Камеральная проверка всегда проходит после сдачи деклараций – такое право контролерам дает статья 88 Налогового кодекса. Инспекторы должны провести ее в течение трех месяцев
со дня сдачи организацией отчетной декларации. В ходе ревизии автоматизированная система связывает между собой показатели декларации и составляет протокол ошибок.
Если в отчетности обнаружены неточности, то у фирмы будут запрошены соответствующие пояснения. Если таковые будут получены, и они удовлетворят налоговиков, то проверка
для предприятия на этом будет завершена. Если же организация объяснений не представит
или они будут для инспекторов не убедительны, то согласно статье 100 Налогового кодекса будет составлен соответствующий акт.
Но наиболее эффективным способом выявления налоговых правонарушений, чреватых крупными доначислениями и штрафами, является выездная ревизия. В ходе такого мероприятия инспекторы проверяют, как фирма рассчитывает и оплачивает налоги.
На практике выездные проверки похожи на «абордаж» бизнеса, 99 процентов таких ревизий заканчиваются изъятием денег в форме доначислений, пеней и штрафов. Откуда такие «успешные» цифры? Перед тем, как выходить на ревизию к конкретному предпринимателю, налоговики проделывают в отношении него сложную аналитическую работу, и если, по их мнению, коммерсанту можно начислить крупную недоимку, то в этом случае на его предприятие высаживается «налоговый десант». Проверяя компанию, инспекторы будут фокусировать свое внимание на начислениях и платежах за три года, не считая текущего. Такие мероприятия проходят на территории организации, и в настоящее время длятся до полугода.
При отборе кандидатов на выездную проверку ИФНС проводят преданализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Именно такой преданализ определяет целесообразность ревизии и ее наиболее «денежно-результативное» направление. Информационная база, которую используют проверяющие, весьма обширна. Обычно организация не представляет себе тот масштаб данных, который собран на нее ревизорами. Статистика говорит, что в первую очередь в 2016 году инспекция искала кандидатов на выездную проверку среди компаний, которые:
Но спешим успокоить: не все перечисленные компании попадут под выездную проверку. Сегодня инспекторов в регионах интересуют налогоплательщики, с которых можно получить
не менее 5–10 млн рублей недоимки. В Москве ИФНС в основном интересуются предприятиями
с большими оборотами – от 500 млн рублей в год, доначисления в бюджет с которых могут составить 50 млн рублей и более.
Основные правила, которыми руководствуются контролеры, когда выходят на выездную проверку, установлены письмами ФНС от 17 июля 2013 года № АС-42/12837@ и от 25 июля 2013 года № АС-42/13622@. В этих документах содержится перечень анализируемых и оцениваемых данных, сделан акцент на информацию, которую нужно искать, а также указаны вопросы, на которые проверяющим следует обратить особое внимание. В частности, инспекторов будет интересовать выявление схем уклонения от уплаты налогов и наличия
у организаций взаимоотношений с фирмами-однодневками.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса, по результатам выездных мероприятий инспекторы оформляют специальную справку, в документе будет указан предмет ревизии и сроки ее проведения. Стоит отметить, что составление справки – не формальность, ее наличие ставит точку в сборе информации об организации. После ее оформления инспекторы не смогут допрашивать сотрудников или требовать предоставить еще какие-либо документы. В течение двух месяцев после завершения проверки ревизоры должны обработать имеющуюся у них информацию и составить акт с указанием правонарушений, сумм доначислений и пеней
(ст. 100 НК РФ).
Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объекты налоговых проверок - регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:
· налоговых проверок;
· получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
· проверки данных учета и отчетности;
Правила истребования документов при проведении налоговой проверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Налоговым органом могут быть запрошены у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения соответствующего требования. Эти документы передаются в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения требования. Отказ от их представления признается налоговым правонарушением.
Инспектор налогового органа, проводящий проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, документы и информацию относительно деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Истребование документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Виды налоговых проверок представлены на рисунке 9.2. В первую очередь в зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.
Камеральная налоговая проверка - форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
Рис.9.2. Виды налоговых проверок
Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.
В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налог
плательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.
Выездная налоговая проверка - форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
С 1 января 2007 г. изменяется порядок проведения проверок на территории налогоплательщика. Ниже в соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основные законодательные установления о выездной проверке
Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.
Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Сроки проведения. Установлена продолжительность проверки - не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но не более шести месяцев.
Проверка структурных подразделений . В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки – не более одного месяца.
Повторная проверка . Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;
2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Справка о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Методика выездной налоговой проверки. Заранее, до начала проверки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.
С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе выработанной концепции создается и утверждается программа проведения документальной проверки.
Обычно при документальной проверке проверяют правильность:
а) отражения в учете различного вида доходов и расходов;
б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т. д.);
в) пользования льготами по всем проверяемым налогам;
г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.
В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований.
Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.
Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, также возможно. Кроме того, в ходе проверки могут быть использованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).
Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:
1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;
2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента.
Так, относительно второй из этих возможностей установления достоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса сказано: «Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)».
Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.
Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.
Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.
Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.
Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.
Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.
Важно!
В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.
Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.
Важно!
Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.
К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.
Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках , когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.
Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.
Важно!
Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.
Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.
Важно!
В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.
«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.
Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
---|---|
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:
|
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации. Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения). |
Важно!
Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.
Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.
Важно!
Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.
*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.
Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.
По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.
Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.
Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.
Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объекты налоговых проверок - регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:
налоговых проверок;
получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
проверки данных учета и отчетности;
Правила истребования документов при проведении налоговой проверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Налоговым органом могут быть запрошены у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения соответствующего требования. Эти документы передаются в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения требования. Отказ от их представления признается налоговым правонарушением.
Инспектор налогового органа, проводящий проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, документы и информацию относительно деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Истребование документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Виды налоговых проверок представлены на рисунке 9.2. В первую очередь в зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.
Камеральная налоговая проверка - форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
Рис.9.2. Виды налоговых проверок
Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.
В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налог
плательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.
Выездная налоговая проверка - форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
С 1 января 2007 г. изменяется порядок проведения проверок на территории налогоплательщика. Ниже в соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основные законодательные установления о выездной проверке
Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.
Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.
Сроки проведения. Установлена продолжительность проверки - не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но не более шести месяцев.
Проверка структурных подразделений . В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки – не более одного месяца.
Повторная проверка . Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;
2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Справка о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Методика выездной налоговой проверки. Заранее, до начала проверки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.
С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе выработанной концепции создается и утверждается программа проведения документальной проверки.
Обычно при документальной проверке проверяют правильность:
а) отражения в учете различного вида доходов и расходов;
б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т. д.);
в) пользования льготами по всем проверяемым налогам;
г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.
В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований.
Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.
Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, также возможно. Кроме того, в ходе проверки могут быть использованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).
Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:
1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;
2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента.
Так, относительно второй из этих возможностей установления достоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса сказано: «Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)».
Даже если в компании полностью соблюдаются все правила и нормы, а отчетность безупречна, она может попасть под налоговую проверку , так как занимается деятельностью, регулируемой законодательством о налогах и сборах.
В этом материале мы разобрали актуальные вопросы, особенности, этапы, сходства и различия в алгоритмах проведения камеральных и выездных налоговых проверок .
Обоснованием процедуры проверки служит Налоговый кодекс РФ. В одном из пунктов статьи 31 НК РФ указаны права налоговых органов, позволяющие им вести проверку налогоплательщиков. Статья 82 уточняет определение «налоговая проверка», а также права и задачи, которые получают контролирующие органы.
Существует разделение по типам проверок, связанное с методикой их проведения.
Выделяют «сплошную» ревизию, когда инспектированию подвергаются все документы организации . Этот метод можно применять при изучении небольших предприятий или при полном исследовании деятельности организации.
Выборочная методика основывается на возможности проверять только часть документации.
По объему проводимой работы различают проверки:
Также налоговые проверки можно разделить на:
Редакция "Генерального Директора" составила список из 12 пунктов в работе компании, которые могут привлечь внимание налоговых органов. Скачайте этот чек-лист и исправьте ошибки до того, как в вашу компанию придут с проверкой.
Разделение между этими двумя методиками произошло из-за места их проведения.
Выездная проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах проводится на территории предприятия или организации. Нахождение в помещении компании или физического лица, подвергаемого проверке, без разрешения этого лица запрещено. В этом случае, а также в случае, когда помещение для проверки не может быть предоставлено по объективным причинам, проверка проходит по месту расположения налогового органа.
Основное отличие камеральной проверки от выездной заключается в том, что она проходит без посещения предприятия налоговым инспектором. Она основывается на декларации, которую налогоплательщик сдал в инспекцию самостоятельно. Для сравнения используются уже имеющиеся у налоговых органов документы.
После сдачи документов и налоговых расчетов проверка может быть произведена в течение 3 месяцев. Причем уведомления о начале проверки вы не получите. И в случае, если контролирующие органы не найдут никаких несоответствий, вы даже не узнаете о том, что вас проверяли .
Список документов:
В данных, предоставляемых налоговым органам, должны быть указаны:
Все вопросы налоговых проверок регулируются статьей 88 НК РФ.
Внутренние процессы налоговой службы после процедуры проверки имеют следующий алгоритм:
Данные можно обновить с помощью подачи уточненной декларации:
Существует также практика углубленной камеральной проверки. В этом случае у вас будут запрошены дополнительные документы, отказать в предоставлении которых вы имеете полное право, если у вас не заявлены следующие условия:
Результаты камеральной проверки можно оспорить 2 способами:
В отличие от камеральной проверки, процессу которой подвергается 100 % налогоплательщиков, выездную проходят в среднем 20-25 % организаций. Основная причина – выявленные в ходе камеральной проверки нарушения, несоответствия и ошибки в расчетах. В этом случае внимание фискальных органов будет сосредоточено на финансово-хозяйственной деятельности организации.
Чтобы избежать ошибок, рисков, штрафов , арест счетов, следует соблюдать правила:
Процесс выездной проверки имеет следующий алгоритм:
Сроки ревизии составляют в среднем 2 месяца. Увеличение до 4-6 месяцев возможно в случаях, если организация относится к особо крупным (имеет более 4 обособленных подразделений). Если не были предоставлены требуемые документы или в них обнаружены сомнительные данные, случились форс-мажорные обстоятельства на месте работы.
Любые форс-мажорные происшествия, в результате которых были утрачены необходимые документы, расследуются с привлечением экспертов. Если вы сможете доказать, что налоговые документы утонули, сгорели или были уничтожены другим образом, организации грозит штраф. В настоящее время (согласно судебной практике) практически невозможно доказать, что были уничтожены именно необходимые ФНС сведения.
Во время проверки ФНС имеет право:
Ограничения ФНС:
ФНС в случае возникновения вопросов может приостанавливать выездную проверку неограниченное количество раз. В этом случае сотрудники налоговых органов не имеют права производить какие-либо действия на территории проверяемой организации. Документы, запрошенные ими до перерыва, должны быть предоставлены в указанный срок.
Налоговая проверка может быть приостановлена на срок не более 6 месяцев, если требуется информация от иностранных госорганов, нужна та или иная экспертиза, необходим перевод документации, полученной от зарубежных контрагентов.
Часто при выездной проверке применяется сплошной метод. В этом случае исследуется вся документация организации за исследуемый период. Она включает первичную документацию, кассовые, приходно-расходные книги, декларации, договора .
Должностные лица проверяют, имеет ли организация соответствующую документацию, ведет ли налоговый учет и когда подавала отчеты в ФНС.
В процессе уточняется верность выбранного режима налогообложения, дополнительные сведения, согласно которым производятся выплаты налогов, степень соблюдения законодательства.
Специалисты запрашивают дополнительную документацию и пояснения у налогоплательщика и у сторонних организаций.
Выездной ревизор проверяет реквизиты и правильность составления, полноту и учет документов, а также уточняет объект налогообложения, правильность расчетов и своевременность оплаты.
По результатам проверки проводится встречный или перекрестный анализ совместно с документами сторонних организаций, первичными документами и другими отчетами.
Документом, отмечающим окончание выездной налоговой проверки, является справка в установленной форме. Она выдается в день окончания процесса. В ней должны быть указаны даты ее начала и окончания, а также зафиксирован предмет проверки. Важно, чтобы даты были указаны точно, особенно если проверка приостанавливалась.
Оформление результатов проверки производится ФНС в течение 2 месяцев (для консолидированной группы – 3 месяца) со дня ее окончания в форме Акта, где излагаются факты правонарушения или отмечается их отсутствие.
Требования к акту:
Оспорить результаты проверки можно в течение 15 дней (или 30 для консолидированной группы) после получения акта, предоставив возражения в письменном виде. Также можно приложить документы, обосновывающие ваши возражения.
Итоговое решение принимается начальником налогового органа. Имеется 2 варианта:
Предлагаем ознакомиться с таблицей, где обобщаются сходства и различия камеральной и выездной налоговой проверки, а также представлены основные характеристики процесса в наглядной форме.
Камеральная |
Выездная |
|
Проверяющие |
Сотрудники местных уполномоченных органов |
Сотрудники любого уровня налоговой инспекции |
Проверка ведется |
За отчетный период |
За срок до трех лет |
Причины для проверки |
Нет необходимости |
Нет необходимости |
Место проверки |
Местные налоговые органы |
В проверяемой организации |
Кого проверяют |
100% налогоплательщиков (юридические и физические лица) |
Только юридические лица |
Особенности процесса |
Ведется проверка предоставленной документации |
Производятся действия, разрешенные НК РФ |
Регулярность |
По мере предоставления документов |
Выборочно |