Положение о внутреннем финансовом контроле. Внутренний финансовый контроль. Как оформить проверку

Положение о внутреннем финансовом контроле. Внутренний финансовый контроль. Как оформить проверку

Внутренняя проверка правил ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении как одно из мероприятий внутреннего финансового контроля (Пикулев Д.Н.)

Дата размещения статьи: 13.12.2014

В настоящей статье мы рассмотрим вопросы организации и осуществления проверки ведения бухгалтерского учета как одну из составляющих системы внутреннего контроля учреждения в целом. Подробно остановимся на том, на что необходимо обратить особо пристальное внимание внутреннему проверяющему, и приведем наиболее типичные ошибки при ведении бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Внутренний контроль

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" государственное (муниципальное) учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля устанавливается учетной политикой учреждения (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н)).
Учреждению необходимо организовать внутренний контроль независимо от наличия соответствующей ставки в штатном расписании, вне зависимости от структуры бухгалтерской или финансовой службы.
Не каждое учреждение может себе позволить наличие ставки внутреннего ревизора (аудитора), который будет заниматься только внутренним контролем. Поэтому, если такой должности нет, руководитель может организовать внутренний контроль любым иным способом. Главное, чтобы он (контроль) обеспечивал достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля.
Руководитель может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля, параллельно разграничив полномочия и обеспечив ротацию обязанностей среди имеющихся работников. Данное решение оформляется распорядительным документом (актом или приказом в зависимости от действующих в учреждении правил документооборота).
Привлечение стороннего эксперта, внешнего консультанта целесообразно в рамках проверки приносящей доход деятельности за счет собственных доходов учреждения. Это не только не повлечет за собой претензий со стороны контролеров и проверяющих (что, несомненно, произошло бы в случае расходования на указанные цели субсидии на выполнение государственного или муниципального задания), но вполне может дать положительный эффект - в виде оптимизации приносящей доход деятельности, вскрытия резервов, снижения затрат.

Если нет ставки внутреннего ревизора

Для небольшого учреждения или любого другого, в котором нет ставки внутреннего аудитора (ревизора), приемлемым вариантом организации и осуществления внутреннего контроля может быть, например, следующий.
Руководитель сначала определяет, а затем устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю.
Затем порядок организации и осуществления внутреннего контроля устанавливается в учетной политике - или в отдельном ее разделе, или в положении о внутреннем контроле, которое будет являться приложением к учетной политике.
Назначенное руководителем ответственное лицо (например, его заместитель) наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью лиц, его проводящих. Он же анализирует отчеты и качество проведенных мероприятий. А также проводит регулярные встречи с руководителями подразделений для рассмотрения рисков, проблем, планов.
Главный бухгалтер отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бухгалтер (как правило, наиболее опытный сотрудник) проводит мероприятия внутреннего контроля, подготавливает рекомендации и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Вышеприведенная система организации внутреннего контроля не должна вызывать споров или недовольства со стороны работников учреждения. Ведь согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, главный бухгалтер среди прочего:
- организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении;
- формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации;
- возглавляет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;
- обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;
- обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;
- обеспечивает контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;
- принимает участие в проведении финансового анализа и формировании налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита; подготавливает предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат;
- ведет работу по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
- оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности;
- должен знать порядок проведения аудиторских проверок, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
А бухгалтер (не бухгалтер-ревизор, а именно бухгалтер) среди прочего:
- участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;
- осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке;
- выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению;
- обеспечивает руководителей, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;
- участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- должен знать методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Обязанности руководителя учреждения (его заместителей) в соответствии с законами РФ и квалификационными справочниками мы приводить не будем. Поскольку руководитель учреждения несет ответственность за последствия принимаемых им решений, сохранность и эффективное использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности учреждения, кто, как не он, в первую очередь заинтересован в качественном внутреннем контроле фактов хозяйственной деятельности учреждения.

Принципы внутреннего контроля

При любом варианте организации и осуществления внутреннего финансового контроля руководителю учреждения необходимо обеспечить соблюдение базовых принципов этого мероприятия, без которых оно будет неэффективным, бесполезным и формальным. Такими принципами являются:
- принцип законности (означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, учредителем, локальными актами учреждения);
- принцип независимости (означает, что воздействие на проверку, влияние на нее с целью изменения формулируемых мнений и выводов не допускается);
- принцип объективности (означает, что контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и иными актами порядке путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации);
- принцип ответственности (означает, что, во-первых, не допускается сокрытие нарушений, а, во-вторых, к нарушителям применяются меры ответственности в соответствии с законодательством РФ и локальными актами учреждения).
Назначая ответственного за внутренний аудит (проверяющего), необходимо максимально полно соблюсти следующие принципы:
- принцип функциональной независимости (означает максимально возможную независимость проверяющего от объектов внутреннего финансового аудита и предполагает прямую подчиненность руководителю объекта внутреннего финансового аудита);
- принцип объективности (означает недопущение предвзятости или предубежденности к объекту проверки, исключение корыстных мотивов, беспристрастность и обоснованность выводов);
- принцип профессиональной компетентности и добросовестности (означает, что проверяющий владеет необходимым объемом знаний и навыков для проведения проверки);
- принцип конфиденциальности (означает сохранность и неразглашение конфиденциальных или порочащих сотрудников сведений, недопущение к ним доступа лицам, которые на это не уполномочены).

Этапы проверки

Основными этапами проверки являются:
1. Планирование.
2. Определение объекта проверки.
3. Проведение проверки.
4. Оформление результатов проверки.
5. Анализ результатов проверки.
6. Контроль устранения нарушений.
Рассмотрим каждый этап более подробно.

Планирование

Мероприятия внутреннего контроля заключаются в виде плановых и внеплановых проверок.
Для плановых проверок накануне финансового (календарного) года составляется план проверок, который утверждается руководителем.
В плане указываются:
- предмет, объект проверки;
- вид проверки;
- срок проверки и проверяемый период;
- лицо (или комиссия), проводящее проверку;
- прочие необходимые сведения.
При планировании проверок необходимо учитывать:
- значимость тех или иных бухгалтерских операций для деятельности учреждения или формирования его отчетности;
- наличие трудовых и временных ресурсов, как со стороны проверяющих, так и проверяемых (логично предположить, что проверку бухгалтерской отчетности не следует планировать на дни ее формирования, а аудит участка "заработная плата" не нужно проводить в дни ее расчета);
- возможность проведения ревизии в установленные сроки;
- наличие резервов для проведения внеплановых проверок.
Часть плановых проверок в рамках выполнения мероприятий внутреннего контроля можно приурочить к случаям обязательной инвентаризации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические рекомендации N 49). О том, что этим рекомендациям государственному (муниципальному) учреждению нужно следовать, сказано в п. 20 Инструкции N 157н.
Полную плановую проверку ведения бухгалтерского учета можно провести 1 раз в году - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (в соответствии с п. 1.5 Методических рекомендаций N 49).
Внеплановые проверки проводятся в учреждениях, как правило, тогда, когда этого требуют нормативные правовые акты. Например, при передаче имущества в аренду, при смене материально ответственных лиц, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, в случаях порчи ценностей, после стихийных бедствий, пожаров, аварий, в случае реорганизации учреждения (п. 1.5 Методических рекомендаций N 49). Однако внеплановые проверки могут проводиться и в иных случаях - на усмотрение руководителя учреждения и иных заинтересованных лиц. Например, накануне визита проверяющих из государственных контролирующих органов.
Внеплановые проверки назначаются отдельными приказами или распоряжениями в соответствии с порядком, которое учреждение установило в своих правилах внутреннего контроля. В этих приказах, распоряжениях содержится, как правило, вся та же информация о проверке, что и в утвержденном плане плановых проверок - т.е. информация об объекте проверки, сроках, проверяющих и пр.
В правилах внутреннего контроля рекомендуется закрепить положение о том, что любая проверка может быть инициирована или запрошена не только руководителем учреждения, но также и руководителями заинтересованных подразделений. Особенно это важно для крупных учреждений.

Определение объекта проверки

Определяется объект проверки, т.е. что именно будет проверяться - комплексная проверка всего бухгалтерского учета или какой-то определенный участок. Объект проверки определяет руководитель учреждения, лицо, ответственное за мероприятия внутреннего контроля или инициатор проверки (кто запросил соответствующую проверку).
Кроме этого определяется объем проверяемой информации. В большинстве случаев полную проверку всех документов или регистров либо записей в программе проводить нет необходимости. Можно проверить, например, последние расчетно-платежные ведомости каждого квартала, каждые 5-е по номеру акты выполненных работ, каждые 10-е операции в программе и т.п.

Проверка

Проверка порядка ведения бухгалтерского учета проводится путем изучения первичных документов и регистров, а также информации, содержащейся в бухгалтерской программе.
Во внутреннем контроле бухгалтерского учета укрупненно можно выделить три блока (объекта) проверки:
- учетную политику;
- полноту и правильность использования бухгалтерского программного обеспечения;
- полноту и правильность ведения бухгалтерского учета.
Проверка порядка ведения бухгалтерского учета начинается с анализа учетной политики для целей бухгалтерского учета.
При этом определяется полнота формирования учетной политики, наличие в ней обязательных положений, предусмотренных п. 6 Инструкции N 157н, а именно:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
- формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. Содержат ли утвержденные формы документов обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля;
- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Далее остановимся на том, какие недостатки при формировании учетной политики встречаются в бюджетных учреждениях, что в ней отсутствует, хотя должно быть отражено обязательно. И перечислим основные моменты, о которых зачастую "забывают" и на которые следует обратить внимание проверяющему. Итак, "слабые места" учетной политики:
1. Не установлен порядок распределения затрат на счете 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (п. 134 Инструкции N 157н). Отсутствуют:
- поименный перечень прямых и накладных затрат учреждения;
- порядок распределения накладных расходов;
- способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы или услуги);
- перечень распределяемых и нераспределяемых общехозяйственных расходов.
2. Не утверждены структура инвентарного номера, а также перечень объектов основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера.
3. Не указана стоимость, по которой списываются материальные запасы (фактическая стоимость каждой единицы или средняя фактическая стоимость).
4. Не утверждены учетной политикой все неунифицированные формы первичных и сводных документов, которые учреждение применяет в своей текущей деятельности. Необязательно, но нелишним будет также установить учетной политикой (приложением к ней) образцы различных заявлений (на отпуск, отгул, подотчетные суммы и пр.).
5. Не установлена периодичность формирования регистров бухгалтерского учета на бумажных носителях (в случаях, когда учет ведется на компьютере - в бухгалтерской программе).
6. Нет перечня материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (п. 349 Инструкции N 157н).
7. Отсутствует порядок списания кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, с забалансового счета 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (п. 371 Инструкции N 157н).
8. Не указан порядок аналитического учета по забалансовому счету 21 "Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации" (п. 374 Инструкции N 157н). При наличии централизованного снабжения такой же порядок необходимо установить в учетной политике и для счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" (п. 376 Инструкции N 157н).
Также, если этого нет в отдельных локальных актах учреждения, в учетной политике или в приложениях к ней должны быть утверждены перечни лиц:
- имеющих право получать наличные деньги под отчет;
- имеющих право на получение доверенностей;
- работа которых носит разъездной характер;
- входящих в различные комиссии (например, инвентаризационную или постоянно действующую для принятия на учет основных средств).
После анализа учетной политики осуществляется проверка бухгалтерского учета за определенный период. При этом во взаимосвязи проверяются: первичные документы, отражение их в бухгалтерской программе и выходные формы.
На что же необходимо обратить внимание внутреннему контролеру и какие ошибки встречаются наиболее часто? Посмотрим по разделам.

I. Нефинансовые активы

В рамках проверки операций с нефинансовыми активами анализируются:
- полнота и своевременность отражения документов по оприходованию, внутреннему перемещению и списанию объектов основных средств, нематериальных активов и материальных запасов на счетах бухгалтерского учета;
- правильность ведения аналитического учета нефинансовых активов;
- правильность начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов.
Наиболее распространенными ошибками являются следующие.
1. Неправильное отражение основных средств на счетах бухгалтерского учета: машины и оборудование (счет 101 04) учитываются как производственный и хозяйственный инвентарь (счет 101 06) и наоборот.
2. Неправомерный учет основных средства стоимостью до 3000 руб. на балансовых счетах (счет 101 00), хотя для их учета предназначен забалансовый счет 21 "Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации" (п. 373 Инструкции N 157н).
3. Неправильный учет объектов в составе сооружений - недвижимого имущества. На это следует обратить особое внимание. Все объекты, не обладающие признаками, перечисленными в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, не должны включаться в состав недвижимого имущества.
Различные ограждения, надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания, как правило, должны составлять вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий и имеют разные сроки полезного использования, то только в этом случае они считаются самостоятельными инвентарными объектами (п. 45 Инструкции N 157н).
Что касается системы отопления, внутренней сети водопровода и канализации со всеми устройствами, если они проходят внутри здания, они не должны учитываться как обособленный объект основных средств (согласно положениям ОК 013-94 в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации).
4. Неправильное включение объектов имущества в состав основных средств или материальных запасов. То есть на счете 105 00 "Материальные запасы" учитываются объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев, что противоречит п. 38 Инструкции N 157н, или наоборот - к основным средствам отнесены объекты, которые в соответствии с положениями Инструкции N 157н являются материальными запасами.
5. Несоблюдение соответствующих приказов об определении видов особо ценного движимого имущества учреждений, невключение такого имущества в состав ОЦДИ учреждения.
6. Нарушение правил группового учета объектов основных средств, когда объекты, которые должны учитываться обособленно, неправомерно учитываются на карточках группового учета.
7. Отсутствие всех необходимых подписей на первичных документах (например, подписей членов комиссии на актах о списании основных средств).
8. Отсутствие необходимых первичных документов (например, актов о списании материальных запасов - когда операции по их списанию отражаются в бухгалтерской программе, при этом сами акты не формируются на бумажных носителях и не подшиваются к соответствующему журналу операций).

II. Безналичные денежные средства

Проверяется порядок ведения операций с безналичными денежными средствами:
- полнота и своевременность отражения операций по поступлению и выбытию денег;
- наличие подтверждающих документов к операциям;
- корректность заполнения документов в соответствии с законодательством РФ, наличие всех необходимых реквизитов.
Каковы "больные" точки здесь?
1. Неправильная корреспонденция счетов по выбытию денег с лицевых счетов учреждения - отражение расхода не по тем статьям КОСГУ. Это может быть связано как с неправильными настройками используемого программного обеспечения (если бухгалтер пользуется типовыми шаблонами, или создает документы путем копирования имеющихся), так и недостаточной квалификацией или обычной невнимательностью. Негативной особенностью данного вида ошибок является то, что в случае неправильного списания средств (а орган Федерального казначейства по представленным ему платежным документам зачастую не в состоянии определить ошибку) затем следуют довольно длительные процедуры по уточнению платежа или его возвращению или изменению плана финансово-хозяйственной деятельности и т.п.
2. Неотражение операций по забалансовым счетам 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" в необходимых случаях (п. п. 365, 367 Инструкции N 157н).
3. Неправильный учет денежных средств по разделам лицевых счетов.
4. Неправильное отражение операций по поступлению денег на лицевые счета - неверное использование по дебету счетов 205 00 "Расчеты по доходам" и 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам".

III. Наличные денежные средства

Проверяются соблюдение порядка ведения кассовых операций, а также:
- полнота и своевременность оприходования и выдачи наличных денег и денежных документов в кассу, из кассы;
- соблюдение требований законодательства РФ, инструкций вышестоящих органов по оформлению приходных и расходных кассовых ордеров и других документов;
- соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе.

IV. Расчеты по выданным авансам

Проверяются полнота и своевременность учета авансовых выплат.
Зачастую ошибки по счету 206 00 "Расчеты по выданным авансам" заключаются собственно в неиспользовании данного счета в необходимых случаях. То есть в случаях, когда осуществляется предварительная оплата товаров, работ и услуг, неправомерно применяется счет 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам".

V. Учет расчетов с подотчетными лицами

Проверяются полнота и своевременность отражения расчетов с подотчетными лицами, в частности:
- соблюдение порядка и установленных норм выдачи денежных средств и денежных документов под отчет;
- своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных авансовых суммах, полнота документов, подтверждающих произведенные расходы;
- полнота и правильность операций по счету 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами" на счетах бухгалтерского учета.

VI. Расчеты по принятым обязательствам

Проверяются обязательства учреждения, в т.ч.:
- правильность и полнота ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за поставленные товары, работы и услуги;
- наличие необходимых подтверждающих документов, корректность их оформления и полнота заполнения.
Типичные нарушения здесь следующие.
1. Наличие отрицательных кредитовых сальдо по счетам 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам". Как правило, это случается из-за несвоевременного отражения (по причине отсутствия или невнимательности) документов по списанию расходов - когда оплата поставщику в соответствии с выписками из лицевых счетов отражена на счетах бухгалтерского учета, а расходы не начислены.
2. Нарушение платежной дисциплины. Счета за поставленные товары, работы и услуги оплачиваются несвоевременно, с задержками в нарушение условий заключенных договоров. Как следствие, наличие просроченной кредиторской задолженности.
3. Оплата поставленных товаров, работ и услуг по неправильно оформленным первичным документам (например, не заполнены какие-то обязательные реквизиты в счете, накладной, акте, счете-фактуре - нет даты, подписи и пр.).
4. Нарушение методологии применения счета 302 00 (например, на этом счете учитываются доходы, которые необходимо отражать по счету 205 00 "Расчеты по доходам" в соответствии с п. 197 Инструкции N 157н).
5. Неправильное ведение журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками - нарушение требований п. 11 Инструкции N 157н.
6. Отсутствие договоров или дополнительных соглашений, в соответствии с которыми осуществляется оплата поставщикам товаров, работ, услуг. Это связано иногда с их утерей, иногда с "забывчивостью" их перезаключения (по длительным договорам, с определенным циклом).
7. Отсутствие необходимых подписей на первичных документах (например, подписей должностных лиц учреждения на справках к документам, актах приемки-передачи, сверках расчетов и пр.).

VII. Расчеты с работниками по оплате труда и физическими лицами по гражданско-правовым договорам

Проверяется правильность:
- начисления заработной платы сотрудникам в соответствии с законодательством РФ, распоряжениями и локальными документами учреждения;
- начисления вознаграждений физическим лицам по соответствующим договорам;
- отражения операций по счетам 302 10 "Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда" и 302 20 "Расчеты по работам, услугам" в части начислений и выплат физическим лицам.
Типичные недостатки здесь следующие.
1. Отсутствие документов, подтверждающих обоснованность социальных выплат (например, выплата пособия по уходу за ребенком до 3 лет или материальной помощи в связи с рождением ребенка без свидетельства о рождении или заявления от сотрудника).
2. Осуществление выплат стимулирующего и компенсирующего характера без надлежащего оформления соответствующих документов (отсутствие приказов, распоряжений, списков, перечней).
3. Начисление (выплата) заработной платы в размере меньшем, чем это установлено соответствующим федеральным или региональным соглашением о минимальной заработной плате.
4. Нарушение положения о системе оплаты труда и соответствующих рекомендаций по разработке системы оплаты труда в части установленных пропорций (соотношений) заработной платы одних категорий работников к другим - например, руководителей, административно-управленческого персонала, педагогического персонала и т.д. Как правило, такому виду возможных нарушений следует уделять особо пристальное внимание перед окончанием финансового года - в сентябре - ноябре, когда образовавшиеся вследствие объективных и субъективных причин неправильные пропорции (из-за больничных, ошибок в расчете, внеплановых поощрительных выплат и пр.) можно устранить по итогам года.
5. Неправильное оформление или неоформление, неправильное назначение и расчет внутреннего совмещения/совместительства.
6. Неправильное исчисление и удержание НДФЛ (отсутствие соответствующих документов о праве работника на вычет по НДФЛ или применение неактуальных документов).
7. Отсутствие документов, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест (с 2014 г. специальной оценки условий труда), послуживших основанием для установления компенсационных выплат работникам учреждения в соответствии со ст. 147 ТК РФ. Если таких документов-оснований нет, а выплаты производятся, необходимо провести специальную оценку рабочих мест в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
8. Неправильный расчет среднего заработка для выплаты больничных и отпускных (например, невключение в указанный заработок сумм доплат за счет приносящей доход деятельности - т.е. нарушение п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, согласно которому для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат).
9. Неправомерное перечисление профсоюзных взносов, а именно осуществление таких выплат без документов-оснований, коими являются письменные заявления работников (п. 3 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 377 ТК РФ).

VIII. Учет расчетов по платежам в бюджеты

Проверяется учет расчетов по платежам в бюджеты:
- правильность и полнота исчисления налогов, сборов, иных платежей в бюджеты всех уровней;
- своевременность уплаты обязательных платежей;
- правильность и своевременность отражения операций по счету 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты".

IX. Санкционирование расходов

Проверяются полнота и своевременность учета по разделу "Санкционирование расходов экономического субъекта".
Этому разделу учета уделяется не всегда должное внимание со стороны бухгалтерской службы, зачастую он ведется формально.
Типичные нарушения здесь таковы.
1. Расхождения между реальными, фактическими данными, утвержденными планами (например, планом финансово-хозяйственной деятельности) и информацией, отраженной в учете. Как правило, это связано с тем, что часть операций по 5-му разделу отражаются в учете соответствующей бухгалтерской программой в автоматическом режиме - в соответствии с шаблонами и настройками, привязанными к документам, формирующим записи по балансовым счетам. А сформированные записи, полнота их отражения бухгалтером не проверяются.
2. Отсутствие журналов по санкционированию расходов (нарушение порядка их формирования на бумажном носителе, установленного учетной политикой учреждения).
Собственно отсутствие указанных журналов, отсутствие регулярной проверки формируемых в автоматическом и ручном режиме операций по счетам 5-го раздела и влечет за собой нарушение, указанное выше.

X. Забалансовые счета

Проверяется учет на забалансовых счетах: полнота, своевременность, необходимость применения тех или иных счетов.
Отдельное внимание здесь следует обратить на учет земельного участка, полученного (полученных) учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, который должен быть отражен в 2014 г. и предыдущие годы на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. п. 333 - 334 Инструкции N 157н).

XI. Бухгалтерская отчетность

Итогом проверки бухгалтерского учета является ревизия бухгалтерской отчетности.
После аудита первичных документов, бухгалтерской программы, выходных форм и регистров проверяется достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
Что же можно увидеть в бухгалтерской отчетности?
Например, по итогам ее анализа может быть зафиксирована переплата или задолженность по расчетам по платежам в бюджеты. И если обнаруженный в рамках проверки бухгалтерского учета положительный (отрицательный) остаток по счету 303 00 мог быть следствием технической ошибки, неотражения каких-то документов в учете, которые могут быть впоследствии по итогам аудита устранены, то здесь мы уже имеем дело с утвержденной, официально признанной задолженностью (переплатой). Как известно, и то и другое необходимо исключать.
Следует не допускать необоснованной переплаты по расчетам по платежам в бюджеты, принимать своевременно меры по возмещению ФСС РФ расходов на цели обязательного социального страхования. Например, по излишне уплаченным страховым взносам необходимо производить своевременно их зачет или возврат в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Точно также следует не допускать задолженности перед бюджетом - это грозит санкциями.
Особой разновидностью переплаты (задолженности) является одновременное наличие и переплаты, и задолженности - т.е. переплата денежных средств в бюджет по одним платежам и задолженность перед бюджетом по другим. Например, положительный остаток по счету "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование" и отрицательный по счету "Расчеты по страховым взносам на медицинское и пенсионное страхование". Или излишнее перечисление платежей в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии с неполной уплатой платежей на страховую часть.
Встречается также такой вид ошибки, как несоответствие учетных данных в бухгалтерской программе данным баланса (ф. 0503730) на начало отчетного года в целом или разрезе отдельных счетов (чаще всего внутри групп счетов 206 00 и 302 00). Данную, как правило, техническую ошибку, образовавшуюся вследствие некорректного внесения входящих остатков, необходимо устранять - данные разносить по соответствующим счетам в строгом соответствии с реальными остатками в разрезе счетов, контрагентов, материально ответственных лиц, разделов и пр. Иначе процесс формирования бухгалтерской отчетности может быть необоснованно затянут или собственно сама отчетность может быть сформирована неверно.

Оформление результатов

Проведение проверки подлежит документированию. Вся рабочая информация (предварительная, подготавливаемая или получаемая в рамках проверки, заключительная) оформляется в комплект, который в конечном итоге содержит:
- документы, отражающие подготовку ревизии, включая план;
- сведения о характере, сроках, объеме проверки, результатах;
- перечень первичной учетной документации, документов бухгалтерского учета и отчетности, регистров, которые были изучены;
- перечень проверенных участков, разделов, блоков информации в программе ведения бухгалтерского учета, расчета заработной платы, составления и сдачи отчетности;
- копии запросов, писем, обращений, направленных проверяющим, а также полученные им сведения;
- копии документов, подтверждающих выявленные нарушения;
- отчет (акт, заключение) о проверке.
В отчете о проверке указываются выявленные нарушения, предлагаются меры и рекомендации по их устранению.
В отчете о проверке обязательно необходимо указать:
- суть выявленного нарушения;
- вероятные причины, почему оно совершено (для того, чтобы в будущем устранить эти причины);
- вероятного виновника, совершившего нарушение. Указание конкретного виновного лица позволит принять профилактические меры. Это могут быть меры дисциплинарного характера, если должностными обязанностями и квалификацией работника подразумевается недопустимость совершенных им ошибок. Или иные меры - например, обучение, стажировка сотрудника или перепоручение данной работы другому работнику;
- рекомендации по устранению нарушений.
То, нужно ли внутреннему проверяющему согласовывать свой отчет с проверяемыми, определяется правилами внутреннего контроля учреждения. Представляется, что такое правило необходимо заложить во внутренний порядок. Порядок согласования может быть любым. Например, аудируемое лицо или подразделение в течение установленного количества дней направляет ревизору свои возражения по существу отчета, а проверяющий на свое усмотрение или меняет отчет в соответствии с полученными возражениями и (или) прилагает эти возражения к своему отчету.

Анализ результатов

Отчет с результатами проверки направляется руководителю учреждения и (или) назначенному руководителем ответственному за мероприятия внутреннего контроля должностному лицу.
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проверки.
По итогам ознакомления с отчетом принимаются меры, как по устранению имеющихся нарушений, так и (обязательно) меры по недопущению выявленных нарушений в будущем.
Формируется план устранения выявленных нарушений, который утверждается у руководителя или назначенного им ответственного лица.
В п. 25 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193, указано, какие должны быть решения, принимаемые по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля.
Взяв их за образец, адаптируя к системе внутреннего контроля учреждения, можно сказать, что по итогам проверки (по итогам каждой следующей проверки), помимо устранения конкретных нарушений и наказания конкретных виновных, руководителем учреждения должны быть приняты (и приниматься по итогам каждой следующей проверки) также решения, направленные:
- на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на ведение бухгалтерского учета;
- на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
- на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики;
- на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бухгалтерского учета;
- на устранение различного рода конфликта интересов;
- на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- на ведение эффективной кадровой политики.

Контроль устранения нарушений

На этом - заключительном - этапе руководителем, иными ответственными лицами проверяется, качественно ли устранены выявленные нарушения, в полном ли объеме.

Отчетность о внутреннем контроле

И в заключение остановимся на отчетности о мероприятиях внутреннего контроля.
В составе пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) составляется таблица N 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" (п. 62 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).
Среди прочих информация в этой таблице характеризует результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства РФ в области бухгалтерского учета, а также правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности учреждением.
В соответствующих графах этой таблицы указываются:
- тип контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий);
- перечень мероприятий внутреннего контроля;
- перечень выявленных в результате мероприятий внутреннего контроля нарушений;
- меры, принятые учреждением по устранению выявленных нарушений.
Можно понять стремление учреждения в данной таблице по всем мероприятиям внутреннего контроля в графе "Выявленные нарушения" поставить значение "Не выявлено". Однако для пользователя этой отчетности данное обстоятельство будет свидетельствовать, скорее всего, не о высоком качестве ведения бухгалтерского учета в учреждении, а о низком качестве внутреннего контроля в учреждении, о том, что он не проводится или проводится формально.
Например, в нашем случае таблица N 5 может выглядеть следующим образом.

Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

Тип контрольных мероприятий

Наименование мероприятия

Выявленные нарушения

Меры по устранению выявленных нарушений

Комплексная проверка бухгалтерского учета в 2014 г.

1. Учетной политикой не утвержден перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов

По итогам проверки планово-экономическим отделом совместно с бухгалтерией определен и установлен учетной политикой перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов

2. Отсутствует подпись члена комиссии А. на акте о списании материальных запасов от 01.09.2014 N 235

Акт о списании материальных запасов N 235 членом комиссии А. подписан

3. Наличные денежные средства, поступившие в кассу учреждения в оплату оказанных платных услуг 08.09.2014, оприходованы кассиром Б. приходным кассовым ордером от 12.09.2014 N 236

По итогам назначенной проведенной проверки и полученного объяснения от кассира ему объявлен выговор. В бухгалтерском учете сделаны соответствующие исправительные записи

Акт – это документ, который широко применяется госорганами для оформления результатов последующего контроля. Форму акта можно позаимствовать у вышестоящего ведомства, а можно разработать свою или составлять отчеты в произвольном виде.

Из статьи вы узнаете

  1. Из каких разделов состоит акт результатов внутреннего контроля
  2. Как составить акт результатов внутреннего контроля

Реквизиты акта по результатам внутреннего муниципального финансового контроля

Вводная часть акта может содержать, в частности:

  • номер и дату акта;
  • должность, фамилию, имя, отчество ревизора или внутреннего аудитора;
  • предмет проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • перечень документов, которыми руководствовались проверяющие при проверке.

Описательная часть акта по результатам внутреннего финансового контроля

Описательная часть акта, как правило, содержит изложение нарушений, выявленных в ходе проверки, или сообщает об их отсутствии. Каждый факт нарушения должен быть подтвержден документально. Поэтому в описании нарушений нужно указывать ссылки на подтверждающие документы.

Результаты проверки разных типов операций либо результаты разных контрольных процедур рекомендуется группировать по отдельным разделам (подразделам). Для улучшения восприятия материал акта можно представлять в табличной форме.

Заключительная часть акта по результатам внутреннего финансового контроля

В заключительной части акта изложите предложения об исправлении выявленных нарушений и меры, которые были приняты в ходе контрольного мероприятия.

К акту проверки приобщаются вся рабочая документация и материалы, которые имеют значение для подтверждения нарушений. Например, письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и других сотрудников.

Образец акта проверки внутреннего финансового контроля

Акт № 1

о проведении внутреннего контроля

г. Москва 15.10.2014

Наименование (тема) контрольного мероприятия:

проверка ведения кассовых операций за III квартал 2014 года.

Состав комиссии, проводившей проверку:

главный бухгалтер А.С. Глебова

экономист А.С. Кондратьев

юрист В.К. Волков

Привлечение независимого консультанта (аудитора):

Проверяемый период:

III квартал 2014 года.

Фактические сроки проведения проверки:

Подробное изложение результатов проверки:

комиссией по внутреннему контролю была проведена проверка кассовых операций за июль, август и сентябрь 2014 года. В ходе проверки кассовых нарушений не установлено. Проверка кассовых операций проведена сплошным методом. В процессе проверки были сопоставлены следующие документы:

  • кассовая книга;
  • отчеты кассира;
  • первичные документы (перечень дел в приложении 1 к настоящему акту);
  • журнал операций «Касса»;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  • журнал кассира-операциониста.

Учет кассовых операций велся в кассовой книге с раздельным учетом средств по видам финансового обеспечения учреждения. Поступление и расходование наличной иностранной валюты отслеживались на отдельных листах кассовой книги.

Денежные средства за каждый месяц проверяемого периода полностью и своевременно были оприходованы в кассу учреждения.

Лимит остатка денежных средств в кассе на 2014 год установлен распоряжением руководителя учреждения от 9 января 2014 г. № 10 в сумме 150 000 руб. Превышения лимита в проверяемом периоде не установлено.

Приходные и расходные кассовые ордера регистрировались в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, погашены штампами «Получено» и «Оплачено» с указанием даты.

Кассовый отчет составлялся кассиром по итогам произведенных кассовых операций за день. В ходе проверки учета бланков строгой отчетности за III квартал 2014 года нарушений не выявлено. Договоры о полной материальной ответственности, заключенные с лицами, выполнявшими кассовые операции во время проверяемого периода, соответствуют установленным формам. Расчеты наличными производились в соответствии с указаниями Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Экономист А.С. Кондратьев

Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК– обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.

В силу п. 1 стат. 19 Закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н все учреждения обязаны организовывать проверку своей деятельности. Такая процедура позволяет эффективно использовать средства бюджета, обеспечить высокое качество учета, а также достоверность отчетности. Рассмотрим, что включает внутренний государственный финансовый контроль, по каким правилам или стандартам проводится.

Как организовать систему внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении направлен на достижение организацией своих целей, предотвращение отклонений от установленного порядка, обеспечение корректности учета, отчетности. Особенно актуально данное мероприятие для учреждений со сложной организационной структурой, включающей филиалы или подразделения.

Про последние изменения в порядке контроля читайте в статье журнала

Система проверки должна охватывать все операции, сделки и события, которые могут влиять на результат деятельности или перемещение денег. При разработке плана ревизионных мероприятий для собственного применения можно использовать федеральные стандарты для аудиторской деятельности. В процессе выбора конкретных действия нужно учитывать требования в области финансов:

  • На федеральном уровне – государства.
  • На региональном уровне или местном – субъектов РФ или муниципалитетов.

Это обусловлено тем, что все учредители (РБС и ГРБС) обязаны проверять свои подчиненные структуры. Параллельно учреждения подвержены ревизии со стороны государства или местных органов власти. Основной целью мероприятий является проверка:

  • Соблюдения требований, принятых правил составления бюджета по расходованию средств.
  • Соблюдения нормативных стандартов по составлению бюджетных отчетов, ведению учета получателя финансирования.
  • Подготовки и реализаций мероприятий по эффективности, экономности использования средств бюджета.

При разработке системы ВФК нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

  • БК РФ.
  • Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г.
  • Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.
  • Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.
  • Приказа Минфина № 157н от 01.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 191н от 28.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 33н от 25.03.11 г.
  • Приказа Минфина № 18н от 20.03.14 г.
  • Приказа Минфина № 356 от 07.09.16 г.
  • Постановления Правительства № 1092 от 28.11.13 г.

Структура и положение о контроле

Положение о внутреннем финансовом контроле составляется для утверждения порядка осуществления внутреннего финансового контроля. Допускается оформление этого регламента в виде отдельного раздела учетной политики учреждения. Предварительно, нужно определить, кто именно будет проводить процедуру. Вариант зависит от объема и срочности работ, общего положения дел в учреждении, организационной структуры:

  • Отдельное специальное подразделение – к примеру, отдел, департамент или служба.
  • Уполномоченные сотрудники или подразделения.
  • Специальная комиссия для проведения проверки.
  • Штатный аудитор или ревизор.
  • Внешний аудитор, привлеченный «со стороны» на договорной основе.

Порядок ВФК должен включать следующие основные нюансы проверки:

  • Главные задачи и цели мероприятий.
  • Применяемые методики и процедуры.
  • Объекты и субъекты мероприятия.
  • Порядок оформления итоговых результатов и исправления обнаруженных нарушений.
  • Ответственность лиц, по вине которых допущены искажения, неточности, нарушения.

Учреждение может добавить в положение любые сведения, включая план внутреннего финансового контроля ведения учета в соответствии с нормативными требованиями. Главное – согласовать текст положения с ГРБС.

Образец Положения о внутреннем финансовом контроле в бюджетном учреждении

Смотрите и скачайте образец положения:

Карта и методы внутреннего финансового контроля

При подготовке к осуществлению ВФК необходимо разработать карту внутреннего финансового контроля. Здесь приводятся сведения о должностном работнике, ответственном за соблюдение сроков, периодичность операций. Дополнительно указываются способы и методы проверок и т.д. В карте требуется привести все виды операций, за выполнение которых отвечает отдельное подразделение.

Документ формируется до начала очередного года. Корректировки вносятся в следующих ситуациях:

  • При внесении изменений в карту по решению руководителя администратора (главного администратора) и получателя средств.
  • При корректировке нормативных требований по регулированию бюджетных процедур и правоотношений.

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля предназначен для фиксации информации о выявленных нарушениях и недостатках, данных об источниках рисков неисполнения бюджета, рекомендаций по исправлению. По итогам проведенного внутреннего мероприятия можно заполнить протокол или служебную записку. К документу прикладывается перечень мер по устранению обнаруженных нарушений и рекомендации по их дальнейшему предотвращению.

Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля подразумевают оформление результатов. Для этого составляется заключение; а при внешней ревизии – акт. Документы заполняются произвольно. От работников, по вине которых произошли недоработки, требуется предоставить письменные объяснения руководителю организации.

Журнал внутреннего финансового контроля с примером заполнения

В журнале внутреннего финансового контроля учреждения приводят:

  • Сведения о нарушениях и недостатках при выполнении бюджетных процедур.
  • Информацию об имеющихся бюджетных рисках.
  • Рекомендации по их устранению и предотвращению.

Согласно стандартам внутреннего финансового контроля, в документе приводятся итоговые результаты исследования правомерности ведения организацией деятельности. Дополнительно отражаются выводы о качестве тех хозяйственных операций, которые влияют на эффективное распоряжение бюджетными средствами.

Оформлять журнал обязано то подразделение учреждения, которое назначено ответственным за исполнение бюджетных процедур. Заполняется документ на основании сведений от проверяющего ведомства. Бланк можно формировать произвольно. Рекомендуется использовать для примера стандарт Казначейства РФ по Приказу № 475 от 16.12.16 г. В этом нормативно-правовом акте утвержден сам бланк и порядок его составления.

Допускается оформление журнала в электронном формате или «на бумаге». Электронный способ позволяет группировать нарушения по периодам их возникновения, типам и прочим критериям. Посредством использования программы доступны идентификация времени записи; защита от доступа посторонних; внесение отметок о нарушениях.

Пояснительная записка к годовой отчетности

Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля предусматривает заполнение соответствующих сведений в пояснительных записках. Такие формы прикладываются к годовой бухотчетности (ф. 0503760) учреждения и бюджетной отчетности (ф. 0503160). В таблице № 5 приводятся данные о результатах проведенных в отчетном периоде проверочных мероприятий, а также рекомендации по устранению недоработок.

Ответственность

На законодательном уровне санкции за отсутствие у организации системы внутреннего контроля финансовой отчетности напрямую не утверждены. Но финансовый орган может в любое время посетить учреждение для изучения его системы контроля. По результатам такой проверки ревизоры могут вынести предписание или представление. Если никаких замечаний к ревизии нет, бланк не заполняется.

В документе указывается на наличие нарушений. Если не исполнить предписание (представление), нарушителю грозит ответственность. В настоящее время размер штрафной санкции составляет:

  • Для должностных сотрудников учреждения – 20000-50000 руб. или возможна дисквалификация на период 1-2 года.

Обратите внимание! При проведении внутренних проверок виды ответственности можно предусмотреть для субъектов процедуры в рамках их обязанностей. Для лиц, виновных в недостатках, нарушениях и искажениях, как правило, вводится дисциплинарная ответственность по ТК РФ. Оценкой адекватности и эффективности системы, контролем за ее соблюдением занимается специальная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации.

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

Комиссия по внутреннему контролю

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

В РФ. О нем мы и расскажем в деталях сегодня.

Суть и предназначение

Финансовый контроль — это проведение мониторинга эффективности использования средств, назначенных для конкретных целей. Суть акта финансового контроля состоит в следующих моментах:

  • отображается проверка расходования средств (куда они потрачены);
  • показывается анализ эффективности использования (какие были достигнуты результаты и можно ли было потратить меньше);
  • отображается анализ целевой направленности трат (финансировалось ли то направление, на которое были предназначены средства.

В акте ФК должны отображаться все эти моменты. Назначение акта ФК и ФК в общем состоит в следующем:

  • правильность бюджетирования в сфере государственного управления и частного бизнеса;
  • соблюдение участниками финансового рынка норм действующего законодательства РФ (налоговое, уголовное, административное, бюджетное);
  • противодействие нарушениям законодательства;
  • выявление резервов для финансирования направлений, которые этого требуют.

О том, что такое ФК, расскажет видео ниже:

Виды ФК

Выделяют несколько видов ФК:

  • государственный (проводится органами государственной власти, которые наделены соответствующими полномочиями);
  • внутрифирменный (проводится самой организацией);
  • (характеризуется привлечением внешних экспертов, которые проверяют финансовые результаты деятельности фирмы либо компании);
  • контроль со стороны коммерческих банков (возможен лишь по отношению к ЮЛ, которые являются клиентами конкретного финансового учреждения).

Нормы и акты

Основные нормативные акты законодательства РФ, которые регулируют процесс финансового контроля в РФ, таковы:

  • Бюджетный кодекс РФ;
  • постановление Правительства РФ от 07.1995 № 714;
  • приказ Минфина России от 06.11.2007 № 98н;
  • приказ Минфина России от 04.09.2007 № 75н;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • внутренние распорядительные акты ЮЛ.

Виды актов проверки финансового контроля

Существует несколько видов актов проверки финансового контроля. Выделим основные:

  • акт проверки внутреннего финансового контроля (в том числе казенного учреждения). В этом документе отображаются результаты , закупок и т.д. (эффективность использования средств). Для проведения проверки предварительно издается приказ руководителя фирмы, в котором регламентируется порядок проведения проверки;
  • акт проверки муниципального финансового контроля . Данный документ составляется представителями управлений местных органов самоуправления или администраций;
  • акт проверки ФК в сфере закупок . Как известно, сфера государственных закупок- это лакомый кусочек в плане возможных взяток и откатов государственным чиновникам, а также в плане возможного завышения стоимости товаров с целью личного обогащения чиновников. Проведение такого вида ФК и составление соответствующего акта является важным элементом борьбы с коррупцией;
  • акт финансового аудита . — это внешняя проверка деятельности юридического лица независимо от формы собственности. Государственный орган либо частная компания могут заказать внешнюю проверку с целью получения независимого результата финансовой деятельности вообщем или по конкретному направлению в частности.

Особенности заполнения

Нормами действующего законодательства установлены четкие правила заполнения актов. Рассмотрим их более детально.

Контроль в сфере закупок по контрактной системе рассмотрен в видео ниже:

Правила и нюансы

Основные правила заполнения актов таковы:

  • по центру листа формата А4 указывается название документа;
  • чуть ниже в левой части бланка ставится дата заполнения;
  • название города, в котором проводился контроль, указывается по центру в одной строчке с датой;
  • после этого указывается основание проведения проверки, тематика, период проведения и проверяемый период;
  • ниже в тексте прописывается ход проведения аудита (проверки финансового контроля) с законодательным обоснованием высказанных замечаний.

Образец

Акт проверки внутреннего финансового контроля в администрации города Ставрополь

г. Ставрополь

01.04- 30.06.2017 года

В Администрации города Ставрополя произведена проверка внутреннего финансового контроля в части проведения инвентаризации имущества во втором квартале 2017 года.

Проверку проводили:

Использовался сплошной метод проведения проверки инвентаризации имущества.

Инвентаризация проводилась согласно приказа ……………. от ……….. по причине смены материально ответственного лица.

Инвентаризации подлежали материальные запасы имущества Администрации по состоянию на 1 апреля 2017 года.

Проверка проводилась согласно действующих методических рекомендаций по проведению инвентаризации имущества.

В результате проверки никаких нарушений не выявлено.

————————- _________ (подпись)

———————— _________ (подпись)

———————— _________ (подпись)

———————— __________ (подпись)

Образец АП внутреннего финансового контроля

Возражения на акт

Сотрудники, в отношении которых составлялся акт проверки финансового контроля, имеют право подписать данный акт с изложением возражений. Понятно, что несогласие может быть только с актом, в котором излагаются выявленные нарушения.

Чаще всего возражения составляются на акт по аудиту или другому виду внешнего контроля, но бывают и при получении неудовлетворительной оценки деятельности в акте внутреннего финансового контроля. Данные возражения излагаются в письменной форме и направляются в орган, составивший акт, в срок — 5 рабочих дней.

Проверка прокуратурой

Прокуратура постоянно взаимодействует с органами финансового контроля. Юридически данное взаимодействие основано на нормах Приказа ГП РФ и Федеральной службы финансово — бюджетного надзора от 15.04.2014 года № №162/117. Данные органы могут проводить совместные проверки либо хлопотать друг перед другом о необходимости назначения проверки конкретного объекта.

Кроме этого, в случае появления у прокуратуры на основе жалоб особ, деятельность которых раскритикована в акте проверки финансового контроля, прокуратура имеет право проверить изложенную в акте информацию путем проведения повторной проверки предприятия либо отдельной части его деятельности.

Еще больше полезной информации по ФК и актах его проверки вы найдете в видео ниже: