Открыть ип на грузоперевозки. Минусы применения енвд. Какие документы необходимы

Открыть ип на грузоперевозки. Минусы применения енвд. Какие документы необходимы

Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.

Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.

Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.

ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предприниматели могут использовать:

  • Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
  • Упрощенный режим (УСН).
  • Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
  • Патент (ПНС).

Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.

Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.

Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:

  • Объем планируемых заказов.
  • Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
  • Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.

Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.

Внимание! Имеется ограничение по применению одновременно ЕНВД и патента. Одновременно применять системы не разрешено, предприниматель должен выбрать одну форму налогообложения, по которой будет платить налог.

Общеустановленная система налогообложения

Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.

Положительные стороны применения вида учета для ИП:

  • Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
  • Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.

Отрицательные стороны ведения ОСН:

  • Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
  • Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.

Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.

При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.

Упрощенная система

Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.

Положительные стороны применения УСН:

  • Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
  • Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
  • Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.

Отрицательные стороны использования УСН:

  • Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
  • Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.

Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.

Вмененный доход

ИП часто применяют ЕНВД при оказании услуг по перевозке грузов. Для формы характерны отсутствие необходимости ведения полного документооборота.

Плюсы применения ЕНВД:

  • Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
  • Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.

Минусы применения ЕНВД:

  • Необходимость платежа единого налога вне зависимости от реализации услуг.
  • Наличие ограничения по числу машин. Допускается использовать до 20 штук единиц транспортных средств.

При наличии малого автопарка и незначительных по размеру стоимости контрактов ИП может выбрать между ЕНВД и ПНС. Для сравнения необходимо получить информацию в ИФНС о стоимости патента на грузоперевозки и сравнить с налогом на вмененный доход.

Внимание! Патентная система применяется только в регионе его приобретения. При заключении договоров на оказание транспортных услуг необходимо обеспечить совпадение места составления соглашения и применения патента.

Дополнительный документооборот

Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.

Необходимо обеспечить:

  • Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
  • Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
  • Ведение книг учета выданных путевых листов.
  • Заключение договоров транспортной экспедиции.

Особое значение наличие оправдательных документов имеет в случае использования расходных форм для снижения основного налога при ведении ОСН или УСН с видом учета «доходы минус расходы». Транспортные услуги характеризуются значительным количеством оправдательных документов, что требует наличия штата обслуживающих учет сотрудников.

Внимание! При отсутствии путевых листов принять в состав расходов топливо, масла, расходные материалы и запчасти нельзя. ИФНС при проверке ИП исключит затраты и дополнительно начислит основной налог и применит санкции – пени, штрафы.


Вернуться назад на

На каждый субъект хозяйствования, который занимается перевозками (зарегистрированный в установленном порядке), возлагается обязательство по своевременной уплате налогов.

При определении системы налогообложения организаций, которые занимаются перевозкой товаров, необходимо учитывать направление деятельности транспортной фирмы и ее масштабы. Различен также перечень налогов для ИП, и, например, общества с ограниченной ответственностью.

В такой сфере, как грузоперевозки, налогообложение представлено в виде трех основных систем.

Виды налогообложения в сфере транспортных услуг:

1. Общая система – предполагает ведение бухгалтерской документации в полном объеме и уплату всех общих налогов, которые предусмотрены на законодательном уровне. Предприятие, которое не может пользоваться упрощенной системой, или же единым налогом, применяет в своей деятельности общую систему уплаты налогов. ИП (грузоперевозки) налоги ИП по этой системе платит все, включая также налог и на доходы физических лиц, и на . 2. Упрощенная система предусматривает два варианта уплаты налогов.
В первом случае размер налоговой ставки составляет 6 %, в качестве объекта здесь избирается доход предприятия.
А во втором – объектом являются доходы транспортной компании за вычетом расходов, но ставка в этом случае составляет 15 % (сумма налога не может быть менее 1% от налоговой базы). При этом компания, осуществляющая грузоперевозки, может самостоятельно выбирать объект, а также менять его. В этом случае фирма-грузоперевозчик не платит следующие налоги ИП: на прибыль (для индивидуального предпринимателя исключается необходимость уплаты налога на доход физического лица), на добавленную стоимость, на имущество, а также налог с продаж и единый социальный налог.

3. Система налогообложения, которая представлена в виде единого налога на вмененный доход, является наиболее распространенной в области перевозок грузов. При этом существует ограничение: такой системой могут пользоваться только те хозяйствующие субъекты, которые имеют не более 20 единиц транспортных средств. Решение о переводе на эту систему налогообложения принимается, как правило, муниципальными органами городских округов и районов.

В случае, когда в определенном регионе подобное решение в отношении транспортных услуг не принято, то воспользоваться такой системой не получится.

Если фирма, осуществляющая грузоперевозки, налогообложение сразу не выбирает, то в случае, когда деятельность включается в перечень услуг, которые переведены на единый налог, то данная система налогообложения избирается автоматически. Если же компания ранее была на другой системе, то с момента принятия решения муниципальными органами о переводе на единый налог, и предприятие переходит на такую систему автоматически. ИП (грузоперевозки) налоги ИП может также платить по этой схеме.

Сумму налога на вмененный доход рассчитывают, исходя из установленной на законодательном уровне базовой доходности (6000 рублей в месяц – транспортировка грузов, 1500 рублей ежемесячно – перевозка пассажиров), с учетом налоговой ставки, которая составляет 15 %.

Положительные моменты:

1. В большинстве случаев в сфере грузоперевозок применяется уплата единого налога на вмененный доход, которая при высоком уровне прибыли, весьма выгодна субъекту хозяйствования.
2. Переход на единый налог осуществляется автоматически с момента принятия решения муниципальными органами.
3. В тех регионах, где решение о переводе на единый налог принято не было, как правило, у фирм-грузоперевозчиков есть возможность перейти на упрощенную систему.

Отрицательные моменты:

Наиболее обременительной признают общую систему уплаты налогов, по возможности от нее рекомендуется переводиться на упрощенную.

В РФ достаточно большое количество людей занимается разного рода предпринимательской деятельностью, например, грузоперевозками. При этом многие из них выбирают единый налог с вмененного дохода при осуществлении обязательных отчислений в государственную казну. У данной системы есть целый ряд преимуществ. Одним из них является, например, единый платеж вместо нескольких налогов. При этом здесь сразу нужно уточнить один важный момент.

Налог в данном случае взимается с вмененного дохода, а не с фактического. Величину первого определяет государство. Для различных видов предпринимательской деятельности предусмотрен свой вмененный доход. Для многих бизнесменов такой вариант является достаточно выгодным. Ведь у них появляется возможность рационально планировать последующие шаги в бизнесе, четко понимая при этом величину налога.

Работать на данном спецрежиме могут как индивидуальные предприниматели, так и ООО. Естественно, они обязаны соответствовать определенным критериям. Например, чтобы работать на ЕНВД при грузоперевозках, рейсы должны предусматривать коммерческий характер. Кроме того, для ИП или организаций в законодательстве предусмотрено требование иметь в собственности автомобили, общее количество которых не превышает 20 единиц. Ну и, наконец, приведем еще ряд критериев, соответствие которым дает возможность перейти на единый налог на вмененный доход:

  • количество наемных работников, в том числе и работающих по совместительству, не превышает 100 человек;
  • другой организации или компании принадлежит не более 25 процентов уставного капитала (за отдельными исключениями);
  • определенный вид предпринимательской деятельности.

Встать на учет достаточно просто. Если ИП или юрлицо полностью соответствует всем приведенным выше условиям, то необходимо обратиться в налоговый орган, и написать заявления по установленной форме. Помимо этого, фискалам также нужно будет предоставить определенный пакет документов. Сам процесс постановки на учет занимает не более недели.

ЕНВД для вида предпринимательской деятельность «грузоперевозки» в 2019 году – как правильно сделать расчет

Теперь давайте перейдем к рассмотрению более конкретных цифр. Сразу следует отметить, что расчет величины единого вмененного налога осуществляется по конкретной формуле. При этом никаких сложностей при подсчетах возникнуть не должно, поскольку все предельно просто. Здесь нужно знать величину вмененной прибыли, рассчитываемой, как уже говорилось выше, государством, и физического показателя, а также два коэффициента – К1 и К2. Давайте рассмотрим их более детально, равно как и правила расчета в целом.

Итак, для предпринимателей, коммерческая деятельность которых заключается в перевозке грузов, установлен вмененный доход в размере 6 тысяч рублей. Физический показатель в данном случае – количество задействованных для ведения бизнес-деятельности автомобилей. Далее идут 2 коэффициента – К1 и К2. Первый устанавливается на федеральном уровне. В 2017 году он равен 1,798. Коэффициент К2 зависит от того, где именно ведет свою деятельность предприниматель – Москва, или, например, Челябинская область. Все дело в том, что он устанавливается местными властями. Если говорить в целом, то коэффициент К2 в настоящее время может составлять от 0,005 до 1. При расчете также следует учитывать процентную ставку – она в данном случае равна 15%.

Для того чтобы подсчитать ЕНВД, сперва следует умножить размер предполагаемого дохода на величину физического показателя. Далее подставляем следующие данные – все они уже известны. В частности, полученный результат сперва умножаем на К1, а затем – на К2. Ну и не забываем о процентной ставке. Иными словами, полученный результат нужно еще умножить на 15%. В итоге мы получим величину ЕНВД за один месяц. Между тем данная система налогообложения предусматривает ежеквартальную отчетность. То есть для получения суммы, которую предпринимателю нужно заплатить государству, просто умножаем полученный ранее результат на 3. Как видим, здесь действительно нет ничего сложного.

Можно привести простой пример с конкретными цифрами. При расчете в данном случае мы возьмем гипотетического ИП, занимающегося грузоперевозками в российской столице, имеющем в собственности 1 автомобиль, и не использующем труд наемных работников. Подставляем в приведенную выше формулу нужные цифры. ЕНВД в данном случае будет равен 6000 × 1 (физический показатель – количество автомобилей) × 1,798 × 1 (коэффициент К2, установленный для Москвы) × 15% × 3. В итоге мы получаем 4 854,6 рубля.

При этом необходимо отметить один очень важный момент. Предприниматель, занимающийся грузоперевозками, и работающий по ЕНВД, имеет законное право на снижение величины данного налога. В частности, если наемных работников нет, то отчисления государству в данном случае разрешается уменьшить на полный объем взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем в отделы социального и медицинского страхования, а также в пенсионные фонды. Иными словами, из суммы, полученной при сделанном выше расчете, необходимо будет отминусовать эти платежи. Вот тогда расчет будет точным.

Между тем зачастую субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся грузоперевозками, используют наемный персонал. В таком случае размер налоговых отчислений сокращается на размер платежей за рабочих в государственные фонды. Но здесь есть одно важное уточнение. Все дело в том, что законодательство разрешает уменьшать таким образом величину ЕНВД не более чем на 50 процентов.

Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.

 

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ). Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим. Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Допустимые налоговые режимы

Чтобы определить с выбором, необходимо принимать во внимание организационно-правовой статус фирмы, количество рабочих единиц транспорта, масштаб планируемых сделок и объем выручки за период. Доступные режимы для ИП и ООО различаются. При этом законодательно варьируются не только уплачиваемые налоги, но и документооборот, а также методология ведения учета.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН - предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) - численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД - применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД - численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
  3. ПСН - применяется только ИП путем приобретения патента на календарный год по месту проживания предпринимателя (стат. 346.45 НК). Критерии для использования в 2017 году - численность в части ПСН (не более 15 чел.), общая выручка (не более 60 млн. руб.). При заключении договоров услуг по месту регистрации бизнеса приобретать патенты в других регионах не требуется. Это подтверждает Минфин в Письме № 03-11-12/15 от 07.02.13 г.

Обратите внимание! ОСНО (общая система налогообложения) в сфере грузоперевозок здесь не рассматривается, так как относится к одному из самых сложных с точки зрения учета налоговому режиму. Фискальная нагрузка на бизнесе по ОСН также считается обременительной в сравнении с более выгодными специальными режимами.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Оценить положительные и отрицательные нюансы различных налоговых режимов помогут обзорные характеристики, собранные в единую таблицу. Предпринимателям следует учесть, что одновременное использование ПСН и ЕНВД не допускается. Планируемые коды ОКВЭД необходимо выбрать до регистрации фирмы или добавить к уже имеющимся в процессе работы.

Сравнительная таблица системы налогообложения для транспортных компаний:

Кто вправе использовать

Организации и ИП

Организации и ИП

Ограничения по количеству средств транспорта

Период действия

Без ограничений

До 2021 года (продлено Президентом 2.06.16 г. в Законопроекте № 1025686-6)

В пределах календарного года

Ограничение региона действия

Регион/субъект РФ постановки на учет как плательщика ЕНВД

Регион/субъект РФ выдачи патента в части заключаемых сделок

Лимит численности (чел.)

Лимит годовой выручки (млн. руб.)

Ставка налога (%)

6/15 (в отдельных регионах может снижаться по решению муниципальных образований)

15 (в отдельных регионах может быть снижена до 7,5)

6 (в отдельных регионах может быть снижена до 0 для отдельных категорий ИП)

Основные базовые показатели для расчета налога

Объект налогообложения («доходы» или же «доходы-расходы»)

Базовая доходность, физические показатели, коэффициенты К1, К2

Величина предполагаемого дохода, процентная ставка, срок действия ПСН

Выплаты, уменьшающие размер налога к уплате

С ограничением в 50 % - страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; торговый сбор в определенных законом случаях (стат. 346.21 п. 8 НК)

С ограничением в 50 % - страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; больничные пособия. Для ИП - фиксированные платежи без ограничений

Налоговая разгрузка

Не платится НДС, имущество, прибыль

Не платится НДС (за исключением импортных операций), имущество, НДФЛ в части вмененных доходов для ИП, прибыль - для юридических лиц

Не платится НДС, имущество, НДФЛ

Сложность учета

Требуется тщательный учет доходов и расходов путем составления КУДиР. Декларации сдаются по итогам года. Бухучет разрешено вести в упрощенном порядке субъектам МП

Декларации предоставляются ежеквартально. Бухучет ведется предприятиями. ИП освобождаются от ведения учета и заполнения регистров отражения операций (Закон № 402-ФЗ пункт 1 стат. 2)

Сдача деклараций и прочих отчетов не требуется. Учет затрат и доходов не ведется

Реальный пример расчета налогов к уплате

Для определения оптимальной системы налогообложения грузоперевозок подсчитаем налоговую базу и возможные суммы налогов к уплате на конкретном примере.

Исходные данные:

  • Правовая форма перевозчика - ИП.
  • Муниципальное образование - г. Ростов-на-Дону.
  • Деятельность - грузоперевозки.
  • Количество единиц транспорта - 12.
  • Наемные служащие - 3 чел.
  • Выручка доход за 4 кв. - 875 000 руб.
  • Уплачены страховые взносы за сотрудников в 4 кв. 2016 г. - 37 500 руб.
  • При работе на ЕНВД уплачено фиксированных взносов в 4 кв. 2016 г. - 7 800 руб.

Таблица расчетов уплачиваемых сумм налоговых платежей за отчетный период:

Величина налога

«Доходы»

«Доходы - расходы»

Ставка налога с учетом особенностей муниципального образования

10 % (Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.)

15 %, БД = 6 000 на 1 машину; К1 = 1,798, К2 = 1

6 %, потенциальный доход на 12 машин = 3 832 000

Основание - Закон № 843-ЗС от 10.05.12 г.

Расчет налога

875 000 х 6 % = 52 500 - 26 250 (50 % от начисленной суммы налога) = 26 250

(875 000 - 37 500) х 10 % = 83 750

6 000 х 12 х 1,798 х 1 х 15 % = 19 418,4 х 3 мес. = 58 255,20 - 29 127,60 (50 % от начисленной суммы налогов) = 29 127,60 - 7 800 = 21 327,60

Расчет выполнен за 3 мес., исходя из срока действия патента в 1 год.

На 12 машин 57 480 = 3 832 000 х 6% / 12 х 3

Итого по применяемому режиму налогов к уплате, в руб.

Выводы

При указанных исходных данных, включающих регион ведения деятельности, наиболее оптимальным режимом для предпринимателей становится ЕНВД. Дополнительно при начислении вмененного налога в качестве уменьшающих сумм берутся фиксированные платежи, оплачиваемые ИП «за себя» по установленным тарифам.

Позволяет снизить налоговую нагрузку на компанию и применение УСН «доходы». Невыгодной при углубленных просчетах оказывается использование патента и УСН «доходы - расходы».

В части формирования учета и отражения хозяйственных операций предприниматели пользуются преимуществом, так как законом освобождены от необходимости вести бухучет.

Компаниями-юридическими лицами может применяться упрощенная методика построения учета со сдачей обязательных отчетов по сокращенному перечню. Что касается вышеприведенных расчетов, они действительны не только для ИП, но и для организаций.