны устранить разрыв между физической и экономической географиями.

Экологизация очень остро поставила вопрос о соотношении фундаментальных и прикладных исследований в географии. Такая ситуация потребовала углубления разработок, как традиционных (картирование, оценивание), так и новых (мониторинг, геопроектирование, геопрогнозирование) видов географической деятельности, в основе которых лежали уже субъект-объектные отношения.

Экономическая география является одной из старейших отраслей науки. По-прежнему публикуется большое число учебников, руководств «введений» для разных специалистов. Идет обновление давно сложившихся отраслевых наук: географии промышленности и сельского хозяйства, транспортных систем. Возросло внимание к географии сервиса и розничной торговли. Появляется руральная (сельская) география и география информационного бизнеса. Научно-технологический прогресс сопровождает появление географии атомной энергетики, географии высоких технологий, географии коммуникационных сетей и телекоммуникаций. Разрабатываются проблемы территориально-производственных комплексов, вопросы освоения, развития и размещения производственных сил, территориальной организации общества. Развивалась и типологическая ветвь районирования (экстремальные районы, районы Севера, внешнеэкономической деятельности).

Глобальный и региональный подходы издавна в той или иной мере проявлялись в географии и далеко вышли за ее пределы. Эти понятия вошли в обиход экономистов, политиков, политологов, экологов, публицистов, стали общегражданскими символами организации мышления и деятельности.

Широкое употребление термина «глобальный» отмечается с 70-х годов. Особое значение этот термин получил в связи с проблемой глобальных изменений: глобального водообмена, изменения окружающей среды, политики в области охраны окружающей среды. Производные от термина «глобальный» распространились и на общественные явления - политику, экономику и экономические системы. В.П. Максаковский публикует «Географическую картину мира» (1993-1995).

Понятие «региональный» получило распространение после работы У. Айзарда «Введение в региональную науку» (1971). Осмысление этой проблемы осуществлялось учеными разных стран в разнообразной тематике: мировая региональная география, ее сущность, современное развитие и будущие перспективы. Регионалистика проявлялась в классических формах комплексного страноведения, а также в особых формах регионально-типологического направления.

Интересны замыслы объединения воедино глобального и регионального в географии. Наиболее ярко этот подход объединения получился в лозунге Римского клуба: «Мыслить глобально - действовать локально (регионально)!»

Поиски общих теоретических основ географии не прекращаются. Итоги «теоретической революции» не выразились в суммарных результатах теоретического поиска, поэтому наблюдается повышенное внимание к общей географии, ее основам и к расширению исследований в этом направлении.

Основным ядром теоретических разработок данной эпохи стали понятия пространство - место - время. Понятие пространство, пространственный подход активно внедряется в самые разнообразные сферы географического и социологического анализа. При этом интерес исследователей возбуждает не географическое (трехмерное) или геодезическое, а человеческое (многомерное) пространство, т.е. пространство, воспринимаемое не только приборами, но и людьми. В связи с этим в географических исследованиях появляются необычные «качественно окрашенные пространства»: индустриальное, общественное, историческое и др.

Для советской географии характерно использование иных терминов - территория, территориальный, место. Причина обращения к использованию иноязычной (территория), а не отечественной (пространство, место) терминологии трудно объяснить. Возможно это связано с тем, что Россия является материковой страной, а не страной с морскими владениями как Англия или Франция. Проблема территориальности связана с такими понятиями как локализация и размещение, возникающими в процессе «географической (территориальной) дифференциации» и «территориальной организации». Примером могут служить территориальные природные и производственные комплексы.

Разработка положений теории географии, процессов, динамики и экологических проблем стимулировала интерес к категории время. Проблемы времени рассматриваются в ходе изучения прошлого (историческая и эволюционная география), современных процессов (мониторинг) и прогнозном моделировании. В СССР - России это направление связано с разработкой таких понятий как устойчивость и изменчивость.

Важное значение приобретает и такое положение как соотношение пространства и времени. Появляются термины хроногеография и хронотоп, предлагающие обсуждать проблему единства пространства и времени.

Методическое перевооружение географии в первую очередь коснулось вопросов математического моделирования, методов геоинформатики, опирающихся на электронную технику, и внедрения дистанционных методов наблюдения и измерения. Сбор эмпирического материала и его математическая обработка в современных условиях требовали разработки моделей, замещающих в исследовательских работах «натуральный» портрет фрагмента географической реальности. Появляется большое число работ по проблемам разноаспектного моделирования: математико-географического или математико-картографического моделирования, моделирования в медицинской, рекреационной, экономической и социальной географии.

Получили новое осмысление и разработку методики, связанные с решением задач различных видов географической деятельности, связанные с так называемым «деятельностным подходом». Были усовершенствованы методы ландшафтной индикации, оценивания природных комплексов, природных ресурсов, природных условий жизни населения, а также геосистемного мониторинга, геопроектирования, ландшафтного анализа.

Большой удельный вес в публикациях 70-х и 80-х годов занимают работы, ориентированные на развитие и внедрение методов дистанционных исследований. Расширяются и области их применения: климатология, ландшафтоведение, гидрология, социально-экономическая география, мониторинг Земли, картографирование и др. Совершенствуется и методический уровень дистанционных исследований - аэрокосмические в системе мониторинга, дистанционные методы и интерпретация изображения, анализ цифровых образов. В Германии публикуются многочисленные результаты исследования аэрокосмических материалов в ходе регионального изучения климата, снежного покрова, рельефа, почв, растительности. Выходят журналы, посвященные дистанционным методам исследования.

Достижения техники и возросший объем запросов к географической информации обусловили революционный переворот в средствах накопления, обработки и выдачи географической информации. Создаются геоинформационные системы (ГИС), которые прошли путь развития от простых баз данных отдельных отраслей географии, через создание геоинформационных систем, до формирования ГИС - технологий. Последние позволяют решать не только прикладные (обеспечение менеджмента), но и теоретические задачи (прогноз и ретроспективное моделирование, электронное картирование и др.). ГИС - технологии не только активно внедряются во многие сферы жизни, но и приобретают характер нового географического товара. Отсюда, создание профессиональных объединений производителей ГИС-услуг и конференций ГИС-пользователей.

Для развития экономической географии в новом тысячелетии характерно усиление системно-структурных подходов. Усилилось внимание к областям знания, лежащим на стыке экономической географии с другими науками:

  • экологическим аспектам производственной деятельности, расселения и потребления;
  • социологическим и демографическим сторонам процесса общественного воспроизводства (в их пространственном выражении);
  • к условиям обитания населения (что создаёт у экономической географии общее «поле» интересов с медицинской географией и градостроительными дисциплинами).

Это расширяет рамки экономико-географических исследований и порождает потребность в совершенствовании методики и усиливает как комплексность самой экономической географии, так и связи её с другими географическими науками, в том числе особенно с физической географией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Экономическая география и регионалистика - направление в социально-экономической географии, изучающее пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения эффективности самого производства, производительности общественного труда.

Объектом экономической и социальной географии (ЭСГ) в широком понимании является взаимодействие географической среды и общества. Конкретные объекты ЭСГ - это народное хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, а также население и природные ресурсы. К специфическим объектам относятся экономические районы, ТПК, агломерации, транспортные системы и т.д.

Предметом исследования ЭСГ являются различные территориальные системы (городские агломерации, транспортные узлы, системы расселения).

Главная задача экономико-географической науки - изучение производственных и социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и производственной деятельности человека. Именно этим определяется значимость ЭГС как одной из фундаментальных наук.

В своих исследованиях изучаемая дисциплина использует комплекс общенаучных и специфических научных методов. Среди специфических методов, выработанных и применяемых экономической географией: картографический, экономическое районирование, энерго-производственные циклы.

Рассмотренная эпоха стала рубежом, фиксирующим кризис географического мышления, который характерен для индустриального общества и происходит под воздействием процессов экологизации и гуманитаризации. Ползучий экологический кризис, техногенные катастрофы и угроза ядерной зимы обострили интерес к деятельности человечества, качеству среды жизни и запасам природных ресурсов. Гуманитаризация проявилась в формировании бихевиористских подходов, радикальной и общественной географии, в резком увеличении человеческих отраслей - социальной и политической географии. Все это усилило тенденции внутринаучной дифференциации и усложнило систему географических наук. Если в 1985г. назывались 39 «тематических специализаций» географов, то к середине 90-х годов их число приближается к 60.

В области теоретических обобщений географы пытались использовать глобальный и региональный подходы в системе взаимодействия общества и природы. Тенденция глобализации исследований была связана с осознанием целостности географической картины мира и взаимосвязи ее частей. Обобщающими категориями теоретического фундамента стали: геопространство (например, пространство географической оболочки), место, единство времени и пространства, устойчивость и изменчивость. Таким образом, земной мир стал восприниматься в качестве многомерного пространства, мозаики, сложного организма, системы связей и взаимосвязей. Если региональность еще в начале XX в понималась как явление частное, уникальное, то сейчас понимается как часть целого, глобального, сохраняющего при этом уникальные свойства.

В методологической сфере усилился поиск объяснений происходящих явлений и процессов. Географическое мышление стало проявляться не только в форме «науки», «отрасли науки», «учения», но и форме географического подхода, используемого специалистами других наук. В связи с этим усилилось внимание к изучению соотношения географии с философией и идеологией, с макросоциальными процессами (в частности с постмодернизмом). Все большую роль стали играть междисциплинарные проблемно ориентированные исследования (в том числе международные) на базе новых технологий (компьютеризации) и поиска взаимопонимания в сфере общности моделей и понятийно-терминологического аппарата. Компьютеризация привела не только к изменениям носителей геоинформации и методов ее переработки (компьютерное картографическое моделирование), но и к изменению отношений между производителями географических знаний и их потребителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакалавр Экономики: Хрестоматия в 3 томах. Т. 1. / под общ. ред. В.И. Видяпина. - М.: Информационно-издательская фирма "Триада". - 1999, 696 с.

Ромашова Т.В. Введение в экономическую и социальную географию. Курс лекций // Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» #"justify">Шальнев. В.А. Проблемы общей географии (исторический аспект). - Ставрополь.: Из-во СГУ, 1999.

Шишков М.К. Экономическая география России. Краткий курс лекций. [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Территориальное устройство России http://www.tur.samara.ru/sources/articles/id540.htm


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Современная экономическая география и регионалистика отражает многогранный опыт, накопленный как отечественной, так и мировой наукой в области изучения территориальных аспектов взаимодействия между природой, населением и хозяйством.

Конец XX – начало XXI века ознаменовался огромными экономическими, социальными и политическими изменениями, которые оказали влияние на географию населения России, структуру её экономики и хозяйство регионов.

Учебное пособие раскрывает закономерности развития социально-экономических процессов, современное состояние и проблемы становления рыночной экономики России, её взаимодействие со странами зарубежного мира.

Пособие соответствует утвержденным университетским программам подготовки специалистов экономических специальностей. Состоит оно из пяти разделов: теоретические основы экономической географии и регионалистики; общие закономерности территориальной организации и развития хозяйства России; население и трудовые ресурсы России; отраслевая структура экономики России; характеристика регионов России.

Особое внимание уделено пониманию нового видения России в глобальном пространстве, изменению основных подсистем экономики, выявлению взаимосвязей глобальных процессов. В книге представлена обширная статистическая информация, теоретический и картографический материал.

Основные задачи учебного пособия:

Расширить теоретические знания по вопросам развития и размещения производительных сил России;

Развивать пространственно-экономическое и экологическое мышление;

Показать позиционирование России в глобальном пространстве;

Формировать умение оценивать социально-экономическую динамику и инвестиционную привлекательность региона и страны;

Развивать умение анализировать отраслевую и территориальную структуру экономики;

Осветить современные механизмы управления на уровне размещения отдельной отрасли хозяйства и отдельного региона страны.

Методические материалы

Рабочая программа

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Экономическая география и регионалистика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и дипломированных специалистов экономических специальностей.

В результате изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» студенты должны усвоить: особенности административно-территориального устройства, демографические, социальные, экономические, геополитические и экологические аспекты развития России. Также получить знания о размещении природных ресурсов, истории заселения и хозяйственного развития регионов России. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов.

Цели изучения дисциплины:

1) осмысление современного состояния демографической, геополитической, экономической обстановки в России;

2) формирование у студентов комплекса знаний в области теоретических основ по размещению производительных сил России;

3) формирование умения использовать экономико-географическую информацию в подготовке и принятии профессиональных решений.

Задачи курса:

1) рассмотреть теоретические основы экономической географии и регионалистики;

2) ознакомить с историей развития и основными парадигмами экономической географии, методологией экономико-географических исследований;

3) охарактеризовать общие условия и особенности размещения производительных сил России;

4) дать комплексную оценку географического, геополитического, природно-ресурсного и трудового потенциала России;

5) показать размещение и развитие межотраслевых комплексов в России;

6) ознакомить с современным механизмом управления размещением и развитием производительных сил государства и регионов;

7) рассмотреть экономико-географическую характеристику регионов России.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа курса «Экономическая география и регионалистика» рассчитана на 75 часов, с отчетностью в форме зачета. Распределение часов по темам, видам занятий, объединение тем, последовательность их изучения могут быть изменены в соответствии с индивидуальным планом работы студента.

Введение

Экономическая география и регионалистика в системе наук, предмет изучения, роль в жизни человека, основные объекты изучения: природные ресурсы, население и трудовые ресурсы, материальное производство и его структурные составляющие, роль географии в системе международных отношений и организации рационального природопользования.

Раздел I. Теоретические основы экономической географии и регионалистики

1.1. Введение в экономическую географию и регионалистику. Экономическая география и регионалистика в системе образования. Её роль в развитии экономического, географического и управленческого мышления.

Ключевые вопросы экономической географии и регионалистики. Основные типы объектов: природные, социальные, экономические.

1.2. Эволюция экономической географии и региональной науки. Парадигма коммерческой географии. Фактор пространства в теориях Р. Кантильона, Дж. Стюарта, А. Смита. Роль Д. Риккардо в разработке теории ренты по местоположению. Географический детерминизм и географический поссибилизм. Становление теории размещения(локализации) Й. Тюнена. Работы В. Лаунхардта, А. Вебера. Формирование региональной науки. Вклад У. Нзарда в развитие региональной науки. Концепция «Полюсов роста».

1.3. Становление отечественной экономической географии и регионалистики. История развития и основные парадигмы экономической географии. История экономической географии с первой половины XVIII в., вклад М.В. Ломоносова, С.П. Крашенинникова. Экспедиционные исследования европейской части России, Урала и Сибири (И.И. Лепехин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев и др.).

Вопросы территориального экономического и государственного устройства в дореволюционной России. (А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев и др.).

Экономико-географические исследования в СССР. Труды И.Г. Александрова, Н.Н. Баранского, Ю.Г. Саушкина, Н.Н. Колосовского и других ученых. Вопросы экономического районирования страны, проблемы формирования территориально-производственных комплексов.

1.4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Общие закономерности в размещении производительных сил: рациональное размещение производства, комплексное развитие хозяйства, выравнивание уровней развития регионов.

Принципы размещения производительных сил – основополагающие требования экономической политики к пространственному размещению производства. Характеристика принципов размещения производительных сил.

Факторы размещения производительных сил – совокупность условий для выбора рационального размещения хозяйственных объектов. Характеристика отраслевых и территориальных факторов размещения производительных сил.

1.5. Методы экономико-географических исследований. Определение метода. Системный анализ – универсальная технология для решения проблем управления. Картографический метод. Виды карт и картограмм: фоновая, точечная, картограмма простого сравнения, элементы картограмм. Балансовый метод, модель межотраслевого баланса. Историко-сравнительный метод, статистические методы.

Экономико-географическая характеристика размещения и развития отрасли (комплекса) должна включать:
1) указание значения в национальной экономике, описание структуры;
2) экономическую оценку сырьевой базы, факторов размещения;
3) данные о размещении в России и странах СНГ;
4) современную оценку развития;
5) оценку уровня научно-технического прогресса (НТП), экономических связей;
6) данные о территориальной организации, основных центрах;
7) указание основных проблем и направления развития, ход экономических реформ.
При составлении экономико-географической характеристики региона необходимо последовательно изложить следующие вопросы:
1) экономико-географическое положение региона, административно-территориальный состав;
2) экономическую оценку природных условий и ресурсов;
3) характеристику населения и трудовых ресурсов;
4) оценку места и роли региона в межрегиональном разделении труда;
5) данные о размещении и развитии основных отраслей специализации региона; характеристику отраслей, дополняющих территориальный комплекс, отраслей сферы услуг;
6) данные о внутрирегиональных и межрегиональных связях, территориальной организации хозяйства, промышленных центрах, узлах, территориально-промышленных комплексах и т. д.;
7) описание проблем и перспектив развития.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний
Промежуточная и итоговая аттестации студента по учебной дисциплине будут проведены по рейтинговой, балльной системе с учетом выполнения контрольных работ и других условий, указанных в таблице.

1. Участие в работе на практических занятиях оценивается по двадцатибалльной системе.
Студент получает 20 баллов в случае:
– ответа (дополнения к ответу) на два теоретических вопроса;
– активного участия в обсуждении темы;
Студент получает 15 баллов в случае:
– письменного выполнения практического задания;
– участия в обсуждении;
– использования дополнительной литературы при ответе.
Студент получает 10 баллов в случае:
– ответа (дополнения к ответу) на один теоретический вопрос;
– письменного выполнения практического задания;
– участия в обсуждении. Студент получает 5 баллов в случае:
– письменного выполнения практического задания;
– участия в обсуждении.
2. Выполнение контрольной работы оценивается максимум в 20 баллов в случае полного раскрытия темы с использованием дополнительных источников.
Примечание. За отличный ответ (работу) преподаватель может начислить премиальные 10 баллов, или наоборот (неудовлетворительный ответ) уменьшить рейтинг на 10 баллов.

Теоретические материалы

Раздел I
Теоретические основы экономической географии и регионалистики

Цели и задачи изучения раздела – показать значение экономической географии и регионалистики, ее теоретическую и практическую направленность.
В разделе последовательно рассмотрены вопросы: введение в экономическую географию и регионалистику, экономическая география в системе образования, история развития и основные парадигмы экономической географии.
Указания по изучению раздела: особое внимание при изучении раздела следует уделить ключевым вопросам науки, объекту изучения экономической географии и регионалистики.
Усвоить понятия: «пространственная составляющая», «экологическая составляющая», «регионалистика», «регион».

Глава 1. Введение в экономическую географию и регионалистику

§ 1. Экономическая география и регионалистика в системе образования

Согласно современным российским вузовским программам экономическую географию и регионалистику преподают будущим географам, регионоведам, экономистам и управленцам. Постоянными пользователями экономико-географической информации выступают также журналисты, политологи, социологи, работники таможенной службы, культурологи и представители многих других гуманитарных специальностей. Столь широкое общественное признание объясняется уникальной функцией экономической географии в развитии знаний и мышления, а именно – синтезом всей разнообразной информации об окружающем нас мире, ее удобным представлением в виде карт, атласов, справочников, энциклопедий, монографий, баз данных, геоинформационных систем и других накопителей информации, пользование которыми необходимо для понимания крайне сложных и все убыстряющихся процессов изменения окружающего мира и принятия опережающих решений на перспективу.
Являясь составной частью географии – единственной науки, синтезирующей всю совокупность знаний о Земле, экономическая география обеспечивает пространственный синтез естественнонаучной, социально-экономической, экологической и технологической информации. Поэтому в системе экономического и управленческого образования она выполняет важную функцию, отвечая за развитие пространственной, экологической, системной и проблемной составляющих экономического, географического и управленческого мышления.
О необходимости развития пространственной составляющей экономического мышления говорит тот факт, что любое пособие для начинающего предпринимателя начинается с утверждения о важности правильного выбора местонахождения фирмы и рынка сбыта товаров как одного из главных условий для успешного ведения бизнеса.
О важности развития экологической составляющей свидетельствуют обязательная экологическая экспертиза инвестиционных проектов, экологизация экономики высокоразвитых стран, где быстрый экономический рост наблюдается в «зеленых» отраслях производства и сферы услуг (производство экотехники, развитие рекреации и туризма, утилизация отходов и мусоропереработка, биотехнология и др.), и быстрый рост эколого-экономических исследований и публикаций, сопровождающийся появлением все большего количества учебных дисциплин в учебных планах экономических факультетов (ресурсная экономика, экономика окружающей среды, экологическая экономика и др.).
Необходимость развития системной и проблемной составляющих определяется тем, что современный мир постоянно усложняется, и чем большее количество взаимосвязанных факторов способен учитывать специалист при выработке конкретного решения, т. е. чем большим объемом информации он владеет, тем меньше риск принятия ошибочного решения и потери ресурсов в ходе реализации проекта.
С пространственной составляющей тесно связаны мировая экономика, национальная, региональная экономика, экономика города и пространственная экономика, с экологической – ресурсная, экономика природопользования, экологическая экономика и эколого-экономические проблемы крупных городов, с системной – сравнительная экономика, экономика России и СНГ, региональная экономика и политика Европейского Союза (ЕС), международный бизнес.
Таким образом, экономическая география, для которой пространственный, экологический, системный и проблемный подходы составляют ее суть, выступает как базовая учебная дисциплина для целого комплекса специальностей.
Термин «регионалистика» обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям. В отечественной науке чаще использовался иной термин – «региональная экономика». Региональная экономика – географическое (региональное) направление в экономике, научная дисциплина, изучающая пространственные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития. Регионалистика – синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, изучающее регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям.
Основным понятием в регионалистике является «регион». В экономической литературе приводятся различные определения региона. Однако многие авторы выделяют следующие три отличительных признака региона: территория, специализация и наличие экономических связей.
Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов (происходит от латинского слова и означает страна, край, область, т. е. некоторая местность). С позиций системного подхода регион можно считать особой социальной экономической системой, особым элементом которой является население. Население одновременно производит и потребляет материальные и нематериальные блага. Цель функционирования такой социально-экономической системы – удовлетворение потребностей населения, создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
В современной Российской Федерации существует несколько видов регионов (в литературе и практике понятия «район» и «регион» часто отождествляются).
Основные регионы в России – это субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории. Совокупность регионов России составляет основу территориальной структуры экономики.
Можно сделать вывод о том, что общеэкономическая дисциплина «Экономическая география и регионалистика» изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства – предметы и орудия труда).
При размещении производительных сил исследуются четыре главных вопроса: КТО, ЧТО, КОГДА И КАК размещает производительные силы в обществе.
КТО – это субъекты хозяйствования. Под ними подразумеваются юридические и физические лица. Юридические лица – это органы государственного управления, различные организации, объединения, фирмы, предприятия, наделенные особыми полномочиями и правами согласно уставу их деятельности. Физические лица – это граждане, занимающиеся особого рода деятельностью, но не зарегистрированные государством в качестве юридических лиц, т. е. не имеющие зарегистрированного устава, печати и расчетного счета в банке.
ЧТО – это производительные силы общества. Они включают, по меньшей мере, два фактора: рабочую силу и средства производства.
Рабочая сила – это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной.
Средства производства – это орудия и предметы труда. Орудия труда можно интерпретировать узко и широко. В первом случае чаще всего подразумевают машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса. При широкой интерпретации сюда включаются энергетические ресурсы, привлекаемые для приведения в действие машин и механизмов, а также информация, в том числе формируемая в научном процессе.
Предметы труда – это то, на что обращен производственный процесс. В ходе производственного процесса предметы труда превращаются в механизмы, но это узкая интерпретация такой категории. В широком смысле предметом труда является все то, что целенаправленно изменяет человек.
Вообще, «разместить» – это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности. Между производственными и социальными объектами существует конкретная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила – это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура – социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы, безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.
КОГДА – оба фактора производства соединяются в производственном процессе специальным образом, т. е. согласно технологии. Поэтому требуется определенный порядок ввода в действие производственных элементов. Для создания нормальных условий воспроизводства рабочей силы в определенной последовательности вводятся в число действующих социальные объекты.
КАК – производительные силы страны в течение советского периода вводились в действие по определенной схеме под государственным руководством. В условиях отечественной рыночной экономики механизм государственного регулирования разработан все еще недостаточно.
Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» имеет сложную дифференцированную структуру.
По однородным уровням пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить:
локалистику (локальный уровень);
регионоведение (региональный уровень);
страноведение (национальный уровень, география зарубежных стран);
глобалистика (глобальный уровень, география мирового хозяйства).
По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:
география природных ресурсов и природопользования;
география населения;
география хозяйства;
география управления и инфраструктуры;
коммерческая география;
гуманитарная география;
социально-политическая география.
В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем:
территориальное планирование;
размещение предприятий;
региональное развитие;
геополитика и геоэкономика;
диффузия инноваций и др.
По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческая география, современная география, прогностическая география.
Обоснование рациональной территориальной организации производительных сил возможно только при совместном участии многих наук. Территориальность и комплексность – важные отличительные признаки, органически связывающие экономическую и социальную географию с целым рядом экономических, естественных и технических наук.
Экономическая география и регионалистика занимает особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно взаимосвязана с экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками, экономикой природопользования, экономикой и социологией труда, экономическим прогнозированием, историей государственного управления, разработкой управленческого решения, региональным планированием и т. д.
Экономическая география связана с физической географией и другими естественными науками, в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди других наук можно выделить математику и демографию.
В настоящее время повышается роль субъектов Федерации и федеральных округов в формировании, развитии и размещении производительных сил, возникают свободные экономические зоны, формируются новые горизонтальные связи, меняется политическая и административная карта страны. Учитывая сказанное, будущим специалистам необходимы теоретические знания и практические навыки, позволяющие исследовать и анализировать экономические процессы на конкретной территории.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте значимость подходов экономической географии.
2. Какие типы объектов рассматривает экономическая география и регионалистика?
3. Выделите ключевые понятия экономической географии и регионалистики, приведите определение понятия «регион».
4. Какие вопросы решают при размещении производительных сил? Опишите связь между производительными силами и социальными объектами.
5. Дайте оценку роли экономической географии и регионалистики в решении вопросов экономического развития страны.

§ 2. Эволюция экономической географии и региональной науки

История развития экономической географии начинается с экспедиционных исследований и землеописания. Это старейшие парадигмы экономической географии, которые существуют уже около 2,5 тыс. лет (древнегреческие источники, работа Страбона «География» и др.).
Период, последовавший за периодом Великих географических открытий (XV–XVI вв.), привел к необходимости развития парадигмы коммерческой географии.
Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон) и создателей социальных утопий (Т. Мор, Т. Компанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн). В XVII–XVIII вв. фактор пространства упоминается в экономических теориях Р. Кантильона, Дж. Стюарта, А. Смита. Особая роль в развитии теоретических основ экономической географии и регионалистики принадлежит Д. Риккардо, который обосновал принцип сравнительных преимуществ в межрегиональной торговле и разработал теорию ренты по местоположению.
В XIX в. в экономической географии развиваются две противоположные парадигмы: географический детерминизм (от англ. determinate – определенный) и географический поссибилизм (от англ. possibilite – возможность). Первая утверждала жесткую обусловленность развития экономики и общества природными условиями; вторая признавала наряду с природной обусловленностью активную роль социально-экономической деятельности.
Основное течение экономической мысли развивалось в условиях игнорирования экономического пространства, что приводило к искажающим упрощениям. Например, в исследованиях механизмов конкуренции, торговли, взаимодействия производственных факторов не учитывалась «монополистическая защита» расстояний и транспортных издержек, конкурентные преимущества различных мест размещения производства, немобильность природных ресурсов и т. д.
Становление теории размещения (локализации) принято связывать с публикацией в 1826 г. книги немецкого экономиста Иоганна Генриха Тюнена (1783–1850) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. В работе впервые в развитии экономической мысли объективно доказывается влияние размещения производительных сил на их развитие.
Исследование Й. Тюнена отличал высокий уровень абстракции. Он предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Государство не имеет внешних экономических связей и имеет аграрную специализацию. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
Тюнен доказал, что в рамках определенных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства – это система концентрических кругов (поясов, колец) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Урожайные или более продуктивные производства размещаются ближе к городу. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
Тюнен выделил шесть колец размещения сельскохозяйственной деятельности, основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге. В других условиях состав поясов будет другим, но принцип их чередования сохранится.
А.Г. Гранберг, описывая теорию размещения Тюнена, пишет, что видел «кольца Тюнена» на Кубе. Это были схемы размещения новых плантаций на равнине вокруг населенных пунктов – мест проживания сельскохозяйственных рабочих и центров переработки продукции.
Несмотря на явные недостатки (абстрактность, большое количество ограничений, учет только транспортного фактора размещения и др.), работа Тюнена стала первым примером использования абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Задача Тюнена обобщается и анализируется с использованием современного математического аппарата – линейного программирования.
В 1882 г. в Германии Вильгельм Лаунхардт разработал метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции (метод Лаун-хардта, или метод весового локационного треугольника). В качестве объекта размещения Лаунхардт выбрал металлургическое предприятие. Решающим фактором размещения производства у Лаунхардта, так же как и у Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Задача Лаунхардта имеет геометрическое и механическое решение.
Метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья, топлива), и в географии металлургической промышленности достаточно много примеров размещения предприятий, соответствующих треугольнику Лаунхардта. В частности, примером локационного треугольника Лаунхардта можно считать размещение Череповецкого металлургического комбината в Вологодской области: железная руда поступает на комбинат с запада (Оленегорское и Ковдорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское месторождение в Карелии), каменный уголь с востока (Печорский угольный бассейн – Воркута и Инта), основные потребители готовой продукции находятся южнее предприятия (в Центральном экономическом районе).
Основной труд немецкого экономиста и социолога Альфреда Вебера (1868–1958) «О размещении промышленности: чистая теория штандорта» был опубликован в 1909 г. А. Вебер сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизация общих издержек производства, а не только транспортных.
Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, Вебер предлагал учитывать при размещении три фактора:
1) транспортный (удаление или сближение с рынками сбыта и сырьевой базой) при условии, что они образуют выпуклый многоугольник;
2) трудовой (стоимость рабочей силы, ее количество и качество);
3) агломерационный.
Соответственно, выделяются и три основных направления ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.
Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации.
Вебер обосновал понятие агломерационного эффекта. Проявление этого эффекта состоит в снижении удельных затрат (затрат на одну единицу производимой продукции), на строительство и эксплуатацию общих инфраструктурных сооружений при размещении предприятий на компактной территории. При техническом родстве этих предприятий появляются возможности сократить процессы транспортировки грузов, последовательно обрабатываемых в рамках единой технологической цепочки, и получить в результате этого дополнительную экономию.
В 50-е годы XX в. в зарубежном мире сформировалась региональная наука, идеологом и организатором которой стал У. Изард, инициировавший в 1954 г. создание Ассоциации региональной науки (Regional Science Association), которая в 1960 г. получает международный статус. В 1956 г. вышла первая монография У. Изарда «Размещение и экономика пространства», в которой он ставит задачу ликвидации существующих расхождений между классическими теориями размещения и ведущими школами общей экономической теории. В 1966 г. публикуется книга У. Изарда «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах», которая была переведена на русский язык и до настоящего времени является классическим учебником региональной науки.
У. Изард приводит 13 определений региональной науки, ни одно из которых, по его мнению, не может считаться полноценным. Например, региональная наука определяется как область общественных наук, изучающая пространственный аспект человеческой деятельности с целью выявления пространственных взаимосвязей между людьми, их деятельностью и преобразованной географической средой.

1. Предмет изучения и задачи экономической географии и регионалистики.

Экономическая география и регионалистика представляет собой комплекс научных дисциплин, изучающих территориальную организацию общественного производства и процессы формирования и развития территориальных социально-экономических систем стран и регионов.

Основной составляющей регионалистики (совокупности знаний о регионах) является региональная экономика. Часто эти понятия употребляют как синонимы.

Предмет изучения экономической географии и регионалистики сложен и многосторонен, его составляющими являются:

    размещение производительных сил;

    экономика отдельных отраслей, стран и регионов;

    экономические связи между станами и регионами;

    региональные экономические системы;

    региональные аспекты экономической жизни.

При изучении размещения производительных сил экономическая география и регионалистика устанавливают закономерности размещения производства, определяют принципы и выявляет факторы размещения производства.

Экономическая география и регионалистика взаимосвязана с дисциплиной «Мировая экономика», имеет одинаковые объекты изучения, но в отличие от нее главный акцент делает на территориальное размещение общественного производства и его основных компонентов (населения, природных ресурсов и других хозяйственных ресурсов), а также экономико-географические особенности стран и регионов.

Основными задачами экономической географии и регионалистики на современном этапе являются:

    обоснование и разработка путей совершенствования территориальной организации общественного производства и наиболее рационального размещения производительных сил с целью минимизации издержек в сфере экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

    разработка оптимальной структуры и сбалансированности национальных экономик;

    создание научной основы экономического районирования, обоснование системы соподчинения районов разного таксономического ранга и классификация регионов в зависимости от условий их функционирования в рыночной экономике;

    экономико-географическое изучение населения и трудовых ресурсов, систем расселения, миграций, а также обоснование размещения отдельных населенных пунктов;

    изучение потенциала регионов, стран, отраслей и других экономико-географических объектов;

    изучение вопросов географического, международного и межрегионального разделения труда;

    экономико-географический аспект преобразования природы, в том числе взаимодействие общества и окружающей природной среды.

Главная задача региональной экономики заключается в научном обосновании разумного компромисса между экономическими интересами страны в целом и отдельных ее регионов, а также изучение перспектив повышения эффективности развития отдельных регионов и страны в целом.

Важность указанной задачи определяется тем, что в России и в мире в последнее время в региональной политике и экономике сочетаются два принципа:

    регионализация;

    интеграция.

Другими словами, необходимо учитывать специфику отдельных регионов, которые, в тоже время, являются едиными частями хозяйственного комплекса страны, поэтому следует предпринимать меры по территориальной интеграции экономики. В первую очередь по таким направлениям, как экологическая безопасность, создание единых топливно-энергетических систем, водных и транспортных систем.

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики расширяется круг изучаемых региональной экономикой проблем за счет включения в ее сферу региональных финансово-кредитных отношений, а также процессов формирования региональных рынков.