Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собственными доходами из определенных денежных источников и соответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.
Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п.
Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, трансфертные платежи и другие выплаты нуждающимся малообеспеченным, инвалидам или безработным), политики заработной платы и жилищной политики. Основным направлением государственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда.
Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:
Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости.
К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддержка безработных, а именно:
Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государства в формирование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с не- компенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализации). Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство их финансирует из своего бюджета, который пополняется за счет налогов.
Другое направление воздействия государства на экономику - стимулирование развития производства. Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.
Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.
Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.
Отрицательные возникают в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы и т. п.
Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.
Для нейтрализации внешних эффектов правительство осуществляет следующие мероприятия:
Государственное регулирование экономики в современных условиях осуществляется по ряду основных направлений, или, говоря по другому, государство выполняет определенные экономические функции
1. Обеспечение правовой основы и социального климата, способствующего эффективному функционированию рыночного механизма.
2. Производство общественных товаров.
3. Перераспределение доходов и богатства.
4. Устранение последствия внешних эффектов.
5. Регулирование рынка труда.
6. Антиинфляционное регулирование.
7. Обеспечение экономической безопасности.
Обеспечение правовой основы и социального климата, способствующего эффективному функционированию
рыночного механизма.
Прежде всего, государство издает законы, регулирующие экономическую деятельность, а также обеспечивает и контролирует их исполнение. То есть, определяются "правила игры", которых обязаны придерживаться все экономические агенты - производители, потребители, посредники и пр. в том числе и само государство.
Законодательные и нормативные акты государства преследуют достижение ряда целей:
обеспечение прав субъектов рынка;
защита права собственности;
защита прав потребителей;
наказание (административное и уголовное) нарушителей;
обеспечение качества продукции;
обеспечение безопасности труда;
регулирование взаимоотношений администрации предприятий и профсоюзов;
одной из важнейших целей государства является защита конкуренции и ограничение влияния монополий.
Товары и услуги в рыночной системе делимы, то есть, они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы стать доступными индивидуальным покупателям. Они так же подвержены принципу исключения. Это означает, что только тот получает данный товар или услугу, кто способен и готов уплатить соответствующую цену. Те же, кто не в состоянии или не желает платить, тот исключается из числа обладателей данного товара или услуги.
Но существует определенные виды товаров, называемые общественными товарами или благами, которые неделимы, то есть, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Кроме того, на них не распространяется принцип исключения, так как не существует эффективных способов отстранить кого-либо от пользования этими благами. Рыночная система эти товары не производит, потому что их нельзя продать конкретному покупателю.
Классическим примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от опасных мелей. Строительство маяка вполне может оказаться (и, как правило, оказывается) экономически обоснованным, так как выгоды (уменьшение числа кораблекрушений) превышают производственные затраты. Но выгода, приходящаяся на долю каждого пользователя маяком вряд ли может окупить постройку маяка, она не поддается денежному измерению, то есть, маяк - неделим.
К общественным товарам или благам относятся: государственное управление, оборонный комплекс, единая энергетическая система, деятельность правоохранительных органов, вакцинация населения, очистные сооружения, фундаментальная наука и так далее.
3.Перераспределение доходов и богатства.
Рыночная система представляет собой обезличенный беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение доходов и богатства может порождать большее неравенство, чем желательно и необходимо обществу.
С одной стороны - тот, кто производит товары, подходящие потребителям по цене и качеству и покупаемые ими, другими словами, тот, кто лучше удовлетворяет потребности общества, должен больше зарабатывать и богаче жить - здесь неравенство в доходах играет поощрительную и стимулирующую роль.
С другой стороны - многие члены общества в силу различных причин не могут участвовать в рыночной конкуренции, или участвуют в ней без особого успеха. Государство берёт на себя обязанность перераспределить доходы в обществе, снизить степень их дифференциации. В этих целях предпринимается ряд мер:
Во-первых, государство осуществляет трансфертные платежи - адресные денежные выплаты различным категориям неимущих и малообеспеченных граждан - пенсии инвалидам и престарелым, пособия безработным и многосемейным и так далее.
Во-вторых, государство регулирует цены, устанавливаемые рынком, выделяя дотации производителям отдельных товаров первой необходимости (хлеб, молоко и некоторых других), делая их более доступными для всех.
В-третьих, преследуя цель повысить доходы малоимущих групп населения, государство может законодательно установить обязательный минимум заработной платы.
В-четвёртых, во многих странах установлен прогрессивный налог на доходы, то есть чем больше зарабатывает человек, тем большую сумму налогов он платит.
Государственное регулирование характеризовалось выше в широком плане как государственное управление, а в более узком смысле как управление рыночной экономикой, осуществляемое со стороны государства посредством использования предусмотренных законодательными и другими нормативными актами экономических рычагов, оказывающих воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Вместе с тем еще раз подчеркнем, что между понятиями "государственное управление экономикой" и "государственное регулирование экономики" нельзя провести четкую разграничительную черту, так же как и между прямым и косвенным управлением.
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.
В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляются гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики во многом обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства – частной, акционерной, коллективной. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.
Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).
Государственное регулирование направлено на соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Рассмотрим виды и формы государственного регулирования экономики.
Непосредственное государственное управление рядом отраслей , объектов полностью или частично применяется по от ношению к предприятиям, организациям, имеющим важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.
Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Понятно, что, "изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.
Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.
Валютное регулирование
предусматривает установление государством методов, видов, форм осуществления операций с иностранной валютой, порядок их проведения. Посредством
валютного регулирования государство воздействует на обращение валюты в стране, на курс национальной валюты по отношению к иностранным, а также проводит контроль за валютными операциями. К функциям государственного валютного регулирования относится установление валютных ограничений, связанных с приобретением, использованием, перевозкой и переводом валютных ценностей.
Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство вправе устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета. Бюджетное регулирование распространяется и на перераспределение средств между федеральным и региональными бюджетами.
Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство вправе само определять величину цен на товары. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.
Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно. Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.
Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний о осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.
Государственное антимонопольное регулирование направлено па ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.
Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности. Составной частью внешнеэкономического регулирования является таможенное регулирование в виде прямых и косвенных методов воздействия на экспортирование и импортирование товаров. Таможенные пошлины и сборы, как отмечено выше, являются частью налогового регулирования.
Рассмотренный перечень видов и форм государственного регулирования экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.
Деятельность государства направлена на достижение главной цели – блага человека, его благополучие и максимальной защищенности.
Государство выполняет определенные функции, каждая из которых имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:
Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.
Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой процесс воздействия на социально-экономическую систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности.
Достижение основной цели регулирования находится в прямой связи с реализацией конкретных целей, среди которых важнейшими являются следующие.
1. Противодействие (или нейтрализация) циклическим колебаниям и их последствиям в экономике.
2. Ограничение (или поощрение) последствий внешних эффектов.
3. Целенаправленное дорегулирование тех социально-экономических сфер, в которых действие рыночных регуляторов либо ограничено, либо вовсе отсутствует.
Решение задач, связанных с достижением каждой из поставленных целей, имеет свою специфику и может осуществляться по различным направлениям.
Противодействие колебаниям в экономике государство может осуществлять по нескольким направлениям. Одним из них может быть расширение совокупного спроса. Регулирование спроса государство реализует с помощью снижения налогового бремени, принятия мер для роста доходов или снижения процента. Другими направлениями борьбы за экономическую стабильность могут быть борьба с безработицей и инфляцией. Действуя в этом направлении, государство регулирует инвестиционный климат и массу денег, находящуюся в обращении.
Свою специфику и направления имеет регулирование последствий внешних эффектов. Внешние, или побочные, эффекты представляют собой явление, способное оказывать на потребителей косвенное воздействие. Оно не может иметь конкретной денежной оценки, следовательно, и не может быть представлено для продажи на рынке.
Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Примером негативного внешнего эффекта может служить загрязнение окружающей среды, обусловленное использованием несовершенной технологии или применением вредного для здоровья людей и природы сырья (химическое производство, металлургия и др.). Последствия побочного эффекта не могут быть полностью учтены и, следовательно, автоматически компенсированы (через механизм спроса и предложения). Поэтому, для того чтобы соблюсти интересы производителя и общества в целом, при этом в качестве приоритета поставив общественные интересы, необходимо регулирование рамок деятельности производителя.
Необходимость целенаправленного дерегулирования отдельных социально-экономических сфер обусловлена тем, что рынок не может гарантировать право на доход и труд, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и среды обитания. В то же время рынок создает условия для дифференциации среди производителей и членов общества в целом, а также служит благотворной средой для монополизации экономики - антипода добросовестной конкуренции и тормоза прогресса.
Свои регулирующие функции и конкретные цели государство осуществляет на основе определенных методов.
Методы государственного регулирования экономики представляют свод способов и форм, с помощью которых органы государственной власти реализуют возложенные на них функции по регулированию экономических процессов.
Государственное регулирование осуществляется административными и экономическими методами.
К административным методам государственного регулирования относятся методы разрешения, запрета и принуждения.
С помощью разрешительных административных методов государство осуществляет регулирование развития определенных сфер деятельности, степень открытости внешнеэкономических отношений и др.
Запретительные способы наиболее распространены в деле охраны окружающей среды и в использовании невоспроизводимых ресурсов. Например, государство вправе запретить производство тех продуктов, которые либо сами, либо их изготовление и продажа наносят вред обществу. Вправе оно запретить и те виды деятельности, которые нецелесообразны для общества. Это может быть, например, запрет на ввоз и продажу оружия и наркотиков, запрет на предоставление услуг игорного бизнеса и др.
Административные методы принуждения особенно эффективны для регулирования деятельности монополий. Так, государство заставляет монополии ограничивать масштабы своего развития лишь до определенных пределов, принуждает всех предпринимателей исполнять нормы государственных правовых актов - трудовой и административный кодексы, законы о минимальной оплате труда, о продолжительности рабочей недели и т.д.
Инструментами административных методов регулирования являются правовые и нормативные акты и правила. К ним относятся конституция страны, законы центральных органов власти, зафиксированные в различных кодексах, указы президента страны, постановления правительства и распоряжения его отдельных структур (министерств), федеральные правила, стандарты и уставы, а также законы и нормативы, принятые местными органами государственной власти (в Российской Федерации это субъекты Федерации).
К экономическим методам государственного регулирования относятся те, с помощью которых государство оказывает воздействие на факторы непосредственно рыночных отношений, таких как совокупный спрос и совокупное предложение, денежное обращение и налоги.
Основным экономическим методом государственного регулирования экономических процессов является использование инструментов финансовой и денежно-кредитной систем. .
Использование финансовой системы для регулирования экономики предполагает осуществление государством сбора налогов с экономических субъектов и перераспределение имеющихся в распоряжении государства денежных ресурсов через бюджетную систему. Таким способом государство получает возможность, с одной стороны, содержать себя и социальную сферу, перераспределять доходы, а с другой - способствовать развитию определенных сфер и отраслей экономики.
Прогнозирование и разработка планов социально-экономического развития в условиях рыночной экономики служат, во-первых, важными средствами (индикаторами) получения информации о направлениях развития экономики страны как для отечественного, так и для международного делового мира, а во-вторых, определяют материальные возможности и объем необходимых средств для реализации национальных программ и дальнейшего развития экономики.
Таким образом, для осуществления регулирования экономических процессов государству требуется комплексная система методов и инструментов.
Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.
Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.
Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.
Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.
Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.
К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.
Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.
Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:
Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.
Основными целями стабилизационной политики являются:
Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.
Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.
Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.
"Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика" и другие