Поправки в валютное законодательство

С 2018 года вступят в силу изменения в валютном законодательстве. Некоторые изменения направлены на упрощение жизни участников внешнеэкономической деятельности, а некоторые – на ужесточение их ответственности. Читайте в статье, какие изменения в валютном законодательстве с 2018 года учитывать в работе импортеров и экспортеров.

Какие документы вносят изменения в валютные операции с 2018 года

Изменения в валютном законодательстве с 2018 года утверждены следующими документами, которые приняты прошлом году:

  • Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-У,
  • Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»,
  • Федеральный закон от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
  • Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».

Перечисленные документы вводят новый порядок предоставления в банк документов участниками внешнеэкономической деятельности. Их действие распространяется на:

  • Юридических лиц – резидентов России (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка),
  • Юридических лиц, не являющихся резидентами РФ,
  • Индивидуальных предпринимателей,
  • Лиц, занимающихся частной практикой.

Посмотрим, в чем заключаются нововведения в валютном законодательстве.

Отмена паспорта сделки

Изменения в валютном законодательстве с 01.01.2018г. упростили порядок документооборота между банком и резидентом. Главным новшеством стала отмена обязанности оформлять паспорт сделки. Вместо него банки будут ставить на учет внешнеторговые контракты.

Регистрация внешнеэкономического контракта

Порядок регистрации контрактов банк разрабатывает и утверждает самостоятельно. Уникальный номер контракта банк вносит в базу «Банк – ФНС».

Для постановки контракта на учет предоставьте в банк:

  • Реквизиты участников внешнеэкономической сделки,
  • Сведения о контракте:
  • Вид контракта,
  • Дата и номер,
  • Валюта договора,
  • Сумма взаиморасчетов,
  • Дата завершения обязательств по договору.

Для резидентов – экспортеров действует ускоренный порядок. Их контракты банки будут ставить на учет не позднее следующего рабочего дня.

Регистрировать будут не все контракты

Законодательством установлены денежные лимиты, ниже которых контракт не регистрировать не нужно:

  • 3 млн.руб. – для договоров импорта,
  • 6 млн.руб. – для экспортных договоров.

Снятие контракта с учета

Банки снимают контракт с учета по заявлению организации после завершения всех обязательств. К этому моменту резидент обязан предоставить в банк все документы, необходимые для валютного контроля.

Положения переходного периода

Что делать с паспортами сделок, которые на начало 2018 года были уже оформлены или были поданы документы на оформление паспорта? Смотрите в таблице, как поступать на рубеже 2017 – 2018гг.

В каком состоянии паспорт сделки на 01.01.2018г.

Что делать с паспортом сделки в 2018 году

Паспорт полностью оформлен

Банк автоматически закроет паспорт сделки и перенесет данные в реестр действующих контрактов

Паспорт еще не оформлен, документы собраны, в банк не сданы

Документы на оформление паспорта сделки не сдавайте, подайте документы на регистрацию внешнеэкономического контракта

Паспорт еще не оформлен, документы для паспорта подготовлены, сданы в банк на проверку

Банк поставит контракт на учет на основании полученных документов. Собирать документы повторно не придется

Отмена справок о валютных операциях

Следующее изменение в валютном законодательстве, которое вступает в силу с 2018 года, - банки не будут требовать справки о валютных операциях. Однако обязанность предоставлять другие документы, необходимые для валютного контроля, сохранена.

Участники валютного договора обязаны предоставить документы в банк в течение 15 дней с момента зачисления валюты. Исключение составляют договоры на сумму менее 200 тысяч рублей, по ним предоставлять документы не требуется.

Если сумма валюты в рублях превышает 200 тыс.руб., то вместо справки о валютных операциях организации (резиденты и нерезиденты) предоставляют в банк информацию о виде кода операции. Форма документа утверждена в Приложении 1 к Инструкции Банка России.

Банки будут чаще отказывать в проведении валютных операций

Изменения в валютном законодательстве с 1 января 2018 года не только упростили работу резидентов, расширяется перечень оснований, по которым банки смогут оказать в проведении валютной операции.

В 2018 году банки могут отказать по двум причинам:

  • Непредоставление запрошенных документов или предоставление недостоверных документов,
  • Подозрение, что операция совершается с целью легализации преступных доходов или с целью финансирования террористов.

Эти причины не изменились с 2017 года. С 14 мая 2018 года добавятся новые основания для отказа:

  • Нарушение положений ст. 9 «Валютные операции между резидентами» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ,
  • Неисполнение положений ст.12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» 173-ФЗ,
  • Нарушение требований ст.14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ,
  • Неисполнение положений других положений валютного законодательства.

Последний пункт делает перечень открытым и разрешает банкам отказывать в проведении валютных операций при любом нарушении валютного законодательства.

Ужесточение ответственности

Изменения в валютном законодательстве с 2018 для юридических лиц добавили новую обязанность резидентов, а ответственность за нарушение валютного законодательства ужесточена.

Во-первых, у резидентов появилась обязанность информировать банки о сроках исполнения обязательств сторонами внешнеторгового договора (ст.19 173-ФЗ). В информации об ожидаемых максимальных сроках резидент обязан сообщить банку, в какие предельные сроки будет осуществлен перевод денежных средств и осуществлена поставка товаров.

Во-вторых, изменениями в КоАП РФ увеличены штрафы для организаций и ИП:

Нарушение

Штраф

Основание

Осуществление незаконных валютных операций

Для граждан, ИП и юр.лиц – от ¾ до 1 размера суммы операции,

ч.1 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.4 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты, если для сделки предусмотрено оформление паспорта

Для ИП и юр.лиц – от 40 до 50 тыс.руб.,

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.4.1 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату сумм, уплаченных за непоставленные товары, работы, услуги

Для ИП и юр.лиц – 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока и (или) от ¾ до 1 размера суммы, не зачисленной на банковские счета,

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.5 ст.15.25 КоАП РФ

Обмен информацией с иностранными налоговыми органами

Изменения коснулись международных групп компаний. Российские налоговые органы со своими зарубежными коллегами реализуют программу международного обмена информации о таких компаниях. В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом 7.1.

Международная группа компаний – это структура, которая ведет деятельность без образования юридического лица и обладает следующими признаками:

  • Участники группы связаны между собой владением долей бизнеса или правом принятия и контроля решений,
  • Участники группы являются налоговыми резидентами разных государств,
  • Группа составляет консолидированную отчетность.

Если суммарная годовая выручка такой группы превышает 50 млрд.руб., она обязана предоставить в налоговые органы ряд сведений:

  • Суммы доходов, расходов и налогов,
  • Глобальную и национальную документацию,
  • Страновой отчет.

Изменения валютного законодательства в 2018 году связаны с дополнением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Изменения в валютном законодательстве с 14 мая 2018 года внесли и правки в КоАП РФ. Они, как и изменения, отразившиеся на содержании закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, являются результатом принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ и тоже вступают в силу с 14.05.2018.

Нововведения закона о валютных операциях

Что отличает новый вариант закона о валютных операциях в РФ от старого? Изменений в этом документе всего два:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. - для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. - для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Новшества КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    1. осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    2. не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    3. не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.
  • С 14.05.2018 за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

К изменениям валютного законодательства, начинающим действовать в 2018 году, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Применение обновленного закона начинается с 14.05.2018, а новой инструкции - с 01.03.2018.

Новая инструкция отменяет паспорт сделки и справку о валютных операциях, вводя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также меняет лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Нововведения в законе о валютном контроле приводят к тому, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно вводится административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Отказы банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г. №181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ). Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

Изучение понятия и содержания валютного регулирования необходимо для недопущения нарушения правовых норм – «незнание закона – не освобождает от ответственности».

Каждое государство имеют свою валюту (за исключением Евросоюза – евро является валютой нескольких государств) – денежный эквивалент, поэтому государственные органы занимаются урегулированием и контролем этой деятельности, в законодательство постоянно вносятся изменения. Основной правовой акт, регулирующий эту деятельность в Российской федерации – это закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Последние изменения в закон были внесены 14 ноября 2017 года.

Валютное регулирование – деятельность законодательных органов по созданию и усовершенствованию законодательства в сфере валютных отношений. Валютное регулирования в РФ имеет четкую направленность на укрепление положения страны.

В Законе понятие «валютное регулирование» не раскрыто. Валютное регулирование приобретает особое значение в связи с глобализацией. Все больше россиян пытаются открыть бизнес за границей, в связи с этим необходимо выстраивать четкую структуру обмена валют.

Валютное регулирование осуществляет Центральный банк и Правительство.

Суть валютного регулирования России заключается в создании нормативных правовых норм.

Рубль – национальная валюта Российской Федерации. Все финансовые операции, проводимые в Российская Федерация, как правило, должны быть проведены в рублях. Гражданский кодекс, в статье 140, разрешает использование иностранной валюты в случаях, предусмотренных законном «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное регулирование тесно связано с внешнеэкономической деятельностью. Валютное регулирование осуществляется посредством изучения практики зарубежных государств, с учетом соблюдения норм о финансовой безопасности страны.

Предмет валютного регулирования – валютные отношения, возникающие как между резидентами, так и между нерезидентами.

Валютные отношения – это не только обмен валют, но и иные аспекты данной деятельности (правовой статус резидентов/нерезидентов, их права и обязанности, сертификация банками, ввоз/вывоз валюты).

Предмет – это на что направлено правовое регулирование. Наличие в мире различных валют и активное экономическое развитие порождает вопросы взаимодействие иностранных субъектов предпринимательства с отечественными бизнесменами.

В предмет правового регулирования также входят вопросы ответственности (административное, уголовное, гражданское законодательство). Исходя из наличия предмета и метода права делается вывод об отнесении пласта законодательства к отрасли права либо иным категориям. Согласно российской доктрине права «валютные» нормативные правовые акты являются отдельной отраслью права.

Валютное право – комплексная отрасль права. Комплексная, потому что включает в себя законодательство и иных отраслей права.

Провозглашение валютного права как отрасли означает важность данных правоотношений.

Методы регулирования

Метод – способ регулирования деятельности.

Методы правового регулирования подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные метод – это установление жестких норм, вариативность действий не допускается. Например, при заключении сделки между резидентом и нерезидентом необходимо оформлять паспорт сделки, в соответствии с едиными правилами. Субъекты должны оформлять паспорт сделки точно по этим правилам, иного не допускается. Императивный метод также характерен для норм ответственности, когда есть четкая диспозиция нормы и четкая санкция за нарушение правила.

Диспозитивный метод характерен в основном для гражданского права и ведения предпринимательской деятельности, где есть возможность выбора действия. Например, вы можете сами выбрать в какой организационно-правовой форме будет действовать ваша фирма (КФХ, ООО, ПК и другие). Каждая организационно-правовая форма несет за собой ряд характеристик, по которым вы можете выбрать. Некоторые государства в доктрине права вводят диспозитивность как принцип гражданского законодательства.

Поощрительный метод основан на обеспечении исполнителю конкретного правила каких-либо благ, чаще всего это касается налогообложения. Например, если в рабочем коллективе есть инвалиды в определенном количестве, то фирма может претендовать на уменьшение налогов.

Рекомендательный метод предлагает поступить субъекту в соответствии с рекомендацией, но не применяет санкции при неисполнении рекомендаций. Часто подобные нормы вводятся для проверки положения дел на практике и соответствия данной нормы определенным параметрам, в дальнейшем такие нормы могут стать императивными.

Метод валютного законодательства характеризуется как императивный.

Основной метод регулирования валютных правоотношений – это создание правовых норм. Правовые нормы в своем создании могут иметь несколько причин их создания:

  1. Государство пытается развивать какие-либо отношения, но практика пока не сложилась. Таким образом, законодатель совершенствует практику;
  2. Практика сложилась, но нормы еще не приняты. Такая ситуация происходит в случае зарождения правового обычая, который никак не урегулирован в законодательстве. В целях правильного понимания обычая и несения ответственности, создаются нормы, регулирующие уже сложившийся порядок вещей, и усовершенствующий их;
  3. Практика и законодательные разработки идут рука об руку. Наиболее предпочтительный вариант, так как законодатель думает наперед, предусматривает возможное развитие и изменение правоотношений. В тоже время, валютные правоотношения подпадают в конкретные рамки, которые не приводят к произволу.

Регулирование валютных отношений включает в себя разработку нескольких блоков законодательства.

  1. Специальное валютное законодательство – Закон;
  2. Законодательство, регулирующие внешнеэкономическую деятельность;
  3. «Общее» законодательство (Конституция, Гражданский кодекс).

Регулирование взаимоотношений происходит посредством нескольких нормативных правовых актов. Возникает закономерный вопрос, в каком из актов искать ответ на вопрос в первую очередь? Правило следующее:

От частного (специального) права к общему.

Если вы не находите ответ на вопрос в Законе, то вы должны обратиться к Гражданскому кодексу, к соответствующей главе в зависимости от того какой вопрос вас интересует. Например, статья 317 Гражданского кодекса (регулирует вопросы валюты денежных обязательств) делает отсылку на Закон. Если кодекс не отвечает на поставленный вопрос, то следует обращаться к Конституции. В Конституции не будет прямых норм, регулирующих данные правоотношения, но Конституция – это основной акт в странах романо-германской правой семьи. Конституция содержит в себе основополагающие начала – принципы. Прибегнув к методу аналогии и толкования права можно найти ответ на интересующий вопрос. Но это довольно сложный путь. Подобной деятельностью занимаются юристы-ученые, которые выпускают сборники по толкованию правовых норм.

Функции валютного регулирования

Функции правового регулирования берут свое начал от функций самого права в чистом виде. Основные функции права это – поддержание правопорядка в обществе; обеспечение свободы личности; удовлетворение основных потребностей человека и общества. Правовое регулирование – это способ государства воздействовать на общество. Фактически право рождается из правого регулирования. Право – это один из инструментов воздействия на общество.

Основные функции валютного регулирования:

  1. Регулирующая функция валютного регулирования является основной и говорит «сама за себя». Государство берет на себе ответственность по установлению конкретных правил поведения в конкретных ситуациях, устанавливает порядок вещей, права и обязанности субъектов, определяет их ответственность;
  2. Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие как государственных органов между собой, так и взаимодействие физических и юридических лиц между собой, а также с органами власти;
  3. Обеспечение экономической безопасности – валютный контроль.

Доктрина права может выделять и иные функции.

Принципы

  • Необходимость превалирования экономических мер при регуляции валютной деятельности. Данный принцип призван обеспечить стабильное развитие страны;
  • Невмешательство со стороны государства. В дополнение к 1 принципу, данный принцип обеспечивает свободу предпринимательства, что также приводит к развитию экономики и благосостоянию общества;
  • Целостность внутренней и внешней политики;
  • Целостность валютного регулирования и валютного контроля;
  • Защита прав субъектов (резиденты/нерезиденты) и их интересов.

Механизм

Выделяют два уровня валютного регулирования – международный и национальный.

Международный механизм валютного регулирования представляет собой систему международных организаций, через которые происходит регулирование валютных операций. Основная международная организация в сфере валютного регулирования – Международный валютный фонд.

Национальный механизм валютного регулирования – использование инструментов валютного регулирования: девальвация/ревальвация, импортная отчетность, отчет по экспорту и пр.

Меры валютного регулирования

Меры валютного регулирования – конкретные способы влияния на валютные правоотношения. Например, введение квот, снижение пошлин, покупка иностранной валюты.

Меры могут быть экономическими и таможенными.

Цели

Цели валютного регулирования в Законе прямо не указаны. Например, статья 6 Закона возможность проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами без ограничений (есть одно исключение – покупка иностранной валюты за иностранную валюту). Так вот это исключение введено в целях:

  • Предупреждение уменьшения запасов золота в стране;
  • Предупреждения непредвиденных колебаний курса рубля;
  • Сохранение платежеспособности государства.

Данные цели вполне раскрывают направленность валютного регулирования. Таким образом, цели в Законе указаны опосредовано.

Помимо этого, цели валютного законодательства это:

  • Обеспечение исполнения обязательств со стороны контрагентов. Для этого может устанавливаться юридическая ответственность;
  • Обеспечение общих правил проведения валютных операций;
  • Обеспечения отчетности, в основном данная цель связана с валютным контролем;
  • Защита национальной валюты;
  • Контроль за ввозом и вывозом валюты.

Эти цели могут бесконечно дополняться, в зависимости от вида деятельности государственных органов в сфере валютного регулирования.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Государство активно влияет на развитие рынка в целом, в том числе на валютный рынок. Основной способ – денежно-кредитная политика. Государство – это единственный уполномоченный субъект, который может создавать валюту. После выпуска новой валюты, государство пытается раздуть ее, дабы обеспечить экономическую стабильность.

Предпринимательские субъекты начинают повышать цены, чтобы уменьшить стоимость валюты, надутой государством.

«Надутая» валюта чувствуют себя хорошо недолго. Для должников этот период ознаменован уменьшением долга. Это делает займы/кредиты более привлекательными, но процентные ставки быстро взлетают. Процентные ставки часто используются для противодействия инфляции. Это связано с тем, что они могут стимулировать экономику отдельно от инфляции. Снижение процентных ставок побуждает субъектов (юридические и физические лица) брать больше кредитов и покупать больше товара. К сожалению, это приводит к пустым активам, где, в отличие от постепенного повышения уровня инфляции, разрушаются огромные объемы капитала. Государство может начать «капитулировать», чем может исказить рынок, изменив правила, чтобы позволить компаниям, находящимся на низком уровне, выжить. Часто эти спасения могут нанести ущерб акционерам спасительной компании и/или кредиторам компании. В нормальных рыночных условиях эти фирмы выходят из бизнеса и видят, что их активы продаются более эффективным фирмам. К счастью, государство использует свои возможности для защиты наиболее системно важных отраслей, таких как банки, страховщики, авиакомпании и производители автомобилей.

Государственная поддержка промышленной отрасли является мощным стимулом для банков и других финансовых учреждений, чтобы предоставить этим отраслям благоприятные условия. Этот льготный режим от государства означает, что в эту отрасль будет потрачено больше капитала и ресурсов, даже если единственным сравнительным преимуществом является государственная поддержка. Эта утечка ресурсов влияет на другие, более конкурентоспособные в глобальном масштабе отрасли промышленности, которые теперь вынуждены больше работать, чтобы получить доступ к капиталу. Этот эффект может быть более выраженным, когда государство выступает в качестве основного клиента определенной отрасли. Бизнес-мир редко жалуется на спасение и преференциальное отношение к определенным отраслям, возможно, потому, что все они скрывают, что тайно жаждут получить поддержку со стороны государства.

Высокие налоги на прибыль фирм оказывают различное влияние на прибытие иностранных компаний в государство, также, как и валютное законодательство. Страны с низкими размерами налогов могут заманить компании к себе иностранный капитал.

Чем либеральнее законодательстве в сфере налогов и валюты, тем больше иностранного капитала прибудет в страну. Но, есть риск превратиться в офшорную зону.

Что будет в 2018 году

Изменения в основном касаются физических лиц, проживающих за границей, которые являются резидентами России.

  1. Такие лица освобождаются от постоянной отчетности об открытии счетов в иностранных банках, они должны отчитаться, если переезжают в Россию на постоянное место жительство. Это очень позитивное изменение. Но, усложняется процесс возврата гражданина на Родину.
  2. Граждане получили возможность получать денежные средства от продажи имущества на счета в иностранных банках.

Валютный контроль

Валютный контроль идет в жесткой связке с валютным регулированием. Валютному контролю посвящена глава 4 Закона. Субъекты контроля (те, кто его осуществляют) – Правительство, агенты, исполнительный органы власти, Центральный Банк, Внешэкономбанк. Фактически валютный контроль – это контроль за осуществлением валютных операций. Координирующую деятельность выполняет Правительство.

Основной способ контроля – это проведение проверок.

Контролеры могут быстро реагировать на нарушения с помощью предписаний, которые подлежат обязательному исполнению.

Контролеры могут запрашивать документы о личности субъекта, о постановке его на налоговый учет и пр.

Органы валютного контроля активно взаимодействуют с налоговыми органами.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность представлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях. Статья огромная, изменения 2017 года ее не коснулись.

Помимо этого, КоАП содержит смежные статьи. Вся глава 15 КоАП посвящена правонарушениям в сфере налогов, финансов, страхования. Так что, практически все статьи данной главы будут связаны с рассматриваемой нами тематикой.

Уголовная ответственность – статья 193 Уголовного кодекса Российской федерации. Статья относится к главе, регулирующей преступления в сфере экономической деятельности. Для наступления ответственности необходим крупный размер – 9 миллионов рублей. Преступление относится к категории средней тяжести. Преступление может быть совершенно только с прямым умыслом.

В последние годы валютное законодательство либерализируется.

Гражданская ответственность выражается в дальнейшем недоверии к вам со стороны ваших партнеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .