Переход россии на международные стандарты финансовой отчетности. Переход на международные стандарты финансовой отчетности (мсфо)

Переход россии на международные стандарты финансовой отчетности. Переход на международные стандарты финансовой отчетности (мсфо)

Внедрение международных стандартов в Российской Федерации диктуется экономической необходимостью. Прозрачная и качественная финансовая отчетность является неотъемлемым условием развития, как финансового рынка, так и реального сектора экономики. Поэтому перспективы МСФО в России однозначны - международные стандарты рано или поздно будут в том или ином виде инкорпорированы в национальную систему бухгалтерского учета. Скорость этого процесса будет зависеть от эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и профессиональным бухгалтерским и аудиторским сообществом.

Российские правила бухгалтерского учета постепенно сближаются с МСФО. Однако необходимо осознавать ключевое отличие между этими двумя системами отчетности: по международным стандартам она составляется, прежде всего, на консолидированной основе и предназначается для представления инвесторам и крупным кредиторам, а также для целей выпуска ценных бумаг на рынках капитала.

Отчетность по МСФО, в дополнение к отчетности, составляемой в соответствии с российскими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), уже принята большинством крупных российских компаний. Кроме этого, кредитные организации в России обязаны составлять отчетность по МСФО в соответствии с требованиями Банка России.

С другой стороны, большинство менее крупных российских организаций продолжает использовать для подготовки своей документации только ПБУ. Кстати, многие из этих положений с самого начала были основаны на соответствующих нормах МСФО. Но при дальнейшей разработке они инкорпорировали в себя некоторые принципы и положения, существенно отличающиеся от международных норм. Корректировки в ПБУ вносились с меньшей интенсивностью, чем соответствующие изменения в международных стандартах, и поэтому во многих случаях российские правила учета «отстали» на более ранней редакции МСФО.

Трудности, стоящие на пути внедрения МСФО в России, во многом совпадают с проблемами, с которыми сталкиваются государства, переходящие к использованию международных стандартов вместо национальных или пытающиеся изменить национальные стандарты учета таким образом, чтобы различия с МСФО были минимальными и объяснялись объективными причинами Агафонова, М.Н. Бухгалтерский учет и отчетность [Текст]: учебник. - М.: Налоговый вестник, 2011. - 103с..

Пожалуй, основной проблемой является недостаток ресурсов, необходимых для успешного перехода на эти стандарты. При этом речь идет как он финансовых ресурсах, так и о кадровых. Переход на МСФО и их применение - довольно затратная задача, особенно в условиях, когда организациям приходится одновременно готовить отчетность, во-первых, налоговую, во-вторых, бухгалтерскую в соответствии с ПБУ и, в-третьих, финансовую в соответствии с МСФО (параллельно или методом трансформации). Максимально возможное сближение учетных принципов подготовки этих форм отчетности, исключение необоснованных различий может в известной степени сократить издержки на учетную функцию в целом и, как следствие, высвободить больше финансовых ресурсов для подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО.

Другой стороной ресурсной проблемы является нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, способных формировать отчетность, основанную на принципах и профессиональных суждениях, а не на детально прописанных правилах.

Государство - как его исполнительная, так и законодательная ветви - объединяет руководителей и специалистов, имеющих разные точки зрения на проблему реформирования учета и финансовой отчетности. Задержка происходит, скорее всего, по той причине, что до сих пор не было достигнуто согласия между основными действующими лицами.

Принципиальный вопрос здесь состоит в том, каким именно образом должны быть внедрены МСФО в РФ. Один вариант - принятие международных стандартов как они есть, то есть в той редакции, в которой они выпускаются Советом по МСФО. Такой путь избрали многие англоязычные развивающиеся страны. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США разрешила использовать стандарты в такой форме иностранным компаниям, регистрирующим свои ценные бумаги в США, и рассматривает вопрос о предоставлении права национальным компаниям использовать МСФО вместо ОПБУ США при размещении ценных бумаг на внутреннем фондовом рынке. Понятно, что использование этого варианта в России проблематично, поскольку в любом случае в официальных целях должен использоваться перевод на русский язык.

Второй вариант - принятие МСФО с возможностью их «ограниченной модификации». В этом случае стандарты вступают в силу для компаний той или иной страны (или их объединения) только после их «одобрения» соответствующим уполномоченным органом, который имеет право внести определенные изменения в текст, опубликованный Советом по МСФО. Такой вариант применяется, в частности, в ЕС.

Третий вариант - разработка национальных стандартов путем их максимально возможной гармонизации с МСФО, позволяющей своевременно вносить необходимые изменения в них по мере развития международных стандартов. Таков путь Китая и ряда других стран. При этом на наш взгляд, концепция внедрения МСФО, предложенная Министерством финансов РФ и нашедшая свое отражение в законопроектах «Об официальном бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности», выглядит достаточно последовательной.

Большинство крупных российских компаний уже составляют отчетность по МСФО, а это значит, что о широком применении стандартов в России нужно, безусловно, говорить в настоящем времени. В то же время для полноценного перехода к МСФО требуется, прежде всего, законодательное признание их статуса в России и установление надежной системы контроля над качеством составляемой отчетности. Также крайне важна и упомянутая уже подготовка кадров.

Существенным вопросом является и усовершенствование учетных систем - широко распространенная в настоящий момент практика составления финансовой отчетности по МСФО методом трансформации, чаще всего с использованием электронных таблиц, не позволяет достичь надлежащего уровня внутреннего контроля над качеством подготовки отчетности. Кроме того, осведомленность пользователей финансовой отчетности в отношении международных стандартов пока остается невысокой, что, безусловно, снижает эффективность от раскрытия организациями значительного объема информации, требуемой МСФО.

Задачи реформирования

Создание общей системы стандартов отчетности и учета, обеспечивающих нужной информацией пользователей.

Приведение реформы российского бухучета в соответствие с главными мировыми тенденциями формирования общих международных стандартов.

Оказание необходимой помощи компаниям в понимании и введении обновленной модели бухгалтерского учета.

Главные направления перехода на МСФО

Усовершенствование нормативного и законодательного регулирования.

Создание нормативной базы

Обеспечение методическими пособиями (инструкциями, указаниями, комментариями).

Обучение и повышение рабочей квалификации специалистов с целью обеспечения бизнеса необходимыми кадрами.

Плодотворное международное сотрудничество: в первую очередь вступление в международные организации, а также взаимодействие с российскими организациями, разрабатывающими стандарты бухгалтерского учета и регулирования соответствующей деятельности.

Задачей нормативного регулирования бухгалтерского учета в России является обеспечение всех заинтересованных лиц возможностью доступа к бизнес-информации для получения объективного представления о финансовом положении и результатах работы того или иного предприятия.

Но для этого сначала понадобится решить следующие проблемы:

провести переориентацию существующего нормативного урегулирования с учетного процесса на отчетность;

отрегулировать финансовый учет;

эффективно использовать международные стандарты в российских реалиях.

Но самой главной задачей остается сохранение стабильного развития системы российского бухгалтерского учета. Необходимо создать благоприятные условия для успешного и рационального выполнения системой бухучета своих функций в конкретных экономических условиях.

С этой целью в нашей стране был выбран способ введения МСФО, предполагающий постепенное изменение и улучшение существующих норм учета и отчетности, направленный на создание совершенной системы в соответствии с требованиями действующих международных стандартов.

Эксперты полагают, что применение МСФО будет полезно в первую очередь предприятиям, работающим с иностранными партнерами. Те получат возможность быстро ознакомиться со всеми сведениями об интересующей их компании и принять решение о том, насколько целесообразным будет сотрудничество с представителями российского бизнеса. К тому же финансовая прозрачность повысит степень доверия между будущими или уже состоявшимися партнерами.

Для практического решения перехода на МСФО необходимо современное программное обеспечение, которое позволит компаниям работать по международным стандартам. По отзывам экспертов и руководителей предприятий, наибольшую эффективность своего применения доказали продукты, выпускаемые отечественным лидером в сфере бухгалтерского ПО «1С». Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) уже применяются в более чем ста странах. Теперь к этому "клубу" присоединилась и Россия. "Мы признали МСФО именно в том виде, в котором они используются во всем мире, - подчеркнул Леонид Шнейдман. - Никакого местного, русифицированного, варианта не будет. Это очень важно, поскольку любое отступление могло бы негативно сказаться на отечественном бизнесе". международный стандарт финансовый отчетность

Всего в России будет действовать 37 стандартов. Составлять отчетность по ним нужно будет на русском языке. Но за компаниями остается право дублировать документы и на иностранном.

Переход на новую систему стартует в 2012 году. В начале 2013-го уже появятся первые отчеты. Работать по новым правилам обязаны будут публичные компании, которые имеют большое значение для экономики страны, - их перечень определен в специальном законе. Это банки, страховые организации, компании, размещающие свои ценные бумаги на бирже. Интересно, что для компаний, выходящих на торги с акциями, новые правила вступят в силу в 2012 году. А для тех, которые размещают облигации, стандарты становятся обязательными с 2015 года. К этому времени переход на МСФО должен быть полностью завершен.

"Особенность отчетов, сформированных по международным стандартам, в том, что они содержат информацию не только о самом юридическом лице, но и обо всех контролируемых им организациях, - пояснил Шнейдман. - Это значит, что переход на новую систему сделает работу российского бизнеса более открытой и прозрачной".

От этого выиграют все, говорят эксперты. Инвесторы и акционеры смогут получать более полную информацию о финансовом самочувствии компаний. У самих предпринимателей появится возможность занимать деньги на рынке под более низкий процент, и российская экономика в целом получит приток так необходимых ей инвестиций. К тому же переход на новые стандарты финансовой отчетности приблизит перспективу создания в России Международного финансового центра.

Стоит сказать, что 65 процентов крупнейших отечественных компаний уже сегодня отчитываются по международным стандартам. "Но если раньше это было их правом, то теперь это обязанность", - отметил Шнейдман.

По его словам, для таких компаний переход на МСФО сложным не будет, а вот тем, кто раньше по этим правилам не отчитывался, предстоит потрудиться. Однако и у "новичков" серьезных проблем возникнуть не должно, заверяют в минфине. "У российского бизнеса было достаточно времени, чтобы подготовиться, - поясняет Леонид Шнейдман. - В некоторых других странах реформа проходила по схеме: сегодня принимаем декрет, а завтра начинаем готовиться к его реализации. Мы пошли по другому пути: создали базу, инфраструктуру, подготовили специалистов и лишь на завершающем этапе закрепили переход законодательно".

Эксперты переход на международные стандарты финансовой отчетности приветствуют. "Это нужно было сделать давно, - констатировал в разговоре с корреспондентом "РГ" президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Галушка. - При этом важно, что за малым и средним бизнесом сохранили право отчитываться по упрощенной схеме. Для него переход на стандарты МСФО потребовал бы слишком больших расходов".

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России «в сторону МСФО» можно считать начало 90-х годов XX века. Толчком к началу реформу послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы были приняты ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования в 1997 г. была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Данная Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В развитие Концепции Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Данная Программа определяет цель реформирования системы бухгалтерского учета -- приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

За период действия Программы перехода на МСФО в российском законодательстве появились такие Положения по ведению бухгалтерского учета, как: "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010),

Существенно изменены: ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Таким образом, на сегодняшний день, уже существуют положения по бухгалтерскому учету, разработанные на основе МСФО и приближенные к их содержанию. Некоторые из них приведены в приложении 1.

В конце 1990-х -- начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 1 июля 2004 г. № 180)

Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу определяет, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Концепцией определены этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие этапы реализации данной Концепции:

  • 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
  • 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Переход России на МСФО

В условиях объединения национальных рынков в единое экономическое пространство особое значение придается вопросам унификации стандартов в различных областях деятельности компаний. Существуют стандарты и в области формирования финансовой отчетности. Одними из этих стандартов являются - МСФО или Международные стандарты финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это целостная система, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Основной целью МСФО, является принятие ее пользователями эффективных управленческих решений. международная финансовая отчетность стандарт

Как на международном, так и на российском уровне актуальность внедрения МСФО определена, прежде всего, необходимостью использования единого международного языка финансовой отчетности в большинстве стран мира.

В настоящее время вопросы перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности приобрели чрезвычайную актуальность. Это обусловлено признанием МСФО в качестве одного из главных инструментов, гарантирующего предоставление прозрачной и унифицированной информации о финансовом состоянии компании для широкого круга участников рынка, в том числе и зарубежных.

В России начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно возрос. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:

1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";

2) принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации";

4) Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности;

5) Приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н утверждено новое ПБУ "Отчет о движении денежных средств".

Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе на международные рынки, позволяя, таким образом, расширить круг потенциальных инвесторов.

Внедрение МСФО позволяет совершенствовать внутреннюю систему управления предприятием за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить конкурентоспособность компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей.

Однако, успешное внедрение МСФО находится в прямой зависимости от изначальной заинтересованности самих компаний в публичной и прозрачной системе отчетности: к сожалению, на данном этапе подобная потребность недостаточно актуальна применительно к российской ситуации. Во многом отсутствие такой объективной предпосылки внедрения МСФО объясняется исторически сложившимися культурными и ментальными особенностями, в силу которых публичность и прозрачность вообще недостаточно востребованы нашим обществом.

План перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить существование проблем и перспектив данного процесса.

Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами.

Другая причина, по которой предприятия уже сейчас составляют отчетность по МСФО, - требование владельца бизнеса. Собственник бизнеса всегда стремится создать такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение компании.

Еще один плюс применения МСФО - использование полученной информации для управленческих целей. При рассмотрении вопроса о том, как должен быть организован управленческий учет, зачастую принимается решение строить его на основе принципов МСФО. Долгое время считалось, что отчетность по МСФО нужна российским банкам и компаниям лишь для ее предоставления внешним пользователям. Но сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. В большинстве ведущих российских банков и компаний становление систем управленческого учета происходит в соответствии с принципами МСФО. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учета - наиболее оправданное решение для большинства предприятий. Нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета. В компании не для всех хозяйственных операций применяются МСФО, для некоторых участков используются российские правила бухучета, это связано с тем, что применение некоторых МСФО неоправданно трудоемко. Но при необходимости внутренняя отчетность может быть без больших трудозатрат доработана и передана иностранным инвесторам или кредиторам.

Страна заинтересована в привлечении инвестиций в российскую экономику, но для этого нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам. Если процесс не контролировать на государственном уровне, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости. Это будет существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.

Далеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно. Это связано с тем, что многие российские компании при переходе на Международные стандарты сталкиваются с рядом проблем, которые нуждаются в непосредственном решение.

Во-первых, требуется обучение МСФО сотрудников, а также документы, подтверждающие эти знания. Недостаток специалистов по МСФО обрекает аудиторские компании на дополнительные расходы. Казалось бы, если аудиторская фирма вложит деньги в обучение своих специалистов по МСФО - проблема будет решена. Но специалисты по международным стандартам финансовой отчетности настолько востребованы, и особенно те, кто успешно и эффективно применяет свои знания на практике, что их очень часто переманивают другие компании, предлагая более выгодные условия.

Во-вторы, проблема адаптации российских программных продуктов (бухгалтерских программ) для нужд МСФО. Отсутствуют нормативная и консультационная базы по проблемным вопросам МСФО для аудиторов и бухгалтеров.

В-третьих, еще одна важная проблема - языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности - английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО.

Так же проблема с который могут столкнуться российские компании, в связи с рядом описанных выше сложностей, и которая непосредственно связана с основными требованиями по МСФО - оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.

Однако, не смотря на существующие трудности в переходе российских стандартов на мировые, в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего их развития. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности осуществляется и будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

2) создание инфраструктуры применения МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций. При этом, как признают все специалисты в области международных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессионального обучения.

Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.

Когда выстроенная система будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считать состоявшейся.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Перспективы применения МСФО в России и в международной практике. Значение перехода бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности. Анализ ресурсов, требующихся при переводе организации на составление финансовой отчетности по МСФО.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО. Основные функции индивидуальной бухгалтерской отчетности как элемент метода бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 17.06.2015

    Концепции бухгалтерской отчетности в России. Международные стандарты финансовой отчетности, их отличия от российских. Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации. Применение международных стандартов бухгалтерского учета в России.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Реформирование российской финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Перспективы перехода на международные стандарты в РФ, проблемы реформирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности, принципы ее составления и элементы. Перспективы развития отечественного бухгалтерского учета, проблемы реформирования и перехода на МСФО в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Сущность российской системы бухгалтерского учета, план перевода его на международные стандарты финансовой отчетности. Теоретические аспекты РСБУ и МСФО, исследование применения МСФО в Российской Федерации. Трудности и проблемы развития этой сферы.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Понятие бухгалтерских стандартов в России. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета. Международные стандарты финансовой отчетности. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    История развития Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнению отечественных экономистов.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2009

    Назначение международных стандартов финансовой отчетности. Характеристика международных стандартов бухгалтерского учета, нормативов образования и профессиональной этики. Переход Республики Казахстан на международные стандарты финансовой отчетности.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2009

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности. Реформирование бухгалтерского учета в России, причины, проблемы и перспективы перехода на МСФО.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB) недавно принял новый стандарт – IFRS 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности», позволяющий значительно упростить переход на МСФО по сравнению с предыдущим порядком. Новый стандарт подготовлен с учетом опыта компаний, уже составляющих отчетность по МСФО, и вводит ряд положений, благодаря которым компании, готовящиеся к переходу на МСФО, смогут сэкономить время и, возможно, снизить затраты, требующиеся для осуществления такого перехода. В данной статье описан процесс поэтапного перехода на МСФО в соответствии с новым стандартом. Особое внимание уделено положениям, которые, вероятнее всего, придется применять российским организациям.

Определение отчетной даты и даты перехода

При переходе на МСФО компания должна четко различать две ключевые даты — отчетную и дату перехода. Отчетная дата представляет собой окончание последнего из периодов, включенных в первую бухгалтерскую отчетность, составленную компанией по МСФО. Так если компания решила подготовить первую отчетность в соответствии с МСФО за 2004 год, то отчетной датой будет 31 декабря 2004 года. Датой перехода на МСФО является начало самого раннего периода, за который компания представляет полную сравнительную информацию. Поскольку сравнительную информацию, согласно международным стандартам, требуется представлять как минимум за предыдущий год, то компания, готовящая первую отчетность согласно МСФО за 2004 год, должна включить в отчетность сравнительные данные и за 2003 год. Поэтому для такой компании датой перехода на МСФО является 1 января 2003 года.

Дата перехода на МСФО также называется датой вступительного бухгалтерского баланса, так как по состоянию на эту дату компания должна в соответствии с МСФО сформировать вступительные сальдо, которые будут служить основой для дальнейшего ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по международным стандартам.

Поскольку российские стандарты учета во многом не соответствуют МСФО, то в качестве вступительных сальдо на дату перехода нельзя просто взять те балансовые показатели, которые сформированы по активам, обязательствам и капиталу в российской отчетности. Вступительный бухгалтерский баланс необходимо сформировать на дату перехода таким образом, чтобы содержащаяся в нем информация соответствовала требованиям МСФО. Это можно сделать в три этапа.

Этап 1. Определение статей активов и обязательств по МСФО

Компания должна проанализировать все свои активы и обязательства по состоянию на дату перехода на МСФО независимо от того, подлежат они отражению в балансе согласно российским правилам бухгалтерского учета или нет. Если указанные статьи, согласно МСФО, могут быть признаны в качестве активов и обязательств, то они будут отражены во вступительном бухгалтерском балансе, если же нет, то они не отражаются в балансе.

Стандарт IFRS 1

IFRS (International Financial Reporting Standards) — название международных стандартов финансовой отчетности, утверждаемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности с апреля 2001 года. Напомним, что МСФО, утвержденные до этой даты, по-английски называются International Accounting Standards (IAS). Нумерация стандартов IFRS не продолжает нумерацию стандартов IAS, а начинается с единицы.

Поскольку по-русски и IAS, и IFRS принято называть МСФО, то далее в нашем журнале, говоря о IFRS, для избежания путаницы мы будем использовать обозначение МСФО (IFRS).

  • Пример 1

    Согласно российским правилам бухгалтерского учета компании не обязаны составлять консолидированную отчетность, то есть активы и обязательства дочерних обществ компании могут не включаться в российскую отчетность. Вместо этого компания отражает вложения в дочерние общества как финансовые вложения, то есть по первоначальной стоимости. При переходе на МСФО компания обязана подготовить консолидированный вступительный бухгалтерский баланс, то есть объединить отчетность своих дочерних обществ и отразить их активы и обязательства.

    Пример 2

    Согласно российским правилам бухгалтерского учета компании могут создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. В соответствии с МСФО такие резервы не допускаются, следовательно, они не включаются во вступительный бухгалтерский баланс.

    Личный опыт 1

    Светлана Сидорова, Вице-Президент по финансам, Владислав Погуляев, Начальник Управления вутренннего аудита, контроля и сводной отчетности по МСФО, Мария Суконкина, Начальник Отдела сводной отчетности по МСФО (компания ОАО «АК Транснефтепродукт», Москва)

    Первую отчетность по МСФО наша компания составила за 2001 год. В качестве даты перехода на МСФО мы взяли 1 января 2000 года. Соответственно все начальные остатки определялись по состоянию на эту дату. Во вступительный бухгалтерский баланс у нас вошли практически все активы и обязательства, которые числились в российском учете. Однако различия все же были. Например, часть дебиторской задолженности, которая отражалась в российской отчетности, была оценена менеджментом как нереальная к взысканию, поэтому согласно МСФО она не была признана активом и не была включена во вступительный баланс. Также не были признаны активами некоторые части трубопроводов, проходящие через Чечню, не используемые (находящиеся на консервации) и не планируемые к использованию в будущем.

    Имела место и противоположная ситуация. Например, в отчетности по МСФО был признан резерв под демонтаж некоторых объектов основных средств, предусмотренный МСФО 16 «Основные средства». Речь идет о резерве, который нужно создавать, если известно, что при ликвидации основного средства компания понесет существенные затраты, например на демонтаж объекта, его уничтожение, восстановление экологической обстановки и т. п. У нашей компании есть резервуарные парки, которые мы обязаны ликвидировать через определенное время. По этим объектам основных средств и был создан резерв во вступительном бухгалтерском балансе. В российском учете такой резерв не создавался. Кроме того, в балансе по МСФО были отражены активы и обязательства по отложенному налогу: как известно, в 2000 и 2001 годах в российском бухгалтерском учете данные активы и обязательства не отражались.

    Сергей Омельченко, финансовый контролер ТД «Перекресток»

    При переходе на МСФО все активы и обязательства нашей компании, числившиеся в российском учете, были включены во вступительный бухгалтерский баланс по МСФО. Помимо них мы отразили некоторые обязательства, которых не было в российской отчетности, например резерв на оплату отпусков сотрудников.

    При составлении отчетности по МСФО в первый раз у компаний, как правило, возникают сложности с классификацией и оценкой активов и обязательств по МСФО. Это связано с тем, что если до перехода на МСФО фирма проработала достаточно долго, то ее баланс может быть перегружен дебиторской и кредиторской задолженностями, ценными бумагами и другими активами и обязательствами давнего происхождения. Для того чтобы понять, является ли какой-то объект для компании активом или обязательством, необходимо изучить историю его приобретения и дальнейшего движения. Большие сложности, как правило, возникают при оценке объектов основных средств, эксплуатировавшихся десятилетиями. Кроме того, периоды неплатежей наложили свой отпечаток на оборотные средства компании. Например, у многих компаний на балансе есть векселя, которые могли использоваться для различных целей. Вексель может отражать операцию займа, но бывают случаи, когда вексель может классифицироваться как основное средство. Например, если компания знает о том, что деньги по векселю выплачены не будут, зато имеет возможность безвозмездно пользоваться основным средством векселедателя. В таком случае компания фактически владеет не векселем, а основным средством, хотя на него и не оформлено право собственности. Еще одной типичной проблемой является наличие неучтенных в российском учете отдельных активов и обязательств (как правило, из-за отсутствия надлежаще оформленных документов по причине неразберихи в переходный период начала 90-х годов).

Этап 2. Оценка активов и обязательств

После того как компания определит все активы и обязательства, которые подлежат отражению во вступительном балансе, она должна оценить эти активы и обязательства в соответствии с требованиями МСФО.

  • Пример 3

    В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» компания признала отложенное налоговое обязательство в балансе, сформированном по российским правилам бухгалтерского учета. Согласно МСФО отложенные налоги также подлежат признанию, поэтому данное обязательство включается во вступительный баланс. Однако поскольку ПБУ 18/02 не полностью совпадает с соответствующим международным стандартом и оценка активов и обязательств по российским правилам бухгалтерского учета может не соответствовать их оценке по МСФО, величина отложенного налога должна быть соответствующим образом скорректирована для соблюдения требований МСФО.

Новый стандарт предусматривает несколько исключений из общих правил, и особо важную роль они играют именно при оценке активов и обязательств, включаемых во вступительный баланс. Компании могут воспользоваться этими исключениями, если, по их мнению, это упростит переход на МСФО. Далее мы рассмотрим два наиболее важных из них для российских компаний.

Стоимость основных средств

Вместо того чтобы определять в соответствии с МСФО первоначальную стоимость основных средств на дату их приобретения, компания может включить основные средства во вступительный баланс по их справедливой стоимости на дату перехода на МСФО (которая будет принята в качестве их «условно первоначальной» стоимости). Этот подход предпочтителен для тех компаний, которые хотели бы максимально увеличить стоимость своих активов в отчетности по МСФО. Данным исключением также имеет смысл воспользоваться в том случае, когда первоначальную стоимость основных средств определить достаточно сложно. Для оценки справедливой стоимости основных средств компания может пригласить независимого оценщика. Однако после того как справедливая стоимость основных средств будет определена, компания не обязана переоценивать основные средства на регулярной основе в будущем.

Вложения в дочерние общества

Согласно МСФО бухгалтерская отчетность дочернего общества консолидируется головной компанией начиная с даты приобретения ею контроля над финансово-хозяйственной деятельностью этого общества с целью получения выгод от такой деятельности. На эту дату головная компания определяет справедливую стоимость приобретенных активов и обязательств и величину гудвилла (или отрицательного гудвилла), относящуюся к данной сделке.

Если контроль над обществом был приобретен несколько лет назад, то определить справедливую стоимость приобретенных активов и обязательств и рассчитать гудвилл задним числом может быть трудно или даже невозможно. В этом случае МСФО разрешает рассчитывать гудвилл как разницу между долей головной компании в стоимости активов и обязательств дочернего общества (в сумме, по которой они включены во вступительный баланс) и суммой фактических затрат на приобретение доли в дочернем обществе, отраженной в неконсолидированной отчетности головной компании.

Таким образом, не нужно восстанавливать операции за прошлые периоды, благодаря чему значительно упрощается (по сравнению с прежними требованиями) процедура консолидации бухгалтерской отчетности дочерних обществ.

  • Личный опыт

    При оценке стоимости всех активов и обязательств наша компания применяла основные подходы, указанные в МСФО (а не допустимые альтернативные подходы). Например, основные средства нашей группы оценены по исторической стоимости (МСФО 16) с учетом изменения покупательной способности рубля (МСФО 29). Другими словами, стоимость основных средств, определенная на дату их приобретения, была пересчитана с учетом индекса инфляции за период с даты приобретения до отчетной даты. При этом были исключены суммы переоценок основных средств, проведенных предприятиями группы в течение срока службы таких средств. В качестве индексов инфляции мы использовали официальные индексы, установленные Госкомстатом России с 1992 по 2000 годы, а также индексы инфляции за период с 1988 по 1991 годы, рассчитанные ведущими аудиторскими компаниями и применяемые большинством российских компаний ТЭК. Считается, что до 1988 года гиперинфляции в России не было, поэтому за периоды до 1988 года индексы инфляции мы не применяли.

    Инвестиции в зависимые компании оценивались по методу долевого участия. Иначе говоря, их стоимость была рассчитана как доля группы в чистых активах зависимого общества по данным отчетности этого общества, составленной по международным стандартам, с учетом начисленных дивидендов.

Этап 3. Корректировка собственного капитала

При переходе на МСФО суммы, отражаемые по статьям капитала и резервов, также могут измениться, поскольку после внесения корректировок на этапах определения активов и обязательств и их оценки величина чистых активов будет отличаться от величины капитала и резервов.

Как правило, эта разница отражается в составе показателя «Нераспределенная прибыль».

  • Пример 4

    Баланс компании, составленный по российским правилам учета, выглядел следующим образом:

    На дату перехода компания составила вступительный баланс по МСФО, в котором активы отражены в оценке 2 500 000 руб. и обязательства — 180 000 руб. Величина чистых активов составляет теперь 2 320 000 руб. и превышает их величину, рассчитанную по российским правилам учета, на 1 320 000 руб. При переходе на МСФО величина уставного капитала компании не меняется, следовательно, отражается во вступительном балансе в размере 50 000 руб. Компания также может не менять величину резервного фонда и включить его во вступительный баланс в существующей оценке 50 000 руб., поскольку МСФО никак не ограничивают создание общих резервов внутри капитала. В нашем примере разница, возникшая в результате переоценки активов и обязательств, будет отнесена на нераспределенную прибыль. В результате баланс, составленный по МСФО, будет выглядеть следующим образом:

    Личный опыт

    Светлана Сидорова, Владислав Погуляев, Мария Суконкина

    При переходе на МСФО наша компания пересчитала величину уставного капитала с помощью индексов инфляции, а также скорректировала добавочный капитал на исключенные суммы переоценок основных средств. После этого вся величина капитала была скорректирована до суммы чистых активов, причем разница была отражена как нераспределенная прибыль прошлых лет.

Переход на МСФО завершен

После того как компания сформировала свой вступительный бухгалтерский баланс, она отражает в учете и отчетности операции и события, возникающие после указанной даты, следуя стандартным требованиям МСФО.

  • Личный опыт

    Светлана Сидорова, Владислав Погуляев, Мария Суконкина

    В нашей компании учет по МСФО не ведется одновременно с учетом по российским правилам, поэтому каждый раз мы трансформируем бухгалтерскую отчетность в соответствии с международными стандартами. По крупным статьям (таким, как основные средства и запасы) отправной точкой при составлении отчетности служат «входящие» остатки по МСФО на начало года. Затем анализируются поступление и выбытие основных средств (запасов) за год, новые основные средства (запасы) оцениваются в соответствии с МСФО и получается стоимость основных средств (запасов) по МСФО на конец года. По прочим активам, например по дебиторской задолженности, остатки на конец года определяются исходя из соответствующих остатков в российской отчетности, которые корректируются в соответствии с МСФО. Статьи отчета о прибылях и убытках по МСФО также формируются на основе российского отчета. Часть статей российского отчета о прибылях и убытках корректируется, кроме того, начисляются дополнительные доходы и расходы (например, резервы), которых не было в российском учете.

    В принципе, составив отчетность по МСФО в первый раз, в дальнейшем мы практически не меняли порядок ее составления. Самое трудное — это выработать подходы и утвердить методы, которые будут применяться при составлении отчетности по МСФО, то есть разработать учетную политику при ведении учета в соответствии с международными стандартами. Мы разрабатывали учетную политику по каждому участку учета, определяли методы признания и оценки активов и обязательств. Благодаря этому в последующие периоды формировать отчетность становится намного легче.

    Сергей Омельченко

    Сейчас мы параллельно учитываем те объекты, по которым возникают разницы в учете по МСФО и в российском учете. Таким образом, все корректировки сразу же фиксируются. При подготовке отчетности в соответствии с МСФО берутся остатки по МСФО на начало года, добавляются обороты, отраженные в российском учете, и корректировки. В результате получаются остатки по МСФО на конец года.

Дата вступления стандарта в силу

Новый стандарт должны применять все компании, которые впервые начнут составлять отчетность по МСФО за периоды, начинающиеся 1 января 2004 года или позднее. На практике это означает, что если компания формирует годовую отчетность по состоянию на 31 декабря и представляет сравнительную информацию только за один год, то стандарт должен применяться по отношению к годовой отчетности, дата вступительного баланса которой приходится на 1 января 2003 года или более позднюю дату. Однако по желанию компаний стандарт может применяться и раньше.

Несмотря на кажущуюся простоту перехода на МСФО, следует внимательно проанализировать все операции компании, поскольку некоторые из них могут вызвать определенные трудности. Например, в ряде случаев стоимость вложений в дочернее общество может быть неизвестна или же переход на МСФО может осуществляться одновременно с реструктуризацией инвестиций внутри группы (компаний). Подобные вопросы требуют тщательного изучения или же обсуждения с консультантами еще до начала процесса перехода на МСФО.

______________________________________________
1 Здесь и далее приводится личный опыт российских компаний, осуществивших переход на МСФО еще до принятия нового стандарта (материал подготовлен редакцией журнала).

При подготовке отчетности по МСФО наиболее часто применяется трансформация отчетности - процесс составления финансовой отчетности по международным стандартам путем корректировки статей отчетности и перегруппировки учетной информации, подготовленной по правилам РСБУ.

Единого алгоритма трансформации финансовой отчетности не существует, и в каждом случае специалисты применяют свою методику, оптимальную для компании.

Все больше организаций в РСБУ применяют стандарты МСФО, что допускается требованиями п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Переход на МСФО для таких компаний представляется более простым, поскольку количество трансформационных корректировок будет меньше.

Справочно

Министерство финансов Российской Федерации на официальном сайте 01.08.2016 опубликовало проект приказа, который вносит изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

«Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности. В случае если применение способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики указанной организации требованиям международных стандартов финансовой отчетности, организация вправе не применять этот способ.

В случае если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из международных стандартов финансовой отчетности».

Компаниям, впервые применяющим международные стандарты, адресован МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», которым руководствуются при первой финансовой отчетности по МСФО, а также при промежуточной отчетности, представляемой за часть периода, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО. В такой отчетности компания принимает все стандарты МСФО и делает четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО.

В случае если компания решает, что не будет применять какой-либо стандарт МСФО в первой отчетности, данная финансовая отчетность не будет считаться соответствующей МСФО. Это может быть отчетность, основанная на принципах МСФО, например для управленческих целей. Следует обратить внимание, что даже если компания применила все международные стандарты, но не сделала заявления о соответствии МСФО, такая отчетность также не является отчетностью по МСФО.

На практике часто возникают вопросы о необходимости применения МСФО (IFRS) 1, если ранее компания предоставляла информацию для подготовки консолидированной финансовой отчетности материнской компании, но не выпускала индивидуальную отчетность по МСФО. Возможен также вариант, когда компания составляла отчетность по МСФО для внутренних целей, но не представляла ее собственникам либо сторонним пользователям. В обоих вышеуказанных случаях при подготовке первого комплекта финансовой отчетности следует руководствоваться требованиями МСФО (IFRS) 1.

Также нередко бывает, что ранее компания составляла отчетность по МСФО, но затем на какое-то время перестала. В данном случае следует исходить из анализа затрат на подготовку отчетности: либо выпустить финансовую отчетность, как если бы компания не допускала перерыва, либо повторно применить МСФО (IFRS) 1. При повторном применении стандарта отчетность составляют, игнорируя влияние учетной политики, примененной в прошлые периоды.

Применяя МСФО впервые, важно понимать, какова дата перехода и какой период МСФО (IFRS) 1 признаёт первым отчетным периодом.

Рис. 1. Дата перехода на МСФО

Алгоритм подготовки первой отчетности по МСФО за 2016 год

На протяжении всего переходного периода следует применять единую учетную политику (в примере переходным периодом являются три года: 2014-й, 2015-й, 2016-й).

При подготовке первого комплекта финансовой отчетности необходимо шаг за шагом выполнять определенные действия.

Шаг 1. Следует использовать все стандарты, которые действуют на первую отчетную дату. Это значит, что если дата перехода - 31.12.2014, а отчетность составляется на 31.12.2016, то необходимо применять стандарты, действующие именно на 31.12.2016. При этом возможно использование выпущенных, но не вступивших в силу стандартов, досрочное применение которых на первую отчетную дату разрешено.

Например, МСФО (IFRS) 15 «Выручка» вступает в силу с 01.01.2018, разрешено его досрочное применение. Целесообразно готовить первый комплект отчетности, основываясь на его требованиях, чтобы в дальнейшем, когда новый стандарт начнет действовать, избежать корректировок.

На практике большинство компаний применяют новые стандарты досрочно (при этом следует помнить, что не все новые стандарты можно применять досрочно).

Шаг 2. Определить стандарты, которые необходимо применить до отчетной даты. Например, если в компании в 2015 году был , а в 2016-м - нет.

Шаг 3 . Определить исключения, которые должны быть применены.

Общее требование МСФО заключается в ретроспективном применении требований всех действующих стандартов МСФО на отчетную дату. МСФО (IFRS) 1 разрешает два вида освобождений от ретроспективного применения:

  • обязательные исключения;
  • добровольные исключения.

Справочно

Обязательные исключения обязательны для всех организаций, применяющих МСФО впервые. Суть добровольных исключений - в праве выбирать, применять или не применять эти исключения. Они касаются ретроспективного применения стандартов МСФО (то есть с момента совершения операции, как будто компания применяла МСФО всегда).

Пример добровольного исключения: МСФО (IFRS) 1 позволяет компании, применяющей МСФО впервые, во вступительном балансе по МСФО оценить актив, используя условную первоначальную стоимость в отношении основных средств, инвестиционной недвижимости (при использовании модели учета по первоначальной стоимости) и нематериальных активов (при условии наличия активного рынка).

Согласно МСФО (IFRS) 1 организация должна использовать для целей МСФО расчетные оценки, которые соответствуют расчетным оценкам, принятым при применении на эту же дату национальных стандартов учета. В случае если существуют объективные доказательства того, что эти расчетные оценки были ошибочными, для целей МСФО применяют расчетные оценки, отличающиеся от примененных в РСБУ. Примером является изменение срока полезного использования основных средств (в частности, при получении дохода в результате эксплуатации полностью самортизированного оборудования).

Справочно

Ошибки - пропуски и искажения в финансовой отчетности, которые возникают вследствие неиспользования или неверного использования надежной информации, включая последствия неточностей в вычислениях, искажений при применении учетной политики, недооценки или неправильного толкования фактов, а также мошенничества.

Пример из практики

IFRS 1 позволяет менять расчетные оценки в переходный период (в примере - с 01.01.2015 по 31.12.2016). Так, возможно изменять сроки полезного использования основных средств и метод начисления амортизации. Неизменной остается модель учета ОС, установленная в учетной политике по МСФО: по первоначальной или по переоцененной стоимости [п. 29 МСФО (IAS) 16]. На практике лучше изменить сроки и метод начисления амортизации на дату перехода.

Шаг 4 . Выстроить (организовать) процесс подготовки и сделать его оптимальным. Для этого потребуется регламентировать комплекс мероприятий:

  1. определить периметр консолидации (при составлении консолидированной отчетности анализируются состав и структура владения, определяются прямые, эффективные доли владения и доли неконтролирующих акционеров);
  2. разработать учетную политику по МСФО (каждая организация, входящая в установленный периметр консолидации при составлении консолидированной отчетности, должна использовать единую учетную политику по МСФО);
  3. провести анализ активов и обязательств на дату перехода на МСФО с целью их признания для целей МСФО;
  4. разработать методологию трансформации (либо ведения параллельного или комбинированного учета) и консолидации (при составлении консолидированной отчетности), пакетов сбора данных, трансформационных моделей; предварительно необходимо проанализировать сферу деятельности компании, определить основные различия по статьям отчетности между РСБУ и МСФО, сформировать перечень основных корректировок.

Пример из практики

При переходе на МСФО производственных предприятий часто выявляется ситуация, когда в РСБУ активы полностью самортизированы, но продолжают использоваться, и их количество существенно. Поскольку компания получает выгоду от работы актива, желательно для целей МСФО изменить сроки полезного использования активов.

Корректировка по объектам, стоимость которых меньше установленного в РБСУ лимита для учета основных средств [в общем случае - до 40 тыс. руб. включительно (п. 5 ПБУ 6/01)], на практике выполняется в случае ее существенности. Данные объекты в РСБУ списываются при приеме в эксплуатацию на расходы текущего периода, в МСФО - включаются в состав основных средств. В МСФО нет стоимостного критерия отнесения активов к основным средствам, но в учетной политике ряда западных компаний такой критерий существует. При подготовке отчетности необходимо соблюдать баланс между затратами на эту подготовку и полезностью информации.

Справочно

Корректировка - это изменение величины строк отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе с изменением финансового результата текущего периода.

Виды корректировок

Реклассификация (рекласс) не оказывает влияния на прибыль или убыток отчетного периода - соответственно, одновременно затрагивает только балансовые счета МСФО или только счета прибылей/убытков МСФО.

Реклассификации возникают в результате различий в признании элементов финансовой отчетности по РСБУ и МСФО, переносят одну и ту же сумму из статьи отчетности по РСБУ в статью отчетности по МСФО. Примерами реклассификаций служат:

  • рекласс авансов, выданных под , из дебиторской задолженности и прочих внеоборотных активов по РСБУ в состав незавершенного строительства по МСФО (в основные средства);
  • рекласс объектов инвестиционного имущества из состава основных средств в состав инвестиционного имущества;
  • рекласс депозитов и высоколиквидных инвестиций со сроком погашения менее трех месяцев в состав денежных средств и их эквивалентов;
  • рекласс общехозяйственных расходов из состава себестоимости в состав управленческих расходов.

Корректировка (поправка) оказывает влияние на чистую прибыль периода и статьи капитала - соответственно, одновременно затрагивает и балансовые счета, и счета прибылей/убытков, и счета капитала.

Примерами корректировок (поправок) служат:

  • постановка на учет объектов, полученных по договору лизинга;
  • списание нематериальных активов, не удовлетворяющих критериям признания МСФО (IAS) 38;
  • начисление убытка от обесценения основных средств и объектов незавершенного строительства по МСФО;
  • исключение общехозяйственных расходов из остатков незавершенного производства и отнесение их на счета управленческих расходов.

Шаг 5. Выполнить трансформационные и консолидационные корректировки.

При формировании входящего (вступительного) отчета о финансовом положении по МСФО на дату перехода необходимо выполнить следующие корректировки:

  • признать все активы и обязательства, подлежащие признанию в соответствии с МСФО (например, финансовую аренду, обязательства по демонтажу основных средств);
  • исключить активы и обязательства, не подлежащие признанию в соответствии с МСФО;
  • реклассифицировать статьи активов, обязательств и капитала в балансе в соответствии с требованиями МСФО;
  • произвести оценку всех активов и обязательств в соответствии с МСФО - проанализировать, насколько активы и обязательства отвечают критериям признания активов и обязательств МСФО, правильно ли сформирована их стоимость (например, необходимо обесценить материалы, долго находящиеся без движения, неработающее оборудование).

На каждую дату должны быть применены оценки исходя из той информации, которая имеется на эту дату. Если в 2015 году в отношении вероятности погашения дебиторской задолженности имелись сомнения, а в 2016 году финансовое состояние дебитора улучшилось, то при подготовке отчетности за 2015 год необходимо обесценить дебиторскую задолженность, в 2016-м - восстановить.

Шаг 6 . Сформировать отчетность по МСФО.

Состав первого комплекта финансовой отчетности по МСФО определен требованиями МСФО (IFRS) 1:

  • три баланса (на дату перехода, начало отчетного периода, конец отчетного периода);
  • два отчета о совокупном доходе (например, за 2016 год, за 2015 год как сравнительная информация);
  • два отчета о движении денежных средств;
  • два отчета об изменениях капитала;
  • примечания, включая сравнительную информацию с соблюдением требований всех стандартов в отношении раскрытия информации.

МСФО (IFRS) 1 не предусматривает исключений из требований к представлению и раскрытию информации в других МСФО.

В первой финансовой отчетности компания поясняет, как переход от РСБУ к МСФО повлиял на ее финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств. В ней следует отразить пояснения положений перехода на МСФО, а также представить сверку статей «Капитал» и «Общий совокупный доход». Сверка должна включать информацию, которая детализирует суммы корректировок по статьям «Капитал» и «Прибыль». В следующие периоды данную сверку делать не требуется.

Чтобы облегчить процесс подготовки первого комплекта отчетности и минимизировать количество ошибок, компании зачастую приглашают консультантов, способных помочь в подготовке первой отчетности по МСФО, достаточно компетентных и опытных.